Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН III патриарх Иерусалимский (1 сент. 516 - 20 апр. 524). Основным источником сведений о Патриаршестве И. является Житие прп. Саввы Освященного, написанное Кириллом Скифопольским в сер. VI в. Согласно ему, И. занимал кафедру 7 лет и 9 месяцев ( Cyr. Scyth. Vita Sabae. 68). В хронике К-польского патриарха Никифора I (нач. IX в.) ошибочно указано, что И. был патриархом 11 лет ( Niceph. Const. Chronogr. P. 126). Отец И. Маркиан был поставлен патриархом Илией I (II) (494-516) пресвитером храма Гроба Господня в Иерусалиме, а спустя некоторое время - епископом г. Севастия. Брат И. Антоний был рукоположен патриархом Илией во епископа Аскалонского. Сам И. к моменту возведения на Иерусалимскую кафедру был диаконом храма Гроба Господня и ставрофилаксом (хранителем Животворящего Древа Св. Креста) ( Cyr. Scyth. Vita Sabae. 37). И. был возведен на Патриарший престол, после того как дукс Палестины Олимпий по приказу визант. имп. Анастасия низложил патриарха Илию за противодействие росту монофизитства на Востоке и отправил в ссылку в Айлу. И. был вынужден обещать Олимпию, что вступит в общение с лидером монофизитов Севиром Антиохийским и примет антихалкидонские постановления Тирского Собора 513 г. (Ibid. 56). Прп. Савва Освященный , узнав об этом, убедил И. не выполнять обещания, посулив ему поддержку монахов. Олимпий не смог справиться с ситуацией, за что был смещен с должности. Его сменил дукс Анастасий, к-рый арестовал И. и заточил в общественную тюрьму до тех пор, пока И. не будет готов исполнить обещание. По совету некоего знатного жителя (ипатика) Кесарии Палестинской Захарии И. принял условия, предложенные дуксом Анастасием, зная, что монахи, находившиеся в Иерусалиме, не позволят ему выполнить их и защитят от насилия властей. И. объявил, что готов публично признать Севира патриархом Антиохийским и осудить Халкидонский Собор в ближайшее воскресенье (когда в Иерусалиме можно было ожидать большего скопления монахов). Дукс Анастасий согласился, однако в ближайшее воскресенье в ц. мч. Стефана верующие выступили в защиту Халкидонского Собора. Когда И. вместе с преподобными Саввой и Феодосием Великим поднялся на амвон, собравшиеся потребовали от И. анафематствовать еретиков и признать вероучение Халкидонского Собора. И. торжественно произнес анафему на Нестория, Евтихия, Сотериха и Севира и подтвердил незыблемость вероучения Халкидонского Собора. Прп. Феодосий анафематствовал всех, кто не признали Халкидонский Собор. Дукс Анастасий был напуган выступлением агрессивно настроенного против него народа. Не решаясь предпринять к.-л. меры, дукс Анастасий срочно покинул Иерусалим и уехал в Кесарию. Ипатий, племянник имп. Анастасия I, находившийся в это время в Иерусалиме, заявил, что прибыл на поклонение Гробу Господню и не имеет никаких офиц. поручений по церковным вопросам.

