Св. Григорий при прощании с Оригеном произнес благодарственную речь и, вероятно, скоро после этого отправился из Кесарии Палестинской на родину, не зная еще, какой род жизни он изберет. Ориген мыслью не разлучался с своим учеником и, видимо, сильно беспокоился вопросом о том, к чему приложит свои богатые дарования и знания столь преданный его почитатель. Результатом этих забот Оригена и явилось письмо его к Григорию Чудотворцу , написанное после окончательной разлуки с Григорием 1 , в котором Ориген убеждает его, не увлекаясь возможностью сделаться известным философом или юристом, посвятить свои дарования на служение христианству, воспользовавшись из языческих наук тем, что может быть полезным для христианского деятеля. Свидетельствами из Священного Писания Ориген , с одной стороны, доказывает возможность и законность такого пользования приобретениями языческой науки, а с другой и предостерегает от чрезмерного увлечения ими, так как не для всех обращение к языческой науке оказывается полезным. В заключение Ориген убеждает Григория внимательно заниматься изучением Священного Писания и молиться о даровании помощи для уразумения божественного, чтобы не сказать или не помыслить о нем чего-нибудь слишком поспешно. Можно думать, что эти увещания находятся в связи с некоторыми выражениями благодарственной речи Григория. Так, Григорий в своей речи (§ 180), изъясняя изречение Священного Писания, что отворить может только тот, кто затворяет, называет при этом Оригена истолкователем божественных слов людям (§ 181). Ориген в конце и выступает против такого одностороннего преувеличения, соединенного с отречением Григория от самостоятельного исследования, и истолкование приведенного Григорием изречения дополняет таким образом: «и будет открыто тебе придверником» и т. д., и указывает своему ученику на то, что недостаточно стучать и искать, а необходима еще и молитва. Также и слова письма, что Ориген дерзнул написать это письмо Григорию вследствие отеческой любви к нему, напоминают о том, что Григорий в своей речи называет Оригена своим истинным отцом (§ 189).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/pismo_k...

Двадцать четвертый день. Поучение 2-е. Преп. Елизавета чудотворица. (Против злословия). I. Преп. Елизавета, память коей совершается ныне, подвизалась в одной женской цареградской обители. Сюда еще в юных летах она отдана была родителями, в зрелом возрасте дала обет пожизненного девства и стала проводить строгую подвижническую жизнь в посте, трудах и молитвах. Она питалась только растениями, не вкушала хлеба, не употребляла масла и нередко по 40 дней не принимала пищи. И зимой и летом она носила одну одежду – грубую власяницу; тело ее коченело от холода, но огонь ревности о своем спасении и любви к Богу горел в ней ярким пламенем. Строгость и высота ее подвижнической жизни, растворяемая смирением и добротою, снискали ей общую любовь и уважение и она скоро сделалась настоятельницей женской обители свв. Космы и Дамиана. Сама – строгая подвижница, сама – женщина, долговременными опытами изучившая особенности женского сердца, она явилась ревностной и опытной руководительницей в спасении вверенных ее попечению сестер о Господе. Так, сестрам и другим женщинам она внушала «особенно остерегаться лукавства и злоязычия», как грехов, очень частых между женщинами. «Мы слабы и телом и умом, говорила она, и при этой слабости думаем быть сильными то хитростию, то злоязычием. Но хитрость наша, как неразлучная с ложью, делает нас прямо слугами сатаны. Он – отец лжи и отважно действует там, где любят ложь. А говорливость женская тем более грешна, что, при недостатке рассудительности и при раздражительности сердца, расточаем мы всего чаще пустоту, ложь, клевету, легкомыслие, вредное для себя и других. Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло, говорит Премудрый» ( Притч. 15, 28 ). II. Не бесполезно, братие, для всех нас вообще размыслить об этом наставлении преподобной, ибо злословие, осуждение ближняго, или как в просторечии называют, сплетни – грех весьма распространенный между нами и потому именно более распространен, что никто почти не считает его грехом и предается ему, как невинному препровождению времени. В чем охотнее проводят время во всех почти домах? В том, что или сами выдумывают, или повторяют слышанные от других обидные слухи о своих знакомых. Никто не может укрыться от их языка, не щадят они ни пола, ни возраста, ни звания, не чести человека. Совесть не упрекает их в этом. Они думают, что это есть везде принятое обыкновение.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Шестой день. Поучение 4-ое. Святитель и чудотворец Николай, архиепископ Мирликийский. (Опасности для людей всех возрастов и средства к избавлению от них). I. Ныне ублажаемый св. Николай и при жизни был, и теперь есть, усердный помощник в мореплавании. Еще будучи пресвитером, он отправился морем в Иерусалим на поклонение гробу Господню. Вдруг поднялась буря и корабль стало заливать волнами. Плывшие с ним начали просить помолиться о спасении. Он стал прилежно молиться, и буря стала утихать, море вскоре совершенно успокоилось и общая печаль и страх перешли в радость и ликование. II. Немногим из нас, братие, приходилось или придется испытывать опасности плавания на море; но за то все, все без исключения подвержены опасностям другого рода, – плавания на море жизни. Да, мы в жизни, как в море, всюду окружены опасностями, окружены и в летах детства, так же, как и в летах юности, и в летах мужества, так же, как и в летах старости. а) Вот, дитя только еще узрело свет Божий, а опасности уже стерегут, ждут его душу. Что если родители оставят его в небрежении, поручив его воспитание другим? Что если долгое время будут смотреть на него, как на игрушку свою, будут заботиться о том лишь, чтобы как можно наряднее одеть его, вкуснее напитать его? Что если окружат его такими людьми, которые будут насаждать в нем семена суеверия и предрассудков, наполняя и пугая его воображение рассказами про лица и вещи, каких никогда не существовало и не могло существовать? Что если ему и о многом будут сообщать, но ничего о главном – о Том, в Кого ему веровать, Кого любить? Что если хорошего – христианского не увидит он долго ни в родителях, ни в окружающих их? Подлинно, сколько здесь предстоит опасностей его душе! Душа дитяти – это нива ничем незасеянная. Посейте семя доброе, и плоды произрастут добрые. Посейте терние, терние и произрастет. О, родители! бодрствуйте над своими детьми и не будите виновниками их вечного несчастия, вечной погибели! б) Но вот дитя делается юношей. Счастливый этот возраст, блаженное это время юности! Но и здесь столько угрожает опасностей для души , и такие эти опасности, что если кто подвергнется им, то всю жизнь будет оплакивать свою участь.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1 . Однажды, когда я намерен был возвратиться в то место, где обыкновенно проводил время, некий муж, имя которого было Феопомп, спросил меня, бесстрастен ли Бог ? Я же немного помедлил, и, сжавши губы 1 , ответил: «как мы можем говорить, о Феопомп, что Бог подлежит страданию»? И когда он пытался с моим ответом связать другой вопрос, я, более и более ускоряя шаг, поспешил, чтобы достигнуть того места, где обычно друзья собирались с друзьями, и лишь только я сел подле тех, которые там были, я протянул к ним руку и приготовился спросить у них о том, что сказано было мною в предшествующий день. Но пришел Феопомп и, занявши место подле меня, начал говорить так: «необразованные и незнакомые с наукой должны, о Григорий, старательно поучаться у ученых и у знающих все. А так как я решил снова усердно заняться этим предложенным мною вопросом, то я прошу тебя дать врачество для этих мыслей, которые взаимно борются между собою и которые, постоянно пребывая во мне, расстраивают мой ум. Прошу тебя укрепить меня теми ясными доказательствами, которые у тебя по этому вопросу готовы в изобилии». 