Содержание Вступление. Географический очерк Валаама Глава первая Глава вторая Глава третья I. Возобновление монастыря и постепенное устроение монастырских зданий II. Способы содержания Валаамской обители Пожертвования и вклады III. Внутреннее состояние Валаамского монастыря Наставления старца игумена Назария I. О монашестве II. О молитве, особенно в церкви III. Для времени после церковнаго богослужения IV. О пребывании в келии и о исхождении V. О литургии VI. Наставление о трапезе VII. O ежедневном очищении совести VII. O наставлении для вечера и нощи О жизни иноков на подворье Валаамскаго монастыря в С.-Петербурге IV. Деятельность Валаамскаго монастыря на пользу православной церкви, отечества и ближних. Письмо I Письмо II Письмо III V. Настоятельство и старчество Валаамскаго монастыря VI. Замечательнейшия посещения обители I. Посещение митрополита Михаила VII. Особенные случаи и чудотворения VIII. Покровители Валаамской обители в этот период времени Глава четвертая Нынешнее состояние Валаамскаго монастыря с 1839 по 1865 г I. Описание всех монастырских зданий Особенные замечания о ризнице и библиотеке Валаамского монастыря II. Скиты Валаамскаго монастыря I. Скит во имя всех святых II. Скит св. Николая III. Скит Святоостровский IV. Скит св. Иоанна Предтечи III. Имущество Валаамскаго монастыря, находящееся в С.-Петербурге, Сердоболе и в Москве IV. О штате монастырскаго братства и о способах содержания монастыря V. Внутренняя монастырская жизнь О ношении артоса в трапезу О разрядах поминовения живых и усопших Жизнь инока от вступления до смерти Особенности жизни скитских братий О жизни пустынников О пользовании иноков книгами монастырской библиотеки Управление и старчество в Валаамском монастыре Замечательные из старцев и подвижников VI. Монастырское гостеприимство VII. Достопамятные посещения обители Посещение монастыря митрополитом Григорием VIII. Благотворители IX. Чудотворения, совершившияся в последнее время I. Чудотворения, совершившияся по молитвам преподобных Германа и Сергия, были весьма различны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сортавала. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1873. Архитектор:Н.П. Гребенко Адрес: 186750, республика Карелия, Сортавальский район, г. Сортавала, ул. Горького, 31 Координаты: 61.705033, 30.693226 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Сердоболь (с 1918 г. город Сортавала в Карелии) представлял собой небольшой городок на северном берегу Ладожского озера, основанный шведами еще в начале XVII в. По Ништадтскому мирному договору 1721 г. он отошел к России и вошел в состав Выборгской губернии. В 1811 г. эта губерния стала частью Великого княжества Финляндского. Жили в Сердоболе по преимуществу финны, они исповедовали лютеранство. Однако и православных людей там было немало. Русское правительство, проводившее во второй половине XIX в. политику русификации населения на Севере и Северо-Западе страны, было заинтересовано в усилении позиций православной церкви. В те годы многие известные купцы, в том числе и Елисеевы, жертвовали большие средства на строительство или ремонт храмов на этих территориях и удостаивались наград и почестей. Существовавшая в городе Сердоболе Петропавловская церковь сильно обветшала, на ее ремонт требовались большие средства, местное православное население не могло их собрать, поскольку бедствовало вследствие нескольких неурожайных лет подряд. История сооружения этого храма описана в четвертом томе многотомного издания «Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии», опубликованном в конце 1870-х г., Петербургский митрополит Исидор из донесений местного благочинного знал о крайней ветхости старого церковного здания и о том, что его прихожане своими средствами для сооружения новой постройки не располагают. «...По его убеждению и благословению господа коммерции советники Григорий и Стефан Елисеевы согласились устроить новый теплый деревянный храм... По их желанию в Петербург были вызваны местный священник, благочинный и церковный староста. Усиленная просьба местного священника тронула добрые сердца братьев Елисеевых. " Братья сразу же поручили составление плана, чертежей и сметы известному академику Николаю Павловичу Гребенке, под наблюдением и руководством которого и произведены все строительные работы.

