В советское время церковь Богородицы на Нижнем долу сохранилась, можно сказать, случайно. В марте 1930 года, после снятия колоколов, она была закрыта и значилась в списке на снос. Однако впоследствии было признано, что на храмовом месте не может быть возведено ни одно гражданское здание по причине затопления низкого берега весной, при разливах реки. Вероятно, разрушение церкви сочли нецелесообразным. Здание храма сдавалось в аренду различным промышленным предприятиям. В настоящее время церковь Богородицы на Нижнем долу находится в полуразрушенном состоянии, завершение храма полностью утрачено. Источники: http://history.nason.ru/hramy/20/; Долом наши предки называли низкий берег, затапливаемый при разливе реки, а Богородский храм стоит как раз в низине на берегу Вологды. «Нижний» – потому что был еще и Верхний Дол, выше по течению, и на нем тоже стояла церковь Рождества Богородицы. Строительство деревянного храма Рождества Богородицы на Нижнем долу историки относят к концу XVI – началу XVII века. Стараниями прихожан возведена каменная церковь, её главный престол – во имя Рождества Пресвятой Богородицы освящен в 1779 году. Здесь были также престолы во имя Святителя Николая Чудотворца и преподобного Григория Пельшемского, Вологодского чудотворца. Верхнедольский храм разрушили в советское время, а нижнедольский оставили, хотя и намеревались уничтожить. Как сказали бы сейчас, большевики включили мозги: специалисты определили, что в заливаемой половодьем низине строить что-либо нецелесообразно, но и терять крепкую постройку рядом с рекой, которая в те времена еще была вполне себе транспортной артерией, целесообразно еще меньше. В храме размещались зеркальное производство, материально-техническая база управления по транспортному освоению рек, ремонтно-механическая мастерская хлебопекарной промышленности… Когда последняя мастерская выехала из Нижнедольского храма, его признали объектом культурного наследия регионального значения. Краеведы полагали, что здесь вполне можно возобновить богослужения… Однако год за годом интереса к храму никто не проявлял. После пожара в 2008 году, когда церковь лишилась крыши, надежды на её возрождение уже вряд ли у кого были.

http://sobory.ru/article/?object=01096

Эти царские двери представляют лучший памятник резного искусства XVI столетия, а копия их в Григорьевской церкви, прекрасно исполненная местным мастером В. Л. Никольским, передаёт в точности все мельчайшие подробности оригинала, резанного иноком Исаием в 1562 году. Клироса в Григорьевском храме, с небольшими изменениями в колоннах, сделаны по образцу клиросов церкви Иоанна Богослова в Кремле; клироса, а также и иконостас вырезаны тем же мастером Никольским. Церковь Григория Богослова . Фрески и живопись сделаны по рисункам XVII века. Старинное паникадило собрано из остатков бывшего соборного, уступленного причтом собора; оно поправлено и вызолочено. Вход в храм, лестница и паперти оставлены без изменения. Все перечисленные работы по реставрации Григорьевской церкви произведены были на средства Ив. Ал. Рулева. Нижний этаж храма, связи и часть наружной стены возобновлены на пожертвование пот. почет, гражданки Е. Д. Мальгиной. Переходы, соединяющие храм с Белой Палатой – на средства ростовских купцов Ал. Петр. Селиванова и Н. А. Ксенева. Были и другие жертвователи как на возобновление части здания, прилегающего к храму, так равно и на снабжение церкви разными украшениями; упомянем московских граждан: А. М. Попова, В. Д. Коншина, И. С. Титова, А. И. Лыжина и ростовского купца П. А. Галанина; недостававшие по смете суммы покрыты средствами А. А. Титова . 28 октября 1884 года происходило торжество освящения церкви Григория Богослова . Древний соборный храм монастыря «Затвора» вновь открылся для молящихся, которым икона св. Стефана Пермского, находящаяся по правую сторону царских врат, – невольно напомнит то славное время, когда здесь находилась Братская духовная академия и подвизались в учёных трудах Епифаний Премудрый и святой Стефан, просветитель Пермской земли. Как память о третьем святом подвижнике, принявшем пострижение в Григорьевской обители, – сохраняется в церкви Григория Богослова гробовая доска преподобного Григория Пельшемского, Вологодского чудотворца, присланная в дар возобновлённому храму от преосвященного Израиля, епископа Вологодского 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

