В правосл. Церкви есть тексты, за к-рыми она признает несомненный вероучительный авторитет и непреходящее значение. Прежде всего это Свящ. Писание. Несомненным вероучительным авторитетом являются Никео-Константинопольский Символ веры и догматические определения 7 Вселенских Соборов. Наряду с ними, по авторитетному мнению архиеп. Василия (Кривошеина) , по степени вероучительной значимости можно поставить догматические определения К-польского Собора 879-880 гг., постановления К-польских Соборов 1341-1351 гг. о Божией сущности и Ее действиях, а также определение К-польского Собора 1156-1157 гг. о Евхаристии как о жертве (а не только воспоминании), приносимой Христом по человечеству Св. Троице ( Василий (Кривошеин), архиеп. 2003. С. 78-81). Правосл. В. выражается не только в соборных догматических определениях, символах и исповеданиях веры, но и в литургическом предании, по крайней мере в той его части, к-рая запечатлена авторитетом св. отцов и проверена временем. Так, «можно без преувеличения сказать, что анафора литургий св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста по своей богословско-догматической авторитетности нисколько не уступает догматическим постановлениям Вселенских Соборов» (Там же. С. 84). Авторитетным свидетельством христ. веры правосл. Церковь признает также святоотеческое наследие в целом. Но, учитывая многочисленность, разнообразие и неравнозначность написанного отцами, Церковь никогда не пыталась кодифицировать к.-л. определенный корпус святоотеческих творений, к-рый бы исчерпывающе отвечал принципу consensus patrum. Тем не менее в Православии общепризнанным является убеждение, что только на основании святоотеческой мысли может быть правильно понято христ. В. во всей его целостности и полноте. «Вселенские Соборы начинали свои догматические постановления словами «Последуя святым отцам», выражая тем свое убеждение, что верность им по духу есть основной признак православного богословия» (Там же. С. 85). В отличие от зап. христ. конфессий правосл. Церковь не придает большой вероучительной ценности следующим догматическим памятникам древности: Апостольскому Символу веры - как зап. по происхождению, неизвестному Вселенским Соборам и недостаточному по содержанию (Там же. С. 27, 30-31, 81), а также Афанасиевому Символу веры - как неизвестному древней Церкви, отражающему августиновскую триадологию и содержащему «в своем латинском оригинале (хотя, может быть, и не изначала) учение об исхождении Святого Духа a Patre et Filio» (Там же. С. 27-31, 81). Символ свт. Григория Чудотворца , еп. Неокесарийского (III в.), будучи важным историческим памятником, также не может претендовать на общецерковный авторитет - как личное исповедание верного ученика Оригена, хотя и не содержащее ничего еретического (Там же. С. 25-26).

http://pravenc.ru/text/158182.html

В С.-Петербурге Катехизис П. был опубликован в 1717, 1722, 1733 гг. Труд переиздавался в Киеве в 1712 г., в Чернигове - в 1715, 1745, 1752 гг., в Почаеве - в 1782, 1785 гг. В начале Катехизиса помещены послания патриархов Нектария Иерусалимского (1662) и Парфения К-польского (1643). Основной текст разделен на 3 части: «О вере», «О надежде», «О любви». В 1-й ч. изложено толкование Никео-Цареградского Символа веры, во 2-й ч.- толкование молитвы «Отче наш» и евангельских заповедей блаженства, в 3-й ч. приведены рассуждения о христ. добродетелях (молитве, посте, милостыне, мудрости, справедливости, воздержании, мужестве), о грехах (гордости, любостяжании, блуде, зависти, чревоугодии, злопамятстве, лености, грехах против Св. Духа), толкование декалога, рассуждение «О святых иконах», «Изложение веры» свт. Григория Чудотворца, еп. Неокесарийского. «Православное исповедание...» П. наряду с др. правосл. вероучительными документами XVII в. («Исповеданием православной веры» патриарха Досифея II Нотары , актами К-польского Собора 1691 г.) стали основой офиц. учения правосл. Церкви о таинствах и доныне остаются ею, несмотря на критику нек-рых положений этих текстов в XIX и особенно в XX в. Сохранилась рукопись Записок П., основная часть является автографом митрополита, ряд фрагментов написан др. лицом; большая часть текстов содержит многочисленные поправки. Язык записей - церковнославянский с украинизмами и полонизмами. Считается, что рукопись является записной книжкой П. Сборник включает разноплановые тексты: трактат о монашестве как о высшей форме христ. жизни, агиографические рассказы с примерами из жизни почитаемых старцев, повествования о чудесах, связанных с различными правосл. святынями, особенно с Печерским мон-рем (частично опубликованы в «Тератургиме»), неск. текстов церковно-канонического содержания, молитвы, фрагменты рассуждений на темы аскезы. П. принадлежат многочисленные тексты церковно-адм. характера: циркуляры, офиц. послания к патриархам, западнорус. епископам и во властные структуры Речи Посполитой, грамоты церковным братствам, типографам, частная переписка, в т.

