Архангел прежде всего сказал Святой Деве Марии следующее: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, именно потому, что в Ней почивало все сокровище благодати. Из всех родов нашлась одна эта Дева, святая телом и духом, и одна носит Того, Кто глаголом носит всяческая ( Евр. 1:3 ). Удивляет в Ней не только лепота телесная, но и душевные Ее добродетели. Потому-то Архангел сперва и возгласил Ей: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, т. е. не земной жених, но Сам Господь святыни, отец чистоты, виновник нетления, податель свободы, поручитель спасения, хранитель истинного мира, Тот, Кто из девственной земли создал человека, а из ребра его образовал Еву. Сей Самый Господь – с Тобою и из Тебя! Итак, возлюбленные, подражая Ангельскому хвалебному гласу, радостно исполним и мы долг благодарности, взывая (Марии): радуйся, Благодатная! Господь с Тобою. Поистине, Тебе свойственно радоваться, потому что с Тобою – Божественная благодать: она вселилась в Тебя способом, ведомым ей. С рабою – Царь славы, с благолепнейшею – прекраснейший паче всех сынов человеческих, с нескверною соединяется Тот, Кто освящает всяческая! С Тобою – Бог и совершенный человек, в коем живет всякое исполнение Божества ( Колос. 2:9 ). Радуйся, Благодатная! источник Света, просвещающего всех верующих в Него. Радуйся, Благодатная! восток умного Солнца и чистый цвет жизни. Радуйся, Благодатная! луг благоуханный. Радуйся, Благодатная! ветвь присноцветущая, услаждающая души, прославляющие Тебя. Радуйся, Благодатная! нива неоранная, принесшая плоды обильнейшие. Хотя Ты носила во чреве по обыкновенным законам природы и нашему обычаю: но это было и выше природы, потому что в Тебя низшел свыше Бог-Слово и в пречистых ложеснах Твоих воссоздал Адама; рождаемое в Святой Деве было от Духа Святого, и истинная плоть заимствована от Ее плоти. Как жемчужина известным образом составляется из двух начал, молнии и воды: так и Господь наш Иисус Христос неслитно и неизменно происходит из чистой, непорочной, нескверной и святой Девы Марии, – будучи совершенным Богом, соделывается и совершенным человеком, – во всем подобный Отцу, во всем также соестествен и нам, исключая греха. Его желали видеть многие из святых праотцев, патриархов и пророков, и не могли. Правда, некоторые из них созерцали Его образно в видениях и как бы в гадании; некоторые слушали и Божественный глас в столпе облачном, зрели и святых Ангелов; но к одной только святой Деве Марии пришел Архангел во свете с благовестием: радуйся, Благодатная! Она приняла слово и, по исполнении времени, произвела бесценную жемчужину.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

57 . Святого Григория Чудотворца , епископа Неокесарийского, «К Феопомпу возможности и невозможности страданий для Бога»//ХЧ. 1913. Июнь. С. 833–846; июль–август. С. 993–1003. [Перевод с лат. перевода с сир. Переиздание см. в 78.] 58 . Св. Григория Чудотворца , епископа Неокесарийского: а) К Филагрию о еди–носущии. б) К Татиану краткое слово о душе//ХЧ. 1913. Декабрь. С. 1490– 1508. [Перевод с греч. Переиздание см. в 78.] 59 . Синев X.   Христианское учение о браке [Отзыв]//ЖС за 1911/12 г. С. 358–359. (ХЧ. 1913. Февраль.) 60 . Цветинов П.   Участие инославной пропаганды, римско–католической и протестантской, в начальной истории, дальнейшем ходе и развитии греко–болгарской церковной распри [Отзыв]//ЖС за 1911/12 г. С. 390–391. (ХЧ. 1913. Февраль.) 61 . Федченков С. А.   Святой Ириней Лионский  – его жизнь и литературная деятельность [Отзыв]//ЖС за 1911/12 г. С. 401–404. (ХЧ. 1913. Февраль.) 62 . Прохоров Г. В  . Нравственное учение Св. Амвросия, епископа Медиоланского: на соискание Макарьевской премии [Отзыв]//ЖС за 1912/13 г. С. 170–174. (ХЧ. 1913. Сентябрь.) 63 . Два произведения, ложно надписываемые именем св. Григория Чудотворца , епископа Неокесарийского: а) Двенадцать глав о вере, б) Подробное изложение веры//ХЧ. 1914. Январь. С. 102–124. [Перевод с греч. Переиздание см. в 78.] 