Это касается и мастеров светской живописи, периодически готовых потрудиться для Церкви, а также светских мастеров в их внехрамовых работах. Свидетельства тому имеются в Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, где есть полотна выпускников Академии за весь период её существования, часто связанные с тематикой библейской или церковно-исторической или патриотической с подчеркнутым духовным началом, а также в Русском музее и Третьяковской галерее. Если сказать кратко, то речь идёт о работах Александра Андреевича Иванова (1806–1858 гг.), автора “Явления Христа народу” с многочисленными эскизами в двух основных вариантах – в ГТГ и ГРМ, а также его малоизвестные графические работы евангельской тематики), В.Д. Поленова (“Воскрешение дочери Иаира” – в НИМРАХ, “Христос и грешница – в ГРМ), И.Н. Крамского (“Христос в пустыни” – в ГТГ), Николая Ге (“Тайная вечеря” – в ГРМ) и других выдающихся художников. Этой живописи свойственен некоторый психологизм, иногда даже слишком заостренный, как в нескольких работах Н. Ге. Однако, избегая критицизма, следует сказать что в большинстве случаев религиозные произведения русских живописцев – это свидетельство исключительного свойства русской культуры сохранять самобытность и в то же время верность православной традиции, вбирая в себя лучшие достижения других культур, в том числе западной, которая а тому времени уже начала терять свои высшие завоевания. Ранее последних классицистических построек, уже с тридцатых годов начинается поворот к национальному направлению в зодчестве и изобразительном искусстве, в котором формировались различные стилевые явления, впрочем, соотносимые с господствовавшей в светской архитектуре эклектикой и сменившем её в 90е годы модерном. Первым и наиболее официальным явлением эпохи стал “русско-византийский стиль”, фактически созданный Константином Андреевичем Тоном (1794–1881 гг.). Наиболее яркий его пример – храм Христа Спасителя в Москве. Ряд мастеров работают в “византийском стиле”, причём на протяжении полувека.

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

96 Это пелена Сергиево-Посадского музея (инв. 413; см.; Маясова 1971 (1). С. 21–22, ил. 29–31). В том же музее хранятся: сударь «Распятие» (инв. 370); сударь «Агнец Божий» (инв. поручи «Благовещение, Флор и Лавр» (инв. см.: Средневековое лицевое шитье 1991. Кат. 14 и 15). Во Владимирском музее находятся также сударь «Распятие» с теми же признаками (инв. 1807). В ГРМ – фрагмент шитья со святыми Екатериной и Димитрием (инв. Д1Т-26), поступивший из Кирилло-Белозерского монастыря (см.: Маясова 1989 (1). С. 209 и примеч. 36; а также: Хлебникова 1977). 97 О возникновении этой композиции на русской почве см.: Лазарев 1966 (2). В Византии композиция «Отечество» известна с XI в.; в Новгороде, видимо, – с XIV в., в Москве – с конца XV в. 98 Так, на двух полосах итальянского шитья в собрании ГЭ имеются силуэтные изображения на темы «Времена года» и «Сотворение мира», расшитые однотонными пятнышками, на одной – зеленым, на другой – красным шелком (см.: Верховская 1961. Ил. 31–82). 100 Произведения великокняжеской мастерской этого времени рассматривались нами в диссертации: (Маясова 1971 (3). С. 73–93, примеч. 24–106), а также в докладе на конференции в Загорском музее г. 103 ГРМ, ими. ДРТ-276 (см.: Маясова 1971 (1). С. 20, ил. 40). Пелена предназначалась под икону того же содержания, выполненную в 1514 г. по заказу тех же вкладчиков художником школы Дионисия для Успенского собора монастыря (ГРМ, инв. 2741). 105 См.: Николаева 1968. С. 24, ил. 25. Икона передана в 1990-х гг. Московской патриархии. В последнее время некоторые исследователи (Э. К. Гусева, И. А. Кочетков) склонны относить икону к концу XV – началу XVI в., так что, возможно, и она выполнена по заказу Василия III. 109 Об «уповании» на Петра свидетельствует и тот факт, что в 1514 г. по указу Василия III в Москве на Неглинке Алевизом Новым была заложена каменная церковь Петра Митрополита (ПСРЛ. М„ 1965. Т. 13. С. 18). 110 Музеи Московского Кремля, инв. ТК-2465. Саккос передан из храма Христа Спасителя в 1931 г. (ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1931 г., д. 14). Ткань саккоса – западноевропейский узорный золотный атлас XVII в., оплечье и передник украшены золотным орнаментальным шитьем, а зарукавья – полосами зеленого бархата с шитой надписью от надгробного покрова XVII в. Бориса Ивановича Морозова (см.: Вишневская 1998).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

