Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОТИЧЕСКАЯ НОТАЦИЯ Ранняя готическая нотация. XII в. «Kyrie eleision» Хильдегарды Бингенской (Wiesbaden. Landesbibl. S. N. Fol. 70v) Ранняя готическая нотация. XII в. «Kyrie eleision» Хильдегарды Бингенской (Wiesbaden. Landesbibl. S. N. Fol. 70v) [нем. Gotische Notation; англ. Gothic notation], стиль западноевроп. певч. нотации, выработанный в позднесредневек. скрипториях в XII–XIII вв. и называемый в совр. музыковедческой лит-ре готическим по аналогии с лат. книжным письмом XIII–XVI вв. Так же как и для книжного письма, для Г. н. характерны написание с изломом и подчеркнутое различие между жирными и волосяными линиями. Термин «Г. н.» стал общеупотребительным с 90-х гг. XX в. Ранее Г. н. чаще называли «письмом с подковными гвоздями» (нем. Hufnagelschrift), что было связано с формой характерного знака этой нотации, т. н. вирги (одиночной ноты, более высокой по сравнению со смежными в невменных нотациях; см. Невмы), напоминающей по форме подковный гвоздь (Hufnagel). Г. н. применялась для записи как церковных одноголосных песнопений, так и светской одноголосной музыки и реже — ранних форм многоголосия. Г. н. была особенно распространена с XIII в. на севере и востоке Германии, в Нидерландах и в отдельных литургических центрах Скандинавии, а также в восточно-европ. землях, находившихся в сфере нем. влияния (Чехия, Моравия, Польша, Венгрия, Прибалтика), поэтому Г. н. называют также нем. хоральной нотацией. Немецкая готическая нотация. Градуал. XV в. (Budapest. Orzdgos szecheny I konyvtat. Clmae 259. Fol. 1v) Немецкая готическая нотация. Градуал. XV в. (Budapest. Orzdgos szecheny I konyvtat. Clmae 259. Fol. 1v) Г. н. представляет собой региональный вариант хоральной линейной нотации, связанный с особым способом написания невм, перенесенных на нотный стан (т. н. готические, или нем., невмы) и постепенно графически преобразованных под влиянием манеры и инструментария письма. Рукописи данного типа писались под диагональным наклоном пером с косым срезом, вслед. чего нотные головки приобретали вид ромба, отличаясь тем самым от т. н. квадратной нотации , сформировавшейся в XII в. и распространившейся преимущественно во Франции, в Англии и в странах Юж. Европы. Ромбовидная форма нотных знаков — результат эволюции невмы «пунктум» (лат. punctum) — одиночного знака, передающего тон, более низкий в сравнении с предыдущим или последующими тонами мелодии.

http://pravenc.ru/text/544137.html

Романский стиль, появившись в X веке, стал распространяться на Западе в XI и XII веке и просуществовал до XIII века, когда был сменен готическим стилем. Готический и стиль Возрождения . Готические храмы иначе называются «стрельчатыми», потому что по своему плану и внешнему убранству хотя и напоминают романские храмы, но отличаются от последних острыми, пирамидальными, тянущимися к небу оконечностями: башнями, столбами, колокольнями (рис. 45 – 47, л. 11). Остроконечность замечается и во внутренности храма: сводах, соединениях колонн, в окнах и угловых частях (см. рис. 49, л. 12). Готические храмы особенно отличались обилием высоких и частых окон; вследствие чего на стенах оставалось мало площади для священных изображений. Зато окна готических храмов покрывались живописью. Это стиль – наиболее ярко выраженный во внешних линиях. После готического стиля в истории церковной архитектуры Западной Европы отмечается еще стиль «Возрождения». Этот стиль распространился в Западной Европе (начиная с Италии) с XV века под влиянием возрождения «античного, древне-классического знания и искусства». Познакомившись с древнегреческим и римским искусством, архитекторы начали применять и в деле построения храмов некоторые черты античной архитектуры, даже перенося иногда на христианский храм формы языческих храмов. Влияние античной архитектуры особенно заметно в наружных и внутренних колоннах и украшениях вновь строящихся храмов. Всестороннее воплощение стиль Возрождения нашел в знаменитом римском соборе Св. Петра (рис. 50, 51 л. 13). Общие же черты архитектуры Возрождения суть следующие: план храмов продолговатый четырехугольник с трансептом и алтарем-апсидой (сходство с романским стилем), своды и арки не остроконечные, а круглые, куполообразные (отличие от готического, сходство с византийским стилем); колонны внутренние и наружные древнегреческие (рис. 48, л. 12) (характерные черты стиля возрождения). Украшения (орнаменты) в виде листьев, цветов, фигур, людей и животных (отличие от византийского орнамента, заимствованного из христианской области). Заметны также скульптурные изображения святых. Скульптурные изображения святых наиболее наглядно отделяют стиль возрождения от базиличного, византийского и православно-русского стиля. 26. Русская церковная архитектура

