Шествие во Царствие Божие есть постоянное крестоношение – повседневный крест – «и от сего познается, яко человек от Бога промышляем есть» (2:17). Истинные христиане несут крест – они, как странники и пришельцы на земле, идут прискорбным путем, пока «достигнут своего Отечества на Небеси. А в дороге чего не встречается и не приключается? Повсюду опасно: то на гору, то под гору; где скользко, а где ломко, как на льду; того и смотри, чтоб не обломиться: непрестанная нужна осторожность и молитва , да сохранит Господь до конца, чтобы пройти и внити узкой дверью в пространство Небесное» (1:263). Бедствия, напасти, терния, волчцы, страсти и всякие греховные пожелания «мы должны презирать и следовать смело по тесному пути: нас утешает благое иго и легкое бремя. Пусть иногда и прискорбно, но надежда веселит, и путь сей продолжать велит. Идите, идите, говорит она, путь сей лежит к Царствию Божию! Да не совращайтесь на пространный» (3:135). На этом пути – пути спасительном – необходимо «хранить совершенное незлобие, благое смирение, святое послушание и во всякой вещи и деле руководствоваться словом Божиим: жизнь духовная действуется верой, а вера свидетельствуется делами. Когда хотите побеждать бесов – уступать должно человекам. Оскорбил ли кто? – Уступи ему, и наступит мирная тишина, избавляющая душу от смущения. В духовной жизни не воздается злом за зло, но побеждается зло благочестием. Добро творите ненавидящим вас – и молитесь за творящих вам напасть; и всю печаль свою возлагайте на Господа. Он – Заступник и Утешитель страждущих. Стяжание душевного богатства приобретается в терпении; терпение же испрашивается непрестанно повторяемой молитвой: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя; – и помилует! Милостивии помиловани будут и ублажаться. Имже судом судите, судят вам, и в нюже меру мерите, возмерится и вам: яко же хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде» (1:263–264). Есть порядок Божий и есть порядок человеческий. Первый – это жизнь по Божией воле, второй – служение себе, всему суетному. «За добрые дела добрая и награда; только не надобно злое за доброе принимать и доброе за злое почитать; лучше забывать злое и помнить одно хорошее, тогда покойно будет» (1:265). Несравненное счастье – когда кто, презревши мирскую суету, временные утешения, начинает и смиренно продолжает «приносить свои посильные труды в жертву Богу. Сие счастье несравненно превосходит благосостояние всех обладающих счастливо временными царствами» (3:339).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

И еще: «Не всяк глаголяй Ми, Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех». Здесь уже довольно ясно и откровенно объявлено, что нужно. Да и то речение к сему же относится, что «многими скорбми подобает вниди в Царствие Божие» (2:337–338). Нередко бывает так: начинаем жить духовно – начинаются и испытания. (Думаю, что это испытал или испытывает всякий живущий в Боге). Как быть? – «Когда убеждаемся житие свое провождать не по мирским обычаям, но по заповедям Божиим, как Сам Христос научает, тогда-то и бывает нам все напротив, и мы оскорбляемся и малодушествуем. Видим, как трудно сопротивляться и стоять противу нападающих на нас видимых и невидимых врагов наших; однако не надобно унывать, но держать оружие, сильное верой на отражение враждующих спасению нашему. Вооружимся же против них призыванием имени Господа нашего Иисуса Христа на помощь нашу; и хотя бы они, как пчелы сот, обошли нас, и как огонь, с треском попаляющий тернии, пламенно разгорелись бы, устремлялись сжечь нас, но Господь, помощник наш и защититель жизни нашей, уничижит рвение их и упразднит злобу их; покроет крылами благости Своей, и мы не убоимся ничего, хранимые Всесильной Десницей Вышнего. Блажени вси уповающие на Него! Многие же скорби усугубляют только многую нам радость. Когда пройдут все скорби наши здесь, тогда, в восхитительном приобретении премирного в нас душевного утешения, уже неразлучно обымет нас полная радость. Да и теперь даруется сердцу сладость в Слове Божием, Имже зиждется наше спасение в преданности любви Христовой» (3:523–524). В духовной жизни скорби приносят немалую пользу. Скорби – это то, что выстраивает наш путь на Небо. – «Нас и то может утешать, что скорби нужны для нас: кроме них, нет иного пути ко входу в Царствие Божие» (1:329). Подлинное несчастье – в непокаянии о грехах, «которыми душа уклоняется от Бога. Скорби же, притеснения, гонения, не несчастье! Это путь, которым благодарно идут рабы Божии. Не лучше ли и вам идти таким путем без ропота? Укрепитесь, веруйте! – Господь утешит вас» (1:438).