http://sobory.ru/article/?object=00887

Сухотиновка. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Стоит на ровном открытом месте у дороги на краю села. Возведена, по местному преданию, помещиком Сухотиным в 70-80-е гг. XIX в. (не позднее 1878 г.). В архитектуре здания применены мотивы древнерусского зодчества XVII в. Сходство внешнего вида храма с церквями в с. Вербник Хотынецкого района и с. Рогатик Должанского района позволяет предположить участие в проектировании храмов одного архитектора или наличие типового проекта, переработанного применительно к каждому конкретному случаю. При храме с 1899 г. функционировала одноклассная церковно-приходская школа, помещавшаяся в собственном здании. Заведующим и законоучителем в ней состоял священник Г.А. Никольский. В 1909 году в школе обучались 48 мальчиков и 8 девочек. Церковь закрыта в 1930-е годы. Источник: сайт " Архитектурные древности Орловщины "   http://www.orelvkartinkax.ru . В Экономических примечаниях к ПГМ Ливенского уезда 1778-1796 гг. имеется краткое описание селения на тот период: «...Васильевское, Синковец тож оврага Синковца на правой стороне церковь деревянная во имя 3-х Святителей Василия Великого, Григорья Богослова, Иоанна Златоустаго; дом господский деревянный и при оном сад с плодовитыми деревьями: в овраге мучная мельница о 1-м поставе; ...Васильевском, Синковец тож Василья (Василия Григорьевича) Сухотина дв.: 25, м.: 162, ж.: 146 душ...». http://vk.com/wall133143608_860 Село Сухотиновка (Галичинского сельского поселения Верховского района) - имение ливенского помещика Николая Дмитриевича Сухотина. Село Сухотиновка (Сухотинка, Васильевское, Надеждено, Сннковец) расположено на ручьях Провалище и Бэрский, р. Синковец (плотина). На открытом месте у дороги на краю села с дороги виднеется Всесвятская церковь (церковь во имя Святого Николая Чудотворца). Сухотины – помещики ливенские, орловские, мценские (Орловской и Тульской губерний). Село называлось по имена его владельца - помещика Сухотина. Последним помещиком села был Николай Дмитриевич Сухотин. Село в XVIII-XIX вв. находилось на стыке трёх уездов: Ливенского и Малоархангельского Орловской губернии и Новосильского Тульской губернии. В XIX – начале XX века село называлось Васильевское, что на реке Синковец. На карте Ливенского уезда Орловской губернии 1903 года село отмечено как Васильевское – Сухотино (находилось тогда на территории Покровской волости Ливенского уезда Орловской губернии). Позже название одного села видоизменилось и оно стало называться Сухотиновка, а другое село – Васильевское.

http://sobory.ru/article/?object=19040

Черновцы. Собор Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Черновцы. Собор Николая Чудотворца. Русская церковь с кручеными куполами. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (1820-1821), перестроенная в течение 1930-1936, которая называлась „Русской”, то есть украинской, поскольку эту на этой улице жили преимущественно русины - украинцы, которые посещали эту церковь. Основателем этого храма был украинец Тадей Туркул, буковинский боярин, из уважаемого давнего рода. С благодарностью к Тадею Туркулу храм в Черновцах в течение нескольких десятилетий носил имя святого Тадея, этим же именем называлось и церковное братство, основанное в 1834 году, - первая украинская общественная организация на Буковине. Сначала церковь имела модный вид: в 1821 году, когда завершили её построение, царствовал в архитектуре стиль ампир. В 30-х годах XX века храм перестроили по проекту доктора Владимира Залозецкого. В 1961 году церковь превратили в склад химикатов. Старые фрески не выдержали такого напряжения. Чудом уцелевший иконостас, который хранился в Николаевской деревянной церкви, вернулся на свое место в 1990 году, когда храм опять вернули греко-католическому обществу города. Немного дальше бросаются в глаза оригинальные „крученные” купола новой Свято-Николаевской церкви, которая была возведена 1939 году. Архитектура культового сооружения воспроизводит национальный румынский стиль неороминеск. Прототипом оригинального решения скрученных боковых бань храма стала архитектура церкви в Куртя-де Арджеш - месте последнего отдыха румынских королей. На изготовление иконостаса был объявлен конкурс, в котором победили бухарестский художник Пауль Молда (иконописец) и скульптор Григорий Думитреску-Ловендаль, который выполнил работы по дереву. Тринадцать витражей выполнил еще один житель Бухареста, художник Кирович, а каркасы для них построил черновчанин Вильгельм Свидерский. Ограждение изготовил черновчанин Александр Манковский по проекту архитектора Верджила Ионеску. Из Трансильвании привезли к церкви два колокола: весом в 948 и 592 килограмма. „Голосовые связки " храму впервые дали себя услышать 2 ноября 1938 года в колокольне, которая строилась под руководством Теодора Огоновского.