64 . Лобовиков Иван Иванович, бакалавр Санкт–Петербургской духовной академии по кафедре Патристики (4 сентября 1841 г. – 19 мая 1848 г.)//ХЧ. 1914. Февраль. С. 246–273. 65 . Гомилетические произведения св. Григория Чудотворца , епископа Неокесарийского//ХЧ. 1914. Сентябрь. С. 1035–1066; октябрь. С. 1197–1216; ноябрь. С. 1381–1397. 36  [Перевод с греч., с лат. перевода с арм., с англ. перевода с арм. Переиздание см. в 78.] 66 . Куренков А.   Учение о нравственности по творениям Св. Тихона Задонского [Отзыв]//ЖС за 1912/13 г. С. 360–361. (ХЧ. 1914. Апрель.) 67 . Спасский И. О.    Иоанн Кронштадтский , как богослов [Отзыв]//ЖС за 1912/13 г. С. 454. (ХЧ. 1914. Июнь.) 68 . Титов А  . Отношение между церковью и государством в России в конце XVII века (1589–1652 гг.) [Отзыв]//ЖС за 1912/13 г. С. 470–471. (ХЧ. 1914. Июль–август.)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Григорий Неокесарийский. Творения В немногочисленных сочинениях святителя Григорий Неокесарийского выражено главным образом тринитарное учение. Его Символ веры – квинтэссенция доникейской триадологии. Богословие апофатично неокесарийского чудотворца: Бога не только нельзя познать, но и воспеть достойным образом, но Он бесконечно близок нам, Его щедрость распространяется на всё сущее. Григорий Неокесарийский особо акцентировал внимание на единстве Отца и Сына. С помощью насколько возможно большего числа терминов и оборотов пытался выразить Невыразимое. Оказал огромное влияние на последующее богословие, особенно на Великих Каппадокийцев. В наше собрание творений Григория Неокесарийского вошли: «О возможности и невозможности страданий для Бога», «Слово о воплощении Господа», «Слово на Рождество Христово», «Слово на Богоявление», «Похвала Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии», «Подробное изложение веры», «12 глав о вере», «Переложение Екклезиаста», «На Благовещение Пресвятой Богородицы», «Каноническое Послание Святого Григория Неокесарийского», «Послание к Филагрию о единосущии», «К Татиану краткое слово о душе». Творения О возможности и невозможности страданий для Бога 1.  Однажды, когда я намерен был возвратиться в то место, где обычно проводил время, некий муж, имя которого было Феопомп, спросил меня, бесстрастен ли Бог? Я же немного помедлил и, сжав губы , ответил: «Как мы можем говорить, о Феопомп, что Бог подлежит страданию?» И, когда он пытался с моим ответом связать другой вопрос, я, более ускоряя шаг, поспешил, чтобы достигнуть того места, где обычно друзья собирались с друзьями, и, лишь только я сел возле тех, которые там были, я протянул им руку и приготовился спросить у них о том, что сказано было мною в предшествующий день. Но пришел Феопомп и, заняв место подле меня, начал говорить так: «Необразованные и незнакомые с наукой должны, о Григорий, старательно поучаться у ученых и у знающих все. А так как я решил снова усердно заняться этим предложенным мною вопросом, то я прошу тебя дать врачевство для этих мыслей, которые взаимно борются между собой и которые, постоянно пребывая во мне, расстраивают мой ум. Прошу тебя укрепить меня теми ясными доказательствами, которые у тебя по этому вопросу готовы в изобилии».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Ковчег с частицами мощей свт. Григория Чудотворца (ц. свт. Григория Неокесарийского в Дербицах, Москва) Ковчег с частицами мощей свт. Григория Чудотворца (ц. свт. Григория Неокесарийского в Дербицах, Москва) Г. Ч. выразил вполне определенное для богословской терминологии того времени учение о Сыне Божием, Его ипостасной особенности, Божественном достоинстве и равночестности с Отцом. Сын есть совершеннейшее, живое и одушевленное Слово первого Ума (In Orig. 39), Премудрость и Сила Самого Отца всего (36), Истина (Ibidem), Единородное и Перворожденное Слово Отца (35). Г. Ч. стремится выразить идею теснейшего единства Сына с Отцом: Он в Нем есть и с Ним соединен непосредственно (36); Его Сам Отец всего соделал единым с Собой (37). Он - сущий в Отце Бог Слово (38). Равночестность Сына с Отцом проявляется, в частности, в том, что только Сын может воссылать непрестанные благодарения Отцу как за Самого Себя, так и за всех. В отношении к миру Сын - Создатель, Царь, Управитель и Попечитель вселенной, неисчерпаемый источник всяческих благ, Предстатель наших душ и Спаситель. Он один может уврачевать наши немощи. По характеристике Сагарды, если терминология Г. Ч. «не отличается богословской точностью не только в благодарственной речи, но даже и в символе, где заметно стремление дать полное выражение своим богословским мыслям посредством возможно большего числа терминов и оборотов, то... его богословские взгляды... не заключают в себе тех отступлений от нормы церковного учения в вопросе о втором Лице Св. Троицы, какие наблюдаются в богословии его учителя» ( Сагарда. С. 602-603). Церковь во имя свт. Григория Неокесарийского в Дербицах, Москва. 1668-1679 гг. Церковь во имя свт. Григория Неокесарийского в Дербицах, Москва. 1668-1679 гг. Согласно свт. Василию Великому, на авторитет Г. Ч. ссылались неокесарийские савеллиане (см. ст. Савеллий ): в письме к Анфиму Тианскому они передают слова Г. Ч. из «Диалога с Элианом» о том, что «Отец и Сын, хотя в умопредставлении суть два, однако же в ипостаси едино» (πατρα κα υν πινο μν εναι δο, ποστσει δ ν - Ep.

http://pravenc.ru/text/168083.html

Но как бы то ни было, тем значением, какое имел символ для неокесарийской церкви, обеспечивалось и сохранение предания о происхождении символа, и буквальное воспроизведение текста его в последующее время. Св. Григорий Нисский выразительно подчеркивает, что неокесарийская церковь обладала и самым автографом св. Григория. Нельзя допустить какой-нибудь ошибки в этом свидетельстве, так как Григорий Нисский говорит об этом не мимоходом, а после нарочитого приглашения желающих убедиться в истинности того, что он перед этим сообщил относительно символа. Невозможно признать вероятным и такого предположения, будто неокесарийцы стали очень древний экземпляр символа рассматривать, как его автограф: для такого смешения и времени от смерти св. Григория до Григория Нисского прошло еще не очень много, и кроме того, решительным препятствием для него и, напротив, падежным ручательством за сохранение собственноручной записи символа св. Григорием служило и то благоговейное почитание у населения Понтийской церкви и у преемников памяти основателя неокесарийской церкви первого ее епископа и всего связанного с его именем, о котором свидетельствует св. Василий Великий , когда пишет: «еще и теперь великое изумление пред ним (св. Григорием Чудотворцем ) у туземцев и новая и всегда свежая память в церквах продолжает жить, не ослабляемая никаким временем. Поэтому в тамошней церкви не прибавляли ни действия какого-либо, ни слова, никакого-либо таинственного образа сверх того, какой он оставил им; по этой причине многое из совершаемого у них кажется недостаточным при давности установления, ибо по преемству управлявшие церквами не соглашались ничего принять в дополнение» 345 . Столь ясное свидетельство Григория Нисского основывается, несомненно, на близком знакомстве его с делами неокесарийской церкви чрез надежное семейное предание и чрез личное знакомство его, для которого он имел достаточно случаев и поводов; поэтому в своей сущности свидетельство Григория Нисского есть свидетельство неокесарийской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Наполеоновским солдатам, получившим от своего вождя соответствующее " вразумление " , приходилось вёдрами таскать воду и поливать церковь, дабы защитить её от огня. Ни её убранство, ни утварь, ни церковные книги тогда не пострадали. Во второй половине XVIII - нач. XIX веков храм Григория Неокесарийского начал " обрастать " приделами. Тёплый, южный, придел во имя Григория Богослова появился к 1767 году. Он был совершенно необходим - ведь главный храм оставался холодным, неотапливаемым. Придел возвели стараниями одного