И беспечных обмануло; Жизнь исчезла в суетах! То простыло, что горело: Чувства, сердце и душа- Все погасло, потускнело, Мира прелестью дыша... Гори, гори светлей лампадка! Христов мне образ озаряй. О, Иисусе мой пресладкий! В любовь Твою меня пленяй! Ты душу, сердце, ум, всего меня возьми; Очисти, освяти, от прелести изми... Слава Богу! все свершилось, Если сердце сокрушилось! Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит! Ублажи Господи благоволением Твоим Сиона: избави от тяжких вздохов и от болезненного стона. Не унывайте, матушка: уныние есть тяжкая тьма, помрачающая сердце; никак не оставляйте молитвы Господу. Никто так не утешит прискорбной души, как всемогущий Бог! Его благость оттирает слезы плачущих и изменяет печаль на радость. Радуйтесь же о Господе; Христос посреди нас! Марта 17-го, 1833 г. 177. К А.Т.Б. Слава Богу за все! Иногда и мне бывает грустно и прискорбно; тогда воспоминаю себе: здесь ли мне в минутной жизни сей не потерпеть и не погрустить? Какой же в вечности я буду иметь покой? И так говорю к себе: о, душа моя! припомни себе богача, во всех утехах пожившего, а по смерти страждущего в адском пламени и просящего одной капли воды; и какой же ответ ему приходит от Авраама? Чадо, вспомни, сколько получил ты благ в жизни твоей. Теперь здесь страдаешь... И это страдание уже без конца... О, если б можно было тому богатому, повеселившемуся во временной жизни своей, оттуда вырваться, то каких бы унижений и мучений здесь он не согласился с радостью претерпеть, только чтоб избавиться от адских мук!.. Но жизнь его кончилась, и нет ему возможности оттуда возвратиться. Благодарение Господу, когда мы здесь не участвуем в веселостях и удовольствиях мирских и плотских! – Господь посредством ныне бывающих скорбей ведет нас к радости духовной и к вечному наслаждению в будущей жизни. Просим Господа сокрушенным сердцем, да подаст нам терпение до конца... Что было, то прошло. Так и все пройдет, и сладкое и горькое; лучше же без сравнения, когда горькое здешнее житие пройдет, и начнется сладкое вечное... Почто же плакать нам о временном плотском наслаждении, которым другие утешаются, когда оно бывает нам злым ходатаем вечных мук и горестей? – Будем с приятностью терпеть все то, что Господь нам подает к нашему вечному спасению. Нас и это утешает в скорби, когда вспомним, что блаженны нищие духом, так как тех есть царствие небесное... Когда Господь посетит Своим утешением, то и темный утолок бывает светлее царского чертога, в котором тьма суетностей пребывает. Не унывайте же, матушка. Да сохранит вас Матерь Божия под Своим покровом!

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

И когда христианин постоянно и усердно молится, он постепенно открывает в своем сердце пороки, которых до сих пор не замечал. И тогда он вступает в борьбу со своими грехами и страстями, что приравнивается к подвигу мучеников. Сознавая всю трудность этой невидимой брани, подвижник приобретает глубокое смирение, ибо опытно убеждается в том, что освободить его от страстей может только благодать Святого Духа. “Без непрестанной молитвы невозможно приблизиться к Богу, — учат святые Отцы, — ибо что бывает с рыбой, вынутой из воды, то бывает с умом, который выступил из памятования о Боге”. Бороться со страстями человеку приходится долгое время, почти всю жизнь. Но вот наступает такой момент его духовной жизни, когда Сам Господь приходит в его сердце и вечеряет с ним. Будем, братья и сестры, почаще прислушиваться к голосу Спасителя, Который невидимо стоит у дверей сердца нашего и взывает: Се, стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною ( Откр 3:20 ). Да будет молитва наша еще более усердной, чтобы посредством ее мы, очистивши свое сердце от страстей, нашли в нем бесценное сокровище — Царство Божие, о котором говорит Господь: Се бо, Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк 17:21 ). И тогда каждый из нас сможет сказать с апостолом Павлом: Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение ( Флп 1:21 ). Аминь. Время земной жизни — драгоценный Божий дар Брате и сестры! Нам обещана вечная жизнь. Если