И влагает частицу в потир, ничтоже глаголя, и диакон вливает теплоту в потир, ничтоже глаголя, и стоит мало подале. И влагает в св. потир частицу св. Агнца, ничего не говоря. Затем благословляет теплоту, и диакон в безмолвии вливает ее в св. потир. Священник же глаголет: Диаконе приступи. Священник же говорит: Диакон, приступи. И пришед диакон, творит поклон благоговейно, прося прощения, и глаголет: Се прихожду к безсмертному Царю и Богу нашему. И: Преподаждь ми, владыко, честное и святое Тело и Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. И диакон, подойдя, благоговейно совершает поклон, по обычаю, со словами: Вот, я прихожу ко Христу, бессмертному Царю и Богу моему. И: Преподай мне, владыка, Драгоценное и Святое Тело и Кровь Господа, и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа. Священник же, взем Святых Таин едину частицу, дает диакону, глаголя: имярек, священнодиакону, преподается честное и святое и пречистое Тело и Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов его и в жизнь вечную. Священник же говорит: (такому-то — имя) священнодиакону, преподается Драгоценное, и Святое, и Пречистое Тело и Кровь Господа, и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа, для прощения грехов его и в жизнь вечную. И целовав диакон подающую ему руку, отходит и стоит созади святыя трапезы, и приклонив главу, молится, яко и священник, глаголя: Верую, Господи, и прочая. И, поцеловав подающую ему Святые Тайны руку, диакон отходит и, став сзади святого престола, склонив голову, молится как и священник, говоря: Верую, Господи: и прочее. Подобне взем и священник едину частицу Святых Таин, глаголет: Честное и пресвятое Тело и Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа преподается мне, имярек, священнику, во оставление грехов моих и в жизнь вечную. Подобным образом и священник, взяв частицу Святых Таин, произносит: Драгоценное и пресвятое Тело и Кровь Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, преподается мне, (имя) священнику, для прощения грехов моих и в жизнь вечную.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/bozhestve...

И причащаются Пречистого Тела Христова со страхом и твердой верой. Затем священник произносит: Вот, я снова прихожу ко Христу, бессмертному Царю и Богу моему. Таже священник восклонься приемлет обема рукама с покровцем святый потир и причащается трижды из него, глаголя: Честныя и святыя Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, причащаюся аз, раб Божий, священник имярек, во оставление грехов моих и в жизнь вечную. Аминь. И, взяв обеими руками святой потир, причащается из него трижды со словами: Драгоценной и Святой Крови Господа, и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа причащаюсь я, раб Божий священник (имя), для прощения грехов моих в жизнь вечную. Аминь. И тако свои устне и край священнаго потира в руку держимым платом отер, глаголет: Се прикоснуся устнам моим, и отымет беззакония моя, и грехи моя очистит. И так, отерши уста свои и край священного потира, целует его и произносит: Вот, это коснулось губ моих, и удалит беззакония мои, и грехи мои очистит. Таже призывает диакона, глаголя: Диаконе, приступи. Также призывает диакона, говоря: Диакон, приступи. И диакон приходит и покланяется единою, глаголя: Се паки прихожду к безсмертному Царю и Богу нашему. И: Преподаждь ми, владыко, честную и святую Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. И диакон подходит и совершает поклон со словами: Вот, я прихожу ко бессмертному Царю и Богу моему. И: Преподай мне, владыка, Драгоценную и Святую Кровь Господа, и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа. И священник глаголет: Причащается раб Божий, диакон имярек, честныя и святыя Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в жизнь вечную. И священник произносит: Причащается раб Божий, диакон (имя) Драгоценной и Святой Крови Господа, и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа, для прощения грехов его и в жизнь вечную. Причастившуся же диакону, глаголет священник: Се прикоснуся устнам твоим, и отымет беззакония твоя, и грехи твоя очистит. И по причащении диакона говорит священник: Вот, это коснулось губ твоих, и удалит беззакония твои, и грехи твои очистит.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/liturgiya...

