И. Угрюмов («Архангелы Михаил и Гавриил» - на диаконских вратах главного алтаря; «Ап. Филипп», 1804. ГРМ; «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие», 1806-1811; «Спаситель» и «Богородица с Младенцем», 1806-1811, все в ГМИР), а также ученики Боровиковского С. А. Бессонов (утрачено не менее 8 его работ, сохр. только образ для юж. придела - «Брак в Кане Галилейской», ГМИР), А. Е. Егоров (сохр. эскизы его работ «Сошествие Св. Духа на апостолов», 1811, и «Положение во гроб», 1807, все в ГТГ), А. И. Иванов («Сретение Господне», «Крещение Господне» для главного иконостаса, ныне в ГРМ; «Спаситель», 1811; «Христос, воскрешающий сына вдовы», 1809; «Преображение», 1807-1809, для сев. придела; врата юж. придела «Архидиак. Лаврентий», ок. 1804, все в ГМИР) и др. Богоматерь с Предвечным Младенцем. Образ из иконостаса Казанского собора. 1806 г. Худож. О. А. Кипренский (ГРМ) Богоматерь с Предвечным Младенцем. Образ из иконостаса Казанского собора. 1806 г. Худож. О. А. Кипренский (ГРМ) В 1806 г. акад. Ф. И. Яненко начал писать запрестольные иконы для главного алтаря «Богоматерь Нерушимая Стена», «Св. Иоанн Предтеча» и «Св. Иоанн Богослов» (утрачены) и делать роспись «Тайная вечеря» в конхе алтарной апсиды. После смерти художника в 1809 г. их завершил Бессонов (1809-1811). С. С. Щукин - автор икон «Благовещение» для главного иконостаса (утрачена), «Бегство в Египет» для южного придела (ГМИР), «Св. Александр Невский» для главного иконостаса (ГРМ), «Ап. Прохор» для юж. дверей сев. придела (ГРМ). В ГМИР сохранились иконы, написанные для Антониево-Феодосиевского придела: «Обручение Девы Марии с прав. Иосифом» И. П. Чернова и «Св. Иоанн Богослов» И. Ф. Тупылева для главного иконостаса (между 1804 и 1810), «Обрезание Господне» Р. М. Волкова (после 1809), «Воскресение Христово» работы А. Л. Шустова (ок. 1811), «Явление Христа св. Марии Магдалине» и «Моление о чаше» А. Л. Витберга (ок. 1811). Крещение Господне. Образ из иконостаса Казанского собора. 1801–1811 гг. Худож. И. А. Иванов (ГРМ) Крещение Господне.

http://pravenc.ru/text/1319814.html

Демут-Малиновский (сев. портик Казанского собора в С.-Петербурге) Ап. Андрей Первозванный. 1811 г. Скульптор В. И. Демут-Малиновский (сев. портик Казанского собора в С.-Петербурге) Четыре барельефа на крыльях колоннады посвящены истории прор. Моисея. На 2 центральных фризах представлены сюжеты «Источение Моисеем воды из камня в пустыне» (вост. часть, Мартос) и «Воздвижение медного змея» (зап. часть, И. П. Прокофьев). К площади, образованной колоннадами, с вост. стороны обращен рельеф «Неопалимая Купина» (И. Командер), с западной - «Моисей получает скрижали Завета» (И. Ландман). На аттике, обращенном к каналу, со стороны алтарной апсиды помещен самый большой рельеф - «Вход Господень в Иерусалим» (Ж. Д. Рашет). Рельефы в портиках изображают сцены из жития Богоматери и связанные с Нею чудеса: на юж. фасаде - «Благовещение», «Рождество Богородицы» (Мартос), «Введение во храм Девы Марии» и «Обручение Девы Марии с Иосифом» (Рашет), на сев. фасаде - «Благовещение», «Рождество Христово, с поклонением пастухов», «Поклонение волхвов», «Бегство в Египет» (все Ф. Г. Гордеев), на западном - «Успение Богородицы» (И. З. Кащенков), «Взятие Богородицы на небо» (Рашет), «Покров Богородицы» (И. Воротилов), «Явление Казанской иконы Божией Матери» (А. А. Анисимов). Арх. Гавриил. Фрагмент царских врат Казанского собора. 1804–1810 гг. Худож. В. Л. Боровиковский (ГРМ) Арх. Гавриил. Фрагмент царских врат Казанского собора. 1804–1810 гг. Худож. В. Л. Боровиковский (ГРМ) Иконостас собора выполнили в академической манере русские художники. Образ Спасителя был перенесен в местный ряд главного иконостаса из ц. Рождества Пресв. Богородицы (ныне в ГРМ). Царские врата отлиты из серебра П. Теннером, иконы в них принадлежат кисти В. Л. Боровиковского (1804-1810, ныне в ГРМ). В советское время были утрачены иконы, написанные Боровиковским в те же годы для сев. придела: «Преподобные Антоний и Феодосий Печерские», «Св. Константин», «Св. Елена». Над иконостасом работали О. А. Кипренский («Богоматерь с Предвечным Младенцем», 1806, ГРМ), Г.

