Скачать epub pdf Актовая речь, произнесенная 9 октября 1949г. Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство, глубокоуважаемые коллеги и дорогие гости! Совет Ленинградской Духовной Академии, в соответствии с существующей в русских Духовных Академиях многолетней традицией отмечать годичный акт докладом научно-богословского значения, в заседании своем 31 августа с.г. поручил мне сделать таковой доклад в настоящем торжественном собрании. Исполняя волю Совета Академии, имею честь доложить Высокому Ученому Собранию реферат на тему «К истории обряда святого огня, совершаемого в великую субботу в Иерусалиме». Избранная мною и одобренная Советом Академии тема в основном касается исторических истоков священнодействия, которое известно еще как раздаяние благодатного огня от Гроба Господня. Едва ли можно указать еще какой-либо иной христианский обряд, который создал бы вокруг себя такую обширную литературу, как иерусалимский обряд святого огня. «У всех путешественников, побывавших в Иерусалиме и имевших случай провести здесь день великой субботы, пишет проф Дмитриевский , к какому бы он вероисповеданию ни принадлежал,каких бы убеждений не держался, непременно одно из первых мест в их заметках отводится описанию религиозной церемонии этого святого дня». 1 По описанию проф. Дмитриевского 2 в настоящее время обряд совершается следующим образом. В конце утрени, когда архидиакон кончает евангелие и произнесет слова «Они же шедше утвердиша гроб, знаменавше камень с кустодиею», в кувуклий Св. Гроба входят кандиловжигатели которые тушат в нем огни и наливают в лампады нового масла. Главный привратник Святогробского храма запечатывает двери кувуклии четырьмя восковыми печатями на шнурах. Около 2 часов дня греческий патриарх, в сопровождении епископов и прочего клира, в торжественной обстановке шествует в Святогробский храм. Здесь он южной дверью входит в алтарь св. Воскресения. За православным патриархом в такой же торжественной обстановке вступают в храм патриарх армянский и митрополит коптский (абун), которые занимают принадлежащие им в храме места.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Содержание     Актовая речь, произнесенная 9 октября 1949г.    Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство, глубокоуважаемые коллеги и дорогие гости!    Совет Ленинградской Духовной Академии, в соответствии с существующей в русских Духовных Академиях многолетней традицией отмечать годичный акт докладом научно-богословского значения, в заседании своем 31 августа с.г. поручил мне сделать таковой доклад в настоящем торжественном собрании. Исполняя волю Совета Академии, имею честь доложить Высокому Ученому Собранию реферат на тему «К истории обряда святого огня, совершаемого в великую субботу в Иерусалиме».    Избранная мною и одобренная Советом Академии тема в основном касается исторических истоков священнодействия, которое известно еще как раздаяние благодатного огня от Гроба Господня.    Едва ли можно указать еще какой-либо иной христианский обряд, который создал бы вокруг себя такую обширную литературу, как иерусалимский обряд святого огня. «У всех путешественников, побывавших в Иерусалиме и имевших случай провести здесь день великой субботы, пишет проф Дмитриевский, к какому бы он вероисповеданию ни принадлежал,каких бы убеждений не держался, непременно одно из первых мест в их заметках отводится описанию религиозной церемонии этого святого дня».    По описанию проф. Дмитриевского в настоящее время обряд совершается следующим образом. В конце утрени, когда архидиакон кончает евангелие и произнесет слова «Они же шедше утвердиша гроб, знаменавше камень с кустодиею», в кувуклий Св. Гроба входят кандиловжигатели которые тушат в нем огни и наливают в лампады нового масла. Главный привратник Святогробского храма запечатывает двери кувуклии четырьмя восковыми печатями на шнурах. Около 2 часов дня греческий патриарх, в сопровождении епископов и прочего клира, в торжественной обстановке шествует в Святогробский храм. Здесь он южной дверью входит в алтарь св. Воскресения. За православным патриархом в такой же торжественной обстановке вступают в храм патриарх армянский и митрополит коптский (абун), которые занимают принадлежащие им в храме места.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3751...