http://pravenc.ru/text/2580094.html

22 . Платон Левшин , митр. Полное собрание сочинений Платона (Левшина) Митрополита Московского. – СПб.: Издательство П. П, Сойкина, 1913. 23 . Лосский В. Н. Очерк Мистического Богословия Восточной Церкви. Догматическое Богословие. – К.: Общество любителей православной литературы; изд. имени святителя Льва, папы Римского , 2004. 24 . Сильвестр Малеванский , архим. Опыт православного догматического богословия (с историческим изложением догматов) архимандрита Сильвестра, доктора Богословия, профессора Киевской духовной академии. – СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2008. 25 . Малиновский Н. П., прот. Очерк Православного Догматического Богословия. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2003. 26 . Письма и донесения иезуитов о России конца XVII и начала XVIII века. – СПб.: Санкт-Петербургская Сенатская типография, 1904. 27 . Помазанский М., протопр. Православное Догматическое Богословие. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005. 28 . Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной, с приложением слова Святого Иоанна Дамаскина о святых иконах, и изложения веры, по откровению Святого Григория Чудотворца , Епископа Неокесарийского. – М.: Синодальная Типография, 1900. 29 . Православное учение о человеке. Избранные статьи. М. – Клин: Синодальная Богословская Комиссия; изд. «Христианская жизнь», 2004. 30 . Программы духовных семинарий и училищ 1905 года. – СПб., 1905?           31. Светлов П. Я. Курс апологетического богословия. К.: Типография «С. В. Кульженко», 4, 1910. 32 . Александр Семенов Тян-Шанский, еп. Православный Катехизис. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви; ДАРЪ, 2005. 33 . Сильвестр Стойчев, архим. Догматическое Богословие. Учебное пособие для 2-го класса духовной семинарии. К.: Издательский отдел Украинской Православной Церкви, 2006. 34 . Туровцев Т. А. Творение и преображение. – СПб.: Церковь и культура, 2008. 35 . Фаворов Н. , прот. Очерки догматического православно-христианского учения. Записки ординарного профессора богословия в университете св. Владимира протоиерея Н. Фаворова . – К.: Типография И. и А. Давиденко, аренд. С. Кульженко и В. Давиденко, 1873. – С. 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