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Здесь, во временном, как бы мы ни были обеспечены, «все опасно – и смерть внезапно разлучит нас. – Там же все бессмертно, и нет никакой опасности; сладость без огорчения, утешение без печали, любовь без ревности, радость без конца! О, как бы сподобиться нам того премирного мира! Здесь нам скучно и грустно, но ведь туда без терпения и перенесения многих скорбей не входят. Что делать? Согласимся здесь потерпеть безропотно все, что угодно будет Господу попустить за грехи наши: болезни ли какие, или оскорбления от людей, или напасти от невидимого врага: согласимся это претерпеть с любовью и о всем благодарить Господа! Ведь временное скоро пройдет; и мы тогда благостью Божией можем войти в святое собрание вечно торжествующих; там уже забудем про здешние скорби» (3:203). В мире сем – земном – вечеря бывает временно. Гости, пришедшие на нее, удовольствовавшись «от хозяина, в домы своя расходятся, и тако, как вечеря, так и утешение ее престает. Всякое бо временное утешение и услаждение как дым вскоре исчезает. Не тако будет на великой вечери: она, единожды наченшися, никогда не скончается и потому как непрестанно, так и без конца будет. На оной вечери возлежащие без конца будут видеть лицо Божие и сладчайшим Его лицезрением во веки веков насыщатися. И якоже Царствию Христову не будет конца, тако и Святии Божии человецы с Господом, яко с главою уды, царствовать будут во веки веков» (2:317). Посему разумно – «верный выигрыш» – потерпеть временно, чтобы «радоваться и наслаждаться вечно» (3:201). Пока есть время – помолитесь, «чтобы не лишиться нам вечного блаженства и быть вместе там, где всех веселящихся жилище бесконечное. О радости Небесные! Примите нас в себя. Мы каемся о грехах наших. Господи, даждь нам терпение, смирение, кротость» (3:183–184). «Да услышит Господь смиренно молящихся Ему во истине и правде! Примиритесь. Возлюбите душевный мир более всех земных сокровищ, и вы не захотите просить себе вещей, подлежащих тлению: сии сами прилагаются на потребность вашу. Держите со всеми мир и правду, и увидите скорое помилование Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Мы веруем и веруем несомненно Слову Божию, «вочеловечившемуся ради нашего спасения. Он есть совершенный Бог и совершенный человек, приявший человечество ради нашего спасения; не тварь, но Творец твари» (3:120). Христос Господь «есть Начало, Сила, Глава, Камень веры, надежды добрыя Остров, Холм среди потопа плоти, Свет во тьме» (2:151). Истинный Свет! «Все противящиеся Ему – тьма; любящие Его охотно и радостно исполняют заповеди Его. «Свет повеления Твоя на земли!» Сии слова произносит царь Давид: следовательно, уклоняющиеся от повелений Господних непременно во тьме ходят, как бы они ни умствовали и как бы что себе ни представляли. Горе называющим тьму светом, а свет тьмой!» (2:11). Очевидно, что истинный наш путь, «по которому неуклонно следует нам идти», есть Сам Господь наш Иисус Христос , «и кроме сего пути ко спасению вечному, нет другого» (3:560). Сын Божий – Христос – «Слово, утешающее душу, одержимую многими скорбями, чрез временную жизнь возводит в жизнь вечную, к наследованию небесных благ. Сие Слово есть жизнь души, воскресение мертвых и Десница Вышнего; все, что есть, сим Словом и пребывает; сие Слово – неизреченный свет, радость и бесконечное веселие! Слово Божие снисходит к смиренной душе и восставляет ее, шедшую во мрак уныния; просвещает ее и наставляет на истинный путь, которым может она войти в Царство Божие, соблюдая все, что повелевает ей руководствующее ее слово спасения. Душа, повинующаяся Слову Божию, приемлет Его, питается и одевается Им, и пребывает в Нем, и радуется о Нем. – Вся Тем быша: небо и земля, видимая и невидимая; и что бы ни было, все одним Словом есть и содержится. Каждый человек словесный подлежит суду сего Слова; Оно объявило словесному человеческому роду, что каждый из человеков от словес своих или оправдается, или осудится. Савл, гонитель христиан, на дороге в Дамаск, как молнией, поражен был Словом! – Ослеп, просветился и стал ревнитель сего Слова, Которое он всюду возвещал и проповедовал. Сие Слово есть воплощенный Бог – Иисус Христос!» (3:600–601).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