2 . Когда после этого прошло некоторое время в глубоком молчании, я снова начал говорить так: «великое и превосходное расположение оказал нам возлюбленный наш Феопомп, желая возобновить тот вопрос, которым, как я думаю, по необходимости должен заниматься каждый [именно]: «возможности страдание для Бога»? На этот вопрос я дал скорый ответ: «как возможно, о Феопомп, не исповедывать, что Бог бесстрастен»? Далее, когда присутствующие начали между собою много пустословить по этому поводу, то и я спросил Феопомпа, в каком смысле он понял то, что было сказано мною. Он же ответил так: «если Бог по природе бесстрастен, то из этого следуете, что Он никогда не может страдать, даже если бы хотел, так как в таком случае Его природа совершала бы то, что противно Его воле». На это я дал такой ответ: «не богохульствуй, о Феопомп, и не подчиняй Бога силе необходимости, противополагая воле Его природу. Ибо, если Бог не делает того, что Он хочет, то отсюда, действительно, следуете, что Его постигает величайшее страдание, так как [в таком случае] должно сказать, что воля Божия подчинена природе. Этого совершенно не должно быть. Мы полагаем, что так думают те, которые в значительной степени восприняли в себя духа дерзости, и что они подчиняют Бога силе необходимости. Но мы должны, о Феопомп, представлять так, что всемогущая природа Божия никогда не может воспрепятствовать Ему делать то, что Он хочет, так как нам надлежит говорить, что Бог превыше всего и ничему не подчинен. Неужели от тебя укрылось, о любезнейший, что один только Бог свободен, над всем возвышен, все может и не подчинен никакой необходимости? Посему нечестиво отнимать свободу у всемогущего Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Chudo...

отв. ред. Д. С. Лихачев Апокрифы о крестном древе Апокрифы о крестном древе – легенды о судьбе деревьев, из которых были сделаны кресты для распятия Христа и казненных вместе с ним разбойников. А. «о крестном древе, о дву кресту разбойничю и о лбе Адамли», приписывавшийся Григорию Богослову , или Григорию Двоеслову , представляют собою ряд легенд. Каждая легенда имеет законченный сюжет и самостоятельную историю возникновения. Содержание этой компиляции таково: I. В начале А. излагается конец Апокрифа о Адаме и Еве. Сиф, сын Адама, приносит заболевшему отцу три прута (или один) от райского древа, из-за которого Адам был изгнан из рая. Адам делает венок, в котором его хоронят. Из венка пред вратами рая вырастает древо. II. Из рая было изнесено древо ангелом (или рекою Тигр) в землю Медиамскую. Сиф зажег его в память отца. Это был вечный огонь. Авраам послал к огню Лота, который в искупление своего греха посадил три головни и вырастил из них древо. Люди, живущие рядом, поклонялись этому древу как чудотворному. На кресте, сделанном из него, был распят праведный разбойник. III. Моисей в скитаниях привел народ к реке Мерре, вода которой оказалась горькой. Ангел указал ему древо, вынесенное потопом из рая. Моисей посадил его крестообразно в реке, и воды ее стали сладкими. Выросшее древо послужило для креста неверного разбойника. IV. Вопрос – как разделилось дерево в раю? Оно было трехчастным: одна часть Адама, вторая Евы, средняя бога. После грехопадения части