Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРОДНЕНСКАЯ И ВОЛКОВЫССКАЯ ЕПАРХИЯ Кафедральный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы в Гродно. 1907 г. Фотография. 2006 г. Кафедральный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы в Гродно. 1907 г. Фотография. 2006 г. Белорусского Экзархата РПЦ, учреждена в янв. 1900 г. как Гродненская и Брестская, в 1923-1939 гг.- Гродненская и Новогрудская (в 1925-1939 в составе Польской правосл. автокефальной Церкви), в кон. 1939 г. упразднена, в 1940-1941 гг.- Гродненская и Вилейская, в 1942-1944 гг. Гродненская и Белостокская (в составе Белорусской правосл. автокефальной Церкви), в 1945-1948 гг.- Гродненская и Барановичская, в 1949-1950 гг.- Гродненская и Лидская, в 1951 г.- Гродненская и Брестская, в том же году упразднена, 18 февр. 1992 г. восстановлена в составе Белорусского Экзархата РПЦ с совр. названием. Г. и В. е. занимает зап. часть Гродненской обл. Республики Беларусь, разделена на 8 благочиннических округов: Берестовицкий, Волковысский, Гродненскийгородской, Гродненский районный, Зельвенский, Мостовский, Свислочский, Щучинский. Кафедральный город - Гродно. Кафедральный собор - в честь Покрова Пресв. Богородицы. Правящий архиерей - еп. Артемий (Кищенко ; с 4 февр. 1996). К янв. 2006 г. в епархии действовало 87 приходов, служили 87 священников и 6 диаконов. Христианство на гродненских землях в X-XIX вв. X - кон. XVI в. Согласно Туровскому уставу (XIV в.) и Киево-Печерскому Патерику в редакции архим. Иосифа (Тризны) (XVII в.), города Понеманья (Чёрной Руси) Городно (Городня, Городень, с XVI в. Гродно) и Волковыск (Волковыеск) первоначально входили в состав Туровской епархии, учрежденной в кон. XI или в 1-й четв. XII в. Туровский устав. Список XVI в. (ОР РГБ. Ф. 304/I. 714. Л. 73–73 об.) Туровский устав. Список XVI в. (ОР РГБ. Ф. 304/I. 714. Л. 73–73 об.) Туровский устав. Список XVI в. (ОР РГБ. Ф. 304/I. 714. Л. 73–73 об.) По археологическим данным, Городно возник в кон. X - нач. XI в. на высоком мысе Замковой горы, у впадения р. Городничанки (Городни) в Неман как укрепленный пункт слав. племен дреговичей и волынян на балтско-ятвяжских землях. Город быстро развивался. В XI - 1-й пол. XII в. укрепленный детинец имел деревянную жилую застройку, неск. улиц, выходивших на площадь; не исключено, что на ней располагался деревянный правосл. храм. Вокруг детинца (Старого замка) позднее был построен укрепленный окольный ремесленно-торговый город (Новый замок). В нач. XII в. город стал столицей Городенского княжества, правители к-рого были связаны политическими и династическими узами с владимиро-волынской ветвью Мономашичей, поддерживали последних в борьбе за обладание Киевом.

