версии, к-рая похожа на текст Евангелиария Codex Usserianus I (VII в.); изд.: Warren. 1881. P. 180-182). Листы 444-447 (VIII в., Ирландия; изд.: Warren. 1881. P. 182-183), по мнению Уоррена и Гамбера, содержали чин посещения больных. На самом деле это 2 молитвы (Suscipe) заупокойной мессы, к-рые есть и в Сакраментарии Геласия (Vat. Reg. lat. 316. n. 1610-1611). В Книге из Арма (Dublin. Trinity College. 52, IX в.) выписаны текст Hanc igitur с григорианским добавлением «diesque nostros» (Fol. 19r - Gwynn J., ed. Liber Ardmachanus: The Book of Armagh. Dublin, 1913. P. 37) и коллекта на память ап. Матфея (Fol. 53v - Ibid. P. 100). Возможно, молитвы ирл. заупокойной мессы сохранились во фрагменте Monac. Clm. 29300/2 (VIII в.), к-рый был использован для переплета Clm. 14747 (из б-ки мон-ря Санкт-Эммерам, Регенсбург) (изд.: Gamber K. Altkampanische Sakramentar: Neue Fragmente in angelsächsischer Überlieferung//RBen. 1969. Vol. 79. P. 329-342). Однако фрагмент может иметь и англосакс. происхождение. Книги для совершения прочих таинств и сакраменталий Фрагмент ирл. Понтификала сохранился в рукописи Zürich. Staatsarchiv. W 3 AG 19. N 36 (Fol. 57) (VIII в., Ирландия). В нем содержатся молитва посвящения девы (de virgine investienda) и заупокойная молитва Deus noster (возможно, это молитва из чина покаяния) (изд.: Keller F. Bilder und Schriftzüge in den irischen Manuskripten der schweizerischen Bibliotheken//Mitteilungen der Antiquarischen Gesellschaft in Zürich. 1851. Bd. 7. N 3. S. 88; Warren. 1881. P. 23-24). Еще один фрагмент - Colmar. Bibl. municip. 444 (в нек-рых работах ошибочно - 144, 2-я пол. VIII в., Ирландия) был использован в переплете Миссала из аббатства Мурбах. В нем также сохранились чин посвящения девы, молитва благословения вдовы и антифон «Дух Святой найдет на Тебя и сила Вышнего осенит Тебя» (Лк 1. 35) (изд.: Brou L. Le fragment liturgique «Colmar» 144, reste d " un pontifical Irlandais du VIIIe siècle//BLE. 1955. Vol. 56. P. 65-71; см. также: Lodi. Enchiridion.

http://pravenc.ru/text/1684161.html

Тайная молитва Молимся, Господи, да сообщат нам эти Таины небесное врачевство и очистят пороки нашего сердца, через Господа... 1458 Молитва после причащения Да будут нам на пользу принятые Таины, Господи, и да послужат (нам) вечной помощью, через Господа... Молитвы на литургии ежедневной (Orationes c(qu)otidianis diebus. Sacr. Gel. L. III, n. XVIII) Молимся, Господи, огради постоянным миром тех, которых Ты сподобил надеяться на Тебя, через Господа нашего... Будь присущ нам, милосердый Боже; и милостиво даруй нам дары любви Твоей, через Господа... Тайная молитва Посвященные Тебе Дары, молимся, Господи, освяти и за них милостиво призри и на нас, через Господа... 1459 Молитва после причащения Святые Таины, Господи, и духовной пищею да исполнят нас и телесной помощью да послужат (нам), через Господа... Другая такая же литургия (Там же, n. XXIII) Храни нас, молимся, Господи, всегда от всего противного и ограждай постоянной (Твоею) помощью, через Господа... Сохрани народ Твой, Боже, и сделай (его) преданным имени Твоему, чтобы, соблюдая божественные заповеди, он мужественно достиг благ и временной и вечной (жизни), через Господа... Тайная молитва Это приношение, Боже, да очистит и обновит, да направляет и ограждает нас, через Господа.... Молитва после причащения Насытившись небесных благ, молимся, Господи, дабы мы всегда стремились к тому, что доставляет нам истинную жизнь, через Господа... Молитва над народом 1460 Да будет присуще верным Твоим, Господи, действие святого благословения, производящее в душах всех духовное преуспевание, чтобы они за дела (свои) исполнились дарами любви Твоей, через Господа... Литургия по сакраментарию папы Григория великого Предисловие Кроме Сакраментариев римских пап Льва Великого и Геласия I, третий памятник римской литургии древнего времени есть Сакраментарий папы Григория Великого . Появившись целым столетием позднее первых двух, этот памятник представляет дальнейшее развитие собственно римской литургии и такую форму Евхаристического богослужения, которая послужила главным основанием для позднейшей и настоящей римской формы, хотя в некоторых частях и отличается от этой последней.