Нам остается сказать еще несколько слов, чтобы закончить речь относительно подлинности символа св. Григория. Ни безусловно отвергающие принадлежность символа св. Григорию, как позднейшего произведения, ни допускающие в нем вставки и добавления в связи с антиарианскою борьбой не определяют времени, когда произведен подлог или сделаны вставки. Если Григорий Нисский признавал его символом св. Григория и основывался на предании неокесарийской церкви, то какое время нужно считать гранью, дальше которой нельзя идти? Если символ составлен для борьбы с арианством, то почему в нем нет характерных Никейских терминов; μοοσιος, κ τς οσας и вообще всех выражений, которые приобрели техническое значение в IV веке, и почему наряду с этим в нем дано место изложению учения о Св. Духе, когда спор из-за учения о Св. Духе разгорелся только во второй половине IV века? Появление рассматриваемого символа после Никейского собора немыслимо, как немыслимы в это время и вставки и дополнения к нему с такими неопределенными чертами происхождения в после-никейский период. На основании всего сказанного мы приходим к убеждению, что символ написан св. Григорием Чудотворцем , епископом Неокесарийским. Естественно, что, сделавшись епископом вновь организуемой и им самим просвещаемой паствы, он должен был озаботиться и составлением такого исповедания веры, которое, по современным обстоятельствам, давало бы возможность верующим и познать правую веру, и дать ответ вопрошающим и смущающим. Св. Григорий Нисский объясняет возникновение символа внутреннею потребностью самого св. Григория, который испросил у Федима Амасийского малое время для уразумения в точности таинства веры и не прежде осмелился проповедовать слово, как некоторым явлением ему открыта была истина, почему и полагает написание символа в самом начале его епископской деятельности; и против такого датирования символа нельзя ничего возразить, при отсутствии других указаний по этому вопросу, если только допустить, что удаление св. Григория от общественной деятельности, предшествовавшее его посвящению во епископа, продолжалось несколько лет и употреблено было не только на богомыслие и самоуглубление, но и на общение с другими верующими, напр., с Федимом Амасийским, Фирмилианом Кесарие-Каппадокийским и др., под влиянием чего несколько сгладились школьные впечатления, вынесенные от Оригена из Кесарии, и в его воззрения уже теперь привнесены были некоторые элементы из церковных малоазийских преданий, так как символ во всяком случае, наряду с бесспорным отражением учения Оригена , заключает в себе и явные признаки воцерковления Оригена.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Меньшее благословляется от большего и сильнейшего; а не большее благословляется и освящается от меньшего. Светильник возжигается от солнца, а не солнце воспламеняется от светильника. Глина получает образование от скудельника, а не скудельник – от глины. Тварь обновляется Творцом, а не Творец управляется тварью. Больной врачуется от врача, а не врач принимает наставления от больного. Бедный берет взаем у богатого, а не богатый у бедного. Аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне? Неужели я не знаю. Кто – Ты и откуда воссиял и откуда пришел? Неужели я стану отрицать величие Твоего Божества потому только, что Ты сделался подобным мне? Неужели я, ради видимой очами плоти, отвергну познаваемое умом Божество потому только, что Ты явил ко мне такое снисхождение, т. е. принял на Себя плоть и носишь меня всего в Тебе Самом, дабы спасти всего человека? Неужели я не знаю, что Ты одеваешься светом, как ризою, потому только, что Ты для моего спасения облекся в мое естество? Неужели утаится от меня блистательный свет Твоего Божества потому только, что Ты носишь мою плоть и зрим бываешь всеми? Неужели я, ложно умствуя, дерзну отвергнуть Божественное, невидимое и непостижимое Твое существо потому только, что вижу в Тебе мой образ? Нет, я знаю Тебя, Господи, – знаю Тебя, будучи научен Тобою же Самим: ибо никто не может знать Тебя, если не будет просвещен светом Твоей благодати. Я ясно знаю Тебя, Господи: ибо я видел Тебя духом, прежде нежели я узрел сей свет. Ибо Ты, тогда как весь был в бесплотном недре Отца Небесного, весь также был и во чреве рабы Твоей и Матери; а я между тем, будучи содержим природою во чреве Елисаветы, как в темнице, и окован неразрешимыми узами младенчества, взыграл, прославил и восхвалил еще прежде Твое рождение. И неужели я, проповедавший Твое пришествие еще прежде Твоего рождения, не знаю Твоего пришествия? учив о Твоем пришествии еще во чреве, теперь, приобретши уже совершенное познание, явлюсь младенцем? Нет, я не могу не чтить и не прославлять Тебя, пред Которым благоговеет вся тварь! Я не могу не проповедовать о Тебе, о Котором небо возвестило путеводною звездою, Которому принесла поклонение земля в лице волхвов, Которого воспели хоры Ангелов, радуясь о Твоем к нам снисхождении, и Которого пастыри, содержавшие ночную стражу в поле, исповедали Начальником пастырей словесных овец.