К новгородским произведениям относится икона «Свт. Николй Чудотворец, с избранными святыми» (рубеж XII и XIII вв., ГТГ) с поясным изображением святителя в среднике. Памятник долгое время хранился в соборе в честь Смоленской иконы Божией Матери в московском Новодевичьем мон-ре, однако был привезен туда, по преданию, из Новгорода царем Иоанном Грозным. Выбор святых на полях - целители Косма и Дамиан, св. князья Борис и Глеб, мученики Флор и Лавр - определяется их особым почитанием в регионе. Техника личного письма близка к памятникам Н. р. XII в. и в то же время соединяет различные живописные приемы: лик святителя некогда имел много слоев и прозрачные лессировки, а его рука была написана проще. Живопись XIII-XV вв. Развитие местной художественной традиции не было полностью прервано ни нашествием Золотой Орды, ни немецко-швед. нападениями. Однако торговые и культурные контакты Н. р. с др. странами сократились, что, с одной стороны, ослабило визант. влияние, с другой - обусловило интенсивность развития народного творчества. Эти качества способствовали постепенной кристаллизации собственно новгородского стиля. Художественное наследие XIII в. в целом невелико, такие иконы, как «Богоматерь с Младенцем» (рубеж XII и XIII вв., ГММК), «Святые Петр и Павел» из Белозерска (1-я пол. XIII в., ГРМ), демонстрируют ориентированность искусства на визант. произведения, но в них уже проявляются особенности формирующейся местной школы с ее суровой интерпретацией образов, массивными формами, упрощенными линиями, жестким, графичным рисунком и ярким колоритом. От середины и особенно от периода кон. XIII в. сохранились иконы, к-рые Смирнова определяет как фольклорные. В XIII в. широко распространяется тип икон, в к-рых главный фронтальный образ совмещен с отдельными фигурами или полуфигурами избранных святых на полях или в среднике. Переходный этап к стилю, в к-ром новгородские черты начнут преобладать над «византинизмами», знаменует собой икона свт. Николая Чудотворца (сер. XIII в., ГРМ) из новгородского Духова мон-ря - с приземистым силуэтом, графически очерченными контурами, очевидной геометризацией рисунка и медальонами, напоминающими эмалевые украшения. От 2-й пол. XIII в. сохранились неск. икон, а также миниатюр лицевых рукописей и настенные росписи ц. во имя свт. Николая Чудотворца в мон-ре на о-ве Липно (см. Липенский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь ). Опознавательными знаками новгородской школы стали киноварный фон икон, преобладание геометрических линий, вертикальной направленности и резкого контраста фигур в сочетании с суровостью образов, ярким цветом и плоскостностью неподвижных поз святых с застывшими взорами: иконы «Св. Иоанн Лествичник, св. Георгий и св. Власий» (ГРМ), «Спас на престоле, с избранными святыми на полях» (ГТГ), «Сошествие во ад», «Вознесение прор. Илии» (обе - галерея икон банка Интеза, палаццо Леони Монтанари, Виченца).

