Вас никто не может в этом случае заменить. Ни на час не откладывайте сето дела, возлагаемого на вас Церковью. Люди преходят, и ныне бывает сделать невозможно то, что вчера ничего не стоило сделать. Запишите, что сами слышали от покойного. Соберите и сохраните все письма его: Господь да поможет вам исполнить это послушание не только любви, но и долга. 567 В письме от 22 ноября 1870 года Владыка Платон пишет Петру Александровичу: «Вы знаете, как я дорожу писаниями богомудрого Святителя Игнатия, и поймите, с каким нетерпением буду ждать от вас его «Отечника». Между нами теперь уже немного таких старцев; уже другой дух веет, и поставляют нам в вину иноческое направление; а иночество есть сила и краса Православия и, могу сказать, жизнь. Не забудьте, достопочтеннейший Пётр Александрович, мою просьбу о собрании всех доступных вам сведений о Преосвященном Игнатии. Если время и обстоятельства теперь не позволять всему явиться на свет, то все пригодится к другому времени. Вы обязаны принять на себя это послушание: не как брат только, но как православный христианин, желающий блага Церкви». 568 Таким образом, почитатели и современники Владыки Игнатия Брянчанинова и непосредственные зрители Земных дел его чтили в нем, прежде всего, его личный пример подвижнической жизни, глубину и ясность его душеполезного мировоззрения и, с этой точки зрения, желали широкого распространения его взглядов на цель человеческой жизни через популяризацию его творений, по существу и характеру своему близких к святоотеческим. Но Преосвященный Игнатий Брянчанинов , будучи аскетом по направлению и зрителем вышних Божиих тайн по своему благодатному озарению, не остался, как мы знаем, в сокровенной молитвенной кельи своей, но был поставлен «на свещнице, да светить всем, иже в храмине суть». Призванный Провидением и волею Церковной и Государственной власти к настоятельству первоклассной обители и предстоятельству Церкви воинствующей, Владыка Игнатий орлиным взором окинул всю обширную площадь жизни и всему знал цену с точки зрения единственно ценного для него в земном странствовании-искания Царствия Божия и правды его, на всё смотрел взором мудреца и всякому, испытующему о уповании его готов был дать ответ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

И нам кажется, что теперь, когда ты, добрый пастырь, всю свою жизнь проповедовавший Божие Слово-Христово учение, лежишь под холодным безгласным камнем, самая могила твоя, без звуков, в которых нуждается только земное слово, возвещает нам громкую проповедь , шлет нам, мятущимся, шумящим на земной поверхности искателями тления, убедительнейшее увещание: земная жизнь – мгновенное, обманчивое сновидение. Вечность – неизбежна. Есть и бедственная вечность!... Стяжите же вечность блаженную вниманием, повиновением всесвятому закону Всесвятого Бога, – и приходите на верное, некончающееся наслаждение, каждый в свое, Самим и Единым Богом назначенное время!.. 7 Племянница Преосвящ. Игнатия Варвара Васильевна Боборыкина в своих воспоминаниях о деде своем–Александре Семеновиче Брянчанинове. отдавая должную дань его образованию, уму и характеру, неизменно добавляет к своему отзыву об Александре Семеновиче: «он был масон». 8 По рассказам Покровских старожилов храма села Покровского был построен в 1810 году, а дом–в 1811 году. так что ко времени общенародных событий русской жизни 1812 года Александр Семенович жил уже в новом доме. 9 По рассказам очевидцев, Александр Семенович всегда стоял литургию до конца и после того нес в руках данную ему просфору, с непокрытой головой, до своего дома. Конечно, расстояние небольшое, но–прием и обычай характерный. 10 По преданиям, хранимым в Покровском старожилами, в год Наполеоновского нашествия Александр Семенович по часту с грустью смотрел на свой отстроенный заново дом, сидя в кресле против устроенной со стороны сада террасы, и загадочно говорил: «Забава, забава моя, кому ты достанешься»? Но лихолетие миновало и «забава» попала в достойные руки и доныне служит интересным памятником своего замечательного строителя. 