Е. Марков Часть II. По Самарии, Галилее и берегам Малой Азии I. Прощание с Иерусалимом Сбор в дорогу. – Ночная прогулка через спящий город. – Мусульманские привратники Гроба Господня. – „Вавилонское пленение» христианской святыни. – Выезд из Иерусалима. ...Рано утром назначен был наш выезд из Святого города. Путь наш лежал через ветхозаветные города Вефиль и Сихем, через древнее Самаркое царство, в Галилею, родину Спасителя, к Тивериадскому морю, и оттуда через Кану и Назарет на далекие берега Финикии... Это уж было совсем серьезное и довольно долгое путешествие. Чемоданы наши и необходимая провизия были готовы, одежды наши по возможности применены к Палестинскому зною и к постоянному пребыванию на седле, с которого не предстояло слезать до самых волн Средиземного моря. В 9-ть часов вечера мы уложились совсем и уже выбирали вместе с Якубом на дворе русских построек приводимых арабами ретивых коней, совершенно разочаровавших меня в идеальных свойствах арабского скакуна. На поверку выходит, что даже в Аравии достать действительно хорошую арабскую лошадь чрезвычайно трудно, а без особенного случая даже просто невозможно. Лошади же, которых предлагают путешественникам, сплошь да рядом гроша не стоят, тряски до отчаяния, побиты на ноги, тупы на ходу. Но наконец общими усилиями выбраны скакуны и для жены, и для Якуба, и для каваса Николая, которого любезно отдавал в наше распоряжение на время путешествия наш обязательный консул. Турецкий жандарм, в качестве местного араба, должен был уже сам позаботиться о своем коне. Наша ночная джигитовка по площади русских построек окончилась, окончилась и долгая торговля с арабами; в 3 часа утра оседланные лошади и проводники должны уже ждать нас у подъезда. Жене моей не хотелось однако уехать из Иерусалима, не посетив еще раз Храма Воскресения и не поклонившись на прощание Святому Гробу. Расспросили знающих людей, говорят, храм давно заперт, с 7-ти часов вечера, турецкие караульные разошлись по своим домам. Теперь нельзя проникнуть в храм, иначе как по особому разрешению Паши Иерусалимского. Делать нечего, пришлось опять обращаться к любезности консула. Послали каваса с письмом к Паше, и через час явилось желанное разрешение. Нам назначено было явиться к дверям храма ровно в 12-ть часов ночи. Не успели мы немного вздремнуть на своих диванах, как уже раздался условленный стук в дверь. Седой, усатый консульский кавас самого величественного вида, расшитый серебром, увешанный медалями, с длинною саблею, воинственно бряцавшею по полу, с богатыми кинжалами и пистолетами за широкою шалью, опоясывавшею его полную фигуру, – уже ждал нас с огромным фонарем, освещенным двумя свечами...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Похвальное слово многотысячной очереди к святыне 23.11.2011 1650 Время на чтение 3 минуты Впервые в Россию с Афона привезена великая святыня Христианского мира - Пояс Пресвятой Богородицы. Многотысячные очереди жаждущих прикоснуться к святыне поражают людей светских. В районе Храма Христа Спасителя я видела таких остолбеневших. Несомненно, эти очереди к святыням - наше, русское явление, не искорененное даже диктатом советского времени. В 2007 г. в Храме Христа Спасителя, на Вознесение (за этой службой происходило воссоединение Русской Православной Церкви Заграницей с Церковью на Родине) я познакомилась с русской эмигранткой из США. Она поразилась переполненности Храма, считая, что по-настоящему важным это событие является только для Зарубежной Церкви. Вы-то, мол, в России, чему так радуетесь? Но потом, подавив свое удивление, сказала слегка даже пренебрежительно: «Это - русское...». - «А как же у Гроба Господня в Иерусалиме? Я только что оттуда» - «Да и там ведь - одни русские!» Только что недосказано: невежественные, непросвещенные, вечно толпящиеся, не умеющие себя вести даже в храме... Помнится, как умилялись до слез греки, сопровождавшие в Россию мощи Спиридона Тримифунтского, видя очереди на поклонение к святыне. Как поражаются итальянцы, видя русских паломников, крестным ходом шествующих с теплохода к «их» Николаю Чудотворцу. Во время принесения мощей Спиридона Тримифунтского у Данилова монастыря мне пришлось быть свидетельницей такой сцены. При самом входе в монастырь к очереди стремилась примкнуть провинциальная девушка. Она упрашивала охранника, что ей очень, ну просто очень надо, что сама она с Дальнего Востока, что через 3 часа у нее поезд, и у нее никогда уже не будет возможности... Молодого парня-охранника, постоянно пребывавшего в удивлении от лицезрения этой очереди, (это было написано у него на лбу) девушка уже и уговорила, но он, указывая на очередь, сказал: «Я-то что... но кто же вас пропустит?» К удивлению он услышал: «Пропустите, пропустите ее, ей надо!». Охранник, снова удивившись, раздвинул ограду, и девушку пропустили.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/1...

