Бывая за Божественной литургией в посадской церкви, преподобный Герасим все больше и больше сближался с жителями. Он решил построить для них храм во Имя Пресвятой Троицы и при нем основать иноческую обитель. В те времена на севере России почти еще не было монастырей, потому начинание преподобного Герасима жители Вологды восприняли поначалу с некоторым недоумением, как непонятное и ненужное, причем не только не помогали, но подчас даже оказывали противодействие. Преподобный Герасим терпеливо переживал такое отношение вологжан к начатому им делу, всю надежду возложив на Бога. В одиночку неутомимо работал он в лесу, расчищая место для построения храма и обители на ручье Кайсарове, у берега реки Вологды. А когда кто-либо из жителей посада приходил к нему, преподобный смиренно объяснял, что трудится для их пользы, рассказывал о далеком Киеве, о Киево-Печерской обители, ее духовном значении. Кроткие беседы и наставления инока, его мудрость и терпение все более и более привлекали к нему людей. Нашлись желающие не только помочь преподобному Герасиму в строительстве, но и учиться под его руководством иноческой жизни. Через некоторое время было закончено возведение храма и устроение первой в Вологодской области обители, впоследствии ставшей известной как Троицкий Кайсаровский монастырь. 4 марта 1178 года, в день своего монашеского тезоименитства, преподобный Герасим скончался. О жизни и подвигах его за более чем тридцатилетний период, прошедший с того времени, как был основан монастырь, сохранилось немного сведений. Церковное предание и народная память свидетельствуют, что все эти годы преподобный Герасим просвещал светом Евангельского учения Вологодский край, одних обращая из язычества в Православие, других укрепляя в вере и поддерживая в соблюдении заповедей Христовых, в следовании на пути к Истине. В службе святому говорится о его апостольской деятельности: «Просветил еси верою приходящих к тебе», а в Житии преподобного были записаны случаи благодатных исцелений, происходивших при его гробе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Главная Сквозь холод, опасность и боль: как монахи вели Россию на Север и как разделяли судьбу страны потом Сквозь холод, опасность и боль: как монахи вели Россию на Север и как разделяли судьбу страны потом В отличие от жаркой Австралии, которую окультуривали ссыльные каторжники, наши монахи осваивали холодный Русский Север добровольно. Именно они веками собирали его ценой великих и праведных трудов. Поэтому историю нашего Севера можно изучать по летописям древних скитов и монастырей Олонецкого края, Кольского полуострова, Поморья и Вологодчины. 1 Собиратели Русского Севера В XII веке монах Глушицкого монастыря по имени Герасим вышел из Киева и взял курс на север. Впереди — не менее 1300 долгих и опасных верст через дикие степи и непроходимые чащи, где он мог стать жертвой лихих кочевников и хищных зверей. Герасим шел и молился не одну неделю, спал где придется, превозмогая непогоду, голод и болезни, пока не добрел до затерянной в северной лесной глуши речки Вологды. В месте, где в нее впадает Кайсаров ручей, он заложил монастырь в честь Святой Троицы. С его основания и началась летопись славного города Вологды. Герасим Вологодский. Фото: Евгений Пахнёв Как это часто бывает, со временем обитель обросла слободой, а та, в свою очередь, потом превратилась в посад. В итоге Вологда пережила Троицкий монастырь, история которого по неизвестным причинам закончилась в начале XVII века. Сейчас на месте его соборного храма стоит часовня во имя преподобного Герасима Вологодского, того самого, кто начал летопись этого города. Сейчас Вологда — крупнейший промышленный, культурный и туристический центр Русского Севера. Здесь, на живописных берегах одноименной реки, по-прежнему плетут вологодские кружева, изготавливают вологодское масло, на улицах красуются дома с «резным палисадом», а в центре торжественно сияет куполами соборов белокаменный кремль. Другие монахи, предположительно из Новгорода, в том же XII веке дошли еще дальше — до самых краев Поморской земли, мыса Пур-Наволок на Беломорье. С берегов озера Ильмень им пришлось преодолеть по диким северным дебрям примерно то же расстояние, что прошел от Киева до реки Вологды преподобный Герасим Вологодский. Достигнув устья Северной Двины после долгого и упорного пути, они построили там монастырь во имя Архангела Михаила. Спустя четыре столетия рядом с ним вырос одноименный город. Причем обитель также не сохранилась до наших дней, но Архангельск благополучно живет, растет и развивается.

