Глава XI. Храм Гроба Господня «И всю юдоль мертвых и пепела, и весь Ассаримоф даже до водотечи Кедрския, даже до угла коний врат восточных, освящение Господеви, и ктому не исторгнется и не потребится даже до века!» ( Иер 31:40 ) Место, где основан храм Гроба Господня, называлось некогда юдолью мертвых. Поразительны пророческие слова Иеремии: «И вся юдоль мертвых и пепла и предградия до потока Кедрского, даже до угла конских врат восточных – будет священным местом Господа и не истребится и не разрушится вовеки» ( Иер 31:40 ). Все это свершилось! и будущее утешительно сердцу христиан! Евреи называли это место Голгофою; значение этого слова объяснено в самом Евангелии. Кресты распинаемых видны были здесь в груде праха и пепла сожигаемых тел. Торжественный Крест Спасителя, вознесший человечество до небес, таился под этими грудами около трехсот лет. Язычники, злобствующие на многочисленных последователей учения Христова, приходивших сюда поклоняться втайне, воздвигли при Адриане, на Голгофе, храм Венере, а на месте Воскресения храм Юпитеру – чтобы христиане, поклоняясь своим святыням, казались поклонниками идолов. Но в 326 году по Р. X. царица Елена сама прибыла в Палестину. Прежде всего, она разрушила капища идолов. Всем известна история обретения Креста и Гроба Господня. Замечательно, что храм Воскресения хотя бы и должен был называться по-арабски Кенисат аль Киамат (т. е. Храмом Воскресения), но он доселе называется аль Комамат – словом, означающим груду обломков или праха, в память построения храма Еленою, когда она очистила это место запустения. Местность святынь Иерусалимских, и вообще всей Палестины, были тогда еще в памяти у всех, и благочестивая царица сама собрала все изустные предания и увековечила их сооружением храмов и письменами. Тогда был создан на этом священном месте видимый нами великолепный храм, дополненный и украшенный впоследствии; бывший столько раз добычею пламени и сохранивший нам, чудесным Промыслом Божиим, два неоцененные сокровища – скалу Голгофу и погребальный вертеп Спасителя!

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Предисловие Издавая в третий раз мое путешествие ко Святым местам, я старался отчасти исправить недостатки слога, которые или сам заметил, или мне указали благосклонные читатели. Уважая также их отзыв о необходимости планов для пояснения внутреннего устройства главнейших святилищ палестинских, я приложил к новому изданию подробные планы: Храма Воскресения, где находится Св. гроб, Вифлеемского собора, с подземным вертепом Рождества, и Гефсиманской пещеры, заключающей в себе гроб Богоматери, и присоединил к ним карту моего путешествия. Мне хотелось также дополнить то, что осталось у меня неописанным по краткости моего пребывания в Палестине, выписками из прежних странствований русских в Святую землю, которые начиная с одиннадцатого века, частью сохранились в рукописях, частью напечатаны. Для сего предлагаю, в начале моей книги, краткий обзор всех Русских паломников, из коего, хотя и неудовлетворительно, однако можно видеть переменные обстоятельства Иерусалима, в течение восьми последних столетий, и постепенное запустение некоторых из его святилищ. В конце же книги я поместил переведенный отрывок из путевых записок Архиепископа Грузинского Тимофея, который подробно описывает все обители, сооруженные грузинами в Палестине. Будучи в Иерусалиме видел я меч и шпоры короля Готфреда, коими и доныне многие благородные посетители св. мест производятся в орден рыцарей Св. гроба, с возложением на них креста и цепи короля Балдуина. Не одно любопытство, но и уважение к сим двум великим освободителям Св. гроба и к памяти крестоносцев, оставивших по себе неизгладимые следы в Палестине, побудило меня исследовать о начале ордена Св. гроба, и вместе со сведениями, которые я мог заимствовать по сему предмету из иностранных писателей, представить здесь саму присягу рыцарей и чин посвящения в орден, списанные с латинского подлинника в Иерусалиме. Предлагая еще однажды книгу мою снисходительному вниманию соотечественников, я почту себя совершенно счастливым, если чтение оной возбудит участие к бедственному положению святыни иерусалимской и гроба Господня, а участие сие обнаружится милостынею палестинской церкви, от лица коей архиепископу Фаворскому высочайше дозволено собирать ныне подаяние по России.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Чудо Благодатного огня Господь наш Иисус Христос пострадал и умер на Кресте, был погребен во гробе, принадлежавшем Никодиму, и воскрес из гроба в третий день после Своей кончины. Где находилась гора Голгофа — место страданий Спасителя и место Его погребения? Согласно Священному преданию, в евангельскую эпоху скала, называемая Голгофа, существующая и по сей день, на которой и произошло Распятие Христа, была расположена почти сразу за стенами тогдашнего Иерусалима, с внешней стороны. Святая Гробница — пешера, в которой находилось тело Спасителя в течение трех дней, была высечена в небольшой скале, расположенной на расстоянии десятка метров от Голгофы, которая несколько возвышается над скалой Святой Гробницы. По внутреннему устройству Святая Гробница представляла собой высеченную в скале пещеру, в которой было два помещения: дальнее, являвшееся собственно погребальной камерой, с ложем — аркосалием, — и входное помещение перед ней. В IV веке по приказу святой равноапостольной Елены над местом Голгофы и Святой Гробницы был воздвигнут великолепный храм — Базилика, причем и сама Голгофа, и Святая Гробница были заключены под его сводами. До нашего времени Базилика несколько раз перестраивалась, даже разрушалась (614 год), восстанавливалась и сейчас известна как Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Непосредственно над погребальной пещерой Спасителя издревле находится специальная часовня — Кувуклия. Слово «Кувуклия» означает «царская опочивальня». Для обозначения гробницы это слово применяется в единственном на земле месте — в Храме Гроба Господня, где «Царь царствующих и Господь господствующих» был положен для тридневного сна. Здесь Он воскрес, первенец из мертвых, открывая нам всем путь к Воскресению. Современная Кувуклия представляет собой часовню размером около восьми метров в длину и шесть метров в ширину, располагается под сводами Храма Гроба Господня. Как и в евангельские времена, Гроб Господень, Святая Гробница, в настоящее время состоит из двух комнат: небольшая «погребальная камера» 2,07x1,93 метра, почти наполовину занятая каменным ложем — аркосалием, и входное помещение (комната), называемая приделом Ангела, размером 3,4x3,9 метра. Посреди придела Ангела расположен пьедестал с частью священного камня, который был отвален в свое время от Святой Гробницы Ангелом и на котором он и сидел, обращаясь к женам-мироносицам.