Запись монастырская о событиях и посещениях обители разными лицами 1812 года 2 октября принесена была в Варницкий монастырь Колотская явленная икона Божией матери и при ней приехал игумен Иларий с братией того монастыря, которые и имели здесь пребывание до 20 ноября, когда обратно отправились в свою обитель. 1813 года 36 мая принесена в Ростов из Мологи возвращавшаяся в Могилев явленная икона Божией Матери Умиления, которая и в здешний монастырь приносима была по случаю праздника в крестном из города хождении. 1817 г. в феврале месяце был в Ростове и 14 числа в здешнем монастыре Иерусалимский архимандрит Арсений с Иеромонахом и монахом, проживающие в России по Высочайшему дозволению для испрошения подаяния на возобновление храма Гроба Господня, сгоревшего от поджога еретиками в 1808 г. 30 сентября в 9 час. ночи. 1819 г. 18 марта прибыл в сей монастырь для проживания, уволенный от управления епархией, Преосвященный Августин, Епископ Уфимский и Оренбургский и построил на собственный свой кошт деревянные близь святых ворот покои. 1829 года в половине августа монастырь посетил Архиепископ Ярославский и Ростовский Авраам, осмотревший новосозданный храм Введенский. 1832 г. 21 июля был в обители Преосвященный Иона, Митрополит и Экзарх Грузии, уволенный на покой для проживания в С-Петербург Членом в Св. Синоде. 1836 г. посетил Варницкий монастырь Митрополит Московский Филарет в сопровождении наместника Троицкой Лавры; осмотрев соборную церковь и теплую и оставшись доволен осмотром, возвратился в Яковлевский монастырь, куда прибыл для освящения теплого храма во имя св. Иакова. 1837 г. 8 сентября в 3 ч. дня посетил монастырь в первый раз по вступлении на епархию Евгений, Архиепископ Ярославский и Ростовский. 1839 г. в декабре посетил обитель Костромской Преосвященный Епископ Владимир в сопровождении наместника Яковлевского монастыря отца Флавиана. 1840 г. 22 мая посетил Варницкую обитель Высокопреосвященный Евгений, Архиепископ Ярославский и Ростовский в сопровождении эконома архим. Никодима со свитою и совершил Божественную литургию соборно с 4-мя священнослужителями; после литургии посетил настоятеля в его келлии и благоволил обедать.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/i...

«Орудия мучений, орудия плена, орудия несвободы – все они летят теперь в небытие, побеждает их Господь Своей властью» В праздник Святой Христовой Пасхи вместе с протоиереем Николаем Чернышевым, иконописцем и клириком храма Святителя Николая в Кленниках, мы пытаемся вглядеться в образ Праздника всех Праздников — икону Воскресения Христова. Перед началом нашего сегодняшнего разговора, хочется всех вас поздравить пасхальным приветствием: «Христос Воскресе!» Победа И вот перед нами посреди храма — образ Праздника всех Праздников, икона Воскресения Христова. В данном случае  — его иконография, именуемая «Сошествием Христа во ад». Как мы знаем из повествования Евангелия, никто на свете не видел самого момента воскресения Христова. Но богословской мысли отцов, составлявших богослужение Пасхи, было открыто многое из того, как именно это чудо происходило. В службах Великого Пятка и Великой Субботы да и в других творениях святых отцов, размышлявших о тайне спасения мира, нам открыто:  Христос пришел, чтобы спасти весь человеческий род и, как читается в антифонах на утрени Великой Субботы, «на землю сшел еси, да спасеши Адама: и на земли не обрет сего”, не нашел в нашем, земном мире. В поисках человека Христос опускается  на дно ада, к первым людям, ставшим первыми грешниками, да и ко всем без исключения умершим.Ведь все человечество до Воскресения Христова пребывало именно там! Мы можем услышать обо всем этом, молясь на службах Страстной седмицы и Пасхи, и можем увидеть на иконе, которая сейчас переда нами. Христос, проведший три дня во Гробе, не остался там навсегда. Онидет в  самые мрачные глубины, какие и на земле и представить невозможно, – глубины ада, чтобы и оттуда извлечь человека и подъять его до небес. На иконе мы видим встречу первого Адама и второго Адама – Господа нашего Иисуса Христа, видим, как Спаситель «вырывает», извлекает его из гроба. Безвольный жест Адама,обращенный ко Христу… Рука его и в мольбе, в стремлении, но и в немощи: человеческие силы не могут преодолеть смертности. Рядом с Адамом, в красных одеждах, праматерь Ева, в такой же мольбе, обращенной ко Христу, – все в смиренном жесте ее рук, во взгляде. А вокруг мы видим тех пророков, которым столетия и тысячелетия назад открыто было то, что не навсегда, не навечно на земле и во вселенной царство зла: «Семя Жены сотрет главу змия» (Быт. 3,15).