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Непостоянными частями Римской мессы являются коллекты (специальные молитвы дня), Тайные молитвы и молитвы после причащения. Многие из коллект старого римского обряда имеются уже в Сакраментарии Григория Великого , который содержит порядка 900 коллект, из которых около 650 появляются и в других литургических памятниках того периода. До 80 из них с определенной степенью доказательности могут быть приписаны самому папе Григорию. Эти молитвы (особенно коллекты) составлены по общей модели. Так, римская коллекта имеет в основе четырёхчастную структуру: в первой части призывается Бог – как Deus («Боже»), Domine («Господи»), Omnipotens sempiterne Deus («Всемогущий Вечный Боже») или Omnipotens et misericors Deus («Всемогущий и милостивый Боже»); содержание второй части, описывающей некоторые качества и свойства Бога, зависит от того, какие Его качества или действия наиболее соотносятся с прошением, которое последует далее; третья часть содержит прошение о даровании благодати или покровительстве, которое чаще всего вводится фразами типа da, quaesumus («даруй, мы просим») или concede propitius («О, Милостивый, даруй»); четвертая часть представляет собой славословие по одному из стандартных образцов. Краткая тайная молитва завершает офферторий. Она менее структурирована, чем коллекта, состоит 1) из просьбы о принятии предлагаемых Даров (oblata munera или просто oblata) и 2) из просьбы о получении духовных благ, и заканчивается одним из стандартных славословий. Как правило, такая молитва вводится выражениями типа Suscipe, quaesumus, Domine («прими, мы молим Тебя, Господи»), или quaesumus, Domine, или Concede, quaesumus, Domine («даруй» и т.д.). Иногда делается ссылка на празднуемое событие, но чаще текст тайной молитвы носит более общий характер. Молитвы после Причастия (запричастные молитвы) содержат прошения даровать плоды (временные или духовные, или те и другие вместе) только что полученного Причастия. Они обычно строятся из общих фраз, но могут содержать и упоминание празднуемого события, и заканчиваются одним из стандартных славословий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1451 Под исповеданием разумеется Символ веры , который был произносим желавшим креститься и который сохранился в Сакраментарии Геласия на двух языках, греческом и латинском, без прибавления Filioque (L. I, n. XXXV): Pistevo his ena Theon... kae his to Pneuma to agion... ton ec tu patros emporegomenon... (Credo in unum Deum... Et in Spiritum sanctum... ex Patre procedentem.) 1452 Из двух молитв, имеющих одно и то же место и назначение в литургии, избиралась которая-нибудь одна. 1454 Вторая молитва, имеющая значение Praefatio, без сомнения, могла произноситься взамен предыдущей, по выбору. 1457 После тайной молитвы не поставлена молитва (Praefatio): поистине достойно... без сомнения, потому, что в эти дни она заимствовалась из общего канона, который в Сакраментарий и помещен непосредственно за воскресными литургиями. 1458 После тайной молитвы не поставлена молитва (Praefatio): поистине достойно... без сомнения, потому, что в эти дни она заимствовалась из общего канона, который в Сакраментарий и помещен непосредственно за воскресными литургиями. 1460 В подлиннике нет этого заглавия, но оно подразумевается, так как в некоторых литургиях оно значится, а для других, в которых нет ни этого заглавия, ни самих молитв super populum или ad populum, в III части Сакраментария перед ежедневными литургиями предложено 15 образцов их (Benedictiones super populum post communionem), которые употреблялись по выбору. 1466 Berno. De quibusdam rebus ad missam spectantibus, с. 1; Albinus. Eccles. Offic. c de Quadrag. in Sabb. ante Palmas. Amalarius, Lib. I, с. I, 9, 12, 23. Lib. III, c. 40. Lib. IV, c. 23, 30, 42; Micrologus, cap. 13, 24, 26, 31, 42, 49, 55 sqq. 1470 A.J. Binterim. Op. cit. S. 37. В другом письме св. Григорий тоже говорит: se restituisse in Missa antiquas consvetudines et sustulisse quaedam, quae postea irrepserant Epist. 73. Oper. Lib. VII; Augusti. Op. cit. S. 359. 1471 Это в особенности доказывается письмом папы Вигилия к Бракаренскому епискому Профутуру, где он говорит: semper eodem tenore oblata Deo munera consecramus... Ordine consveto prosequimur. Le Brun. Op. cit. P. 122, см. выше, c. 44.