11 По воспоминаниям сенатора Н. С. Брянчанинова, торжественные встречи архиереев в Юрове и Покровском, свидетелями которых неоднократно приходилось, быть ему с братом, впоследствии Самарским губернатором, ныне покойным А. С Брянчаниновым, производили неизгладимое впечатление, утверждая особую высоту Святительского сана. И когда впоследствии, будучи студентами последних курсов, Николай Семенович и Александр Семенович Брянчаниновы, по совету своего отца Семена Александровича, отправились в Бабайки повидаться с дядей и ради духовного утешения, их смущала более всего мысль о том, что дядя–Епископ, что наряду с молвой о его святости, усиливало их затруднения при встрече с ним, именно, в виду высоты носимого им сана. И только необыкновенная простота и сердечность Епископа Игнатия при встрече помогли племянникам приблизиться к их знаменитому дяде, и усвоить в беседе с ним трогательный тон искренней откровенности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

К иллюстрации вопроса о преподавании осетинского языка в Кавказской семинарии имеют отношение следующие справки. В заседании Правления Кавказской духовной семинарии 27 августа 1858 года было доложено прошение окончившего курс Кавказской семинарии Петра Кузьмина от 24 июня 1858 года, коим изъяснив, что в течение двух последних лет пребывания в семинарии и исполняя обязанности ученические, он, по приказанию семинарского начальства, исполнял и должность учителя осетинского языка и желает остаться учителем осетинского языка и в настоящее время,-по окончании семинарского курса, – просит об определении его учителем осетинского языка. Правлением семинарии постановлено: «согласно сему прошению, впредь до решения дела о прекращении преподавания осетинского языка в Кавказской семинарии, поручить студенту Петру Кузьмину быть в должности преподавателя оного, как занимавшему сию должность еще в бытность его учеником семинарии, с производством ему положенного по штату жалованья, о чем объявить ему по надлежащему». На постановлении этом последовала резолюция Преосвященного Игнатия такого содержания: «22 сентября. Исполнить, а по ст. V иметь в виду мое мнение, основанное на личном убеждении при посещении епархии, что преподавание осетинского языка, в Кавказской семинарии необходимо нужно. Игнатий, Епископ Кавказский и Черноморский». Между тем, до вступления еще Преосвященного Игнатия на Кавказскую архиерейскую кафедру, Правлением Кавказской духовной семинарии было возбуждено пред Святейшим Синодом, через посредство Казанской академии, ходатайство о прекращении преподавания названного языка в Кавказской семинарии, которое, однако, не было уважено, что также усматривается из дел семинарского Правления. В журнале Правления Кавказской духовной семинарии по части внутреннего управления от 26 января 1859 года изложено предписание «Внешнего Правления Казанской духовной академии» от 19 декабря 1859 года, за 162, коим оно дает знать, что Св. Синод вследствие ходатайства Казанского академического Правления о закрытии в Кавказской семинарии класса осетинского языка, имея в виду, что преподавание в духовных учебных низших заведениях местных языков, а в том числе осетинского в Кавказской семинарии, признано уже полезным, и что в Кавказской епархии находятся более 4000 осетин, а в смежном с ней Закавказском крае число их простирается до нескольких десятков тысяч; и следовательно, Кавказское духовенство может встречать частые случаи для сношения с сим племенем, определением от 17 ноября 1858 года постановил: «оставив без последствий представление Казанского академического Правления о закрытии в Кавказской семинарии класса осетинского языка, предписать Правлению семинарии, чтобы на усиление преподавания в оной осетинского языка обращено было надлежащее внимание, и чтобы в случае недостатка сведущего и опытного преподавателя сего языка, Правление снеслось с Тифлисским семинарским Правлением, которое без всяких затруднений может приискать такового наставника».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