http://www.booksite.ru/civk/album2-3.html Строительство деревянного храма Рождества Богородицы на низком берегу реки Вологды историки относят к концу XVI – началу XVII века. Этот храм был уничтожен пожаром в 1773 году. В 1779 году на его месте стараниями прихожан возведена каменная церковь. На ее колокольню перенесли старинные колокола из старого храма. Клировые ведомости церкви датировали колокола 1601 годом. Свое название церковь получила по главному престолу – во имя Рождества Пресвятой Богородицы, – который располагался в летней части храма. В зимней части было два престола: во имя Николая Чудотворца и во имя Григория Пельшемского, вологодского чудотворца. «Географическая» составляющая названия церкви объясняется следующим образом: долом в старину именовали низину, низкий берег, затапливаемый в паводок. «Нижний» означает расположение церкви в низовьях реки. Выше кремля на реке Вологде существовала церковь Рождества Богородицы на Верхнем Долу. В 1781 году приход церкви включал в себя 14 дворов. В 1892 году численность прихожан составляла 180 человек. Средства на существование храма и его развитие поступали не только от прихожан, но и от торговых людей, занимавшихся водными перевозками и торговлей. Пристани и лесопильни в районе храма Богородицы на Нижнем Долу существовали до ХХ века. Церковь Богородицы на Нижнем Долу состоит из небольшого четверика, перекрытого купольной кровлей, которую украшала одна главка. Небольшая трапезная связывает куб с невысокой двухъярусной колокольней шатрового типа, по мнению дореволюционного исследователя Г. К. Лукомского «хороших пропорций». В облике храма угадываются формы, характерные для XVII века. Иконостас храма был сделан в середине XVII века. По характеру резьбы деталей царские врата, по мнению того же Г. К. Лукомского, очень похожи на резные царские врата костромской церкви Воскресения на Дебре. В храме имелось много старинных икон. Наибольший интерес представляли иконы Ильи Пророка «Огненное восхождение» и Николая Чудотворца с изображением его жития.

http://sobory.ru/article/?object=01096

В XIX в. рака над мощами М., Тарасия и Феодосия Глушицких находилась в храме в честь Рождества Христова Покровского мон-ря, построенном в 1841 г. на месте обветшавших деревянных церквей XVII в. (в 1900 переосвящен во имя преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких). В 1992 г. ц. во имя Дионисия и Амфилохия была открыта как приходская, к нач. 2006 г. приписана к Димитриеву Прилуцкому в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Господня мужскому монастырю . Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, празднование к-рому установлено в 1841 г. Ист.: Семячко С. А. Житие Дионисия Глушицкого//Святые подвижники и обители Рус. Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисьев Глушицкий и Александров Куштский мон-ри и их обитатели/Подгот.: Г. М. Прохоров, С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 104-206; Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказ./Под ред. А. С. Герда. СПб., 2003. С. 97-142; Черкасова М. С. Архивы вологодских мон-рей и церквей XV-XVII вв.: Исслед. и опыт реконструкции. Вологда, 2012. С. 218-219. 6, 9, 10. Лит.: СИСПРЦ. 1836. С. 176; Суворов Н. Глушицкий мон-рь Вологодской епархии. Вологда, 1876; Строев. Списки иерархов. Стб. 748; Верюжский. Вологодские святые. С. 12, 108-209; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 335; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. 1901. Ч. 1. С. 142; Голубинский. Канонизация святых. М., 19032. С. 151; Маркелов. Святые Древней Руси. 1998. Т. 2. С. 157. 307; Житие преподобных Амфилохия, Макария, Тарасия и Феодосия, Глушицких чудотворцев//ЖРСв. Т. 1. 2004. С. 444-447; Семячко С. А. К вопросу о Житии Макария Глушицкого//Святые подвижники и обители Рус. Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисьев Глушицкий и Александров Куштский монастыри и их обитатели/Подгот.: Г. М. Прохоров и С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 232-233. С. А. Семячко Иконография Прп. Макарий Глушицкий и блгв. кн. Димитрий Галицкий. Роспись ц. прп. Иова Почаевского Почаевской Успенской лавры. XIX в., поновлена в кон. 60-х — 70-х гг. ХХ в. Мастера иеродиаконы Паисий и Анатолий