http://pravoslavie.ru/4942.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь Россия, Московская обл., г. Истра, ул. Советская, д. 2. Царь Алексей Михайлович, единственный в свое время православный царь, был основателем Нового Иерусалима подобно тому, как святой равноапостольный царь Константин, первый христианский император, был основателем храма Гроба Господня в Иерусалиме. Новый Иерусалим близ Москвы свидетельствовал о России как «Треть ем Риме» и «Втором Иерусалиме» и развивал замыслы Бориса Годунова по созданию в Москве Гроба Господня в меру Живоносного Гроба и сооружению храма «Святая Святых». Царскую идею создания на подмосковной земле подобия святынь Палестины поддерживал патриарх Никон, ему же принадлежит и попытка ее воплощения в жизнь. Святейший патриарх Никон (в миру Никита Минов) родился в 1605 году в деревне Вельдеманово, что под Нижним Новгородом, в крестьянской семье. Его отец был мордвином, мать – русской. Младенца назвали Никитой в честь преподобного Никиты, столпника Переславльского. Никита рано ощутил призвание к монашеству, но по настоянию родных женился и стал приходским священником, служившим сначала в нижегородских пределах, а затем – в Москве. Супружеская жизнь иерея Никиты продолжалась десять лет, но все трое детей его умерли в младенчестве, и он, увидев в этом знак Божий, уговорил жену поступить в московский Алексеевский монастырь, а сам уехал на Соловки, где в Троицком Анзерском скиту принял монашество с именем Никон в честь священномученика Никона, епископа. Когда Никон стал патриархом, по его указанию в Святую Землю отправился ученый иеромонах Троице-Сергиева монастыря Арсений Суханов, который по возвращении из поездки доставил патриарху чертежи, планы и точную модель храма Воскресения Христова в Иерусалиме, а также чертежи Вифлеемского храма. Под личным наблюдением патриарха Никона (он жил в скиту, здание которого сохранилось до наших дней) начались работы по воплощению в жизнь его грандиозного замысла.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В этом же псалме сказано: «Иерусалим устроенный как город, слитый в одно» ( Пс 121:3 ). Этот последний стих замечателен тем, что он определяет и теперь общее построение города: здания иерусалимские, как и прежде, почти все связаны между собою аркадами; часть улиц Иерусалима находится под сводами и часть открытая. Дома иерусалимские грубого зодчества, каменные и глиняные, – по обычаю Востока без крыш, с террасами и с куполами посереди; они облечены в белый однообразный цвет, сливающийся в одну массу; одни купола храма Гроба Господня и мечети Омаровой приметно отделяются из этой нестройной груды. Несколько вершин бедных минаретов, кипарисов и тощих пальм возвышаются там и здесь. Жизнь не видна на улицах, она во внутренних дворах домов или на террасах; но и там такая тихая, что едва заметна. Решетчатые окна, без стекол, обращены по большей части на дворы. Главные улицы намощены большими камнями без всякого уравнения и трудны не только для лошадей, но даже и для пешеходцев; на иных однако есть тротуары; отдаленные улицы не мощены, многие из них ведут к пустырям или к развалинам; почти вся северная часть города состоит из таких заглохших пустырей. Вы видите из этой картины бедность Иерусалима, но со всем тем вид Иерусалима с горы Элеонской, как мы уже сказали, вдохновителен и чрезвычайно живописен. Вот имена главных улиц: Гаратуль-алам (страстной путь или путь печали), которая идет от ворот Гефсиманских до храма Гроба Господня; та, которая идет от храма мимо монастырей греческого и католического, называется Гаратуль-Нассара, то есть улица христиан. Гарат Сукуль-Кебир идет от замка Давидова, мимо базара к ограде мечети Омаровой. Гаратуль Аммуд – от Дамасских ворот, мимо базара, до Сионских ворот. Гаратуль Муслим – между мечетью Омара и храмом Гроба Господня. Гаратуль Арман, армянская, в квартале армян. Гаратуль Юд, Иудейская, в квартале евреев. Гаратуль Маграби или Варварийская – возле Гнойных ворот. Гаратуль Саххара – от Иродовых ворот мимо церкви Св. Анны к купальне Овчей.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

