Nyss. De vita Greg. Thaum.//PG. 46. Col. 908, однако ок. 245 г. он был поставлен Федимом, еп. Амасийским, во епископа Неокесарийского. Согласно свт. Григорию Нисскому, свт. Григорий Чудотворец сначала не желал принимать посвящение, боясь, чтобы «заботы священства, как некоторое бремя, не послужили ему препятствием в любомудрии». Поэтому Федим после долгих усилий, «нисколько не обращая внимания на расстояние, отделяющее его от Григория (ибо он находился от него на расстоянии трех дней пути), – но воззрев к Богу и сказав, что Бог в час сей равно видит и его самого и того, вместо руки налагает на Григория слово, посвятив его Богу, хотя он и не присутствовал телом, назначает ему оный город, который до того времени был одержим идольским заблуждением» De vita Greg. Thaum.//PG. 46. Col. 908–909. Свт. Григорий Чудотворец полагал, что не может противиться такому, хотя и необычному назначению. После этого над ним было совершено все, что требовалось по закону для посвящения во епископа. Согласно свт. Григорию Нисскому, когда свт. Григорий Чудотворец после епископской хиротонии целую ночь размышлял о предметах веры, явившийся Иоанн Богослов по просьбе Матери Божией в стройных и кратких словах изрек ему тайну веры. Григорий Чудотворец заключил это божественное учение в письмена, проповедовал по нему в Церкви и оставил его в наследие потомкам Greg. Nyss. De vita Greg. Thaum.//PG. 46. Col. 1912–1913. О силе его проповедей свидетельствует свт. Григорий Нисский: «Слушавших слово его сперва было малое число; но прежде, нежели окончился день и зашло солнце, столько присоединилось их к первому собранию, что множества уверовавших достаточно было, чтобы составить народ. Утром опять появляется народ у дверей, вместе с ними жены и дети, и преклонные летами и страждущие от демонов или от какого другого недуга. И он, стоя в середине, уделял силой Святого Духа каждому из собравшихся то, что соответствовало его нуждам: проповедовал, рассуждал, увещевал, учил, исцелял» De vita Greg. Thaum.//PG. 46.

http://lib.cerkov.ru/authors/562

Канонический корпус правосл. Церкви сформировался в IX в., при свт. Фотии I , патриархе К-польском. В него вошли 85 Апостольских правил, 20 правил Вселенского I Собора (325), 7 - Вселенского II (381), 8 - Вселенского III (431), 30 - Вселенского IV (451), 102 - Трулльского Собора (691-692), 22 правила Вселенского VII Собора (787), К. Поместных Соборов: Анкирского (314) - 25, Неокесарийского (между 314 и 325) - 15, Гангрского (ок. 340) - 21, Антиохийского (341) - 25, Лаодикийского (ок. 343) - 60, Сардикийского (343) - 20 (по др. нумерации - 21), Константинопольского (394) - 1, Карфагенского (419) - 133 (по др. нумерации - 147), К-польского Двукратного (861) - 17, К-польского в храме Св. Софии (879) - 3; правила отцов Церкви: 4 правила свт. Дионисия Великого , еп. Александрийского, 11 (по др. нумерации - 12, первое правило разделено на 2) - свт. Григория Чудотворца , 15 - сщмч. Петра I , архиеп. Александрийского, 3 - свт. Афанасия I Великого , 92 - свт. Василия Великого , 18 - Тимофея I , архиеп. Александрийского, 1 - свт. Григория Богослова , 1 - свт. Амфилохия , еп. Иконийского, 8 - свт. Григория , еп. Нисского, 14 - Феофила , архиеп. Александрийского, 5 - свт. Кирилла , архиеп. Александрийского, 1 - свт. Геннадия I , патриарха К-польского, и 1 - свт. Тарасия , патриарха К-польского. В качестве приложения в некоторые издания свода К. включаются также постановление Карфагенского Собора 255 г., состоявшегося под председательством сщмч. Киприана , о перекрещивании еретиков и правила патриархов К-польских свт. Иоанна Постника , свт. Никифора I Исповедника и Николая III Грамматика , в состав канонического корпуса не входящие. Включение в канонический корпус правил Вселенских Соборов не нуждается в особом пояснении. Вселенский Собор - орган вселенского епископата, носителя высшей церковной власти. Вселенские Соборы, по учению Церкви, непогрешимы. Их непогрешимость вытекает из догмата о непогрешимости Церкви. Непогрешимое, боговдохновенное правило, принятое применительно к конкретной обстановке, может утратить характер действующей нормы только потому, что изменились обстоятельства, продиктовавшие его появление. Признание К. непогрешимыми не ставит неодолимого барьера для церковного правотворчества в той области, которая уже регулирована правилами Соборов.