По возбуждаемым жизнью вопросам церковной жизни Епископ Игнатий имеет определенный взгляд, что свидетельствует не только о его теоретических знаниях по соприкосновенным предметам, но и о том, что он болеет о нуждах церковных. Свои суждения по вопросам церковной жизни Владыка Игнатий обосновывает на разуме Св. Вселенской Церкви, Слова Божия и Церковного Предания. Взгляды эти стройны, определенны, и не гадательны, а способ их выражения решителен и исключает всякие компромиссы, хотя бы и ставил его в неизбежную коллизию с целым рядом негармонирующих с его решениями жизненных условий, как это, например, совершенно несомненно из его суждений по вопросу о церковном строе войсковых частей его разнородной паствы. Его решительное суждение о необходимости подчинения всех Церквей Линейного казачьего войска православному Епископу с устранением нынешнего пресвитерского управления воинскими частями ничуть не проистекает из каких-либо честолюбивых планов Епископа, как это могло бы кому-нибудь показаться, но – вполне понятны из изложенных им идейных соображений о мистически-благодатных основах церковного управления и отношений Епископа к пресвитерам. Эти мистически-благодатные основы должны проникать, по убеждению Епископа Игнатия, все стороны человеческой жизни в христианской Церкви. Тесный союз власти государственной и церковной представляется ему необходимым для блага человеческого. По поводу засвидетельствованного доброго отношения Государя Императора и Государыни Императрицы к Митрополиту Филарету, Владыка Игнатий с утешением говорит, что эти отношения – добро общественное. «Бог соединил царей и иереев для блага человечества, странствующего на земле, поручив первым устроить временное благоденствие общества человеческого, а вторым приготовлять это общество к переселению в вечность и к блаженству в вечности. Представители обоих служений должны находиться в единодушии, как призванные к этому единодушию самим Богом, и из благочестивого единодушия своего действовать. Сатана всегда старается расстроить порядок, учрежденный Богом, обманывая человеков софизмами и употребляя самих же человеков к разрушению их временного и вечного благополучия».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

«Познакомься с Богом заблаговременно, частыми молитвами стяжи дерзновение, дабы, когда должно будет предстать на страшный суд, могла ты упросить Судию быть к тебе милосердным. Оставь угождение диаволу в различных мирских забавах, послушайся Спасителя, возвестившего: горе смеющимся ныне! горе насыщенным ныне! Займись чтением Божественных книг, с благоразумной умеренностью, сохраняющей надолго вкус и утончающий оный и уничтожающий сердечную жажду Божественной правды, сими книгами поведаемой. Обрати к вечности очи ума твоего и сердца», 547 наставлял он её на путь благочестия. Так же выражал он свою сердечную любовь и к сестре своей, Софии Александровне (по мужу Боборыкиной), с которой, по его собственному признанию, был связан «узами исключительной дружбы». Когда она умерла, он написал письмо Марии Александровне, прося сообщить ему подробности о её последних днях жизни, и прибавлял, что «надеется увидеться с ней в будущей жизни по слову, Св. Писания: «Бог вселяет единомысленные в дом» 548 ... Такими же чистыми узами, духовной дружбы был связан Владыка Игнатий и со следующим за ним по старшинству братом своим Петром Александровичем, который в последние годы своей жизни последовал за ним в монастырские стены. Так точно и любовь свою к учениками Преосвященный Игнатий обнаруживал наставлением их ко спасению; дверь его кельи всегда была для всех открыта, и маленький Игнатий, келейник его, говорит в своих воспоминаниях, что в продолжение 24 лет он не помнит ни одного случая, чтобы отец Архимандрит отказал кому-нибудь в приеме и поучении. Ни немощность и слабость постоянно истощаемого болезнями тела, ни масса забот и трудов по внешнему устройству тех обителей, где Господу-Богу угодно было помещать его, – ничто не мешало ему давать желающим получить от него наставление «слово, руководствующее во спасение», слово, наставляющее ближних в православной вере и нравственности. Не даром бывший ученик его, Игнатий Малышев , начинает свои благоговейные воспоминания о нем словами: «Архимандрит Игнатий Брянчанинов умел любить чад своих духовных, но умел и учить их; много пострадал он за них, много вынес на своих плечах клеветы и порицаний», 549 и дальше говорит: «Он учил и воспитывал каждого ученика по его силам и способностям, не щадя своих сил, не жалея времени, и если его ученикам бывало не легко принимать его учения и усваивать себе его правила, то и ему не мало трудов стоило каждого отдельно, воспитать, внушить любовь к урокам и возводить в духовное состояние».