XV в.: с образом Божией Матери «Неопалимая Купина» из Кириллова Белозерского мон-ря (ГРМ); «Успение Богородицы» из владимирского Княгинина мон-ря (ГТГ); «Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому» московской работы (ГММК) - везде по пояс, с непокрытой головой, со свитком в руке; на обороте двусторонней шитой пелены «София Премудрость Божия - свт. Николай Чудотворец, вмч. Никита, преподобные Антоний и Феодосий Печерские», 2-я пол. XVI в., происходящей из ц. вмч. Никиты в Новгороде, где был придел во имя А. (ГРМ),- фронтально, в рост, в куколе. Так же А. представлен на обороте новгородской таблетки «Распятие Христово - сщмч. Антипа, еп. Пергамский, преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские», 2-я пол. XV в. (ГТГ); на псковском походном иконостасе, 3-я четв. XVI в. (ТКГ),- в нижнем ряду, в числе преподобных; на укр. иконе «Ангел-хранитель с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими», 1-я пол. XIX в. (НКПикз); в клейме на офорте «Вид Эсфигменской обители на Афоне», 1847 г. (Гос. лит. музей. Москва) и др. К единоличным изображениям А. относится шитый покров нач. XVI в. (ГРМ), изготовленный для Киево-Печерского мон-ря и вложенный в 1586 г. в Кириллов Белозерский мон-рь московским приказным дьяком Львом Вокшариным: куколь выполнен светлым шелком, преподобный благословляет двуперстно и держит в левой руке развернутый свиток с текстом, аналогичным надписи на Печерской иконе. Образ преподобного имеется на иконе 1-й пол. XVI в. (ГТГ) - по пояс; на иконе нач. XX в. (ГЭ), выполненной М. И. Дикарёвым ,- на фоне пейзажа с Успенским собором и колокольней, в рост, с развернутым свитком в руке; помещен в минейных циклах на май, напр., на вологодской иконе кон. XVI в. (ВГИАХМЗ) из ц. во имя прп. Димитрия Прилуцкого, на ростовской эмалевой иконе кон. XVIII в. (ГМИР). В композиции «Древо Киево-Печерских святых»: на иконе 60-х гг. XVII в. (УИХМ); на створке панагии архим. Иосифа (Тризны) 1655 г. работы киевского серебряника и гравера Феодора (ГРМ); на окладе Евангелия 1701 г. (НКПикз) - А.

http://pravenc.ru/text/115866.html

79 Кроме описанного, до нас дошли еще два шитых иконостаса. Один, с изображением Деисусного чина, выполненный в середине XV в. в мастерской новгородского архиепископа Евфимия II, принадлежал Троице-Сергиеву монастырю, а сейчас хранится в ГТГ (инв. 20928; см.: Маясова 1971 (1). С. 16–17, ил.17:18). Другой – походный иконостас царя Федора Ивановича 1592 г., находится в ГРМ (инв. ДРТ-314–322; см.: Лихачева 1980. С. 46–48, кат. 84). 81 См., например, икону «Димитрий Солунский» в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры: Лазарев 1966(1). Табл. 178. 86 Сергиево-Посадский музей, инв. См.: Маясова 1998. С. 44, ил. на с. 43. Л.Д. Лихачева, относя покров «Сергий Радонежский» к середине XV столетия, считает, что этим же временем (1447–1448) можно датировать и покров «Кирилл Белозерский».(ГРМ, инв. ДРТ-262), являющийся по ее мнению вкладом великого князя Василия II (см.: Лихачева 1996). Не вполне убедительно лишь ее утверждение о существовании раки Кирилла уже в середине XV в. 87 ГРМ, инв. ДРТ-31 и " Т-19 (см.: Лихачева 1980. С. 14, 12; Маясова 1971 (1). С. 14–15, ил. 14). 90 Воспроизведение этой пелены или «шитой иконы» см.: Труды VIII Археологического съезда 1897. С. 226, табл. II. 91 ГЭ, инв. Э/РТ-7976. Приобретена и 1851 г. из собрания И. А. Гальнбека (см.: Косцова, Моисеенко 1977. С. 18–21). 92 ГРМ, инв. и ДРТ-261 (см.: Лихачева 1980. С. 12, 14, ил. на с. 20 и с. 10, ил. на с. 127), Опись Иосифо-Волоколамского монастыря 1545 г. см.: Георгиевский 1911. С. 6. 94 ГИМ, инв. РБ-6 и РБ-5. Пелены поступили сюда из собрания И. Щукина (см.: Щепкина 1954; Маясова 1990 (3). С. 87–100; Средневековое лицевое шитье 1991. С. 14–15, 16 и 17). 95 М.В. Щепкина считает, что здесь изображен крестный ход в Вербное воскресение 8 апреля 1498 г., вскоре после коронации Дмитрия (Щепкина 1954). А.Н. Грабар связь с коронацией отрицает (Грабар 1981). См. наши контрвозражения ему: Маясова 1985. С. 198–200, примеч. Л. М. Евсеева высказала мысль, что на пелене изображено шествие в день коронации Дмитрия (4 февраля 1498 г.) (см.: Евсеева 1999). Против этого свидетельствует ряд моментов. Так, например, будущий великий князь Василий III на коронации не присутствовал, а на пелене он изображен.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

