а) На утреннем Богослужении, по окончании полунощницы 114 и по внесении плащаницы в алтарь, священнослужители в светлых ризах, с крестом, Евангелием, иконою Воскресения Христова, в преднесении хоругвий с зажженными свечами исходят из храма с пением стихиры: Воскресение Твое, Христе Спасе... и обходят (начиная ход с запада на юг) храм кругом. Это обхождение напоминает мироносиц, шедших с ароматами в глубокое утро ко гробу Господню, чтобы помазать тело Иисуса Христа миром, и встретивших воскресшего Господа вне Иерусалима. По обхождении храма, крестный ход останавливается в притворе у западных затворенных врат, как бы пред дверями гроба Христова. Первостоятель, окадив всех, знаменует крестом трижды затворенный церковные врата и, воздав славу Пресвятой Троице словами: Слава святей, единосущней, животворящей и нераздельней Троице... начинает с прочими священнослужителями петь радостную песнь: Христос воскресе... 3-жды со стихами, возвещающими о воскресении Христовом: Да воскреснет Бог , на которые лик поет «Христос воскресе»... По окончании стихов священник возглашает: Христос воскресе из мертвых... и отверзает затворенные двери, и входит с верующими во храм с пением лика: и сущим во гробех живот даровав. Далее – после великой ектеньи начинается пение всего пасхального канона, т.-е. ирмосов и тропарей: Воскресения день, с припевом каждому тропарю канона: Христос воскресе из мертвых. Каждая песнь оканчивается малою ектеньею и особым возгласом, после которого священник, держа в левой руке св. крест и горящую свечу, а в правой кадило с фимиамом, кадит всю церковь , приветствуя верующих радостным восклицанием: Христос воскресе! После канона поются стихиры на хвалитех; затем с припевами «Да воскреснет Бог » стихиры Пасхи: Пасха священная нам днесь показася, во время пения которых, при словах «друг друга обымем», бывает христосование, т.-е. взаимное лобзание с приветствиями: Христос воскресе! – Воистину воскресе. Христосование знаменует всеобщую радость нашу о воскресении; Господа, разрушение вражды и соединение наше с Богом и Ангелами чрез воскресеиие Господа 115 . За сим, читается слово св. Иоанна Златоустог о, поется тропарь в честь сего святителя, произносятся две обычные утренние ектеньи, и после них – отпуст. Отпуст священник совершает с крестом в руках, осеняя им народ и возглашая: Христос воскресе! на этот возглас и лик поет 3-ды « Христос воскресе из мертвых ».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

129. Дар царственного смирения смиренному отшельнику Не терял я надежды, выезжая из Петербурга, принять участие в торжествах освяще­ния в Павло-Обнорском монастыре трех престолов выгоревшего в 1909 году храма и див­ной, драгоценной раки, пожертвованной от щедрот Их Величеств Государя Императора и Государыни Императрицы; но Бог не судил быть мне там: прибыв в Вологду, я разболелся; к обычным немощам моим прибавилась еще слабость сердца, и доктор решительно запре­тил мне поездку по проселочной дороге с больною печенью, а главное – предстоявшее пере­утомление в служениях. Пришлось подчиниться, тем более что небольшой опыт – проща­ния с духовенством – показал, что я на такой подвиг не гожусь. Не имея возможности отправиться в Павлов монастырь, я послал туда свое приветственное слово-послание, которое было прочитано преосвященным Антонием Вельским пред полиелеем на всенощном бдении. Вот это послание: “Возлюбленные о Господе отцы и братия и чада! Мир вам и Божие благословение! Приветствую вас в светлый день праздника обители Преподобного Павла приветствием любви и радости о Господе. Скорблю, что по немощам моим не могу принять личного участия в вашей радости, но сердцем сорадуюсь вам, духом разделяю молитвы ваши у гроба чудотворца Павла и не могу оставаться безмолвным в день вашей радости. От избытка сердца глаголют уста. А при невозможности беседовать усты к устам – сердце повелевает беседовать хотя письменным посланием. Дивен Бог во святых Своих! Дивен Он в явлениях благодати Своей во дни земнаго их странствования, дивен и по блаженном преставлении их на небо! Сегодня мы творим память Преподобного отца нашего Павла, Обнорского чудотворца, празднуя освящение храма его и священной раки, принесенной от щедрот Благочестивейшего и Богом возлюбленного Царя нашего и Его Благочестивейшей Супруги. Сегодня мысль наша невольно переносится за пять столетий, когда жил сей великий в своем смирении угодник Божий в тот благословенный век, когда около великого печальника родной нашей земли