Этим свойствам даются совершенно конкретные обозначения, взятые чаще всего из Священного Писания , и Паламу нисколько не смущает их антропоморфическое выражение, ибо цель мистического богословия – снова повернуть ум от абстрактных понятий к опыту божественных реальностей. В этом богословии очень редко встречаются «образные выражения». И когда св. Григорий Палама заменяет слишком абстрактный и философский термин «энергия», употреблявшийся главным образом для удобства в догматических дискуссиях, более конкретным термином «Божественный Свет» он употребляет это слово в совершенно реальном смысле. § V Священное Писание – как и литургические песнопения и вся святоотеческая литература – изобилует выражениями, относящимися к божественному свету, к славе Божией, к Самому Богу, Которого именуют «Святым». Следует ли видеть в этом только метафоры, риторические образы? Или же этот Свет есть истинный аспект Бога, реальность мистического порядка? «Бог именуется Светом не по Своей сущности, но по Своей энергии», – говорит Палама 30 . Энергии, являющие божественную природу, именуются Светом не только по аналогии со светом материальным (энергия, распространяющаяся от светозарного тела, например, от солнечного диска): Божественный Свет в понимании св. Григория Паламы – это данность мистического опыта, это видимый аспект Божества, энергий, в которых Бог сообщается и открывается тем, кто очистил свое сердце. Этот Свет, или озарение, превосходящее разум и чувство 31 , – явление порядка не интеллектуального (как часто бывает «озарение» ума в аллегорическом и абстрактном смысле); это и не явление порядка чувственного; но этот Свет наполняет одновременно и разум и чувства, являя Себя всему человеку, а не какой-то одной способности его восприятия. Божественный Свет нематериален и не содержит в себе ничего чувственного, но это и не свет разумения. «Томос агиоритикос» различает 1) свет чувственный, 2) свет разумения, 3) Свет Нетварный, превосходящий как первый, так и второй. Свет разумения отличен от того, который воспринимается чувствами: действительно, чувственный свет открывает перед нами предметы, соответствующие нашим чувствам, а свет ума раскрывает истину, которая пребывает в мыслях.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Что ваше внутреннее в должном порядке, радуюсь. В таком случае о прежних порядках нечего горевать. Им и не следует ворочаться. Все то подставки, – леса при здании дома. Даруй вам Господи пробыть так. Зосима – в 3 т. Сего текста напечатано уже 15 листов, Зосима почти в начале. – Его речь схожа с речами Аввы Дорофея . Все на отцах, – и опытах предшествовавших подвижников. Для чтения у нас много осветительных книг. Но внутренний человек строится сам по себе. – Иногда бывает хорошо – взять какой-либо стих писания, и пытать его, пока он даст от себя или осияние, или питание, или возбуждение. Я перевожу теперь св. Григория Паламу . Он проще предшественников. – После него останутся только главы – Игнатия и Каллиста. – Есть там еще какой-то Катистилиот Каллист. Но он очень отвлечен, и едва ли будет переведен. Впрочем посмотрю. Состояние моего здоровья удовлетворительно. Благослови вас, Господи! Спасайтесь! Ваш доброхот Еп. Феофан. 4 декабря 1888 г. Письмо 1034. Опять о Дуне. Решение задачи о добром ответе на суде Христовом и о других предметах Милость Божия буди с вами! С праздниками вас поздравляю. – Даруй Господи вам вкусить силу таинств, ради коих учреждены праздники, и насладиться ими и всегда наслаждаться. Вы очень меня успокаиваете тем, что совсем отделены от оного страшилища. Да даст вам Господь никогда не терпеть лишения покоя сего. Какая это умница старушка, что сказала вам о Дуне. Бедная Дуня! Что за черная немочь у нее! – Пусть молится, как я писал прежде, и Бог избавит. Но и самой бороться надо. Пусть попробует хоть однажды поборется, – не послушает его и сделает наперекор, т.е., вместо свары ласковой себя покажет. Ведь она конечно замечает подступ его, как заметит, пусть противится и молится. За год пусть придумает, как ей тогда действовать, и когда придет немощь, пусть исполнит то. Но вы все же продолжайте считать это епитимиею, потому что это хорошая смирительная мысль. В ответе на вопрос хорошие мысли. Так и Вар. Алек. рассуждала. Но у вас программа суда, а не ответ. – Ответ потребуется такой: ты это сделала? – Зачем сделала? Как оправдаешься? Св. Феодора лучше решала во время прохождения мытарств. Нападут бесы, ты то сделала, – и то сделала. Она отвечала: да, – сделала; но я покаялась, получила разрешение, и епитимию несла. Тем истязание и кончилось. Добрый ответ будет иметь тот, кто хоть сознает много грехов, но имеет удостоверение, что раскаяния ради они прощены. Это удостоверение – предел покаянных трудов на земле. Забыл какая преподобная пришла к старцу и рассказала все. Он заключил ее в келлию, одев, как монаха, и дал ей покаянное правило. Три года каялась, и сказано ей было: прощены грехи твои. И старец тоже получил удостоверение. Вот чего нам грешным добиваться надо! В покаянном псалме св. Давида – слова: слуху моему даси радость – значат: ухо души моей да услышит слово Твое: отпущаются тебе грехи твои. В душе пронесется такое слово. Та же мысль и в словах: воздаждь ми радость спасения Твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   Благослови Господи!    