http://pravenc.ru/text/1319814.html

Санкт-Петербург, 28–30 октября 2008 г. СПб., 2009. С. 110–114; Она же. Произведения поморского искусства в собрании В.Г. Дружинина : Новые источники для реконструкции состава и истории бытования памятников//Вестник Поморского университета. Научный журнал. Серия «Гуманитарные и социальные науки». Архангельск, 2009. 11. С. 236–243 (в расширенном и дополненном виде). 134 Ныне в собрании Музея истории религии. Принадлежность к собранию установлена нами в работе: Пивоварова Н.В. Новые архивные материалы по истории собрания В.Г. Дружинина . С. 114. Примеч. 19. Икона опубликована: Орлов К. В. Икона «Поморские старцы» в собрании Государственного музея истории религии: к вопросу о почитании старообрядческих святых//Труды Государственного музея истории религии. СПб., 2004. Вып. 4. С. 27–36. 135 ПФА РАН, ф. 4, оп. 2 (1925), д. 56, л. 37–37 об. Так, в выписке из протокола заседания Президиума АН от 15.IV.1927 (§ 4) значилось: «Академия заинтересована в присоединении, прежде всего, приобретаемых от В.Г. Дружинина книг и рукописей к академическим библиотечным собраниям с передачей затем остальных коллекций В.Г. Дружинина в соответственные академические Музеи». 136 Вопрос обсуждался в заседании Совета I отделения Русского музея 21 декабря 1929 г. 19 января и 5 февраля 1930 г. были направлены соответствующие ходатайства в ИАК (ВА ГРМ, ф. ГРМ (I), оп. 6, д. 736, л. 12 об.; д. 757, л. 79–79 об., 165; ПФА РАН, ф. 133, оп. 1, д. 1239, л. 12, 16–16 об., 24). 140 ПФА РАН, ф. 133, оп. 1, д. 1240, л. 7 (отношение АК в ГРМ от 19 октября 1930 1043); ПФА РАН, ф. 133, оп. 1, д. 1240, л. 47; ВА ГРМ, ф. ГРМ (I), оп. 6, д. 810, л. 272 (то же от 17 декабря 1930 1240). 145 Уханова И. Н. Некоторые замечания о резном дереве Северного края//Доклады отделений и комиссий Географического общества СССР. Л., 1968. Вып. 5. С. 25–26; Томсинский С.В. Старообрядческие намогильные доски из Тихвина Бора//СГЭ. 1983. Вып. 48. С. 18–19; Он же. Об одном направлении в мелкой культовой пластике Заонежья XIX в.//Там же. 1986. Вып. LI. С. 28–30; Уханова И. Н. О некоторых старообрядческих резных иконах XVII–XIX вв. из собрания Эрмитажа//Церковная археология. Материалы первой всероссийской конференции. Псков, 20–24 ноября 1995 года. СПб.; Псков, 1995. Ч. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