Адама и Евы упали. Часть Адама попала в реку Тигр и ее сжег Сиф (в некоторых текстах вечный костер горел на берегу Нила). Евина часть была вынесена потом в землю Медиамскую и ею Моисей усладил воду. От господней части, оставшейся в раю, архангел, дал прутья для венца Адама. V. Происхождение райского древа таково: когда бог сажал райский сад, Сатанаил крал у него семена и просыпал их посреди рая. Бог сказал, что выросшее от его рук древо будет на изгнание дьяволу . VI. Как собрались все три древа в Иерусалиме? Соломон, получивший власть над демонами,.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Цель нашего слова и настоящего вашего собрания одна: «ибо как для вас причиною собрания, так для меня предметом собеседования служит Григорий великий ». Но я думаю, что одинаковая требуется сила, – деятельно подвизаться в добродетели и достойным образом изложить подвиги добродетели словом. Посему нам должно призвать ту помощь, с которою он в жизни совершал дела добродетели: «а сия помощь, по моему мнению, есть благодать Духа, которая, как в жизни, так и в слове, подкрепляет ревнующих о той и о другом». Итак, поскольку оная славная и чудная жизнь свершилась силою святого Духа: «то нужна молитва , чтобы сему слову снизошла такая же помощь, какою пользовался он во время жизни, дабы похвала сия не оказалась ниже достоинства самых совершенств»; но чтобы оный муж чрез воспоминание о его добродетелях явился присутствующим таким же, каким он сам был для видевших дела его, современников. Если бы воспоминание о людях, более прочих совершенных в добродетели, было бесполезно и слушающим не приносило никакого содействия к добру; тогда, быть может, было бы излишне и совершенно бесполезно произносить похвальное слово, которое без всякой цели повествовало бы о нем и напрасно обременяло слух. Поскольку же сей благодатный предмет слова, если надлежащим образом воспользоваться им, принесет общую пользу для слушающих, как для плывущих на море маяк, направляя к себе во мраке блуждающих по морю; то думаю я, нам обоим равное нужно приложить старание: «вам к слышанию, а мне к составлению слова»; поскольку ясно, что добродетельная жизнь его, на подобие светильника, чрез воспоминание светя душам нашим, указывает путь к добру как описывающему его жизнь, так и слушающим; ибо мы, как люди, по природе своей, имеем стремление ко всему похвальному и честному и желаем достигать оного. Таков предмет сей речи! Впрочем я совершенно безопасно осмеливаюсь приступить к такому предмету, в состоянии ли будет мое слово возвыситься до величия предмета, или нет; потому что в том и другом случае слава прославляемого останется одинаковою. Если слово мое будет соответствовать чудным делам (его), то непременно изумит слух изображением совершенств; если же окажется ниже величия дел, то и тогда слава прославляемого воссияет; ибо оказаться выше способности хвалящих есть самая лучшая похвала для человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

12. Грех боятся встречи со священником Господь наш Иисус Христос однажды пришел с учениками Своими в страну Гергесинскую. Здесь встретили Его два бесноватые, жившие в гробовых пещерах и наводившие ужас на всю страну. Никто не мог пройти мимо их жилищ – так они были свирепы. Находящимся в этих несчастных бесам тяжело и невыносимо было видеть Господа Иисуса Христа. Они, при виде Его, закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Ты пришел прежде времени мучить нас... если Ты изгонишь нас, то позволь нам войти хоть в это стадо свиное, которое пасется на берегу моря. Господь позволил. Бесы, выйдя из бесноватых, вошли в стадо свиней, – и вот все стадо бросилось с утеса в море и потонуло в нем. Когда пастухи свиней рассказали о