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Она страшится учения Истины, как смертоносного приговора для себя ( 1Кор.3:18 ). Состояние, в которое приводится философией дух наш, есть состояние самообольщения, душе погибели, что вполне явствует из вышеприведенных слов Апостола, который повелевает всем, желающим стяжать истинное познание от Бога, отвергнуть знание, доставляемое любомудрием падшего человечества. «Никтоже себе да прельщает!» говорит он: «аще кто мнится мудр быти в вас в веце сем буй да бывает, яко да премудр будет» ( 1Кор.3:18 ). Истинная, философия (любомудрие) совмещается во единомучении Христовом. «Христос – Божия Премудрость» ( 1Кор.1:24:30 ). Кто ищет премудрости вне Христа, тот отрицается от Христа, отвергает премудрость, обретает и усвоивает себе лжеименный разум, достояние духов отверженных. О географии, геодезии, о языкознании, о литературе, и о прочих науках, о всех художествах и упоминать не стоит: все они для земли; потребность в них для человека оканчивается с окончанием земной жизни, большей частью гораздо ранее. Если все время земной жизни употреблю для снискания знаний, оканчивающихся с жизнью земной, то что возьму с собой за пределы грубого вещества?» 57 И с отроческих лет заботящийся не о благоустройстве своего земного странствования, а о том, что ждет его после окончания земного пути, юноша обратился к наукам с последним решительным призывом: «Науки! Дайте мне, если можете дать, что либо вечное, положительное, дайте ничем не отъемлемое и верное, достойное назваться собственностью человека!» И в ответ на этот прямой, не допускающий компромиссов, призыв, – «науки молчали». 58 Расчет с наукой был раз и навсегда окончен. Уже здесь, на школьной скамье Инженерного училища, Димитрий Александрович понял, что «науки – плод нашего падения, произведение поврежденного падшего разума», что, «ученость – приобретение и хранение впечатлений и познаний, накопленных человеками во время жизни падшего мира», что «ученость – светильник ветхого человека, светильник, которым «мрак тьмы во веки блюдется»; что «ученость, не есть собственно мудрость, а только мнение мудрости».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Ставрополя неблагоприятные толки о Начальстве, якобы утаивающем Манифест. Чтобы утишить эти толки, оказалось необходимым немедленное объявление Манифеста в городе. Для письменных сношений по этому предмету уже не было времени. По этой причине, по соглашению Преосвященного Игнатия с военным и гражданским Начальством, Высочайший Манифест 19 февраля был объявлен в Ставропольском Кафедральном соборе после Божественной литургии 20 марта, а по прочим церквам Ставрополя и епархии – 25 марта, о чем сообщено было отношением к Начальнику губернии и рапортом в Свят. Синод. 401 30 апр. 1861 г., за 2581, последовало циркулярное предложение Обер-Прокурора Святейшего Синода графа А.А. Толстого на имя епархиальных Преосвященных, которым поручалось, в предупреждение встретившихся в некоторых епархиях случаев неправильных объяснений духовенством Манифеста, подающих повод к крестьянским волнениям, внушить духовенству, чтобы оно, под опасением строжайшей ответственности, всячески остерегалось от произвольных, а тем более неправильных объяснений означенного Манифеста и постоянно, в образе действования на прихожан, поступало согласно правилам циркуляра за 890. «Духовенство, прежде всего, должно помнить, что главнейшая и существеннейшая обязанность духовных лиц в сем деле быть не судьями, но миротворцами». На этом циркуляре последовала резолюция Епископа Игнатия от 11 мая 1861 года, за 800: «В Консисторию. Копия с сего отношения при Указах разослать по церквам немедленно для охранения духовенства от неправильных действий по Крестьянскому вопросу. При сем проект отношения к г. начальнику губернии. И. Е. К. и Ч». 