1979 118 . Учение о Святой Троице святителя Василия Великого //ЖМП. 1979. 1. С. 71–77. [Глава из «Лекций по патрологии».] 1996 119 . Ириней Лионский , св.   Творения. М.: Паломник, 1996 (Б–ка отцов и учителей Церкви, 2). 622 [18] с. Н. И. Сагарды: Новооткрытое произведение св. Иринея Лионского «Доказательство апостольской проповеди». С. 549–622 [репринт 33]; Conybeare F. С. The newly recovered Treatise of Irenaeus («Expositor», 1907, July, p. 35–44) [Рецензия]. С. [репринт 42 без пагинации]. 120 . Творения святого Григория Чудотворца , епископа Неокесарийского// Григорий Чудотворец , св., Мефодий Патарский   [sic!], св.   Творения. М.: Паломник, 1996 (Б–ка отцов и учителей Церкви, 4). V ,   221 с. [Вступит, статья, перевод. Репринт 78 с сохранением пагинации; для творений св. Мефодия (пер. Е. Ловягина и еп. Михаила Чуба) пагинация отдельная.] 121 . Вера и жизнь христианская по учению святых отцов и учителей Церкви. Вып. I–IV. М., 1996. IX, 630 с. [Репринт 72–74, 76 в одном томе.] 2000 122 . Слов " янофшьство i його щеали/Переклад В. В. Сагарди 38 . Ужгород, 2000. 44 с. [Перевод йа укр. 18.] 2003 123 . Древнецерковная богословская наука на греческом востоке в период расцвета (IV–V вв.), ее главнейшие направления и характерные особенности//Творения блаж. Феодорита , епископа Киррского. М., 2003 (Б–ка отцов и учителей Церкви, 12). С. 640–716. [Переиздание 45.] 2004 124 . Сагарда Н. И. , Сагарда А. И.   Полный корпус лекций по патрологии. СПб.: Воскресение, 2004. 1216 с. R К Сагарды: Лекции по патрологии. С. 17–796; Новооткрытое произведение св. Иринея Лионского «Доказательство апостольской проповеди». С. 797–852 [переиздание 33]; Древнецерковная богословская наука на греческом востоке в период расцвета (IV–V вв.), ее главнейшие направления и характерные особенности. С. 853–904 [переиздание 45]; Учение Св. Иоанна Златоустог о [sic!] о Церкви. С. 1067–1082 [переиздание 39]. Неопубликованные работы 39 125 . До питания про оргашзацш вцщшу украинка//Архив ИР НБУВ, ф. 52, ед. хр. 130.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Вход епископа и диаконов. Приветствие епископа: «Слава Господу» или «Господь с вами»; Ответ: «И со духом твоим». Молитва епископа. Ответ людей: «Тебе хвалим, Тебе благословим и молим ти ся... Аминь». Пение библейских песен и псалмов (вперемежку). Предъевхаристический чин: – «Благодать Господа нашего со всеми вами» – «И со духом твоим»; – «Восхвалим Господа!» – «Достойно и праведно есть»; – «Горе имеем сердца!» – «Имамы ко Господу». Епископская молитва. Чтение Священного Писания (Ветхого Завета). Проповедь. Отпуст оглашенных. Слово к верным и молитва о них (или ектенья). Анафора. Вот – этот древнейший чин первой половины III века, из которого генетически развились наши Вечерня и Утреня. А сформировались они в современном виде только к началу IX века. 6. Гимнография и Чтения Несомненно, что песнь «Свете тихий», сопровождающая т.н. «Вечерний вход»(со светильником), наравне с благословение хлебов – самый древний элемент нашей Вечерни. Как известно, уже свт. Василий Великий († 379 г.) упоминает его в 29-й главе своей книги «О Св. Духе к Амфилохию» в следующем контексте: «Отцы наши не хотели в молчании принимать благодать вечернего света, но при явлении его немедленно и благодарили... народ возглашает древнюю песнь... А если кому известна и песнь Афиногена... то он знает, какое мнение о Духе имели мученики». («Творения» т. 3, стр. 345–346). На основании этих слов свт. Марк Эфесский († 1450 г.) приписывал авторство гимна «Свете тихий» мч. Афиногену еп. Севастийскому († 311 г. память: 16/29 июля). И в греческом «Часослове» он до сих пор подписывается, как «Гимн св. Афиногена мученика». Однако, свт. Василий Великий отличает «песнь Афиногена» от вечерней песни «Свете тихий», прибавляя, что не знает автора («И не можем сказать, кто был отцом тех хвалений, которые поем во время светильничных...»). т.е. она была ещё ранее Афиногена в вечернем богослужении. А т.к. предъевхаристический чин Каппадокийской анафоры по собственному признанию свт. Василия, заимствован им из Неокесарийского чина (см. «Творения св. Григория Чудотворца », Пг, 1916 г. предесл.), то вполне возможно, что автором этого гимна был свт. Григорий Неокесарийский (ок. 240–270 гг.). И в таком случае – это гимн середины 3 века.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