http://sever.foma.ru/skvoz-holod-opasnos...

Посмотрю-ли на север? Тут, среди волн на скале каменной, вижу несокрушимее всех скал и камней раку святого благоверного князя Иоасафа, преподобных Петра и Василия. Приникну ли к югу? Там почивают, или лучше сказать, стоят на страже духовной святые основатели церкви Вологодской – священномученики Герасим, Иона и Питирим. Осмотрюсь ли кругом себя? Се Димитрий Прилуцкий! Се Галактион Спасокаменский! Се Герасим Киевский! Се, в самом храме сем, Антоний Вологодский!» Кроме Стефана, еще в детстве его матери нареченного епископом Перми и своими апостольскими трудами просветившего верою народ зырянский, кроме его святых преемников, собственною кровью запечатлевших свое служение евангельской проповеди , и других многих угодников Божиих, из различных званий и состояний, подвизавшихся в стране Вологодской и различными путями достигших царствия Божия – как плодоносны и благоплодны были одни только дремучие леса Глушицкие, болота Комельские и голая каменная скала среди Кубенского озера! Как широко распространилась слава о их пустынных обитателях, сколько отовсюду привлекали они в себя выходцев, приходивших с востока и дальнего запада, и каких дивных подвижников благочестия породили и воспитали в себе! Юноши и старцы, бельцы и монахи, игумены и архимандриты, оставляя свои домы и обители, с одниаковым усердием и любовью стремились учиться жизни равноангельной в их пустынном безмолвии. Один идет из далекой Греции, другой из Перми, тот тайно оставляет родительский дом в Москве, иной – настоятельство в знаменитой лавре Сергиевской, князь меняет порфиру свою на власяницу и мантию, богатый купец оставляет свои богатства и делается ничего неимущим и смиренным послушником; и какой многочисленный и светлый сонм святых составили они! Какими высокими подвигами веры и добродетели не ознаменовали себя? Они жили в той же стране, где и мы живем, под тем же небом, в тех же услових почвы и климата, дышали тем же воздухом, пили ту же воду, а часто находились и в тех же обстоятельствах житейских, как и мы; ибо мир всегда был один и тот же, и в этом отношении верен сам себе; и потому жизнь их должна быть для нас предметом изучения, образцом и примером для подражания, руководством и наставлением нам к исполнению христианских обязанностей; в ней можно найти и указание на все возможные случаи и обстоятельства, в какие только поставлен бывает человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

свящ. Иоанн Верюжский Век XII. Преподобный Герасим Вологодский Преподобный Герасим Вологодский. В семи верстах от Киева, в Лесниках 5 , доныне находится пещера, в которой преподобный Феодосий имел обыкновение каждогодно проводить дни святой четыредесятницы в подвигах поста и молитвы, в совершенном безмолвии и уединении 6 . Пещера эта и известна под именем Феодосиевой. Она не осталась необитаемой и после блаженной кончины пр. Феодосия. Любители безмолвия из многолюдной обители преподобного охотно селились на месте, освященном его подвигами, и таким образом составилась в XII веке небольшая Глинецкая или Гнилецкая иноческая обитель с церковью Успения Пресвятой Богородицы 7 . В очаровательной местности, на возвышенном берегу Днепра, вдали от шума городского, Гнилецкая пустыня, окруженная со всех сторон лесами и кустарниками, как нельзя боле удобна была для жизни созерцательной. Она служила тихим и мирным приютом для старцев киевопечерского монастыря, по примеру пр. Феодосия, искавших в ней уединения и безмолвия. В первой половине XII вка, во время наибольшего процветания ее как в духовном, так и материальном отношении, пришел в нее из Киева один юноша, усердно прося пустынную братию принять его в свое сожитие. Согласились добрые старцы, видя его усердное желание и, после непродолжительного искуса, постригли 4 Марта в монашество. Юношу назвали Герасимом, именем празднуемого в тот день святого 8 . Весьма рад был новоначальный инок Герасим своему ангельскому образу. Под руководством