http://pravenc.ru/text/168161.html

Посему долгом считаю просить посредства вашего сиятельства, чтобы мне разрешено было вызывать по временам, по моему усмотрению, на жительство в Вильно одного или другого из викариев Литовской епархии, то есть Брестского или Ковенского. С сим вместе долгом поставляю представить на благоусмотрение начальства: не благоугодно ли будет викарию Литовской епархии епископу Брестскому назначить постоянное впредь местопребывание в городе Гродно, вместо Жировиц, так как, за переведением отсюда в Вильно епархиального управления и семинарии, пребывание там преосвященного викария не имеет никакой цели, тогда как пребывание его в губернском городе Гродно принесло бы пользу во всех отношениях. Литовской консистории, от 24 декабря за 3388 с предписанием, чтобы впредь все ставленники до рукоположения в диаконство говели в течение одной недели при кафедральном соборе Для общего порядка и единообразия, поставляю я на будущее время правилом, чтобы все ставленники до рукоположения в диаконство говели в течение одной недели при кафедральном соборе и в то же время приготовлялись к исполнению обязанностей священного сана. Предлагаю консистории о сём для должного наблюдения и предписания кафедральному собору о точном исполнении. 1846 Святейшему Правительствующему Синоду, от 1 января за 1, о последовавшем разрешении вызывать по временам в Вильно одного из викариев Литовской епархии и насчёт помещения в Гродно епископа Брестского Указом, от 22 истекшего декабря за 17954, Святейший Правительствующей Синод, разрешив мне вызывать по временам в город Вильно одного из викариев Литовской епархии и предоставив это совершенно моему усмотрению, требует от меня сведения, в каких зданиях полагаю я устроить помещение в городе Гродно для преосвященного Брестского. Известно Святейшему Синоду, что находящийся в Гродно Борисоглебский монастырь деревянный, ветх, тесен, а церковь оного, угрожающая падением, запечатана. Вследствие сего производится переписка об уступке Православному духовному ведомству состоящего в Гродно упразднённого кармелитского монастыря. В монастырь сей я предполагаю перевести братию Борисоглебского монастыря, а также поместить преосвященного Брестского, если для сего окажется довольно простора. Но последствия означенной переписки ещё неизвестны, а потому я принуждён ожидать окончания оной. Притом же в начале наступающего лета намерен я при осмотре епархии посетить город Гродно, и после того буду уже в состоянии представить Святейшему Синоду вполне удовлетворительные соображения на счёт помещения там преосвященного Брестского. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 2 января за 9, об исходатайствовании пособия для канцелярских чиновников консистории по случаю неурожая

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Совр. этап вновь образованной Г. и В. е. характеризуется открытием новых приходов, возвращением верующим храмов, их восстановлением и строительством новых (деревянная ц. ап. Иоанна Богослова в дер. Демброво, 1993; каменные церкви: равпоап. кнг. Ольги в Гродно, 1995; в честь Собора Белорусских святых в дер. Верейки, 1995; иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в г. Мосты, 1997). Лит.: Кудряшев В. И. Гродно. М., 1960; Чантурия В. А. История архитектуры Белоруссии. Минск, 19772; он же. Архитектурные памятники Гродно. Минск, 1983; Гродно. Минск, 1987; Трацевский В. В. Церкви-крепости в Сынковичах и Малом Можейкове: Ист.-архит. очерк. Минск, 1989; Кушнеревич А. Н. Культовое зодчество Белоруссии XIV-XVI вв.: Ист. и архит.-археол. исслед.: АКД. Л., 1990; Слюнченко В. Г. Борисоглебская (Коложская) церковь в Гродно: Ист.-архит. очерк. Минск, 1992; Гордеев Ю. Ю. Гродно в XVIII в. (специфика ист.-архит. развития)//Наш радаводер. Гродно, 2001. С. 403-407; Kyлarih А. М. Праваслауныя храмы на Бeлapyci: Энцыкл. дabeдhik. Mihck, 2001; Слюнькова И. Н. Мон-ри вост. и зап. традиций: Наследие архитектуры Беларуси. М., 2002. . Е. Э. Спрингис Памятники изобразительного искусства Древние памятники Гродно с напольными плиточными орнаментами (Пречистенская, Нижняя церкви) и майоликовый декор стен Борисоглебской (Коложской) ц. напоминают узорочье московских церквей XVII в. и свидетельствуют о высоком уровне монументально-декоративного искусства. Существование в XII в. церковной живописи подтверждают росписи Борисоглебской (Коложской) ц., известные по рисункам сер. XIX в. В. В. Грязнова; металлические пластины алтарной преграды с образами Федота (?), Павла и Симеона из раскопок Нижней церкви; медальон с изображением вмч. Димитрия Солунского из раскопок на Замковой горе в Волковыске в р-не каменного храма XII в. В XII-XIII вв. Городно был связан с Волынью, и можно предположить наличие общих черт в искусстве этих центров. Т. н. эпоха крепостей XIII-XV вв. была временем неблагоприятным для развития церковного искусства.