случившемся жителям страны Гергесинской, то последние, выйдя на встречу дивному Чудотворцу Господу Иисусу Христу, «молиша Его, яко дабы прешел от предел их» ( Мф. 8:29–34 ). Этот неблагодарный поступок жителей страны Гергесинской с Господом Иисусом Христом невольно наводит на грустное размышление об одном предрассудке, так распространенном в особенности среди простого народа. «Если священник перейдет кому дорогу, то непременно быть беде», говорят обыкновенно, и при встрече со священником стараются или плюнуть в его сторону, или что-нибудь бросить. Такой предрассудок, обнаруживаемый притом таким оскорбительным способом, есть полное неуважение к служителю Божию, есть оскорбление Самого Господа Иисуса Христа, сказавшего: «приемляй вас, Мене приемлет... отметаяйся же вас, Мене отметается» ( Мф. 10:40 ; Лк. 10:16 ). В мире все случается по неизменным законам правды и благодати Божией. Счастие и несчастие, радость и горе, удачи и неудачи – все зависит единственно от воли Божией. Без воли Божией и малая птичка не умирает, и волос с головы нашей не падает... Таков уже закон правды Божией. Поэтому допускать мысль, что будто встреча со священником служить дурным предзнаменованием и причиняет человеку несчастие, грешно и не простительно. Неужели тот, который предстоит престолу Божию и молится о высшем счастии и благополучии, несет с собой беду? Неужели тот, который своими молитвами низводит на нас благословение Божие, может повредить нам в пути своею встречею с нами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1. Великое и дивное зрим ныне, братия, таинство: пастыри приносят сынам человеческим торжественных вестников, именно, не со стадами собеседуя на холмах и не в долинах свиряя овцам, но в городе Давидовом Вифлееме воспевая духовные песни; в вышних поют ангелы и архангелы пения приносят; небесные херувимы возвещают хвалы и серафимы славу Божию, воспевая «свят». Все вместе совершают радостный праздник, видя Бога на земле и человека на небеса подъятаго. Дольние Божиим промышлением подъемлются на высоту, и высокое, по любви к людям, склоняется к дольнему, так как Вышний Своим уничижением «возносит смиренных» на высоту ( Лук. 1, 52 ). 2. В этот день великаго праздника Вифлеем становится подобным небу, поскольку вместо сияющих звезд, гостеприимно принял ангелов, воспевающих славу, и, вместо видимаго неба, безконечное и неизмеримое Солнце правды, соделавшись способным содержать в себе все это. Но кто дерзнет изследовать, каково и сколь важно значение столь великаго таинства? Ибо чего хочет Бог , тому не в силах воспрепятствовать творение. Итак, Бог восхотел, снисшел, совершил спасение людей, и не изнемог, поскольку жизнь всех тварей зависит от воли Божией. 3. В этот радостный день Бог пришел на рождение; в, этот день великаго изменения Бог соделался тем, чем не был, поскольку был Богом и соделался человеком, не отлучившись от Божества. Он не лишился Своего естества, ибо, соделавшись человеком, пребыл Богом. Возрастая и достигая наивысшей степени [совершенства], Он, однако, возвысился до божественности не посредством человеческой добродетели, как если бы кто из человека сделался Богом. Но, хотя Он был Словом, чуждым страданий, Он соделался плотью и явился не измененным, не иным соделавшимся и не утратил, естества, которым обладал. 4. Родился в Иудее Царь новый, и иудеи отвергли новое и дивное рождение, в которое уверовали язычники. Фарисеи правильно не истолковали книг закона и пророков; книжники и законники высказывали взаимно противоречащия утверждения. Ирод пытался разведать о новом и полном таинства рождении не затем, чтобы оказать царю почести, но чтобы изъять его из среды живых.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Chudo...