http://pravenc.ru/text/469634.html

Титло с Животворящего Креста Господня В иерусалимском храме Гроба Господня, справа от каменной лестницы на Голгофу, – 29 широких ступеней, которые ведут вниз, в армянский подземный храм XII века во имя равноапостольной царицы Елены. В правом углу этой бывшей крипты базилики равноапостольного Константина имеются другие, железные, ступени, ведущие еще ниже – в придел Обретения Креста Господня, иначе называемый «Пещерой Обретения». Это самая низкая точка храма Гроба Господня. В первой половине IV века в этом месте византийской императрицей Еленой по просьбе ее царственного сына производились раскопки – шли поиски святого Креста, послужившего орудием казни Спасителя. Под потолком придела виднеется прорубленное окно, через которое, по преданию, святая Елена наблюдала за раскопками в пещере. В ней и состоялось обретение вожделенного святого Креста, небесное явление которого явилось для императора Константина знаком победы над противником. Глубокая «Пещера Обретения» представляет собою бывшую цистерну под языческим святилищем Венеры. Сюда после распятия были сброшены кресты, которые засыпали мусором. Святая Елена повелела разрушить храм Венеры и раскопать это место. Точная дата обретения святого Креста неизвестна; по-видимому, сообщают историки, оно имело место в 325 или 326 годах. Во время раскопок были обнаружены три креста, гвозди, которыми Спаситель был пригвожден к орудию казни, а также лежащая в стороне табличка с надписью (см.: Ин. 19: 19–22). Сократ Схоластик в 17-й главе своей «Церковной истории» называет ее «дощечкой Пилата, на которой распятого Христа провозглашал он в разных письменах Царем Иудейским». Обретение Честнаго Креста и гвоздей святою царицею Еленою в Иерусалиме Русская Церковь празднует 6/19 марта. Явить Крест Христов, как известно из преданий, помогло чудо – воскрешение через прикосновение к истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Все собравшиеся прославили тогда Бога, указавшего на величайшую святыню. В истории обретения Креста, рассказанной Амвросием Медиоланским (340–397) в «Слове на кончину Феодосия» (395), говорится, что «царица Елена нашла истинный Крест по надписи “Иисус Назорей, Царь Иудейский”». Эта же история в разных вариациях описана и другими его современниками: Руфином (345–410), Сократом Схоластиком (ок. 380 – 440), Феодоритом Кирским (386–457), Сульпицием Севером (ок. 363 – 410) и др. Сходные истории обретения Крестного Древа содержатся и в русском апокрифе «Слово о Крестном Древе» (XV–XVI вв.) и в широко известной на Западе «Золотой легенде» («Legenda Aurea», ок. 1260), составленной доминиканским епископом из Генуи Яковом Ворагинским.