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Одни из этих преобразований вводились римскими папами (с VII до XV в.) по некоторым историческим событиям и неизбежным обстоятельствам времени, открывавшим недостатки прежней формы литургии 1523 , и притом большей частью происходили по примеру других подвластных папам областей Западной церкви, которые в этом отношении опередили Рим и оказывали большое влияние на римскую литургию, вследствие чего она мало-помалу получала новый вид в частностях своего чинопоследования. Так, в начале ее представляется целый ряд приготовительных для священнослужителя молитв и обрядов, предшествующих Входному (Introitus) и известных под названием Praeparatio ad missam, которые не встречаются в древнейших римских Сакраментариях до IX в., а в позднейших излагаются, хотя не везде одинаково, большей частью согласно с испанскими и галликанскими миссалами, по всей вероятности послужившими для римских образцами и источниками 1524 . После песнопения Слава в вышних Богу по древнейшему Сакраментарию св. Григория положена была одна молитва для каждой литургии, так называемая Collecta, а в позднейших кодексах она стала встречаться во множественном и неопределенном числе на основании тогдашней церковной практики, как видно и из свидетельств толкователей литургии Валафрида Страбона и автора Микролога, из которых первый жалуется на возрастающее множество коллект, а последний говорит, что многие из его современников имели обыкновение произносить по три, пять и даже семь разных коллект в этом месте литургии к немалому неудовольствию слушателей 1525 . Между чтениями из Апостола и Евангелия в состав литургии включались, кроме простого антифона или аллилуиа, на некоторые дни так называемые Tractus, стихи из псалмов большей частью печального содержания, которые пелись протяжно и уныло и избирались не везде одинаково, а на другие дни так называемые Sequentiae или Prosae, то есть прозаические гимны, получившие свое начало от сан-галльского аббата Ноткера († 912) и введенные в римскую литургию папой Николаем I, впрочем видоизменявшиеся по своему содержанию различным образом 1526 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Григория Сакраментарии (т. н. Hadrianum) на Пасху в составе чина крещения выписаны молитва пресвитера на помазание головы (текст несколько отличается от Sacramentarium Gelasianum) и молитва ad infantes consignandos с призыванием семиобразного Духа (без указания, кто ее читает) (Sacr. Greg. 375-376// Deshusses J., é d. Le sacramentaire grégorien: Ses principales formes d " après les plus anciens manuscrits. Fribourg, 19792. Vol. 1. P. 188-189). Среди дополнений находится чин крещения больных, совершаемый одним пресвитером (Ibid. P. 336). Выписана молитва пресвитерского помазания головы; далее идет указание на причащение, при этом глагол confirmare используется в отношении причащения из Чаши, тогда как для причащения Тела используется глагол communicare, т. е. Чаша выступает своего рода «упрочением» по отношению к Телу. Неримские практики IV-VIII вв. Северная Африка 36-е правило 397 г. (Collectio Hispana) запрещает пресвитерам освящать хризму (Concilia Africae/Ed. Ch. Munier. Turnholti, 1974. P. 335. (CCSL; 259)). При этом в североафрикан. традиции они рассматривались как ординарные совершители всего чина крещения, включая послекрещальное помазание. В трудах богословов этого региона наибольшее развитие получило учение об освящающем и пневматологическом характере послекрещального помазания. Блж. Августин рассматривал помазание хризмой как отдельное таинство (sacramentum), к-рое соединяет верующего со Христом как с Помазанником и является знаком участия в Нем. Один Дух, по его словам, подается и в воде крещения, и в помазании, хотя знаки различаются, но Дух тот же (см.: Aug. Serm. 227; Idem. In Ps 26. II 2; Idem. In ep. 1 Ioan. 3. 12 и др.). Северная Италия В сочинениях «О таинствах» и «О тайнах», составленных, вероятно, свт. Амвросием Медиоланским, в чине крещения упоминается только одно послекрещальное помазание головы миром (имеющее пневматологическое значение, с символикой царства и священства), за к-рым следуют обряд умовения ног, облачение в белые одежды и дарование некой «духовной печати» (signaculum spiritale), которая приносит совершенство (perfectio) и ради к-рой епископ призывает семиобразного Духа из Ис 11.