Преподобного Сергия, Радонежского чудотворца, собирались ревнители богоугождения, когда с его благодатного благословения сии ревнители устремлялись в северные пре­делы России, всюду зажигая благодатные огоньки духовной жизни, всюду разнося свет и тепло, коими и доселе жива наша русская православная душа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Кирилл: Ревностный делатель Виноградника Божия На 55-м году жизни от двусторонней пневмонии, вызванной коронавирусом, скончался епископ Железногорский и Льговский Вениамин 27.04.2020 1781 Время на чтение 3 минуты В воскресенье, 26 апреля, в Неделю 2-ю по Пасхе, на 55-м году жизни отошел ко Господу епископ Железногорский и Льговский Вениамин, сообщает Патриархия.ru. Несколько дней назад епископ Вениамин был госпитализирован в Курскую областную клиническую инфекционную больницу имени Н.А.Семашко. Накануне владыка был переведен в реанимацию, у него была диагностирована двусторонняя пневмония, вызванная коронавирусной инфекцией. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной владыки. «Со скорбью узнал о кончине Преосвященного Вениамина, епископа Железногорского и Льговского, в результате тяжелых осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией. Глубоко соболезную всем вам в связи с постигшей вас утратой, - говорится в Патриаршем послании. - Почивший архипастырь посвятил свою жизнь служению Господу и Его Церкви, стремился являть себя ревностным делателем Виноградника Божия, заботящимся о возрастании в вере и любви Христовой врученного ему словесного стада». «Молю Воскресшего от Гроба Спасителя мира, дабы Он по неизреченному человеколюбию простил новопреставленному епископу Вениамину всякое согрешение вольное и невольное, даровал Ему Царствие Небесное и сотворил вечную память», - заключил Предстоятель Русской Церкви. Епископ Вениамин (Королев) родился 26 октября 1965 г. в с. Верхососенье Покровского р-на Орловской области в семье рабочих. Крещен в младенчестве. В 1980 г. окончил школу, в 1984 г. — ПТУ, в 1984-1986 гг. служил в рядах Советской армии. В 1987-1990 гг. обучался в Орловском музыкальном училище. В 1990-1995 гг. обучался в Орловском государственном институте искусства и культуры. В годы учебы в институте одновременно работал преподавателем детской школы искусств 4 г. Орла и детской школы искусств г. Малоархангельска Орловской обл. В то же время являлся заместителем председателя приходского совета храма Архангела Михаила г. Малоархангельска и нес послушание по организации строительства нового храма.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/04/27/pa...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Краткий словарь церковных слов и выражений А Ангел (греч. – вестник) – добрый дух, вестник и исполнитель воли Божией. Ангелы наделены большими, чем у человека, умом, волей и силами. АгиАсма – святая вода, освященная Церковью накануне или в день праздника Богоявления (Крещения Господня). Агнец – 1) ягненок; 2) ветхозаветная жертва, прообразовавшая Христа; 3) часть просфоры, с печатью IC ХС, NI КА, вынимаемая на проскомидии и предназначаемая к таинственному пресуществлению в Тело Господа Иисуса Христа. Ад – место мучения нераскаявшихся грешников, геенна огненная. АкАфист (греч.) – церковная служба, состоящая из одного кондака, который поется, и 6 кондаков и 6 икосов (поровну), которые читаются. Общее число их соответствует числу букв греческого алфавита, с которых начиналась каждая песнь в первом греческом акафисте Божией Матери, составленном Сергием – патриархом Константинопольским. АллилУйа (евр. – хвалите Господа) – песнь в честь Триединого Бога. Поется или читается при богослужении трижды, вместе со славословием “Слава Тебе, Боже!”. АлтАрь (от лат. “возвышенный жертвенник”) – восточная возвышенная часть храма, в которой находится святой престол. Алтарь отделяется особой перегородкой, в которой устроены места для икон, – иконостасом. В алтарь ведут три двери: средние, напротив престола, называются Царскими Вратами, и боковые – южные, или диаконские, и северные, или пономарские. В алтаре, кроме престола, стоящего посредине, на северной стороне располагается жертвенник. Алтарь означает небо, место особенного присутствия Божиего. Это место священное, доступное только для лиц, освященных на служение Церкви. АмвОн (от греч. восхожу, восход, возвышенное место) – расположенная против Царских Врат возвышенная часть солеи, обычно полукруглая и выдвинутая в середину храма. Отсюда диакон произносит ектении, читает