http://pravenc.ru/text/1470259.html

Канонический корпус православной Церкви сформировался в IX в., при свт. Фотии I, патриархе Константинопольском. В него вошли 85 Апостольских правил, 20 правил Вселенского I Собора (325), 7 – Вселенского II (381), 8 – Вселенского III (431), 30 – Вселенского IV (451), 102 – Трулльского Собора (691–692), 22 правила Вселенского VII Собора (787), Каноны Поместных Соборов: Анкирского (314) – 25, Неокесарийского (между 314 и 325) – 15, Гангрского (ок. 340) – 21, Антиохийского (341) – 25, Лаодикийского (ок. 343) – 60, Сардикийского (343) – 20 (по другой нумерации – 21), Константинопольского (394) – 1, Карфагенского (419) – 133 (по др. нумерации – 147), Константинопольского Двукратного (861) – 17, Константинопольского в храме Св. Софии (879) – 3; правила отцов Церкви: 4 правила свт. Дионисия Великого, еп. Александрийского, 11 (по другой нумерации – 12, первое правило разделено на 2) – свт. Григория Чудотворца , 15 – сщмч. Петра I, архиепископа Александрийского, 3 – свт. Афанасия I Великого, 92 – свт. Василия Великого , 18 – Тимофея I, архиепископа Александрийского, 1 – свт. Григория Богослова , 1 – свт. Амфилохия, епископа Иконийского, 8 – свт. Григория, епископа Нисского, 14 – Феофила, архиепископа Александрийского, 5 – свт. Кирилла, архиепископа Александрийского, 1 – свт. Геннадия I, патриарха Константинопольского , и 1 – свт. Тарасия, патриарха Константинопольского. В качестве приложения в некоторые издания свода канонов включаются также постановление Карфагенского Собора 255 г., состоявшегося под председательством сщмч. Киприана, о перекрещивании еретиков и правила патриархов Константинопольских свт. Иоанна Постника , свт. Никифора I Исповедника и Николая III Грамматика, в состав канонического корпуса не входящие. Краткий свод канонических определений Вселенских Соборов I Вселенский собор в Никее в 325 году оставил нам 20 правил: Правило первое запрещает принимать в клир лиц, которые сами себя оскопили; Правило второе запрещает производить в священные степени новообращенных;

http://azbyka.ru/kanony-pravila-cerkovny...