же хочешь войти в жизнь вечную , — говорит Господь, — соблюди заповеди ( Мф 19:17 ). Земная жизнь человека является приготовительным моментом к вечности. “Смотрите на небо, — наставляет епископ Феофан Затворник , — и всякий шаг вашей жизни так соразмеряйте, чтобы он был ступанием туда”. Земная жизнь для последователя Христа есть только приготовление к жизни будущей. Жизнь в этом мире — не что иное, как непрестанное путешествие к будущему веку. Что такое вечность — этого мы ограниченным умом нашим постигнуть не можем. Подобная беспредельному океану, она простирается за пределы не только чувственного, но и умственного представления.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Когда я услышу, что кто-нибудь от вас получает записочки, – мне бывает завидно, и я душой желаю получить? Письма Георгия Затворника весьма полезны. У меня живёт Н. и хорошо служит? Слушалась бы духовного Алфавита. А прочие её сбивают: на что она мне служит? Ефрем Сирин вернее учащих – то. Будто ей спасения не будет, что она на монастырские работы не ходит? От больных, как от младенцев, отлучаться немилосердно. Я ей за заслуги обещаю икону, книги и имения частицу? Любовь к книгам доставляет всякое благополучие. В пострижение поступить боюсь? Для сего прочитай: житие и писания молдавского старца Паусия Величковского. 444. В. Н. 1852 года 25 Марта. Батюшка, отец Адриан! Борюсь со страстями, изнемогаю плотью, и не нахожу утешения, не имам человека? При нуждах таких Добротолюбие для нас приготовлено. По долгом ожесточении сердца моего, посетил меня Господь мысленно – искать отрад в вас? Это в подлеце – то. Как стыжусь, как страдаю я: поносила вас, простите? Премного вам благодарен: поверьте не лестно. Прошу вас о прощении? Позвольте и мне воздать почтение моё вам до земли. Не смею возвести очей моих на небо, по множеству неправд моих? У Ефрема Сирина учитесь. 445 Батюшка! простите меня и не отриньте страждущую: пролейте бальзам целения? Дарованного мне недостойному от Господа не хочу жалеть дарить. Господь посетил меня болезнью и скорбями: а я, вместо благодарности, скорблю? Алфавит не велит. Уныние и недоверчивость к благому Промыслу и страх нищеты ужасают меня. Лествичника слушайтесь. В 22 года ни смерти, ни живота не иметь, и быть в тягость Обители, которая ждёт от меня трудов? Потрудиться для св. Обители, коль не умела: порадуйся, что села! Родители уведомляют, что выдали меньшую сестру: а я ещё не устроена! Устроиться можешь, да не хочешь: вини не их, а себя. По скупости отца моего? Отцу до этого дела нет: ты сама о себе заботиться можешь. За келью надо вносить, а келейничать я не имею силы и здоровья? Смирением заслуживай на себя внимание. Я живу при чужих до первого капризу, а то, хоть, вон поди?

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Величаем тя,/священномучениче Исидоре со пострадавшими,/и чтим честная страдания ваша,/яже за Христа/претерпели есте. Тропарь преподобному Григорию, затворнику Печерскому, в Дальних пещерах почивающему, глас 1 Пещерный житель и в телеси ангел/и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Григорие,/постом, бдением, молитвою/Небесная дарования приим,/исцелявши недужныя и души верою приходящих ти./Слава Давшему ти крепость,/слава Венчавшему тя,/слава Действующему тобою всем исцеления. Кондак, глас 6 Велием воздержанием/и нощными молитвами,/преподобне чудотворче отче Григорие,/приял еси от Бога дар чудотворения/исцеляти недужныя,/с верою к тебе притекающия,/темже и наша многия болезни исцели, молимся. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Григорие,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь преподобному Григорию, чудотворцу Печерскому, в Ближних пещерах почивающему, глас 3 Великих дарований приемниче/и великих чудес силою Божиею творителю,/пречудне отче Григорие,/яко велие дерзновение имея ко Христу Богу,/непрестанно о нас молися Ему,/да грехов оставление/подаст душам нашим. Кондак, глас 7 Запрещая беззаконнующим беззаконновати,/ввержен был еси теми в струи речныя, досточудне Григорие,/идеже блаженную восприем кончину./Ныне со ангелы предстоя престолу/Владычню,/молися о душах наших. