В начале XXI века храм пережил второе рождение. С 2003 года на средства частного мецената началось восстановление церкви. В 2004 году один придел был освящен. Сегодня белостенный шестиглавый храм, взметнувший свои купола в небесную синь, поражает своим величием и красотой! Такому великолепию позавидовал бы любой город, а для жителей деревни Городня, да и всего Батецкого района, эта церковь и история ее чудесного восстановления стала символом возрождения и духовной силы этих мест. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение В 2004 году уже освящен один придел Высокопреосвященнейшим Львом архиепископом Великого Новограда и Старорусским, и назначен штатным священником иерей Илия, которым раз в месяц совершается в этом храме Божественная литургия, молебен и требы. 22 января 2005. Каменная церковь в д. Городня была посвящена вмч. Димитрию Солунскому. Храм, по рассказам старожилов, был большим и удивительно красивым. По легендам, церковные колокола в Новгороде начинали звонить только после того, как зазвучит колокол в Городне. В 1960-70-х годах Городенскую церковь начали “громить”. С храма Дмитрия Солунского сняли колокола, потом растащили церковную утварь. По деревенской легенде все, принимавшие участие в разграблении храма, понесли наказание. Один из них - тот, кто топором снес голову у каменной статуи святого, которая, видимо, стояла где-то в храме, попал под поезд. По деревенской легенде, его голову, отрезанную поездом, так и не нашли. Церковь построена по проекту С.-Петербургского епархиального архитектора Н.Н. Никонова в 1900-е гг. (присутствует в списке его работ в ЦГИА СПб) и отличается стилистической близостью к сооруженной им же Казанской церкви в Терийоках (Зеленогорске). Церковь с. Городня не так уж благополучно пережила " годы становления советской власти " : служившие в ней протоиерей Константин Анисимов и диакон Павел Гуров были 30 октября 1937 г. арестованы и 14 декабря расстреляны в Ленинграде (судьба второго протоиерея, Василия Ставровского, неизвестна). В 1939 г. Батецкий райисполком постановил закрыть церковь, но в Великую Отечественную войну местные жители явочным порядком отменили это решение. Оказавшись в оккупации, они поспешили возобновить в ней богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=01174

Городня. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Троицы Живоначальной Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:не позже 1874. Год утраты:1936 (разобрана) Архитектор:Д.В. Савицкий Адрес: Украина, Черниговская область, Городнинский район, г. Городня Координаты: 51.89102, 31.596739 Проезд:в створе Черниговской ул. сквер на месте снесённого храма Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первая, находившаяся в городе Городня Черниговской губ. деревянная церковь сгорела в 1696 г. Время её сооружения неизвестно. Новая деревянная Троицкая церковь находилась на центральной площади. Она была построена в 1732 г., а перестроена в 1752 г. В 1874 г. по проекту архитектора Д.В. Савицкого вместо деревянной была выстроена новая каменная церковь, ставшая настоящим украшением города. Крупнейшим и усердным строителем этой церкви был тогдашний городской голова, купец первой гильдии, меценат Павел Николаевич Писарев. «Храм этотъ величественный, в пяти главахъ, съ позолоченнымы куполами и крестами, по выдающейся архитектуре своей - служитъ, безспорного, лучшимъ украшениемъ города», - писала газета «Черниговские губернские ведомости» 18 марта 1895 г. Рядом с храмом находилось кладбище с вековыми липами и кленами, обнесенное кованной металлической оградой. Церковь разрушили в 1936 году. Сначала сбросили колокола, потом разобрали купола. Горожане молча наблюдали, крестились и плакали. Один из