http://pravenc.ru/text/2561290.html

Радуйся, яко сеявый слезами, ныне плоды спасения в радости пожинаеши; Радуйся, земными подвиги небесная дарования стяжавый. Радуйся, яко в мире жизнь скончавый, в земли кротких достойно водворяешися; Радуйся, яко священник во священницех и пустынножитель в пустынножителех жребий твой восприял еси. Радуйся, зрением лица Божия веселяйся; Радуйся, во славе небесней Престолу Пресвятыя Троицы предстояй. Радуйся, о обители и стаде твоем, еже трудолюбно собрал еси, моляйся; Радуйся, яко от всей Православной Церкви и благочестивем царстве Российстем выну предстательствуяй. Радуйся, угодниче Христов, Григорие Богомудре. Кондак 13 О, священная главо, преподобне отче Григорие! Моли непрестанно Христа Господа, да не оскудеет в нас вера и святии подвизи твои, да будет мир в братии твоей и обилие во ограде обители твоея и во всем мире Господни; тогда исполнятся радости сердца наша и язык наш веселия, и вси воспоем единеми усты Владыке Богу: Аллилуиа. [Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 Ангелов лицы твоему великому во спасительных подвизех терпению удивишася; и мы, ублажающе благодатное звание твое на служение Господу, радостно возглашаем тебе: Радуйся, от пелен избранный Богу; Радуйся, добротами Духа издетска украшенный. Радуйся, чистотою душевною возсиявый; Радуйся, знамения благодати яве в себе носивый. Радуйся, древо, насажденное посреде Церкве Божия; Радуйся, цвете Божественнаго сада. Радуйся, благовозделанная лозо винограда Христова; Радуйся, от юнаго возраста тесным путем шествовати избравый. Радуйся, от младости себе Христу возложивый; Радуйся, угодниче Христов, Григорие Богомудре. Кондак 1 Возбранный угодниче Христов, святе Григорие, яко благий раб вшедый в радость Господа твоего, моли Владыку небесе и земли подати нам благодать свыше, с терпением до конца понести благое и легкое иго Его, да зовем ти, якоже чада ко отцу: Радуйся, угодниче Христов Григорие Богомудре. Молитва преподобному Григорию Пельшемскому, Вологодскому, чудотворцу