9. Примеры дивного терпения св. подвижников в перенесении ими болезней Святые подвижники, когда подвергались болезням, то принимали их как величайшее благодеяние Божие, старались пребывать в славословии и благодарении Бога; не искали исцеления, хотя чудесные исцеления и совершаются наиболее между св. иноками. Они желали терпеливо и смиренно переносить попущение Божие, веруя и исповедуя, что оно душеполезнее всякого произвольного подвига. I. В египетском ските, где пребывали величайшие св. иноки, жил преп. Вениамин. За добродетельную жизнь его Бог даровал ему обильный дар исцеления недугов. Имея этот дар, он сам подвергся тяжкой и продолжительной водяной болезни: он необыкновенно отек. Принуждены были вынести его из собственной кельи в другую, более поместительную. Для этого должно было в его келье вынуть двери и с косяками. В новом помещение устроили для него особенное сидение, потому что он не мог лежать на постели. Находясь в таком положены, преп. продолжал исцелять других, а тех, которые, видя его страдания, соболезновали ему, увещевал, чтобы они молились о душе его, не заботясь о теле. «Когда мое тело здраво, – говорил он, – тогда мне нет особенной пользы от него. Ныне же, подвергшись болезни, оно не приносит мне никакого вреда». (Алфавитный патерик). II. Авва Петр сказывал, что он, посетив однажды преп. Исаию Отшельника и нашедши его страждущим от сильной болезни, выразил сожаление. На это преп. сказал: «Столько удрученный болезнью, я едва могу содержать в памяти грозное время (смерти и Суда Божия). Если бы тело мое было здраво, то воспоминание об этом времени было бы совершенно чуждым для меня. Когда тело бывает здраво, тогда оно наклоннее к возбуждению враждебных действий против Бога; скорби служат нам пособием к сохранению заповедей Божиих». (Преп. Исаия Отшельник. Слово 27-е). III. Великие подвижники и чудотворцы не преподавали исцеления, столько для них удобного, ученикам своим, подвергавшимся болезни по попущению или Промыслу Божию, чтоб не лишить их духовного преуспеяния, которое непременно должно доставиться болезнью, переносимой с христианским терпением. Игумен Газского общежития, преп. Серид, ученик великого Варсонофия, безмолвствовавшего в том же общежитии, был долго болен. Некоторые из старших братий просили Варсонофия об исцелении игумена. Св. Варсонофий отвечал: «О здравии сына моего могли бы помолиться Богу некоторые из находящихся здесь святых, и он не был бы болен ни одного дня; но тогда он не получил бы плодов терпения. Болезнь эта весьма полезна ему для терпения и благодарения». (Ответ 130-й; см. кн. «О чудесах и знамениях» еп. Игнатия Брянчанинова) .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   Цель нашего слова и настоящего вашего собрания одна: «ибо как для вас причиною собрания, так для меня предметом собеседования служит Григорий великий». Но я думаю, что одинаковая требуется сила, — деятельно подвизаться в добродетели и достойным образом изложить подвиги добродетели словом. Посему нам должно призвать ту помощь, с которою он в жизни совершал дела добродетели: «а сия помощь, по моему мнению, есть благодать Духа, которая, как в жизни, так и в слове, подкрепляет ревнующих о той и о другом». Итак, поелику оная славная и чудная жизнь свершилась силою святого Духа: «то нужна молитва, чтобы сему слову снизошла такая же помощь, какою пользовался он во время жизни, дабы похвала сия не оказалась ниже достоинства самых совершенств»; но чтобы оный муж чрез воспоминание о его добродетелях явился присутствующим таким же, каким он сам был для видевших дела его, современников. Если бы воспоминание о людях, более прочих совершенных в добродетели, было бесполезно и слушающим не приносило никакого содействия к добру; тогда, быть может, было бы излишне и совершенно бесполезно произносить похвальное слово, которое без всякой цели повествовало бы о нем и напрасно обременяло слух. Поелику же сей благодатный предмет слова, если надлежащим образом воспользоваться им, принесет общую пользу для слушающих, как для плывущих на море маяк, направляя к себе во мраке блуждающих по морю; то думаю я, нам обоим равное нужно приложить старание: «вам к слышанию, а мне к составлению слова»; поелику ясно, что добродетельная жизнь его, на подобие светильника, чрез воспоминание светя душам нашим, указывает путь к добру как описывающему его жизнь, так и слушающим; ибо мы, как люди, по природе своей, имеем стремление ко всему похвальному и честному и желаем достигать оного. Таков предмет сей речи! Впрочем я совершенно безопасно осмеливаюсь приступить к такому предмету, в состоянии ли будет мое слово возвыситься до величия предмета, или нет; потому что в том и другом случае слава прославляемого останется одинаковою. Если слово мое будет соответствовать чудным делам (его), то непременно изумит слух изображением совершенств; если же окажется ниже величия дел, то и тогда слава прославляемого воссияет; ибо оказаться выше способности хвалящих есть самая лучшая похвала для человека.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3127...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010