http://pravenc.ru/text/168161.html

Лит.: Коложанский мон-рь в Гродно//Гродненские ГВ. 1846. 8, 22, 23; Гродненская Коложская церковь//Литовские ЕВ. 1866. 4. С. 98-108; Диков П. Мат-лы для истории Коложской ц. в Гродно//Памятная кн. Гродненской губ. Гродно, 1887. С. 1-21; Грязнов В. В. Коложская Борисо-Глебовская ц. в Гродне//Тр. Виленского предв. комитета по устройству IX Археол. съезда. Вильна, 1893; Иосиф (Соколов), еп. Коложская в г. Гродне церковь. Воронеж, 1899; Древле-русский и древле-православный памятник зодчества в Гродне//Гродненские ЕВ. 1904. 49. С. 1428-1432; Диковский Н. Р. , прот. Из летописи Гродненского Борисо-Глебского муж. мон-ря: По док-там архивов Гродненского Архиерейского дома и Борисо-Глебского мон-ря 1846-1856 гг. Гродна, 1906; Корчинский И. В. , прот. Древняя Коложская ц. во имя св. кн. Бориса и Глеба в г. Гродне. Гродна, 1908; Орловский Е. Ф. Гродненская старина: В 2 ч. Гродно, 1910; Шчakaцixih М. Нарысы з ricmopыi беларускага мастацтва. Менск, 1928, 1993р.. Т. 1; Walicki M. Cerkiew sw. Borysa i Gleba na Kolozy pod Grodnem. Warsz., 1929; Jodkowski J. Swiatynia warowna na Kolozy w Grodnie. Grodno, 1936; Воронин Н. Н. Древнее Гродно. М., 1954; Раппопорт П. А. Новые данные об архитектуре древнего Гродно//ДРИ. М., 1988. [Вып.:] Худож. культура X-XIII вв. С. 64-72; Хозеров И. М. Белорусское и смоленское зодчество XI-XIII вв. Минск, 1994. С. 138-141; Лаврецкий Г. А. Св.-Борисо-Глебская Коложская ц. в Гродно: образ и традиция//Bechik Беларускага Экзархата. 1995. 2. С. 154-159; Памяць: В 2 ч. Mihck, 1999. С. 56-57; Слюнькова И. Н. Мон-ри вост. и зап. традиций: Наследие архитектуры Беларуси. М., 2002. С. 41, 47, 61-63, 145, 221; Черепица В. Н. Второе рождение Гродненского Борисо-Глебского муж. мон-ря (40-50-е гг. XIX в.)// Он же. Очерки истории Православной Церкви на Гродненщине: В 2 ч. Гродно, 2005. Ч. 2. С. 96-103. Л. Е. Кулаженко, Г. А. Лаврецкий Рубрики: Ключевые слова: ЖИРОВИЦКИЙ (ЖИРОВИЧСКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в пос. Жировичи (прежде русифицированное наименование Жировицы) Слонимского р-на Гродненской обл. (Белоруссия)

http://pravenc.ru/text/168167.html

Городня. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Городня. Церковь Рождества Богородицы построена в 1391 г. Бывшая дворцовая церковь тверских князей. Самая старая постройка, сохранившаяся в области. Действует. Городня впервые упоминается в летописях в 14 веке, тогда она носила имя город Вертязин, который защищал подступы к Твери со стороны Москвы. В этих местах находилось несколько монастырей и церквей. В клировых ведомостях 18 века указывалось, что построена эта церковь «неизвестно когда и кем». Строительство церкви связывают с именем Тверского князя Бориса Александровича. Предположительно построена она в 1390 году в ознаменование победы в Куликовской битве (1380). В то время это была соборная церковь Тверских князей. Это единственный каменный храм, сохранившийся с тех времен, хотя от постройки 14 века сохранился лишь белокаменный подклет.  За время существования церковь неоднократно горела и перестраивалась. После пожара 1412 года она была возобновлена на старом основании и заново расписана. В 18 веке церковь стала приходской. После пожара 1716 года храм был восстановлен на средства помещика Петра Алексеевича Бема в 1740-1745 годах, была построена кирпичная трапезная, и церковь приобрела свой современный вид. Тогда же был сооружен главный иконостас, который удалось спасти при следующем пожаре, случившемся в 1801 году. Позднее тесовая крыша храма была заменена на металлическую. Во второй половине 19 века интерьер заново расписали масляными красками. Здание было сильно повреждено во время Великой Отечественной войны. В 1966 году начали капитальный ремонт храма под руководством архитектора-реставратора В.П. Альтшуллера, который продолжался до начала 1980-х годов. При проведении реставрационных работ в подклете были найдены уникальные фрески 15 века, которые в настоящее время находятся в музеях Твери и Москвы. В настоящее время это храм с трапезной, в которой размещается придел Иоанна Предтечи, и шатровой колокольней. Объем храма, прямоугольный в плане, увенчан золоченой луковичной главкой. Территория окружена массивной каменной оградой с трехпролетными арочными вратами, также увенчанными золоченой главкой.