http://sobory.ru/article/?object=09962

Чихачёво. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты Никольская церковь в селе Чихачево построена в 1814 году, то есть она практически «ровесница» Всехсвятской церкви в селе Мыт. Чихачевсхая Никольская церковь — двухсветная, одноапсидная, одноглавая. Сам храм представляет собой обычный, сравнительно небольшой, почти кубический двухсветный объем, перекрытый сомкнутым сводом. На своде устроены выпукло-вогнутая кровля, световой барабан, восьмиугольный снаружи и круглый внутри, а на нем восьмиугольная шейка и луковичная главка. Оригинальна в плане трапезная церкви. Она очень обширна. Продольные стены ее длиннее, чем им «положено быть», заходят за пределы углов основного объема и соединены с ними дугообразно. Трапезная перекрыта сводами, опирающимися на наружные стены и две продольные арки внутри ее. Над боковыми нефами трапезной сделаны главки тоже оригинальной формы. К трапезной примыкает довольно богато декорированная трехъярусная колокольня с невысоким шатром и обычной луковичной главой. Из книги Тарасов Н.А. Путь домой: Очерки по истории и культуре Верхнеландеховского района Ивановской области. Рассказы. – Иваново: ЛИСТОС, 2011. – 93 с. Церковь возведена на средства прихожан в 1813 году и находится в небольшой роще за деревней на кладбище. Храм Николая Чудотворца - постройка в русско-византийском стиле, характерная для середины 19 века. Церковь бесстолпная, кирпичная, совмещенная зимняя и летняя, одноапсидная, одноглавая. Постройка типична для прикладбищенской церкви. Храм трехпрестольный: правый - в честь Димитрия Солунского, левый - Григорьевский, центральный - Никольский. Объемно-пространственная композиция церкви составляет две вертикали - храм и колокольня, объединенные горизонтально вытянутой трапезной. Колокольня в плане квадратная, заканчивающаяся шатриком с посаженной на барабан луковичной главкой, трехъярусная. Дополнительные приделы придают вид большой устойчивости. Очень бедное убранство сельского храма дополняется тянутыми штукатурным карнизом в основании свода четверика, трехъярусным деревянным иконостасом, хрустальной люстрой-паникадилом XIX века.

