НЕЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ Боснийское княжество, получившее своё название от р.Босны, появилось на Балканах в XII веке. В XIV веке в ходе междоусобиц из состава Боснии выделилась Герцеговина, в которую во­шли земли воеводы Степана Вукчича. Он взял себе титул герцога и стал первым правителем Герцеговины, название которой и означает «земля герцога». В 1583 году Босния и Герцеговина стали частью Османской империи. Славяне стали принимать ислам: одни - из-за страха перед османами, другие - ради материальных преимуществ, кои давались тем, кто становился мусульманином. Исламизация христиан на этих землях привела к религиозному, культурному и этническому разделению людей одной национальности. Славяне-мусульмане стали называть себя боснийцами. - Много ли сербов проживает сейчас в Мостаре? - Судите сами. Раньше сербов, хорватов и боснийцев было примерно поровну. Ныне Мостар поделён между хорватами и боснийцами, а сербов дай Бог, если наберётся тысячи три из 70 тысяч жителей города. И это спустя 25 лет после начала войны. Когда началась война в 90-е годы, мусульмане и хорваты объединились против православных сербов, а расправившись с нами, стали биться уже между собой. Ирина Астапенкова: - Недалеко от Мостара есть небольшое местечко Прибыловац - там уничтожили всё население, а подростки-хорваты зверски изнасиловали учительницу-сербку прямо на пороге школы. Церквушку и кладбище бомбили так, чтобы все косточки православные были выворочены из могил и ковром разбросаны вокруг. Я была там... разбитые дома, треснувшее от взрыва гранатовое дерево, зверства над сербами чудовищны по своей жестокости. Не оставляет жуткое впечатление, будто оказался в страшном Средневековье. На этом месте надо строить православный храм, потому что свершившееся там зло невозможно замолить просто так. Я там рыдала, не могла остановиться. Но жизнь, как говорит Момирка, продолжается. Сейчас в Прибыловаце живёт семья православного священника с детьми, молитва на сербском языке возносится к Господу. Момирка: - А в Мостаре - на хорватской стороне - живёт и мужественно восстанавливает собор Святой Троицы его настоятель - протоиерей Радивое Крулем с матушкой Натальей и шестью детьми.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

В юж. части кафоликона у стены расположена гробница сщмч. Иерофея. В этом месте с наружной стороны храма выросло гранатовое дерево, от плодов к-рого происходят многочисленные исцеления. Рядом с гробницей находится увенчанный куполом памятник с изображением Пресв. Богородицы с младенцем Христом и священномучениками Иерофеем и Дионисием Ареопагитом по сторонам. Этот памятник был сооружен братией мон-ря в XV в. в память их чудесного спасения Пресв. Богородицей во время нападения пиратов, когда монахи спрятались в ветвях огромного кипариса, держа Ее образ. После этого икона и мон-рь получили название «Кипариссиотисса». К кафоликону пристроены небольшой сев. придел и притвор, к к-рому примыкает 3-ярусная колокольня. На своде 1-го яруса сохранились фрески XVII в., отражающие влияние зап. искусства. На них изображена коленопреклоненная Пресв. Богородица со скрещенными руками, венчаемая Св. Троицей, ниже - прославляющие Ее пророки и гимнографы. По мнению археологов, колонны нижнего яруса колокольни принадлежали античному или раннехрист. храму. Во время землетрясения 1981 г. был разрушен 3-й ярус колокольни, 2-й ярус находился в аварийном состоянии. В 1992 г. они были построены заново, по плану и размерам повторяя прежние. И. м. был закрыт во время церковной реформы при кор. Оттоне в 1833-1835 гг., к-рая предусматривала ликвидацию обителей, где проживали менее 5 насельников. В 1834 г. 2 или 3 монаха были вынуждены переселиться в мон-рь Пресв. Богородицы Фанеромени на о-ве Саламин, перенеся туда мощи сщмч. Иерофея и др. реликвии. И. м. был возрожден в 1930 г. как женский под рук. архим. Петра (Влотилдиса; † 1950). По его инициативе и по благословению Иакова (Ваванацоса), митр. Аттикийского и Мегарского (впосл. архиеп. Афинский), сестры окормляли заключенных в жен. тюрьмах в Афинах. Монахини начали строительство новых зданий для нужд обители, в т. ч. близ кафоликона была сооружена полуподземная ц. во имя ап. Петра, украшенная в 1970-1978 гг. мозаичными изображениями. Под этой церковью находится небольшое подземное помещение - костница, выкопанная монахинями ок. 1949 г. по указанию архим. Петра, к-рый завещал там себя похоронить.