http://pravenc.ru/text/2057158.html

Без всякого сомнения, на отмену возлияния и на установление отдельных органов для помазания в Елеосвящении имело решительное влияние сродное с ним таинство Миропомазания. Ибо в Миропомазании, с первых веков христианства и, притом, по определению соборов 464 , практиковалось помазание отдельных органов, и в Елеосвящении, при введении в него помазания, назначены были для сего многие из таких органов, которые помазывались св. миром, напр., чело, уста, грудь. В Западной Церкви, в VI–VIII вв. обряд помазания всего тела был отменен и установилась практика помазания отдельных его органов. В VI в., по крайней мере, в некоторых местах, помазывалась только грудь, как это читается в житии Евгенда. По древнему сакраментарию св. Григория Великого предписано было помазывать пять чувств 465 . В VIII-м u nocлeдyющux столетиях, помазывали так много органов, что это действие равнялось почти помазанию всего тела. Пеллиций говорит, что в то время и вообще – в средние века, как показывают Обрядники (Ritualia), св. Елеем помазывалось почти все тело (totom fere corpus) недужного. Так, Ритуал Пруденция, VIII в., повелевает, чтобы помазание делалось на бровях глаз, на ушах с наружной стороны, на ноздрях вверху, на губах снаружи на руках, на ногах, на горле, на шее, на плечах, на пупе, или там, где сильнее чувствовалась боль 466 . Теодульф, архиеп. Орлеанский VIII в., исчислив двенадцать членов, на которых в Западной Церкви делалось помазание, замечает, что число помазаний бывает и более и менее, и что, вообще, это число неравное 467 . По чину Liber pontificale Tilianum делалось пятнадцать помазаний, а по Медиоланскому св. Амвросия – только семь на семи главных членах 468 . В Западной Церкви, в совершении елеопомазания существовали тогда некоторые особенности и отличия. Так, чело (frons) пресвитерами не помазывалось, из уважения к тому, что на главе совершалась конфирмация епископом, и потому лишь епископам принадлежало право совершать помазание св. елеем на челе болящего. Руки пресвитеров не помазывались внутри, а лишь – снаружи, по той причине, что, при посвящении пресвитеров, ладони их, как и ныне делается, помазывались от епископов елеем заклинания (oleum exorcismi). Относительно монахинь сделано было в формуляре елеопомазания такое изменение, чтобы на груди помазание совершать только около горла, а помазание гортани – на подбородке. Вероятно, это положение применялось и ко всем лицам женского пола 469 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

Проследить историю хотя бы литургий одной нашей православной восточной церкви – дело далеко не легкое. Тут приходится, с одной стороны, воспользоваться громадными вековыми грудами католического и протестантского запада, отрешившись от разных его пристрастий и односторонностей, с другой – весьма многое остается восполнить самостоятельным трудом. Западными учеными обстоятельно исследованы восточные литургии периода – до V в.; для истории же литургии остальных веков собраны только более или менее сырые материалы, да и то со значительными пробелами. С XVI в., со времен реформации, католический запад, с необыкновенным усердием, трудится над собиранием и печатанием древних списков литургии всех христианских церквей, не только западных, но и восточных, не только православных, но и обществ неправославных, рассеянных по востоку, – с целью обличить протестантов в разрыве с церковно-богослужебною древностью. А протестантский мир сперва старается внести свою критику в материалы, собираемые католическими учеными, а потом, и сам в новейшее время, начинает заниматься собиранием и критическою разработкою древних литургий. В трудах тех и других не мало недостатков·, тем не менее мы не можем отказать им в уважении и пользе, принесенной ими делу исторического изучения литургии. Громадны и почтенны труды католических ученых, хотя, в большинстве их, вовсе почти нет критики. Весьма замечательны и далеко не бесполезны, по части критического исследования древних списков различных древних литургий, труды протестантских ученых, хотя они и страдают многими предзанятыми тенденциями. Изложим в коротке труды тех и других. Труды католических ученых начались изданием древних римских сакраментариев, а потом начали появляться издания и других древних западных литургий и многочисленных литургий восточных. Путь открыл Иамелий, каноник в Брюгге (†1587) своим изданием литургии св. отцов латинских 2 , за ним августинец А. Рокка издал свою сокровищницу древностей литургических 3 ; Гуго Менард – сакраментарий Григория великого 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Романа Сладкопевца; П. Кажен († 1923), исследовавший рим. Антифонарии и Сакраментарии, а также древние анафоры; его работа о молитве «Te Deum» считается образцом применения сравнительно-исторического метода в Л. ( Cagin P. L " Euchologie latine: étudiée dans la tradition latine de ses formules et de ses formulaires. Solesmes, 1906. Vol. 1: Te Deum ou Illatio?; P., 1912. Vol. 2: Eucharistia: canon primitif de la messe); изучавший историю Бревиария и рим. лекционарной системы П. Батиффоль († 1929); аббат Ф. Каброль и его многолетний помощник и продолжатель его дела А. Леклерк , издававшие одну из наиболее значимых для Л. энциклопедий - DACL и выпустившие собрание ранних литургических памятников, в т. ч. эпиграфических (Relliquiae liturgicae vetustissimae/Ed. F. Cabrol, H. Leclercq. P., 1902, 1913. 