МЫ ОКАЗАЛИСЬ в хра­ме Воскресения около семи часов вечера в Страстную Пятницу. Мы — чет­верка русских паломников, за­терявшиеся в толпе греков, ара­бов, сербов и румын. Впрочем, перед входом в центральную часть храма, напротив кувуклии (Часовни Гроба) ангель­ские голоса выводили акафист Пресвятой Богородице. Там стояли несколько сестер из Пюхтицкой обители. МЫ ОКАЗАЛИСЬ в хра­ме Воскресения около семи часов вечера в Страстную Пятницу. Мы — чет­верка русских паломников, за­терявшиеся в толпе греков, ара­бов, сербов и румын. Впрочем, перед входом в центральную часть храма, напротив кувуклии (Часовни Гроба) ангель­ские голоса выводили акафист Пресвятой Богородице. Там стояли несколько сестер из Пюхтицкой обители. Паломники — в основном по­жилые гречанки — перемещались волнообразно по огромному объ­ему романской базилики, гоняе­мые «охранниками храма» в красных фесках и с большими палками и израильскими поли­цейскими, словно так и родив­шимися на свет с автоматами «узи» в руках. Около восьми часов вечера двери заперли. Предусмотри­тельно (но тайно) захватив из гостиницы несколько одеял, мы отправились искать место для ночлега. Холодные камни не рас­полагали к вольготной расслаб­ленности. Но тем не менее па­ломники спали везде — на Голго­фе и в пещере Обретения креста, у Камня бичевания и возле места Стояния. Богородицы. Не спали они только вокруг самой Часов­ни Гроба. Ни один нормальный человек, даже если бы ему и разрешили полицейские, не смог сомкнуть глаз среди шума, господствую­щего в этом месте в эту ночь. Тыльная сторона кувуклии служит алтарем одной из монофизитских Церквей. Верные своему пониманию Истины, юные дохалкидонцы, ведомые одетыми в синее священнослу­жителями, бодрствуют до само­го появления огня. А чтобы он сошел совсем уж наверняка, они от всего сердца исполняют предписание царя Давида: «Хва­лите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и на гуслях!» Крики и танцы (они за­бираются на плечи друг друга), сначала оглушающие привыч­ных к благостному внутрихрамовому смирению русских, с ка­кого-то момента начинают вос­приниматься биением огромно­го сердца, и когда ритм танца, где-то там, в невидимой нам глубине, затихает, мы тревожно переглядываемся: «Не случи­лось ли чего?».