30 . Сретение. Псковская икона. XVI в. Псковский историко-архитектурный музей-заповедник. 31 . Сретение. Икона из праздничного ряда собора св. Софии в Новгороде. 1341 г. Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник. 32 . Сретение. Миниатюра армянской рукописи «Чашоц». 1286 г. Ереван, Матенадаран. 33 . Крещение. Миниатюра. «Гомилии Иоанна Богослова». XI в. Монастырь Дионисиат. Афон. 34 . Крещение – Богоявление. Миниатюра греческого евангелия XII в. из монастыря св. Пантелеймона. Афон. 35 . Изгнание бесов из двух бесноватых. Миниатюра евангелия XIII в. из Иверского монастыря. Афон. 36 . Исцеление прокаженного. Миниатюра евангелия XIII в. из Иверского монастыря. Афон. 37 . Пир в Кане Галилейской. Миниатюра евангелия XIII в. из Иверского монастыря. Афон. 38 . Преображение. Миниатюра греческого евангелия. XI в. Монастырь Дионисиат. Афон. 39 . Преображение. Псковская икона. XVI в. Псковский историко-архитектурный музей-заповедник. 40 . Преображение. Икона из праздничного ряда собора св. Софии в Новгороде. 1341 г. Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник. 41 . Воскрешение Лазаря. Икона из праздничного ряда собора св. Софии в Новгороде. 1341 г. Новгородский историко­архитектурный музей-заповедник. 42 . Воскрешение Лазаря. Новгородская икона. 1-я пол. – сер. XV в. ГРМ. 43 . Христос и самаритянка. Миниатюра константинопольской рукописи XIII в. из Иверского монастыря. Афон. 44 . Вход в Иерусалим. Миниатюра армянской рукописи «Чашоц». 1286 г. Ереван, Матенадаран. 45 . Вход в Иерусалим. Икона из праздничного ряда собора св. Софии в Новгороде. 1341 г. Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник. 46 . Вход в Иерусалим. Псковская икона. XVI в. Псковский историко-архитектурный музей-заповедник. 47 . Тайная вечеря. Миниатюра из византийского евангелия. IX в. Петербург, Российская национальная библиотека. 48 . Тайная вечеря. Миниатюра армянского евангелия «Таркманчац». 1232 г. Ереван, Матенадаран. 49 . Тайная вечеря. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV-haч. XVI в. Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