http://pravmir.ru/obraz-pobedyi-nad-smer...

Тушебино, урочище. Храмовый комплекс. Церкви Собора Пресвятой Богородицы и Вознесения Господня. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Храмовый комплекс. Не действует.   Год постройки:не ранее 1735. Адрес: Россия, Костромская область, Галичский район, урочище Тушебино (0,5 км к востоку от деревни Семеновское). Координаты: 58.459083, 42.594622 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Село Тушебино имело и другое название: «что в Соборе в реках». Оно было центром древнего Тушебина стана и известно с 1534 г., когда чухломской наместник Третьяк-Катенин собирал дань со стана для московского великого князя. В 1617 г. была Тушебинская волость, принадлежавшая Ксении Ивановне Романовой — матери царя Михаила Федоровича Романова. В 1723 г. село Тушебино было у Я.Г.Сытина, и он писал в Патриарший приказ: «В прошлых годах в Тушебином стане была приходская церковь, а ныне на том месте желаю построить каменную». Каменная зимняя церковь Собора Божьей Матери с колокольней построена в 1735 г., а летняя церковь, каменная, построена в 1792 г. Находившаяся еще в хорошем состоянии деревянная церковь отсюда была перевезена на погост Игнатово. После окончания Северной войны, когда еще войска нельзя было демобилизовать, их отвели во внутренние губернии России и создали здесь так называемые дистрикты — военно-административные районы, на жителей которых было возложено содержание войск. В Тушебине в 1723 г. был создан Тушебинский дистрикт, в который вошли Волежская и Тушебинская волости. Источник Соборо-Богородицкая церковь с. Тушебино каменная, зимняя с такою же колокольнею; построена в 1735 г. на средства прихожан. При ней Вознесенская, каменная летняя, построена в 1792 г. Оба храма обнесены каменною оградою. Кладбище примыкает к церковной ограде с восточной стороны и обнесено деревянной оградой. В Богородицкой церкви 3 престола: а) в честь Собора Пресвятой Богородицы, б) преп. Авраамия Чухломского и Макария Унженского чудотворцев и в) Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи. В Вознесенской церкви также 3 престола: а) в честь Вознесения Господня, б) святит. Николая Чудотворца и в) св. мчч. Флора и Лавра. Достопримечательная местная святыня - напрестольный крест с частицами Гроба Господня и св. мощей угодников Божиих.

http://sobory.ru/article/?object=30859

4. Неделя 28-я по Пятидесятнице. Глас 3-й. Вмц. Варвары. Прп. Иоанна Дамаскина. Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского. Служба вмц. Варвары и прп. Иоанна Дамаскина шестеричная, совершается вместе с воскресной службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы вмц. Варвары в соединении с воскресной службой Октоиха (Б) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й – 4, великомученицы, глас 2-й – 3, и преподобного, глас 8-й – 3. «Слава» – великомученицы, глас 6-й: «Отечество, род, имение оставивши...», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Како не дивимся...». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 7-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 3-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Вси чистою совестию...». Примечание. Допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихира храма; «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Монахов множества...» (см. на стиховне утрени в Минее), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Безневестная Дево...» . На стиховне стихиры воскресные, глас 3-й. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче...», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Творец и Избавитель...» . По Трисвятом – «Богородице Дево...» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й (единожды), тропарь великомученицы, глас 8-й (единожды). «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Иже нас ради...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 6-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, великомученицы (глас 2-й) на 4 и преподобного на 4.

