8. Примеры чудесного избрания и призвания на епископство 1 . В городе Комане, неокесарийской области, умер епископ. Граждане упросили Григория Чудотворца придти к ним, избрать и рукоположить к их осиротевшей церкви епископа. Многие указывали Григорию на людей ученых, образованных и просвещенных, но Григорий ни одного из них не признал достойным этого великого сана. Один из предстоявших с насмешкою сказал: «Не избрать ли уже нам во епископы Александра?» Все засмеялись от этой шутки. – «А кто такой Александр?» спросил Григорий, Ему отвечают, что Александр жжет уголья и продает их на рынке. «Приведите его сюда», сказал св. Григорий. Когда привели Александра на собор, некоторые из предстоявших, взглянув на него, громко засмеялись; от угольев он был черен, и притом в рубище. Когда Александр приблизился к Григорию, тот тотчас извещен был Духом Божиим, что этот Александр да будет епископом. Григорий приказал Александру сходить умыться, одеться в приличную одежду и явиться на собор. Когда возвратился Александр, Григорий Чудотворец в присутствии всех начал испытывать его в знании Св. Писания; изумил всех Александр своим умом и красноречием. Он был человек в высокой степени глубоко просвещенный; но из любви к Богу избрал такую смиренную жизнь. И святитель Григорий рукоположил Александра во епископа Команского. Первое поучение его к народу привело в умиление сердца всех. Все благодарили Бога, даровавшего им такого пастыря. Благодать Св. Духа исходила из усть его, и св. церковь причла его к лику святых («Чет.-Мин.»). II. Св. Епифаний, посетив спасавшегося на острове Кипре преп. Илариона Великого, хотел отплыть оттуда в город Аскалон. Но корабль на котором отплыл в Асколон Епифаний, был принесен бурею снова к берегам кипрским и именно пристал близ кипрского города Саламина или иначе – Констанции Кипрской. В это время в Саламине был собор епископов для избрания нового архиепископа на место умершего. Несколько дней епископы возносили молитвы к Богу, дабы Он Сам явил им мужа, достойного этого сана.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Собор вселенских святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста      Святители Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст известны как великие богословы и отцы Церкви. Каждый святой являет собою пример жизни во Христе, пример для всех верующих. Без сомнения, можно очень многое сказать о жизни трех великих иерархов Православной Церкви, но хотелось бы остановить внимание на одном моменте: пристальнее всмотреться в жизнь семей, в которых родились и воспитывались святители Василий, Григорий и Иоанн. Что мы знаем о них? Самое главное – семья каждого из великих святителей является в полном смысле этого слова святой семьей. Многие члены этих семей прославлены Церковью. В семье святителя Василия Великого – это его мать преподобная Емилия (память 1/14 января), сестры: преподобная Макрина (память 19 июля/1 августа) и блаженная Феосевия (Феозва), диакониса (память 10/23 января), братья: святители Григорий Нисский (память 10/23 января) и Петр Севастийский (память 9/22 января). Святитель Григорий Нисский пишет: «У родителей отца имущество было отнято за исповедание Христа, а дед наш по материнской линии был казнен вследствие императорского гнева, а всё, что он имел, перешло к другим владельцам» . Матерью отца святителя Василия Великого была святая Макрина Старшая (память 30 мая/12 июня). Ее духовным наставником был святитель Григорий Неокесарийский, известный также как святитель Григорий Чудотворец. Святая Макрина принимала действенное участие в воспитании будущего святителя, как он и сам об этом пишет: «Говорю о знаменитой Макрине, от которой заучил я изречения блаженнейшего Григория, сохранявшиеся до нее по преемству памяти, и которые сама она соблюдала и во мне еще с малолетства напечатлевала, образуя меня догматами благочестия» . Святитель Григорий Богослов так восхваляет предков святителя Василия: «В числе многих известных были и предки Василия по отцу; и как они прошли весь путь благочестия, то время это доставило прекрасный венец их подвигу… Сердце их было готово с радостью претерпеть всё, за что венчает Христос подражавших собственному Его ради нас подвигу…» .