опытных старцев он стал подвизаться, тихо и мирно проводя дни свои в совершенном послушании и непрестанных трудах. Постом смиряя тело и укрпляя душу молитвою, юный подвижник с каждым днем более и более совершенствовался в подвигах иноческих и восходил от силы в силу в жизни духовной. И какое чудное время было тогда для жизни иноческой! Еще свежи и живы были предания о жизни и подвигах Богоносных печерских первоначальников, еще некоторые из братии Гнилецкой пустыни знали лично пр. Феодосия и как очевидцы рассказывали о его подвигах в их пещере, – а уже снова гремела слава о монастыре Печерском так, что владетельные князья за честь для себя считали быть его привратниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Радуйся от благочестиваго корене отрасле святейшая; радуйся, града Киева пречестное порождение. Радуйся, от млада возраста в дому Божием пребывати возжелавый; радуйся, любве ради Христовы преименитый град отечества твоего оставивый. Радуйся, обители Гнилецкия святое прозябение; радуйся, яко богомудрая пчела подвизающихся тамо отец аки от различных цветов сладость духовныя мудрости собравый. Радуйся, во мраце невечернем свет Боговедения снискавый; радуйся, иночество доброе ради служения Богу приявый. Радуйся, Герасиме, преподобных отец Вологодских первоначальниче. Кондак 1 Избранный угодниче Христов, преподобне отче наш Герасиме, первый равноангельным житием в Вологодстей стране просиявый от гор Киевских, осветивый благочестия светлостьми пустыни севера, и путь к небеси правый многим показавый, похвальная восписуем ти любовию чтущии святую память твою; ты же имеяй дерзновение ко Господу, молитвами твоими от всяких нас бед свободи, зовущих: Радуйся, Герасиме, преподобных отец Вологодских первоначальниче. Молитва О, преподобне и богоносне отче наш Герасиме, угодниче Христа Бога нашего, от юности мир и вся яже в нем презревый, Христа же от всея души усердно возлюбивый! Якоже древний Авраам, от земли твоея и от отечества богоспасаемаго града Киева, в землю дольнюю Богом наставляем, во град сей, Вологду, преселился еси, и в нем пречестную обитель во имя Живоначальныя Троицы воздвигл еси, в нейже во бдениих всенощных и молитвах дненощных Богу совершенно угодил еси. Сего ради и Христос Господь благоугодныя твоя подвиги видев, даром чудес изобильно обогати тя: не точию бо жив сый, но и по преставлении многоразличныя, аки источник неисчерпаемый, источаеши исцеления с верою к тебе приходящим. Темже нам грешным и недостойным рабом твоим помози благоугодными твоими молитвами; простри ко всемогущему Богу преподобныя твоя руце и испроси нам от обдержащих нас болезней, бед, зол и напастей избавление, да с верою ублажаем тя, теплаго нашего заступника, паче же прославляем всегда прославльшаго тя Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Святым Духом честь, слава и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь Рекомендуем молитвы

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Ист.: Житие Иоанна-Игнатия Угличского//Ярославские ЕВ. 1873. 28. Ч. неофиц. С. 223-224; Житие Кассиана Учемского//Там же. 14. Ч. неофиц. С. 114-115; Житие Паисия Угличского//Там же. 17. Ч. неофиц. С. 137; Житие прп. Игнатия, Прилуцкого чудотворца (в мире князя страдальца Иоанна). Вологда, 1911; ПСРЛ. Т. 12. С. 214; Т. 13. С. 135; Т. 20. Ч. 1. С. 357; Т. 24. С. 209; Т. 25. С. 330, 333; Т. 26. С. 287; Т. 28. С. 161, 321-322; Т. 29. С. 39; Т. 30. С. 202; Т. 34. С. 26, 178, 180; Т. 37. С. 97-98, 195-196; Угличский летописец: По списку Е. В. Барсова из собр. рукописей Ростовского музея/Отв. ред.: А. А. Севастьянова; подгот.: Я. Е. Смирнов. Ярославль, 1996. С. 43-44, 46; Жития Игнатия Вологодского, Игнатия Ломского, Герасима Вологодского и Кассиана Угличского: Тексты и словоуказатель/Ред.: А. С. Герд. СПб., 2009. С. 49-60, 5-17. Лит.: Ключевский. Древнерус. жития. С. 271; Верюжский. Вологодские святые. С. 387-404; Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Сев. Руси в татар. период, с 