Таким образом, вскоре был устроен пр. Герасимом храм живоначальной Троицы и восприял начало первый и древнейший в северных пределах России Троицкий Кайсаровский монастырь. Не дошло до нас никаких сведений о жизни и подвигах пр. Герасима по устроении им храма и обители до самой блаженной кончины его, последовавшей в 1178 году, 4 Марта, в день его иноческого тезоименитства. Но эта, более нежели тридцатилетия, жизнь, без всякого сомнения, исполнена была многих трудов и подвигов и ознаменована чудесами, так как немного времеии спустя после его кончины уже написаны были житие его и чудеса, а на день преставления его составлена была церковная служба с полиелеем, как великому угоднику Божию и чудотворцу. Без всякого сомнения, в эти тридцать лет, как светильник, поставленный на свещнице, светил он стране вологодской светом своих добродетелей и учения евангельского, распространял в ней веру Христову, привлекая к ней одних и утверждая ее в сердцах других. Единственно из любви к Богу оставив дом и отечество сам, не мог же он столько времени оставлять других в неведении Его и быть безмолвным свидетелем совершению треб идольских близ своей обители, в окрестных селениях; не мог не жалеть о погибели множества душ человеческих и не стараться об обращении язычников в веру православную. Подтверждением этого служить то, что распространение христиаства было общею задачею всех древних наших обителей и целью устроения их вблизи городов и селений, что пример этому уже показан был иноками Киево-печерского монастыря и что наконец в самой службе пр. Герасиму прямо приписывается ему апостольская деятельность: «просветил еси верою приходящие к тебе» (кондак преподобному). Более 400 лет процветала обитель св. Троицы, привлекая множество богомольцев к цельбоносному гробу своего основателя, подававшего исцеления всем, с верою к нему прибегавшим, – пока в 1612 г., в Сентябре месяце, при нападении неприятелей на город Вологду, она не была совершенно опустошена и разорена так, что не только не уцелело и не сохранилось в ней никаких записей о жизни, подвигах и чудесах пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скалина, с церквами) и 122 деревни с 710 дворами, в которых проживали 1798 крестьян. Никольский комплекс с церквами свт. Николая Чудотворца и Рождества Пресв. Богородицы включил в себя и древнейшее ядро вотчин обители - Вантиево, Зыбалово, Кебас, Половоз. «Формирование 2 соседних вотчинных комплексов обители - Никольского и Фроловского - отразило последовательные этапы земледельческого освоения юго-востока Вологодчины (первый - более ранний, приречный, второй - чуть более поздний (40-е гг. XVI в.), со слабее выраженной привязкой к рекам) и преодоление населением водораздела Волги и Северной Двины... Остальная же масса имений Павло-Обнорского монастыря, расположенных на Вологодско-Пошехонском и Вологодско-Ярославском рубеже, подчинялась Ростовской митрополии» и сформировалась за счет целостных родовых комплексов различных ветвей белозерско-пошехонских князей в Пошехонском и Ярославском уездах (Переписные книги. 2011). Хозяйство П. О. м. включало 275 лошадей, 425 голов скота, 3 мельницы на р. Нурме, подворья находились в Вологде (в Новинках и на Мостовой ул. (ныне Рубцова)) и Москве (в Печатниках, у Сретенских ворот (приобретено в 1656)). К обители оставалась приписана Макариева Писемская пуст. Из переписных книг П. О. м. XVII в. известны отписная книга 1632/33 г., описи 15 апр. 1654 г.- переписная отписная («отводная») книга имущества, казны и вотчин, составленная архиерейским дьяком И. Свищовым для нового игумена, Иосифа (Там же. С. 272-299), переписная отписная («отводная») книга имущества и вотчин, составленная в 1682 г. сыном боярским Вологодского архиеп. Симона А. Ф. Головковым при передаче мон-ря новому игумену, Ефрему (1679-1683) (ГАВО. Ф. 521. Оп. 1. Кн. 2), переписная книга мон-ря на игум. Пахомия 1682/83 г. (7191), переписная отписная книга, составленная по приказу преосв. Гавриила сыном боярским Сергеем Скоровым 9 апр. 1687 г. на игум. Иосифа (Там же. Кн. 3) и в 1692/93 г. по приказу казначея Макария на игум. Герасима. Указная грамота царя Феодора Алексеевича (янв.