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Наслаждаясь трапезою ведения от Божественного ведения, изнесем – подобно источнику – глас радования в гимнах хваления, прославим благостное могущество Божественного Слова! Вместе с радостным ликованием исповедания, достойно восхвалим Божественную благость! Ибо и земля, и море, и вся тварь (ср. Псал. 95:11 ), видимая и невидимая, благословляют и прославляют любовь Бога к человеку, поскольку слава Его была среди нас (ср. Ин. 1:14 ). Будучи Богом, Он явился во плоти и, приняв крайнее уничижение, родился от Пресвятой Девы, дабы опять обновить омертвевшего непослушанием. Обратитесь, братие, и приступите! Будем хвалить Рожденного от Девы! Ибо, будучи славою и образом Божества (ср. Евр. 1:3 ) прежде век, Он сделался сострастным немощи нашей; будучи безмерно великою силой и образом Божиим, Он принял зрак раба ( Флп. 2:6, 7 ). Одеяйся светом, яко ризою ( Псал. 103:2 ), сожительствует с людьми, как уничиженный. Воспеваемый херувимами и тьмами ангелов, на земле пришельствует. Прежде всех воззвавший к жизни всякую тварь, от Пресвятой Девы рождается, дабы паки оживить первозданного. Христос, Бог наш, начинает жить, как человек, хотя соучаствует в безначальной жизни Бога Отца, дабы вознести падшего человека к безначальному началу Божества. От Пресвятой Девы Он воспринимает зрак раба, дабы призвать нас к прославленному Владычнему образу. Он облекается во образ перстного, дабы соделать нас участниками небесного зрака. Он возлежит на лоне Пресвятой Девы, дабы нас приискренне посадить одесную Отца Своего. Он – в бренном теле и в нем полагается во гроб, дабы провозгласить нас наследниками вечной жизни. Необъятный, Он вмещается во чреве Пресвятой Девы, дабы обновить Адама, поврежденного грехом. Сила Отчая и Источник жизни, Христос, Бог наш, Он есть живоносное таинство, в которое мы веруем по Его животворному гласу. Бесконечная жизнь, – Он добровольно награждает надеющихся на Него и Духом Благим просвещает все племена. От сего Источника, живого, приснотекущего и сладостного, напаяется и насыщается всякий, кто жаждет с верою.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

И должно удивляться не только чистоте Пресвятой Богоматери, но также и превосходству Ее духа. Посему мы к Ней равно взываем – и: „Господь с тобою» и: „Господь из тебя». А это значит, что Он, как многомилостивый, спасет созданного по образу Своему. Пречистая Дева соделалась как бы готовым вместилищем Божественной тайны, в коем была облечена во плоть и запечатлена Жемчужина жизни, – и, таким образом Дева стала ковчегом всемирного Божественного спасения! Посему, возлюбленные, приступим воздать должное по мере сил наших и громогласно воскликнем гласом архангельским: „Радуйся и веселись! Господь с Тобою». Не какой-либо небесный жених, но Сам Господь, Отец чистоты, хранитель девства, Владыка святости, виновник нетленности, податель свободы, источник спасения, зиждитель истинной мудрости и дарователь ее, – Сам Господь Сей с Тобою; поскольку с Тобою, и на Тебе пребыла Божественная благодать, дабы подобострастный естеством Господь оживил род человеческий. Пусть Адам не боится больше коварного змия, потому что пришел Господь наш и рассеял сонм вражеский! Пусть род человеческий не страшится коварства и злого лукавства змия, потому что Господь сокрушил главу дракона водою крещения! Да не убоюсь и я слышать слова: „чист буди и в чистоте пребывай», потому что Господь в крещении омыл скверну греховную. Нечего мне ни стенать, ни плакать, ни считать злополучием, когда тернии уязвляют меня, потому что Господь исторгнул грехи терний наших и возложил их на главу Свою. Разрешилась первая клятва, в которой было сказано: терния и волчцы земля возрастит тебе ( Быт. 3:18 ), потому что терн исторгнут с корнями и волчец посох, а от Пресвятой Девы произрасло древо жизни и благодати. Пусть и Ева не страшится больше угрозы на счет мук деторождения, потому что преступления ее изглажены и истреблены Пресвятою Девой, ибо из Нее родился Бог, дабы оживить созданного по образу Своему. Пресвятая Дева стала оплотом непреходящей жизни для нас и источником света для верующих во Христа; Она – восток умного Света.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