В 1790-1791 гг. мон-рь сильно пострадал от пожара. В 1828 г. Д. О. м. был разорен турками, игум. Мефодий и 12 насельников, обвиненные в связях с повстанцами, были уведены в Лариссу и повешены. Возрожден в 1836 г. Вскоре пожар разрушил юж. часть монастырского комплекса (восстановлена в 1898). Во время восстания 1878 г. Д. О. м. служил убежищем женщин и детей из Литохоро. Участвовал в «борьбе за Македонию» (1904-1908). В 1943 г. Д. О. м. был разрушен немцами. В наст. время восстанавливается кафоликон (в 1943-1996 службы совершались в трапезной). О существовании подворья Скала (Новый мон-рь), расположенного в 3 км от Литохоро, известно с сер. XVII в. Сюда переселились иноки после разрушения в 1943 г. Д. О. м. Территория Нового мон-ря делится на 2 части: открытую для всеобщего посещения (с 1992 в Д. О. м., как и на Афон, доступ женщинам воспрещен) и открытую только для посещения определенных лиц, основную часть, где находится кафоликон, кельи, библиотека, мастерские и трапезная. Кафоликон в честь Успения Пресв. Богородицы построен в 1950 г. В нем хранятся чтимые иконы Божией Матери «Одигитрия» (1600-1601) и прп. Дионисия Олимпийского. Иконы в иконостасе кафоликона выполнены Ф. Кондоглу . На территории, доступной для паломников, завершается строительство храма прп. Дионисия Олимпийского с 2 парекклисионами, освященными во имя прав. Иоанна Русского и вмч. Димитрия Солунского. В Новом монастыре помимо правой руки и челюсти прп. Дионисия Олимпийского хранятся частицы мощей св. Параскевы, свт. Григория Чудотворца, еп. Неокесарийского, мч. Кирика, мц. Матроны, сщмч. Харалампия, еп. Магнезийского, мч. Трифона, ап. Андрея Первозванного, ап. Луки, сщмч. Дионисия Ареопагита. Из подворий Д. О. м. в наст. время действуют метохи св. Соломонии (Литохоро) и св. Параскевы (между Литохоро и Дио); др. подворья преобразованы в жен. мон-ри и исихастирии: Успения Пресв. Богородицы, или Панагия Макриррахис (к юго-западу от городка Колиндрос, основан в 1050), св. Георгия (близ городка Ритини), св. Георгия (близ городка Коринос, основан в XVIII в.). Подворье Рождества Пресв. Богородицы, или Панагия Каналлон (у юго-вост. подножия Олимпа, основано в XII в.), восстанавливается.