http://pravenc.ru/text/2578610.html

Святитель Михаил, епископ Смоленский, пострижен в монашество в Московском Симоновом монастыре, где был известен строгой подвижнической жизнью. Ближайшими его сподвижниками были святитель Феодор, архиепископ Ростовский (память 28 ноября), и преподобный Кирилл Белозерский (память 9 июня). В 1383 году святитель Михаил хиротонисан во епископа Смоленского. В 1396 году, уклоняясь от смут и нестроений, происходивших в Смоленском княжестве, оставил кафедру и удалился в Троице-Сергиев монастырь, где завершил свой жизненный путь. Блаженная кончина святителя Михаила, епископа Смоленского, последовала 6 мая 1402 года. Святитель Михаил включен в Собор Радонежских святых, память которых празднуется 6 июля. Святитель Антоний, епископ Вологодский, был учеником Смоленского подвижника преподобного Герасима Болдинского (†1554; память 1 мая), основателя Болдинского Дорогобужского монастыря во Имя Живоначальной Троицы. Под руководством опытного наставника святитель Антоний учился монашеской жизни. Между 1569 и 1585 годами в сане игумена он управлял Дорогобужской обителью. 11 октября 1586 года (по другим источникам 1585) святитель Антоний хиротонисан во епископа Вологодского. Незадолго до блаженной кончины святитель Антоний совершил освящение Вологодского собора в честь Софии Премудрости Божией. До последнего дня святитель не пропускал ни одного богослужения. Накануне отшествия к Богу святитель Антоний сам облачился в архиерейские одежды, преподал благословение священнослужителям, испросил у них прощения и причастился Святых Христовых Таин. Святитель Антоний отошел к Богу 26 октября 1588 года. Он был погребен в Вологодском Софийском соборе, у северной стены. По молитвам святителя Антония одержимые различными недугами получают исцеления. Известно свидетельство инока Болдинской обители Дионисия о явлении ему во время тяжелой болезни святителя Антония вместе с преподобным Герасимом, после чего недуг оставил его. Память святителя Антония совершается 26 октября. Святитель Симеон, митрополит Смоленский, происходил из рода Молюковых, родился в городе Тобольске. После принятия монашеского пострижения подвизался в Борисоглебском монастыре в городе Ростове Великом. Благодаря редким дарованиям и благочестивой жизни, был назначен архимандритом известного Нижегородского Печерского монастыря. В 1674 году он был переведен в Москву и назначен настоятелем Спасо-Андроникова монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

11 октября 1586 года (по другим источникам, в 1585 году) святитель Антоний хиротонисан во епископа Вологодского. Незадолго до блаженной кончины святитель Антоний совершил освящение Вологодского собора в честь Софии Премудрости Божией. До последнего дня святитель не пропускал ни одного богослужения. Накануне отшествия к Богу святитель Антоний сам облачился в архиерейские одежды, преподал благословение священнослужителям, испросил у них прощение и причастился Святых Христовых Таин. Святитель Антоний отошел к Богу 26 октября 1588 года. Он был погребен в Вологодском Софийском соборе, у северной стены. По молитвам святителя Антония одержимые различными недугами получают исцеления. Известно свидетельство инока Болдинской обители Дионисия о явлении ему во время тяжелой болезни святителя Антония вместе с преподобным Герасимом, после чего недуг оставил его. Память святителя Антония совершается 26 октября/8 ноября. Святитель Симеон, митрополит Смоленский, происходил из рода Молюковых, родился в городе Тобольске. После принятия монашеского пострижения подвизался в Борисоглебском монастыре в городе Ростове Великом. Благодаря редким дарованиям и благочестивой жизни был назначен архимандритом известного Нижегородского Печерского монастыря. В 1674 году он был переведен в Москву и назначен настоятелем Спасо-Андроникова монастыря. 