http://patriarchia.ru/bu/2023-12-17/

«Аще забуду тебе, Иерусалиме…» К 170-летию основания Русской духовной миссии в Иерусалиме. ФОТОГАЛЕРЕЯ Русская Палестина – удивительное духовное и историческое явление, во главе которого – основанная в 1847 году Русская духовная миссия в Иерусалиме. Ее попечением и старанием, энергией и трудом деятелей Русской Православной Церкви и Российского государства во второй половине XIX – начале XX веков для русских паломников был приобретен целый ряд святых мест, связанных со значительными событиями Священной истории, было возведено множество храмов, паломнических гостиниц, подворий, основано несколько монастырей. Русская Палестина – это большая просветительская, научно-исследовательская и благотворительная деятельность. Золотым ее веком можно считать годы, когда без малого 30 лет (1865–1894) начальником Русской духовной миссии, четвертым по счету, был архимандрит Антонин (Капустин). Несмотря на частое безденежье, множество трудностей и препятствий, ему удалось приобрести большое количество земельных участков, ценность которых невозможно измерить в материальном выражении: участок в Хевроне с растущим на нем дубом Мамврийским, под сенью которого патриарх Авраам принял трех таинственных Странников; участок на горе Елеон – недалеко от места Вознесения Христова; землю в селении Эйн-Карем – место встречи Пресвятой Богородицы и праведной Елисаветы; участки в библейском Иерихоне и в Яффе – с гробницей праведной Тавифы, воскрешенной святым апостолом Петром, и другие. Благодаря научным занятиям архимандрита Антонина церковной археологией, близ храма Гроба Господня был обнаружен порог Судных врат, через который проходил Крестный путь Спасителя, и древний некрополь в Яффе. Русское присутствие в Святой Земле стало возможным и благодаря пожертвованиям православных русских людей: с 1886 года по всей России во всех епархиях и храмах ежегодно в Вербное воскресенье – в праздник Входа Господня в Иерусалим – проводился сбор пожертвований для Русской духовной миссии в Иерусалиме, который и назывался «Вербным».

http://pravoslavie.ru/107405.html

- Ветхий Завет понимает проклятие, в первую очередь, как пожелание зла: «Приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли». Когда мы с вами участвуем в великопостном богослужении, там вместо песнопения «Бог Господь и явися нам» именно это и читается. Оторопь берет, почему так читается «Приложи им зла, Господи»… О чем идет речь? И когда ты вчитываешься в тексты ветхозаветные, ты понимаешь, что речь идет о том, что творцы этих текстов видели связь между грехом и гибелью, и предупреждали людей о неизбежности этой связи. Кажется во Второзаконии говорится: «Отцы наши ели зеленый виноград, а у детей оскомина на зубах до третьего колена» - вот что такое ветхозаветное не благословение, оно же и есть проклятье. «Проклят всяк висяй на древе» - относится уже ко Христу, человеческая злоба и человеческое проклятье, человеческое греховное намерение исключить Христа из круга живущих, прибивае Его к древу крестному. Что же касается новозаветного понимания, ВЫ не найдете у Христа слов проклятия, Христос действенен, и не замедляет действовать, когда что-то возмущает его дух, так он изгоняет торговцев из храма. Христос говорит: «Не мир пришел я принести, но меч», имея в виду меч, посекающий бесплодную смоковницу, имея в виду меч, посекающий грех. Но уже и в Ветхом Завете прорастало понимание новозаветной любви, и даже уже там ад – это место отсутствия Бога. И проклятия Христова мы с вами не найдем, мы не найдем таких слов. Бог оставляет человека без благословения, Бог не рядом с таким человеком, Бог отворачивается от такого человека. Когда кто-либо берет на себя дерзость кого-то проклясть, он должен знать о том, что это нечто чудовищное, что войдет и в его собственную жизнь. В одном из «Отечников» говорится так: «Тот, кто проклинает другого человека, готовит два гроба – один для того человека, другой – для себя». А проклятья нередко можно услышать… как христиане говорят: «Да будь он проклят», это что-то ужасное, вы желаете человеку смерти и не спасения, не забудьте при этом, что вы то же самое желаете таким образом и себе.

http://radonezh.ru/text/kakie-tri-truda-...