http://pravoslavie.ru/68362.html

Болхов. Церковь Николая Чудотворца, Гончарного. Церковь Николы Пахотного, церковь Иерусалимской Божией Матери /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Обширная кирпичная церковь, построенная в 1735 году. Высокий бесстолпный пятиглавый четверик с трапезной, колокольня в стиле классицизма пристроена в 1827 году. Второй этаж над трапезной сооружён в 1864 году. В трапезной вверху Иерусалимский храм с приделами Михаила Архангела и Нила Столобенского, внизу Воздвиженский и Трёхсвятский приделы. Закрыта в 1930-х годах, в 1940-1950-х годах разрушена, в 1972 году взорвана колокольня. Никольская церковь на Верхне-Никольской площади венчала самую высокую точку города Болхова. Первое упоминание о ней содержится в Писцовой книге писца Никиты Ивановича Беклемишева и подьячего Осипа Трофимова (1624–1625 гг.): «В пахотной слободе церковь Николы Чудотворца деревян клечет, а в нем образы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение попа Никольскова Игнатия, да дьячка Якушки Дементьева сына Разпопа и мирских людей; под церковью и кладбищем места в длину 20 сажен, поперек тож». В ночь на 7 мая 1695 г. «часу в пятом» в Болхове вспыхнул большой пожар, уничтоживший кружечный и таможенный дворы, дворы именитых людей Григория Строганова и Никиты Шутова, 3 двора поповских, 72 посадских, 79 лавок, 26 кузниц и две церкви – Вознесенскую и Никольскую. За свою историю храм неоднократно перестраивался и возводился заново, в частности, в конце XVII или начале XVIII вв. очередную деревянную церковь на этом месте возвели иерей Игнатий и чтец Иаков. Кирпичную холодную церковь во имя Св. Николая Чудотворца вместо старой обветшавшей построили в 1735 г. По архитектуре представляла собой высокий бесстолпный пятиглавый четверик с трапезной. В 1804 г. ее трапезную расширили и сделали теплой, устроив по бокам два придела: во имя Воздвижения Св. Креста (правый) и трех святителей – Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова (левый). Колокольня в стиле классицизма пристроена в 1827 году. В 1864 г. над трапезной построили второй этаж, где разместили еще три придела: главный во имя Иерусалимской иконы Божией Матери (в центре), во имя Св. Нила Столбенского (правый) и Св. Михаила Архангела (левый).

http://sobory.ru/article/?object=39404

К каким бы вопросам истории Урала и особенно Прикамья XVI-XX века не обращались исследователи, они, как правило, начинают испытывать потребность в знании полной истории знаменитого русского рода предпринимателей и меценатов искусства Строгановых. 9 апреля 1529 года Строгановым была дана грамота на соляные промыслы в Сольвычегодске. Во второй половине XVI века они распространяют свои владения и в Перми Великой. Первая жалованная грамота на великопермские земли была дана от Ивана Грозного Григорию Строганову. Можно сказать, что этой грамотой было положено основание владений Строгановых в Перми Великой. Переписи Перми Великой XVI-XVII веков отмечают в Соликамском уезде, погосте Кудымкор деревянную церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая (в это время весь бассейн реки Иньвы составлял один церковный приход, к которому принадлежали, например, деревни Кува, Майкор и Купрос): А так как это селение принадлежало графу Григорию Строганову, считается, что и церковь построена по инициативе и непосредственному участию этого человека, финансировавшего строительство деревянной церкви. Кривощёков И.Я. отмечает, что «между 1579 и 1623 годами построена в селе Кудымкор деревянная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая» (13,с.87) Церковь уже в XVII в. владела немалыми богатствами. По утверждению Шишонко В.Н. церкви принадлежали «образ Пречистыя Богородицы Одигитрия на красках, большая пядница, а у него прикладу две гривны басмены, серебряны, золочены, образ Николы Чудотворца, меньшая пядница обложена серебром прикладу венец сканной; образ Воскресения Христова, на золоте, у него прикладу гривна басмена, двери царские и деисусь на красках; Пречистыя запрестольня, середня пядница; евангелие напрестольное, письменное; евангелисты серебряные, октай на 8 гласов письменной, минея общая, апостол письменной, псалтырь письменная; часовник и на колокольнице три колокола; в погосте двор попа, дъячка, пономаря и просвирницы Ульяны; пашни пахотные, церковные земли, две чети с осьминою». (16,с.247).