http://pravoslavie.ru/30088.html

Иерусалим: путь к воскресению (Виа Долороза и Храм Гроба Господня) Дом Рождества Богородицы Самый простой выход к Крестному Пути, если вы хотите пройти его целиком, от крепости Антонии до храма Гроба Господня, пролегает от Львиных ворот Старого Города. На первом же здании по улице справа читаем над входом греческую надпись: «Святой монастырь Иоакима и Анны, принадлежащий Иерусалимскому Православному Патриархату». Обратим внимание на то, что надпись «монастырь» плохо вяжется с обликом, вполне светского современного двухэтажного дома. С подобным несоответствием нам нередко придется еще сталкиваться. Это место дома святых Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Богородицы. По преданию, они жили в Иерусалиме недалеко от Овчих ворот (это еще одно, пятое обозначение все тех же самых Львиных ворот). Благочестивые и состоятельные люди, Иоаким и Анна не имели, однако, детей, что считалось у чадолюбивых евреев особым несчастьем и почти знаком гнева Божия. Когда однажды Иоаким пришел в Храм, чтобы принести положенную жертву, священники не приняли у него жертвы, как у человека, заведомо неугодившего Богу. «И так горько стало Иоакиму, что не пошел он к жене своей, а ушел в пустыню и постился 40 дней и 40 ночей, говоря: не войду ни для еды, ни для питья, пока не снизойдет ко мне Господь». А жена его Анна плачем плакала и рыданием рыдала, говоря: «Оплачу мою бездетность!» И пошла в сад, села под лавровым деревом и стала молиться Богу. И предстал пред ней Ангел и сказал: «Анна, Господь внял молитве твоей». И Анна сказала: «Если рожу дитя, отдам его в дар Господу». И тут пришли вестники и сказали: «Встречай, муж твой, Иоаким, идет со своими стадами, ибо Ангел и ему возвестил, что Бог внял молитве его». И вот подошел Иоаким, и Анна, стоя у ворот, увидела его и, подбежав, обняла его и сказала: «Знаю теперь, что Господь благословил меня». И Иоаким в тот день обрел покой в доме своем. Так повествует предание, сохраненное апокрифическим Первоевангелием Иакова. Именно этот, хотя и не вошедший в канон, памятник новозаветной письменности является источником наших сведений о Рождестве Богородицы и Ее Введении во храм. Все места, связанные с историей рождения Марии, почитаются в Иерусалиме. Ворота, у которых Анна встречала мужа, – это, конечно, Золотые Ворота.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года архимандрит Исидор (Минаев) Беседа с начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архим. Исидором о Благодатном Огне В Избранное – Отец Исидор, часто вопросы, которые задают паломники, приезжающие на Святую Землю, связаны с происходящими здесь чудесами. Среди них самое главное – это чудо схождения Благодатного огня, поэтому многие специально стремятся сюда на Пасху, чтобы присутствовать в Великую Субботу в храме Гроба Господня. Вот, одна паломница пишет: «Мы с дочкой приехали на Пасху, чтобы увидеть Благодатный огонь, но, к нашему глубокому разочарованию, на схождение огня попасть так и не удалось. Мы пришли в храм Гроба Господня еще в Великую Пятницу, заняли место и почти целые сутки пробыли там. А под утро израильские солдаты силой вытолкнули нас не только из храма, но и из Старого Города. Лишившись возможности приобщиться благодати Святого огня, мы ни с чем вернулись домой. Отец Исидор, посоветуйте, как нам попасть на огонь в следующий раз?» Это одновременно и вопрос, и разочарование, и претензии. – Я бы ответил на это так: сейчас, после десятилетий подавления веры в России, духовная жизнь понемногу начала возрождаться, стала доступной всем, но у многих верующих нет церковной культуры. Понятно, что нужно стремиться к святыне, нужно стремиться в храм, приходить туда на праздники, совершать паломничество – все это правильно. Но не имеющие церковной культуры люди многое путают: например, в престольные праздники приходят исповедоваться, что недопустимо. В престольный праздник надо совершать красивое богослужение, приобщаться Святых Христовых Таин, принимать гостей, общаться с паломниками, с прессой, но уж никак не исповедовать толпы прихожан. Люди этого просто не понимают, и это явный признак отсутствия духовной культуры. Никто в день свадьбы сына не стирает белье и не переклеивает обои. У новоначальных христиан немало странных, экзальтированных желаний и заблуждений, например, «венчаться хорошо бы в Иерусалиме, а креститься лучше в самом Иордане» – но это называется духовной безвкусицей. Венчаться и креститься надо в своем приходском храме, как это было до революции. Венчание в те времена проходило только в храме жениха или невесты, к которому они были приписаны. Так же и праздники Рождества и Пасхи – их надо встречать у себя, ведь здесь есть люди, которые нуждаются в нашей заботе: старики, дети, заключенные, больные. К тому же, это праздники тихие, спокойные, они не должны быть перегружены никакими путешествиями, паломничеством или тяжелыми хозяйственными делами. Как раз в своем приходском храме мы имеем наибольшую возможность спокойно помолиться и не сталкиваться с огорчительными сюрпризами, которые таит в себе путешествие. А это – современное псевдоцерковное убеждение, что в эти праздники надо куда-то поехать – в самую толпу, в самую гущу событий. Понятно, что всех тех, кто на это решится, ждет разочарование.

http://azbyka.ru/beseda-s-arxim-isidorom...

Это была самая необычная командировка журналистки Натальи Сухининой : пройти пешком от Москвы до Иерусалима! И «придумала» эту командировку она сама, предложив руководству редакции осуществить интересную идею. Суть ее такова: повторить дореволюционный путь русских православных паломников до Гроба Господня, о котором тогда мало кто знал. 1990-е только начинались, а со страной Израиль еще не были установлены дипломатические отношения. По дороге корреспондент должна была писать очерки и отсылать их в редакцию. При этом сама журналистка, предложившая столь необычную тему, была далека и от религии, и от храма, да и работала она в крупном издании партийной прессы. И вот, 18 июля 1990 года из ворот Троице-Сергиевой лавры (а именно от древнего монастыря начинался путь) вышла новоиспеченная паломница. Посоха в руках у нее не было, а вот рюкзак за плечами был. И ручка с блокнотом, конечно, тоже. Она и не подозревала в те минуты, что перед ней открывалась дорога, которую она сама назовет потом так: «Дорога, ставшая судьбою». Сегодня Наталья Евгеньевна Сухинина – известный православный писатель, автор более 20 книг. Предлагаем вашему вниманию интервью, которое она дала журналисту и режиссеру Елене Козенковой. Необычная командировка – Наталья Евгеньевна, многие ваши книги посвящены женским судьбам, а также тем невидимым путям, которыми Бог приводит человека к вере. Но прежде чем писать об этом, вы прошли этот путь сами. Вы не скрываете, что точка отсчёта – 1990 год, когда из ворот Троице-Сергиевой лавры вышла журналистка Наталья Сухинина и направилась – ни много ни мало – пешком в Иерусалим, во Святую землю! По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Эта идея – повторить путь православных паломников – что для вас представляла? Яркий проект, просто новая необычная тема, которую вы нашли, решив «обогнать коллег на повороте», или нечто большее? – Это было желание сделать что-то, что до меня никто не делал. Апломб журналистский, безусловно, присутствовал. Я была очень успешной светской журналисткой и могла себе позволить поехать в любую точку земного шара. Ткнуть пальчиком в карту и сказать: «Туда хочу». Но хотелось сделать что-то, что до меня никто не делал. К сожалению, тогда уровень моей воцерковлённости был просто нулевой. Абсолютно. Стыдно сейчас об этом говорить.