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Византийский стиль применен был при постройке не только храмов в самой Византии или Константинополе, но и в других важных городах Греции (Афинах, Солуни, на Афоне), в Армении, в Сербии и даже в городах Западной Римской империи, особенно в Равенне и Венеции. Памятником византийской архитектуры в Венеции является храм Св. Марка. Романский стиль Помимо византийско-базиличного типа в западном христианском мире образовался новый внешний вид храмов, имеющий, с одной стороны, сходство с базиликами и византийскими храмами, а с другой стороны, и различие: это так называемый «романский стиль». Храм, построенный в романском стиле, подобно базиличному, состоял из широкого и продолговатого корабля (нефа), заключающегося между двумя боковыми кораблями, вдвое меньшими по высоте и ширине. С восточной, передней стороны к этим нефам пристраивался поперечный корабль (называвшийся трансептом), выступающий своими краями из корпуса и, следовательно, сообщавший всему зданию форму креста. За трансептом устраивалась, как и в базилике, апсида, предназначавшаяся для алтаря. С задней, западной стороны устраивались по-прежнему притворы или нарфиксы. Особенности романского стиля: пол настилался в апсидах и трансепте выше, чем в средней части храма и колонны различных частей храма стали соединяться между собой полукруглым сводом и украшаться в верхних и нижних концах резными, лепными и накладными изображениями и фигурами. Романские храмы стали строиться на прочном фундаменте, выходившем из земли. При входе в храм по бокам притвора иногда устраивались (с XI в) две величественные башни, напоминавшие современные колокольни. Романский стиль, появившись в X в., стал распространяться на Западе в XI и XII вв. и просуществовал до XIII в. когда был сменен готическим стилем. Готический и стиль Возрождения Готические храмы иначе называются «стрельчатыми», потому что по своему плану и внешнему убранству хотя и напоминают романские храмы, но отличаются от последних острыми, пирамидальными, тянущимися к небу оконечностями: башнями, столбами, колокольнями. Остроконечность замечается и во внутренности храма: сводах, соединениях колонн, в окнах и угловых частях. Готические храмы особенно отличались обилием высоких и частых окон; вследствие чего на стенах оставалось мало площади для священных изображений. Зато окна готических храмов покрывались живописью. Это стиль наиболее ярко выраженный во внешних линиях.

http://azbyka.ru/simvolika-i-ustrojstvo-...

Этот стиль, самыми очертаньями выражавший наглядно полную зависимость человека от тяжелых уз внешней природы, обозначился даже в письменности, которая в заставках и заглавных буквах изображала человеческие фигуры, перевитые как бы цепями, сделанными из змеиных хвостов и звериных хоботов. Иногда человеческие фигуры, в самых напряженных позах, отчаянно дерутся с чудовищами, запуская им меч в гортань или изнемогая в этой сверхъестественной борьбе. Нежные ощущения, проникнутые ложной сентиментальностью, которые вошли в моду от влюбчивых трубадуров, много способствовали смягчению грубых форм романского стиля. Служение даме, хотя исполненное смешной экзальтации и фальшивых фраз, стало привлекать внимание к более нежным, человеческим интересам, а в искусстве дало возможность с любовью обратиться к изяществу в изображении человеческих форм. Создание личности, гордо предъявляемое рыцарством, хотя и смешиваемое с необузданностью самоуправства, естественно должно было противодействовать боязливой сжатости романского стиля. Как бы то ни было, только усилившееся влияние рыцарских нравов и поэзии трубадуров вызвало новый художественный стиль, дававший больше простору человеческой личности, – стиль готический. Нежным легендам о Мадонне этот стиль нашел приличное выражение в благородных, гибких фигурах, исполненных женственной грации, которыми он украсил порталы и наружные стены храмов. Чудовищные звери грубой эпохи, со своим темным, загадочным значеньем, уступают место человеку с определенным смыслом в его человеческих делах и ощущеньях. Становятся возможными лирика и драма, возбуждающие участие к личности. Природа перестала уже пугать своими чудовищными страшилами, и звериные формы романского стиля сменились формами растительными стиля готического, который украшает капители колонн самою роскошною и разнообразною листвою; и, следовательно, уже не пугается, а любуется природою, выставляя напоказ ее роскошь. Тут уже заметна некоторая сентиментальность в обращении к природе; тогда как стиль предшествовавший, как бы возникший на чудовищном основании, наглядно выражал идею своего происхожденья, ставя свои колонны на зверях и других страшилах. Готический стиль выражает во всей последовательности высвобождение человеческой личности из-под гнета природы. Он отказался от форм звериных, но еще не достиг до полного артистического господства над природою, которое создало впоследствии ландшафт. Он только успокоил встревоженное воображение, примирив его с природою постоянным напоминанием о ее безвредности в нежной растительности, которую разнообразил с такою любовью в своих прилепах.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