http://pravenc.ru/text/2577775.html

50 . Христос и ангелы (Евхаристия). Мозаика 1043–1046 гг. Киев, собор св. Софии. 51 . Омовение ног. Мозаика. 1-я четв. XI в. Фокида, монастырь Хосиос Лукас. 52 . Омовение ног. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник. 53 . Моление о чаше. Мозаика. Ок. 1220 г. Венеция, собор Сан-Марко. 54 . Моление о чаше. Таблетка из собора св. Софии в Нов­ городе. Кон. XV – нач. XVI в. Новгородский историко­архитектурный музей-заповедник. 55 . Поцелуй Иуды. Миниатюра константинопольской рукописи. Лекционарий 1059 г. Монастырь Дионисиат. Афон. 56 . Предание Иуды. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. Новгородский историко­архитектурный музей-заповедник. 57 . Целование Иуды. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. ГТГ. 58 . Поругание Христа. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. Новгородский историко­архитектурный музей-заповедник. 59 . Христос перед Каиафой и Анной. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. ГТГ. 60 . Отречение апостола Петра. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. ГТГ. 61 . Отречение Петра. Миниатюра армянского евангелия 1397 г. Фрагмент. Ереван, Матенадаран. 62 . Христос перед Пилатом. Миниатюра византийской рукописи Евангелия. XIII в. Петербург, Российская национальная библиотека. 63 . Приведение Христа на судилище к Понтию Пилату. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. ГТГ. 64 . Бичевание Христа. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. Новгородский историко­архитектурный музей-заповедник. 65 . Ведение на казнь. Икона. Кон. XIV в. Синай, монастырь св. Екатерины. 66 . Ведение ко кресту. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. Новгородский историко­архитектурный музей-заповедник. 67 . Восхождение на крест. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. Новгородский историко­архитектурный музей-заповедник.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

Нижнетагильский музей изобразительных искусств vk fb tw ok @ g+ lj Матвеев Н.С. Насильственный постриг (Против воли постриженная). 1887 Музей истории религии, Санкт-Петербург vk fb tw ok @ g+ lj Лебедев К.В. К боярину с наветом. 1904 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Иванов С. Боярский возок. 1908 Саратовский художественный музей vk fb tw ok @ g+ lj Иванов С.В. Приезд иностранцев Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Васнецов А.М. Московский застенок. Конец XVI века (Константино-Еленинские ворота московского застенка на рубеже XVI и XVII веков). 1912 Музей Москвы Раздел 5. XVIII век. От Петра Великого до Екатерины Великой Исторические персонажи XVIII столетия, времени становления Российской империи, окружены в живописи романтическим ореолом. Художники черпали сюжеты, посвященные жизни и правлению Петра Великого и Екатерины II, придворным заговорам и интригам эпохи дворцовых переворотов, таинственным узникам и самозванцам, в литературных произведениях и исторических сочинениях. vk fb tw ok @ g+ lj Лагорио Л.Ф. На берегу пустынных волн. 1897 Государственный мемориальный музей А.В. Суворова, С.-Петербург vk fb tw ok @ g+ lj Зауервейд Н.А. Петр I усмиряет ожесточенных солдат своих при взятии Нарвы в 1704 году. 1859 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Горелов Г.Н. Сцена из времен Петра I. (Похороны на свиньях) Музей Российской академии художеств vk fb tw ok @ g+ lj Ге Н.Н. Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1874 Новгородский музей-заповедник vk fb tw ok @ g+ lj Суриков Василий. Меншиков в Берёзове. 1883 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Неврев Н.В. Княжна Прасковья Григорьевна Юсупова перед пострижением. 1886 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Творожников И.И. Поручик Василий Мирович у тела Иоанна Антоновича 5 июля 1764 года в Шлиссельбургской крепости. 1884 Курская галерея им. Дейнеки vk fb tw ok @ g+ lj