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

— Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах (прп. Антония) почивающих. Киево-Печерская Лавра и ее святые КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА. Краткий путеводитель Праздник был установлен в 1886 г. киевским митрополитом Платоном в память святых Собора Ближних пещер Киевско-Печерских. — Прп. Харитона Сянжемского (1509). ПРОСТО ПРЕПОДОБНЫЕ Ученик преподобного Евфимия Сянжемского, которого Харитон сменил на настоятельском посту, 40 лет продолжал дело наставника, блаженно скончался в 1509 г.   Православные праздники 13 октября — Сщмч. Григория епископа, просветителя Великой Армении (ок. 335). Священномученик Григорий Просветитель служил армянскому царю Тиридату III , узнав о христианстве Григоря, царь-язычник бросил его в каземат на 13 лет, но затем на Тиридата напало безумие, которое смог исцелить только святой Григорий. После этого Тиридат крестился и в 301 г. сделал христианство государственной религией Армении, Григорий же стал первым армянским епископом. Почитается святым всеми апостольскими церквами мира. — Прп. Григория Пельшемского, Вологодского чудотворца (1442). Преподобный Григорий основал Пельшемский монастырь, вел праведную жизнь и был прославленным духовным наставником. — Свт. Михаила, первого митр. Киевского (992). Святитель Михаил был первым митрополитом Киевским и всея Руси, начал Крещение Руси, крестил князя Владимира Святого, крестил киевлян, назначил первых епископов, построил множество церквей, был ревностным проповедником.     Православные праздники 14 октября — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Покров Пресвятой Богородицы Покров Пресвятой Богородицы Кто такая Пресвятая Богородица О почитании Богородицы Богородица Богородичные праздники Иконы Богородицы Восточнославянский праздник, с которым связано множество народных обрядов и примет. По преданию, когда на Константинополь напало войско язычников, во Влахернском монастыре, где хранилась риза Божьей Матери, состоялось моление об избавлении от захватчиков, юродивому Андрею было видение, в котором Богородица распростерла свое покрывало над молящимися и помолилась за них, после чего язычники отступили. На Руси празднование установлено Андреем Боголюбским, почитавшим Богородицу как покровительницу Владимиро-Суздальского княжества.

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

Продвигаясь далее по основной духовной оси Древней Руси — из Киева в Великий Новгород, Сергий (Шелонин) достаточно кратко описывает подвиги основателей новгородских монастырей — преподобных Варлаама Хутынского, Антония Римлянина и Саввы Вишерского, а также Михаила Клопского и Евфросина Псковского. Значительно большее место автор Слова уделяет фигуре преподобного Сергия , которого он называет “населителем пустыни” и “отцом многих иноков”. Среди учеников преподобного Сергия писатель прославляет преподобных Никона Радонежского , Федора Симоновского , Савву Сторожевского, Андроника Московского , Стефана Махрищского и Афанасия Высоцкого . А в ряду “собе­седников” Сергия он особенно выделяет Димитрия Прилуцкого и Павла Обнорского 32 . Продвигаясь дальше на север, в пустынные места Вологодского края, Сергий (Шелонин) вспоминает имена прославленных подвижников Спасо-Каменного острова и Комельского леса: преподобных Корнилия Комельского, Геннадия Костромского, Сергия Нуромского, Григория Пельшемского, Григория и Кассиана Авнежских, Евфимия и Харитона Сянжемских, Дионисия и Амфилохия Глушицких (в одном ряду с которыми он называет также Антония Сийского — основателя одной из самых северных русских обителей). Вместе с ними он прославляет и двух Белозерских святых — Кирилла и Ферапонта — создателей крупнейшего центра русского монашества в северном крае, именуемом “Се­вер­ной Фиваидой”. Затем, несколько уклонившись от основного направления своего пути на север, Сергий (Шелонин) вспоминает нескольких знаменитых основателей монастырей средней полосы России — преподобных Авраамия Ростовского, Макария Калязинского, Макария Унженского и Никиту Переяславского. Но потом он снова устремляется на север — в Соловецкий монастырь, где прославляет его святых создателей: Савватия, Германа и Зосиму Соловецких (причем о последнем он повествует особенно подробно, описывая его пророческие видения и посмертные чудеса). Дойдя в своем путешествии на север до “варяжских пределов”, автор Слова возвращается назад — в пределы своей Русской земли. Здесь он вспоминает великого тайновидца преподобного Александра Свирского (удостоившегося видения Пресвятой Троицы), и двух чудотворцев — преподобных Евфимия Суздальского и Пафнутия Боровского.

http://pravmir.ru/pohvalnoe-slovo-russki...