После готического стиля в истории церковной архитектуры Западной Европы отмечается еще стиль Возрождения. Этот стиль распространился в Западной Европе (начиная с Италии) с XV в. под влиянием возрождения «античного, древне-классического знания и искусства». Познакомившись с древнегреческим и римским искусством, архитекторы начали применять и в деле построения храмов некоторые черты античной архитектуры, даже перенося иногда на христианский храм формы языческих храмов. Влияние античной архитектуры особенно заметно в наружных и внутренних колоннах и украшениях вновь строящихся храмов. Всестороннее воплощение стиль Возрождения нашел в знаменитом римском соборе Св. Петра. Общие же черты архитектуры Возрождения суть следующие: план храмов — продолговатый четырехугольник с трансептом и алтарем-апсидой (сходство с романским стилем), своды и арки не остроконечные, а круглые, куполообразные (отличие от готического, сходство с византийским стилем); колонны внутренние и наружные древнегреческие (характерные черты стиля возрождения). Украшения (орнаменты) в виде листьев, цветов, фигур, людей и животных (отличие от византийского орнамента, заимствованного из христианской области). Заметны также скульптурные изображения святых. Скульптурные изображения святых наиболее наглядно отделяют стиль возрождения от базиличного, византийского и православно-русского стиля. Русская церковная архитектура Русская церковная архитектура начинается вместе с утверждением в России христианства (988). Приняв от греков веру, священнослужителей и все нужное для богослужения, мы одновременно позаимствовали от них и форму храмов. Наши предки приняли крещение в тот век, когда в Греции господствовал византийский стиль; поэтому наши древние храмы построены в этом стиле. Эти храмы были построены в главнейших русских городах: в Киеве, Новгороде, Пскове, Владимире и в Москве. Киевские и новгородские храмы напоминают собой по плану византийские — прямоугольник с тремя алтарными полукружиями. Внутри обычные четыре столба, те же арки и купола. Но при большом сходстве между древнерусскими храмами и современными им греческими между ними заметно и некоторое различие в куполах, окнах и украшениях. В многокупольных греческих храмах купола ставились на особых столбах и на различной высоте по сравнению с главным куполом, — в русских храмах все купола ставились на одной высоте. Окна в византийских храмах были большие и частые, а в русских — маленькие и редкие. Вырезки для дверей в византийских храмах были горизонтальными, в русских — полукруглыми.

http://azbyka.ru/simvolika-i-ustrojstvo-...

Братья – свободные каменщики, облекавшие таинственностью происхождение и существование своей общины, успели придать некоторую таинственность и внутренности построенных ими церквей, отличающейся стрельчатыми сводами и полумраком, сообщаемым цветными стеклами в узких и высоких окнах. Но отразив во всем этом фантастический характер восточного искусства, готический стиль не усвоил его других положительных достоинств; еще более отрицательно отнесся он к общепринятым законами архитектурного искусства. Готические церкви много говорят воображению, но мало – уму и чувству. Массивность без соблюдения законов прочности, отсутствие системы в пропорциях, полный произвол и своенравие как в изобретении, так и в употреблении различных украшений, не выражающих никакой определенной и ясно дающей сознать себя мысли, – все это, оскорбляя вкус, не дает никакого определенного направления ни уму, ни чувству. В свое время и в своем месте готический стиль мог поддерживать отчасти религиозную восторженность народа, жившего преимущественно воображением; но с переменою условий жизни односторонность производимого им впечатления, сделавшись слишком ощутительною, подготовила замену его на западе стилем возрождения. Стиль возрождения, насколько приближается к византийскому, производит и близкое к последнему впечатление. Но обыкновенная расточительность фасадных и других архитектурных украшений, занятых целиком от орденов классических, не только развлекает и утомляет глаз наблюдателя, но часто сообщает церквам вид храмов роскоши и наслаждения, не соответствующий строгому и важному характеру соединенных с церковью представлений. Само собою разумеется, что стиль этот еще менее удовлетворителен, когда обращает христианские церкви в древние храмы, отличающиеся от языческих только увенчивающими их крестами, или сближает их по формам с обыкновенными общественными и частными зданиями, для которых в настоящее время принят повсеместно стиль классический же. По характеру впечатления стиль русский приближается к византийскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