рабочих сорвался вниз и разбился насмерть, будто в знак того, что нельзя глумиться над святыней. Снесли храм до кирпичика, из которого выложили тротуары. Могилы знати сравняли с землей, ограду убрали и высадили скверик. В центре – памятник Ленину с указующим перстом. А на месте могилы священника устроили детскую площадку, на которой малыши долго находили белые камешки – остатки церковных ангелов. Когда в конце 1970-х на этом месте строили Дом культуры, прошлое опять напомнило о себе. Под землей сохранился фундамент церкви, а под ним древние захоронения священников, их останки и парчовые ризы. Источники: ; Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=48740

При строительстве колхозных мастерских было ликвидировано кладбище. По В. Легостаеву Храмы Калужского уезда. Калуга, 2001. Некоторые исследователи считают, что древний Городенск, упоминаемый в летописи под 1158 г., волость Городенка, названная в духовной Ивана Калиты 1328 г., и, наконец, Городня, именование которой встречается в грамоте 1350 года, — та же деревня Городня, которую Дмитрий Донской в 1389 г. среди других владений завещал своим наследникам. Писцовые книги 1631 г. также упоминают сельцо Городню, часть которого входила в поместье, а часть — в вотчину некоего «Епифантия Клементьевого сына Хитрово». Но в XVIII в. Городня считается уже издавна принадлежащей Голицыным. Со второй половины XVIII века владелицей Городни была Н. П. Голицына, которую обессмертил Пушкин в образе старой графини в «Пиковой даме». В 1759 г. в Московскую консисторию поступила челобитная князя Бориса Васильевича Голицына с просьбой построить в Городне церковь. Консистория отказала в строительстве церкви ввиду малочисленности прихожан. И только обращение в Святейший Синод позволило осуществить благое дело. Своим решением от 20 декабря 1759 г. Синод позволил построить каменную церковь на правах домовой. Маленькая одноглавая двусветная бесстолпная Успенская церковь с высоким куполом середины XVIII в. когда-то была не скромным сельским храмиком, а нарядной домовой церковью, предназначенной для посещения ее только владельцами усадьбы и их дворовыми. В перекрытой высоким куполом одноглавой церковке с овальными окнами второго света, с несколько вычурным, но изящным обрамлением, южный и северный фасад которой обработаны четырьмя пилястрами, заметны отзвуки барокко. Даже по сравнению с очень низенькими трапезной и пятигранной апсидой основной храм все же кажется миниатюрным. Южный и северный фасады церкви украшали пилястры. Престол освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, память 15/28 августа. Церковь была приписана к Воскресенской. Ближайшие церкви: на северо-востоке Воскресенская на Дубровке  в 3 км, на юго-западе Рождество-Богородицкая в селе Калужка в 3 км.

http://sobory.ru/article/?object=06751

469 Село Волковый упоминается в акте от 7 октября. 1459 года в жалованной грамоте, которою вел. князь Свидригайло Ольгердович подтверждает Луцкому Св.-Васильевскому монастырю права на имения, наданные ему ещё князьями Мстиславом Володимировичем Мономаховичем и Василько Романовичем, причём село Волковый лежало на границе этих имений (Архив, ч. 1, т. 1, стр. 182). Ещё оно упоминается в акте от 1545 года в описи Луцкого замка, составленной королевскими посланцами Юрием Фальчевским, епископом Луцким, и дьяком госкодарским Львом Наткевичем-Тишковичем; в числе городень этого замка упоминается городня «Рогозинской с Рогозна и с Волковый»: ниже, в помещённой в этом икте грамот Казимира, короля Польского, об установлении мыт, сказано, между прочим: «в Волковыях не надобно» брать мыто (Памятнки, т. 4, отд. 2, стр. 126). Ещё оно упоминается в акте от 6 февраля 1566 года в жалобе земянина Данилы Рогозенского о нанесении побоев его крестьянам крестьянами его брата Василия на Волковыйском ставу (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,040, стр. 4, п. 5). 