http://pravenc.ru/text/178490.html

В этом последнем случае и бывает то, что человек, живший доселе одним чувством, теряет всякое усердие к религии; не имея подготовки получше обсудить о той или другой религиозной истине, так как ум его не был приучен к тому, чтобы рассуждать о предметах религиозных, он теперь, т.е. когда сердце его сделалось почему бы то ни было холоднее, совершенно делается человеком апатичным ко всему религиозному. Мы часто удивляемся, почему иногда хорошее, религиозное дитя, когда приходить в совершенный возраст, изменяется; прежде, напр., оно усердно молилось, постоянно посещало церковь и т. д., а теперь вдруг всё это миновало. Спрашивается: от чего так? А от того главным образом, что оно не имело гармонического развития всех сил души в деле религии, что оно не было приучено к здравому обсуждению религиозных истин, что оно не изучало их как следует, что оно жило только сердцем, и вот, когда живость детского сердца миновала, когда на месте его стала преобладать рассудочная сторона духа, – сторона не развитая в деле религии, – то и произошла такая печальная перемена 7 . Имея в виду столь глубокую важность и необходимость всестороннего религиозного развития человека, – развития не только по отношению к сердцу, но и по отношению к уму с волею, – Церковь наша с самых первых времён обращала и обращает особенное внимание на то, чтобы дать своим чадам руководства в деле изучения веры, а равно и сообразной с нею деятельности. С этой целью в Православной Церкви, с самых времен апостольских, всегда были образцы здравых словес, как выражается ап. Павел ( 2Тим.1:13 ), которыми бы все верующие имели возможность поверять свои мысли и желания по отношению к вере и деятельности. Сюда относятся прежде всего, так называемые, Символы веры ; или краткие изложения того, во что должны веровать христиане. Таковы, напр., Символ известный под именем Апостольского, пользующийся преимущественным распространением на Западе; Символ св. Григория, еп. Неокесарийского, чудотворца; Символ, приписываемый св. Афанасию Александрийскому , и др.; наконец – Символ Никео-Цареградский, который составляет содержание нашего Катехизиса, а именно первой части его 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Закончив образование в школе грамматика, Г. Ч. по желанию матери поступил в школу ритора (Ibid. 56), где он отказывался произносить о ком-либо похвальные речи, если это было несогласно с истиной (Ibid. 130). Под влиянием учителя лат. языка Г. Ч. не стал переходить из школы ритора в школу философа и занялся юриспруденцией. Для совершенствования образования он вместе с братом Афинодором отправился в г. Берит (Бейрут), где находилась крупнейшая юридическая школа на Востоке (Ibid. 57-62). Ближайшим поводом к поездке было то, что муж сестры Г. Ч., назначенный советником к имп. наместнику Палестины в Кесарию, хотел, чтобы за ним последовала его жена, взяв с собой обоих братьев. Прибыв в Кесарию Палестинскую, братья захотели послушать Оригена, к-рый в это время основал здесь школу наподобие александрийской (см. ст. Богословские школы древней Церкви ). Согласно свт. Григорию Нисскому, в знакомстве Г. Ч. с Оригеном принимал участие Фирмилиан Кесарийский ( Greg. Nyss. De vita Greg. Thaum.//PG. 46. Col. 905). По окончании 5-летнего обучения в Кесарии Палестинской Г. Ч. вместе с братом Афинодором возвратился на родину. Вскоре он получил письмо от Оригена, в к-ром тот убеждал его направить свои дарования и знания на служение христианству и заняться внимательным изучением Свящ. Писания. В Неокесарии Г. Ч. принял решение удалиться от шума площадей и от всей городской жизни и в уединении пребывать с собой и через себя с Богом ( Greg. Nyss. De vita Greg. Thaum.//PG. 46. Col. 908), однако ок. 245 г. он был поставлен Федимом, еп. Амасийским, во епископа Неокесарийского. Согласно свт. Григорию Нисскому, Г. Ч. сначала не желал принимать посвящение, боясь, чтобы «заботы священства, как некоторое бремя, не послужили ему препятствием в любомудрии». Поэтому Федим после долгих усилий, «нисколько не обращая внимания на расстояние, отделяющее его от Григория (ибо он находился от него на расстоянии трех дней пути),- но воззрев к Богу и сказав, что Бог в час сей равно видит и его самого и того, вместо руки налагает на Григория слово, посвятив его Богу, хотя он и не присутствовал телом, назначает ему оный город, который до того времени был одержим идольским заблуждением» (De vita Greg.