402 В отношении же на имя начальника губернии Преосвященный Игнатий полагал по важности документа рассылку копий сделать как можно скорее, в чем и просил содействия Губернатора. 403 Что касается циркуляра г. Обер -Прокурора Свят. Синода от 17 февр. 1861 г., за 890, который упоминается в отношении от 30 апр. за 2531, то он, указывая, что при Крестьянской реформе «на духовенстве лежит священная обязанность, по мере сил своих и возможности, оказывать полное и всецелое содействие к тому, чтобы эта благая мысль, при введении в исполнение, «не была превратно понята и истолкована», предлагает следующие руководственные правила: 1) При введении в действие новых постановлений, касающихся целых сословий в государстве, нередко случается, что оные не всеми принимаются с должным расположением, чему причиной могут быть иногда недоразумения, иногда неправильные внушения от людей, управляемых своими частными видами, иногда некоторые действительные затруднения, соединенные с новостью дела, прежде нежели к нему приспособились.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

И если считать справедливым, относительна какого бы то ни : было писателя, – духовного или светского, что в его литературной физиономии, т. е. в содержании его произведений, в манере изображения им действительности и в отношении его к ней выражаются особенности его натуры и его характера, его понятия, чувства и воззрения на человеческую природу, то мы должны сказать, что, если бы у нас не было никаких сведений о многотрудной и богатой искушениями и скорбями жизни этого подвижника, а перед нами лежали только томы его превосходных творений, больше или меньше известных всем, хоть немного знакомым с нашей духовной словесностью, – образ бескорыстного, чистого душой и богатого истинной верой инока-святителя и тогда был бы ясен нам своими духовными чертами. Верный раб Божией воли, всю жизнь стремившийся не на словах только, а на деле исполнить заповеди своего Небесного Отца, излившего на него при крещении неизреченные милости и благодеяния еще тогда, когда он был несознательным младенцем и ничем не мог заслужить их, – он не уподобился непотребному рабу, зарывшему в землю талант, данный ему Господином; он не побоялся трудов, опасностей и огорчений, неминуемых для того, кто умножает на пользу другим данное ему Господом богатство, и его духовно-поэтическая лира всю его жизнь звучала для тех, кто желал внимать её звукам, кто желал черпать в этом обильном источнике духовные сокровища и поучаться ими, звучит она и теперь для желающих. На что же был направлен поэтический талант Преосвященного Игнатия, о чем считал он нужным поучать ближних своими словами, идущими от сердца, полного любви к грешному человеку и искреннего желания для его спасения? Ответим на этот вопрос выдержкой из его же собственных писем: «Не всем быть листьями, цветами, плодами на древе государственном», говорил он: надо же кому-нибудь, подобно корням; доставлять ему жизнь и силу занятиями неизвестными, тихими, существенно полезными, существенно необходимыми. Одним из таких занятий признаю утверждение ближних в христианской вере и нравственности. Это мирное, скромное занятие живым словом и пером всегда поглощало у меня значительную часть времени». 502 «Один род служения ближнему, которое мне нравится, мне по душе, – служение словом богоугодным и полезным, руководствующее во спасение. 503 Богоугодное и полезное слово, руководствующее во спасение, утверждение ближних в христианской вере и нравственности – вот как кратко и определенно можно выразить всё содержание духовно-аскетических творений Епископа Игнатия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