470 При церкви села Рудки священнослужителями состояли: 1) свящ. Григорий Горинович (1775 г. – 1798 г.); 2) свящ. Харитон Теребинский (1800 г. – 1820 г.); 3) наблюдающий священник с. Лишни Афанасий Добровольский (1821 г. – 1829 г.); 4) свящ. Антоний Корчинский (1828 г. – 1870 г.) и 5) свящ. Флор Васильев. Гутовский – с 15 августа 1870 г. ныне (1890 г.) служит. Село Рудка – под именем Рудки и Рудец (– цы), как имение Василия Рудецкого, – упоминается в акте от 1545 года в описи Луцкого замка, в числе городень которого упоминается «городня Василия Рудецкаго с Рудки»; ниже, в описании большого земского Луцкого моста, упоминается ещё «городня Василия Рудецкаго с Рудец на четыре жолоба» (Памятники, т. 4, отд. 2, стр. 78, 85 и 114). Ещё оно упоминается в акте от 14 ноября 1561 года в жалобе Луцк. еврея Авраама Хижимовича об ограблении под предлогом мыта и нанесении ему побоев слугами пана Андрея Рудецкого в с. Рудке (Опись актовой книги Киевск.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

379 Село Пелжа – под именем Полз Луцкого повета – упоминается в акте от 1545 года в Потеевой описи Луцкого замка, в числе городень которого упоминается городня «Богдановой Ползкой – с Полз: ниже указываются «городни пустыя», из коих одна отдана во имение «Ползы, Ставища, что держит Богдановая Владычица»; ещё ниже, в той же описи, упоминается городня Богдановой Костюшковичевой с Полз» (Памятники, т. 4, отд. 2, стр. 82, 90 и 105). Ещё оно, как имение Луки Ольшановского с Ольшаницы, – под именем села Пелзы – упоминается в акте от 17 мая 1659 года в жадобе от имени пана Ольшановского на пана Александра Закржевского, разогнавшего своими притеснениями всех крестьян (кроме 4 калек) из находившегося у него, Закржевского, в заставе имения Пелза (Артив, ч. 6, т 1, прилож., стр. 12–13). Эта же жалоба Ольшановского была повторена 14 марта 1664 года (там же, стр. 61–62). Ещё оно – под именем с. Полжей – упоминается в акте от 1565 года 2 мая в жалобе пана Томаша Корбута о том, что крестьяне пана Малинского из села Полжей, укравшие у него лошадь, согласились было дать за неё ему трое других лошадей и уплатить часть денег, но, выдав ему лошадей, предварительно окормили их рожью, вследствие чего две из них пали, а денег совсем не отдали (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,039, стр. 12, п. 1). Ещё оно – под именем Полжи, как имение Михаила Малинского, – упоминается в акте от 1564 года 26 апреля в донесении вижа о том, что слуги наречённого владыки Владимирского Ивана Борзобогатого, приехав в им. Полжи, целый день ожидали пана Михаила Малинского, чтобы отдать ему в срок долг пана Борзобогатого (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,038, стр. 11, п. 24). 380 Село Боремец – под именем Буремца Луцкого повета, как имение Жидиченского монастыря, – упоминается в акте от 1545 года в описи Луцкого замка, в числе городень которого упоминается и «городня архимандрита Жидичинского с имения монастырского Буремца» (Памятники, т. 4, отд. 2, стр. 108). Ещё оно – под именем Буремца, как имение того же монастыря, – упоминается в акте от 28 января 1570 года в описи имений Жидичинского монастыря, составленной посланцами королевскими – писарем Василием Дривинским и коморником Станиславом Пальчевским, по смерти архимандрита этого монастыря Ионы; в числе имений монастыря упоминается и Буремец; ниже в находящемся в этом акте завещании архимандрита Ионы сказано: «священнику Буремецкому Власию (завещаю) копу грошей (3 руб), приставок чотыри» (Архив, ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