из прихожан - купца первой гильдии Григория Лихонина. И если при устройстве этого придела ещё пытались следовать традициям XVII века, то появившаяся шестьюдесятью годами позже северная пристройка уже имеет ампирные формы с элементами псевдоготики, храму несколько чужеродные, но по счастью, в глаза особо не бросающиеся. Северный придел начали строить в 1830-е годы, поскольку церковное здание перестало вмещать всех своих прихожан. Соответствующее прошение купец первой гильдии Павел Сазиков адресовал митрополиту Московскому Филарету (Дроздову). Владыка благословил - и купец пожертвовал на строительство более сорока тысяч рублей, за что получил благодарность от архирея. Освятили придел в честь Боголюбской иконы Божией Матери: этот чудотворный образ стал особо почитаемым в Москве после того, как по столице прокатилась эпидемия чумы 1771 года, остановленная заступничеством Богородицы... В 1859 году началась первая серьёзная реставрация храма Григория Неокесарийского. Главное, что требовалось сделать, - это восстановить алтарные росписи и росписи четверика, а также поновить серебряные ризы иконостаса. Освящал отремонтированный храм митрополит Московский Филарет (Дроздов). В следующий раз храмовую роспись поновляли через тридцать лет. А перед этим был фактически заново переустроен тёплый храм, в приделах вызолочены иконостасы, возобновлена вся церковная утварь и, что немаловажно, установлены новые печи и положены новые каменные полы. За три с половиной века истории церкви в ней служили Патриархи Иоаким и Андриан, святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, многие епископы Дмитровские и другие известные деятели Русской Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=02238

Храм Григория Неокесарийского (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] Храм Святителя Григория Неокесарийского в Дербицах своё историческое бытие начинает в глубокой древности. Первоначально он был деревянным. Его построил великий князь Василий II (Тёмный) в благодарность за чудесное избавление из татарского плена. Находясь в Орде, князь дал обет Богу: построить церковь на том месте, с которого увидит стены Кремля, в честь святого, память которого в тот день будет праздноваться, что и произошло 30 ноября 1445 г., в день памяти Святителя Григория Чудотворца. Просуществовал деревянный храм до конца XVII столетия. Сегодня на его месте по благословению Святейшего Патриарха Алексия II построена деревянная часовня-памятник в честь Всемилостивого Спаса. Часовня и историческое словосочетание " в Дербицах " , т.е. в лесном, болотистом месте, напоминают нам о тех далёких временах. В 1668-79 годах рядом с деревянным воздвигается величественный каменный храм тщанием царского духовника протопопа Андрея Савинова на средства царя Алексея Михайловича. Начало строительства благословил Святейший Патриарх Никон, а освятил построенную церковь Святейший Патриарх Иоаким в присутствии царя Феодора Алексеевича. Строили храм лучшие зодчие того времени Карп Губа и Иван Кузнечик. По своей архитектуре церковь относится к московскому типу пятикупольных храмов с шатровой колокольней. Фасады украшают изразцы с затейливым растительныи орнаментом " павлинье око " , изготовленные известным гончаром Степаном Полубесом. Современного человека несколько удивляют яркие цвета внешнего убранства храма. Но именно царь Алексей Михайлович, как сообщают нам исторические источники, приказал стены храма " прописать суриком в кирпич " , " стрелки у шатра перевить " , " и расписать бирюзой и белилами " . Церковь была настолько благолепна по своему виду, так полно соответствовала представлениям людей о красоте, что получила в народе название " Красной " , то есть красивой. Иконы для иконостаса писали царские изографы во главе с прославленным Симоном Ушаковым. Его Богоматерь Елеуса-Киккская из местного ряда иконостаса постоянно экспонируется в Третьяковской галерее.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Григория_...