Евангелие, а священник говорит проповеди. Амвон, по словам святого Германа, патриарха Царьградского, символизирует находящийся у святого Гроба Господня камень, который отвалил ангел и с которого он сказал пришедшим женам-мироносицам о воскресении Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Раздел 10: Вакуф монахини Евпраксии (Миловидовой) Большую роль в созидании Русской Палестины играла благотворительность русских женщин-подвижниц, многие из которых провели в Иерусалиме последние годы жизни и в нем скончались. Среди выдающихся благотворительниц прежде других следует назвать особ царствующего дома: супругу Александра II императрицу Марию Александровну (деньги на строительство Русской больницы, на приобретение архимандритом Антонином участка для школы в Бетджале и др.), великую княгиню Александру Иосифовну (деньги на Царские Врата для иконостаса Троицкого собора, для внутреннего убранства храма Преображения на Фаворе и др.), великую княгиню Марию Александровну, дочь Александра II (пять тысяч рублей на строительство церкви святой Марии Магдалины в Гефсимании). Благотворительницей Святой Земли была также графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская, дочери знаменитого Алексея Орлова, героя Чесменской битвы. Ею была пожертвована в Гефсиманское подворье – часовню напротив Храма Гроба Господня – двусторонняя плащаница Божией Матери в натуральную величину, в серебряно-вызолоченных ризах с обеих сторон, которая и ныне хранится в часовне и с которой совершается по иерусалимскому обычаю крестный ход в Гефсиманию за три дня до праздника Успения. Не уступали по щедрости и представительницы других сословий, преимущественно дворянки и купчихи. Мария Михайловна Киселева из Пензы финансировала строительство церкви святого пророка Елисея в Иерихоне, церкви на горе Свержения в Назарете, а также оставила 50 тысяч рублей по духовному завещанию в пользу Императорского Православного Палестинского Общества. Документы настоящего раздела рассказывают о вакуфе в пользу построенной архимандритом Антонином церкви Вознесения Господня на Елеоне, учрежденном в 1899 году Марией Васильевной Миловидовой. Приехав на поклонение в Иерусалим, она долго жила в различных греческих монастырях, пока, познакомившись с архимандритом Антонином и его помощником игуменом Парфением, не стала главной благотворительницей будущего Елеонского монастыря. После смерти Антонина была постоянной помощницей отца Парфения, снабжавшей его средствами для благоустройства обители. Позже приняла монашество с именем Евпраксия и возглавила в звании настоятельницы Елеонскую женскую общину, основанную начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандритом Леонидом (Сенцовым) в 1906 году. Была настоятельницей до самой смерти, последовавшей в трудные для обители дни осени 1914 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Факт общеизвестный, что на святых местах в Иерусалиме издавна между лицами различных вероисповеданий идет непрерывная вражда, время от времени прорывающаяся наружу в виде столкновений, иногда даже с кровавым эпилогом. Вследствие этих, крайне натянутых, условий религиозной жизни разных вероисповеданий и национальностей, святые места, достопоклоняемые святыни всего христианского Мира – Св. Гроб, Голгофа, храм Воскресения, Вертеп Христов и др. – содержатся в таком запустении и небрежении, что на человека, впервые появляющегося в Иерусалиме, производят поражающее, безотрадно тяжелое впечатление. Необходимо, однако, много изворотливости и находчивости со стороны тех, кому Провидение вверило охрану этих дорогих всему христианскому Миру святынь, чтобы они время от времени реставрировались и поддерживались и в том запущенном и невзрачном виде, в каком большинство из них предстают взору поклонников, прибывших сюда с целью излить свои сердечные вопли в горячей слезной молитве. Вот фактическая иллюстрация указанных натянутых отношений различных вероисповеданий в Иерусалиме. Летом 1887 года посетил Иерусалим в качестве поклонника один из богатейших московских купцов, владелец чугунно-литейного завода. Обозревая святые места Иерусалима и его окрестностей и побывав на кровле храма Воскресения, он не мог не обратить внимания своим опытным глазом на полуистлевший деревянный крест, водруженный на куполе этого знаменитого храма – хранителя драгоценнейших христианских реликвий: Гроба Господня, Голгофы, места обретения Креста Господня и др. Сердце москвича, любителя красоты и благолепия храмов, содрогнулось