Благодарствую за прекрасные воздухи. Сейчас же их и в дело.    Спасайтесь!     Ваш богомолец Е. Феофан. Письмо 626. О бреднях Льва Толстого    N.N.    Спасайтесь!    Вы хорошо сделали, что отказались читать бредни Толстого и не берите их в руки. Вон прочитайте, что у него писано, у этого Льва рыкающего кого поглотить. Я и забыл прописать, что Лев — признает только Евангелие, и то в искаженном виде, как у него. Послания св. Апостолов не признает, ни отцов и учителей церкви. Все у него свой ум. Не берите в руки.    Если сил достанет, лучше поститься.    Благослови вас Господи!     Ваш богомолец Е. Феофан. Письмо 627. Домашнее поведение ревнующей о спасении    Милость Божия буди с вами!    N.N.!    Поздравляю с принятием св. Христовых Таин! Буди вам во спасение! Читайте Евангелие и другие книжки духовные, каждое утро после молитвы. Если у вас есть свой уголок, то и не выходите из него, не почитавши и не помолившись. От этого будете иметь крепость духа и сердца. N приехал. Опять болтать начнет. Не слушайте. Как только начнет он речь дурную, поднимайтесь и уходите, не говоря ни слова. Внимайте себе, чтобы не запало с сердце ваше какое-либо помышление недоброе. Как покажется что такое, обращайтесь к Господу, прося прогнать, и прогонит.    Благослови вас Господи!     Ваш богомолец Е. Феофан. Письмо 628. О содействии востающим на добрый путь молитвою и советом. Гнев и пресыщение    N.N.!    Спаси вас Господи и помилуй! Об N.N. молитесь, чтобы Господь начавший в нем свое дело и совершил. Веруем так; но не все от Господа! Есть тут и своя доля; именно не уклоняться даже мыслью, не только чувством и желанием, на старое. О, да хранит его Господь! Толкуйте ему, чтоб как смерти боялся возвращения на прежнее. Вас гнев одолевает и пресыщение. Гнев к лицу — вашему высокоблагородию и совсем не к лицу черничке. А пресыщение как попало? Это совсем не барское дело. Отсюда лишние соки, и так далее, дорога прямая.    Блюдитесь!    Читайте св. Григория Паламу, и все в этом томе идет к вам! Вникайте и прилагайте к себе!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Успенским («Синодик в неделю Православия», Одесса, 1893, стр. 87–88, рус. пер. «Очерки по истории византийской образованности» СПб. 1892, стр. 327–331). Это письмо является третьим по счету сохранившимся письмом Паламы к Акиндину, с которым у него первоначально были самые дружественные отношения. Содержание. — В историческом отношении интересно указание на составление Святогорского Томоса самим Паламой, а не его учеником Филофеем Коккином, как думают некоторые историки. В богословском отношении особенно важно, что подлинный текст письма опровергает обвинение возводимое на Паламу его противниками, ссылающимися именно на это письмо и неправильно его цитирующими, будто бы он в своем учении о божественных «действиях» или «энергиях» употреблял выражения как «божества» (в мн. ч.) или «вышележащее Божество», противополагая его «нисходящему Божеству»: св. Григорий никогда не употреблял слово «Божество» во множественном числе и противополагал только «вышележащую Сущность» — «нисходящим действиям», прилагая и к тому и к другому наименование «Божество», так как Бог — один. В этом он точно следует общепринятой тогда терминологии псевдо–Дионисия (см. § 10). Для перевода греческого слова energeia мы сохраняем термин «энергия», за исключением тех мест (напр. § 2), когда осмысление русского текста выигрывает от употребления русского слова «действие». Очень интересно также отожествление св. Григорием «божественных действий» с «божественной Жизнью» (§ 12). В этом, несомненно, лежит ключ к пониманию паламитского богословия, что явствует между прочим из сопоставления текста письма с написанными ранее и еще неизданными его книгами «в защиту священнобезмолвствующих» — его основного богословского труда, где эта мысль подробно развита в связи с учением о Боговоплощении. Только в этом свете и следует понимать другие, несколько схоластические, рассуждения св. Григория, основанные на терминологии Ареопагита.   И. Мейендорф.   1. То, что зломудрствующий Варлаам говорит, будто мы двубожники непосредственно доказывает наше благочестие и его злочестие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

