В 1867 году, по ходатайству архиепископа казанского Антония, в целях увеличения числа подписчиков обязательной подпиской всех церквей епархии, при «Собеседнике» разрешено издавать «Известия по казанской епархии», по программе епархиальных ведомостей 354 . Митрополит петербургский Григорий Постников основал при семинарии еженедельный журнал для назидательного чтения «Духовную Беседу», начавшую выходить с 1858 года, затем, по смерти митрополита, прекратившуюся и возобновлённую с 1868 года протоиереем И. Яхонтовым , уже как частное издание. В «Церковной Летописи» при «Беседе» святейший синод скоро стал помещать свои некоторые указы и объявления, сделав этот орган своим официальным. «Духовная Беседа» прекратилась в 1876 году, когда синод перенёс печатание своих указов из «Беседы» в ново-основанный «Церковный Вестник». Особенно счастливым для духовной журналистики явился 1860 год, в котором начали выходить сразу четыре новых журнала: «Православное Обозрение», «Душеполезное Чтение», «Странник» и «Труды Киевской Духовной Академии». «Православное Обозрение» и «Душеполезное Чтение» появились в Москве. «Православное Обозрение», богословско-философский журнал, обязано своим возникновением трём просвещённым московским священникам: Николаю Сергиевскому , профессору университета, редактору-издателю журнала, затем П. Преображенскому , профессору семинарии, наследовавшему после отца Сергиевского редакторство и издание, и Г. Смирнову-Платонову. Своей задачей журнал ставил быть органом богословско-философской мысли для образованного светского общества в отличие от академических журналов, носивших специальный школьный отпечаток. «Душеполезное Чтение» основано священником Алексеем Ключаревым, впоследствии Амвросием, архиепископом харьковским, но скоро передано священнику Василю Нечаеву, впоследствии епископу костромскому Виссариону, и ставило задачей дать душеполезное простое чтение самому широкому кругу образованных, но не мудрствующих читателей. Успех, встретивший издание с самого начала, преследовал его и до конца столетия. «Странник», основанный в Петербурге протоиереем Василием Гречулевичем, впоследствии бывшим епископом могилёвским Виталием, отличался тем, что вводил в свою программу беллетристический элемент в виде рассказов и давал портреты, на отдельных листках, знаменитейших архипастырей, которыми подписчики из сельского духовенства с любовью украшали деревянные стены своих покоев в доброе старое время. Свой характер «Странник», в общем, сохранил доселе. «Труды Киевской Духовной Академии» построены были по типу академических органов петербургского и казанского. Особенностью «Трудов» являлась с первых же дней особенно усердная разработка западнорусской церковной истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Своим возникновением этот журнал обязан, впрочем, всецело ещё предшествующему царствованию. Инициатива шла из Петербурга. В ноябре 1853 года граф Протасов сообщил архиепископу казанскому Григорию Постникову высочайшую волю, чтобы при Казанской академии, «как ещё не занятой никаким повременным изданием», был издаваем духовный журнал с преимущественным направлением против раскола в разных его видах – «в видах усиления духовно-нравственного действования на раскольников». Год прошёл в выработке программы журнала, и переписка по утверждению её синодом. Ректором академии с 1854 года был архимандрит Агафангел Соловьёв , бывший впоследствии архиепископом волынским и скончавшийся в 1876 году. Программа выработана, впрочем, главным образом, архиепископом Григорием, который, пока был в Казани, принимал самое близкое участие и в редакции журнала. Журнал в первые годы выходил в виде четырёх трёхмесячников в год. С 1858 года новым ректором, архимандритом Иоанном Соколовым , известным проповедником-публицистом, скончавшимся епископом в Смоленске, журнал был преобразован в ежемесячное издание и получил в короткое время огромный, по тому времени, успех, так что печатался в 3.000 экземпляров и мог платить сотрудникам по 100 рублей за небольшой печатный лист. Журнал, действительно, был очень хорош. Он имел в виду стать «сильным органом церковного слова по отношению к тогдашним жгучим общественным вопросам и движениям» и проложил первый путь для возникновения духовной журналистики. В 1859 уже году он подпал цензурной каре, его обязали представлять свои статьи на цензуру в Москву, что продолжалось около полутора лет. С 1860 года, с появлением в обеих столицах новых журналов с подобной программой, но более общедоступных, «Собеседник» стал быстро терять своих подписчиков и долго переживал материальный кризис, хотя всё ещё на первых порах держался на прежней высоте, пока уменьшением гонорара, доведённого почти до нуля, не отбил охоту у сотрудников печатать что-нибудь в журнале, кроме разве какой-либо завали.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