«Не грустите, – продолжала мать, – но молитесь Господу, да будет Его святая с нами воля. Когда Ему угодно будет, тогда и нас к нему (отцу. – K. С.) возьмет. Прилежно учитесь, слушайте старших себя, сохраняйте в душе страх Божий; любите Господа Бога всем сердцем, творите Его заповеди, и не оставит вас Господь Своей милостью» (1:100–101). «Я припомнил, как меня по саду водила за руку родная мать и вразумляла о красоте земного рая, из коего первый человек за преслушание был изгнан; и тем меня поощряла к послушанию, чтобы и я не лишился Небесного Царствия» (2:190). – «Покойная мать моя пламенно меня любила, жалела и плакала о мне; но когда найдет меня в преслушании и шалости, тогда, сделавши пристойное взыскание, лишает меня ласки своей на весь день и более. Больно было ей и самой переносить такое наказание меня; но она, смотря на конец моей жизни, преодолевала свою нежность и руководилась премудрыми правилами Иисуса, сына Сирахова, касательно воспитания детей» (2:118). (Имеются в виду слова: «Суть ли ти чада, накажи я и преклони от юности выю их» ( Сир. 7, 25 )). Вспоминая свое детство, юность, Старец отмечает, что его с младенческих лет влекло к глубокой тишине и уединению, к красотам природы, к занятиям любомудрием – к жизни иного порядка, к зрению того, что должно быть присуще бессмертному созданию. «Теперь мне, – рассказывает он, – припомнились лета моего детства: любил я и тогда уклоняться от шума людской молвы; меня увлекала и пленяла глубокая тишина; приятно занимали меня виды Татарских гор и долин, и по ним быстро струящиеся ручьи; сладко беседовала со мной и питала все чувства мои природа, и что только я видел, пленяющее меня, то всегда снимал на бумагу карандашом; и ничего не было такого, чтобы оскорбляло меня. Одно только озабочивало сердце мое: строгий надзор и неусыпное попечение о мне родной моей матери; она строго наказывала мне, чтоб я страшился, без ее соизволения, отлучаться один и ходить там, где мне хотелось» (3:603). «С младенческих лет начала мысль пленять меня в любомудрие и прохождение вещей: люди строгие к самим себе всегда казались мне приятными.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Быть твердым, мужественным в гонениях и уничижениях ради Бога есть величайшее благо, превышающее все земные сокровища. Здесь все кончается со смертью – и кончается быстро – «одной минутой». «Но претерпевших ради Господа скорби, мучения, язвы и озлобления воздаяние велико ожидает на Небеси, преисполненное радости и веселия вечного». Пока есть время – в нашей воле «поучаться о вечности и приходить в истинный разум будущей жизни. Бедственно прилепляться к вещам мимо текущим, как вода, и истаевающим, как снег от солнца. Бессмертная душа в жизни плотской покойна быть не может. Ей нужно перейти в жизнь вечную. Многие много засматриваются на прелесть мира сего, останавливаются, оболыцаются суетными помышлениями своими, уклоняются от заповедей Божиих и не идут, куда Господь призывает по надлежащему пути, которым входят в Царствие Божие». Сегодня благоприятно время! «Се день спасения! А завтрашнего – Господь не обещал; – только повелел быть готовыми» (2:353–354). Нам надобно здесь, на земле, так жить, «чтобы в вечности блаженствовать» – благодушно и безропотно претерпевать ради Христа, ради спасения многие невзгоды. «Да будет в нас разум истинный, что тесный и прискорбный путь ведет в живот вечный, а просгранный ведет в пагубу. Не унывайте же, но молитесь Господу и Матери Божией, когда скорби и грусть обымают сердце; плачьте только не о временных, но о вечных, до которых достигнуть в вере и любви, трудами и терпением, да поможет Господь нам благодатью Своей» (3:479–480). «Простите; спасайтесь Божией милостью в благом долготерпении до конца, провождая житие свое не как-нибудь и не на авось-либо, но верно и истинно по заповедям Божиим; и Господь, видя таковое благое произволение сердца вашего, поможет вам преодолеть силу вражию и удостоит вас неизреченной радости!!!» (2:354–355). Итак, размышление о вечности помогает нам отрешиться от привязанности к временному, земному. Перенесение же «трудов и горестей «ради любве Христовой» и делание заповедей Божиих неизреченно вознаграждается.