В этот первый период паламитских исследований, который можно было бы назвать «периодом нового открытия Григория Паламы» , Григорий Папамихаил был все же не один. К числу достаточно важных можно отнести исследования Фемистоклеса Хаджиставроса , впоследствии архиепископа Афинского Хризостома II, Хризостома Пападопулоса , наряду с изданием двух сочинений Паламы Константином Диовуньотом в журнале «Новый эллиномнемон». Событием особого значения также может быть названо основание Святейшим Митрополитом Фессалоникийским Геннадием журнала «Григорий Палама» и выход его первого номера в 1917 г., в Фессалониках,. В частности, в самом первом выпуске (σ. 22-25) была помещена статья о Григории Фессалоникийском, автором которой значился настоятель храма Святого Григория в городе Фессалоники Икономос отец Константин Вламос. В ту же самую эпоху два главных учебника догматического богословия, изданные в Афинах Зиком Росисом в 1903 г. и Христосом Андруцосом в 1907 г. , обнаруживают полное незнание Григория Паламы и его богословия. Особенно следует отметить, что Христос Андруцос, следуя западной богословской мысли, смешивает во многих случаях сущность и энергии Бога . Для объяснения такого глобального расхождения между богословским учением этих догматистов и богословским учением вышеуказанных писателей можно обратить внимание на их богословские предпосылки. Ведь неслучайно, что Григорий Папамихаил и Хризостом Пападопулос, связанные друг с другом тесной дружбой, получили основную часть своего богословского образования в России, а именно в Санкт-Петербургской Духовной Академии. Здесь они сотрудничали в написании своих работ с русскими профессорами, знатоками богословия Григория Паламы, вполне возможно через филокалийное предание . Напротив, Зикос Росис и Христос Андруцос, прошедшие обучение на Западе, изучали схоластическое богословие и его догматические системы, которые отчасти наложили отпечаток на их богословскую мысль и труды . Греческое богословие следующих деятилетий, кажется, не оценило большие достижения, к которым пришли Григорий Папамихаил, Хризостом Пападопул и другие богословы, заново открывшие Паламу.

http://bogoslov.ru/article/514944

Так, назвав Бога " бездной благости " , он сейчас же поправляет себя и говорит: " Вернее же, и бездну эту объемлющий как превосходящий всякое именуемое имя и мыслимую вещь " . Поэтому подлинное познание Бога не может быть достигнуто ни на пути изучения видимого тварного мира, ни посредством интеллектуальной деятельности человеческого ума. Самое утонченное и отвлеченное от всего материального богословствование и философствование не может дать подлинного видения Бога и общения с Ним. " Если мы даже и богословствуем, - пишет св. Григорий Палама, - и философствуем о предметах совершенного, отделенных от материи, то это хотя и может приближаться к истине, но далеко от видения Бога и настолько различно от общения с Ним, насколько обладание отличается от знания. Говорить о Боге и общаться с Ним - не одно и то же " . В связи с этим понятно отношение св. Григория Паламы к отдельным научным дисциплинам, логическим или эмпирическим; он признает их относительную полезность в деле изучения мира тварного и оправдывает в этой области свойственные им приемы познания - силлогизмы, логические доказательства, примеры из мира видимого. Но в деле познания Бога он утверждает их недостаточность и говорит даже о нецелесообразности пользоваться ими. Непознаваемость Бога разумом не приводит, однако, св. Григория Паламу к заключению о Его полной непостижимости и недоступности для человека. Возможность богообщения обосновывается им на свойствах природы человека и на положении его в мироздании. Остановимся поэтому несколько дольше на учении св. Григория Паламы о человеке. Основная мысль его, не раз высказываемая им в разных местах его творений, - это создание человека Богом по Своему образу и подобию и центральное место его во всей вселенной. Человек, созданный по образу Божию и соединяющий в себе, как состоящий из души и тела, мир вещественный и невещественный, является, по мысли св. Григория Паламы, неким малым миром, микрокосмом, отражающим в себе все мироздание и объединяющим его собою в единое целое.