В апреле 1858 г. посланник в Греческом королевстве действительный статский советник И. П. Озеров в письме к директору азиатского департамента МИД описал бедственное положение Греческой Церкви. Согласно его наблюдениям, «храмы Божии, и их служители, и народ, в них молящийся, – все вместе носит на себе печать убожества, нечистоты и беспорядка .... Все части духовного управления обессилены одна другою, а все вместе светскою властью, вмешивающейся во все бездушно и бессознательно... Столь же мало утешительного представляет нам и духовное образование в Греции». Для улучшения положения Православной Церкви в Греческом королевстве Озеров предлагает усилить сношения между Русской и Греческой Церквами, оказывать сочувствие и поддержку Греческой Церкви на государственном уровне. В качестве одной из мер, способствующей сближению двух Церквей, дипломат предлагал организовать обмен современной богословской литературой 55 . Записка Озерова была доложена государю, который наложил благоприятную для обер-прокурора резолюцию: «Жалкая картина, я совершенно согласен на все предлагаемые меры» 56 . Узнав о записке Озерова, а затем и получив от Министра иностранных дел копию записки с резолюцией государя, А. П. Толстой немедленно начал действовать. Обер-прокурор выступил с инициативой создания русско-греческого общества, цель которого – распространение и популяризация в русском обществе греческой духовной и светской литературы. В составлении устава нового общества по поручению Толстого принимал участие К. Зедергольм. Проект устава русско-греческого общества был направлен митрополиту Филарету (Дроздову) , который в целом одобрил идею обер-прокурора, но указал на то, что необходимо не только знакомить русское общество с новогреческой литературой, но и греков с русской словесностью 57 . Скорректированный устав был одобрен митрополитом Григорием (Постниковым) , который согласился быть его председателем. Заручившись вначале устным одобрением императора, обер-прокурор в ноябре 1858 г. подает Александру II всеподданнейший доклад с уставом общества для высочайшего утверждения 58 . Но государь не решился сразу официально одобрить инициативу Толстого и отправил устав для обсуждения в Комитет министров, где он практически был похоронен.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

В 1813 году, Яков Сергеевич поступил в Тульскую духовную семинарию в класс словесности. Тяжела была и здесь его жизнь; из дома он не мог получать никакой помощи, так что нужда давала себя чувствовать даже в самом необходимом; но, с переходом в философский класс, Якову Сергеевичу удалось получить уроки, которыми он и содержал себя, а в классе богословия он был выбран ректором семинарии к себе в келейники. В 1821 году, по окончании семинарии, Яков Сергеевич, как отличный студент, предназначался правлением семинарии на должность «лектора словесности» при семинарии, но полученное предписание С.-Петербургского академического правления с требованием шести воспитанников Тульской духовной семинарии в академию, в состав VI академического курса, изменило предположение его. В числе других, посылаемых в академию, был выбран и Яков Сергеевич. Устроив старшего своего брата пономарем в родное село и тем облегчив, хотя немного, положение матери, Яков Сергеевич, с полученным от матери «на всю свою будущность» полтинником, отправился с товарищами в далекий и долгий путь, – в Петербург. Думал ли тогда молодой студент, вступая в столицу, что промысл Божий поставит его Первосвятителем этого града! 2 Ректором академии был Архимандрит Григорий (Постников) , впоследствии Митрополит Новгородский и С.-Петербургский, на место которого, через 39 лет, Яков Сергеевич и был назначен. Во все пребывание свое в академии Яков Сергеевич, зачисленный вскоре в число казеннокоштных студентов, обнаруживал выдающиеся дарования, отличался блестящими успехами в науках и примерным поведением, так что, при переходе из низшего отделения академии в высшее, он был сделан «старшим». Посвящая себя исключительно труду и внимательно относясь к делу, Яков Сергеевич не переставал терпеть такую нужду, что даже не имел возможности пить чай; это заметил один из студентов. Вишневский, впоследствии Гедеон, Архиепископ Полтавский, который, до окончания курса академии, «каждодневно стал приглашать Якова Сергеевича к своему чаю».