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Для нас должны быть чужды те, которые стремятся во тьме своего неразумия открыть чувствам своим свет удовольствий. Вечное горе таковым, ежели они заблаговременно не познают тьмы своей и прелести, и не отступят от нее, и не обратятся своим произволением к слову Божию, непрестанно призывающему и поучающему нас жизни вечной! Мы же, разумея нашу немощь, будем почаще повторять от всего сердца, где бы ни находились, во всякое время сию молитву к Богу: «Заступник души моея буди Боже, яко посреде хожду сетей многих; избави меня от них, и спаси мя, Блаже, яко Человеколюбец. Мати Божия, сохрани нас под кровом Своим! " » (3:624–625). 6. «Злой человек и добрый» (3:37) «Не можно сотворить благо, не уклонившись прежде от зла» (3:176) Когда говорится о временном и вечном, о путях широком и узком, так или иначе имеются в виду или злой человек или добрый. Но Задонский Отшельник последнее иногда выделяет и особо. Ведет он речь на сию тему путем противопоставления и таким методом достигает выразительности: выдвигается положительное или отрицательное и соответственно противопоставляется – что-то выдвигается и тут же опровергается. Слушаем Учителя христианской жизни: «Рассматривать, кто как живет, есть знак развращенной совести и непотребной души. «Нет никого столь строгого наблюдателя чужой жизни, кроме живущего распутно». Никто не соблазняется малым несовершенством других, как тот, который наполнен сам несовершенств; никто, наконец, столь не пересужает ближнего, как тот, который в жизни своей вдался во всякие пороки и беззакония. Истинная справедливость состоит не в том, чтобы на ближнего гневаться, но соболезновать. Злой человек недостатки душевные других зрит прилежно, и хотя бы они были весьма малые, смотря на них, соблазняется; добрый же человек сострадание имеет к грешникам и милосердием к ним тщится об их исправлении. Чем кто развращеннее, тем более проступки своих ближних увеличивает и обнародывает; и чем кто добродетельнее, тем более оные скрывает и ближним сострадает» (3:37). Когда есть миролюбие – сердце радуется, потому что жилище Господа – в мире, «и вся дела Его – в вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

не преподносилась. 2018/08/15, 23:22:00 Читаю и перечитываю афоризмы Симеона, и очень благодарна. Все в них просто, понятно и от Души. Поражаюсь всем этим гадостям и " хайпам " , такое впечатление, что недоброжелатели или книги не читали, или читали по диагонали, или еще что-то.) Зинаида из Перми 2018/08/15, 09:11:22 У меня двойственное отношение к тому, что выходит под именем " Симеон Афонский " . Автобиографические книги " ПТИЦЫ НЕБЕСНЫЕ " - это одно. Назидательные книжицы с афоризмами - другое. Есть еще стихи, но это на любителя, не для меня. Автобиография " ПТИЦЫ НЕБЕСНЫЕ " - событие в моей духовной жизни, не побоюсь этого слова. Читаю и перечитываю. И буду читать, думаю, до конца своих дней. Глубочайший по содержанию и простой по форме текст. А вот книжицы с афоризмами открываю и засыпаю. От них веет действительно сильно Китаем и Индией, в том смысле, что этакой премудростью от ума. А святые наши, православные, делятся не просто премудростью " от ветра головы своея " , не глубокомыслием, а еще и простотой в Боге, опытом Богообщения, больше даже не словами, а глаголами неизглаголанными, Духом. А от афоризмов Симеона Афонского у меня сердце, ну, не загорается.... Но, может быть, мне просто надо еще до них " дорасти " ? Потому эти книжицы лежат пока себе. А упреки, что, дескать, когда он молится, если так много книжек пишет, совсем смешны. Тогда их надо адресовать Златоусту, Паламе, Дамаскину, и нашим, например, Феофану Затворнику, Игнатию (Брянчанинову) и другим плодотворным духовным авторам ;))) 2018/08/13, 14:39:18 Думаю, что тут не в " бодаться " проблема и не комиссия проблему решит. Тут простые евангельские слова, притчи, примеры и сравнения не усвоишь. А тебе с одной стороны - догматы в терминах японской психиатрии излагают, с другой стороны - подводят итоги детективного расследования на тему кто автор сей книги, как он посмел и каков мотив ее издания. И никаких тебе примеров из жизни типа: такой-то человек в такой-то ситуации проявил себя мудрым как змея и простым как голубь.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=3&iid=2938