171 Вывезенный из России в Смутное время (в начале XVII в.), покров этот в XIX в. находился в собрании князя Орсини во Флоренции (см.: Шитый покров во Флоренции 1894). 172 ГРМ, инв. ДРТ-314–322 (см.: Маясова 1976. С. 46–49, ил. 6, 7; Лихачева 1980. С. 46–48, ил. на с. 73, 74, здесь же библ.). 175 ГРМ, инв. ДРТ-36 (см.: Маясова 1976. С. 54–56, ил. 11; Лихачева 1980. С. 48–49, ил. с. 75). 176 Муромский музей, инв. 1734 (см.: Осмоловская 1966; Маясова 1976. С. 56, ил. на с. 55; Сухова 1995. С. 82–85). 180 ГРМ, инв. ДРТ-266 (см.: Лихачева 1980. С. 80. 109); музей «Новодевичий монастырь», инв. 750/3335 (см.: Косицына 1995. С. 123–125, ил. 7). 181 Останки Бориса Годунова, похороненного вначале в алтарной части Архангельского собора рядом с Иваном Грозным, в 1606 г. перенесли на Ваганьковское кладбище, а затем в присутствии его дочери Ксении, в то время уже монахини Ольги, гробы Бориса, а также его жены Марии и сына Федора, убитых при подходе к Москве Самозванца, перевезли в Троице-Сергиев монастырь и поставили под западной папертью Успенского собора. По разборке ее в XVIII в. над ними соорудили усыпальницу. 183 Сергиево-Посадский музей, инв. X? 391 (сударь «Богоматерь Знамение»); инв. 396 (сударь «Агнец Божий»); инв. 397 (воздух «Христос во гробе»); инв. 392 (сударь «Троица»), См.: Маясова 1968 (1). С. 132–133; Манушина 1983. С. 75–77, X? 19–20 и с. 98–99, X» 38. 184 Сергиево-Посадский музей, инв. 395. См.: Маясова 1968 (1). С. 132; Манушина 1983. С. 97–98, 37. По заказу Бориса Годунова была написана копия «Троицы», на которую были перенесены грозненский оклад и, по-видимому, пелена. Годунов же приложил к древней иконе драгоценный оклад, пелену, живописные створки, роскошный подсвечник (см.: Маясова 1960 (2). С. 170–174). 185 Как уже говорилось, по описям церквей вв. под большинством икон местного ряда находились пелены с Голгофским крестом. Многие иконы имели по нескольку «сменных» пелен. Некоторые из них были украшены камнями и жемчугом, однако годуновская «Жемчужная пелена» по своей роскоши превосходила прочие

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Выставка «Историческое паломничество Царской Семьи в 1913 году. К 110-летию юбилея Императорского Дома Романовых»  - первый  крупный выставочный проект в России, посвященный историческому путешествию царской семьи по русским городам в 1913 г., в ознаменование 300-летия дома Романовых. Путешествие включало в себя: поездку по железной дороге от Санкт-Петербурга до Нижнего Новгорода и обратный путь по Волге на пароходе до Ярославля с последующим возращением поездом в  Царское село. В мае 1913 г. Император Николай II посетил исторические места, связанные с воцарением династии Романовых, поклонился православным святыням во Владимире, Суздале, Боголюбове, Нижнем Новгороде, Костроме, Ярославле, Ростове Великом, Петровске, Переславле-Залесском и Троице-Сергиевой Лавре и Москве. Специалистам Фонда ЕСПО, при содействии музейного коллектива ГМЗ «Ростовский  кремль», удалось подготовить уникальную экспозицию, в которой представлено более 700 музейных предметов. В экспозиции принимают участие 13 музеев: Государственный музей заповедник «Ростовский кремль», Государственный исторический музей, Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Костромской государственный музей-заповедник, Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, Сергиево-Посадский музей-заповедник, Павлово-Посадский музейно-выставочный комплекс, Переславский государственный музей-заповедник, Ярославский художественный музей, Ярославский государственный музей-заповедник, Музей имени В.Ю. Орлова (Ярославль), Музей Императора Николая II. Свои экспонаты предоставили Государственный архив Ярославской области, Московская духовная академия, частные коллекционеры. Корпорация «РЖД» привнесла в музейную композицию VR формат: в одном из залов посетителей ждёт  VR- «Путешествие в императорском поезде». Надев специальные очки, можно заглянуть внутрь вагонов, служивших нескольким российским императорам. С помощью современных технологий в виртуальной реальности в мельчайших подробностях воссозданы исторические интерьеры вагонов одного из первых поездов царской России.