9 апреля 1676 года в Успенском соборе Московского Кремля была совершена его епископская хиротония и последовало назначение на Смоленскую кафедру. В этот период православная паства особенно нуждалась в кафедральном соборе — центре православной жизни смолян. Святитель Симеон благословил это начинание и принимал большое участие в созидании величественного кафедрального собора, посвященного Успению Пресвятой Богородицы. По благословению святителя Симеона и в других городах Смоленской земли возводились многочисленные храмы. Одновременно Смоленский архипастырь принимал деятельное участие в делах всей Русской Церкви. В 1678 году он участвовал в заседании Собора, решавшего вопросы об обрядах в неделю ваий. В 1681 году святитель Симеон принимал участие в погребении Святейшего Патриарха Никона и получил в дар митру патриарха Никона, впоследствии хранившуюся в ризнице кафедрального собора. В том же году он освящал церковь во Флорищевой пустыни и участвовал сначала в Земском Соборе, а затем в Поместном Соборе, на котором было принято решение о возведении Смоленской епархии в достоинство митрополии, в Вязьме и Брянске определялось быть викарным епископам. На этом Соборе определено было Смоленскому митрополиту поставлять священников для зарубежных православных храмов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Антоний, святитель, епископ Вологодский († 1588, память 26 октября/8 ноября, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) О святителе Антонии сохранилось немного сведений. Известно, что он был учеником преподобного Герасима Болдинского (память 1/14 мая), основателя Дорогобужского Болдина Троицкого монастыря. Воспитан он был в духе благочестия и строгой монашеской жизни. Между 1569 и 1585 годами управлял Дорогобужским монастырем в сане игумена. 11 октября 1586 года (по Строеву – 1585 года) хиротонисан во епископа Вологодского. Святительствовал всего два года. «Но, – как передает жизнеописатель святителя Антония, – и в это непродолжительное время он своей отеческой заботой о благе пасомых, тихостью нрава и кротостью обращения, нелицемерным правосудием, радушием и милосердием к бедным снискал у всех большую любовь и уважение». По благословению святителя Антония основана Владимирская пустынь на месте явления иконы Божией Матери поселянину Илариону (позднее иноку Иосифу). Будучи уже в полном изнеможении, святитель Антоний совершил освящение Вологодского Софийского собора. До последнего дня он не пропускал ни одной церковной службы, что свидетельствовало о его большой любви к молитве и о неутомимости. В последний день своей жизни святитель Антоний облачился сам во все святительские одежды, преподал в них благословение, поцеловал святые иконы и престол, приобщился Святых Христовых Таин и, пришедши в свою келью, возлег на одр, продолжая принимать и благословлять всех приходящих к нему. И так с благословляющею рукою почил о Господе. Скончался 26 октября 1588 года (по Строеву – 1587 года). Кончина святителя Антония была величайшею потерею и печалью для всех. Погребен он в Вологодском Софийском соборе у северной стены. В рукописной книге «Житие вологодских чудотворцев», хранившейся в соборе, было сказано, что «от честнаго его гроба верные исцеления приемлют и доныне, всяким недугом одержимые, молитвами святителя». По сообщению инока Болдиной обители Дионисия, святитель Антоний вместе с преподобным Герасимом явились ему во время болезни и отогнали от него темные силы – и болезнь оставила его.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

554 Гласник. Кн. 10. На стене Рыльского храма изображен «св. Владислав краль Сербский» (Григорович В. Очерк путешествия). 556 В ркп. житии, епископ, приглашавший преподобного на общую молитву, раз называется Кириллом, а в другой раз Корнилием. Но ни Кирилла, ни Корнилия не видим по спискам между Вологодскими епископами, современными Галактиону. Это был, без сомнения, блаженный епископ Антоний, который из архимандрита Болдинского поступил в 1586 г. на Вологодскую кафедру и скончался 28 октября 1588 г. ( Амвросий (Орнатский) , архим. История Российской иерархии. Ч. I). По ркп. святцам он в числе святых и с именем чудотворца; тело его почивает в кафедральном соборе, и память его чтят в Вологде, совершая над ним панихиды (Ратшин А. Полное собрание сведений о монастырях). 557 Донесение напечатано в: Щекатов А. М. Словарь географический Российского государства: В 7 ч. М., 1801–1809. Ч. 1 (далее – Щекатов А.М. Словарь географический. -Ред.). См.: Новый летописец, составленный в царствование Михаила Феодо- ровича/Издан по списку князя Оболенского. М., 1853. 559 Жалоба царю Алексию: «добру ревность по Бозе показал господин преосвящ. Маркелл архиепископ Вологодский во своей епископьи, – в конце заказал плохим мастерам икон не писати на большая уничижения… анафеме предал, токмо кто дерзнет бесчинно писати Св. Христов образ или Богородичпый». 560 Словарь святых. Служба прп. Галактиону написана была около 1700 г. Иваном Слободским, чтецом и певцом Вологодского архипастыря. В предисловии он пишет, что в 1697 г. архиепископ Гавриил осматривал мощи прп. Галактиона и нашел их нетленными (ИОРЯС. Т. VI). По древней описи Вологодского архиерейского дома «грамота Андреяна патриарха о свидетельстве прпп. Галактиона и Герасима Вологодских писана 7199 г. (1691)». 561 Толстой М. Святыни и древности Пскова. М., 1861 (далее – Толстой М. Святыни и древности Пскова. -Ред.); Амвросий (Орнатский) , архим. История Российской иерархии. Ч. V. Служба Мирожской иконе Богоматери в рук. XVI в. (Описание Румянцевского музеума. 397).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