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Григорие,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь преподобному Паисию Угличскому, глас 8 Христовы ради любве отечество и род оставил еси,/и, ангельскому житию поревновав,/в пустыню вселился еси,/в нейже многотрудное житие явил еси/и чудес дарования от Бога приял еси,/Паисие преподобне ,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Ин тропарь, глас тойже Христовы ради любве отечество и род оставил еси/и, ангельскому житию поревновав,/духовному отцу твоему, преподобному Макарию, подражатель быв,/града Углеча достигл еси/и близ того при водах в пустыню, ангелом показанную, вселился еси,/и обитель прекрасну Матери Божией воздвигл еси,/и множество монахов собрал еси,/имже и наставник ко спасению быв,/и чудес дарования от Бога приял еси,/Паисие преподобне ,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Ин тропарь, глас тойже

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Многие знают, что в земной жизни предстоит крепкая борьба с плотью, миром и злой силой. Но также многие не знают или, погрузившись в суету, не хотят знать, что и малейший недосмотр в духовной жизни может привести к большим падениям. Если в корабле образуется хотя бы и малая щель и ее вовремя не упразднять – корабль утонет. – «И малых непристойностей удаляться должно, дабы не последовало больших бедствий. Удалися от мира и от всего того, что с ним каким-нибудь образом соединено, уклонись от сообращения с ним, хотя бы оное не было связано с грехом, дабы наконец не впасть тебе в беззаконие; отринь его дружество неполезное; отвергни тщетность и праздность, чтобы не потерять тебе честности и благоговения, и не впасть в большую опасность, которая хотя и кажется тебе малой, однако, увеличиваема будучи, тебя сокрушит. Порази врага твоего, когда он еще мал, дабы он, возрасши, тебя не умертвил. Разумного человека долг есть опасаться и самого малого. Каин сперва только огорчился на брата, но потом возненавидел, а после того убил; наконец, не только впал в ересь, думая, что Богу не известны грехи наши, но и в самое отчаяние. Всякий грех , покаянием не очищенный, тотчас тягостью своей влечет к другому. От всякого мирского злого обычая удаляться ты должен, как от смертельной заразы, понеже приближается смерть, которая беспрепятственно к тебе внидет, если отверзешь ты двери посланнику ее, то есть греху; ибо за малыми искушениями последуют всегда большие, и за одной казнью последует другая большая. Глаголет Мудрый: презираяй малая, по малу падет ( Сир. 19, 1 ). Кто малое за ничто ставит, тот не чувствует и большого вреда» (3:34–36). Меньше всего мы следим за своим словом, безответственно оправдывая себя тем, что оно – быстрорастворимый тут же исчезающий звук. И сколько мы произносим праздных слов, не нужных, не говоря о гнилых, вредных! Ими мы оправдываем себя, раним ближних – лишаемся вечности! Когда язык необузданно, велеречиво заявляет о нас, «тогда, – пишет инок Георгий, – бесценная душа теряет свое достоинство, услаждаясь высокопарным красноречием; глубокое сердце мелеет; сокровище таинств созерцаемых окрадывается и весь человек разливается и пустеет. Неудержимый предатель язык многие души опустошил, растлил сердца» (3:127–128), лишил благомыслия. – «Небесное богатство, собранное трудами, потопляется празднословием» (3:420). Более того, злое слово может духовно убить и ближнего – «добродетельного развратить» (3:184). Посему надо уклоняться от любезных нам людей, если их разговоры «уклоняют нас от благомыслия и лишают мирного пребывания в Боге. Писано: ежели бы и весь мир кто приобрел, но душу свою отщетил, ничтоже пользует» (3:420). В таком случае полезно бывает молчание: «Кто не говорит ни одного праздного слова, тот хотя бы тысячами людей окружен был, действительно избегает мирской суеты» (1:414).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