1238 по 1505 г. СПб., 1891. Т. 2. С. 149-150; Добряков Д. К. Сказание о чудотворной иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», находящейся в вологодской тюремной церкви. Вологда, 1897; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. Прил. 3. С. 556; Голубинский. Канонизация святых. С. 153, 420, 421, 425, 432-434; Савваитов П. И. Описание вологодского Спасо-Прилуцкого мон-ря. Вологда, 1914. С. 25, 41-45; Серебрянский Н. И. Древнерус. княжеские жития. М., 1915. С. 290-291; Каган М. Д., Прохоров Г. М. Логгин//СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 69-71; Старая Вологда, XII - нач. XX в.: Сб. док-тов и мат-лов. Вологда, 2004. 181; Шульгина Э. В. Лицевой сборник житий Вологодских святых XVII в. (ГИМ. Увар. 107-1°)//Хризограф. М., 2005. Вып. 2. С. 242-261; Биланчук Р. П. Иван Угличский (Игнатий Прилуцкий) (1480-1522): Благоверный князь, вологодский и угличский святой//Вологда в минувшем тысячелетии: Человек в истории города. Вологда, 2007. С. 24-25. А. А. Булычёв, А. А. Романова Иконография Прп. Игнатий Прилуцкий. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1652-1666 гг.

http://pravenc.ru/text/293415.html

Большую часть 1660 г. М. также провел в Москве. С 16 февр. по 14 авг. проходил Собор, где решался вопрос об оставлении Патриаршего престола Никоном; в нем участвовал М. (Дело о патр. Никоне. 1897. С. 109. 27). По указанию Собора М. вместе с архиеп. Иларионом Рязанским и архиеп. Макарием Псковским, архимандритом чудовским Павлом и игуменом Александрова мон-ря Симоном подготовил выписку из правил св. апостолов и св. отцов с целью рассмотрения вопроса «об отшествии бывшего патриарха Никона» ( Макарий. История РЦ. Кн. 7. Т. 12. С. 178). Собор принял решение о правомерности избрания нового патриарха. Одновременно в марте-авг. 1660 г. проходили заседания по делу Суздальского архиеп. Стефана , обвиненного свящ. Никитой Добрыниным в нарушении церковных правил. Подписи М. стоят на 2 сохранившихся приговорах Собора по делу Стефана (ГИМ. Син. грам. 1082, 1083). Еще в марте 1663 г., накануне кончины, М. готовил ответ на царский запрос по этому делу (РНБ. Ф. 532. 4533). Панагия свт. Маркелла, архиеп. Вологодского. Сер. XVII в. (Соловецкий мон-рь) Панагия свт. Маркелла, архиеп. Вологодского. Сер. XVII в. (Соловецкий мон-рь) М. был одним из наиболее активных епархиальных архиереев своего времени. В 1649 г., во время строительства соборной каменной церкви в Кирилловом Новоезерском в честь Воскресения Христова монастыре , были открыты мощи прп. Кирилла Новоезерского. По царскому и патриаршему указам М. лично отправился в обитель для их освидетельствования. Сохранился дневник, который вел М. во время своего путешествия в Новоезерскую обитель (Вологодские ЕВ. 1865. 22. Ч. неофиц. С. 860-861). М. выехал из Вологды 1 нояб., посетил Сямский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь и Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь и 7 нояб. был в Новоезерском мон-ре. В записке патриарху Иосифу он сообщил, что в присутствии старцев монастыря велел «с гроба… землю очистить и тот гроб роскрыти и мощей и одежд досмотря перенести в древяную церковь и устроить, покаместа новая каменная церковь совершится» (Там же. С. 858-860). 13 нояб., возвращаясь в Вологду, М. посетил Спасо-Каменный в честь Преображения Господня мужской монастырь , в котором спустя несколько месяцев (10 июня 1650) по благословению М. часть мощей прп. Иоасафа Каменского была перенесена в гробницу у юж. ворот соборной ц. в честь Преображения Господня (ИРИ. Т. 4. С. 332). Сам М. на церемонии не присутствовал, поскольку в мае-июле 1650 г. совершал с царского разрешения путешествие по обету из Вологды в Усть-Вымь для поклонения мощам Пермских святителей Герасима, Питирима и Ионы (Вологодские ЕВ. 1865. 22. Ч. неофиц. С. 862). Н. И. Суворов связывал с этим путешествием постройку М. в 1649-1653 гг. над св. вратами Вологодского архиерейского дома ц. во имя Пермских святителей.