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

27: Никаноровская летопись. М.; Л., 1962; Т. 27: Никаноровская летопись. Сокращенные летописные своды конца XV в. М., 2007р; Т. 28: Летописный свод 1497 г. Летописный свод 1518 г. (Уваровская летопись). М.; Л., 1963; Т. 29: Летописец начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича. Александро-Невская летопись. М., 1965; Т. 30: Владимирский летописец. Новгородская 2-я (Архивная) летопись. М.; Л., 1965; Т. 31: Летописцы последней четверти XVII в. М.; Л., 1968; Т. 32: Хроники: Литовская, Жмойтская и Быховца. Летописи: Баркулабовская, Аверки и Панцирного. М.; Л., 1975; Т. 33: Холмогорская летопись. Двинский летописец. М., 1977; Т. 34: Постниковский, Пискаревский, Московский и Бельский летописцы. М., 1978; Т. 35: Летописи белорусско-литовские. М., 1980; Т. 36: Сибирские летописи. Ч. 1: Группа Есиповской летописи. М., 1987; Т. 37: Устюжские и вологодские летописи XVI-XVIII вв. М., 1982; Т. 38: Радзивиловская летопись. Л., 1989; Т. 39: Софийская 1-я летопись по списку И. Н. Царского. М., 1994; Т. 40: Густынская летопись. СПб., 2003; Т. 41: Летописец Переславля Суздальского (Летописец русских царей). М., 1995; Т. 42: Новгородская Карамзинская летопись. СПб., 2002; Т. 43: Новгородская летопись по списку П. П. Дубровского. М., 2004; Величко С. В. Летопись событий в Юго-Зап. России. К., 1848-1864. 4 т.; Летопись Григория Грябянки. К., 1854; Южнорусские летописи/Изд.: Н. М. Белозерский. К., 1856. Т. 1; Летопись Боголюбова мон-ря/Изд.: П. А. Гильтебрандт//ДНР. 1879. Т. 2. 7. С. 257-264; Соликамские летописи/Изд.: А. А. Дмитриев. Пермь, 1884; Нижегородский летописец/Изд.: А. С. Гациский. Н. Новг., 1886; Сб. летописей, относящихся к истории Юж. и Зап. Руси. К., 1888; В[ерещаги]н А. [С.]. Повесть о стране Вятской//Тр. Вятской УАК. 1905. Вып. 3. С. 1-97; Сибирские летописи. СПб., 1907; Иркутская летопись: Летописи П. И. Пежемского и В. А. Кротова. Иркутск, 1911. Вып. 1: 1652-1856; 1914. Вып. 2: 1857-1880. (Тр. Вост.-Сиб. отд. РГО; 5, 8); Псковские летописи/Подгот. к печ.: А. Н.