«Вскую прискорбна еси, душе моя, и Вскую смущаеши мя? Уповай на Бога! Он поможет тебе во всем и избавит тебя от всего. Обратись, душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя. Яко же елень на источники водные, сице желает душа моя к Богу крепкому, живому». Также «я, – продолжает наставлять Подвижник, – предлагаю вам подкрепления из Псалмов: да укрепит вас Господь провождать дни ваши по воле Его! Буди Псалтирь вашим утешением» (3:556, 557). «Не унывайте: уныние есть тьма, а слово Божие есть свет: обратитесь вашим сердцем к свету, и уныние исчезнет, как ночь от солнца! И самый день под лучами солнца радостнее представляется нам. Но есть Солнце в тысячу раз светлее нашего видимого на небе солнца: Оно просвещает глубину человеческого сердца, ежели только не уклоняемся сами во тьму» (3:626). Стало грустно, скучно, чем же «пособить себе к разогнанию тяжкой тьмы такой? Помяни слово Божие; оно не богатых ублажает, но нищих духом: блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное. Молись самым сердцем твоим: жертва Богу дух сокрушен! Молись, терпи, смиряйся: напасти и скорби, тебе приключающиеся, тоже споспешествуют во благое и вводят в Царствие Божие! Помни и храни, и делай то самое, что Христос заповедал. Твой крест – твое терпение за любовь Христову. Верою и любовию совершается добродетель, и отсюда переселение – в будущую жизнь. – Таким-то представлением истинных предложений душа, присещаемая Богом, избавляется от мрачных уз и простирается в приятное созерцание будущего века» (2:340–341). Унываете? – «Читайте акафист Иисусу Христу и канон Божией Матери, нашей Покровительнице» (3:380–381). Прочтите «и 17 кафизму – и отойдет уныние; если же сего не можете от расслабления души, то хотя 24 краткие молитвы Златоустовы: Господи, не лиши мене небесных Твоих благ. А когда и этого не можете, то хотя одну молитву святого Ефрема Сирина : Господи и Владыко живота моего, с поклонами, как молятся в Великий пост . И потом творите молитву Иисусову в сердце своем мыслью, и делайте, что можете – вяжите чулок или шнурочек – и бежит от вас уныние и не грустно вам будет. А когда веселы, тогда пойте Псалтирь и читайте книги» (3:502). «Молитесь, трудитесь, пойте, читайте – вся во славу Божию творите; – утешайте себя и говорите все, что душу назидает и к Царствию Божию ведет. Тогда самым делом уверитесь, как вся ваша душа покроется мирными мыслями, и сердце ваше возвеселится, будучи объято неизреченной радостью о Христе Иисусе» (3:524; 1:286).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Часть 1. Человек плотской – жизнь во грехе «Надобно прежде бояться и страшиться быть преступником, а потом, когда сделаемся верными исполнителями, душа вступает в любовь Господа нашего Иисуса Христа» (1:292) Человек плотской называется и есть такой потому, «что плотская и земная великомудрствует и в страстях своих произволяет» (1:204). Он не разумеет, что есть духовное, небесное – «смущается, когда не по нем бывает, досадует, гневается, спорит, противословит, злословит, ропщет, жалуется, завидует и ищет угодить чувствам своим. Вся земная блага любит, всего сладкого желает и всякого лишения боится, любит почтение и славу принимать от человеков; надменен и горд бывает» (1:336– 337); плотской тяжестью, нечистыми пожеланиями он обременяет душу. – «Земное – земными удовольствиями ищет усладить себя и тем причиняет досаду стесненной душе, лишая ее чистых созерцаний Неба» (1:338). Естественно, что такой человек не может угождать Господу и называется «душевен, потому что угождает только своим душевным чувствам» (1:337). Задонский Затворник обращает внимание на опасную взаимосвязь пороков: «От уныния и смущения рождается неверие, от неверия же отчаяние и смерть». Дабы избежать сего, он дает добрый совет: «Чего не постигает ум и что есть выше разума, то должно принимать одной верой и утверждаться во всем непоколебимой надеждой на Промысл Божий» (1:445). В скоротечной жизни нашей мы обязаны дорожить временем – «оно дано нам для непрестанного занятия тем, чем только удобнее можем достигнуть совершенного просвещения души». И Подвижник, обращаясь к душе, взывает: «О, душа моя! Не преставай дышать тем светом, в который мы должны войти по призванию. Лучше пусть померкнет свет в глазах, только бы душа не была мрачна и сердце не было ожесточенно» (2:212). 