http://pravenc.ru/text/2562284.html

Павел Розанов – рязанской. 15 Павел Казанский – костромской. Игнатий Преображенский – тульской. Василий Гарстовский – рязанской. Василий Погожев – московской. Петр Щеглов – тульской. 20 . Александр Соколов – калужской. Сергей Миролюбов – московской. С правом на получение степени магистра без повторения испытания по выслуге одного года Алексей Косташ – воронежской. Василий Виноградский – московск – двух лет с одобрением начальства. Кандидаты: Василий Соловьев – владимирской. 25 Феодор Данков – орловской. Василий Крестовоздвиженский – вифанской. Александр Световидов – московской. Михаил Костров – нижегородской. Герасим Морозов – смоленской. 30 Владимир Цветков – владимирской. Феофан Вербицкий – полтавской. Феодор Кудрин – рязанской. Иван Кузнецов – вологодской. Николай Колоколов – владимирской. 35 Илья Дубовиков – тверской. Алексей Владимиров – костромской. Евфим Веселовский – тамбовской. Иван Бердников – вятской. Иван Чулков – вологодской. 40 Доримедонт Прилуцкий – костромской. Алексей Любвин – тамбовской. Порфирий, в монаш. Прокл, Кременецкий – харьковской. Стефан Гласко – могилевской. Николай Твердый – той же. 45 Василий Николаевич – из Сербов. Девятнадцатого курса (1850–1854) Магистры: 1 Александр, в монаш. Алексий, Лавров-Платонов – из ярославской Семинарии. Филарет Сергиевский – московской. Иеромонах Михаил Лузин – нижегородской. Петр Смирнов – ярославской. 5 Димитрий Голубинский – вифанской. Аркадий Казанский – той же Павел Корсунский – ярославской. Александр Хитров – московской. Семен Владимирский – вифанской. Иван Малютин – рязанской. Константин Озеров – вифанской. Иван Любимов – калужской. Федор Плавтов – рязанской Димитрий Делицын – вифанской. Иван Доброумов – вологодской. Иосиф Ширяев – ярославской. Петр Хандажинский – черниговской. Алексей Мирмиков – костромской. Александр Яшин – тверской. Иеродиакон Анфим – из Болгар. Старший кандидат: Алексей Никольский – из калужской семинарии. Кандидаты: Петр Преображенский – владимирской. Иван Виноградов – тульской. Иван, в монаш. Антоний, Державин – калужской.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Герасима, но невозможно уже было найти в ней даже место его погребения. Жители разоренной Вологды, по удалении неприятеля, занялись возобновлением и устройством собственных домов, а об обители преподобного забыли; или по неимению средств и времени, или по нерадению и беспечности, они не спешили приступить к ее возобновлению. Сам пр. Герасим позаботился о том, чтобы место, освященное его трудами и подвигами, не пришло в совершенное забвение: он чудесно открыл и указал, где покоятся его св. мощи, и чрез то снова открыл для страны неисчерпаемый источник благодатных даров и исцелений. Одна старая женщина города Вологды, из мироносицкого прихода, была совершенно слепою 12 лет. Явившись ей во сне, пр. Герасим сказал: «вели себя вести ко мне, в прежде бывший Троицкий монастырь, в верхнем посаде, и над гробом моим отслужи панихиду; если исполнишь это, будешь здорова». Видение было столь живо и поразительно, что женщина тотчас же пробудилась от сна и сказала преподобному: «Угодник Божий! как могу я узнать место, где ты почиваешь? Я слепа, да и место твое святое, по грехам нашим, при нашествии иноплеменников, разорено». Преподобный отвчал ей: «если истинно веруешь, то увидишь ты это место» и