Содержание От издательства Предисловие автора Отдел первый I. Местность обители до ее основания II. Причины к основанию Задонской обители (XVII век) III. Подробности о прежней недвижимой собственности сего монастыря (до 1764 года) Отдел второй IV. Возобновление обители после пожара и период постепенного благоустройства и процветания оной (с 1693 по 1857 год) Краткая биография святителя Христова Тихона V. Название монастыря Отдел третий VI. Построение второго каменного соборного Владимирского храма, существующего ныне, и другие постройки, а также важные события этого времени (с 1845 по 1870 год) VII. Построение новой теплой Рождества Богородицы церкви и улучшение других монастырских зданий Отдел четвертый VIII. Богослужение IX. Местные праздники X. Крестные ходы XI. Ризница XII. Библиотека XIII. Архив XIV. Благотворительность монастыря XV. О посещениях монастыря Задонского Богородицкого высочайшими особами, а также и другими знаменитыми лицами Отдел пятый XVI. Иерархическая степень монастыря XVII. Настоятели монастыря XVIII. Способы содержания монастыря в прежнее и нынешнее время XIX. Монастырское кладбище и памятники XX. Эпилог Копии некоторых монастырских бумаг I. Письмо Имеретинской царицы Марии II. Копия указа о погребении тела святителя Тихона III. Бумаги, объясняющие обретение мощей и перенесение гроба Преосвященного Тихона IV. Копия донесений от жандармского полковника Арсения Федоровича Козлова его сиятельству г-ну шефу жандармов V. Копия предложения Высокопреосвященного архиепископа Воронежского Антония II ректору Воронежской семинарии архимандриту Симеону VI. Опись, учиненная священным одеждам святителя Тихона Воронежского и Елецкого по обретении и перенесении гроба его VII Рапорт арх. Серафима с братией о перенесении тела свт. Тихона VIII. Копия указа о возведении третьеклассного Задонского монастыря в первый класс Задонский летописец и его труды (Об авторе этой книги)     Как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! Расстилаются они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

П.В. Безобразов Записка о гареме у купола храма Воскресения, представленная 31 октября 1850 года генеральному консулу в Иерусалиме Базили Живоносный гроб Господа нашего Иисуса Христа, заключающийся в храме, который вначале построен был Константином Великим , служит предметом благоговейного почитания христиан. Из всех стран света они стекаются к нему и тут на разных наречиях изливают пред Богом свои молитвы. Эта вселенская святыня, по неисповедимым судьбам Божиим, находится во власти языка, ещё не верующего в Господа Иисуса. Бог ему предал её на время для благоговейного хранения, а не для попрания или посрамления её. Эту волю Божию сознавал первый магометанский властитель св. Гроба, халиф Омар Хаттаб, и потому не дерзнул обратить Святогробский храм в мечеть или посрамить его как-либо. Эту волю Божию исполняли и все последующие халифы. По преданию православного Святогробского монастыря, египетский султан Саладин, изгнав из Иерусалима крестоносцев и латинское духовенство (1188 г.), поместил арабского старшину (шеха) в здании, пристроенном к северо-западной стороне Святогробского храма для наблюдения за поклонниками. (Тогда ключи от сего святилища находились в руках православного духовенства). Поскольку нет в виду письменного свидетельства об этом, вроде приказа сего султана, то нельзя знать, с какими правами и условиями помещён был там сказанный старейшина, и была ли воля Саладина на устроение мечети в вышеупомянутом здании. Что касается до гарема, находящегося на плоской крыше Святогробского храма, то, по всей вероятности, он помещён тут гораздо позже, именно, по падении греческого царства. Ибо доколе оно существовало и имело политические сношения с халифами и султанами, дотоле ни Комнины, ни Палеологи, поддерживавшие все святые места в Палестине, не потерпели бы сего осквернения святыни Господней и устранили бы блудодеяние своим ходатайством. Да и самое здание гаремное по виду представляется гораздо новее пристройки крестоносцев к храму и отличается от неё иной кладкой камней.