Воробьёво (акватория Усть-Илимского водохранилища). Церковь Григория Неокесарийского. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Григория Неокесарийского Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1865. Год утраты:Не установлен. Адрес: Иркутская область, Усть-Илимский район, Воробьёво (акватория Усть-Илимского водохранилища) Координаты: 57.37808, 102.307177 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты В селе Воробьево о возведении церкви задумались только в конце XIX века. Необходимость строительства церкви можно объяснить двумя причинами. Во-первых, село находилось далеко от приходской церкви, дороги были плохие. Во-вторых, количество населения постоянно росло. Например, к 1913 году в селе по клировым ведомостям 1913-1917 годов насчитывалось 64 двора. Это было самое крупное село в Карапчанском Николаевском приходе. Душ мужского пола было 217, женского – 188. Сооружение и открытие новых церквей в отдаленных северных районах епархии было делом чрезвычайно сложным. Связано это было с недостаточным количеством священнослужителей, а также с отсутствием дорог, а отсюда и доставкой необходимой церковной утвари и другими не менее важными причинами. Поэтому, когда жители деревни Воробьево стали ходатайствовать о строительстве церкви, иркутский архиепископ Парфений разрешил возвести только часовню. Было рекомендовано строить часовню " по форме церкви с той именно целью, чтобы можно было совершать в таковом доме священнодействие на походных антиминсах " . Но по окончании строительства решено было освятить здание по чину церкви и приписать ее к приходу Николаевской церкви с. Карапчанка. Освящение состоялось 17 января 1865 года. Существует народное предание, объясняющее довольно редкое посвящение церкви памяти Чудотворца Григория, связывающее это с " помощью сего святителя во время какого-то древнего потопа в Ершовской деревне " , поблизости от д. Воробьева.

http://sobory.ru/article/?object=39292

На антиохийском посленикейском соборе (332/3 г.) присутствовал не только Петр гиндарский, но и Петр никопольский. В списке, изданном Швартцем, его имя занимает 15-е место, а имя Петра гиндарского только 26-е. Лонгина, 11 списка, Зееберг, как и я, отождествляет с Лонгином аскалонским, упоминаемым у св. Епифания haer. 69,4, адресатом послания Александра александрийского , но считает нужным заметить: Mit dem im Brief des Athanasius ad episcop. Aeg. et Lib. 8 als orthodox erwähnten Bischof Longinus ist er nicht identisch. Die Sitze der beiden lassen sich nicht in Einklang bringen. Er [кто? Лонгин аскалонский?] hat die Synoden von Ancyra und Neocäsarea mitgemacht. Но упоминаемый у Афанасия в. «муж апостольский» уже потому не тождествен с Лонгином аскалонским, что его звали не Λογγνος, a Λογγιανς 144 . Как и Лонгин аскалонский, этот Лонгиан неокесарийский из Понта полемонийского (преемник, или один из преемников св. Григория чудотворца ) присутствовал и в Никее. В Index restitutus Гельцера его имя занимает 111-е место. Присутствовал он и на собравшемся в его городе соборе неокесарийском. Гельцер, основываясь на большинстве редакций никейского списка (I. III. IV группы латинские, списки коптский, сирский Index coenobii Nitriensis, и армянский, где он назван λονκινος), пишет и его имя Λογγνος. Но Λογγιανς он называется не только у Афанасия в., но и в списке Феодора Чтеца 108), а во II-й группе латинских списков – Longinianus, чтò, может быть, получилось вследствие неправильно понятой поправки к Longinus: исправитель