http://sobory.ru/article/?object=00850

Городня. Церковь Воскресения Христова. Воскресенская церковь Карта и ближайшие объекты Село Городня известно с XIV века. В начале XVI века в селе Городня, на средства Шереметевых, была построена каменная шатровая церковь Воскресения Христова. В документах она впервые упомянута в 1578 г. Церковь принадлежит к очень редкому типу, изначально это был безапсидный восьмерик от земли с шатровым завершением. В начале XVI века к храму пристроили одноэтажную галерею, которая во второй половине XVII века была надстроена вторым ярусом. В это же время у южной и северной стены восьмерика построили два одноглавых придела. Приделы были освящены во имя святителя Иоанна Милостивого и преподобного Кирилла Белозерского. В 1896 г. была построена небольшая колокольня. Здание храма хорошо сохранилось до нашего времени. В 1990-х гг. храм был передан общине верующих. Получив в своё пользование уникальный памятник архитектуры, прихожане, на основе своих примитивных представлений о каноничности, решили исправить ошибки зодчих XVI века. Для этого они разрушили восточную стену храма и пристроили никогда не существовавшую апсиду. Так как молиться в холодном храме прихожанам было не комфортно, к церкви пристроили ещё и котельную. В результате этих варварских переделок храму был нанесён огромный ущерб.   Кирпичная церковь впервые упомянута в 1578 г., когда село принадлежало боярскому роду Шереметевых. Памятник является одним из лучших образцов шатрового зодчества XVIb. Его развитая объемная композиция формировалась в течение длительного времени, вплоть до второй половины XVII в. Увенчанный шатром восьмерик, близкий деревянным шатровым храмам, первоначально не имел пристроек. Фасады украшались тонкими лопатками, аркатурой, ярусами кокошников, треугольными декоративными " стрелами " в основании шатра. Видимо, вскоре после строительства основного объема началось изменение объемно-пространственной структуры здания. В восьмерике было устроено сводчатое перекрытие с центральной опорой, благодаря чему появился подклет. С трех сторон храм был окружен галереей-папертью на основании в виде стены, прорезанной окнами.

http://sobory.ru/article/?object=02596

В XIX в. была построена колокольня храма. В 1936 г. храм был закрыт и разорён. В 1990-х гг. передан общине верующих. http://stupino.stinline.ru/raion/hrami.html Село Городня - одно из древнейших поселений на земле Подмосковья, упоминается в духовной грамоте великого князя Ивана Калиты. Село было дворцовым. В начале XVI в. им владел Степан Иванович Злобин. В писцовых книгах за 1578 г. сказано: " Село Городня, а в селе церковь Воскресения Христова каменная вверх, да другая церковь Иоанна Милостивого древяна " . Во второй половине XVI в. село принадлежало Ивану Васильевичу Меньшому, боярину из рода Шереметевых, воеводе в Казанском походе, участнику всех ливонских походов. С 1578 года село перешло к его сыну Федору Ивановичу. После селом владел боярин Яков Никитич Одоевский, который пристроил к храму галерею и приделы во имя святителя Иоанна Милостивого и преподобного Кирилла Белозерского. Позже село принадлежало Голицыным, затем Шереметевым. Архитектор-реставратор, специалист по шатровым храма Древней Руси - Свешников Николай Николаевич, проводивший исследования Воскресенской церкви в селе Городня, высказал предположение, что данная церковь является одним из первых шатровых храмов на Руси. Изначально это была простая, восьмигранная в плане " башня " без приделов и даже без апсиды. Однако шло время, менялись вкусы и владельцы Городни, и храм потихоньку " обрастал " все новыми и новыми деталями. Сначала единое внутреннее пространство разбили на два этажа, образовав высокий подклет. Этим буквально спровоцировали следующий " апгрейд " - вокруг подклета пустили галерею - гульбище. Прошло еще немного времени, и кому-то захотелось, чтобы гульбище стало двухэтажным. Тогда же, во второй половине XVII в., с севера и с юга пристроили два завершенных горками кокошников и главками придела. XIX век потребовал упрощения конструкций - кокошники заменили заурядными четырехскатными кровлями, галереи сделали закрытыми, с какими-то казарменного типа окнами. В 1896 году по проекту Боголепова Ивана Дмитриевича строится колокольня... видно, что старался сделать архитектор ее более деликатно, поменьше да поскромнее, не подавляя старый храм, но деликатность сыграла с архитектором злую шутку - колокольня резко дисгармонирует с церковным зданием именно из-за своей невыразительности. К тому же колокольня была соединена с основным зданием небольшим маловыразительным притвором-переходом. Хотя примеры удачного " встраивания " колокольни XIX в. в древний храм были - вспомнить хотя бы хорошо известную церковь в усадьбе Останкино, где даже взыскательный наблюдатель не уличит зодчего в " подделке " !