Посему-то я и молюсь за вас, чтобы вы удостоились небесного прославления, молюсь, чтобы Господь Бог наш сделал вас достойными вышнего звания, к которому вы призваны чрез веру в Иисуса Христа, и исполнил вас всеми благодатными дарами своей благости, дабы жизнь наша проявилась во всей силе и мощи нашей веры, т. е. соответственной нашей твердой, непоколебимой вере, да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа чрез вас верующих, а вы чрез веру в Него. И все это по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа, т. е. все это не от нас, а Божий дар. Глава 2-я Во второй главе апостол раскрывает пред Солунянами учение о втором пришествии Господа и указует явления и знамения, предшествующие ему. Первее всего просит их не смущаться никакими речами разного рода лиц, ни тем более подложным посланием от его лица относительно наступления дня Господня. Прежде наступления дня Господня, говорит апостол, явится человек греха, сын погибели – антихрист. Об этом им апостол говорил и ранее и указывал причины, задерживающие появление его. Когда наступит Богом предопределенное время и будет отстранено удерживающее, явится антихрист со всякой силой и знамениями, и чудесами ложными, по действию сатаны. Но этого антихриста Господь Иисус Христос убьет духом уст своих при своем пришествии на землю. Все неверующие и беззаконники, сознательно попирающие любовь к Евангельской истине и противящиеся ей, будут увлечены антихристом и – погибнут. 1 ст. Молим вас, братья, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, 2 ст. не спешит колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов, Среди бед, напастей и гонений со стороны язычников и иудеев, Солуняне под влиянием разного рода лиц, стали думать, что вот-вот наступит день Господень, т. е. 2-е пришествие Господа Иисуса Христа. Взявши такую настроенность Солунян во внимание, апостол просить их не растериваться своими мыслями в вопросе о пришествии Господа Иисуса Христа и по всяким слухам верить, хотя бы эти слухи распространялись лицами говорящими будто бы по вдохновению от Духа Божия, или шли от лиц говорящих со ссылками на Писание или ссылающихся на наши слова, будто бы нами сказанные, или на послание наше, будто бы нами написанное.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

- Раз уж Вы коснулись этого вопроса, то разъясните. По поводу общения между воцерковленными православными. Вот входишь в дом, говоришь: " Мир дому вашему! " Тебе отвечают: " С миром принимаем. " А если тебе говорят: " Мир тебе! " Что же отвечать? Я где-то вычитал такую, не знаю, шутку, не шутку, если тебе говорят: " Мир тебе! " Надо отвечать: " И духови твоему. " А если тебе говорят: " Приятного аппетита! " - то, стало быть, говори: " Брехови твоему. " Вот так вот. Поясните, пожалуйста. Простите за вопрос. - Я думаю, что мы должны серьёзно относится к такому моменту, как приветствие, когда одни христиане приветствуют других. Обратите внимание на апостольские послания. Там почти везде содержатся приветствия. Сказано: [Приветствуем вас во имя Господа Иисуса Христа. Приветствуем вас, такие-то, такие-то, такие...] (Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего. (2 Пет.1:2) Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви. (2 Ин.1:3) Милость вам и мир и любовь да умножатся. (Иуд.1:2) Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. (Рим.1:7; 1Кор.1:3; 2Кор.1:2; Гал.1:3; Еф.1:2; Флп.1:2; Кол.1:3; 1Сол.1:1; 2Сол1:2; Флм.1:3) Благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего. (1Тим.1:2; 2Тим.1:2) Благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего. (Тит.1:4) – Примеч. редактора). Так как приветствие бывает связанным и с именем Божиим, то когда мы говорим, например: " Мир вам! " - имеется в виду, что не мы миротворцы, а мир между Богом Отцом и родом человеческим принёс Сын Божий, Господь наш Иисус Христос. Это очень нормальное такое христианское свидетельство о добром отношении к человеку, когда его приветствуют такими словами. Мы можем сказать: " Здравствуйте! " - т.е. мы желаем вам здравия, такой смысл этого слова. Слова, они как бы меняются со временем. Если в старину говорили: " Здрав будь! " - встречая, то позже, когда скороговоркой стали говорить, это превратилось в " здравствуй " . Точно так же, как и " спасибо " . В старину говорили: " Спаси Бог! " А потом, когда все часто это произносили, то скороговоркой получилось " спасибо " . Поэтому в таких вопросах мы должны, конечно, следить за своей речью.

http://radonezh.ru/text/efir-ot-15-02-20...