http://sobory.ru/article/?object=19504

Новочеркасск. Церковь Николая Чудотворца. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь святого Николая имеет едва ли не самую древнюю историю среди всех Новочеркасских храмов. Доказательством тому может служить " Грамота, данная по указу Великаго государя Царя Великаго Князя Петра Алексеевича, на построение церкви во имя святителя Николая в городе Черкасске в 1707 году " . Суть грамоты, данной 7 января 1707 г., в том, что она является разрешительным ответом на просьбу Донских казаков, в частности Скородумовской станицы г. Черкасска, построить церковь во имя св. Николая чудотворца. В грамоте указано, что зимовой станице Донских казаков, прибывшей в Москву во главе с атаманом Микитой Алексеевым и " ясаулом " Семеном Терентьевым, выданы благословенная грамота на построение Николаевского храма и антиминс. Так как в это время по указанию Петра I Патриарх Русской Православной Церкви не избирался, то благословение Донским казакам преподал, как видно из текста грамоты, Преосвященный Стефан Митрополит Рязанский и Муромский. Он же дал краткие инструкции о том, какой должна быть построенная Николаевская церковь. Освятить построенную церковь во имя св. Николая Митрополит Стефан поручал " соборному попу Григорию по исправному требнику " , т.е. священнику Войскового Воскресенского собора в Черкасске о. Григорию по исправленным после церковной реформы Патриарха Никона богослужебным книгам. На подлинной грамоте, хранившейся в Донском музее, была подпись монах Тихон Макарьевский. Справил грамоту (т.е. написал) Стефанов. Таким образом, Николаевская церковь имеет свое историческое начало в 1707 г. Ее предшественницей была часовня во имя святого Николая угодника, стоявшая в Черкасске между Скородумовской и Тютеревской станицами на самом берегу Дона. Рядом с ней было кладбище. Эта часовня сгорела в 1703 г. И поэтому казаки запросили разрешение в Москве на устройство церкви во имя св. Николая чудотворца. Новую церковь не строили, а по рассказам старожилов, привезли Доном откуда-то с иконостасом и установили в Черкасске. Церковь была изготовлена из " круглых тополей и очень долго стояла без колокольни " . Со временем колокольню сделали из хорошего дубового леса.