1. «Грех – жало смерти» (1:161) «Греховная сладость есть диавольская удица, влекущая в погибель» (1:161) Определяя грех, Старец повторяет Апостольские слова и дает им необходимый комментарий. – «Что есть грех?» – «Грех есть беззаконие» ( 1Ин. 3, 4 ). Ни в пище, ни в вещах нет греха! Но в беззаконном употреблении оных есть грех . В мясе нет греха, но в пожелании мяса во время поста и в неповиновении постановлениям Церкви есть не малый грех. Не грех есть, но грех нарушать заповедь и желанием привязываться ко вкусу пищи; вкусил Адам запрещенной пищи и потерял рай! Так и ныне теряют те рай, которые о себе умствуют и не повинуются правильным положениям Апостольской Церкви» (2:9–10). Все то, что делается словом, поступком, мыслью «против святого и вечного Закона Божия и воли Его святой», есть грех (3:167). Делаемое так разлучает душу от Бога. – «И что делается против установлений Православной Церкви, тоже грех, отлучающий человека от Святой Церкви» (3:114–115).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Где есть самомнение, там присутствует и лицемерие – внешнее показание добрых расположений при их полном отсутствии в сердце. Затворник говорит, что в мире много лицемеров, – строг будет с них спрос на Небе. – «Много, много есть подобных змее, но подобных голубю, чистотой, беззлобием и простотой весьма немного, и с великим трудом едва сыскать их можно!» (2:19). Те «особы» – лицемеры – «дадут ответ пред Богом во время свое», ибо Господь смотрит «на обнаженные их сердца и воздаст им по прелести ума их, ежели не покаются» (1:305) 4. Помыслы «Немедленно гнать неподобающие помыслы» (3:319, 305) С мысли начинается всякое дело. Если мысль добрая, то и дело будет благое; в ином случае – иное будет. Мы живем во грехе и в мире, лежащем во зле ( 1Ин. 5, 19 ). Потому греховные помыслы идут одни за другими, задымляют наше сердце, закрывают его для вечного света. Желающие спасения должны бодрствовать! Сердце наше нередко уклоняется в суетные помыслы. И когда это бывает, «то, – по слову Задонского Затворника, – будто входит в дымную кухню; хотя бы и казалось оно по наружности чистым, но пары от разных распылительных вещей проходят в чувства и угашают жизненность добрых расположений сердца; иначе сказать: мысли, находящие на нас с противной стороны, ежели в них замедлим, отуманивают наше воображение ложными мечтами; а как только засмотримся и будем ими услаждаться, тотчас помрачается ум, и душа делается мертвой, а сердце камнем» (3:213). Мысли летят, изменяются, парят как в небе облака. Когда солнце покрывается тучами и день помрачается – кажется, что «поднебесная страна одевается в траур печали. Лишение дневного света поражает скукой и томительным унынием. Так бывает и с человеческим сердцем, ежели оно не ходит вслед Иисуса Христа, глаголющего: ходяй по Мне не имать ходити во тьме, но имать свет животный. Каждому глаголет Господь. Поэтому можно каждому разуметь, что следы Христа суть Его учение и заповеди; и кто не живет по Его завещанию, тот умирает по своему изволению. Иго благое и бремя легкое отвергающие подвергаются томлениям от непроницаемой ночи. Мысль благая есть светлый луч для озарения души. Надобно подражать в испрашивании сего благодатного луча святому Иоанну Златоусту , молящемуся к Богу: Господь! Даждь ми мысль благую. Грусть, печаль, тоска и прочие досады или душевные оскорбления, бывают от находящих мыслей, которые на сердце воображают неприятности и возмущают всю душу. Но лишь только явится благая мысль, они исчезают, как мрак от света. Ежели благая мысль побуждает человека на какое-либо доброе дело, то дело сие немедленно следует исполнить, а иначе сердце опять исполнится томительными непотребными мыслями» (1:267–268).