http://pravenc.ru/text/293776.html

Здесь виноградник символизирует Царство Небесное, а работа в нём сродни „возделыванию“ собственной души на пути к спасению» 664 . Финики – это плоды пальм, а, как известно, именно пальмовыми ветвями встречали Христа во время Его входа в Иерусалим. К винным ягодам относят инжир, или смоквы. В Евангелии Господь, призывая, рассказал притчу о бесплодной смоковнице. Эта притча читается за богослужением в Великий Понедельник, на следующий день после Входа Господня в Иерусалим. Таким образом, плоды смокв должны были напомнить людям эту притчу и призвать их к изменению жизни. Рожки – это плоды рожкового дерева, которыми питался блудный сын. Таким образом, они ассоциировались у людей с этой притчей и могли символизировать покаяние. Наибольшую сложность представляет интерпретация грецких орехов. Е.В. Пчелов пишет: «Само ореховое дерево упоминается в Библии только один раз в Песни Песней (6:11), да и то в виде орехового сада: Я сошла в ореховый сад посмотреть на зелень долины, поглядеть, распустилась ли виноградная лоза, расцвели ли гранатовые яблоки? Мог ли орех символизировать в культуре Московского царства, например, крепость в вере, сказать трудно» 665 . Ещё более нарядно и пышно вербу стали украшать при Алексее Михайловиче, а особенно во время приезда важных гостей в Москву. Художники делали искусственные листья, цветы, птиц и т. д. Например, в 1674 году, когда в столицу прибыли польские и шведские послы, художница Немецкой слободы Катерина Иванова по заказу сделала к вербе «24 тысячи листов зелёных, 20 дюжин цветов роз, солнечников, тюльпанов, птиц; 445 яблок, груш; 135 вишен» 666 . Также был подготовлен особый нарядный цветок с золочёными и серебряными листьями и с различными овощами, который после действа был преподнесён польским послам как наилучшее украшение всей вербы. В этот период такое большое количество фруктов и различных птиц на дереве могло символизировать райский сад, раздача их означала приобщение всех людей к раю. Так, среди народа появилось мнение, что эти плоды могут исцелять недуги.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Знай, что девицы в этой стране имеют обыкновение плести венки из цветов пахучих растений и надевать себе на голову; также и далее, до земли московской, женщины украшают себя венками. Знай, что новые огурцы в этой стране поспевают к празднику апостолов (Петрову дню); они маленькие и без слизи. Дамаскина, или птичье сердце 118 , (по своему изобилию) походит на море, выходящее из берегов; она разного вида и цвета: белая, желтая, алая и красноватая, н очень вкусна. Что касается красной вишни, то её целые леса. Сорта груши восхитительны. Накануне Петрова дня долго ударяли в большой колокол и украсили храмы, по здешнему обыкновению, цветами и пахучими растениями, равно и иконы. Знай, что железные часы в начале апреля стали бить 15 часов днем и 9 ночью; в июне и июле-16 днем и 8 ночью. [Мы ходили осматривать в господаревом дворце церковь господаря, которая очень красива и освящена во имя св. Георгия, а также церковь домины, посвященную тому же святому. Покой, в которых живут государь и его супруга, все выстроены из кирпича и черепицы: их крыши удивительны и построены самим Василием. Подле них прекрасная теплая баня, также воздвигнутая Василием, вся из мрамора; вода в нее привозится. В господарском саду мы видели сладкое тутовое дерево, много абрикосовых и миндальных деревьев и маленькие гранатовые деревья, растущие в кадках; также сладкие лимоны, растущие подобным же образом]. Глава XX. Яссы. – Окончательное поражение Возвращаемся к нашему рассказу. Подтвердилось известите, что враг господаря Василия, новый господарь, прибыл в свои деревни, что близ границы Венгрии и Валахии, в местах неприступных, на вершинах гор и среди лесов. При нем было войско из венгров и валахов. Он набирает еще новых людей и жители той местности ему подчиняются. Опять стали приходить дурные вести, и мы были встревожены