А и где буду погреших от своего неразумия и тех странских древних пословиц или будет где посреде тех святых книг написано ложное и отреченное слово святыми отцы, а мы того не возмогохом исправити и оставити и о том от господа бога прошу прощения за молитв всех святых и в книгах сих написанных. А прочитающих молю сиа святыя книги, иже могущих с божиею помощию в них недокончанная таковая исправити и за то от бога восприимут сугубо воздаяние, а от всех святых благословение, понеже в тех святых в четьих минеях все святыя книги четьи собраны и написаны и того ради всех молю и коленома касаюся, с верою прочитающих сия святыя книги, да воспоминают смиренную и грешную мою душу в святых своих ко всесильному богу молитвах, да бых получил деснаго предстояния со всеми святыми иже от века богу угодившими в день втораго пришествия господа бога и спаса нашего Иисуса Христа, в оньже хощет господь судити всем и воздати комуждо по делом его» 12 , л.1–7. Указ главам. Другие статьи: л.156, 158–166, 168. Память Иоанна, архиепископа Новгородского, 7 сентября: л.215. Предисловие к житию Иосифа Волоколамского, составленное Саввой, епископом Крутицким (1546 г.). л.234. Духовная грамота Иосифа Волоцкого . л.261 об. Вторая духовная грамота Иосифа Волоцкого . л.560, 565 об. Житие Людмилы, бабы святого Вячеслава, князя Чешского, 16 сентября. л.578–588. Преставление князя Феодора Смоленского и Ярославского, «нового чюдотворца», 5 марта, 23 мая, 19 сентября. л.596. Страсть великого князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора, 14 февраля, 20 сентября. л.647 об. Житие преподобного Сергия (краткое сказание), 25 сентября. л.649. Житие преподобного Сергия, составленное Епифанием, учеником его, и добавленное Пахомием сербом. л.675 об. Слово похвальное преподобному Сергию. л.936 об., 944 об. Житие Вячеслава, князя Чешского, 28 сентября. л.983–988. Житие игумена Григория Пельшемского (Вологодского), ЗО сентября. Киноварные заглавия и инициалы, заставка (л.1) византийского стиля в красках. Переплет сер. XVI в. – доски с прекрасным тиснением, застежки не сохранились. Переплет реставрировался в XVII в., на это указывают переплетные листы с водяным знаком бумаги XVII в. (голова шута в воротнике с семью зубцами). Арх. Савва. Указатель ... стр.188, 209. (Син.987) Минея-четья, месяц Октябрь, 1°, русский полуустав разных рук в два столбца, 879 л. Водяные знаки: 1. Кувшин с одной ручкой, Бр. 12628, 1520–1528 гг. 2. Кувшин с надписью на тулове и одной ручкой, Бр. 12666, 1547 г. 3. Рука с розеткой, Бр. 11463, 1524–1539 гг. л.1–2 об. Летописец (текст см. в Сентябрьской минее) 13 . л.3–7. Указ главам. л.18–23 об. Житие Саввы Вишерского, 1 октября. л.448. Житие Константина-философа, «перваго наставника словеньску языку», 14 октября. л.457 об. Похвала Кириллу и Мефодию. л.665 об. Житие Иоанна Рыльского, 19 октября, л.847. Житие Арсения, архиепископа Сербского, 28 октября. л.862. Преставление Авраамия, архимандрита Богоявленского, ростовского чудотворца, 29 октября.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Moskov...