http://pravoslavie.ru/139872.html

И музей, как память о предках, память живая, воплощенная в музейном творчестве, ведет к воскрешению: музей воспитывает, музей – школа. Музей – действительная литургия оглашенных. Как богословие – родословие, так храм небесный – храм земной, кладбищенский. Но музейное творчество – художественное воскрешение предков! Как перейти от художественного к действительному воскрешению, к литургии верных. Музейное творчество воплощает в себе полноту знания, чувства и воли, и в этой полноте лишь подобие действительного воскрешения. Музейное творчество не выводит из мipa подобий, а лишь зовет к образу, к жизни. Где же предел, где же имманентного воскрешения, если в самых глубинах обряда-проекта наличен разрыв мысли и дела, подобия и образа? Как регуляция внутренняя косвенно зависит от регуляции внешней, так музейное творчество зависит от познания природы. Музейное творчество – начало регуляции внутренней; а так как основная рознь – рознь человека и природы, то все человечество, как субъект музейного сыновнего творчества, ждет избавления от победы над природой, от знания природы. Но натуралистическое истолкование психократии, как мы видели, не решает психологической задачи, не ведет нас от логического к бытийному, от идеального к реальному, от художественного к действительному. У Федорова храм-музей становится проектом системы естественнонаучного знания. Остается тайна единства души и тела, регуляции внешней и внутренней, тайна имманентного воскрешения. Но эта тайна не отвечает на вопросы души чувствующей действительность смерти и жаждущей действительная воскрешения. Храм-музей лишь овеществляет жажду жизни, но не утоляет ее. Как художественный проект, храм-музей еще ярче выражает требования духовного, а не естественно-природного, таинства, а не тайны, храма – Тела Христова, а не музея-кладбища… —310— Итак, вместе с Федоровым, мы пришли к тайне плоти, к тайне естественного воскрешения сынами человеческими своих отцов и братьев: имманентное воскрешение, по основному своему устремлению, по характеру полноты естественного знания и излучает какой-то мистический свет.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

— Дата открытия выставки, 7 ноября, наверняка была выбрана не случайно? — Не только дата, но и место проведения выставки. Изначально была идея провести ее на церковной площадке, например в Храме Христа Спасителя. Но мы поняли, что для такого проекта целесообразнее выбрать другое пространство. У нас было много разных вариантов, нам предложили Государственный исторический музей, где мы делали выставку пять лет назад, еще несколько известных московских музеев. Но мы остановили свой выбор именно на Музее современной истории России, поскольку это бывший Музей революции. Дата открытия выставки — 7 ноября, в годовщину Октябрьской революции, родилась сама собой. И получилось всё довольно символично. — Как на инициативу университета отреагировали в самом музее? — Руководство музея оказалось весьма заинтересовано в нашем проекте. Дело в том, что в конце 2011 года была инициирована программа увековечивания памяти жертв политических репрессий и Музей современной истории России был выбран главной музейной организацией в рамках реализация этой программы. Поэтому здесь наша выставка попала в русло деятельности музея. Этот проект оказался важен и для позиционирования самого музея. Не секрет, что его до сих пор все называют Музеем революции, да и постоянная экспозиция мало изменилась со времен Советского Союза. Тем временем музей давно сменил вывеску и посвящен современной истории России, которая гораздо шире истории СССР. Поэтому включение в экспозицию церковной истории весьма значимо. История Церкви — это часть современной истории. Мы не должны ее вырезать из истории страны или редуцировать до совершенно абсурдных форм, как это нередко бывает. Важно напоминать, что современная история немыслима без истории Церкви, поскольку Церковь неотделима от общества. — Получается, что желание работать над организацией подобной выставки было обоюдным? — Да, здесь получилось совпадение интересов. Кроме того, в фондах музея хранится множество интереснейших экспонатов, которые не нашли места в постоянной экспозиции и поэтому мало известны. Наша совместная выставка дала возможность музею показать свои богатые фонды. Но не только Музей современной истории участвует в этом проекте. Экспонаты для выставки предоставили ведущие государственные и ведомственные архивы, Государственный исторический музей, Государственный музей политической истории России в Петербурге, региональные музеи, а также церковные структуры: многие епархии, музеи, монастыри, храмы, частные лица, которые хранят вещи, связанные с их родственниками, пережившими репрессии в ХХ веке. Выставка является, на мой взгляд, примером положительного опыта сотрудничества светских и церковных институтов в рамках единого проекта, имеющего большое воспитательное, историческое и политическое значение.