1, стр. 186). 343 Село Коблин – как имение Якова Монтовта – упоминается в акте от 1545 года в описи Луцкого замка, в числе городень которого упоминается городня «пани Якубовой с Коблина», или, как сказано в другом месте той же описи, «пани Якубовой Монтовтовичевой с Коблина». Ещё ниже в той же описи эта городня называется «городня пана Андрея Монтовта с Коблина». Ещё ниже, в помещённой в этой описи грамоте Казимира, короля Польского и великого князя Литовского, сказано, что «в Коблине не надобно» давать мыто (Памятники, т. 4, отд. 2, стрр. 76, 86, 116:126). Ещё оно упоминается в акте от 1580 года 6 июня по делу о развратной жизни Анны Монтовтовны, жены пана Павла Згличинского, в числе имений которой упоминается и Коблин. Должно заметить, что отец Анны Монтовтовны Ян Монтовт, по смерти первой жены, вступил в брак с Варварою Александровною из Норицка, которой завещал своё вотчинное имение Коблин с волостью в пожизненное владение. Варвара Александровна, по смерти Яна Монтовта, вышла замуж за Александра Семашка, подкомория Владимирского. Уплатив 4000 коп грошей Анне Монтовтовне, Александр Семашко и его жена приобрели право полной собственности на город Коблин. Ян и Андрей Андреевичи Монтовты добивались получить это имение, как вотчину, принадлежавшую их роду (кн. гр. Луцк. 1575, лис. 64–66). Курбский, т. 1, стр. 185, 186. Ещё оно упоминается в акте от 1369 года 25 мая в универсале Сигизмунда Августа о присоединении земли Волынской к короне Польской. Король, под угрозою конфискации имений, повелевает дворянам согласиться на соединение и подтвердить согласие присягою. В числе присягавших обывателей Луцкого повета значится «Ян-Монтовт Коблинский з Коблина». (Архив, ч 2, т. 1, стр. 7). Ещё оно – как имение подкомория Володимерского – упоминается в акте от 1572 года 16 апреля в жалобе от имени стольника великого княжества Литовского, Николая Дорогостайского, на подкоморого Владимирского, Александра Семашка и жену его Варвару о том, что они переселили из его имения села Дорогостай в своё имение Коблино два принадлежащие жалобщику крестьянские семейства – Олишки Андреевича и Барната (Архив, ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

440 Село Малев, – как имение ключника Луцкого Петра Загоровского, – упоминается в акте от 1545 года·в описи Луцкого замка, в числе городень которого упоминается «городня пана Петра Загоровского, ключника Луцкого, с Малева» (Памятники, т. 4 отд. 2, стр. 109). 441 Село Русиново-Берестечко упоминается в акте от 1545 года в описи Луцкого замка, в числе городень которого упоминается «городня Русинова с Берестечка» (Памятники, т. 4, отд. 2, стр. 77). Ещё оно упоминается в акте от 1563 года 8 июня в заявлении земянина Фёдора и Яцка Русинов об отсрочке разбора тяжбы их с братом Андреем о разделе земли и крестьян в м. Берестечке и людей, живущих в предместье Луцка (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,037, стр. 14, п. 12). Ещё оно упоминается в акте от 1563 года 16 июня в духовном завещании (от 16 июня), веновой и долговой записи (от 14 июня) земянина Яцка Русина в пользу жены своей и детей на 3-ю часть с. Берестечка и Луцкого предместья (– – стр. 15, п. 21). Ещё оно упоминается в акте от 12 августа 1568 года в жалобе Луцк. гродского писаря Феодора Русина о нанесении ему оскорблений, угрозах смертью и грабеже сена и хлеба на поле в селе Берестечке братом жалобщика паном Андреем Русиным (– 2042, стр. 23 п. 269). Отсюда видно, что село это называется Русиново-Берестечко потому, что некогда, быть может, при своём возникновении, принадлежало помещикам Русинам. 442 Село Мерва – под именем Мерви Луцкого повета – упоминается в акте от 1545 года в описи Луцкого замка, в числе городенъ которого упоминается «городня Никиты и Яцка Кутровских, с имений их Кутрова и с Мервы» (Памятники, т. 4, отд. 2, стр. 116) Ещё оно упоминается в акте от 16 августа 1566 года в жалобе урядника Холмского подкомория Михаила Дчалынского, Луки Малаховского, на польских земян Адама и других Лащей-Стремелецких о захвате, поорании и засеянии ими части Кутровского грунта под селом Мервой, что на реке Судиловке, разделяющей Волынь от Польши (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,040, стр. 27, п. 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