http://pravoslavie.ru/129853.html

И.П. Ювачев XXXIV. Святые места у католиков Русская церковь «на раскопках». – Двенадцать станций Страстного пути. –Наглядные изображения евангельских событий. – Место гефсиманской молитвы Спасителя. – Монастырь кармелиток. – Вечные молчальницы. – Галлерея Молитвы Госдодней. – Культ Сердца Иисусова. Все путешественники замечают, как резко различаются католические святые места от православных. В противоположность обычаю греческих монахов, у католиков вам не помешают молиться, не станут вас тормошить за рукав и тянуть куда-нибудь в сторону, чтобы выпросить денег. Кроме того, с первого же взгляда примечается у них блестящая чистота. Впрочем, в таком же роде есть одно место в Иерусалиме и у православных, но только не у греков, а у русских. Это место «порога» древних городских ворот на раскопках, близ храма Гроба Господня. Еще в 1859 году куплен был русскими участок земли около 200 квадратных сажен, но до возникновения Православного Палестинского общества он был заброшен без всякого употребления. Между тем раскопки археологов показали, что здесь лежит драгоценное указание на древнее расположение городских стен, а вместе с тем и подтверждение, что почитаемые места Голгофы и Гроба Господня находятся вне прежнего Иерусалима, «потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города», и «на том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый» (Иоанн. 19: 20, 41). Как теперь евреи стараются поближе быть погребенными к стенам священного города, так, вероятно, и богатый Иосиф Аримафейский имел свою усыпальницу недалеко от ворот Иерусалима. От этих ворот остался теперь истертый каменный порог, и сохранились следы петель в старых стенах, найденньгх на русском месте. Протестанты, однако же, не довольствуются этими доказательствами и принимают за Голгофу небольшой холм по северную сторону современного Иерусалима, недалеко от Дамасских ворот (около четверти версты). Но и тут Гробница Господня указывается в двух различных местах: по Гордону она находится вправо от дороги, а по Кондеру (командированный Английским обществом – Palestine Exploration Fund) – влево.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Общий взгляд на историю храма Воскресения Храм Гроба Господня построен на месте, где был распят и погребен Христос Бог наш. Излишним было бы доказывать, что место это, столь драгоценное для первых христиан, было охраняемо и стрегомо ими весьма внимательно. Тотчас по смерти Искупителя святой Иаков меньший был избран епископом Иерусалимской Церкви. Когда наступило время, предсказанное Спасителем ( Мф 24, 16 ), время бегства, христиане, бывшие в Иерусалиме под начальством своего епископа Симеона, укрылись за Иордан и возвратились, по отшествии Тита, в иерусалимские развалины, чтобы продолжать стеречь Гроб Господень. Ряд епископов Иерусалимских продолжался непрерывно до императора Адриана. По его повелению христиане были выгнаны из Иерусалима. Но Бог хотел, чтобы в то время, когда христиане должны были удалиться от Святого Гроба, предание о Святых местах сохранилось чрез самое языческое поругание их. Ибо на местах, где были воздвигнуты христианские церкви, – на Святом Гробе и Голгофе, император Адриан, в бессильном своем гневе против Божиих определений, поставил идолы богов и в капище Венеры приносили богомерзкие жертвы. На месте, где прежде был храм Соломонов, он поставил храм Юпитеру Капитолийскому, как бы объявляя войну обеим откровенным религиям. Но он лишь утвердил этим способом предание, как ясно говорит о сем Гиббон в Истории падения Римского государства: «Христиане в течение почти двух веков должны были уступить честь стражи при Гробе Господнем идолам». Бесчисленные доказательства в пользу преданий о святых местах собраны в творениях первых христиан, заслуживающие полной веры, равно как у многих писателей языческих, которые о том воспоминают. Блаженный Иероним долгое время остается неисчерпаемым источником доказательств. Ибо он посещал Святые места в IV веке, собирал и приводил в порядок предания, очищал их критикою, искал источников, доходил до истины и с тщательностью, достойною такой святой и возвышенной души, записал эти предания в своих творениях. Опираясь на этих преданиях, христиане, во время Константина Великого , стали с успехом в развалинах низвергнутых языческих храмов и идолов отгребать святые памятники, и под руководством благочестивой матери этого императора, святой Елены, был найден даже и самый Святой Крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