http://radonezh.ru/2023/05/24/v-rostove-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ (Москва, Красная пл., 1), первый и крупнейший в России музей исторического профиля, располагающий богатейшим собранием различных источников по истории и культуре страны и РПЦ. История строительства Основан в 1872 г. как Музей им. Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича в Москве в честь вел. кн. Александра Александровича (впосл. имп. Александр III ). С 1881 г. назывался Императорский Российский Исторический музей, с мая 1895 г.- Императорский Российский Исторический музей им. имп. Александра III в Москве, с нояб. 1917 г.- Государственный Российский Исторический музей, с февр. 1921 г.- Государственный Исторический музей (ГИМ). Организован по инициативе создателей Севастопольского отдела Политехнической выставки, проходившей в Москве с 30 мая по 3 сент. 1872 г.: земского деятеля полковника Н. И. Чепелевского (1834-1886); министра гос. имуществ, участника обороны Севастополя ген.-адъютанта А. А. Зелёного (1820-1880) и председателя Московского археологического об-ва гр. А. С. Уварова . 9 февр. 1872 г. последовало Высочайшее соизволение на устройство музея. Экспонаты Севастопольского отдела стали первыми поступлениями в фонд музея. Др. московский музей, к-рый также обязан своим рождением данной выставке,- Политехнический. 3 янв. 1873 г. были высочайше одобрены «Общие основания Музея имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича» (проект этого программного документа был составлен Уваровым). Почетными президентами музея были вел. кн. Александр Александрович, с 1881 г.- вел. кн. Сергей Александрович , с 1905 г.- вел. кн. Михаил Александрович. Непосредственное руководство музеем осуществляли товарищи председателя, с мая 1881 г.- А. С. Уваров, с апр. 1885 г.- И. Е. Забелин , с февр. 1909 г.- кн. Н. С. Щербатов. Исторический музей. Фотограф Р. Ю. Тиле. 1889 г. (ГИМ) Исторический музей. Фотограф Р. Ю. Тиле. 1889 г. (ГИМ) В 1873 г.

http://pravenc.ru/text/1237671.html

294 Музеи Московского Кремля, инв. Ж-149. А. В. Силкин предположил, что шитая «Троица» была не пеленой, а хоруговью. Однако хоругви были несколько меньшего размера, возможно, это пелена с утраченной каймой под икону местного ряда. 296 В 1640 г. Михаил и Иван Гурьевы основали на Ямке рыбные промыслы, где в 1662 г. был построен каменный город, названный Гурьевым (см: Бахрушин 1954; а также: Силкин 1993 (1). С. 107–108). 297 Элементы этого динамизма сказались и в направленности крыльев среднего ангела в «Троице», и в клубящихся завитках волос Макария Желтоводского. 298 Несомненно вышли из мастерской И. Гурьева совершен-но однотипные с кремлевскими воздух «Положение во гроб» и два покровца «Агнец Божий» и «Богоматерь Знамение», хранящиеся в Рязанском музее (инв. 3500,3501 и 3502) и фелонь с шитым оплечьем (Там же, инв. 3452). Такое оплечье имеется и на фелонях в музее «Новый Иерусалим» (инв. 1224) и в Переславском музее (инв. 1825). См.: Силкин 1988. С. 154–155, 354, 355; Силкин 1993 (1).С. 107–108, 115–116, 13–16. 301 Кроме трех упомянутых, это плащаница 1698 г. переславского Никитского монастыря (Переславский музей, инв. 28); плащаница 1702 г. Новодевичьего монастыря (музей «Новодевичий монастырь», плащаница 1710 г. Владимиро-Суздальского музея (инв. В-2161). 302 Следует назвать: покровы с изображениями Сергия и Никона Радонежских (Сергиево-Посадский музей, инв. 2430 и 2424); Исайи и Леонтия Ростовских (Ростово-Ярославский музей, инв. и 922/753); Евфимия Суздальского (Владимиро-Суздальский музей, инв. СМ-1094); Антония Римлянина (Новгородский музей, инв. Пафнутия Боровского (ЦМиАР, кп-927); Александра Невского (ГРМ, инв. ДРТ-290) и Александра Свирского , ранее считавшегося вкладом царя Михаила Федоровича 1644 г. (ГРМ, инв. ДРТ-399; см.: Лихачева 1999. С. 270–273). Л. Д. Лихачева уточняет и дату покрова Александра Невского – 1695 г. (См.: там же. С. 278). 303 Кроме Музеев Московского Кремля, они хранятся в Муромском (инв. М-5643, М-5675, М-5710) и Кирилловском музеях (инв. 36/623 И 35/622).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