См.: Из коллекции Н.П. Лихачева. Каталог выставки. СПб., 1993, с.135, кат. 341 (там же библиография); Псковская икона XIII–XVI веков. Альбом. Авторы вступит. ст. М.В. Алпатов и И.С. Родникова. Л., 1990, кат. 14, с.294, цв. ил.14. 735 Псковский историко-художественный музей-заповедник, инв. 2731. Кон. XV в. 120 х 99. Доска сосновая из трех частей, две накладные шпонки, ковчег, паволока. Происхождение неизвестно. В музей поступила до 1940-х гг. Во время войны была вывезена оккупантами в Германию и возвращена в 1945 г. Раскрыта в ГЦХРМ им. Грабаря В.А. Зборовским в 1967–1970 гг. Особенно пострадала живопись верхнего ряда святых. См.: Живопись Древнего Пскова. Каталог 1970, б/п; Овчинников А.Н. Опыт описания произведений древнерусской станковой живописи. Техника и стиль. Вып.1. Псковская школа XIII–XVI веков. M., 1971, с.53–56, 20; Овчинников A., Кишилов Н. Живопись древнего Пскова. M., 1971, с.17, кат. 20; Древнерусская живопись. Сост. С. Ямщиков. M., 1973, с.20, ил.21–24; Овчинников А.Н. Из опыта реконструкции древних икон//Музей и современность. Т.36, вып.2. M., 1976, с.197–206; Ποпов Г.В., Рындина A.B. Живопись и прикладное искусство Твери XIV–XVI вв. M., 1979, с.199; Овчинников А.Н. Икона середины XVI века «Воскресение» (псковский извод)//Древний Псков. История, искусство, археология. Новые исследования. M., 1988, с.133–154; Псковская икона XIII–XVI веков, кат. 30, с.298, ил.30. 736 ГРМ, инв. ДРЖ 3140. Сер. XVI в. 156,2 х 92,3 х 4. Доска сосновая, из двух частей, две врезные сквозные шпонки, ковчег, паволока. Происхождение неизвестно. Обнаружена и вывезена 737 экспедицией ГРМ в 1958 г. из Троицкого собора г. Острова Псковской обл. (1790). Судя по инвентарному номеру на оборотной стороне иконы, сделанному зеленой краской: «508–35 г.», в этом году она стояла в одном из действующих храмов Пскова, и лишь позже была перевезена в Остров. Сохранность хорошая, незначительные выпадения красочного слоя и вставки левкаса с поздней живописью на одеждах. Раскрыта в ГРМ в 1958–1960 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

30 Майоров Н.И. Введение в историю Древнего Востока. Учебное пособие. Томск: Изд-во Томского университета, 2003. С. 24. 59 Майоров Н.И. Введение в историю Древнего Востока. Учебное пособие. Томск: Изд. Томского университета, 2003. С. 6. 65 Выдающийся русский востоковед В.С. Голенищев и история приобретения его коллекции в музей изящных искусств (1908–1912)//ГЭ, ГРМ, ГМИИ им. А.С. Пушкина/Сост., автор прим. Демская А.А., Ходжаш С.И. и др. М.: Сов. художник, 1987. С. 120–121. 67 Выдающийся русский востоковед В.С. Голенищев и история приобретения его коллекции в музей изящных искусств (1908–1912)//ГЭ, ГРМ, ГМИИ им. А.С. Пушкина/Сост., автор прим. Демская А.А., Ходжаш С.И. и др. М.: Сов. художник, 1987. С. 124–130. 70 Выдающийся русский востоковед В.С. Голенищев и история приобретения его коллекции в музей изящных искусств (1908–1912)//ГЭ, ГРМ, ГМИИ им. А.С. Пушкина/Сост., автор прим. Демская А.А., Ходжаш С.И. и др. М.: Сов. художник, 1987. С. 307–308.  86 Митрофанов Г., прот. История Русской Православной Церкви 1900–1927. СПб.: Сатис, 2002. С. 96–183. 88 Священный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Собрание определений и постановлений. Вып. 2. М., 1994. 89 Кравецкий А.Г. Проблемы типикона на Поместном Соборе. Ученые записки. Вып. 1.М., 1995. С. 59. 91 Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М.: Изд-во Сретенского монастыря. 2006. С. 274. 93 Глазов В., свящ. История праздника Всех святых, в земле Российской просиявших//Московские епархиальные ведомости. 2005. 5–6. С. 71. 95 Кравецкий А.Г. Проблемы типикона на Поместном Соборе//Ученые записки. Вып. 1. М., 1995. С. 58–90. 96 Глазов В., свящ. История праздника Всех святых, в земле Российской просиявших//Московские епархиальные ведомости. 2005. 5–6. С. 72.  98 Глазов В., свящ. История праздника Всех святых, в земле Российской просиявших//Московские епархиальные ведомости. 2005. 5–6. С. 74. 100 Кравецкий А.Г. Проблема богослужебного языка на Соборе 1917–1918 гг. и в последующие десятилетия//Журнал Московской Патриархии. 1994. 2. С. 73; Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Том 10. Деяния 137–151 . М., 2000. С. 139.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/b...