http://e-vestnik.ru/history/vystavka_pre...

Утро последнего дня пребывания в Константинополе мы посвятили обозрению музеев. Музеев в Константинополе три. Музей оружия – в бывшей церкви св. Ирины, где происходил 2-ой вселенский собор. В этот музей доступ возможен только с разрешения самого султана и требует много хлопот. Далее – музей янычар, в котором собрана коллекция чучел, представляющих собою старинную одежду и вооружение янычар. На осмотр этого музея у нас не хватало времени, да и он сам, по словам Преосвященного, посетившего его в первый приезд в Константинополь, не представляет ничего особенно интересного. Гораздо интереснее третий музей, музей древностей, собранных из всех стран востока, прилегающих к Средиземному морю, т.е. из тех стран, в которых совершалась древняя история. Музей древностей находится в Стамбуле, в двух зданиях – старом и новом. В саду, примыкающем к музею, много древних гробниц и скульптурных изображений греческих богов, но всё это в страшном запустении: гробницы заросли травою, боги – с отбитыми носами. Внутри музей несколько благоустроеннее и содержится опрятно. Здесь собрана довольно богатая коллекция образцов скульптуры и керамики греков, есть прекрасные статуи греческих богов, много мумий и скульптурных изображений древнего Египта; среди них прекрасно сохранившийся в течение нескольких тысячелетий скелет египетского царя Тибинета, помещенный под стеклом. Есть очень древние находки, покрытые куническими клинообразными письменами, которые мы, не без успеха, пробовали разбирать. Но более всего обращают на себя внимание в музее древние греческие саркофаги, – особенно один из них, чудной работы, известный под именем саркофага Александра Македонского. Громадный бело-мраморный саркофаг прекрасно —713— сохранился. С четырех сторон он украшен высеченными из мрамора горельефами, изображающими сцены из жизни умершего: охоты, пиры, битвы. Изящество отделки и оригинальность замысла, тонкий художественный вкус делают этот древний саркофаг образцом совершенства. Мраморные миниатюрные фигуры людей и животных на саркофаге кажутся живыми. Живший несколько тысяч лет тому назад творец этого саркофага не только прекрасно знал анатомию, но и был величайшим художником, способным вдохнуть жизнь в холодный мрамор. Изображения людей дышат жизненностью; они индивидуальны, лица вполне выражают те мысли и чувства, какие соответствуют окружающей обстановке; вообще художественности работы в праве позавидовать любой современный скульптор. Есть в музее и отдел христианских древностей: иконы, кресты и пр., но очень не велик для древней Византии. В общем наличность музея, принимая во внимание историческое значение древней Византии и мест, прилегающих к Мраморному, Ионическому и Средиземному морям, могла бы быть значительно богаче, чем теперь. Но сравнительная бедность его находит отчасти объяснение в том, что турки только в последнее время стали несколько интересоваться археологией.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Барнаул. 2-я премия - «...Более, чем художник...»: к 150-летию со дня рождения Алексея Козьмича Денисова-Уральского» Екатеринбургский музей изобразительных искусств, г. Екатеринбург. 3-я премия - «Афганская баллада» Тольяттинский краеведческий музей. Специальная премия «Духовный подвижник» - «Сергий Радонежский. К 700-летию со дня рождения» Государственный музей истории религии, г. Санкт-Петербург. Специальная премия «Хранители» - «Жизнь, посвященная дворцу...» Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Царское село», Санкт-Петербург, г. Пушкин (проект посвящен заслуженному архитектору России А.А. Кедринскому). Специальная премия «Ратоборцы» - «Творцы паритета» Северодвинский городской краеведческий музей (проект посвящен ракетчикам, корабелам, и подводникам, которые создавали ракетно-ядерный щит СССР ). Специальная премия «Творцы» - «М.Н. Чернышевский - хранитель, просветитель, летописец» Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского, г. Саратов. Специальная премия «Земляки» - «Творец жизни Духа» Краеведческий центр «Дом Няна» Няндомского центра культуры и спорта, Архангельская обл. (проект посвящен святому великомученику митрополиту Петроградскому и Гдовскому Вениамину (Казанскому). Специальная премия «Собиратели» - «Слава вам, шагнувшим в бессмертие!» Музей гимназии имени Подольских курсантов, г. Климовск, Московская область (проект создания кластера памяти Подольских курсантов на Родине увековечивания героев). В награждении и поздравлении лауреатов премии участвовали - вице-губернатор Санкт-Петербурга А.Н. Говорунов, епископ Царскосельский Маркелл, генеральный директор ОАО «Талион» А.И. Ебралидзе, председатель Союза писателей России, заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора В.Н. Ганичев; член-корреспондент РАН, советник РАН Николай Скатов, директор Всероссийского музея А. С. Пушкина Сергей Некрасов, председатель правления Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России, поэт Борис Орлов, критик Валентина Ефимовская, главные редактора журнала «О, Русская земля» Марина Ганичева, издательства «Ихтиос» Сергей Котькало, директор Государственного музея А.С.