http://sobory.ru/article/?object=34035

Л.Карфикова Жизнь и труды Григория Григорий Нисский родился в богатой и знатной семье; его мать Эмилия, христианка из патрициев, славилась своим благочестием; отец, Василий старший, был ритором в понтийской Неокесарии. Бабушка Григория Макрина была ученицей Григория Чудотворца , ученика Оригена . Большое влияние на братьев и сестер оказала старшая сестра из девяти (по иным источникам – десяти 95 ) детей – Макрина младшая; в этом ей немногим уступал и старший брат Григория Василий, позже ставший епископом Кесарии. Гарольд Чернисс так описывает семью Григория: Его мать была набожна вплоть до суеверия. Отец, тоже горячо верующий, получил хорошее образование – главным образом в области языческой литературы и был ритором местного училища. Старший брат Григория Василий был послан в Афины, чтобы завершить там образование, сам же Григорий, по-видимому, получил в провинциальной Каппадокии лишь начальную подготовку. Причиной такой семейной стратегии, возможно, была ранняя смерть отца Григория. Домашнее хозяйство, в котором рос Григорий, вели глубоко верующая бабушка, суеверно набожная мать и сестра, самая старшая из детей, которую уже современники считали святой. Эта девушка, Макрина, своей преданностью православию превышала и мать, и бабушку. Под ее влиянием мать продала свои поместья и основала монастырскую общину, один из братьев стал отшельником, а трое других стали церковными деятелями, епископами, и в конечном итоге были канонизированы. Таков был огромный успех Макрины, – в отношении Григория, однако, достигнутый не без боя 96 . Чернисс намекает здесь на некий факт – когда Григорий не пожелал принять участие во всенощном бдении, посвященном памяти «сорока мучеников» (возможно, потому, что не хотел тратить драгоценное время учебы, в чем он позже раскаивался 97 ), а также на изначальное решение Григория стать ритором, за что молодого «дезертира» отчитывал и его друг Григорий Назианзин 98 . Возможно, в этих решениях Григория действительно отражается некое противление ревностно-набожной атмосфере в его семье 99 . Во всяком случае, как считает Чернисс, влияние Макрины, «которому не мог противиться даже упрямый Василий», вернуло Григория на церковную стезю 100 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

XLVII. Слово, сказанное за литургией в Казанской церкви Московских Чудотворцев 51 . О чествовании святой памяти Московских Чудотворцев На востоке были три великих Святителя: Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст , которые и праведной жизнью, и богопросвещенным учением своим достойно стяжали себе глубокое вселенское уважение и почитание. После их святой кончины, молитвенно прославляя их память, восточные христиане даже разделялись на партии, расходясь в своих мнениях относительно того, который из этой чудной троицы Архиереев Божьих особенно велик пред Богом и людьми и достоин преимущественного ублажения. Одни поставляли в этом отношении на первое место святого Василия, другие отдавали преимущество премудрому Богослову, третьи считали выше других Златоуста-учителя. И только Сам Господь прекратил эти споры, открыв в особом видении в назидание благочестивых, но слишком далеко простиравших свою ревность христиан, что не следует людям заниматься подобными распрями и предвосхищать себе суд Божий, который только и может определить ту или иную степень духовного достоинства человека. В этом видении Господь ясно показал, что со стороны людей все три Святителя, за то великое добро, которое они сделали для воинствующей Церкви Христовой, достойны одинакового благоговейного почитания. В воспоминание этого события и установлен в церкви Православной особый в честь Трех Святителей праздник 30-го января, когда христиане воздают им одинаковую достойную честь, как боговещанным проповедникам и учителям вселенским. Вы, братья, надеюсь, поняли теперь, к чему я клоню свою речь. Если в церкви Греческой воссияли некогда такие великие и святые отцы, которые, по свидетельству Самого Господа, достойны великого вселенского прославления, то и наша Русская церковь не лишена счастья иметь в числе своих небесных покровителей, подобных же богосветлых светил церковных. Соборную память четырех из них мы с вами ныне празднуем. Хотя каждый из них отличался особыми качествами и добродетелями, хотя они жили в различные времена Русской истории и подвизались при разнообразных обстоятельствах, тем не менее наша Отечественная церковь постепенно приурочивала чествование их к одному дню. Сначала, в 1596-м году, установлено праздновать 5-го октября память трех Святителей: Петра, Алексия и Ионы, а затем, в 1875-м году, по ходатайству покойного митрополита Московского Иннокентия, Высшей церковной властью присоединено чествование в этот же день и Святителя Филиппа. И такое соборное прославление четырех Святителей Московских в один день установлено, несомненно, потому, что все они много сделали добра для Русской земли, что каждый из них подвизался великим трудом любви к Русскому народу, хотя проявлять эту любовь им приходилось различными путями.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Большевик (Дашковка). Церковь Николая Чудотворца. Погост Березна Карта и ближайшие объекты Храм святителя и чудотворца Николая погоста Березна Территории по реке Березенке, возле старинного серпуховско-боровского тракта, значатся в Земельных книгах 1620 г. как поместья березинских татар, состоявших на московской военной службе. Как правило, эти владельцы были крещёными. Под 1627 г. здесь упоминается село Березна и в нём Никольская церковь: «древяная клетцки», построенная и украшенная прихожанами, а священником при ней «поп Акундин, прозвище Первой, Денисов» В XVII в. церковные земли находились в тесном и чересполосном соседстве с имениями многочисленных местных помещиков – Ушаковых, Иевских, Соймоновых, Токаевых, Таушевых, Брондуковых и князей Дашковых, в связи с чем в 1694-1700 гг. здесь проводилось межевание, которым занимался местный священник Дмитрий Потапов. Село Березна было, видимо, невелико и со временем запустело – с 1705 г. оно именуется уже погостом, то есть селением, состоящим только из церкви, домов её причта и, разумеется, кладбища, которое в те времена вообще имелось при всяком храме. А на том погосте «Николая чудотворца, на Березниках, дворы попа Василья Потапиева, дьякона Бориса Потапиева и дьячка Герасима Потапиева» Существующая церковь во имя святителя Николая построена в 1698 г., «чьим тщанием неизвестно». В 1818 г. с правой её стороны, «тщанием доброхотных дателей», пристроен придел во имя Тихвинской иконы Божией Матери. С 1819 г. в штате Никольского храма полагалось иметь священника, диакона, дьячка и пономаря. Примерно в это время упоминается священник Константин Петров Ангелов, с замечанием, что он священствует 27 лет. В 1841 г., по завещанию московского 1-ой гильдии купца Сергея Григорьевича Зубова, Тихвинский придел был расширен «с отступлением на две сажени (на 4 с лишним метра) назад», а с левой стороны храма построен придел во имя святителя Митрофана Воронежского. Основной Никольский храм, построенный в конце XVII века, состоит из бесстолпного четверика, переходящего в полукруглую алтарную абсиду, и колокольни, которая, возможно, вначале была отдельно стоящей; от неё уцелел только первый ярус. Симметричные приделы 1840-х гг. планировкою, монументально пластичными формами и декором сходны с приделами Сретенской церкви (1813) и Троицкого собора (1833-1841) в Серпухове.