http://sobory.ru/article/?object=02596

По просьбе верующих в 1804г. гродненский фарный костел, опустевший после пожара, был переосвящен в Софийский собор. В 1843г. создан Гродненский православный женский монастырь в честь Рождества Богородицы. В 1900г. из части Литовской православной епархии создана Гродненская православная епархия с титулом правящего архиерея «епископа Гродненского и Брестского». В 1900-1901гг. в Гродненской губернии насчитывалось 654 церкви, 4 монастыря, 1296 церковных школ. Православные насчитывали преобладающую часть населения (896914 чел. на 1600000 всего населения). В 1904-1915гг. в Гродно действовал церковно-археологический комитет, который занимался сбором, изучением и популяризацией церковной письменной и материальной культуры. Был создан музей («хранилища древностей»), который располагался в помещении Борисо-Глебского монастыря. О результатах деятельности церковно-археологического комитета постоянно сообщали «Гродненские епархиальные ведомости». В 1923г. часть Гродненской епархии (территория Белостокского и Новогрудского воеводств) вошла в состав Польской православной автокефальной церкви. Много церквей польскими властями было закрыто или передано католикам. У Гродненской епархии было забрано около 100 храмов, в том числе и кафедральный собор в Гродно, древняя Мурованковская церковь, городской собор в Лиде. В начале 1920-х гг. приходов в епархии насчитывалось не более чем 200, действовали два монастыря – Жировичский Успенский и Рождество-Богородичный в Гродно. В условиях политики полонизации и окатоличивания белорусского населения православные иерархи и часть священничества стали на путь сотрудничества с властями и были втянуты в процесс полонизации Православной Церкви. Богослужения на польском языке осуществились в 1935г. в кафедральном соборе Белостока и в гарнизонной церкви в Гродно. В 1938г. в Гродно был создан Православный научно-издательский институт, который занимался издательством пропагандистских брошюр исключительно на польском языке и в польском национальном духе. В 1938г. по распоряжению польского правительства были разрушены воинская гарнизонная церковь Александра Невского в Гродно и недостроенный собор в Белостоке.