За землю, которая отошла под монастырское строение, преподобный имел долгое время спор, с владельцем оной, очень богатым Вологодским гражданином Пятышевым. По корыстным ли видам, или по жестокости сердца, Пятышев не хотел давать земли и много причинил огорчений Богоугодному иноку. Тогда преподобный предсказал Пятышеву, что он в скором времени обеднеет, потомство же его дойдет до совершенной нищеты. Пророчество преподобного сбылось. Тридцать лет игуменствовал преподобный Герасим в созданном им монастыре. В глубокой старости преставился, 1178 г. марта 4. Тело его было погребено в воздвигнутой им церкви. Ныне, на месте этой церкви построена в 1717 году каменная церковь во имя Св. Троицы. В ней три престола: в восточном отделении – во имя Св. Троицы: тут и почивают под спудом мощи преподобного Герасима. В 1857 году, доброхотными Вологодскими жителями построена над св. мощами прекрасная медная-серебро-позлащенная рака. Монастырь упразднен, и церковь обращена в приходскую. Преподобный Иннокентий Вологодский Чудотворец. Во время нашествия татар на пределы Комельские утратилось полное описание жития и чудотворений Преподобного Иннокентия, и только уцелели краткие сведения, в монастыре Кириллова – Белозерском и в некоторых церковных документах по Вологодской епархии, составляют не многие исторически верные известия, относящиеся к жизни чудотворца Иннокентия, просиявшего в лесах Комельских. По рождению преподобный Иннокентий принадлежал к весьма знатному роду. Он постригся в Кириллова-Белозерском монастыре, в котором в то время, иночествовал преподобный Нил Сорский . Преподобный Нил полюбил новопосвященного инока Иннокентия, стал заботиться о научении его, и сделал из Иннокентия инока искусного, украшенного великими добродетелями. Когда преподобный Нил отправился путешествовать по восточным, святым местам, то взял с собою ученика своего монаха Иннокентия. Много лет провели преподобные Нил и Иннокентий в монастырях Афонских и Константинопольских и возвратились в монастырь Кириллова-Белозерский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Студент Петр Румянцев – московской. Одиннадцатого курса (1834–1838) Магистры: 1 Макарий, в монаш. Евгений, Сахаров-Платонов – из костромской Семинарии. Матфей Салмин – пермской. Иван Знаменский – костромской. Феодор Флоринский – владимирской. 5 Иеромонах Алексий Ржаницын – вологодской. Иван Беляев – вифанской. Иван Поспелов – московской. Гавриил, в монаш. Нафанаил, Нектаров – тамбовской. Александр Никольский – саратовской. 10 Евфимий Алексинский – Владимирской. Герасим Никитников – тульской. Алексей Мухин – ярославской. Иван Аристов – той же. Иван Городецкий – нижегородской. 15 Иван, в монаш. Сергий, Назаретский – костромской. Иеродиакон Симеон Авдуловский – казанской. Павел Смирнов – калужской. Василий Световидов – московской. Александр Рождественский – калужской. Кандидаты: 20 Неофит Фиалковский – нижегородской. Иеродиакон Димитрий Троицкий – тамбовской. Иван Введенский – владимирской. Петр Лосев – вифанской. Семен Алкидов – ярославской. 25 Сергий Яхонтов – московской. Михаил Лебедев – той же. Иван Остроумов – рязанской. Иеродиакон Поликарп Гонорский – тамбовской. Иеродиакон Филипп Корсунский – тульской. 30 Иеродиакон Венедикт Новосельский – рязанской. Михаил Орлов – пензенской. Матфей Соколов – владимирской. Василий Невоструев – вифанской. Платон Кубеницкий – вологодской. 35 Василий Виноградов – владимирской. Димитрий Покровский – тульской. Яков Тутолмин – тобольской. Егор Шавров – вифанской. Иван Тихонравов – нижегородской. 40 Петр Билярский – казанской. Иван Благонадежин – казанской. Александр Романов – вятской. Александр Петров – нижегородской Алексей Сахаров – тульской. 45 Максим Славодюбов – нижегородской. Петр Словцев – пермской. Василий Круглополев – оренбурской. Действительные студенты: Иеродиакон Геронтий Никольский – тульской. Михаил Лавров – рязанской. Двенадцатого курса (1836–1840) Магистры: 1 Иван Смирнов-Платонов – из вифанской Семинарии. Платон Капустин – тобольской. Иван Халколиванов – саратовской. Алексей Зерченинов – московской. 5 Алексей Постников – тверской.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