На иконах др. извода А. Р. изображен в молении Богородице стоящим на камне в водах Волхова на фоне основанного им мон-ря,- напр., на иконах: кон. XVI в. (ГТГ); кон. XVI в. из собора Покрова на Рву (ГИМ) с надписью: «а се труд мой, [Госпо]же моя Пречистая, имже строех Сына ради Твоего»; 1680 г., письма Семена Никитина (ПИАМ); XVII в. (ГИМ); XVII в. из Соловецкого мон-ря (АМИИ); нач. XVIII в. (ГРМ); на фреске 1702 г. в Знаменском соборе Новгорода. Мон-рь показан с запада, со стороны реки, постройки воспроизводятся с разной мерой условности; иногда изображена только деревянная стена со святыми вратами, как на иконе XVII в. (Народный музей. Краков). Иконы XVII в. (ГЭ) и 1-й пол. XVIII в.? (ГМЗК) совмещают черты обоих изводов. На иконе 1-й пол. XVIII в. (ГРМ) у преподобного в правой руке развернутый свиток и пальмовая ветвь, мон-рь представлен необычно: не со стороны Волхова, а с юга, со стороны города. На двусторонней выносной иконе кон. XVII в. северных писем (ГЭ) в руках святого, стоящего фронтально, макет храма и развернутый вверх свиток с текстом: «Терпя потерьпехъ Г[оспо]да внят ми оуслыш». В приделе прп. Онуфрия Великого Рождественского собора Рождества Богородицы мон-ря находилась икона А. Р. «со свитком и видом соборной церкви» (НГОМЗ ОПИ. Д. 11820. Л. 22 об.). Сохранились памятники с еще одним типом изображения А. Р.: прямолично, в рост, облаченным в схиму, с куколем на голове, благословляющей десницей и свитком в левой руке. Наиболее древним является резной рельефный образ с крышки первой деревянной раки А. Р. (ГРМ), созданный в 1573 г. (до канонизации святого) новгородским резчиком Евтропием Степановым . Этот же тип изображения святого представлен на 2 покровах - 1633 г. и кон. XVII в. (НГОМЗ). Примером включения А. Р. в деисусный ряд иконостаса является икона нач. XVIII в. сев. писем (ГЭ), на к-рой преподобный изображен держащим свиток, а также подписная икона 1778 г. работы И. В. Минина (СГИАПМЗ), происходившая из придела Трех святителей ц. Входа Господня в Иерусалим дер. В. Мудьюга (Архангельская обл.). Образ А. Р. присутствует в изображениях Собора Новгородских чудотворцев, напр. на иконе 1721 г. (ГЭ), на иконе Божией Матери «Знамение» с деисусом и избранными святыми, кон. XVII - нач. XVIII в. (ГРМ).