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Приобщающиеся Божественной благодати могут, оставаясь существами тварными, становиться, как и сама она, безначальными и бесконечными. Такой была Пресвятая Дева, эта “грань” ( meqTrion) мира тварного и нетварного. Вопрос о месте, занимаемом свт. Григорием Паламой в православном богословии, был объектом пристрастного обсуждения в силу полемических или апологетических тенденций лиц, занимавшихся этим вопросом, вследствие чего его защитники обычно подчеркивали его совершенный традиционализм, приверженность святоотеческому преданию и письменности, а противники видели в нем исключительно новатора, а значит — и еретика. Мы можем, однако, a priori утверждать, что чисто новаторский дух был бы просто немыслим для религиозного образа мыслей Византии. Сам свт. Григорий Палама считал себя приверженцем Предания и любил обосновывать свои мысли святоотеческими свидетельствами. Легкость, с которой он находил нужные ему цитаты, доказывает, что бы ни говорили его противники, что он пребывал в самом средоточии церковного аскетического и богословского предания, тесно связанных для него друг с другом. И было бы действительно трудно не узнать традиционного и православного характера его учения об аскетической жизни, умной молитве, фаворском свете и многом другом. Однако мы не можем считать свт. Григория Паламу просто компилятором, повторяющим то, что было сказано до него. Он черпал свое богословие из личного опыта и умел все традиционные проблемы аскетики и богословия формулировать новым, свойственным только ему образом. Его учение отнюдь не является собранием разнородных элементов, а представляет собой гармоническое целое, отмеченное единством мысли. Среди оригинальных, но отнюдь не “новых” аспектов его богословия следует отметить мысль о важном значении тела в духовной жизни, о предназначении мира ангельского и мира человеческого, о деятельности (энергии) человека, а также его апологию “художественной молитвы” и тематическое развитие, которое он в рамках общего богословия привносит в богомыслие о Божестве, о нетварном Свете, о сущности и энергиях, соотнося эти мысли между собой и исследуя их в их соотношении с “Божественной простотой”.

http://pravmir.ru/asketicheskoe-i-bogosl...

История возникновения и утверждения исихазма наглядно показывает, что святой Григорий Палама и его сторонники не только непрестанно практиковали молитву Иисусову и достигали созерцания нетварного света, но активно занимали определенную политическую позицию, ориентируясь на сакральную Ромейскую монархию с иерархическим военно-бюрократическим строем в противоположность протобуржуазным тенденциям гуманистов-варлаамитов с их стремлениями к преобладанию торгово-ремесленных слоев. Социально-политические вопросы оказались далеко не безразличными для исихазма. В определенной степени не так уж был неправ упомянутый выше Меньшиков, заметив родство паламитского идеала с консервативными славянофильскими теориями в новой истории России. Очень важен контекст, в котором Меньшиков обличал исихазм в статье «Суть славянофильства». Он упрекал славянофильство в том, что в нем нет ничего собственного русского, а только «греко-сирийское, монгольское и немецкое». Любопытно, что эта характеристика была бы верна и для «ромейского» исихазма XIV века - враждебного этническому греческому национализму, зато связанного с традициями сирийско-египетского монашества, обладавшего протурецкой геополитической ориентацией, а если вспомнить Майстера Экхардта, то и «немецкий рисунок» окажется здесь в наличии. Вот почему последовательный и убежденный националист западнического толка Меньшиков (как и его идейные наследники, так называемые национал-демократы, Алексей Широпаев, Сергей Сергеев, Егор Холмогоров и другие в наши дни) отвергал и византийское, и тюрко-монгольское, и консервативное немецкое начала в истории России. Недаром, бросив первый камень в святого Григория Паламу, Ивана Киреевского и «византийское " православие " » вообще, Меньшиков пошел еще дальше. Он разразился филиппиками против «насквозь ордынского " самодержавия " славянофилов» и «насквозь немецкой идеи " народности " ». Действительно, религиозные и философско-богословские учения неотъемлемы от социально-политических практик, причем связь здесь взаимная. Только в императорской, военно-бюрократической, многоэтнической Византии с «евразийской» геополитической ориентацией партии кантакузинистов создались наиболее благоприятные условия для расцвета уходящей корнями в раннее Средневековье практики умной молитвы и созерцания Фаворского света. Потому и в России, и в Румынии - странах, переживших возрождение исихазма в первой половине XX века, - паламитская и имяславческая религиозная ориентация оказалась тесно связанной с монархизмом, консерватизмом и имперской «евразийской» идеей.

http://ruskline.ru/analitika/2013/01/22/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010