43. Волости Колначевской, Петровского прихода, деревни Демидова, крестьянина Козьмы Архипова жена Соломия, Козмина дочь, болела волосатиком; исцелела. 44. Белоезерского уезда, волости Кулигии, деревни Агеевы, крестьянин Герасим Гаврилов без ума был, исцелел. 45. Кириллова монастыря, Великого села, деревни Дуровы, крестьянин Еремей Игнатьев испорчен был (ускоплен) и молитвами блаженного здрав стал. 46. Саржской волости, деревни Жогова, у крестьянина Стефана Валутина работника Клима Никифорова была кила привязана; молитвы говорены, стал здрав. 47. Июля в 10 день. Вологодского уезда, Уголской волости, деревни Левова, помещик Григорий Федоров, сын Свиязев, болен был падучей болезнью; и исцелел. 48. Сороковской волости, Кнутова сына боярского Алимпия Одухтина дворовая женщина Ксения Попова, дочь Мартынова, жена Матвеева, болела некоторой (черной) болезнью; здрава стала. 49. Июля в 21 день. Со взвозу крестьянский сын именем Иоанн, болев падучей болезнью, исцелел. 50. Вологодского уезда из Троечины, Ухтомского погоста, деревни Хоршики, старица Анисья больна была падучей болезнью пятнадцать лет; здрава стала. 51. Из Пошехонского уезда, села Любца, крестьянина Федора Пахомиева, жена Ирина Клементьева, дочь больна была, руками не владела; здрава стала. 52. Из города Вятки купца Хлынова посадский человек Никита Васильев Суцов ногой болел два года; здрав стал. 53. Из Шуйского села крестьянин Иоанн Алексеев болен был ногой два года; здрав стал. 54. Августа в 19 день. Белоезерского уезда помещик Ирдомской волости, села Борисоглебского, Никифор Петров, сын Микулин, болен был зубами; здрав стал. 55. Галицкого уезда от Соли крестьянина Саввы Иванова сын болен был падучей болезнью; исцелел. В 7183 году: 56. Сентября в 30 день. С Вологды, села Фрязина, крестьянина Семена Яковлева, жена Анисия, Дементьева дочь, больна была галической болезнью; и молитвами и кроплением святейшего здрава стала. 57. Октября в 8 день. Города Твери посадский человек Даниил болен был падучей болезнью; здрав стал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ch...

Таков был блаженный , Аркадий, скончавшийся в затворе, и многие другие, основавшие впоследствии свои монастыри 191 , но всех ближе по духу к пр. Герасиму был инок Антоний. Откуда он был родом и какого происхождения – неизвестно 192 . Известно только то, что Антоний был постриженник и любимейший ученик пр. Герасима, он написал житие своего наставника, удостоен был сана священства еще при его жизни и впоследствии достойно заменил его для братии в сане игумена. Ученик во всем старался подражать своему учителю и по смерти Иосафата, преемника св. Герасима, всею братиею единогласно избран был в игумена на его место. Своею отеческою заботливостью о благоустроении вверенного ему стада, кротостью и любовью ко всем, незлобием и детскою простотою сердца он не только привлек к себе сердца братии и служил для нее примером; но и вне монастыря широко распространилась слава о его подвигах и достигла царствующего града. Поэтому, когда вологодская архиерейская кафедра, после епископа Варлаама 1, сделалась праздною, Антоний собором иерархов признан был достойным занять ее многого ради добродетельного жития своего. 193 Игумен Болдинский, избранный на вологодскую кафедру помимо всех других архимандритов, игуменов и настоятелей монастырей более славных и близких к Москве, был рукоположен в епископа митрополитом Дионисием 11 октября 1586 года и вскоре затем прибыл в Вологду и вступил в управление паствою. С апостольскою ревностью принялся он за управление обширнейшей епархией не жалея ни трудов своих, ни здоровья, стараясь всем быть вся ( 1Kop. IX, 22 ) и всех привлевая к себе любовью. Не долго впрочем привелось ему с высоты архипастырской кафедры светить пастве светом своих добродетелей и назидать пасомых словом и житием. От юности пребывая в бдениях и в пощениях, 194 он как зрелая пшеница, давно готов был в небесную житницу и горел желанием разрешитися и со Христом быти ( Фил. 1, 23 ). Только два года и две недели продолжалось его управление вологодскою епархией. Но и в это непродолжительное время своими отеческими заботами о благе пасомых, тихостью нрава и кротостью обращения, нелицеприятным правосудием, радушием и милосердием к бедным, он снискал у всех такую любовь и уважение, что кончина его для всех была величайшей потерей и несчатием.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010