«Приятно поздравляю вас с празднованием Нового года, желаю вам облечься в нового человека и обрезанием страстей совлечься ветхого, тлеющего в похотях прелестных» (3:627–628). 7. Душа и тело «Душа – бессмертная. А тело есть одежда души» (3:627) Упрекнув адресата в некоем сомнении, выраженном в словах: «Есть в бренности человечества что-то вечное, не умирающее», Задонский Подвижник представляет не нечто гадательное, а православный взгляд на душу и тело. А так как он делает это образно, то и достигает должной выразительности: «О, как вы и по сие время нетвердо выражаете свою веру, как будто находясь в недоумении! Вам ли, принявши просвещение от Слова истины, говорить с таким сомнением: «Есть в бренности человечества что-то вечное, не умирающее?» Вы верная христианка и не языческого духа; вам было преподаваемо учение о познании Бога и самих себя – вам ли так гадательно говорить? – Вам надобно говорить с твердым познанием истины, не что-то, но именно душа бессмертная, разумная, самовластная, сотворенная. Самим Богом – вот что возвышается над бренностью плоти; – не гадательно нечто, а существо достоверно известное и познаваемое в истине. А тело есть одежда души: как мы снимаем с себя телесную одежду, и тело наше остается тогда наго, так и душа, совлекшаяся плоти, или тела своего, совершенно обнажается и бывает нага до того времени, когда то же самое мертвенное тело ее воскреснет и обестленится; тогда она, как новую одежду, приимет его, соединится с ним и более никогда с ним не разлучится, но вечно пребудет или в теле прославленном с Господом своим, в бесконечной Его радости, или в теле омраченном, отлученная от Бога за непокаянное сопротивление Ему в сей жизни, на муки вечные, – которым не будет конца. Тогда все будет поздно; – за гробом нет исповедания и покаяния о грехах своих; – но доколе остаемся еще здесь, дотоле не лишены надежды, что всякое время благоприятно ко спасению» (3:612–613). Старец призывает спасаться, пребывать под покровом Божией Матери (3:613). 8. Жаждущая душа

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Везде можно спастись и в чертогах, и на гноищи, и в порфире, и в рубище, и в здравии, и в болезни, и в знании, и в невежестве, везде надо благое произволение, веру и смирение с долготерпением на всяком месте, и везде владычество Божие. Также и к Г. имейте всякие отношения по Богу и для Бога из любви христианским; ласкосердия всячески надо избегать, да и ко всякому; а к немощам ея, умеючи, снисходите и долготерпите, и с кротостию, пользуясь случаем, улавливайте ее в мрежу спасительную. Вместе с нею, мне думается, вам нельзя жить, но совсем ее не оставляйте; что даст: много ли, мало ли – с благодарением примите; это ей полезно, а вам, как в оградочке монастырской хранящей девство, – где взять, куда пойдешь, – и так обе и спасетеся милостию Божиею. Приглашать на праздники – дело игумении, а не ваше. Вот время благоприятно, набирайтеся ума христианского, смирения, долготерпения, любви и рассуждения – и будете на пользу многим везде; со святою любовию христианскою никакая добродетель не сравняется. Говорите: «Недостает любви христианской». Помним слово Апостольское назидательное: немощи немощных носити, а не себе угождати. Да, это правда: где ни живи, везде надо с Богом долготерпение и Ему верность, и крест распятия своеволия плотского нести, по писанному: буди ми верен до смерти, и дам ти венец живота. Чего вы боитесь до смерти-то терпеть? Ведь надо же что-нибудь терпеть? А разве печали-то греховные лучше терпеть? Мучиться от отчаяния не легче: то ли дело от борьбы, труда и молитвы. А долго-ли потерпеть-то и потом нескончаемые веки успокоиться? Вооружайтеся верою, молитвою, долготерпением, смирением и благодарением, так легко и незаметно, со многими утешениями, до смерти благополучно путь креста монашеского пройдете и вечно спасетеся. Всматривайтеся внимательнее и глубже в волю Божию, чрез богомудрых отцев, что надо и полезно ко спасениию и об этом узнаете. Нет ли чего о музыке в книгах Георгия Затворника Задонского? Он со многими боярами переписывался: думается мне, что ему и об этом был вопрос.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010