387 Село Борбин упоминается в акте от 1545 года в описи Луцкого замка, в числе городень которого упоминается «городня сына Валахова с Борбина» (Памятники, т. 4, отд. 2, стр. 83). 388 Село Великие-Дорогостаи – под именем Дорогостай – упоминается в акте от 1545 года в описи Луцкого замка, в числе городень которого упоминается «городня пана Николая Кухмистровича с Дорогостай»; ниже в том же акте упоминаются городни пустые, из коих одна была распределена паном Василием Тишковочем «на имение пана Николая Кухмистровича Дорогостаи и Романово» (Памятники, т. 4, отд. 2, стр. 82:90). Ещё оно упоминается в акте от 1565 года 20 августа в жалобе от имени пана Николая Кухмастровича-Дорогостайского на пана Яна Кухмастровича-Дорогостайского же о поджоге сена и трёх крестьянских дворов в селе Дорогостаях (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,039, стр. 26, п. 40). Ещё оно упоминается в акте от 1564 года 17 февраля в жадобе урядника пана Миколая Кухмистровича-Дорогостайского о нападении крестьян и слуг пана Яна Кухмистровича на Дорогостайских крестьян и об отказе пана Яна дать вижа для осмотра избитых и раненых. Ещё оно упоминается в акте от 10 марта 1564 года в заявлении Дорогостайского урядника пана Миколая Кухмистровича-Дорогостайского о том, что крестьянин последнего Евраш Плюта умирая, объявил в присутствии сторонних людей, что причиной его смерти были побои, нанесённые ему паном Яном Дорогостайским (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,038, стр. 6, 7, п. 10:12). Ещё оно упоминается в акте от 15 февраля 1566 года в жалобе Велюнского старосты Николая Кухмистровича Дорогостайского о порубках в Дорогостайском лесу, заключении в тюрьму в селе Муравице его бояр и нанесении одному из них тяжкой раны наместником пана Григория Ходкевича, Иганом Скрибой. Ещё оно упоминается в акте от 8 апреля 1566 года в жалобе пана Яна Кухмистровича-Дорогостайского о грабеже сена и поджоге клуни с житом в селе Дорогостаях слугой брата жалобщика – Николая. Ещё оно упоминается в акте от 11 апреля 1566 года в вводе господарским дворянином Яном Зарецким Виленского стольника Николая Кухмистровича-Дорогостайского во владение частями сёл – Романова и Дорогостаев за долг ему пана Яна Кухмистровича-Дорогостайского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Крупу Луцкого уезда; после него, с июня по сентябрь 1849 г., наблюдал приход свящ. м. Олыки Флориан 9) свящ. Василий Львович (с сентября 1849 г. по день смерти – апреля 1856 г.); после него, до октября 1860 г., наблюдал приход свящ. Лука Лукашевич; 10) свящ. Иоанн Голоскевич – с 22 окт. 1860 г. ныне (1889 г) служит. 