http://pravenc.ru/text/168083.html

В правосл. Церкви есть тексты, за к-рыми она признает несомненный вероучительный авторитет и непреходящее значение. Прежде всего это Свящ. Писание. Несомненным вероучительным авторитетом являются Никео-Константинопольский Символ веры и догматические определения 7 Вселенских Соборов. Наряду с ними, по авторитетному мнению архиеп. Василия (Кривошеина) , по степени вероучительной значимости можно поставить догматические определения К-польского Собора 879-880 гг., постановления К-польских Соборов 1341-1351 гг. о Божией сущности и Ее действиях, а также определение К-польского Собора 1156-1157 гг. о Евхаристии как о жертве (а не только воспоминании), приносимой Христом по человечеству Св. Троице ( Василий (Кривошеин), архиеп. 2003. С. 78-81). Правосл. В. выражается не только в соборных догматических определениях, символах и исповеданиях веры, но и в литургическом предании, по крайней мере в той его части, к-рая запечатлена авторитетом св. отцов и проверена временем. Так, «можно без преувеличения сказать, что анафора литургий св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста по своей богословско-догматической авторитетности нисколько не уступает догматическим постановлениям Вселенских Соборов» (Там же. С. 84). Авторитетным свидетельством христ. веры правосл. Церковь признает также святоотеческое наследие в целом. Но, учитывая многочисленность, разнообразие и неравнозначность написанного отцами, Церковь никогда не пыталась кодифицировать к.-л. определенный корпус святоотеческих творений, к-рый бы исчерпывающе отвечал принципу consensus patrum. Тем не менее в Православии общепризнанным является убеждение, что только на основании святоотеческой мысли может быть правильно понято христ. В. во всей его целостности и полноте. «Вселенские Соборы начинали свои догматические постановления словами «Последуя святым отцам», выражая тем свое убеждение, что верность им по духу есть основной признак православного богословия» (Там же. С. 85). В отличие от зап. христ. конфессий правосл. Церковь не придает большой вероучительной ценности следующим догматическим памятникам древности: Апостольскому Символу веры - как зап. по происхождению, неизвестному Вселенским Соборам и недостаточному по содержанию (Там же. С. 27, 30-31, 81), а также Афанасиевому Символу веры - как неизвестному древней Церкви, отражающему августиновскую триадологию и содержащему «в своем латинском оригинале (хотя, может быть, и не изначала) учение об исхождении Святого Духа a Patre et Filio» (Там же. С. 27-31, 81). Символ свт. Григория Чудотворца , еп. Неокесарийского (III в.), будучи важным историческим памятником, также не может претендовать на общецерковный авторитет - как личное исповедание верного ученика Оригена, хотя и не содержащее ничего еретического (Там же. С. 25-26).

http://pravenc.ru/text/158182.html

Порфирия (Успенского) 30 . У последнего, по списку александрийскому, книга разделена на «речи» лиц, описываемых в книге. Так как в русском синодальном переводе и славянской Библии такого разделения нет и оно для толковников часто служит предметом спора, то мы и не сочли себя вправе следовать примеру преосв. Порфирия, выражениями же и пояснениями его пользовались. 31 Словари еврейские, греческие, латинские, конкордации и прочее поименованы уже в прежних книгах. Повторять их не будем. Перед текстом Песни песней поместим понимание ее идеи свт. Григорием Нисским и бл. Феодоритом. 3 PG 10, недавно переведен [по тексту PG] в ХЧ за 1913 г., апрель, [с. 552–561,] и май, [с. 687–695. CPG 1766. Рус. пер. переизд.: Творения св. Григория Чудотворца , епископа Неокесарийского/Пер. проф. П. Сагарды. Пг., 1916. С. 62–79, репринт в серии: Бка отцов и учителей Церкви. М., 1996]. 4 По рус. пер. его творений 4й т. [Правильно: 2й т. См.: БиблТСО 940 (там же указано переизд.). CPG 3157.] Из толкований древних церковных авторов на Гккл. дошли также фрагменты сочинений Оригена (CPG 1431), свт. Дионисия Александрийского (CPG 1584. Рус. пер.: Творения св. Дионисия Великого, еп. Александрийского/Пер., прим. и введ. свящ. А. Дружинина. Казань, 1900. С. 85–94), свт. Ипполита Римского (CPG 1884), свт. Гвстафия Антиохийского (CPG 3367). В XX столетии среди Турских папирусов открыт полный текст комментария Дидима Александрийского (CPG 2555). Имеются также толкования Пс.Григория Акрагантского в 10 книгах (CPG 7950. Новейшее изд.: PsevdoGregorii Agrigentini Commentarivs in Tcclesiasten/Γα. Η. Tttlinger, J. Noret. Turnhout, 2007 [Corpus Christianorvm. Series Graeca; 56]). Катены на Гккл. составлены Прокопием Газским (CPG 7433). Библиографию исследований, посвященных толкованиям древнецерковных авторов на Гккл., см.: Sieben. Txegesis Patrum. P. 39. 506–512. См. также: Diego Sdnchez Μ. ΓΙ comentario al Tclesiastes de Didimo Alejandrino: Txegesis у espiritualidad. Roma, 1991 [Studia Theologica; 9]; ΛιλιουΛ.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Иже от Бога свыше Божественную благодать восприемь,/славне Григорие ,/и Того силою укрепляемь,/евангельски шествовати изволил еси./Отонудуже у Христа возмездие трудов приял еси, всеблаженне,/Егоже моли,//да спасет души наша. Перевод: Восприняв от Бога свыше Божественную благодать, славный Григорий, и Его силой укрепляем, ты жил в соответствии с Евангелием. Поэтому у Христа получил награду за труды, всеблаженный, Его же моли о спасении душ наших. Григорию Паламе , архиеп. Фессалонитскому, глас 8 Православию наставниче, святителем украшение,/богословцем поборниче непобедимый, Григорие чудотворче,/Солуню великая похвало, проповедниче благодати,//моли Христа Бога спастися душам нашим. Перевод: Православия учитель, святителей украшение, богословов защитник непобедимый, Григорий чудотворец , Салоник великая хвала, провозвестник благодати, моли Христа Бога о спасении душ наших. Григорию Чудотворцу, еп. Неокесарийскому, глас 8 В молитвах бодрствуя, чудес деланьми претерпевая,/тезоимение стяжал еси исправления,/но молися Христу Богу, отче Григорие ,/просветити души наша,//да не когда уснем в смерть. Перевод: В молитвах бодрствуя (от греч. γρηγορω — бодрствую) и чудеса творя, ты стал именоваться по делам своим. Но молись Христу Богу, отче Григорий, просветить души наши, да не умрем во грехах наших. Гурию, архиеп. Казанскому, глас 4 Правило веры и образ целомудрия,/учителя добрых дел/и наставника спасения даде тя Господь/новопросвещенному граду Казани,/в немже приобрел еси новыя от язык люди/и привел еси я Христови./Сего ради в память твою радостно сошедшеся,/честне празднуем святое твое успение,/ты же, отче наш, святителю Христов Гурие ,/моли Христа Бога//спастися душам нашим. Перевод: Правило веры и образ целомудрия, учителя добрых дел и наставника спасения, даровал тебя Господь новопросвещенному городу Казани, в нем же обрел ты новых людей из язычников и привел их ко Христу. Потому в день памяти твоей радостно собравшись, с почтением празднуем святое твое успение, ты же, отче наш, святитель Христов Гурий, моли Христа Бога о спасении наших душ. Ин тропарь, на перенесение мощей, глас 4