богословское направление 2-й пол. IV в., представленное свт. Василием Великим , свт. Григорием Нисским и свт. Григорием Богословом (т. н. великими каппадокийцами) - отцами Церкви, осуществившими философско-богословское обоснование догмата о Св. Троице. Наименование дано по месту их служения в малоазийской пров. Каппадокия . Иногда к представителям К. ш. причисляют свт. Амфилохия Иконийского («четвертого каппадокийца»). Время жизни и деятельности отцов-каппадокийцев характеризуется значительным подъемом в греч. богословии, связанным прежде всего с победой христианства над язычеством и с активным изучением христианами классической античной лит-ры (отцы-каппадокийцы в своих творениях широко и творчески использовали достижения античной философии и науки). Др. особенность этого времени, непосредственным образом сказавшаяся на развитии К. ш., состояла в более полном освоении лит. наследия Оригена , влияние к-рого на каппадокийцев было обусловлено также живым преданием: через прямого ученика Оригена - свт. Григория Чудотворца , еп. Неокесарийского, во 2-й пол. III в. христианство широко распространилось в Понте (малоазийской области), откуда происходили предки свт. Василия Великого и его брата свт. Григория Нисского (свт. Григорий Чудотворец был духовным наставником их бабки по линии отца - св. Макрины Старшей ). В сочинениях каппадокийцев имеются свидетельства о том, какое влияние на их религ. образование имел Символ веры свт. Григория Чудотворца ( Basil. Magn. Ep. 204; Greg. Nyss. De vita Greg. Thaum.). Вероятно, свт. Григорий Чудотворец пробудил у каппадокийцев интерес и к самому Оригену. По свидетельству древних историков, свт. Василий Великий и свт. Григорий Богослов составили выборку из творений Оригена - «Филокалию» ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 26; Sozom. Hist. eccl. VI 1). Вместе с тем Ориген по-разному влиял на представителей К. ш.: свт. Василий Великий, наиболее критичный, менее подвергся этому влиянию; значительно больше оно отразилось на свт. Григории Богослове и особенно на свт. Григории Нисском. В то время как влияние Оригена определило общий характер и дух богословия К. ш., а также сообщило ему ряд понятий и терминов, содержание богословского учения К. ш. было основано на никейском вероопределении. Отсюда проистекала связь К. ш. с богословием свт. Афанасия I Великого , главного защитника никейской веры в предшествующий период, а через него - с малоазийским богословием (преимущественно сщмч. Иринея Лионского). Влияние малоазийского богословия удерживало каппадокийцев от одностороннего увлечения метафизическими проблемами и побуждало проявлять внимание к религиозно-практическим вопросам (этому способствовало также церковное служение каппадокийцев).

http://pravenc.ru/text/1470349.html

Но вообще должно сказать, что этот источник не установлен. Под Теосом Риссель (S. 88) разумеет Кодра, последнего афинского царя, который пожертвовал своею жизнью, так как оракул предсказал, что Афиняне победят только в том случае, если царь их будет убит врагами. Кодр переодетым отправился в лагерь неприятелей, завел ссору с воинами и был ими убит. 3 Bäthgen (в Götting. gelehrt. Anzeigen 1880, S. 1400) предлагает исправить на Ликиск; во всяком случае, сказанное не может относиться к философу Левкиппу. 6 Может быть Фитон, о котором Diodorus Siculus (XIV, 112) сообщает, что он был умерщвлен Дионисием. 7 Анаксарх, ученик Демокрита, был убит Никокреоном. О нем и его судьбе сообщает Valerius Maximus lib. 111, 3,4 и Цицерон, Tuscul. II, 22, 52 и De natura deorum III, 33. 8 Софист Диагор, ученик Демокрита, живший во второй половине V века до Р. Хр., открытым отрицанием существования богов вызвал против себя недовольство афинского народа и в 413 г. должен был бежать из Афин. V. Ryssel, S. 89, Anm. 9 Филоксен (ум. в 380 г. до Р. Хр.) жил при дворе Дионисия старшего и навлек на себя его гнев тем, что не хотел хвалить его плохих стихов. Diodorus Sicul. XIV, 46. XV, 6. Ryssel, ibid. 11 Кинегир удерживал захваченное убегавшим неприятелем судно сначала правою рукою, потом, когда она была отсечена, левою и, наконец, зубами. Herodot. VII, 114. Ryssel, S. 90, Anm. 13 У В. Рисселя: Евмений. Разумеется афинянин, после марафонской битвы принесший в Афины весть о победе. 14 Еврот (у Рисселя: Еврит) и Аристодем принадлежали к знаменитому отряду (из 300 чел.) Леонида и вследствие болезни были отпущены; однако Еврит велел нести себя в битву, когда узнал, что Персы обошли героев, и умер в сражении. Аристодем не возвратился в отряд. Herod. VII, 229. Ryssel, S. 90, Anm. Читать далее Источник: Творения св. Григория Чудотворца и св. Мефодия, епископа и мученика : [Перевод/Предисл. А.И. Сидорова, Е.А. Карманова]. - [Репр. изд.]. - М. : Паломник, 1996. - Х, 211, 391 с. (Библиотека отцов и учителей церкви; 4)./Святого Григория Чудотворца, еп. Неокесарийского, «К Феопомпу о возможности и невозможности страданий для Бога». 80-100 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Chudo...