http://pravmir.ru/blagodatnyj-ogon/

Скачать epub pdf С самого начала своего бытия Русская Православная Церковь поддерживала тесные отношения с Православными Церквами Востока, прежде всего с Константинопольской и Иерусалимской. Через Царьград лежал путь русских паломников в Палестину – колыбель христианства. Паломники из славянских стран стали появляться в Палестине начиная с VI–VII вв. Самое раннее письменное свидетельство о таком паломничестве в Иерусалим, совершенном монахом Варлаамом, относится к 1062 году. Все они стремились в Иерусалим, к тому месту, которое является святыней для каждого христианина – храму Воскресения Христова и находящимся ныне в его стенах Голгофе и Гробу Господню. История создания этого храма уходит в глубокую древность. Члены первой христианской общины с благоговением чтили Голгофу и Гроб Господень – места, связанные с крестными страданиями и Воскресением Спасителя. В 70 г. по Р. Х. Иерусалим был разрушен римскими войсками и снова стал восстанавливаться в 136 г. при императоре Адриане (117–138), который приказал построить на Голгофе храм Венеры, а на месте Воскресения Христова – храм Юпитера. Но усилия императора-богоборца предать забвению христианские святыни были тщетны, и в течение многих десятилетий христиане приходили сюда, чтобы тайно поклониться святым местам. И когда в 326 г. в Иерусалим прибыла царица Елена, мать принявшего христианство императора Константина, то она легко отыскала место распятия и погребения Спасителя по тем статуям Юпитера и Венеры, которые поставил над Голгофой и пещерой Гроба Господня император Адриан. Именно тогда, после упразднения языческих капищ, началось здесь возведение храма над Гробом Господним по приказанию святого императора Константина и его святой равноапостольной матери Елены. «Святая Иерусалимская Воскресения и Гроба Христова церковь по построении своем освящена была по Рождестве Иисусе Христове в 335 г., царствования же Великого Константина 30 года» 1 , – писал один из русских паломников в конце XVIII века. Этот храм был подробно описан современником Константина, историком Евсевием Памфилом . Из его описания видно, что император желал воздвигнуть над Гробом Господним такой храм, который «был бы великолепнее всех храмов, где-либо существующих и чтобы другие здания при храме были гораздо превосходнее самых прекрасных по городам строений» 2 . Быть может, по образцу первого храма над Гробом Господним был сооружен и величественный храм в Херсонесе, близ Севастополя, над тем местом, где по преданию в X веке принял крещение святой равноапостольный князь Владимир 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

На первом заседании Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Новоиерусалимского монастыря 20 октября 2008 года (Москва, Кремль) Святейший Патриарх Московский Алексий II говорил об исключительной роли, которую должен был играть монастырь в духовной жизни России: «Новая обитель в излучине реки Истры созидалась как пространственная икона изображения Святой Земли. Ближние окрестности монастыря получили палестинские наименования и постепенно заполнились новыми церквами, часовнями и поклонными крестами. Это была Русская Палестина, представляющая собой единый церковный организм и привлекшая множество паломников. Главной святыней Воскресенского монастыря всегда был храм Воскресения Христова, сооруженный по образу храма Гроба Господня в Иерусалиме, с копиями всех находившихся в нем памятных мест, связанных с искупительным подвигом Христа Спасителя. Русские люди, не имеющие возможности проделать долгий и опасный путь в Иерусалим, особенно в прошлом, получали возможность поклониться близ Москвы точному подобию Голгофы, Гроба Господня, места обретения Животворящего Креста и многим другим святыням. Воскресенский собор Нового Иерусалима был не просто копией прототипа, он созидался как образ Иерусалима Горнего. Согласно летописным данным, патриарх Никон заложил здесь множество престолов, число которых равнялось количеству дней в году. Воплощение этой идеи в Новом Иерусалиме соединяло образ храма Гроба Господня с образом Святой Софии – великой церкви Константинополя, в которой, по представлению русского человека, ежедневно литургия совершалась на новом престоле в продолжение годового круга. По мнению церковных историков, приделы Воскресенского собора предназначались для совершения богослужений православными священниками разных национальностей, каждого на своем языке. Это было частью замысла Нового Иерусалима, где первоначально среди насельников обители, число которых достигало пятисот, подвизались русские, белорусы, украинцы, принявшие святое крещение немцы, евреи и поляки. Разноплеменным был и состав монастырских работников… Многообразие церковно-исторических и богословских, архитектурно-художественных аспектов Нового Иерусалима определяло масштаб его влияния на русское самосознание. Это относится в первую очередь к повсеместному созданию в России образов Святой Земли, которые существовали с конца XVII века до начала ХХ столетия в Москве, Петербурге, Ростове Великом, близ Троице-Сергиевой лавры, под Казанью, на Соловках, на Валааме».