Кострома. Музей деревянного зодчества. Музей деревянного зодчества.    Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Костромская область, г. Кострома, ул. Просвещения, д. 1, Ипатьевский монастырь Координаты: 57.775434, 40.889331 Проезд:автобус 14 до остановки " Ипатьевская слобода " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Монастырь расположен близ города Костромы, на старой ярославской дороге, проходившей ранее по левому берегу реки Волги. Ипатьевский монастырь избежал обычной участи храмов после революции. Он не был разрушен или превращен в складские помещения. На его территории был устроен музей-заповедник. В его помещениях расположились музеи. Обычный для небольших городов краеведческо-исторический музей, богатая коллекция церковной утвари и икон и даже, как ни странно, музей естествознания. После революции, в 1919 году, монастырь закрыли и его материальные ценности национализировали. В 1958 году в Ипатьевском монастыре создан Костромской историко-архитектурный музей-заповедник. На реставрацию выделены значительные средства. Работы, произведенные костромской реставрационной мастерской, позволили освободить древние постройки от позднейших искажений, вернуть им первоначальный вид. Музей-заповедник включал организованный на территории монастыря и в прилегающей местности Музей народной архитектуры и быта. Зеленые насаждения на монастырской территории появились около ста шестидесяти лет назад. Разросшиеся дубы и лиственницы обрамляют памятники древнего зодчества. В настоящее время все строения Ипатьевского монастыря отреставрированы и взяты под государственную охрану. В 1958 году комплекс зданий и сооружений отнесен к числу республиканских историко-архивных музеев-заповедников. Рядом с монастырем расположен Музей деревянного зодчества под открытым небом. Свайные баньки, ветряные мельницы, избы воспроизводят облик северной русской деревни. Многообразны церкви разных типов и объемов. Часть экспозиции музея находится на территории монастыря. При подготовке статьи использованы материалы с www.kostroma.ru 

http://sobory.ru/article/?object=00521

11 . Апостол Павел. Новгородская икона из деисусного чина. 2-я пол. – кон. XV в. ГТГ. 12 . Пророки Даниил, Давид и Соломон. Икона пророческого ряда Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Ок. 1497 г. ГТГ. 13 . Царские врата с изображением Благовещения и двух святителей: Василия Великого и Иоанна Златоуста . Новгород. 1-я пол. или сер. XVI в. Новгородский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. 14 . Царские врата с изображением Благовещения, причащения апостолов и четырех евангелистов. Новгород. Нач. XVI в. ГРМ. 15 . Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот. Псковская икона XVI в. Псковский историко-архитектурный музей-заповедник. 16 . Рождество Богоматери. Мозаика. XI в. Церковь Успения в Дафни. 17 . Введение во храм. Новгородская (?) икона. Сер. XVI в. ГРМ. 18 . Благовещение. Миниатюра армянского евангелия. Кон. XIV-haч. XV в. Ереван, Матенадаран. 19 . Благовещение. Миниатюра армянского евангелия. 1297 г. Ереван, Матенадаран. 20 . Устюжское Благовещение. Новгородская (?) икона. Кон. XII в. ГТГ. 21 . Благовещение. Икона из праздничного ряда собора св. Софии в Новгороде. 1341 г. Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник. 22 . Благовещение Иосифу. Миниатюра константинопольской рукописи. Лекциоиарий 1059 г. из монастыря Дионисиат. Афон. 23 . Путешествие в Вифлеем. Мозаика. Ок. 1316–1321. Константинополь, Кахрие-Джами. 24 . Рождество Христово. Миниатюра греческого евангелия XII в. из монастыря св. Пантелеймона. Афон. 25 . Рождество Христово. Икона из праздничного ряда собора св. Софии в Новгороде. 1341 г. Новгородский историко­архитектурный музей-заповедник. 26 . Рождество Христово. Псковская икона XVI в. Псковский историко-архитектурный музей-заповедник. 27 . Пастухи, ожидающие в полях. Миниатюра греческого евангелия XII в. из монастыря св. Пантелеймона. Афон. 28 . Поклонение волхвов. Миниатюра из коптского евангелия XII в. Париж, Национальная библиотека. 29 . Сретение. Миниатюра. Могнинское евангелие. Сер. XI в. Ереван, Матенадаран.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