П.В. Безобразов Н. И. Любимову от 10 апреля 1854 г. В промежуток времени между 28-м днем марта, в который я писал к вам, и днем настоящим огласились здесь такие распоряжения Порты и такие происшествия в Турции, кои заслуживают внимания движителей дел церковных и народных на Востоке. В Иерусалиме по фирману из Порты закладены окна в надхрамном гареме, из которого мусульманки смотрели в ротонду Гроба Господня. Это исполнено в 26-й день прошлого месяца марта, несмотря на просьбы хозяина гарема Абдаллы отсрочить скорбь его жен на несколько дней по случаю свадьбы его дочери. Железные решетки из окон вынуты, и прозоры наполнены камнями с известью. Сие распоряжение Порты походит на прикрытие зловонной раны тряпичкой без излечения оной. Ибо им отнюдь не избавлена христианская святыня от гаремного осквернения. Поругание ее осталось. Помнится, министр иностранных дел Али-паша обещал поверенному в делах наших г. Озерову уничтожить помянутый гарем при починке купола над Гробом Господним. Но, видно, обещание его забыто, или оно было не искренно. Верь после этого слову турок! Я не думаю, что у них есть задняя мысль мало-помалу вытеснить Абдаллу с крыши Святогробского храма и угодить христианам. Такой мысли они не могут почерпать в равнодушии и презрении своем к христианству. Посему их надобно понудить мечом и договором у жерла пушки очистить Гроб Господень от такого осквернения, которое нестерпимо для сердца христианина, и в прилежащей к нему древней патриархии латинской (ныне мечеть) учредить общественную больницу. Когда это сбудется, тогда история церкви скажет: «Русское воинство в 1854 г. проливало драгоценную кровь свою за невесту Христову и возвратило ей гроб Его, очистив оный от скверны агарянской». Я, смиренный труженик у сего Гроба, прошу и молю всех, иже во власти суть, подумать середи побед и после оных о полном торжестве православия в Иерусалиме и успособить вековечное ликование и веселие Сиона и чад его. Не успело кончиться здесь Бетжальское дело, а французский консул уже затевает новое, подобное ему. Он домогается купить дом в деревне Рамалле, отстоящей от Иерусалима на три часа ходьбы и населенной только православными христианами, дабы и там водворить духовенство, которое здесь вносит ад в единомысленные общины и семейства, разделяя их учением своим на несоединимые противоположности и на непримиримые неприятельства. Доколь это продолжится? Доколь воды адовы с Запада будут устремляться на матерь церквей христианских? В Риме надлежало бы поставить преграду сему устремлению, повторив то, что сделано было там после того, как Дашков посетил св. места.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Патриарх Иерусалимский Феофил. Схождение Благодатного Огня. Фото из архива пресс-службы Иерусалимского Патриархата. ЖМП 4 апрель 2021 /  1 мая 2021 г. 14:00 Пасха в Иерусалиме ПАСХАЛЬНЫЕ БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ТРАДИЦИИ ИЕРУСАЛИМСКОЙ ЦЕРКВИ И ОБЫЧАИ ПРАЗДНОВАНИЯ ПАСХИ НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ На Святой Земле несет свою миссию древнейший Иерусалимский патриархат. На территории Израиля и Палестинской автономии проживают православные арабы, греки, русские, представители других народностей, для которых Пасха является главным праздником года и торжеством жизни. Но место празднования и разность исторических характеров отличают празднование Пасхи здесь, в Иерусалиме, от празднования в России и Греции, Грузии или Сербии. Рассказ священника Русской духовной миссии прото­иерея Игоря Пчелинцева описывает особенности богослужебной практики Иерусалимской Церкви и обычаи празднования Воскресения Христова на Святой Земле.  PDF-bepcuя. Великая Суббота Первое богослужение Великой Субботы — ночная служба с чином погребения Спасителя. Она проходит в Храме Гроба Господня в ночь с Великой Пятницы на субботу и заканчивается примерно в час-два ночи. После этой службы Храм закрывается до 9 утра. Рано утром в патриаршей церкви святых Константина и Елены, расположенной на крыше Храма Гроба, служится Литургия святого Василия, предваряемая, как и у нас, великой вечерней с чтением многочисленных паремий Великой Субботы. На Литургии присутствуют члены Святогробского братства, архиереи Иерусалимской Патриархии и немногочисленные гости и прихожане. Службу заканчивают примерно в 8 утра. После Литургии все расходятся до церемонии Благодатного огня. Патриарх и Святогробцы возвращаются в Патриархию. Для них на крыше есть специальный проход к зданию Патриархии и кельям. К 9 утра в Патриархию прибывают различные официальные лица: все ждут последующего выхода священнослужителей на схождение огня. С утра в субботу Старый Город уже закрыт полицией, а народ начинают допускать на схождение Благодатного огня около 8 утра. Главный вход — через Яффские ворота Старого Города, точнее, с площади за воротами.