http://pravenc.ru/text/2463609.html

Молитва. Господу помолимся. Сый Владыко Господи. сотворивый человека по образу своему и по подобию. и дав ему власть живота присносущаго. таже отпадша грехом не презрев. но устроив 1391 вочеловечением Христа твоего, спасение мирови. сам и создание свое се, избавль от работы вражия. приими во царьство свое небесное. отверзи ему очи мыслении, во еже просияти внем просвещению благовестия твоего. сопрязи животу его Ангела светла, избавляюща того от всякаго навета сопротивнаго. от срящи лукаваго, от беса полуденнаго, от привидений лукавых;   и дунет иерей нань, 3-жды. и знаменает, чело его и уста его, и груди его. и глаголет:   Изжени от него всяк лукавый, и нечистый дух, сокрытый гнездяйся в сердцы его. дух прелести и лукавьства. дух идолослужения, и всякаго лихоимьства. дух лъжи, и всякия нечистоты, действуемыя по научению дияволю отца их, и сотвори то овча словесное святаго стада Христа твоего. уд честен церкви твоея. сосуд освящен. сына свету, и наследника царствия твоего. яко да по заповедем твоим поживша, и сохраньша печать нерушиму, и соблюдъша 1392 ризу неосквернену. получит блаженство святынь твоих, во царствии твоем. благодатию и щедротами и человеколюбием, единороднаго Сына твоего. снимже благословен еси, и со пресвятым и благим, и животворящим ти Духом, ныне и присно и во веки веком, аминь;   и посем обратит крещаемаго, к западу лицем. и горе 1393 руце ему воздвигшу. и вопрошает иерей, крещаемаго, имрк. отрицаешилися сатоны. и аще в возрасте, все отрицание сам крестящийся глаголет.   Аще ли же младенец есть, крестяйся. иерей, обращает бабу со младенцем, и восприемников на запад лицем и вопрошает младенца, имрк. Отрицаешилися сатоны. и вместо младенча слова, отвещают баба и восприемницы. Отрицаюся сатоны. и абие вопрошает се. и всех дел его. отвещают подобне. и прочая, вопросы. и всея службы его, и всех аггел его, и всего студа 1394 его. и сотворити, таковыя вопросы и ответы, потрижда. и паки, вопрошает крещаемаго и се, 3-жды. Отречелися сатоны. и отвещает, отрекохся сатоны. и речет иерей. и плюни на беса. трижда, кзападу. он же плюнет. посем иерей, повелит крестящемуся. обратитися на восток лицем. руце ему долу 1395 держащу. аще ли младенец. и повелит бабе обратитися со младенцем на восток, и приемником. и вопрошает подобне трижды, и се. Обещаваешилися Христу, имрк. и отвещает крестяйся. или во младенца место, баба и восприемницы рекут. обещеваюся Христу, и верую во единого Бога Отца Вседержителя. и глаголют исповедание православныя веры. верую во единого Бога. весь до конца, 3-жды. и паки вопрошает крещаемаго, 3-жды. Обещался ли Христу. и отвещает, обещахся Христу. веруеши ли во Христа. и отвещает, верую во Христа. Иерей глаголет. и поклонися ему. и поклонит главу крестяйся. или баба преклоняется со младенцем.  