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Чин Воздвижения Креста на праздник Крестовоздвижения 26 вересня 2009 р. 17:15 После события обретения Честного Креста в Иерусалиме очень скоро установился обычай ежегодно в память этого события, а также в память освящения («обновления») иерусалимского храма Воскресения Христова (храма Гроба Господня) совершать чин Воздвижения Креста. Уже в иерусалимском Лекционарии V в., сохранившемся в армянском переводе, упоминается церемония поднятия Креста для обозрения всеми молящимися. В грузинском переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику V–VII вв., чин Воздвижения описан подробно. Он совершался 14 сентября на третий час после рассвета и начинался с того, что священнослужители входили в диаконник, облачались, украшали Крест или даже 3 Креста и полагали их на св. престоле. Сам чин включал в себя 3 воздвижения (поднятия) Креста, каждое из которых предварялось группой молитв и песнопений и сопровождалось 50-кратным Господи, помилуй. После третьго воздвижения Крест омывали благовонной водой, которая раздавалась народу после литургии, и все прикладывались ко Кресту; затем Крест вновь полагали на св. престол и начинали Божественную литургию. По крайней мере, к VI в. чин Воздвижения уже был известен и совершался не только в Иерусалиме, но и в других местах христианского мира: Евагрий Схоластик (Церковная история 4. 26) сообщает о священнодействии поднятия Креста и его обнесения вокруг храма, происходившем в Апамее Сирийской; составитель «Пасхальной хроники» VII в., отмечая празднование Крестовоздвижения в Константинополе в 644 г., говорит о «третьем воздвижении» (PG. 92. Col. 988), что указывает на существование уже к тому времени в Царьграде сложного чина Воздвижения. Согласно послеиконоборческому Типикону Великой церкви, в храме Св. Софии  чин Воздвижения Креста совершался после входа на утрене, вслед за тропарями в честь Креста. Сам чин описан кратко: Патриарх, стоя на амвоне (представлявший из себя башенку посреди храма, на которую вели с двух сторон ступени), возносил Крест, держа его в руках, а народ возглашал: Господи, помилуй ; это повторялось трижды. Изображение святителя, стоящего на амвоне и возвышающего Крест, вошло в традиционную иконографию праздника Крестовоздвижения.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1201943...

Зачем вы защищаете Путина? Ведь всем известно, что он марионетка Лубянки, а власть - против церкви и русского народа. В студии протоиерей Алексей Ладыгин, настоятель храма во имя преподобной Ефросиньи, великой княгини Московской. 13.08.2014 07:13:36 Кульков Сергей Андреевич Сегодня у нас в студии протоиерей Алексей Ладыгин, настоятель храма во имя преподобной Ефросиньи, великой княгини Московской. Благословите, батюшка.                             -Бог благословит.                            -Батюшка, мы с вами так давно не виделись, не встречались в этой студии. Столько всего произошло - и в жизни вашего храма и у вас в вашей личной жизни. Знаю, что вы с прихожанами были в паломничестве на Святой земле. И были участником конференции на Кавказе. Я думаю, что об этом вы тоже несколько слов скажете. И самое главное -  что мы встречаемся в такое замечательное время между праздниками. Совсем недавно у нас были престольные праздники во имя преподобной Ефросиньи. День  ее памяти 30 мая. А святого благоверного ее супруга Дмитрия Донского -  первого июня. А сейчас мы вообще в канун праздника отдания Вознесения и Троицкой родительской субботы, и Святой Троицы. Поэтому у нас сегодня так много тем, о которых можно поговорить. Поэтому благословите, с чего мы начнем.                        -Спаси Господи. Действительно, происходит очень много событий. Но мы благодарны Богу, потому что Господь дает нам возможность реализоваться, делиться своим внутренним миром, своей верой, радостью общения со святыми угодниками божьими. Говорили и о преподобной Ефросинье Московской, о преподобной Марии во Владикавказе. Конечно, была и паломническая поездка, которая наполнила нас очень сильными впечатлениями. И наших прихожан собирается порядка сорока человек. И мы два раза в год ездим на Святую землю, в святой град Иерусалим. И надо сказать, не первый раз посещаем эти места, и сколько переживаний, какой трепет! Сколько радости внутренней, вдохновения, благодати получают наши паломники. Конечно, я присматриваюсь к их реакции, к их лицам. Мало кто приходит просто поклониться, приносят  Господу переживания, скорби, трудности, болезни. Молятся за своих близких. Редко кто не плачет у Гроба Господня.

http://radonezh.ru/text/zachem-vy-zaschi...