потом, попросив и взявши у нее платок, присовокупил: «на котором месте завтра найдешь свой платок, на том и проси отслужить панихиду». На другой день рано утром женщина велела вести себя в бывший Троицкий монастырь и, нашедши свой платок в углу монастыря, с северной стороны, просила тут отслужить панихиду по пр. Герасим и по совершении ее тотчас же прозрела. Чрез это чудо снова сделалось известным место погребения преподобного «и начаша приходити мнози исцелений ради недуг своих и по малу времени возградиша над мощами святого малу часовню и раку устроиша и икону пядинцу во имя святого написаша, говорит Фома, списатель чудес преподобного. За этим первым чудом потекли многие другие благодатные исцеления от гроба преподобного: вода, освященная в гробовой часовне, земля с его могилы мгновенно облегчали болезнь и возвращали здоровье страждущим.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1691 г. игум. вологодского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-ря Авраамий, братия мон-ря и вологодцы «всяких чинов» послали челобитную патриарху Адриану , в к-рой писали о том, что «просияша внутрь и окрест Вологды града чудесы преподобный отец Герасим, и преподобный Галактион, и Игнатий, и мощи их нетленны, и чудеса сотворяють недугующим многая». Челобитчики просили об освидетельствовании мощей этих Божиих угодников и о том, чтобы «церковною честию и пением, яко сущих чудотворцев, почествити и прославити». Патриарх поручил Вологодскому архиеп. Гавриилу провести дознание. В дек. 1699 г. Гавриил прислал Первосвятителю отчет, в к-ром, в частности, говорилось: «Галактион и Герасим, какова чина в мире быша, и како пожиша, и в кая лета, известия совершеннаго несть; точию обретается, не в подлинность же, яко бы Герасим бяше прежде в лето 6605-е и скончася в лето 6686-е месяца марта в день, пострижен в монахи Киево-Печерскаго монастыря». Рассказав о почитании вологжанами гробниц подвижников, архиеп. Гавриил выразил сомнение в действительности чудотворений: «Пришедше люди в монастыри их поют по них панихиды и молят о них Бога, а они будто целят, и с гробов емлют землю и мешают с водою святою, юже чином святят в церкве, и тем болезненныя вреды мажут, и пиют, и целбы приемлют... Обитающии же в монастырях и прочии люди старии сказаша, что чудес явных от сих Галактиона и Герасима никогда не видеша. Над кем же быша якобы целбы от них писаны имяны во граде Вологде и инде, никтоже сказася... на лице». В 1691/92 г. патриарх Адриан издал указ относительно Вологодских подвижников, в к-ром говорилось: «Из земли мощей их... изимати не повелеваем, такожде и прославляти в церкви яко совершенных мнимых чудотворцев пением и почитанием и на иконах изображении возбраняем, зане в незнании почитати не подобает» (цит. по: Голубинский. Канонизация святых. С. 432-434). Однако почитание святых, по-видимому, сохранялось. Преставление «преподобного отца Герасима, начальника Троицкаго монастыря у Кайсарова ручья» 4 марта 1178 г. отмечено в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). Еп. Евгений (Болховитинов) включил Г. в свой список вологодских святых (1811). Местная канонизация Г. подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, празднование к-рому было установлено в 1841 г. еп. Иннокентием (Борисовым) .

http://pravenc.ru/text/164545.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010