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

В поучении же Священникам, означенный Митрополит Фотий называет вступление в брачное сожитие без церковного благословения неподобного неподобнейшим. Именно: «Таже и паче еще, еже слышах, неподобнаго неподобнейше, еже яко закону Божию некоих ругателех, иже не хотящих совокуплятися от Божиа Церкви законом Божьим, и поимати собе жены, но опроче закова Божия делающих, инии по нужи и по напрасньству (по своеволию) или ласкосердьством лукаваго (из сластолюбия) поимают себе жены, и се убо си отъинудь, яко закону Божию разрушители и ругателие, мирской казни великой подлежат, а к душевной же казни яко душегублени суще» 391 . Всероссийский Митрополит Иона признавал брачное совокупление без церковного благословения жизнию погибелъною. Именно в послании к Вятчанам он писал: «Се слышание мое, сынове, что деи... у вас на Вятке чинится Богу съпротивных и ненавистных дел велми много, к крестьянской погибели: многые деи христиане с женами незаконно в невенчании живут» 392 . Священнического же благословения для брака требовал Симон Митрополит всероссийский. Именно: «Которым у вас женитися, и они бы женилися с благословением от Священника... по закону християнскому» 393 . Матфей Правилышк говорит: «Не совокупление, но молитвенное служение творит обручение, якоже браку вменятися» 394 . Еще он говорит: «В нас не убо состоятися может брак кроме священнословия» 395 . Севаст Арменопул говорит: «Смешение без священнословия блуд есть» 396 . Симеон Солунскии говорит: «И сие (совершение брака) дело Иерарха есть, и той сие... действует. Дается же сие и Иереем творити... Обаче и Иереем с наказанием дается и в коемждо деле брака, яко свойственное (собственно) есть (дело) Епископа. И без воли его не можно составитися браку. Отец бо Церкве Архиерей един» 397 . Еще он говорит: «Достойным подобает быти общения (Причащения) браком супружествующимся, и в храме святем счетатися, в дому Божием, чадом Божиим, яко пред ним» 398 . Что говорили о Браке церковные учители, жившие в Русской Церкви со времени всероссийского Митрополита Макария до Патриарха Никона ?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

А иже от Бога толико большую власть прием, елико земли честнейшее есть небо и телес душа: аще ли малу неким видится прияти честь» 333 . Т.е. «Если кто размыслит, сколь важно то, чтобы, будучи еще человеком, обложенным плотию и кровию, присутствовать близ блаженного и бессмертного Естества: то увидит ясно, какой чести удостоила Священников благодать Духа. Ими совершается жертвоприношение, совершаются и другие высокие служения, относящиеся к достоинству и спасению нашему. Они еще живут и обращаются на земле; а поставлены распоряжать небесным, и получили власть, которой не дал Бог ни Ангелам, ни Архангелам. Ибо не им сказано: елика аще свяжете на земли, и будут связана на небеси: и елика аще разрешите, будут разрешена ( Мф. 18:18 ). Земные владыки имеют власть связывать только тело. А те узы связывают душу, проникают небеса, и что Священники определяют на земле, то Бог утверждает на небе. Господь согласуется с мнением рабов Своих! Что же другое Он вручил им, как не всю небесную власть? Имже, говорит, отпустите грехи, отпустятся, и имже держите, держатся ( Ин. 20:23 ). Какая власть может быть более сей? Отец весь суд дал Сыну (5, 22), а Сын как видим, отдал весь этот суд Священникам. Они возведены на такую степень власти, как будто уже переселены были на небо, превознеслись над человеческою природою, и освободились от страстей земных. Если бы Государь предоставил кому-нибудь из своих подданных такую власть, чтобы он мог заключать в темницы и опять освобождать из них, по своему назначению, на такого из подданных все смотрели бы с завистию и уважением. А о приемлющем от Бога власть, столько превосходнейшую сей, сколько небо превосходнее земли, и душа превосходнее тела, некоторые думают, что он получает некое неважное преимущество» 334 . Тот же св. Златоуст еще говорит: «Проказу телесную очищати, паче же очищати убо никакоже, очищенных же искушати токмо имяху власть Священницы Иудейстии: еда не веси, како сопретельно бе достоинство Иерейское тогда. Сии же наши не проказу телесную, но нечистоту душевную, не по очищении от проказы искушати, но всеконечне очищати прияху власть: темъже и иже сих презирающе, много и от сих, иже о Дафане, были бы нечистейши и большого достойни томления» 335 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