http://sobory.ru/article/?object=22388

Шестой день. Поучение 1-ое. Святитель и чудотворец Николай. (Уроки из его жизни: он является образцом исполнителя обязанностей христианина в отношении к Богу, ближним и самому себе). I. Святитель Николай чудотворец осуществил в своей жизни все главнейшие обязанности к Богу, ближним и самому себе, научая и нас исполнять эти обязанности по мере наших сил и при помощя данной каждому благодати Божией. II. а) В отношении к Богу он был глубоко верующим христианином и считается церковию образцом веры. Касательно веры люди подвергаются, большею частию, двум недостаткам. Одни , будучи надменны своим умом, предаются излишним умствованиям, и чрез то впадают в ереси и расколы, отделяющие их от всеобщего союза верующих; другие , почитая чистоту веры совершенством – или недоступным, или маловажным, совсем не заботятся о том, так ли они веруют, как должно . Заблуждения различныя, но равно предосудительные для истинного христианина! Ибо для чего святая вера низошла с небес и вселилась между человеками? Озарить разум светом боговедения, воспламенить сердце любовию к добродетели, укротить страсти, уничтожить или облегчить бедствия человечества: вот цель ея! и что пользы от суетных мудрований о вере? Они излишни, ибо предмет превышает разум; вредны, ибо ведут к разномыслию и вражде. С другой стороны, нерадеть о чистоте веры значит пренебрегать самой верой. Мы стараемся сохранять неизменными многия предания человеческия; есть люди, которые всю жизнь посвящают на то, дабы знать, что и когда случилось: как же нам быть равнодушными к чистоте той веры, от коей зависит наше вечное спасение? Совершенство нашей любви к Богу требует, чтоб мы в простоте сердца пользовались светом божественного откровения: но это же самое совершенство обязывает нас сохранять этот свет от смешения с тьмою заблуждений. Св. Николай в том и другом отношении преподает нам, братие, превосходное правило веры; ибо его вера была и проста и вместе чиста и ревностна. О, если бы все исповедующие имя Христово неуклонно следовали сему правилу! Если бы все мнимые ревнители православия приобрели ту простоту веры, коею одушевлен был святый Николай! Тогда церковь не была бы терзаема собственными ее чадами; пагубное искусство состязания осталось бы долею земной мудрости; святая вера являлась бы в собственном своем виде и давно исполнилось бы моление церкви о соединении всех христиан узами единоверия и любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Шуя. Церковь Николая Чудотворца во Взорнове. Никольская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Взорново: село собиралось вокруг храма В давнее время в селе Взорново стояли две деревянные церкви. В 1802 году тщанием помещиков братьев Хрущёвых была построена каменная церковь во имя чудотворца Николая. Из уцелевшей приходно-расходной книги, пишет шуйский краевед Н. Звездин, можно заключить, что церковь строилась много лет, в 1798 году здание было вчерне готово, и в 1801 году в новой церкви переписали лики. Через год, сообщает тот же источник, церковь была освящена с передачей некоторых подробностей освящения: для выправки указа и грамоты употреблено 10 рублей, куплено вина красного полштофа на 35 копеек, свеч красных — на 30 рублей, но зато в день освящения получили небывалый для сельского храма доход — 34 рубля 20 копеек. Строили всем миром К 40-м годам решено было устроить придел к каменному храму во имя преп. Сергия Радонежского. Деньги жертвовали лучшие люди города. Шуйским 1-й гильдии купцом Алексеем Ивановичем Посылиным для строения каменного придела пожертвовано 86 рублей серебром, купцом Иваном Федоровичем Поповым 28 рублей 57 копеек, Алексеем Ивановичем Болотовым 28 рублей 58 копеек, 1-й гильдии купцом Парфёном Ульяновичем Лебедевым 28 рублей 57 копеек, Василием Ивановичем Телегиным 28 рублей 57 копеек, купцом и Почётным гражданином Сергеем Корниловым — 42 рубля 62 копейки». В 1847 году придел был устроен. Причем кирпич делали и обжигали для строительства крестьяне. Это видно из тех же приходно-расходных книг Взорновской церкви. Посмотрим 1844 год: в сентябре отдано за дрова для обжига кирпича крестьянину д. Высоково Прокофию Прокофьеву 21 рубль 40 копеек серебром, за дрова для обжига кирпича крестьянину д. Гриткино Григорию Гаврилову — 5 рублей 15 копеек, «за сделание» и обжиг кирпича мастеру Костромской губернии Евстафию Иванову — 100 рублей серебром, за возку воды и песку крестьянину с. Взорнова Фёдору Дмитриеву — 2 рубля 30 копеек, каменщику Алексею Михайлову — 60 рублей серебром, кирпичнику Константину Фирстову по расчёту за сделание 50 тысяч кирпича — 85 рублей серебром, иконописцу с. Палех Ивану Александрову за написание новых икон — 12 рублей серебром. В общем, все принимали участие в строительстве храма по мере своих возможностей и финансов.