от жалости, при виде этой мизерной руины, и он тотчас же выразил желание пред иерусалимским патриархом Никодимом, ныне пребывающем на покое, изготовить для этого купола более прочный и изящный крест на собственном заводе в Москве и прислать его, как личное пожертвование, для замены старого деревянного креста. Эта драгоценная жертва была принята патриархом с восторгом и глубокою блогодарностию. Жертвователь не замедлил исполнением данного им обещания. В сентябре 1887 г. массивный художественно-отлитый чугунный крест, проволоченный через огонь, был уже получен в Иерусалиме. Оставалось исполнить волю жертвователя, но тут то и начались обычные на Востоке и в частности в Иерусалиме отсрочки, проволочки, всякого рода непредвиденные затруднения со стороны местных гражданских властей и представителей инославных вероисповеданий, всегда и во всем желающие видеть нарушение пресловутого «status quo». Патриарху Никодиму упомянутый крест, вместо купола, куда он предназначался, пришлось волей – неволей сдать на время в кладовую под замок.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Подвиг длиной в двадцать лет Посмертное слово атаману Сергию Кришталю Александр Сороковиков   09:28 26.07.2022 2299 Время на чтение 9 минут Фото: Предоставлены автором 22 июля 2022 года после операции в краевой больнице гор. Краснодара, не приходя в сознание, скончался атаман конвоя Надымской Царственной казачьей иконы Его Императорского Величества Николая Александровича, генерал-адъютант Кришталь Сергей Николаевич. Царский путь атамана Сергия Кришталя начался в феврале 2002 года, когда он получил благословение от своего духовника, настоятеля храма св. Ап. Петра и Павла Сергиева-Посада архимандрита Германа (Чеснокова). В конце 90-х годов прошлого века, а также в начале нулевых, Сергей Николаевич являлся атаманом Надымского казачьего округа Обской Полярной казачьей линии Союза казаков России. Еще в 2000 году атаман С.Н. Кришталь предложил организовать крестный ход в честь 2000-летия Рождества Христова от стен первого каменного храма св. Ап. Петра и Павла в Салехарде до Гроба Господня в Иерусалим. Промыслительно, что на написание крестопоходного образа Царя, благословение было получено тоже в храме св. Ап. Петра и Павла, но только в Сергиевом Посаде, в духовном сердце России. Там же, этот образ и был написан.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/07/26/po...

Броневик. Антониево-Дымский Троицкий мужской монастырь. Собор Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Еще при жизни преподобного Антония бывший тогда в Новгороде архиепископ Исайя благословил поставить в обители деревянную соборную церковь преподобного Антония Великого, в честь ангела первоначальника Дымской пустыни, с приделом в ней Покрова Пресвятой Богородицы и кельи для проживания монашествующих (между 1250 и 1273 гг.). Когда эта церковь пришла в ветхое состояние, на ее месте был построен деревянный двухэтажный храм с приделами: внизу преподобного Антония Великого, а на втором этаже святителя Николая Чудотворца. После возведения первого храма «во общее же оупокоение братии» была поставлена теплая церковь с трапезою во имя Рождества святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. А за полтора километра (одно поприще) от обители возникло монастырское кладбище. В 1370 году, в дни правления князя Димитрия Иоанновича Донского, были впервые обретены нетленные мощи преподобного Антония Дымского. В 1409 году полчища татар Едыгея вторглись в новгородскую землю. Мощи были спрятаны под спуд. Татары, дойдя до Дымской обители, разграбили ее, а церкви и постройки сожгли. Казанский храм начал строить в 1655 году при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне монах Филарет. Это был первый каменный храм в Антониево-Дымском монастыре. Но тогда было возведено только каменное подцерковье, куда перенесли обретенные во второй раз мощи основателя монастыря - преподобного Антония Дымского. При устройстве гробницы под церковью стенки ее обложили тесаными плитами фиолетового известняка толщиной от трех с половиной до четырех сантиметров, а неиспользованные остатки были замурованы в нижних ярусах кладки западного входа в храм. Поверх деревянного гроба с мощами вровень с деревянным полом храма положили плиту черного гранита. В силу неизвестных причин, скорее всего из-за недостатка средств, верха этой церкви были достроены в дереве. Казанский храм был закончен и освящен на память преподобного Антония Великого 17/30 января 1656 года.