д. одни чувства, одни мысли, преимущественно перед другими. Эпоха возрождения становится непонятной, про нее больше нельзя говорить, если оставить в стороне, без внимания памятники христианского искусства в катакомбах. Мы видим, следовательно, что, если каждый народ создает себе свой идеал прекрасного, согласно со своими моральными способностями, и под влиянием тех условий, которые формируют его понятия и дают направление его развитию, то в понимании и усвоении христианских идей, проявилась натура, выказался характер народов, сделавшихся христианами, и это мы всего яснее видим в их искусстве. Напрасно, потому, было бы говорить, что такой то идеал искусства более христианский, чем какой-либо другой, что эта архитектура, этот стиль живописи имеют более христианский характер, чем остальные, – каждый из них удовлетворял наклонностям и понятиям известного народа, известного общества. Религиозное настроение жителей Севера чувствует влечение к полусвету, к, сплетающимся под острыми углами и убегающим вверх, линиям готических соборов, к их, мистически мечтательной, архитектуре, а ясно выведенные линии, смелые своды и арки, ширина и пространства, наводненные светом и красками церквей и соборов эпохи возрождения, отвечают характеру религиозных чувств южных народов; перенимая готический стиль, последние преобразовывали его по своему вкусу. Обе эти архитектуры, между тем, Христианские, и каждая из них произвела, в своем роде, прекрасные памятники, которым мы никогда не перестанем удивляться. Точно так же, каждый из стилей христианской живописи: стиль классический в катакомбах, веселый, нежно-вдохновенный и умилительный; стиль византийский, преисполненный строгого величия, высокой торжественности и божественного удаления; стиль возрождения, блистательный по формам, выражающий более земные чувства и глубоко философские мысли, изображают одни христианские принципы и идеи, преимущественно перед другими. Все эти стили соответствовали своему времени, удовлетворяли религиозным потребностям различных обществ, в среде которых создались, и имеют свою историю, свое значение, свое достоинство, свои заслуги.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Романтизм не есть художественный стиль, который можно противополагать другому стилю, как барокко — классицизму или готическое искусство — романскому; он противоположен всякому стилю вообще. Так называемая борьба романтизма с классицизмом сводится к борьбе романтической поэтики и эстетики, романтических идей, с идеями и с эстетикой XVIII века; сам же романтический поэт столь же далек от Шекспира, как от Расина, и романтический художник одинаково не похож на Рафаэля и на Рубенса. Среди романтиков были люди, влюбленные в классическое искусство не меньше, а больше любых классиков, но столь же свободно влюблялись они в средневековое искусство, в елизаветинскую драматургию, в готику и в барокко, в Индию, Египет и Китай. Романтик потому и волен выбирать прошлом любой, лично ему пришедшийся по вкусу стиль, что он не знает своего неотъемлемого стиля, неотрывно сросшегося с его собственной душой. Романтизм есть одиночество, все равно бунтующее или примиренное; романтизм есть утрата стиля. Стиля нельзя ни выдумать, ни воспроизвести; его нельзя сделать, нельзя заказать, нельзя выбрать, как готовую систему форм, годную для перенесения в любую обстановку; подражание ему приводит только к стилизации. Стили росли и ветшали, надламывались, менялись, переходили один в другой; но в течение долгих веков за отдельным архитектором, поэтом, музыкантом всегда был стиль как форма души, как скрытая предпосылка всякого искусства, как надличная предопределенность всякого личного творчества. Стиль и есть предопределение, притом осуществляющееся не извне, а изнутри, сквозь свободную волю человека, и потому не нарушающее его свободы как художника, никогда не предстоящее ему в качестве принуждения, обязанности, закона. Стиль есть такое общее, которым частное и личное никогда не бывает умалено. Его не создает отдельный человек, но не создается он и в результате хотя бы очень большого числа направленных к общей цели усилий; он — лишь внешнее обнаружение внутренней согласованности душ, сверхразумного, духовного их единства; он — воплощенная в искусстве соборность творчества.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=732...