В этом последнем случае и бывает то, что человек, живший доселе одним чувством, теряет всякое усердие к религии; не имея подготовки получше обсудить о той или другой религиозной истине, так как ум его не был приучен к тому, чтобы рассуждать о предметах религиозных, он теперь, т.е. когда сердце его сделалось почему бы то ни было холоднее, совершенно делается человеком апатичным ко всему религиозному. Мы часто удивляемся, почему иногда хорошее, религиозное дитя, когда приходить в совершенный возраст, изменяется; прежде, напр., оно усердно молилось, постоянно посещало церковь и т. д., а теперь вдруг всё это миновало. Спрашивается: от чего так? А от того главным образом, что оно не имело гармонического развития всех сил души в деле религии, что оно не было приучено к здравому обсуждению религиозных истин, что оно не изучало их как следует, что оно жило только сердцем, и вот, когда живость детского сердца миновала, когда на месте его стала преобладать рассудочная сторона духа, – сторона не развитая в деле религии, – то и произошла такая печальная перемена 7 . Имея в виду столь глубокую важность и необходимость всестороннего религиозного развития человека, – развития не только по отношению к сердцу, но и по отношению к уму с волею, – Церковь наша с самых первых времён обращала и обращает особенное внимание на то, чтобы дать своим чадам руководства в деле изучения веры, а равно и сообразной с нею деятельности. С этой целью в Православной Церкви, с самых времен апостольских, всегда были образцы здравых словес, как выражается ап. Павел ( 2Тим.1:13 ), которыми бы все верующие имели возможность поверять свои мысли и желания по отношению к вере и деятельности. Сюда относятся прежде всего, так называемые, Символы веры ; или краткие изложения того, во что должны веровать христиане. Таковы, напр., Символ известный под именем Апостольского, пользующийся преимущественным распространением на Западе; Символ св. Григория, еп. Неокесарийского, чудотворца; Символ, приписываемый св. Афанасию Александрийскому , и др.; наконец – Символ Никео-Цареградский, который составляет содержание нашего Катехизиса, а именно первой части его 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Успение свт. Василия Великого. Миниатюра. XI в. (Dionys. Cod. 61. Fol. 35r) Успение свт. Василия Великого. Миниатюра. XI в. (Dionys. Cod. 61. Fol. 35r) Воспитательные. Беседа 22, «К юношам, о том, как пользоваться языческими сочинениями»,- одно из самых известных произведений В. В. Исключительной популярностью эта беседа пользовалась в эпоху Возрождения на Западе (до появления editio princeps сочинений В. В. (Базель, 1532) она выдержала ок. 40 публикаций на лат. языке - Schucan. 1973), поскольку воспринималась как авторитетная христ. апология языческой античности, однако визант. рукописи никак специально не выделяют ее среди др. творений В. В. Основным источником этой беседы является письмо Оригена к свт. Григорию Чудотворцу, еп. Неокесарийскому ( Naldini. 1990. Р. 37, 46-48), в ней заметно также влияние Платона (в антропологии и этике) и Плутарха (Ibid. Р. 26-27). Хотя обычно эта беседа датируется временем сразу по возвращении В. В. из Афин (356), исследователи считают, что достаточных оснований для этого нет ( Gribomont. 1981. P. 43-44; Fedwick. 1981. P. 18-19. Not. 100). На праздники. Неск. бесед В. В. посвящены церковным праздникам. К ним относятся: беседа 5, «На память св. мц. Иулитты» (пам. 31 июля), к-рая была произнесена ок. 372 г. ( Bernardi. 1968. P. 80), беседа 18, «В день св. мч. Гордия» (пам. 3 янв.), произнесенная весной 373 г. (Ibid. P. 80), беседа 23, «На память св. мч. Маманта» (пам. 2 сент.), датируемая 376 г. (Ibid. P. 85), беседа 27, «На святое Рождество Христово», к-рая была произнесена 6 янв., поскольку Рождество и Богоявление праздновались в то время в один день ( Fedwick. 1981. P. 9. Not. 34), и беседа 19, «На святых четыредесять мучеников» (пам. 9 марта). На церковные таинства. Из бесед, известных под именем В. В., 2 посвящены таинству Крещения (De bapt. I, II). Подлинность этих бесед утверждают ряд исследователей ( Humbertclaude. P. 56-57; Neri. 1976. P. 23-51; Ducatillon. 1989). Однако их принадлежность В. В. оспаривается ( Gribomont. 1953. P. 307. Not. 20; Fedwick. BBU. 1997. T. 2; Amand de Mendieta. 1949. P. XXVI).