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Величайший пример перенесения скорбей явил Сам Господь наш Иисус Христос. Ему следовали – и, естественно, следуют – верные христиане, добрые Божии служители. – «Представьте себе, сколько понесли трудов и озлобления, гонений и поношения все благоугождавшие Богу! И наконец увенчаны Небесной славой! А святые мученики! Какие великие и ужасные претерпели мучения за дерзновенное исповедание и прославление Господа Иисуса Христа! Ах! Представьте себе ту минуту, в которую оплевали и ударили в лицо Того, Который воскрешал мертвых и слепым давал глаза; Который Небо и землю создал одним словом! Все это, и бесчисленные страдания претерпевал Он в молчании, а, наконец, был распят и прибит гвоздями! Вот что Он претерпел для нас! И мы ли ради Него не хотим потерпеть маловременных скорбей?» (3:155–156). Жить здесь в разленении, в наслаждениях суетными удовольствиями земного мира – «есть такая тьма души, что на веки лишает истинного света вечного. Очень нужно взять и нести свой крест, то есть раны, какими уязвляется плоть от находящих скорбей и поношения, идти вслед Господа нашего Иисуса Христа до самого конца, имея на сердце в памяти своей святое учение Его и заповеди, чтобы не уклониться в пути прелести и не заблудить от единого истинного пути, который есть Сам Иисус Христос – Путь, Истина и Живот! – И так все предавшиеся Ему любовью и посвятившие сердца свои на служение единому Сердцеведцу, да не уклоняются к чему-либо другому, но да соблюдают слово Божие в сердце своем; да спасаются в званиях своих; кто в каком звании призван, в том да спасается, по Апостольскому преданию» (3:353–354). Такого рода напоминание способно успокоить и укрепить душу в долгом терпении. – «Стойте, не колеблясь в преданности Богу, и не уклоняйтесь от Его заповедей: Он хочет, чтобы их мы исполняли по всей возможности – в каком бы состоянии ни находились!» (3:156). В свете этих размышлений можно пожалеть о том, почему мы в печали переносим скорби – ведь Сам Спаситель сказал: «Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие; и почему охотно желаем идти путем пространным, который, уклоняя нас от пути к Царствию Божию, ведет прелестно в вечную погибель.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Чтобы уклонить душу от настоящего терпения служащего Богу, на него со стороны зла обрушиваются разные искушения: «Всякие мысли приходят на сердце под видами приятными» (2:216–217). Может быть и иное: грусть, тоска, – тогда, – наставляет Задонский Подвижник, – следует спросить себя: «Здесь ли мне – в минутной жизни сей – не потерпеть и не погрустить? Какой же в вечности я буду иметь покой?» И так говорить себе: «О, душе моя! Припомни себе богача, во всех утехах пожившего, а по смерти страждущего в адском пламени и просящего одной капли воды; и какой же ответ ему приходит от Авраама? Чадо, помяни, яко восприял еси благая твоя в животе твоем: ныне убо зде страждеши и это страдание уже без конца. О, если бы можно было тому богатому, повеселившемуся во временном житии своем, оттуда вырваться, то каких бы унижений и мучений здесь он не согласился с радостью претерпеть, только чтоб избавиться от адских мук! Но житие его кончилось, и нет ему возможности оттуда возвратиться» (3:304–305). При этих рассуждениях «не содрогнется ли чье-либо сердце, воспоминая будущие истязания, когда потребуется ответ и за праздное слово? Блаженный Августин говорил к своей душе: «Если бы понадобилось здесь претерпевать несколько тысяч лет и самый гееннский огнь для того, чтобы увидеть славу Христа и быть вечно со Святыми, то как бы ты на сие не согласилась, душе моя?» (3:277). Но если преобладает желание вести вольную жизнь – «по своим чувствам», вместо посвящения себя Богу, – терпение слабеет и совсем исчезает. «Ах, – восклицает инок Георгий, – сколь больно терпеть и переносить то, чему противятся изнеженные наши чувства!» (2:216). Терпение, как имеющее спасительный знак, дается Небом «в награждение тем людям, которые преданы более всего Богу» (1:278). «Бог не дает паче меры понести; поэтому должно верить и о всем благодарить Господа» (2:52), тем паче, что само терпение «укрепляется верой. А когда нам сильно чувствуется наше изнеможение, тогда в нас сила Божия совершается во утверждение веры. Апостол говорит сознательно: когда немощствую, тогда силен о Господе!» (5:234). Поистине «судьбы Божии неисповедимы!» (5:234).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010