Эти же слова произносят священники и диаконы, подходя к архиерею для причащения Кровью Христовой. Причащая диакона, священник произносит: Причащается раб Божий, диакон (имярек), честныя и святыя Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в жизнь вечную. Причащается раб Божий, диакон такой-то, драгоценной и святой Крови Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, для оставления грехов и для жизни вечной. Аналогичную формулу произносит архиерей, причащая священников и диаконов. Перед тем как принять в руки Тело Христово для того, чтобы причаститься самому, архиерей или священник произносит: Се прихожду к безсмертному Царю и Богу моему. Честное и пресвятое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа преподается мне, (имярек), архиерею, или священнику, во оставление грехов моих и в жизнь вечную. Вот, я подхожу к бессмертному Царю и Богу моему. Драгоценное и святое Тело Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа преподается мне, архиерею или священнику такомуто для оставления грехов моих и для жизни вечной. Перед причащением Крови Христовой архиерей или священник произносит: Се паки прихожду к безсмертному Царю и Богу моему. Честныя и святыя Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, причащаюся аз, раб Божий, архиерей (имярек), или (имярек) священник, во оставление грехов моих и в жизнь вечную. Вот, я снова подхожу к бессмертному Царю и Богу моему. Драгоценной и святой Крови Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа причащаюсь я, архиерей или священник такой-то для оставления грехов моих и для жизни вечной. После причащения он произносит: Се прикоснуся устнам моим, и отымет беззакония моя, и грехи моя очистит. Вот, [Святыня] коснулась уст моих, и удалит беззакония мои, и грехи мои очистит. Эти слова являются аллюзией на видение пророка Исаии, которое, как уже говорилось, является прообразом Евхаристии. Прикасаясь раскаленным углем, взятым с божественного жертвенника, к устам пророка, Серафим в описанном у Исаии видении говорит: «Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» ( Ис 6:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

2, 4). И действительно, об этой великой силе свидетельствует вся Книга Деяний апостольских, свидетельствуют и все послания их. Тотчас по сошествии Святого Духа, когда все ужасались и недоумевали, Петр безбоязненно засвидетельствовал, что Бог воскресил Иисуса Назорея, и сила свидетельства была так велика, что к верующим " присоединилось в тот день душ около трех тысяч " (Деян. 2, 41). В другой раз, после исцеления хромого, апостолы исповедали имя Божие перед синедрионом. Настало время свидетельствовать о Воскресении Господа Иисуса не только словом, но и делом; и свидетельствуют о нем апостолы " с великою силою " (Деян. 4, 33). Их заточали в темницу, их били, запрещая говорить об имени Иисусовом, а они продолжали свое святое дело, " радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие. И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе " (Деян. 5, 41-42). И когда настало время засвидетельствовать о Воскресении Господа Иисуса перед народами и царями, они пребывают за это " в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями " (2 Кор. 11, 26), терпят " голод и жажду, и наготу и побои " и скитаются, становятся как бы отребьем для мира (1 Кор. 4, 10-12), вменяя все это в ничто ради Господа Иисуса Христа. И это продолжалось всю их земную жизнь, пока почти все они не запечатлели этого свидетельства мученическою смертью. Простирается ли и на нас обязанность с великой силой свидетельствовать о Воскресении Господа Иисуса или это было долгом только апостолов и первых благовестников? Евангелист Лука, повествуя о свидетельстве апостолов, дает понять, что и все верующие служили видимым удостоверением в истине Воскресения Христа. Их чистая и богобоязненная жизнь невольно располагала к ним сердца всех и служила самым лучшим удостоверением в истине Воскресения (Деян. 2, 44-47; 4, 32- 33), потому что в них жил и действовал Дух Господа Иисуса.