Г.И. Вениаминова Приложения План Евангелия от Иоанна Глава 1. Пролог (1–18). Проповедь Иоанна Крестителя (19–28). Крещение Господне (29–34). Первые ученики (35–42). Глава 2. Первое чудо (1–11). Христос в Капернауме (12). Первая Пасха. Изгнание торгующих из Храма (13–25). Глава 3. Беседа с Никодимом (1–21). Христос крестит в Иудее (22). Последнее свидетельство Иоанна Крестителя о Христе (23–26). Глава 4. Путешествие в Галилею (1–3). Беседа с Самарянкой (4–42). Исцеление сына царедворца (43–54). Глава 5. Вторая Пасха. Исцеление при купальне Вифезда (1–16). Беседа о Своем равенстве Отцу, о воскресении и суде (17–47). Глава 6. Насыщение 5000 человек (1–14). Чудо хождения по водам (15–21). Беседа о Хлебе Жизни на третью Пасху (22–71). Глава 7. Христос в Галилее. Братья Христа (1–13). Христос на празднике Кущей (14–53). Глава 8. Женщина, взятая в прелюбодеянии (1–11). Спор с иудеями на «другой день после праздника Кущей» (12–59). Глава 9. Исцеление слепорожденного (1–41). Глава 10. Притча о Добром Пастыре (1–21). Беседа на празднике Обновления (22–39). Уход Господа за Иордан (40–42). Глава 11. 1. Воскрешение Лазаря (1–46). Совет Каиафы (47–53). Христос в Ефраиме (54–57). Глава 12. Вечеря в Вифании (1–11). Вход Господень в Иерусалим (12–19). Встреча с еллинами (20–23). Последние наставления Иисуса Христа (24–36). Глава 13. Омовение ног на Тайной Вечери (1–20). Изобличение предателя, уход Иуды (21–30). Прощальная беседа с учениками (31–38). Глава 14–16. Прощальная беседа с учениками. Глава 17. Первосвященническая молитва (1–26). Глава 18. Взятие под стражу (1–12). Иисус Христос перед Анной, отречение ап. Петра (13–27). Иисус Христос перед Пилатом (28–38). Пилат пытается отпустить Иисуса Христа (39–40). Глава 19. Бичевание, Пилат вновь пытается отпустить Иисуса Христа (1–15). Распятие (16–24). У Креста Господня (25–30). Смерть Христова (30). Снятие со Креста и погребение (31–42). Глава 20. Мария Магдалина приходит ко Гробу Господню (1). Ann. Петр и Иоанн у Гроба Господня (2–10). Явление Господа Марии Магдалине (11– 18). Явление Одиннадцати в отсутствие ап. Фомы (19–24). Уверение ап. Фомы (25–29). Заключение (30–31). Глава 21. Явление при море Тивериадском (1–23). Заключение (24–25).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

И.П. Ювачев XXXV. История Крестного древа Ночь страстей Христовых. – Нагрудные христианские знаки. – Путешествие в Крестный монастырь. – Как Лот искупил свой грех . – Грузины в Палестине. – У Гроба Господня. – Стена плача иудеев. – Остатки Израиля. В ночь священных воспоминаний гефсиманской молитвы Спасителя, Его предания и человеческого суда над Богом, в эту ночь с четверга на пятницу страстной недели, обыкновенно многие из русских паломников бодрствуют на Голгофе и с великим воодушевлением читают акафист страстям Господним. Хотя Спаситель наш в эту трудную для Него ночь и просил Своих учеников бодрствовать и молиться с Ним, но я лично не мог преодолеть своей усталости после долгой всенощной службы с чтением двенадцати евангелий и пошел немного отдохнуть в гостиницу. Однако, рано утром, я опять уже был на Голгофе, где все еще толпилось множество русского народа. В Великую пятницу не полагается литургии, и отсутствие этого главного христианского богослужения здесь очень заметно в знаменательный день смерти Господа. Чувствовалась в народе потребность в более выразительном богослужении, чем положенные «часы». Припав к отверстию Креста Господня и прикоснувшись рукою по общепринятому обычаю к священной скале, я вышел из храма Воскресения и направился к русским постройкам. Недалеко от церкви св. Троицы, под тенью известного гостеприимного дерева, сидели группами мужчины и женщины и вели тихие беседы. На краю одной скамейки бородатый странник в длинном подряснике и старенькая богомолка о чем-то оживленно хлопочут. У странника в руках блестит медный крест, а богомолка держит лоскуток красной атласной материи. Я подсел к ним на скамейку. Словоохотливый странник объяснил мне, что он свой шейный крест вместе с образком Божией Матери обшивает холстом и еще какой-нибудь крепкой материей и так, в закрытом виде, носитъ на груди эти знаки христианской веры. Но сегодня, ради воспоминания крестной смерти Господа, он раскрыл свой крест, почистил его и теперь просит старушку зашить его по-новому. «А вечером, Бог даст, – прибавил он,–освящу мой крест на Голгофе и на Гробе Господнем».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010