В этом символе, известном каждому изучающему богословскую науку, мы читаем вполне точное и ясное учение о Триедином Боге, о личных свойствах трех лиц Божества и об отношении их между собою. Видно, что св. Григорий мыслью своею возносился к самым высотам христианского ведения, и самые возвышенные догматы веры умел излагать народу в ясных и твердых словах. Благодаря ему, его руководственному слову, народ того города, где он епископствовал, сохранил себя «неприкосновенным от всякой еретической злобы» 13 , в век увлечения догматическими словопрениями и арианскими заблуждениями. Конечно, не один этот предмет, заключенный в символе св. Григория Неокесарийского , раскрывался им в его беседах. Он, смотря по времени и обстоятельствам, касался и многих других сторон христианского боговедения. Так он любил любомудрствовать о чаемой горней жизни: этим предметом, по свидетельству св. Григория Нисского , он занимался всегда и по преимуществу. Склонял он мысль своих пасомых к представлению о Боге, Творце и Промыслителе, управляющем всем в мире и по своей воле направляющем природу стихий. Так, когда в Понте от разлива реки, текущей с горных вершин Армении, произошло ужасное наводнение, и жившие близ реки, пораженные неожиданным бедствием, пришли к нему с прошением дать им какое-нибудь облегчение от постигшего их несчастья, он, явившись на место, где вода произвела большие опустошения, сказал собравшимся: «не человеческое дело, братья, изменять течение воды; одна только божественная сила может сделать это и заключить стремление вод в известные пределы; ибо так говорит пророк к Богу: предел положил еси, его же не прейдет ( Пс.103:9 ); одному Владыке твари – Христу подвластна природа стихий, неизменно пребывая в тех местах, в которых поставлена. Итак, поскольку есть Бог , законополагающий пределы водам, то Он один своею силою и может удержать беспорядочное течение этой реки» 14 . Сказав это, и призвав божественную силу на помощь, св. Григорий дал другое направление беспорядочному стремлению вод.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

е. Поскольку мы говорим, что веруем в Отца, Сына и Святого Духа, постольку пусть дозволят нам говорить и «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» или «со Святым Духом». И если они утверждают, что этого славословия нет в Писании, то отвечаем, что нет там и исповедания веры, и всего прочего, о чем мы сказали выше. А если духоборцы соглашаются со столь многочисленными и имеющими столь важное значение для веры неписаными преданиями, то почему бы им не дозволить и нам одно слово, содержащееся в этом славословии, т. е. предлог «со» или союз «и», который передан отцами Православной Восточной Церкви (и особенно Григорием, чудотворцем Неокесарийской Церкви), когда это слово имеет большое значение для веры в Святую Троицу 223 ? Того же Василия из 29-й главы того же сочинения Правило 92 А на то возражение, что славословие «со (σν) Духом» не засвидетельствовано и не отражено в Писании, отвечаем: если не принимается и ничто другое, не изложенное в Писании, то пусть не принимается и это, а если весьма многое, касающееся таинств и не изложенное в Писании, у нас употребляется, то вместе со многим другим примем и это. И я думаю, что держаться и не изложенных в Писании преданий – это апостольское установление. Ведь апостол говорит: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам ( 1Кор.11:2 ) и держите предания, которые вы приняли или словом, или посланием (см. 2Фес.2:15 ). Одним из таких преданий является, конечно, и настоящее славословие, которое первоначальные установители передавали своим преемникам и долговременным обычаем (оно употреблялось постоянно в течение долгого времени) укоренили в Церквах. И если за неимением письменных доказательств мы представили бы вам, как в суде, множество свидетелей, то неужели не получили бы от вас оправдательной) приговора? Думаю, получили бы, ведь при устах двух свидетелей, или при устах трех свидетелей устоит всякое слово ( Втор.19:15 ). А если бы мы ясно доказали вам, что и давность – в нашу пользу, то не признали бы вы справедливость наших слов о том, что нас и суду подвергать не должно? Ведь древние догматы некоторым образом внушают к себе благоговение: древность, словно некая седина, делает их достойными уважения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Радуйся, многих от погибели исхитивый, радуйся, безчисленных неврежденно сохранивый. Радуйся, яко тобою от вечныя смерти свобождаемся; радуйся, яко тобою безконечныя жизни сподобляемся. Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение. Кондак 12 Благодать, данную ти от Бога, сведуще, с любовию восхваляем тя, святителю Григорие, помышляя, яко не могуще по достоянию изобразити величие и славу твою. Моли же о нас, чадах твоих духовных, да милостив будет Господь и к нам, грешным, да облагодатит и нас ходатайством твоим, не от града Неокесарии, но от российских предел вопиющих ему: Аллилуиа. Икос 12 Поюще богоугодное житие твое, святителю Григорие, благодарим дивнаго во святых своих Христа Бога нашего, даровавшего тя вселенстей церкви, яко столп неподвижен и утверждение истинной веры. Ты же приими от нас словеса сия: Радуйся, житие твое земное благочестно скончавый; радуйся, от небеснаго Царя венец славы получивый. Радуйся, озаривый вселенную светом добродетелей твоих, радуйся, яко видя добрыя дела твоя, человецы Отца небеснаго прославляют. Радуйся, за ны пред престолом Божиим молящийся; радуйся, от Бога милости нам непрестанно просящий. Радуйся, всякаго притекающаго к тебе под кров твой и заступление приемляй; радуйся, яко никто же от тебе тощь и неутешен отъиде. Радуйся, яко от мощей твоих чудеса многия содеваются; радуйся, яко милость Божия от них непрестанно изливается. Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение. Кондак 13 Святителю Христов и чудотворче Григорие, приими сие моление наше, от любве тебе приносимое, и испроси нам у всещедраго Бога, ему же ныне предстоиши на небеси, избавление от многоразличных бед и напастей, наипаче же вечныя смерти, оставление прегрешений наших и наследование царствия небеснаго, да идеже вечно вкупе с тобою нам воспевати ему: Аллилуиа. [Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 Ангел земный и человек небесный был еси, святителю Григорие, от начала жития твоего чистоту души и тела возлюбив и Христу любовию усердно последовав, совершенства духовнаго достигл еси. Тем же изряднейшего жительства, аки молнией, сияя светом, ныне свету великому предстоя, поминай нас, усердно чтущих тя и воспевающих тако:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Но несомненно, этим не исключается возможность, что в основе сирийского жития лежит письменный греческий оригинал, который был переработан или переведен, но он представлял собою позднейшее собрание сказаний о Григории Неокесарийском , а не общий для троих повествователей греческий первоисточнике 181 . Гипотеза такого первоисточника, кроме приведенных раньше соображений, несостоятельна и потому, что противоречит прямым указаниям других повествований об их источниках. Руфин не знает никакого письменного источника и говорит только об устном предании. Во введении к своим сообщениям он пишет: «verum quoniam beati Gregoriï historiae textis attulit mentionem, dignissimum puto tanti viri gesta, quae sub orientali et septentrionis axe cunctorum sermore celebrantur, omissa nescio quo casu huic narrationi ad memoriam posteritatis inserere»; также употребляет обороты: memoratur etiam aliud – gestum; traduntur eius et alia quam plurima etc. Едва ли можно допускать, чтобы из таких выражений можно было вывести заключение о письменном первоисточнике. Григорий Нисский также дает указание относительно источников своих сведений. Во всей его речи нет и намека на письменный источник. Для повествования о юности св. Григория, Григорий Нисский пользуется выражением «повествования» ( δνηγματα): «таковы повествования о юности великого мужа» 182 ; он замечает, что он упомянет еще об одном или двух чудесах рассказываемых ( λεγομνων, а не ναγεγραμμνων) о нем 183 , он говорит: «указывают, также и сохраняют в памяти чудо» 184 , и постоянно выбирает выражения, «говорят» ( λγεται, а не γεγραπται), или: «некоторые передают» ( φασ τινες) и др.: «говорят, великий сказал к присутствующим» ( επεν λεγβταιπρς τος παρντας), «демон, говорят,закричал к нему человеческим голосом» 185 ( κβοσαιλγεται πρς ατννθροπν φων τδαιμνιον) 186 ; «тогда, говорят, этот великий (муж) совершил самое невероятное из всех чудо» ( νθα δτ πντων πσττατον λγεταιπεποιηκναι θαμα τνμγαν κενον 187 . Особенно характерными и важными для определения действительного источника сведений Григория Нисского о св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Таковы подробности нашествия варваров на Понт. С ним обычно и отожествляют то нашествие Ворадов и Готов, которое послужило поводом для «Канонического послания» св. Григория. Должно, впрочем, оговориться, что это нашествие не было единственным; есть данные, что и позднее – в 264 г. Готы были в Каппадокии, захватили города и оттуда направили свой путь в Вифинию 296 . Однако подробности нашествия, изображенного св. Григорием, соединение Ворадов и Готов и вообще большая определенность в изложенном повествовании Зосимы о набеге Воранов и Готов