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

104. Часописи Подшля. 1сторично–б1блюграф1чний зб1рник з нагод1 150–лггтя nepnio " i газета на Укршш (1776—1926) та 10–Л1ття юнування УСРР [Ре– ценз1я]//Украша. 1930. 1/2. С. 202–210. 105. П " ята Всесоюзна нарада книжкових палат//Журнал б1блютекознавства та б1блюграфй. 1930. 4. С. 88–90. 106. Б1блюграф1чна комю1Я при ВУАН//Журнал б1блютекознавства та б1бл10г–рафй. 1930. 4. С. 89–92. 107. Дшкенс Ч. Повють про двое мют (A tale of two cities). X.; К.: Книгоспшка, 1930. 248 с. [Перевод с англ.] 108. Гюго В. Людина, що см1еться. X.; К.: Книгоспшка, 1930. 434 с. [Перевод с φρ.] 2–4384 Библиография трудов Η. Й. Сагарды 109. Каталог видань ВУАН за 1930 р. К., 1931. 76 с. 110. Систематичний каталог видань ВУАН за 1931 р.: Додаток II. К., 1932.40 с. 111. Каталог антикварно! " книжки. К., 1932. 31 с. 112. Систематичний каталог видань ВУАН за 1932 р.: Додаток III. К., 1933. 52 с. 113. Стендаль Ф. Ченч1. X.; К.: Лггература i мистецгво, 1934. 244 с. [Пер. с φρ.] 114. Каталог видань видавництва украшсько! " академй наук за ачень–червень 1935 р. К., 1935. 52 с. 115. Каталог видань видавництва украшсько! " академй наук за липень–грудень 1935 р. К., 1935. 60 с. 116. Каталог видань Академй наук УРСР: 1. К., 1936. 163 с. 117. Каталог видань видавництва АН УРСР за 1936 р. К., 1937. 109 с. Издано после смерти 118. Учение о Святой Троице святителя Василия Великого//ЖМП. 1979. 1. С. 71–77. [Глава из «Лекций по патрологии».] 119. Ириней Лионский, св. Творения. М.: Паломник, 1996 (Б–ка отцов и учителей Церкви, 2). 622 [+ 18] с. Н. И. Сагарды: Новооткрытое произведение св. Иринея Лионского «Доказательство апостольской проповеди». С. 549–622 [репринт 33]; Conybeare F. С. The newly recovered Treatise of Irenaeus («Expositor», 1907, July, p. 35–44) [Рецензия]. С. [репринт 42 без пагинации]. 120. Творения святого Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского// Григорий Чудотворец, св., Мефодий Патарский [sic!], св. Творения. М.: Паломник, 1996 (Б–ка отцов и учителей Церкви, 4). V+ 221 с. [Вступит, статья, перевод. Репринт 78 с сохранением пагинации; для творений св. Мефодия (пер. Е. Ловягина и еп. Михаила Чуба) пагинация отдельная.]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010