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-svy...

17. Четверг. Свт. Григория чудотворца, еп. Неокесарийского. Прп. Никона, игумена Радонежского, ученика прп. Сергия. Служба свт. Григория Неокесарийского шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения славословной службы прп. Никона Радонежского в соединении со службой Октоиха (Б) и порядок совершения славословной службы прп. Никона Радонежского в соединении с шестеричной службой свт. Григория Неокесарийского и службой Октоиха (В) . А. На вечерне кафизма 12-я (которая не была прочитана на утрене среды). На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 8-й – 6 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Во глубину видения вшед...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы, от меньших: «Око сердца моего...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Бодрость Божия...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы, от меньших: «Око сердца моего...». По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Мысленная врата...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Мысленная врата...». Кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 5 (ирмосы единожды), 2-й на 3 и святителя на 6. Примечание. Если в четверг случится память шестеричного или славословного святого, то 1-й канон Октоиха поется на 5 (ирмосы единожды, тропари с Богородичном на 4), 2-й канон Октоиха (с Богородичном) на 3 и святого на 6. В понедельник же, вторник, среду и пятницу из 1-го канона Октоиха опускаются два тропаря, имеющие надпись «мученичен»; таким образом, 1-й канон Октоиха поется с ирмосом на 4 (ирмосы единожды, тропари с Богородичном на 3), 2-й канон Октоиха на 4 и святого на 6 (см. Типикон, гл. 11). Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.

http://patriarchia.ru/bu/2023-11-30/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010