всем, происходившим вокруг нас. У Василия не было войска: все молдаване ему изменили. Он послал просить помощи у татар, но они ему не помогли, и он, против желания, начал набирать новое войско из жителей страны и назначать капитанов и юзбаши (сотников), издерживая на них большие деньги и припасы. В это время получилась радостная весть, что Хмель послал ему несколько тысяч войска казаков. Когда они пришли, Василий роздал им деньги и подарки, назначив для всех (выдачу) съестных припасов и напитков. Для них устроили кругом города табор, в котором они расположились. Между тем господарю Василию были присланы с агами три почётных халата и (новая) утвердительная грамота. Последним прибыл к нему Кадыри-ага, ага казначейства, с халатом, который несли на руках, и с утвердительной грамотой. Господарь выехал к нему навстречу с войском казаков и они вступили (и город) с большим поездом. Затем господарь стал готовиться в поход против своего врага. Мы же и монастыри во все это время с позднего вечера до утра совершали молебствия и всенощные по чину всенощной четверга покаяния и субботы недели акафиста (Божией Матери). Но все это пользы не принесло.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лествица Иакова На следующий день, покрываемый печатью благословения Божия, полученного им, Иаков пошел навстречу Исаву. Хотя тот раньше преследовал его с большим войском, чтобы убить, но теперь обнял и, пав ему на шею, поцеловал и заплакал. Так они снова связались братской любовью. И, как свидетельствует Писание, благословение Божие на Иакове было столь сильно, что, когда он увидел лицо Исава, ему показалось, будто он видит лицо Божие (см.: Быт. 33: 10). Однако Иаков удостоился этого благословения лишь после того, как боролся с Господом на молитве всю ночь и смирил себя до конца. Смирил он себя, однако, и перед Исавом, ибо, приступив к нему, поклонился ему семижды до земли. Бог ответил на смирение, с каким Иаков боролся на молитве, преподав ему слово, ставшее для него основанием и законом, держащим и укрепляющим всякую связь, делая ее приносящей нетленные и непреходящие плоды в вечности: «Поскольку ты был силен с Богом, то и с людьми будешь силен» (ср.: Быт. 32: 28). Пророк Иоиль также преподает нам назидательное слово, просвещающее наш ум и укрепляющее сердце на то, чтобы мы установили совершенную связь с Богом и всем творением. Он говорит: «Засохла виноградная лоза и смоковница завяла; гранатовое дерево, пальма и яблоня, все дерева в поле посохли; и более того, радость стала поношением для сынов человеческих» (ср.: Иоил. 1: 12). Согласно словам пророка, есть только одна радость, заслуживающая нашего почитания, и это радость, проистекающая от Самого Бога, ведь только она совершенна и полна. Будучи дарована Богом, она действует Духом Святым. Этой бесценной радости мы воздаем должную честь, когда храним свою жизнь и совесть чистыми посредством соблюдения заповедей. Тогда сердце получает силу с дерзновением и страхом стоять пред лицем Христа, воздающего ему покоем примирения с Богом и утешением Его негиблющим, что подает душе уверение в ее спасении в вечности. Если в нашей жизни царит радость Божия, тогда и связи с подобными нам делаются источником радости Святая и полная радость, которую обетовал Христос рабам Своим, вдыхает в них страх и мудрость не полагаться на себя самих, а оставаться в пределах своего тварного естества и уметь использовать всю ту радость и утешение, которые может предложить им творение во славу Божию и во освящение души. Но когда люди делают поносной радость истинную и непорочную, проистекающую от Бога, тогда все прочие источники естественной радости иссякают и уже не могут доставить им утешения, будучи лишены живодательной благодати Божией. Они приносят тоску самолюбия и семя тления и смерти. Напротив, если в нашей жизни царит радость Божия, тогда и связи с подобными нам делаются источником радости и становятся прочными и полными созидательного вдохновения.