хотел сказать, что вместо in в этом имени должно стоять ian, а его поняли так, что после in нужно вставить ian; а в некоторых рукописях этой группы (КМ) он прямо назван Longianus. И в списках неокесарийского собора этот епископ называется то Longinus, то Longinianus. – Так как имя Λογγνος более обычно, чем Λογγιανς, то нужно предполагать, что настоящее имя этого епископа неокесарийского было именно Λογγιανς, и так он назван был и в оригинале списков никейского и неокесарийского соборов; но переписчики переделали его имя в более обычное Λογγνος.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Иркутск. Церковь Григория Неокесарийского. Карта и ближайшие объекты Церковь Григория-Неокесарийского в Иркутске заложена в ограде Иркутской Троицкой церкви и стоит от нее только в четырех саженях. Это первая в Иркутске церковь с ротондальной основой. В настоящее время здание сильно перестроено, но сохранился проект А. Лосева, по которому можно восстановить памятник в его первоначальных формах. На протяжении всего XIX в. церковь подвергалась значительным перестройкам. Так, в 1829 и 1830 гг. ее повредили большие наводнения, обрушившиеся на город. В 1836 г. в связи с ветхим ее состоянием из церкви выносится вся утварь, и она запечатывается до 1845 г. В 1879 г. церковь попала в зону знаменитого иркутского пожара, уничтожившего всю центральную часть города. В настоящее время это одноэтажный каменный компактно-центрический храм с ротондой ядра и четырьмя примыкающими к ней равно высокими объемами. Построенный по проекту, первоначально храм завершался полусферическим куполом с небольшой главкой. После переделок ядро было увенчано восьми лотковым куполом с малым восьмериком. Значительно была перестроена и планировочная структура памятника. Продольно симметричная композиция, в которой ротонда дополнялась трапециевидными в плане апсидой и притвором, а с южной и северной сторон - полукруглой галереей, заменена на компактно-центрическую с равнозначными рукавами креста. Декоративное оформление храма очень скромное. Плоскости стен фланкированы очень широкими лопатками с выпусками скругленного угла между ними. Оконные проемы с лучковой перемычкой не имеют наличников, лишь в основании их выступают плоские подоконные подушки с прямоугольными нишами под ними. Частые наводнения при рекоставе Ангары наносили большой ущерб в хозяйствах прихожан Троицкой церкви. Вследствие этого прихожане дали обет во избежание наводнений построить при церкви храм во имя Святого Георгия Неокессарийского чудотворца. Такой храм в деревянном исполнении был заложен 8 сентября 1802 г. Через несколько лет здание храма обветшало и пришло в полную негодность и в нём прекратились богослужения. Особенно повредили здание храма наводнения 1829-1830 г.г., после которых губернский архитектор А.В. Васильев признал церковь Георгия Неокессарийского «очень ветхою и клонящеюся к скорому разрушению». Ремонту она не подлежала, так как «всякая правка была бы бесполезна, не иначе как если разобрать до основания, укрепить снова фундамент и перекласть новую всю». С 23 августа 1836 г. церковь распоряжением Духовной консистории закрывается. Но старанием старосты Троицкой церкви Я.С. Малкова собирается достаточная сумма денег для ремонта, и в 1844 г. храм исправляется. 4 июня 1845 г., в день праздника сошествия Святого Духа, преосвященным епископом Нилом вновь освящается церковь Георгия Неокессарийского.

http://sobory.ru/article/?object=17411

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010