пророков, обычно изображали в куполе и в вост. части храма: в алтаре кафоликона (мон-рь вмц. Екатерины на Синае, 550-565), как один из больших пророков И. часто представлен в ряду пророков в куполе и барабане главы (мон-рь Хора; ц. Панагии Аракос близ Лагудеры на Кипре, 1192; Введенская ц. мон-ря Нова-Павлица; ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в Студенице; ц. Успения Богородицы в Дафни, ок. 1100; ц. Панагии Паригоритиссы в Арте; монастырь Паммакаристос в К-поле, ок. 1315; ц. св. Апостолов в Фессалонике, 1312-1315; ц. Богородицы Одигитрии в Пече, ок. 1337), в центральной апсиде на арке (Токалы-килисе в Гёреме), в парусах (ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана), Палермо), на склоне подпружной арки (ц. Рождества Христова на Красном поле в Вел. Новгороде, 90-е гг. XIV в.), на стене в пресбитерии рядом с композициями «Гостеприимство Авраама» и «Жертвоприношение Авраама» (ц. Сан-Витале в Равенне). В базиликальных постройках фигура И. помещалась в среднем поясе на сев. и юж. стенах между окнами (ц. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, ок. 520; ц. Сант-Анджело ин Формис, Капуа, между 1072 и 1087). Рельефная фигура И. украшала «Портик славы» собора в Сантьяго-де-Компостела, Испания (1166-1190), сев. портал в Шартрском соборе (ок. 1210), зап. портал в Амьенском соборе (1225-1236). Пророки Аввкум, Иеремия, Иона. Икона. Ок. 1497 г. (ГРМ) Пророки Аввкум, Иеремия, Иона. Икона. Ок. 1497 г. (ГРМ) Изображение И. включалось в пророческий ряд высоких иконостасов на Руси: иконы «Прор. Иеремия» из т. н. Кашинского чина (2-я четв. XV в., ГРМ), из главного иконостаса Софийского собора в Вел. Новгороде (XVI в.), из новгородского Антониева в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря (60-е гг. XVI в., НГОМЗ) и из московского Иоанновского монастыря (2-я пол. XVI в., СПГИАХМЗ); икона «Пророки Иеремия и Гедеон» из Троицкого собора ТСЛ (1425-1427); иконы «Пророки Аввакум, Иеремия, Иона» (ок. 1497, ГРМ) и «Пророки Даниил, Иеремия, Исаия» из собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (ок.