http://sobory.ru/article/?object=56157

Эпоха новых чудотворцев Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 13, 1997 31 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 13, 1997 (Похвальное слово новым русским святым инока Григория Суздальского) В середине XVI века Русская Церковь переживает яркую страницу своего бытия. Это время интенсивной соборной жизни, больших культурных начинаний, что было связано с многосторонней просветительской деятельностью Всероссийского Митрополита Макария (†1563; пам. 30 дек.). В 1547, 1549 годах он собирает знаменитые Московские Соборы, справедливо называемые историками Макарьевскими 1 . Сохранилось несколько грамот первого Собора. Документов второго Собора до нас не дошло, но царь Иоанн IV довольно подробно рассказал о его работе. Об этом читаем в Стоглаве: “И в 19 лето возраста моего по нашему наказу архиепископы и епископы и честныя архимариты и игумены собираются в царствующий сей град к нам ко отцу нашему Макарию Митрополиту всеа Русии, каноны новых чудотворцев и жития их и чудесы на Соборе полагают и свидетельствуют всеми освященными Соборы и предают церквам Божиим пети и славити и праздновати якоже прочим святым от века Богу угодившим по настоящему коегождо месеца дни и числа преставления их и святые имена и обретения честных мощей их. Им же поют и до сего дни” 2 . На Макарьевских Соборах было прославлено множество русских святых, “новых чудотворцев”, как тогда называли новоканонизованных и вообще всех русских святых. “Канонизация святых была в России довольно частым явлением, но редко оно превращалось в церковное и государственное торжество. Особенно много святых было канонизировано при Митрополите Макарии, старавшемся сделать почитание многих местных русских святых общенациональным” 3 . Начиная с Макарьевских Соборов канонизация святых на Руси становится прерогативой центральной церковной власти. Канонизация святых потребовала написания Житий новоканонизованных святых или создания новых редакций Житий, а также Похвальных слов им. Благочестивые авторы писали также и Службы святым.

http://pravmir.ru/epoha-novyih-chudotvor...

30. Четверг. Свт. Михаила, первого митр. Киевского. Сщмч. Григория епископа, просветителя Великой Армении. Прп. Григория Пельшемского, Вологодского чудотворца. Служба сщмч. Григория шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (Б). Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Михаила, первого митр. Киевского (А), и порядок соединения полиелейной службы свт. Михаила с шестеричной службой сщмч. Григория (В). А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 5-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 3-й: «Свидетеля истины…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Како не дивимся…». Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3. На стиховне стихиры святителя, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Духу Божественному…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза...» (см. Часослов, Богородичен 3-го часа). По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны святителя (по дважды). Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 8-й: «Яко начальнику архиереом…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Яко всем скорбящим…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?». Евангелие – святителя. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя…». Стихира святителя, глас 6-й: «Духу Божественному…» (см. славник на стиховне), или глас 3-й: «Свидетеля истины...» (см. славник на «Господи, воззвах»). Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 8. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3-й песни – седален святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

http://patriarchia.ru/bu/2022-10-13/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЙ (XI-XIII вв.?), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 8 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), иконописец. (Г. считается сподвижником прп. Алипия иконописца, хотя источниками это не подтверждается, приводимые нек-рыми авторами даты кончины святого - 1074, 1105 - ни на чем не основаны.) В древнейший помянник Киево-Печерского мон-ря кон. XV в. внесены 5 монахов с именем Григорий, одним из них мог быть Г. ( Голубев С. Т. Древний помянник Киево-Печерской лавры (кон. XV и нач. XVI ст.)//ЧИОНЛ. 1892. Кн. 6. С. 5-6). Самое раннее упоминание Г. как иконописца встречается в 1-м издании Киево-Печерского Патерика (К., 1661), в к-ром на плане Ближних пещер отмечено нахождение мощей преподобного. Имя Г. в числе святых града Киева внесено в «Описание о российских святых» (известно в списках кон. XVII-XVIII в.). В «Сказании о святых иконописцах» (нач. XVIII в.) говорится, что «преподобный отец Григорий Печерский, иконописец киевский, много святых икон написал чудотворных, яже зде в Российской земли обретаются, спостник бе преподобному Алимпию. В нетлении в пещерах опочивает» ( Буслаев Ф. И. Исторические очерки рус. народной словесности и искусства. СПб., 1861. Т. 2. С. 378). Общецерковное почитание Г. установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым разрешалось печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные месяцесловы. Празднование памяти Г. 8 авг. приурочено ко дню памяти прп. Григория Синаита. Г., «византийский иконописец», упоминается вместе с прп. Алипием в 3-м тропаре 9-й песни канона преподобным отцам Ближних пещер (по мнению Е. П. Кабанца, служба преподобным отцам Ближних пещер была написана в посл. четв. XVII в.). Обследование мощей Г. показало, что на момент смерти ему было ок. 50 лет ( Колпакова В. М. , Кабанець П. Koмnлekchi мeдuko-ahmponoлoriчhi дocлiджehhя св. мощей лаври//Дива. С. 90, 92). В XIX в. частица мощей Г. находилась в киевском Софийском соборе ( Евгений (Болховитинов), митр. Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии. К., 1825. С. 48).

http://pravenc.ru/text/166545.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010