http://e-vestnik.ru/world/pasha_v_ierusa...

Прежде всего, преосв. Кирилл счел своим долгом ближайшим образом познакомиться с наместниками патриарха и с другими представителями греческого духовенства в Иерусалиме, с которыми ему чаще всего предстояло соприкасаться в своей деятельности. На другой день после своего прибытия в Иерусалим, преосв. Кирилл поспешил посетить высших представителей православного духовенства, под руководством которых наша миссия впервые имела возможность посетить храм Воскресения Христова и поклониться животворящему Гробу Господню. Вот как описывает это представление высшей греческой иерархии и первое поклонение главнейшим святыням иерусалимским преосв. Кирилл в своем письме к петербургскому митрополиту Григорию от 26 февраля 1858 года: «1 февраля, в полдень, были мы у преосвященных епитропов здешних, принявших меня в полном собрании Синода: я доставил грамоту блаженнейшего патриарха и преосвященному Мелетию 209 письмо от имени Вашего Высокопреосвященства. С любовию и радушием приняв меня, преосвященнейшие епитропы тотчас же распорядились открытием врат храма и сами сопутствовали мне, в качестве руководителей, при посещении свв. мест. Счел бы своим долгом дать вашему высокопреосвященству отчет в первой молитве за православную церковь и боголюбезное отечество, принесенную мною у св. гроба и на Голгофе, – если бы это было возможно. Но подобные минуты можно пережить, помнить, радостно плакать, когда вспомнишь их, надеяться, что встретишь, может быть, еще такие же, или и сладостнейшие, в день общего воскресения: описывать же нет возможности. Вот все, что можно припомнить и передать из окружавшего и из ощущений, произведенных окружавшим: старец-святитель и все, мы с возженными свечами, русское пение, то пасхальное, то крестопоклонное, слезы и рыдания среди торжественных звуков православных песнопений, в душе ощущение великого пятка и Пасхи вместе, мысль о далеком отечестве земном и близости отечества небесного, молитвы покаяния и благодарения, прошений и славословия, чувство довольства жизнию земною, никогда в такой степени неиспытанного, жажда благ отечества небесного, никогда доселе так не томившая души: что из таких сочетаний и слияний может сделаться, то и есть безраздельное достояние минут первого посещения Христова Гроба и Голгофы» 210 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010