http://pravoslavie.ru/89086.html

358). Как именно палестинская природа, невеста П. П. стремится к своему палестинскому солнцу (стр. 359). Но как невеста есть не только палестинская земля, но и населяющий ее еврейский народ, так и жених есть не только благодетельная для земли физическая сила – солнце, но и сила политическая – царь, у пророка ( Uep. XV, 9 ) поэтически называемый солнцем; частнее царь Соломон. Но высшею, благодеевшею земле Палестинской и Израилю, силою была сила Божественная, которой были обязаны своим бытием и действием и физическая сила солнца и политическая – царя. В солнце и лазури возвышающийся над землею царь Соломон, как благодетельный гений страны, сам собою вызывал в мысли поэта образ прославленного Мессии, имеющего явиться в облаках славы и завершить все высшие премирные благодеяния народу» (стр. 362). Тою естественною почвою, на которой священный поэт и мудрец нарисовал несравненный по красоте и возвышенности образ совершеннейшей пламенной любви человека и общества людей – Церкви к Богу, является мощное чувство радости жизни, половая любовь и любовь к природе. Едва ли не прав Густав Карпелес, когда говорит о сюжете книги Песнь Песней: «Там, среди бурь, проносившихся в народной жизни, вылилась эта песнь из сердца, в которое веселая обстановка кинула самые светлые лучи свои и в котором жила удивительная способность видеть, как нельзя яснее, как блещут цветы, как финиковое дерево пускает свои почки, как подымается вверх виноградная лоза и как раскрывается цвет гранатовых деревьев... Ни Греция, ни весь остальной восток никогда не производили, да и не могли произвести такую песнь любви. Если она так неизмеримо возвышается над всеми родственными ей созданиями, то это благодаря чудному гармоническому соединению страстной чувственности и чистейшей нравственности, составляющему невидимое биение пульса всей песни. Изобразить глубже и вернее чисто-человеческой любви невозможно... И рядом с этими чарами любви на нас действуют обаятельно в этом стихотворении главным образом идиллические сцены из жизни на лоне природы: мы находим здесь такое очаровательное погружение во внешнюю, окружающую нас, природу, какого не встретим во всей эротической поэзии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

от холма до места высокого, ибо мы возвышаемся от земли и от пустыни к холмам, а от холмов – к местам горним. Посему и жених, – в книге Песнь Песней, – перепрыгивает холмы, которые меньшего размера, и вскакивает на высокие горы ( Песн.2:8 ), о которых написано: Горы высокие оленям ( Пс.103:18 ). Если же мы не хотим под Реммоном понимать гранатовое дерево (ибо это слово у евреев значит и то, и другое) то должны сказать, что пределы церкви берут начало свое от холмов, так что устрояется всякий церковный порядок [иерархические степени], о чем мы говорили выше, когда изъясняли плач единородного, и плач, как Ададреммона. Но церковь не довольствуется этим пределом, а при полном свете достигает до Юга, о котором мы недавно сказали уже, и потому теперь умолчим, чтобы не надоесть читателю частым напоминанием об этом; и возвысится Церковь , которая начала от холмов, и дойдет до полудня, и будет жить на месте своем, о котором написано: На месте пастбища, там Он поместил меня ( Пс.22:2 ). От