http://sobory.ru/article/?object=14250

В топографии окрестностей Ельца с местом чудесного видения Темир-Аксаку связывают Аргамаченскую слободу в устье р. Ельчик напротив елецкой крепости. О происхождении названия Аргамачьей горы бытует легенда: богатырь-великан из стана Темир-Аксака джигитовал там на аргамаке и сорвался со скалы в реку. В 80-х гг. XVII в. в слободе взамен деревянного храма во имя свт. Николая Чудотворца была построена деревянная же ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы с приделом свт. Николая Чудотворца (в 1789 освящена каменная). Ее главной святыней стала икона (не сохр.), принесенная в 1737 г. из Москвы клириками аргамаченского храма - свящ. Иоасафом Никифоровым, диак. Иоанном и дьячком Алексием. Бытует предание о том, что посольство в Москву отправилось, дабы «отыскать явленный на Аргамачьей горе образ, списать с него копию и принести в свой храм… намерение увенчалось успехом: они списали икону Божией Матери и, возвратившись пешком, принесли ее на своих руках на Аргамач-гору, в церковь» (Ридингер. 1993. С. 105-106). Несмотря на связь этого предания с легендарной историей древней Елецкой иконы Божией Матери, в зафиксированных историками-краеведами XIX в. надписях на принесенной иконе представлена реальная история ее создания. Пространные надписи помещались в 2 клеймах внизу иконы: 1-я сообщала о явлении Богородицы Темир-Аксаку, во 2-й излагалась история создания образа: «И сей образ… на сей дцке изображен, дабы чрез него сей Град Елец от всяких бед и зол, и скорбей, и напастей был освобожден… о бывшем оном в Граде Ельце Богоматернем явлении в книгах сыскано в Москве, на сей дцке изуграфным художеством написано в 1735 г. бывшим в том граде воеводою Маиором Иваном Григорьевым сыном Нащокиным тщанием того града Ельца церкви Св. Николая Чудотворца Священника Иоасафа Никифорова, Диакона Иоанна, Дьячка Алексея по их обещанию трудами» (Там же. С. 109-110; Назаров. 1896. С. 7-5). На иконе (по нек-рым сведениям, ее размер составлял 5×3 четв., ок. 1×0,6 м) была изображена «стоящая на облаках Царица Небесная с распростертыми руками, окруженная небесным воинством и со всеми святыми, идущая по воздуху на устрашение Тамерлана, который стоял в 1395 г. лагерем на Аргамач-горе. В нижней части иконы было изображено воинство Тамерлана и его шатер» (Ридингер. 1993. С. 105-106). Нельзя не отметить зависимость этого сюжета от цикла сказания о Владимирской иконе Божией Матери, известного с кон. XVI в. и включавшего сцену «Сон Темир-Аксака» (напр., в росписи ц. свт. Николая Чудотворца в Меленках, Ярославль, 1705-1707, худож. Ф. Фёдоров; на иконе «Богоматерь Владимирская, со сказанием» (клеймо 20) письма Кирилла Уланова, 1717, ПЗИХМЗ). Икона, украшенная серебряным позолоченным окладом, находилась в Рождественской ц. за левым клиросом. Ныне об образе напоминает изображение маслом, написанное в 2005 г. на зап. стороне зап. арки подкупольного пространства.