И абие начинает иерей, молитву сию, велегласно.   Велий еси Господи, и чюдна дела твоя. и ни единоже слово довольно есть, к похвалению чюдес твоих. Велий еси Господи. и чюдна дела твоя. и ни единоже слово довольно есть, к похвалению чюдес твоих. Велий еси Господи и чюдна дела твоя, и ни единоже слово довольно есть, к похвалению чюдес твоих. Твоею бо волею от небытия в бытие привел еси всяческая. твоею державою содержиши тварь, и твоим промыслом строиши мир. ты от четырех стихий тварь составил еси. четырми времяны круг лету венчал еси. тебе трепещут умныя силы вся. тебе поет солнце, тебе славит луна. тебе молятся звезды, тебе послушает свет. тебе боятся бездны, тебе работают источницы. ты простерл еси небо яко кожу. ты утвердил еси землю на водах. ты оградил еси море песком. ты ко отдыханию воздух пролиял еси, ангельския силы тебе служат. архангельстии лицы тебе кланяются. многоочитая херувим, и шестокрилатая серафим 1409 , окрест стояще и облетающе. страхом неприкосновенныя 1410 ти славы покрываются. ты Бог сый неописанен, безначален же и несказанен. пришел еси на землю, зрак рабий приим в подобии человечестем быв. не бо стерпе Владыко ради благоутробия твоея милости, зрети от диавола мучима рода человеча. но прииде и спасе нас. Исповедаем благодать, проповедаем милость. не таим благодеяния. естества нашего роды свободил еси. девическая ложесна освятил еси рождеством твоим. Вся тварь воспевает тя явльшагося. ты бо Бог наш на земли явися, и с человеки споживе. ты иорданьския струя освятил еси. снебесе низпослав Святый свой Дух. и главы тамо гнездящихся змиев стерл еси. Сие глаголи, 3-жды.   Сам убо человеколюбче царю, прииди и ныне пришествием Святаго ти Духа, и освяти воду сию; И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово. сотвори ея 1411 нетления источник и освящения дар. согрешением разрешение. болезнем пременение. бесом погибельну, сопротивным силам неприступну. ангельския силы исполнену. да отбежат от нея наветующая созданию твоему, яко имя твое Господи призвах дивное и славное, и страшное сопротивным.  

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Именно: а) Слова: «Царствию его несть конца, она переменила на слова: не будет конца. Обвинение несправедливое! Ибо эта перемена в словах не заключает в себе ни малейшей перемены в мыслях, потому что и в том и в другом чтении мысль одна. Читать ли по-старому или по-новому – совершенно равно. Здесь должно было быть принято во внимание, так как Православною Церковию и принято, следующее: «Все мысли и выражения, находящиеся в символе Веры , заимствованы из слова Божия; а посему они и должны находиться в символе Веры в том же виде, в каком они находятся в слове Божием. Ежели бы где-нибудь, при рассмотрении символа Веры, они оказались не в том виде, в каком находятся в слове Божием, то, конечно, их должно было бы исправить согласно с тем, как они стоят в слове Божием. Слова символа Веры: Егоже царствию несть конца, взяты из св. Евангелия от Луки; а там означенные слова и по Острожской Библии , и по Евангелию, изданному при Патриархе Иосифе, читаются так как они стоят в символе Веры Православной Церкви, именно: и царствию Его не будет конца, а не несть конца 1076 . Точно так же стоят сии слова в оглавлении первой статьи книги Кирилловой 1077 . Итак, сделанная здесь перемена отнюдь не есть действительная перемена, и достойна похвалы, а не порицания.   б) «Вместо слов: и в Духа Святаго истинного и животворящаго, поставили: и в Духа Святаго Господа животворящаго, а истинного отставили» 1078 . Обвинение несправедливое! Чтение 8-го члена символа Веры должно быть именно таково, каким оно находится в символе Православной Церкви. Недоверяющий может выслушать символ Веры у всех православных народов – в Греции, в Палестине, в Константинополе, в Египте, в Сирии, в Грузии, в Булгарии и проч. Везде услышит он чтение символа Веры именно то, какое читается у нас, а не то, какое читаете и защищаете вы. В отношении к настоящему предмету опускаем все доказательства, какие представляются из старых наших книг, а ограничиваемся свидетельствами только из тех книг, которые преимущественно уважаются и признаются православными вашими наставниками и вами. Именно:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010