Синода контора определяет: удостоить названных послушников монашескаго пострижения» . Пострижение «по чину церковному и уставу монастырскому» состоялось в том же мае месяце, осуществил его сам архимандрит Борис. 19 мая монашество принял Павел Ивасюк с наречением имени Алексия – в честь святителя Алексия Московскаго чудотворца, чью память Церковь отмечает 20 мая. Спустя десять дней, 28 мая, монахом стал и Димитрий Соснин, получив в постриге имя блаженного Прокопия Устюжского, день памяти которого выпадает на 8 июня . Так в мае 1908 года в Новоспасском монастыре появились два новых монаха – Алексий (Ивасюк) и Прокопий (Соснин), доказавшие свое глубокое искреннее желание связать свою жизнь с монашеским подвигом и всецело посвятить себя служению Богу. Что можно сказать об их последующей судьбе? Монах Алексий (Ивасюк) в 1911 году был возведен в сан иеродиакона и в том же году получил двухмесячный отпуск для пребывания в Американской миссии. В 1914 году по причине болезни ему было разрешено на полтора месяца отправиться в Киев для поклонения святыням. И в том же году он навсегда покинул Новоспасский монастырь, будучи перемещен в братство Григорьево-Пельшемского Лопотова монастыря Вологодской епархии . Монах Прокопий (Соснин) прочно связал свою судьбу с Новоспасской обителью. Через полгода после пострига, 12 октября 1908 года его удостоили рукоположения во иеродиаконы, а спустя еще два с половиной года, 10 апреля 1910-го, – священнической хиротонии. В том же 1910 году он получил должность ризничего и стал законоучителем церковно-приходской школы . Учил детей, наставлял их в вере. Наряду со всеми новоспасским иеромонахами отправлял богослужение в монастырских храмах. Оставался в стенах Новоспасской обители до 1918 года, когда монастырь был закрыт, а братия разогнана. О том, как он жил в новой советской России – известно немного, но думается, что ему приходилось нелегко. Трагичным оказался и конец его жизни: он в полной мере разделил страшную судьбу тысяч и тысяч представителей духовного сословия нашей страны. Новоспасский иеромонах Прокопий 7 октября 1937 года был арестован и приговорен к смертной казни по стандартному обвинению «в систематической контрреволюционной агитации». Расстрелян на Бутовском полигоне 21 октября 1937 года .

http://pravoslavie.ru/137349.html

СЯМСКИЙ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, муж. заштатный, в 62 верстах от губернского города Вологды, близ Кубенского озера. Основан в 1524 году. Здесь соб. церковь двухэтажная, в которой престолы: вверху Рождества Богородицы, а внизу Благовещения. В этом храме находится явившаяся в 1524 году Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Сямскою, которой празднество совершается 8 сентября. – При этой обители бывает ежегодно три ярмарки: 25 марта, 2 июля и 8 сентября. ЛОПОТОВ-ПЕЛЬШЕМСКИЙ, муж. заштатный, в 40 верстах от губернского города Вологды и в 7 верстах от уездного города Кадникова, на берегу реки Пельшмы. Основан в 1426 году Преподобным Григорием, бывшим здесь первым игуменом. Ныне в этой обители две каменные церкви: 1) Соб. во имя Собора Пресвятой Богородицы в Миасинех, с приделом Иоанна Предтечи; 2) Григория Пельшемского, где и мощи этого Святого почивают под спудом. Название монастыря произошло от того, что основатель его, св. Григорий, был из дворянской Фамилии Лопотовых. 2 июля бывает здесь ежегодно ярмарка. ПРИЛУЦКИЙ, муж. заштатный, в 40 верстах от уездного города Великого Устюга, при заливе реки Двины. О времени основания его сведший нет. Здесь Соб. церковь Николая Чудотворца, с двумя приделами. СПАСОСУМОРИН, муж. заштатный, в 2 верстах от уездного города Тотьмы, между рек Сухоны, Ковды и Песьяденги; находится под управлением игумена. Основан около 1554 года, по желанию Тотемских посадских, Преподобным Феодосием, которого и мощи здесь почивают открыто. Ныне в этой обители четыре церкви: 1) Соб. Преображения Господня, построенная сначала деревянная Препод. Феодосием; 2) Вознесения Господня; 3) Александра Невского – великолепный храм, сооруженный в 1803 году щедротами государя императора Александра I и освященный в 1805 году; здесь находится икона сего св. князя, в богато украшенном окладе, присланная сюда императором Александром; 4) Иоанна Златоустог о, под колокольней, построена в 1810 году. – В ризнице хранится подлинное завещание св. Феодосия Тотемского. В этой обители, в начале XVII века, принял иночество Преподобный Вассиан, основатель Тикспенской пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010