Относительно исторического развития в заставках и узорчатых буквах русской письменности заметно отличаются три стиля: 1) древнейший, византийский, до XII века включительно; 2) так называемый романский, или точнее варварский, собственно средневековый, начала которого по нашим рукописям восходят уже к XII веку; у нас он особенно господствует в XIII и XIV веках и держится до kohцaXV в., тогда как на Западе уже в XIII веке заменяется он более изящным стилем готическим, и 3) новый стиль, с конца XV в. и до XVII включительно, смесь разных элементов, западных со своеземными, под влиянием украшений в старопечатных книгах. Стиль византийский отличается архитектурным характером. Заставка имеет вид архитрава, поддерживаемого колоннами, иногда арки или купола, окна или двери. Мелочные украшения, цветные и золоченые, – в стиле византийских мозаик и эмали. В этих украшениях господствуют круги, с листвой внутри. (Смотри в издании епископа Саввы снимки на листах 3, 6, 7:8). Особенную принадлежность византийского стиля составляют (рис. 153) выступы на обе внешние стороны из-под оснований обеих горизонтальных полос заставки. Эти выступы – тоненькие полоски, оканчивающиеся поднимающимся вверх цветком или ветвью. (В издании епископа Саввы смотри листы 8 и 9). Буквы тоже имеют по преимуществу характер архитектурный: то форму колонны с перемычками и с капителью, то арки или какого другого архитектурного члена. Иногда и в заставках, и в буквах господствуют переплетенные ремни, в виде шнурка. Иногда украшение буквы получает некоторый смысл, например, в благословляющей руке (смотри лист 4). Известно, что еще в самых ранних памятниках христианского искусства, например, на надгробных надписях IV и V века, встречаются символические фигуры в виде голубя, павлина или какого другого животного. Остаток этого обычая сохранился и на заставках, как, например, в Сборнике Святославовом 1073 года, на заставке, вполне усвоившей византийский стиль (лист 20). С XIII века начинается стиль собственно русский, средневековый, соответствующий романскому на Западе.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Но в то время Византия уже была христианской, православной. И мы знаем так называемое Палеологовское возрождение. Это XIII-XIV век, расцвет византийского искусства, который питался, с одной стороны, античными формами и античными источниками, перенесенными из Рима на восточную почву, но также, несомненно, питался и религиозным духом. Вот почему Палеологовское возрождение было религиозным возрождением, искусством, оплодотворенным религиозным духом и религиозной мыслью. А на Западе в I тысячелетии, как мы знаем, начиная с IV, особенно в V веке, римское искусство подверглось огромному разрушению. И вначале готы, потом гунны, прочие варвары, которые стали оккупировать Рим и западный мир, не очень щадили искусство. И поэтому, конечно, к концу I тысячелетия культурный центр был перенесен на восток, в Византию, а на западе был некий коллапс, упадок. Но, тем не менее, религиозная жизнь на западе была тоже очень интенсивной, и религиозная идея была доминирующей. И мы знаем, что уже к концу I тысячелетия на западе появляются прекрасные христианские храмы, которые воплощали в себе в том числе и античные формы, появился так называемый романский, римский стиль в архитектуре. Что это было? Это было возвращение к римским истокам, забытым и разрушенным варварами. Это тоже было некое религиозное возрождение. Потом оно перешло в готический стиль, в готические формы. Самая главная идея, которая была заложена в этом стиле, это движение человека к небу, сквозь тучи к звездам — вот что означали эти остроконечные готические шпили — как можно выше к Богу. И для того, чтобы достичь соединения с Богом, нужны огромные усилия. Именно поэтому фантастические усилия употреблялись для строительства огромных, колоссальных готических соборов. Ничего подобного на востоке нет. То есть человек все должен отдать для того, чтобы достичь Бога — вот главная философия той эпохи. А в тот момент, когда на востоке господствовал Палеологовский ренессанс, на западе зарождалось иное возрождение — западный Ренессанс. Казалось бы, ведь уже было некое возрождение античности в контексте церковной христианской жизни в виде возрождения этого романского стиля. Нет, людям захотелось возродить языческую культуру. XV-XVI век — возрождение языческой римской культуры. Бог бы с ними, с этими языческими внешними формами, ничего плохого в них нет, в конце концов. Это можно было бы назвать неким культурным экспериментом. Но вместе с этими формами пришла идея антропоцентризма: в центре картины мира не Бог, не готический шпиль, вознесшийся к небесам, а человек. Исчезает икона, появляются реалистические изображения, Мадонну пишут с женщин. Человек занимает центральное место в искусстве Возрождения. А потом эта тенденция усиливается.

http://patriarchia.ru/db/text/3955049.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010