http://sobory.ru/article/?object=07774

Была в ветхозаветные времена одна ночь, во все продолжение которой целый народ с трепетным чувством радости бодрствовал, выжидая благоговейно знамения, которое Господь вскоре обещал явить ему для избавления его от тяжкой неволи. Ему повелено было в совершенной готовности к дороге выжидать обещанного знамения: «Да будут чресла ваши препоясаны и сапоги на ногах ваших и жезлы ваши в руках ваших» ( Исх. 12:11 ). И памятной с тех пор осталась для Израиля ночь эта: «Нощь оная стражда Господу, яко всем сыном Израилевым быти в роды их» (42 ст.) 1 Почти подобное явление происходит ежегодно и в православной Церкви в ночь, предшествующую дню Светлого Христова Воскресения. Подобно древнему Израилю, и новый израиль бодрствует в священную и всепразднественную ночь Воскресения, ночь светозарную светоносного дня, как бы ожидая своего освобождения от рабства греха – духовного плена. Наконец, в глубокую полночь раздается торжественный, радостный звон, призывающий верных праздновать Пасху Божию, спасительную. Зачем так рано? Мы желаем, по прекрасному выражению одного святителя нашей Церкви, уловить началом нашего торжества беспримерно высокую и чудесную минуту воскресения Христова, которая, должно полагать, сокрыта в первых послеполунощных часах дня после субботнего. 2 Храм Божий уже горит от света и блеска тысяч свечей, в эти моменты он по преимуществу – храм света и сияния; весь ослепительный блеск его как нельзя более отвечает теперь ореолу той небесной святыни, которая в эту ночь, воссиявши из гроба Христова, озарила небо и землю, и преисподнюю. Начинается богослужение, но первые звуки его еще не поражают торжественностью. Среди храма покоится еще плащаница, и с клироса раздается еще великосубботний канон: «Волною морскою». Но это уже последние незабвенные отзвуки незабвенной субботы. Отверзаются царские врата: как ангелы-небожители являются в светлых, блистающих облачениях священники и, возложивши на главы свои плащаницу, скрываются в алтаре. Напряженному вниманию верующих слышатся первые радостные звуки воскресного гимна, но слышатся еще издалека, из закрытого алтаря, – это еще далекий для земли отголосок ангельского торжества в небесах, это еще «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси»; а мы устами тех же священнослужителей, еще только молим: «и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Повторяя слова этой молитвы, священнослужители, а за ними и верующие, с крестом, с хоругвями, с иконами, – исходят из храма и в величественной процессии обходят его кругом 3

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Валаам: остров Преображения Монахи не раз принимали мученическую смерть, но обитель возрождалась вновь 24 сентября, 2016 Монахи не раз принимали мученическую смерть, но обитель возрождалась вновь «Вспоминается слово, сказанное нам схимником о. Сысоем, в скиту Коневском, неосознанное тогда, теперь, для меня, раскрывшееся: “Дай вам Господь получить то, за чем приехали”. Тогда подумалось – а за чем мы приехали? Так приехали, ни за чем… проехаться. И вот определилось, что – за чем-то, что было надо, что стало целью и содержанием всей жизни, что поглотило, закрыло жизнь, – нашу жизнь». С этими словами писателя Ивана Шмелева согласится большинство тех, кто когда-либо приезжал на Валаам. Об острове тишины и молитвы рассказывает Евгения Новосельцева. История, природа и искусство – три мощные воспитательные силы в нашем обществе. На Валааме они соединены с необычайной прочностью. Д. С. Лихачев Есть места, которые удивляют, потрясают или просто не оставляют равнодушными большинство их посетителей. Есть и такие удивительные места, которые преображают душу, оставляя в ней глубокий след. В такие уголки нашей планеты хочется вернуться вновь и вновь, они словно манят к себе изумленного человека. И это является удивительной тайной. Одним из таких мест, на мой взгляд, является остров Валаам , который недаром монастырский гимн называет дивным. Сегодня Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный монастырь отмечает один из престольных праздников своего главного храма – день преподобных Сергия и Германа Валаамских. Центральный собор обители расположен на горе Фавор. На Руси существовала благочестивая традиция называть географические пункты по аналогии со Святой землей, чтобы и на родине были места, которые бы напоминали о земной жизни Христа. Наряду с Троице-Сергиевой лаврой, Новым Иерусалимом на Истре, Соловками, Валаам не стал исключением: здесь путешественник, не выезжая из России, может взойти на вершину горы Сион, чтобы посетить храм, построенный по подобию храма Гроба Господня, пройти через поток Кедрон к Гефсиманскому саду, побывать в Иосафатовой долине…

http://pravmir.ru/valaam-ostrov-preobraz...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010