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Страдание за Христа трудно, и не только для нас, но и для верующих, бывших прежде нас, было страшно. Многие убегали от мучителей и скрывались, где кто мог; иные же от страха даже отвергались от Христа. Но ныне, слава Богу, уже нет гонений за Христа. Однако и теперь находятся многие, неповинно мучимые и оскорбляемые, хотя и не за Христа и не за отвержение Его. Они, если благодарят Бога за свои страдания, – носят язвы Господа Иисуса на теле своем, как апостолы и мученики Христовы. Не для каждого исполнимо и самоумерщвление. Сам Христос говорит в Святом Евангелии: «не все вмещают слово сие, но кому дано» ( Мф. 19, 11 ). Если бы хоть отчасти умерщвляли свои страсти, насколько возможно понести, было бы у мирян по крайней мере воздержание! От сердечной же любви к Богу никому нет никакого ущерба. Ибо какой труд, какое неудобство в том, чтобы любить Бога? Первый образ ношения язв Господних, то есть мученичество, оставим для неповинно мучимых и оскорбляемых. Да утвердит их Господь в терпении и да сподобит их мученического венца! Другой образ – совершенное самоумерщвление отошлем в монастырь для иноческого чина. Пусть живет там и пострижется! Третий же образ – ношения язв Господа Иисуса в сердце, то есть любовь к Богу от всего сердца, рассмотрим, ибо он и для тех двух служит причиной и началом. Ибо и мученичество претерпевается ради любви Божией, и умерщвление себя совершается во имя любви к Богу, и «любящим Бога... все содействует ко благу» ( Рим. 8, 28 ). Носить язвы Господа Иисуса в сердце – значит иметь сердце, уязвленное любовью к Господу Иисусу, уязвленному за нас гвоздями и копием на Кресте ( 103, 792–794 ). Апостол говорит: «Я рассудил быть у Вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» ( 1Кор. 2, 2 ). Как же мы можем знать и видеть Иисуса Христа? Недостаточно одними только телесными глазами смотреть на распятие Господне, изображенное на иконе, а нужно, главным образом, внутренними очами смотреть на Его страдания, ибо Он и теперь страдает, хотя не плотию, а духовно, вторично распинаемый, по слову апостола, грешниками. А как смотреть на Христа умными очами, пусть будет нам образцом преподобный Стефан, о котором пишется в Лимонаре. Три старца пришли к авве Стефану и вели разговор о пользе душевной, но старец молчал. «Что же ты, отче, ничего нам не отвечаешь? – говорят старцы.– Ведь мы пришли к тебе ради пользы».– «Простите мне, братия, сказал тогда Стефан, я до сих пор и не разумел даже, о чем вы говорите. Но что могу – скажу вам: я всегда – и днем и ночью вижу умом своим распятого на Кресте Господа нашего Иисуса Христа». Какое дивное богомыслие! Сидит святой отец среди братий, среди бесед человеческих, но умом своим предстоит Христу, распятому на Голгофе, Христа видит, Христу внимает.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Жертва принесена для искупления всего рода человеческого; Иисус Христос умер для спасения всех. Жертва безмерно велика и достаточна для того, чтобы её силою спаслись все: ибо умер за грехи мира не простой человек, но совершенный Праведник, Богочеловек Иисус, единородный Сын Божий. Если не все спасаются, то потому только, что не все веруют и чрез веру усвояют себе заслуги Господа Иисуса Христа; а Иисус Христос вознесен был на древо крестное и умер на кресте, по слову Самого Господа, «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:15 ). Сохраните, братия, в памяти и в благоговейном сердце учение Богослова. Мы не должны грешить; мы всемерно должны удаляться грехов. Мы искуплены великою ценою крови единородного Сына Божия, Господа Иисуса Христа: потому душою и телом должны мы служить Богу, исполняя заповеди Его. Но если, и при старании нашем быть свободными от грехов, мы, по немощи своей, впадаем в грехи ныне и завтра; то не должно нам унывать или ослабевать в ревности к исполнению заповедей Божиих; а надобно тотчас, как приходим в сознание своих грехов, исповедать их пред Богом, сокрушаться о грехах, и просить прощения их во имя Господа Иисуса, единого нашего Ходатая пред Богом. Он есть умилостивление за грехи наши. Никто не сомневайся в могуществе Его ходатайства пред Богом Отцем: Он принес умилостивительную жертву за грехи всего мира; Он, как вечный и всесильный Бог, может всегда спасать приходящих к Нему с верою. Слава Ему, Спасителю и Богу нашему, с превечным Его Отцем и Св. Духом, во веки веков. Аминь. Беседа 5. А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди. (1Ин.2:3). Это пишет Апостол непосредственно после того, что слышали вы из его послания в предыдущей беседе: «то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши.» Для чего Богослов присовокупляет: «а что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди»? Он чрез это показывает, что требуется от нас, чтобы наша надежда на Иисуса Христа, на Его ходатайство