За всем тем Кавказское гражданское начальство, поместными обстоятельствам, ныне ходатайствует об увеличении своих окладов. Представляемый мною, проект составлен применительно к ныне существующим штатам Кавказского гражданского ведомства. Достойно примечания и крайнего сожаления, что лица, получившие образование в духовных Академиях, удостоенные учёной степени, служат в разных присутственных местах, а в Консистории не имеется ни одного чиновника, который бы окончил курс в семинарии. Причина того – бедственнейшее состояние консисторских чиновников. О бедности чиновников можно ясно удостовериться из следующего факта: в Консистории наняты два сторожа, каждый из них получает содержание втрое более, нежели канцелярский чиновник. Естественно, что такое положение чиновников подавляет усердие к службе и заставляет искать занятие вне службы для необходимого насущного куска хлеба, что неминуемо приносит крайний вред делопроизводству Консистории, а воспрещаемо быть не может по бедственному положению чиновников. 356 Ходатайство это было отложено до пересмотра консисторских штатов. Были попытки переустройства дома, принадлежащего кафедральному собору, занимаемого Кавказской духовной Консисторией, в целях наилучшего приспособления дома к потребностям Консистории, но попытки эти остались без выполнения за неимением специальных для этого местных средств и за множеством других неотложных нужд Кавказской епархии, удовлетворение которых связано со значительными денежными расходами. 357 Наряду с упорядочением консисторского делопроизводства и заботами о соответственной назначению высоте наличного состава Присутствия Кавказской духовной Консистории, ближайшее внимание Епископа Игнатия, на первых же порах его епархиальной Архипастырской деятельности, обращено было на ознакомление с составом благочиннического окружного управления с преподанием при этом о. благочинным руководящих директив, применительно к пониманию Епископом Игнатием задач деятельности благочинных в согласии с деятельностью епархиального Преосвященного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Лопотово, урочище. Лопотов-Богородский Григориево-Пельшемский монастырь. Церковь Григория Пельшемского. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Церковь холодная во имя Григория Пельшемскаго чудотворца. Предалтарный иконостас в этой церкви пятиярусный. Из местных икон этой церкви замечательны, - по правую сторону царских врат: а) икона Вседержителя с припадающими к нему многими российскими святыми, весьма древняя; б) икона храмовая преподобнаго Григория Пельшемскаго с житием, весьма древняя. По левую сторону царских врат: а) икона Божией Матери Одигитрии, очень древняя; б) икона Усекновения Главы Предтечи с житием весьма древняя; в этой церкви, близь северной стены, почивают под спудом мощи основателя обители преподобнаго Григория. Рака над ним обложена медными, чеканными посеребренными, по местам вызолоченными листами; на раке возложен образ препод. Григория. При раке хранятся железныя вериги, железная полумантия и железная-же колчатая рубашка преподобнаго Григория. В небольшой паперти при этой церкви, на право от входа, вделан в стену высеченный из белаго камня четвероконечный, почти равносторонний, крест, имеющий вышины 11/2 арш., ширины 1 аршин; на нем вглубь изсечены слова: Ис. Хс. Царь Славы, Ника. О происхождении и значении этого креста ничего неизвестно. Степановский И.К. Лопотов монастырь/И.К. Степановский//Вологодская старина: ист.-археол. сб. – Вологда, 1890. С. 249-251. В 1687 г. была возведена теплая ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, над захоронением прп. Григория Пельшемского устроена временная часовня. В 1706 г. со Знаменского погоста монастырской вотчины перевезли и поставили над мощами основателя мон-ря деревянный храм во имя прп. Григория Пельшемского. После прошения игум. Ферапонта в 1718 г. Вологодский еп. Павел благословил строительство в Г. м. каменного собора. В 1833 г. вместо обветшавшего деревянного храма во имя прп. Григория Пельшемского была возведена одноименная холодная каменная одноглавая церковь, повторяющая композицию Богородицкого собора. К 2-светному четверику, перекрытому 4-скатной кровлей, с луковичной главкой на барабане с востока примыкала пониженная апсида, с запада - крытый притвор. А. Н. Муравьёв, посетивший Г. м. в сер. XIX в., писал о Григориевской ц.: «Хотя и не великолепная, но благовидная по чистоте и порядку». 5-ярусный иконостас был «отчасти украшен серебряными ризами, но древних икон мало».

http://sobory.ru/article/?object=46120

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010