склоняют к признанию, что именно оно было тем нашествием, от которого пострадали руководимые св. Григорием понтийские церкви. Когда же было это нашествие? Дрэзеке, на основании анализа известий Зосимы о нападениях готских племен на римскую империю, настойчиво доказывает, что первый – неудачный поход Воранов и Готов на восточное побережье Черного моря был в 253 г., а следующий, закончившийся взятием Трапезунда и разграблением Понта, летом 254 г. 297 . Но другие исследователи, пользующиеся той же историей Зосимы, относят последний набег к 256 298 , 257 299 и, наконец, к 258 году 300 . Это объясняется тем, что у Зосимы нет точных хронологических дат, и относительно набегов Воранов и Готов, о которых он рассказывает, можно только утверждать, что они происходили в царствование Валериана и его сына и соправителя Галлиена. Других оснований для хронологических вычислений, вне истории Зосимы, пока не найдено. Поэтому, если верно обычное мнение, что послание св. Григория вызвано последствиями того набега Воранов и Готов, о котором сообщается в истории Зосимы, то относительно времени этого нашествия можно только сказать, что оно было в царствование Валериана (253–260 г.), но не раньше 254 г., так как за год до нашествия на Понт они совершили неудачный набег на Питиунт 301 . Таким образом, св. Григорию предстояло выполнить трудную пастырскую задачу – осудить и покарать допустивших такие тяжкие нарушения требований не только христианской любви и милосердия, но и самого обычного человеколюбия, с другой же стороны и не оттолкнуть совершенно от церкви еще мало культурных понтийцев. Епископы Понтийских церквей испытывали большое затруднение и, как показывает послание, один из них (а может быть и несколько) обратился к основателю ионтийской церкви и авторитетному руководителю и истолкователю церковных установлений, св. Григорию Неокесарийскому с просьбою дать разъяснения и указания. Св. Григорий ответил посланием, которое отправил с Евфросином, можно думать, неокесарийским пресвитером; последний должен был не только доставить послание, но и установить всюду практику неокесарийской церкви и рассудить, от кого должно принимать обвинения и кого отлучать от молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

И я, хотя не вижу при Родившемся ни трубы (или другого музыкального орудия), ни меча, ни украшений телесных, ни лампад, ни сопутствующих светильников, видя хор Христа из безгласных и худородных, побуждаюсь к хвале Ему. Вижу бессловесных животных, и хоры отроков, как бы некую трубу, песненно звучающую, как бы заступающих место лампад, и как бы освещающих Господа. Но что я говорю о лампадах? Он – сама надежда и жизнь, само спасение, сама благость, залог царства небесного. Его Самого нося принесу, чтобы последовать силе слов небесных ангелов: слава в вышних Богу, и с Вифлеемскими пастырями произнесть радостную весть: и на земли мир, во человецех благоволение! Рожденный от Отца, в Своем лице и в Своем бытии бесстрастный, ныне, образом бесстрастным и непостижимым, рождается для нас. Предвечное рождение, бесстрастное ведает один Сам рожденный; рождение – настоящее сверхъестественное ведает только благодать Духа Святого; но и первое рождение истинно, – и настоящее рождение, в уничижении, действительно и непреложно. Бог родился от Бога, но Он – и человек, от Девы восприявший плоть. В вышних от единого Отца единый, единородный Сын единого Отца: в уничижении единственный из единственной Девы, единой Девы единородный Сын. Бог не испытал страданий, рождая Бога по Божеству; и Дева не потерпела повреждения, ибо духовным образом родила духовного. Первое рождение – неизъяснимо, и второе – неисследимо; первое рождение совершилось не по страсти, и второе не причастно было нечистоты... Мы знаем, что ныне родила Дева, и веруем, что родила Того, Кто рожден от Отца предвечно. Но каков образ рождения, изъяснить не надеюсь; ни словами сказать того не старался я, ни мыслью коснуться не дерзаю, ибо природа Божества не подлежит наблюдению, не касается мысли, не объемлется бедным разумом; должно лишь веровать силе дел Его. Известны законы природы телесной: замужняя жена зачинает и рождает сына по закону брака; но когда неискусобрачная дева рождает сына чудесно, и по рождении пребывая девою, – явление, высшее природы телесной. Что бывает по законам природы телесной – мы постигаем, но пред тем, что выше законов естества, умолкаем, не по страху, по поскольку непогрешимо: умолчать мы должны, чтобы молчанием почтить достойную почтения добродетель, и, не выходя за должные пределы (слова), сподобиться небесных даров.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010