И.П. Ювачев XV. На месте Соломонова храма ,,Святое Святых». – Гостеприимное дерево. – Страстной путь. – Болгарин-истолкователь. – Выманивание денег мусульманами. – Священная скала. – Соломонов храм. – Своды подземелья. – «Остаток Израиля». – Мечеть Эль-Акса. Еще с утра в этот самый день, т. е. в воскресенье, 19-го марта, в конторе русских построек в Иерусалиме объявили подписку желающим посетить «Святое Святых», или мечеть Омара и огражденный двор при ней. Для паломников, конечно, не интересны мусульманские мечети, но им дорого то место, где стоял священный храм Соломонов, а главное – где находилось «Святое Святых», в которое имел доступ только первосвященник и при том только один раз в год. Сколько я мог заметить, русский богомолец постольку чтит библейские места, поскольку они связаны с новозаветными событиями. Так, при воспоминании храма Соломонова, они не говорят о том, что в нем стоял Ковчег Завета, что в нем являлась «Слава Господня» и др. Нет, они приурочивают к «Святому Святых» главным образом священное предание о вхождении в него Божией Матери. Желающих посетить это святое место оказалось не мало. Каждый должен был предварительно внести в контору Палестинского общества небольшую плату, потому, что заведывающие мечетью Омара пускали в нее христиан только за деньги. После посещения Гроба Господня меня особенно тянуло увидеть место храма Соломонова, в доподлинности которого не может быть никакого сомнения. Я тоже записался в конторе, и мне выдали, как и всем, билетик для свободного прохода в мечеть Омара. По числу этих билетиков Палестинское общество платило туркам договоренную плату. После обеда объявлено было, чтобы все записавшиеся на осмотр « Святаго Святых», собирались к гостеприимному дереву, около мужского подворья. Это дерево 10 , очень красивое и раскидистое, всегда привлекает под свою тень массу паломников для отдыха и бесед. Здесь происходит перепродажа вещей их, здесь можно услышать пророческую проповедь о кончине мира, здесь же собираются и караваны богомольцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Игнатьево. Церковь Георгия Победоносца (новая). Карта и ближайшие объекты В середине XIX в. стараниями гжельских купцов по проекту архитектора Финисова возвели каменный храм во имя Живоначальной Троицы. Закладка первого камня церкви состоялась 5 мая 1863 г. Возведение храма было вверено протоиерею Стефану Лебедеву и церковному старосте Федоту Рушнову. В строительстве, наряду со многими местными жертвователями, участвовала и царская семья. 16 декабря 1868 г. освятили южный придел великомученика Георгия, 26 ноября 1871 г. - северный придел великомученицы Параскевы, 10 июля 1877 г. - главный престол Святой Живоначальной Троицы. Однако название церкви осталось прежним. Храм отличается мощной кладкой из красного кирпича. Среди многочисленной утвари - образцы гжельского фарфорового искусства. Иконостасы позолоченные. После революции богослужения продолжались. В 1935 г. сняли колокола. Лишь однажды, в 1941 г., храм закрылся на один месяц. Среди святынь храма: частицы мощей святителя Николая Чудотворца, великомученика Георгия Победоносца, великомученика и целителя Пантелеймона, великомученицы Параскевы Пятницы, святых апостолов Петра и Павла, частицы Гроба Господня, Животворящего Креста Господня. Георгиевская церковь в селе Игнатьево на Глинковском погосте была построена в 1863 году на средства прихожан. Это одна из пяти церквей Гжели – небольшого подмосковного региона, знаменитого своим глиняным промыслом. Успенская церковь в селе Гжель, Вознесенская в Речицах, Покровская в Карпово и Георгиевская церковь в Игнатьево были построены почти одновременно в 1859-1864 годы, а еще одна старообрядческая в Новохаритоново – в 1912 году. В селе Игнатьево в начале XIX столетия начиналось гжельское производство фарфора. История прихода описана в сохранившейся церковной летописи, которую вели священники Георгиевского храма вплоть до 1926 года. Архитектор и журналист С. Б. Мержанов отмечал особенную черту гжельской местности – ровного и открытого пространства, которое пересекают вертикали церковных колоколен и заводских труб фарфоровых предприятий. Георгиевский храм в Игнатьево, в отличие от 4 других упоминавшихся гжельских церквей стоит в отдалении от Егорьевского шоссе и отличается от них изящным шатровым пятиглавием и колокольней с «часомерьем».