399 Местечко Млынов – под именем местечка Млынова, как имение пана Яна Монтовта, – упоминается в акте от 23 мая 1562 года в жалобе земянина Андрея Русина о том, что жиды Луцкие Батко Мисанович и его сын Мошко не явились в назначенный срок в суд для уплаты ему долга и не уступили ему, вопреки условию, в обеспечение долга, имений пана Яна Монтовта – местечка Млынова и села Пекалова, находящихся у них в заставе. Ещё оно упоминается в акте от 25 мая 1562 года в жалобе тех же жидов Луцких Батка и Мошка Мисаноничей о том, что пан Ян Монтовт, вопреки своему обязательству, не отдал им в срок долга и отказывается уступить им в заставу свои имения – местечко Млынов и село Пекалово (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,036, стр. 18, п. 43:44), Ещё оно упоминается в акте от 2 сентября 1566 года в жалобе пана Яна Монтовта о скосе сена и посеянии овса, проса и проч. на его Млыновском грунте крестьянами Литовского стольника Николая Кухмистровича-Дорогостайского (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,040, стр. 28, п. 2). Ещё оно – под именем села Млынова – упоминается в акте от 10 августа 1568 года в свидетельстве ввозного по жалобе пана Яна Монтовта-Кобленского о нанесении побоев его крестьянам и грабеже лошадей, одежды, оружия и проч. в селе Млынове урядником и крестьянами князя Федора Головни-Острожецкого (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,042, стр. 22, 23, п. 262). Ещё оно упоминается в акте от 1545 года в описи Луцкого замка, в числе городень которого упоминается «городня пани Якубовой или, – как ниже сказано, – пани Монтовтовой с Млынова и Пекалова»; ниже в том же акте, в описании большого земского Луцкого моста, упоминается «городня панов Монтовтовичей с имения их Млынова; ещё ниже в том же акте приводится реестр о мытах, появившихся при короле Александре, причём здесь сказано, что в Млынове, – имении пани Якубовой-Монтовтовичевой берут по грошу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Принося при сем нижайшую мою благодарность за Архипастырское ко мне Вашего Высокопреосвященства благоволение, прошу Ваше Высокопреосвященство, Милостивейшего Архипастыря, благословить мне послужить при Преображенском храме, сколько дозволят мне старческие мои силы и сколько на это будет угодно Господу Богу». 2-е число. Вторник. Выехал из Твери по Московскому шоссе, для обозрения церквей, и в этот день были осмотрены мною церкви в селах: Власьеве, Эммаусе, Семеновском, Кошелеве, Городне и Мелкове. Близ села Эммаус был некогда Яминский монастырь, давно уже не существующий: впоследствии здесь был загородный дом Тверских архиереев, тоже упразднен; остаются только следы прудов, ныне высохших и заросших травою. Городня, Городень или Городец составлял некогда особое удельное княжество; но в 1569 году Городня была разрушена Иоанном Грозным, а жители избиты за подозрение в измене. 1963 Церковь в Городне во имя Рождества Пресвятые Богородицы одна из весьма древних в России. О ней напечатано в журнале «Морский Вестник» за 1857 г. В этой церкви остаются в употреблении два атласных антиминса, освященные 18 февраля 1745 г. архиепископом Тверским Митрофаном 1964 (Слотвинским). – На северной стене церкви мною усмотрена какая-то необыкновенная кар- —108— тина. По объяснению священника Н. Троицкого , картина эта в церковной описи (1846 г.) значится под наименованием «Страстной Троицы». – Она написана на полотне, мерою в вышину 2 арш. 4 вершка, в ширину 1 арш. 8 вершков. На картине изображены: с правой стороны Бог Отец, в виде старца, облеченного в цветное одеяние наподобие фелони, с лицом, обращенным к изображенному рядом Сыну Божию, Которого в тоже время Он поддерживает под рамена Своими руками. Иисус Христос изображен без одеяния, с страдальческим видом, с поникшею главою, как-бы, умирающим. Над главою Бога Отца изображен Св. Дух, в виде голубя, а по сторонам его три крылатых ангела – два с правой стороны и один с левой. В селе Мелкове имел ночлег в доме помещика Алексея Николаевича Столпакова. – Прием оказан очень радушный. Так как гостеприимец мой – человек образованный и доброго христианского настроения, то мы с ним вечером, во время прогулки в саду, много беседовали о церковных делах и духовных предметах.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010