ворот Вениамина, имя которого значит: Сын правой [руки], а не сын дней, как неправильно думают некоторые; в самом деле, ибо это слово, если оканчивается буквою нун, значит одно, а если оканчивается буквою мем, значит другое. И дойдет до места ворот восточных и первых, даже до ворот угловых. Мы начинаем добродетелью, ибо это и обозначает правое (dextera), и доходим до ворот первых, чтобы через них войти и в остальные; тотчас встречаются нам ворота угловые, где находится Краеугольный Камень, Который отвергли строители, и Он сделался основанием угла ( Пс.117:22 ). Этот краеугольный Камень соединяет обе стороны стены и сводит два народа к одному ( Еф.2:14 ), о чем Бог говорит черезь Исаию: Вот Я положу на Сионе камень краеугольный, избранный и драгоценный в основаниях его; и тот, кто будет веровать в него, не будет посрамлен ( Ис.28:16 ). Сей краеугольный Камень захочет, чтобы на нем были положены и другие краеугольные камни, так что апостол Павел мог свободно сказать: Устроены на основании апостолов и пророков, тогда как Иисус Христос есть высший краеугольный Камень ( Еф.2:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

А внутреннее его убранство было возобновлено совсем недавно. Фрески написаны так, что от них как будто бы исходит свечение, они проникнуты духовной радостью, изображены на них те события земной жизни Спасителя, которые происходили в Галилее, в нижнем ряду росписей изображен сонм святых, стяжавших благодать Святого Духа. Останавливаемся перед чудотворной иконой Божией Матери «Неувядаемый цвет», напечатанной на… газетной бумаге. Икона эта была найдена в бутылке, приплывшей по морю. Бутылку эту бросил в море в 1959 году один болящий грек с острова Крит. В надежде, что море прибьет ее к берегам Святой Земли, и он получит исцеление. Напечатанный на газетной бумаге лик закрепили в киот, и от этой иконы стали проистекать многочисленные чудеса. Маленькие жестяные таблички с изображением тех органов, которые получили исцеление после молитвы перед этой иконой – дары благодарности Божией Матери за Ее помощь. Отец Андрей помазал нас елеем от лампады перед иконой, и мы пережили чувство единения со всеми теми людьми, что оставили у иконы свои фотографии и приношения. Слева от алтаря храма под резной сенью находится камень с вершины горы Фавор, где собственно и совершилось Преображение Господне. Сейчас на вершине стоит большой католический монастырь, мы там не побывали, а многие группы поднимаются, посетить его стоит с эстетическими целями – сам храм итальянского архитектора Барлуци очень красив, а так же радуют глаз очень красивые мозаики, в частности знаменитое «Преображение» в абсиде. Написав поминальные записки, выходим через боковую дверь храма и попадаем в цветущий сад, здесь, кроме уже привычного бугенвиля, мандариновых, лимонных и гранатовых деревьев, впервые видим горчичное дерево – то, о котором сказано в Евангелии. На нем маленькие красные ягодки, внутри них те самые малые зернышки, о которых говорил Спаситель, а под сенью дерева не только птицы небесные могут укрыться, но и человек. Хотя по преданию Преображение произошло выше на горе, во дворе греческого монастыря стоят три кущи – Господа Иисуса Христа, пророков Илии и Моисея.

http://azbyka.ru/fiction/desjat-dnej-na-...