http://sobory.ru/article/?object=07370

26 Июня. Понедельник. Осмотр храма Воскресения; поездка в Иерихон. Утро нынешнего дня было предназначено для подробного «смотра храма Воскресения с его многочисленными постройками и святынями, на поклонение которым мы заходили сюда ежедневно. Поэтому в девять часов утра, в сопровождении своих постоянных руководителей: о. Архимандрита Александра и Н. Г. Михайлова, мы отправились с русских построек по узким и грязным улицам Иерусалима, переполненным лавками и торговцами, к храму Гроба Господня. Священнейшее для христиан место – храм Воскресения Христа, скрывающий под своим кровом величайшие христианские святыни – Гроб Господень и Голгофу, в то же время принадлежит по своему внешнему устройству к самым интереснейшим храмам в христианском мире. Имея 146-ть с половиной аршин в длину и почти 86-ть в ширину и принадлежа, таким образом, к величайшим христианским храмам, 2-х этажный храм Воскресения совершенно незаметен издали, так как застроен целым рядом пристроек, принадлежащих различным вероисповеданиям, владеющим храмом Воскресения 57 , и доступ к нему открывается только с одной стороны. Храм Воскресения, постоянно видоизменяясь, строился в продолжении многих столетий. Его судьбы тесно связаны с судьбами самого Иерусалима, над которым за его многолетнее существование пронеслось немало исторических гроз. «Существует ли на свете другой город, говорит один писатель (Историч. судьбы Св. града Иерусалима, Виноградова. СПБ., 97 г. Изд. Имп. Пал. Общества, стр. 3), судьба которого была бы столь печальна и тягостна, который был бы столько раз разрушен, создан снова и вновь разрушен до основания, как Иерусалим?» И это совершенно справедливо. Еще до Рождества Христова 58 Иерусалим – этот священный город на языке всех местных национальностей – был не один раз ареной кровопролития, особенно с тех пор, как, за 1100 лет, он сделался местом жительства Богоизбранного народа. Так, уже при наследнике Соломона, Ровоаме, Египетский Фараон Сезан, за 967 л. до Р. Хр., овладел Иерусалимом и ограбил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

IX. Сооружение новой обширной паперти и нового большого колокола Храм был распространен, – устроены внов боковые входы – паперти, – а между тем главная входная паперть оставалась прежняя, – и по своему внешнему виду, по неудобству для входа и малопоместительности не соответствовала уже ново-распространенному храму. В 1893 г. при старост церковном Аврамии Васильевиче Пыхове 84 и эта нужда храма была устранена: устроена была новая обширная (5 X 3 саж.) паперть с тремя наружными входами: над ними по трем сторонам кровли поставлены были три бронзово-позлащенных креста, а на наружных боковых сторонах паперти помещены иконы, писанные на цинке: вверху дв малых круглых иконы Божией Матери („Знамения“ и „Млекопитательницы“), а внизу их св. Иоанна Предтечи, Илии пророка (поясные), и св. Василия Великого и Николая Чудотворца (в рост). Над главным входом помещена (круглая) икона Спасителя благословляющего. Кром большого удобства для входя в храм и выхода из него, новая паперть 85 придала благолепие и всему храму, открывающееся теперь уже при самом вхождении в него, и наружному его виду с западной стороны. Но важное значение сей паперти мы видим особенно в первый день св. Пасхи, когда после крестного хождения вокруг храма (совершаемого в воспоминание св, жен Мироносиц, зело рано шедших ко гробу Спасителя и сретивших Его Воскресшего вне Иерусалима), мы, войдя в паперть и остановившись перед заключенными церковными вратами (в знаменование того, что св. апостолы и мироносицы получили первую весть о воскресении Господа перед дверьми Его гроба), полагаем начало торжественного пасхального богослужения: сколь велегласно и торжественно звучитъ тогда в нашей обширной паперти эта всерадостная пасхальная песнь: „Христос Воскресе“! Храм наш, после всех указанных изменений, стал обширным и величественным. Но звук его праздничного большого колокола (в 630 пудов), был недостаточно силен и не проникал во все отдалонные места нашего обширного прихода. Эту нужду церкви в новом наибольшем по весу колоколе, который бы соответствовал храму нашему, – хорошо понял почтенный прихожанин наш, Петр Васильевич Аристов 86 . Исключительно на его собственное иждивение летом 1901 года на заводе бр. Самгиных был отлит для нашего храма колокол весом в 1023 пуда и 10 фун., ценностию в 25 тыс. рублей. На нем помещены св. иконы: 1) 4 евангелистов, 2) Спасителя, 3) „Иверской“ ик. Божией Матери, 4) св. Иоанна Крестителя, 5) Василия Великого , 6) Илии пророка, 7) Николая Чудотворца, 8) Святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, 9) преп. Сергия, 10) Михаила архангела, 11) муч. Александры, 12) Димитрия Солунского, 13) Андрея Стратилата, 14) муч. Марии и в орнаментах 15) 4 херувимов, и соответствующая надпись: вверху: „Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию Славу“, – а внизу, что 1901 года, мая 20 дня отлит сей колокол „в благодарение Господу Богу за исцеление от тяжкой болезни Его Императорского Величества, Государя Императора Николая Александровича, постигшей Его в 1900 году“.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010