http://pravenc.ru/text/116106.html

Архангельского музея, см.: Соломина 1982. Кат. 24) или с усеянным звездами фоном (см.: Там же. Кат. 13). 379 Акт от 5/V 1920 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20 (отмечено в Описи Оружейной палаты 1922 г. без указания дела или ста). Нами было высказано два разных предположения о вкладе пелены: в Новоспасский монастырь, основанный Иваном III в Москве в 1462 г., (см.: Маясова 1971 (1). С. 19–20, ил. 26) и в кремлевский Благовещенский собор (см.: Маясова 1980. С. 66). 380 Об иконографии «Одигитрии Смоленской» и ее почитании см.: Кондаков 1915. Т. 2. С. 202; Щенникова 1997; Гусева 1998; Щенникова 1999 (1); Христианские реликвии 2000. С. 257, примеч. 7. 381 См.: Ретковская 1954. Примеч. 83. Однако следует заметит, что синий или зелено-голубой хитон Младенца встречается и на иконах другого типа (см.: Маясова 1980. С. 74, примеч. 85). 383 См.: Маясова 1980. С. 62–65. Иконописный подлинник конца XVI в. предполагал изображать князя Владимира следующим образом: «сед, кудреват, брада Богослова; камка багряна, исподь камка лазорь»; в руке крест, в левой меч в ножнах, на главе венец царский» (Иконописный подлинник 1873. С. 120). Пелена не во всем следует рекомендации подлинника (цвет одежд, форма бороды и волос), что можно объяснить тем обстоятельством, что иконография святого Владимира складывалась постепенно. 390 Внутри этих вариантов есть разночтения (апостолы стоят прямо или повернувшись друг к другу; ученик выглядывает из окна или двери келии или стоит на коленях за Сергием, иногда это не Михей, а Никон или они оба. Сергий изображается и один, без учеников). См.: Маясова 1998. С. 47–50. Подробно об иконографии этого сюжета, ее становлении и развитии и связи с греческими памятниками см. также: Лифшиц 1998; Гусева 1999. (Автор придерживается нашего мнения, что оба основных варианта сюжета сложились одновременно.) 393 К этой мастерской относится несколько произведений, хранящихся в разных музеях: пелена «Богоматерь Неопалимая Купи-на» с избранными святыми на кайме (ГРМ, инв. ДРТ-31; см.: Лихачева 1980. С. 14, 21); пелена «Преображение» с праздниками (ГРМ, инв. ДРТ-19; см.: Там же. С. 12, 13); святые на полях пелены «Успение Богоматери» (ГРМ, инв. ДРТ-261; см.: Там же. С. 10, 9); сударь «Распятие» (ГРМ, инв. Д1Т-42; см.: Там же. С. 12, 14); пелена «Троица» с праздниками (Сергиево-Посадский музей, инв. 361; см. Маясова 1971 (1). С. 14, ил. 12), пелена «Успение Богоматери» со святыми (ГЭ, инв. ЭРТ-7976; см.: Косцова, Моисеенко 1977. С. 19–20); а также несколько фрагментов пелен: Маясова 1989 (1). С. 203–204.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Помимо икон свт. Николая от XIV в. дошли новгородский образ «Чудо вмч. Георгия о змие, с житием вмч. Георгия» (1-я пол. XIV в., ГРМ), иконы «Святые Борис и Глеб, с житием» из ц. Бориса и Глеба в Запрудах в Коломне (2-я пол. XIV в., ГТГ), «Арх. Михаил, в деяниях» из Архангельского собора Московского Кремля (кон. XIV в., ГММК). При тесных связях древнерус. искусства с визант. миром рус. мастера имели собственный опыт и предпочтения в области житийной иконографии, напр. помещали в среднике Ж. и. изображение вмч. Георгия, попирающего змея. Исследователи отмечали, что нек-рые сцены из Жития вмч. Георгия встречаются только в рус. памятниках (см.: Барская Н. А., Сергеев В. Н. Живопись XVI-XVIII вв. из верховьев реки Мсты в собрании ЦМиАР//ПКНО, 1982. Л., 1984. С. 275-292). В XV в. продолжали развиваться житийные циклы свт. Николая, о чем свидетельствуют иконы из Тихвинского мон-ря (нач. XV в., ГРМ), из посада Б. Соли (нач. XV в., ГРМ), из Георгиевской ц. Теребужского погоста близ Ст. Ладоги (1-я пол. XV в., ГРМ), из собрания К. В. Воронина (ок. сер. XV в.), из Андреевской ц. в Вологде (2-я пол. XV в., ВГИАХМЗ), из Введенского собора в Сольвычегодске (2-я пол. XV в., АМИИ), из Покровского мон-ря в Суздале (1-я пол. XV в. и нач. XV в.- обе во ВГИАХМЗ). Каждая из икон имеет свою программу, отличающуюся составом сюжетов. Примеры Ж. и. др. святых в искусстве XV в. единичны: «Святые бессребреники Косма и Дамиан, с житием» из Космодамиановской ц. в Вологде (2-я пол. XV в., ВГИАХМЗ), «Огненное восхождение прор. Илии, с житием» (2-я пол. XV в., Нижегородский гос. художественный музей). Особо следует отметить новгородское произведение «Евангельские сцены» («Земная жизнь Иисуса Христа») из ц. Бориса и Глеба в Плотниках (1-я пол. XV в., НГОМЗ). На иконе нет средника. 25 клейм, начиная с Крещения Господня и заканчивая Вознесением, расположены в 5 регистрах. Это единственный известный сохранившийся пример «ленточного» изложения евангельских сюжетов. Из новгородских памятников XV в. аналогична по композиционному решению икона «Акафист Богоматери», от 3 створок которой сохранилось только 2 (ГММК; частное собрание, Москва).

http://pravenc.ru/text/182315.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010