о нас пред Отцем не была погрешительна и бесплодна: он показывает, что нам необходимо истинное познание Иисуса Христа, и раскрывает верные признаки, по которым непогрешительно можем судить о том, точно ли знаем мы Иисуса Христа, нашего Спасителя, нашего вечного и всесильного Ходатая пред Богом Отцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Как нужно понимать это обетование? а) Все истинные последователи Господа нашего Иисуса Христа, есть истинные христиане, – суть дети или сыны Божии. Об этом ясно и многократно учит все Св. Писание Нового Завета. «Тем, которые приняли Его (Иисуса Христа), верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» ( Ин.1:12–13 ). «Все вы , – говорит ап. Павел галатийским христианам ( Гал.3:26 ), – сыны Божии по вере во Христа Иисуса». – «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» ( Гал.4:4–7 ). Но если все христиане, как истинные последователи и ученики Господа нашего Иисуса Христа, сыны Божии по вере во Христа и по благодати возрождения, то миротворцы христианские имеют на это преимущественное право, ибо они – нравственно совершеннейшие из христиан. Они обладают не только личными нравственными качествами христианских добродетелей, на которые указал Господь в первых шести заповедях евангельских блаженств и без которых никто не может быть последователем Иисуса Христа, но они выполняют еще и те требования, которые Спаситель указал Своим последователям по отношению к их ближним. Все христиане вообще возрождены от Бога через веру в Иисуса Христа ( 1Ин.5:1 ) и через Таинство Крещения – водой и Духом ( Ин.3:5 ); миротворцы, кроме того, от Бога мира ( 2Кор.13:11 ) возращены еще и любовью, которая одна побуждает их устроять мир между ближними. «Возлюбленные! – пишет св. Иоанн Богослов, – будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» ( 1Ин.4:7 ; ср. 1Ин.3:9–10 ). б) «В чем же состоит то блаженство Богоусыновления, которое Господь обещает христианским миротворцам?» Обыкновенно это блаженство принято понимать в смысле Богоуподобления. Так, – у св. Иоанна Златоуста (Бесед. на Ев. Матф., ч. 1, стр. 276), мы читаем: «Миротворцам Господь предоставляет духовную награду. Какую же? – Яко тии сынова Божии нарекутся, так как и Единородный Сын Божий должен был соединить разделенное и примирить враждующее».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Отдел второй. История воскресения и вознесения Господа нашего Иисуса Христа на небо. Глава I. Воскресение Господа нашего Иисуса Христа 790 . На основании евангельских повествований мы можем пред­ставить себе событие воскресения Господа нашего Иисуса Христа следующим образом. В первый день, следующий за субботой, или – что то же – на третий день смерти Спасителя, Мария-Магдалина при­ходит ко гробу Спасителя рано, когда было еще темно, и видит, что камень, которым был завален вход в пещеру, отвален от гроба. Ибо Ангел Господень, сошедший с небес, отвалил его от двери гроба. Это видели стражи, бывшие у гроба, которые, испугав­шись этого необычайного явления, стали как мертвые, но затем несколько оправились, оставили свое место и ушли в город. Увидев гроб открытым и пустым, Мария поспешно бежить к Петру и Иоанну и говорит им: „Унесли Господа из гроба и не знаем, где положили Его“. Между тем Мария Иаковлева, Иоанна, Саломия и другие жены в этот самый день, но только уже на заре, также отправились из города ко гробу Иисуса, желая помазать тело Иисусово и, между прочим, на пути заботились о том, кто отвалит им камень от гроба, потому что он был весьма велик. Пришедши же ко гробу, они ужаснулись, ибо увидали, что камень кем-то уже был отвален; их испуг еще более усилился, когда, вошедши во гроб, они увидели там юношу, сидящего на правой стороне и облеченного в белые одежды. Впрочем юноша стал ободрять их, говоря: „не ужасайтесь; я знаю, что ищете Иисуса распятого: Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам“. И вышедши, жены побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись. Между тем Петр и Иоанн, узнав от Магдалины о случившемся, отправились из дому, чтобы лично проверить сообщенное им Марией и осмотреть гроб; Мария шла за ними. Сначала оба ученика бежали вместе; но потом Иоанн, движимый особой любовью к нему Господа, оказанной ему в продолжении всего общественного служения, и, со своей стороны, любя Господа больше всего, побежал скорее Петра и пришел ко гробу первым.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010