http://pravoslavie.ru/31237.html

I. Пасха в Иерусалиме Крайне тяжелое и утомительное напряжение, продолжавшееся в течение двухдневного непрерывного пребывания в Святогробском храме паломников, без пищи, питья и сна, с целью не уступить занятой позиции кому-нибудь другому и быть в великую субботу на церемонии получения «благодати св. огня» непосредственным очевидцем, вблизи Живоносного Гроба, разрежается нередко упадком физических сил настолько, что некоторых из них полумертвыми относят из храма прямо в больницу. Более крепкие и сохранившие бодрость сил паломники, добравшись до русских построек; с бережным соблюдением дорогой святыни «благодати св. огня», и затеплив от этого огня лампадку в особом металлическом фонарике, в виде церковки с пятью главками, для доставления ее на родину, ложатся немедленно на отдых и погружаются в крепкий сладкий сон... Но над немощною плотью истомленного трудами и бдениями паломника, очевидно, все время бодрствует его недремлющий дух. Отдых от трудов паломника в этот святой вечер бывает не продолжителен. Русский богомолец в Св. Земле не забывает ни на минуту, что в эту «священную и спасительную ночь» он должен бодро стоять на страже Гроба Господня, чтобы достойно встретить первое радостное приветствие из уст исходящего из Гроба иерусалимского патриарха: «Христос воскресе»! Вот почему, после краткого отдыха, умывшись и приодевшись в лучшие одеяния, с семи уже часов вечера паломники спешат в Святогробский храм, чтобы занять место поудобнее и поближе к Живоносному Гробу. Таким образом Святогробский храм снова сверху до низу переполняется богомольцами, в немом благоговении ожидающими начала пасхальной утрени. Только уже не в первый раз находящиеся в Иерусалиме в этот день и наиболее утомленные и перетружденные латами паломники остаются на русских постройках и, в ожидании начала утрени, слушают, по русскому обычаю, чтение «Деяний апостольских» за плащаницею в Троицком соборе, открытом для богомольцев чрез всю ночь. Иерусалимские улицы, шумные и оживленные в обычное время, в эту святую ночь погружаются в полный мрак и как бы вымирают. Пульс жизни учащенно бьется лишь в Святогробском храме и на площадке близ него, куда к этому времени приползают толпы калек, нищих и прокаженных, постоянно ютящихся за городом в Иосафатовой долине. Своими жалобными стонами, надрывающими душу: «Кристос боскрес», «Паричка дай!» эти несчастные стараются привлечь к себе внимание сердобольных, празднично настроенных, паломников. Мрачные улицы Иерусалима освещены только на пути от патриархии до Святогробского храма. Царящее здесь оживление свидетельствует о том, что на этом небольшом пространстве Св. Града все бодрствуют и готовы с минуты на минуту начать жизнь светлого дня Воскресения Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Обзор СМИ: 21 апреля - 4 мая Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 21 апреля - 4 мая. - Благодатный огонь. - Светлое Христово Воскресение. - Нонкомформизм Православия. - Кулинарно-политические вопросы. - Медиа-самовоспроизводство. - Споры о воссоединении. - Шабаш безбожников. - Фальшивый подлинник. - Почаевская Лавра. Величайший православный праздник - Пасха - был главной темой двух прошедших недель. Предчувствие и ожидание этого дня пронизывало всю Страстную седмицу. Сообщения о предстоящем празднике начали появляться уже с середины недели. Большинство этих предпасхальных публикаций было посвящено одному из чудесных и таинственных событий - схождению Благодатного Огня в Иерусалиме. " Парламентская газета " разместила статью " Молитва о мире " , в которой рассказывается о том, что в Великую Субботу по инициативе Фонда святого апостола Андрея Первозванного и Центра национальной славы России состоится Всеправославная молитва за мир на Святой Земле " Просите мира Иерусалиму " . Акция получила благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и одобрение Президента РФ Владимира Путина. " Всеправославная молитва состоится в храме Гроба Господня в Иерусалиме и в тот же день во всех православных храмах в Константинополе, Москве, Киеве, Минске, Белграде, Афинах, во многих городах и селах нашей страны... По ее окончании Благодатный Огонь из храма Гроба Господня в Иерусалиме доставят к Пасхальному богослужению в Россию и другие православные страны " . После рассуждений на общечеловеческие темы в статье рассказывается о том, как сходит Благодатный Огонь: " В напряженной тишине просят Господа простить им грехи и даровать Благодатный Огонь. Тот день, когда этого чуда не произойдет, по преданию Иерусалимской Церкви, будет последним для людей и для храма Гроба Господня. Смерть, разрушения, войны станут уделом человечества. Именно поэтому с трепетом в душе православные будут ждать Благодатный Огонь в этом году " . О поездке паломнической делегации из Москвы к Гробу Господню рассказывает и газета " Московский комсомолец " в статье " Лужков и Михалков привезут в Москву пасхальный огонь " .

http://pravoslavie.ru/4833.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010