http://ruskline.ru/analitika/2014/09/13/...

Паломничество в Антирелигиозный музей О том, где все-таки находились мощи преподобного Серафима после того, как были вывезены в Москву, пишет историк и краевед из Сарова Валентин Степашкин (один из авторитетных исследователей жизни саровского старца, благодаря трудам которого был установлен точный год рождения Прохора Мошнина, в монашестве Серафима). В выпущенном им в серии «Жизнь замечательных людей» жизнеописании преподобного Серафима историк рассказывает, что весной 1927 года, когда мощи оказались в Мос­кве, Центральный государственный антирелигиозный музей только значился в проектах. В одном из архивов Степашкин обнаруживает запись, что мощи поместили сначала на по­дворье Серафимо-Дивеевского монастыря, а когда в стенах соборного храма закрытого Страстного монастыря открыли Антирелигиозный музей, мощи перенесли туда. Историк приводит интересные документы, свидетельствующие, что музей пользовался большой популярностью в первые годы своей работы, что его посетило немалое количество людей. Приходили не из праздного любопытства, а чтобы поклониться мощам преподобного Серафима. То есть в Антирелигиозный музей начинается настоящее паломничество. В 1937 году постройки монастыря были снесены в связи с начавшейся реконструкцией улицы Горького, и музей переехал в закрытый для богослужений Никольский храм в Новой Слободе на Долгоруковской улице. С началом войны здание музея передается под общежитие бойцов местной ПВО. Фонды музея законсервированы, и их судьба во время войны неизвестна. На этом след святых мощей терялся. После окончания войны музей так и не возобновил свою работу и был присоединен к ленинградскому Музею истории религии, который располагался в здании Казанского собора. Как выяснилось спустя много десятилетий, мощи саровского старца вместе с музейными экспонатами переехали в Ленинград и уже не выставлялись, а хранились в запасниках. Кто укрыл святыню в Казанском соборе Ленинграда, неизвестно. Только в музейных фондах она не значилась. Возможно, это и спасло ее, поскольку в документах 1920 года говорилось, что мощи изъяты для «уничтожения или помещения в музей».

http://e-vestnik.ru/history/serafim_saro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010