http://pravenc.ru/text/293630.html

Преображение. 2004. С. 24-27; Фролова. 2005. С. 6; Мильчик. 2012. С. 10, 145). Нек-рые иконы из церквей К., возвращенные в 1944-1945 гг., были переданы на хранение в ГРМ и МИИРК, где их реставрировали; благодаря публикациям (начиная с 60-х гг. XX в.) памятники введены в научный оборот. Мн. иконы, прежде всего храмовые, гораздо древнее совр. церквей К. Их иконография и композиция сохраняют память о культурной традиции всего Обонежья. Одними из древнейших являются иконы из Муромского мон-ря (подробнее см.: Литвинова Н. К., Прохоров Г. М. Житие Лазаря Муромского//СККДР. 1989. Вып. 2. Ч. 1. С. 288-290). Они свидетельствуют о том, что отдаленный монастырь поддерживал тесные культурные контакты с епархиальным центром, Вел. Новгородом, откуда получал иконы высокого художественного качества, напр. большого размера образ «Свт. Иаков, брат Господень, свт. Николай Чудотворец, свт. Игнатий Богоносец» (кон. XV в., ГРМ), а возможно, и с Москвой, на что указывают иконы из деисусного чина того же мон-ря с образами прп. Сергия Радонежского и свт. Петра, митр. Московского (кон. XV в., ГРМ). О внутреннем убранстве ц. в честь Воскрешения прав. Лазаря можно судить по письменным источникам и сохранившимся иконам. Оно изначально было скромным (графическую реконструкцию иконостаса по Писцовым книгам 1628-1632 гг. худож.-реставратора И. П. Ярославцева см.: Смирнова. 1967. С. 66; см. также: Смирнова Э. С., Паньшина И. Н. Экспедиция в Карельскую АССР//Сообщ. ГРМ. 1961. Вып. 7. С. 67; Гурвич. 1980. С. 12, 37-40; Фролова. 2006. Кат. 1, 11, 30-31, 42-47). Иконостас ц. Воскрешения прав. Лазаря из Муромского мон-ря, известный по акварели из собрания московского Исторического музея (опубл. в виде прориси, см.: Тренев Д. К. Иконостас Смоленского собора Новодевичьего мон-ря в Москве. М., 1902. С. 26. Рис. 24), включал царские врата с образами арх. Гавриила и Богоматери из композиции «Благовещение», образы святителей на створках, диаконскую дверь без изображений, большую местную икону Нерукотворного образа Спасителя с подвесной пеленой (в правой части иконостаса), ряд небольших икон, поставленных друг над другом (в левой части), и иконы-пядницы в верхнем ряду.

http://pravenc.ru/text/1684581.html

В кон. 80-х - нач. 90-х гг. XIX в. Н. совершил путешествие в Австрию, в Италию, во Францию, в Германию. Во время поездки Н. написал ряд пейзажей и познакомился с совр. европ. искусством; художнику оказалось особо близким творчество П. Пюви де Шаванна и Ж. Бастьен-Лепажа. В путешествии Н. задумал полотно, к-рое затем считал своим лучшим произведением,- «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890, ГТГ) на сюжет Жития прп. Сергия Радонежского. Чудо явления ангела в иноческом облике юному прп. Сергию помещено в узнаваемый пейзаж окрестностей Троице-Сергиевой лавры, написанный с натуры (лишь деревянная церковь является реконструкцией). Не ориентируясь на изображения житийных сцен преподобного в иконописи, Н. создал собственную интерпретацию сюжета, редкую для станковой живописи по силе образной выразительности. Картина стала первой из серии работ, посвященных прп. Сергию Радонежскому и приуроченных к 500-летию со дня его кончины: «Юность преподобного Сергия» (1892-1897, ГТГ), триптих «Труды преподобного Сергия» (1896-1897, ГТГ), «Преподобный Сергий Радонежский» (1899, ГРМ), эскиз к неосуществленной картине «Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву» (1897, ГТГ), в которых образ прп. Сергия предстает как нравственный идеал. Перекликаясь с полотном «Юность преподобного Сергия», национально-романтическую линию продолжила картина «Дмитрий-царевич убиенный» (1899, ГРМ), в которой изображение отрока, вдохновленное иконописными образами, сочетается с реальным пейзажем Углича, написанным с натурного этюда, а тему монастырской жизни продолжила картина «Под благовест» (1895, ГРМ). В 1903 г. Н. посетил Соловецкий мон-рь, после чего сюжеты на тему отшельничества, ухода от мирской суеты соединились с образами сев. природы: картины «Молчание» (1903, ГТГ), «Лисичка» (1914, ГТГ). Вдохновившись романами П. И. Мельникова-Печерского о старообрядчестве, Н. создал цикл картин, посвященных судьбе рус. женщины: «На горах» (1896, КМРИ), «Великий постриг» (1897-1898, ГРМ; за эту работу Н. получил в 1898 звание академика), «Думы» (1900, ГРМ), «В лесах» (1917-1922, НГХМ). Работы развивают лирический жен. образ, найденный Н. в одной из ранних картин - «Христова невеста» (1886, частное собрание), написанной под впечатлением от семейной трагедии - потери первой жены художника, М. И. Мартыновской, умершей при родах.

http://pravenc.ru/text/2565106.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010