http://pravicon.com/info-3821

Железнодорожный. Церковь Николая Чудотворца в с. Карапчанке. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1879 и 1880. Год утраты:Не установлен. Адрес: Иркутская область, Усть-Илимский район, Железнодорожный Координаты: 57.904164, 102.740864 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Особняком на самом верху стоит странное сооружение из трех слепленных вместе срубов с плоскими крышами. Не без труда узнается бывшая церковь. Еще в тридцатые годы церковь обезглавлена властью, которая никогда и ни по какому поводу с народом не советовалась. Пройдет еще несколько лет, деревню растащат и сожгут. Образовавшийся на ее месте пустырь, напоминающий следы бомбежки, уйдет на дно Усть-Илимского водохранилища. Речка Карапчанка станет длинным и узким заливом. Огарков В. Бадарма Карапчанская Николаевская (Св. Николая Чудотворца) церковь, освященная 3 декабря 1880 г., являлась пятой по счету в с. Карапчанске. Первые четыре, построенные в 1749, 1878 гг., сгорели. К приходу Карапчанской церкви были приписаны три церкви: Иннокентьевская в с. Невонском (освящена 26 ноября 1877 г. первоначально как молитвенный дом с алтарем), Св. Василия Великого в д. Бадарминской и Григория Неокессарийского в с. Воробьевском, а также две часовни: Иннокентьевская в д. Сизовской и Богородицкая (Скорбященская) в д. Банщиковской. Карапчанская церковь закрыта по постановлению Президиума Восточно-Сибирского краевого исполкома от 11 марта 1935 г. Архивная коллекция метрических книг церквей Киренского уезда Иркутской губернии.  Ф. 790, 286 ед.хр., 1835-1924 гг., оп. 1, 2. Древнее селение упоминается в документах с 1699 года, но, вероятно, возникло оно раньше. Возможно, здесь было поставлено русскими перво­проходцами небольшое укрепление, так как в начале XVIII века поселение именовалось Карапчанским острогом. По народному преданию, в селении в конце XVII века была устроена часовня, обращенная затем в церковь. Вскоре она сгорела, и в 1730 тобольский митрополит Антоний, а затем повторно в 1734 иркутский епископ Иннокентий Нерунович, выдали благословенные грамоты на заложение нового храма.

http://sobory.ru/article/?object=39338

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010