http://azbyka.ru/palomnik/Гродно

Святейшему Правительствующему Синоду от 20 мая за 1656, с донесением о посвящении Гродненского архимандрита Игнатия в епископский сан . Во исполнение указа Святейшего Синода, от 20 минувшего апреля за 3278, архимандрита Гродненского Борисоглебская монастыря Игнатия, за прибытием в Вильно преосвященных архиепископа Антония и епископа Платона, после наречения, совершившегося во вчерашний 19-й день мая, посвящён мною в сан епископский по чиноположению и с подобающим приличием в нынешний 20-й день мая в Виленском кафедральном Николаевскому соборе, и затем введён он в обязанности викария Литовской епархии и сделаны мною распоряжения о воспоминании имени его при священнодействии, где и как следует. Донося о сём Святейшему Правительствующему Синоду, долгом поставляю приложить при сём: 1) Высочайший указ Его Императорского Величества о назначении во епископа архимандрита Игнатия и его ответствие с надлежащими надписаниями; 2) один экземпляр архиерейской присяги, тоже с надлежащими подписями (другой такой же экземпляр передан посвящённому); 3) 1 рубль 50 копеек серебром, следующие типографии за означенные экземпляры. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 31 мая за 1751, о возобновлении сношений на счёт передачи Гродненского бернардинского монастыря в Православное духовное ведомство Вследствие требования вашего сиятельства, в отношении моём, от 13 марта сего года за 835, изложил я своё мнение на счета помещения в городе Гродно нового викария Литовской епархии преосвященного Игнатия. Из него видно, что Гродненский Борисоглебский монастырь тесный, ветхий, деревянный, а каменная церковь оного запечатана, и что для будущей потребности необходимо или строить новый каменный монастырь вместе с архиерейским домом, или обратиться вновь к Римско-католическому начальству об уступке Православному ведомству заштатного в городе Гродно бернардинского монастыря. Преосвященный Игнатий, возвращаясь ныне в Гродно, по необходимости будет жить в прежних своих кельях, а помещение свиты обеспечит или наймом или какою либо деревянного пристройкой. Засим покорнейше прошу ваше сиятельство, не благоугодно ли будет возобновить сношение с министерством внутренних дел об уступке в городе Гродно Православному духовенству заштатного бернардинского монастыря с церковью; а в противном случае, разрешить меня на составление и представление планов и смет на постройку нового Борисоглебского монастыря с церковью и архиерейским помещением. Викарному епископу Игнатию, от 21 июня за 1981, с поручением ему осмотреть церкви Брестского уезда, а также находящиеся по пути туда от Гродно

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

ун-т Я.Купалы; рэдкал.: Я. – Гродна: ГрДУ, 2011. – С. 44–48. 9. Проценко, О. Э. Смешанные браки и конфессиональная проблема в 60-ые годы XIX – начале XX века в Гродненской губернии/О. Э. Проценко//Шлях у навуку: да 55-годдзя студэнцкага навукова-даследчага гуртка зб. навук. арт./ГрДУ Я.Купалы; рэдкал. Н.А. С.В.Марозава, Copkiha – Гродна: ГрДУ, 2011. − С. 97–104. 10. Сведения о Римско-католических и терциарских братствах в Минской губернии. 1905 г.//Национальный архив Республики Беларусь (НИАБ). – Фонд 295. – Оп. 1. – Д. 7596. 11. Сведения о числе сметных сумм, выделенных на постройку Римско-католических богослужебных заведений в Минской губернии. 1912 г.//Национальный архив Республики Беларусь (НИАБ). – Фонд 295. – Оп. 1. – Д. 8556. 12. Смалянчук, А. краёвасцю нацыянальнай рух на землях. 1864 – люты 1917 г./А. Смалянчук. - СПб.: прасцяг, 2004. – 406 с. 13. Устав Пинского римско-католического благотворительного общества. – Пинск: тип. Р. Вильковича, 1902. – 20 с. 14. Устав благотворительных обществ при Фарном костеле//Национальный исторический архив Беларуси в г. Гродно (НИАБ в г. Гродно). – Фонд. 259. – Оп. 2. – Д. 108. 15. Уставы и отчеты обществ Гродненской губернии за 1907 год//Национальный исторический архив Беларуси в г. Гродно (НИАБ в г. Гродно). – Фонд. 103. – Оп.1. – Д. 157. 16. Финансовые отчеты благотворительных обществ губернии за 1900 г.//Национальный исторический архив Беларуси в г. Гродно (НИАБ в г. Гродно). – Фонд. 1. – Оп. 18. – Д. 653. 17. Шимукович, С.Ф. Благотворительность в Беларуси в конце XIX - начале XX века./С.Ф. Шимукович. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. 18. Хмелькова, Е. Н. Опека православной и католической церкви над детьми-сиротами в Гродненской губернии во второй половине XIX – начале XX вв./Е. Н. лёсе беларускага народа : зб. навук. арт.: у 2 ч. – Ч. 1/ГрДУ Я. Купалы; рэдкал.: С. В. Марозава – Гродна: ГрДУ, 2009. – 385 с. 19. В. В. царква 1863–1914 гг./В. В. – БДУ, 2002. – 197 с. 20. Centesimus annus. Энциклика Святого Отца Иоанна Павла II в сотую годовщину обнародования энциклики Rerum Novarum//Общество Иоанна Павла II [Электронный ресурс].

http://bogoslov.ru/article/4824175

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010