чаяния держались закона и Моисея и упорно твердили себе, что придёт „день Господень“, что Иегова вспомнит и наградит „боящихся имени Его“; и кажется, чем хуже им жилось, тем крепче становилась их вера. Третью партию образовало, по-видимому, большинство народа, которое было слишком трусливо (или, может быть, слишком бедно), чтобы открыто присоединиться к партии „зедим (гордых)“, и в то же время слишком эгоистично и материалистически настроено, чтобы терпеливо ждать лучшего будущего в надежде на помощь Иеговы; им казалось, что Иегова не исполнил Своих обещаний и, освободив их от плена Вавилонского, бросил на произвол их собственной горькой судьбины, едва ли лучшей, нежели плен; где же обетования прежних пророков и даже позднейших (Аггея и Захарии), – что после построения нового храма Иегове в Иерусалиме Он благословит у них „виноградную лозу, смоковницу, гранатовое дерево и маслину ( Аг.2:19 )“, „будет владеть Иудеей, как Своим уделом и снова благоволить к Иерусалиму“, а они, наслаждаясь благополучием, будут только ходить друг к другу в гости, „звать друг друга под виноград и под смоковницу“ ( Зах.2:16, 3:10 )? – горькая действительность являлась как бы насмешкой над этими радужными мечтами; и Иегова совсем не живёт среди своего народа, – святое святых Его храма пусто (в нём уже не было ковчега завета), Он не судит грешникам и законопреступникам; напротив, презрителям Его имени („гордым“) живётся несравненно лучше; – стоит ли, в таком случае, и служить-то Богу (3:13 сл.)? Последний кощунственный вопрос находил для себя ещё и особенный повод в поведении священников и левитов – служителей алтаря. К какой партии народной примыкали эти священники, сказать трудно, только во всяком случае, – не к партии „боящихся имени Иеговы“: об этом свидетельствовало их крайне нерадивое отношение к совершению богослужения и откровенное „презрение“ к трапезе Господней (1:7 сл.); но они не примыкали и к партии „зедим“, потому что хотя и нерадиво, а всё-таки совершали богослужение; и нельзя сказать, чтобы в этом случае ими руководил один расчёт, потому что, строго говоря, от служения при тогдашнем Иерусалимском храме и выгоды-то

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Также оскудела смоковница, под которою был Нафанаил прежде, нежели он уверовал (Иоанн. гл. 1), и гранатовое дерево, с кожицею плодов которого сравниваются ланиты невесты в Песни Песней (гл. 6), пальма, которая, по утрате соков, засохла и о которой некогда было сказано: праведник яко финикс процветет (Псал. 91:13), и яблонь, о которой в той же Песни читаем: яко яблонь посреде древес лесных, тако брат мой посреде сынов (Песн. П. 2, 3). Но нет нужды перечислять все деревья, когда все посохло, и вместо радости и веселья печаль и стыд удручают сынов человеческих.    Священник, который свят и который ест пасху Господню, должен препоясяться поясом чистоты и вместе с апостолами внимать словам: да будут чресла ваша пропоясана и светильницы горящии в руках ваших (Лук. 12:35). Но кто грешен и кто испытывает угрызения своей совести, тот пусть препояшется власяницею и оплакивает грехи или собственные или народа и пусть войдет к Церковь, из которой он вышел по причине грехов, и лежит или спит во вретище, чтобы строгою жизнию загладить прежние грехи, которыми он оскорблял Бога. Ибо мягкая посящии в домех царских суть (Матф. 11:8). Должны же препоясаться священники, плавать, рыдать и спать во вретище, потому что они призываются к покаянию пророком, который говорит: служители Бога моего! Каким образом прекратились в доме Божием жертвоприношение и возлияние, о которых выше сказано? И недостаточно плакать или рыдать и облечься в одежду плача, если они не освятят пост и не созовут собрание. Если бы всякий пост был угоден Богу, то не было бы сказано: освятите пост. И Господь говорит: не сицевого поста Аз избрах (Исаии 58, 5). Также и в Евангелии осуждаются те, кои помрачают лица своя, яко да явятся человеком постящеся (Матф. 6:16). И в дни постов ваших вы, говорит, бьете кулаками и угнетаете бедного ( Исаии. 58, 3—4). Поэтому теперь говорит: освятите пост. Постят манихеи и многие другие еретики и в особенности энкратиты, главою которых служит Татиан, но этот пост хуже пресыщения и пьянства. И призовите собрание или исцеление, чтобы чрез покаяние мы исцелили наши грехи. Вместо собрания в еврейском читается asara, что Симмах перевел чрез синод. Акила дни сбора. Соберите старцев, которые по возрасту близки к смерти и зрелые мысли которых скорее допускают страх и служение Богу, а также и всех жителей земли, о которых выше (ст. 2) сказал [пророк]: слушайте это, старцы, и восприимите ушами все жители земли, чтобы старцы и жители земли собрались в дом Божий, то есть в Церковь. Когда же они будут в церкви и когда из неодинакового стада священников и народа, старцев и жителей земли, составится одно стадо, то взывайте, говорит, к Господу в сердцах ваших и скажите:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010