2 vol.); издатель книг испано-мосарабского обряда М. Феротен († 1914); автор неск. сот статей по Л., патрологии и церковной истории А. Вильмар († 1941) и др. (многие из этих ученых связаны с Солемом через англ. аббатство Фарнборо). В 1889 г. в Солеме была основана сер. «Paléographie musicale», в к-рой издавались памятники григорианского пения, а также др. древних певч. традиций (издание продолжается, в 2014 вышел 23-й т.). Выделяются труды архитектора и археолога Ш. Ро де Флёри († 1875), инициировавшего работу по систематическому изучению средневек. облачений, утвари и интерьера храмов с литургической т. зр., а также культовых мест святых, в частности упоминаемых в каноне мессы (работы вышли посмертно и были дополнены его сыном Жоржем Ро де Флёри († 1904): Fleury Ch. Rohault, de. La Messe: Études archéologiques sur ses monuments. P., 1883-1898. 8 vol.; Idem. Les Saints de la Messe et Leurs monuments. P., 1893-1900. 10 vol.). Серьезный вклад в изучение Л. внесли историки Ю. Шевалье († 1923), изучавший помимо прочего средневек. гимнографию и основавший сер. «Bibliothèque liturgique», в к-рой публиковались памятники позднесредневек. периода, а также Л. Дюшен († 1922), автор обобщающей работы о происхождении и эволюции раннехрист.

http://pravenc.ru/text/2110586.html

В основе В. С. лежат тексты рим. кафедрального (папского) богослужения, о чем свидетельствует наличие указаний в календарной системе на иды, ноны и календы, молитв на погребение рим. епископа, формуляров ординации и посвящения дев и др. Памяти св. апостолов Петра и Павла, особо почитавшихся в Риме, посвящены 28 месс (на Рождество Христово, напр.,- только 9). Тем не менее нек-рые разделы В. С. относятся к богослужению не самого Рима, а его пригородов (церквей «extra muros» - вне стен [Рима]). В. С. содержит 1331 молитву мессы. Они разделены на 300 блоков, в одном разделе может быть от 1 до 45 формуляров (отдельных последований), к-рые распределены по месяцам гражданского календаря, начиная с апр. (разд. VIII, формуляр VI) и заканчивая дек. (разд. XLIII, формуляр V). Поскольку формуляры первых 3 месяцев и части 4-го (преимущественно для периода Великого поста) утрачены (всего 48 страниц), общее число молитв установить невозможно. Ни один из формуляров не может быть датирован временем ранее V в. Большая часть составлена после 440 г., самый поздний текст относят к 558 г. Верхней границей составления В. С. следует считать понтификат Григория Великого (590-604), поскольку следы предпринятых этим папой реформ в В. С. отсутствуют. Хотя гипотеза о составлении В. С. св. папой Львом I (440-461) в наст. время отвергнута, имеются богословские и текстуальные параллели между В. С. и сочинениями понтифика. Исследователями были предложены 3 возможных решения: либо папа Лев I, действительно, сам написал неск. формуляров, либо он использовал в своих проповедях некий литургический материал из libelli missarum, либо молитвы В. С. составлялись на основе его сочинений. Каждая из этих гипотез вполне вероятна ( Metzger M. Les Sacramentaires. Turnhout, 1994. P. 51). Кроме того, 18 формуляров, направленных против древнего языческого праздника Луперкалий (с 15 февр.), атрибутируются папе Геласию (492-496). По мнению А. Штуйбера, libelli missarum хранились в папском латеранском архиве и использовались пресвитерами (в т. ч. пригородных церквей); затем (возможно, при папе Григории Великом) они уже за пределами Рима были собраны вместе; беспорядок в расположении формуляров и повторы объясняются как небрежность копииста. Согласно А. Шавассу, тексты В. С. имеют рим. происхождение и были переписаны из 2 рукописей при папе Иоанне III (561-574); эти рукописи, в свою очередь, были составлены при папе Вигилии (537-555), к-рому принадлежат 60 формуляров, написанных в период с июля 537 по март 538 г. (когда Рим был осажден остготами) и содержащих прошения о защите от врагов и благодарения за избавление (см., напр., разд. XVIII, формуляры XXVIII, XXXIV и др.); 8 формуляров посвящены празднованию епископского рукоположения папы Вигилия (разд. XXIX).

http://pravenc.ru/text/150449.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010