Просим вашего духовного благословения? Прошу слушаться Библии . И до земли вам кланяемся? И от меня прошу принять по низенькому поклончику. Как бы не погибнуть во грехах? Когда полюбишь Четь – Минеи и Прологи? Как бы Господь вразумил? Счастливую жизнь чтобы иметь: Любовь к Богу в веке гореть. И Машенька вам до земли кланяется? И от меня ей низенький поклон. И просит духовного вашего благословения? Прошу уважать Георгия Затворника. Я во всём ропщу на К. В. Где прямо в глаз, – не в бровь: Там верная любовь! Господь бы помог за ваши св. молитвы кузнецу сдать? Сделайте милость, сударыня: поскорее расставайтесь. Я этим занятием связана, как железной цепью? Принимать Библейское слово: не замедли обратиться ко Господу. 313 Батюшка! Просим духовного вашего благословения? Без Алфавита ни на один день. И Машенька просит духовного благословения? Люби, малютка; Алфавит: Мирские лести удалит. Как бы не погибнуть во грехах? Слушайтесь Георгия Затворника. Батюшка! Простите нас? За 300 поклонов. Не смеем вам писать? Пишите, когда угодно. Утешьте нас наставлением? Толковая Псалтирь премного может. Не оставьте утешением душевным? Любя Новый Завет , Грешник снова живёт. Не откажите от паствы овец своих? С желанием благочестно жить, мы дружиться усердно желаем. Все усердно просим вас, батюшка: обличите нас в грехах; а если не будем слушаться: так укоряйте нас? На это у Матрёны дерзость – та отчасти имеется. Батюшка! Простите? За 300 поклонов. Не могу удержать своё сердце от зла? Да, ведь, грешника – то разумеют за скота. Изощрён язык от многоглаголания? А за это похож на землю; да и говорят: экой бессовестный! Досадую на свою товарочку от неразумения? Со слезами умоляй; гордым не соизволяй. Простите? За 400 поклонов. И помогите: как нам жить недостойным? В Четь – Минеях премного примеров. И в том простите? За 400 поклонов. Мы с товарочкой не редко сердимся? С умилением поклонами поборай, а не укоряй. И вам известно: в чём? За каждую вину ей 100 поклонов приказывай полагать. Не на погибель ли моей душе эти слёзы?

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Искушения . Рассказывал мне о. Феодосий, проживавший на покое в нашем Скиту, что одному иноку, проходившему молитву Иисусову, являлся козёл, который становился между ним и иконостасом прямо пред лицом молящегося инока и, вставши на задние ноги, покушался лизнуть его в лицо своим мерзким языком; но, однако, сему Бог не попускал исполниться. Козёл простаивал иногда больше часа, искушая инока. Думается мне, что этот инок не был ли сам о. Феодосий? Старец о. Амвросий сказал на это: «Хорошо ещё, что козёл не мог достать языком лицо инока, а иначе последним овладела бы жестокая и лютая блудная страсть, ибо этот козёл был бес блудный». Он же рассказывал, что в то время, когда он жил в хибарке на нашей монастырской даче, бес сбросил его однажды за ногу с кровати, и он упал на пол, но не ушибся. Он же рассказывал, что лично передавал ему о. Порфирий, бывший келейник у Затворника Задонского Георгия 423 о великом искушении, которому подвергся Затворник. Дело было так. Приехала однажды в Задонск на богомолье госпожа Кологривова с дочерью-девушкой. Последняя, желая беседовать с Затворником, пошла к нему во время всенощной. Уступая её усиленным и неотступным просьбам. Затворник принял её в келью. Между тем мать её хватилась и, узнавши от монахов, что дочь её отправилась к Затворнику, пошла к нему. Начала стучаться в дверь его кельи, которую Затворник отворил нескоро. Вся взволнованная, госпожа Кологривова, войдя в келью, спрашивает Затворника, где её дочь, и, получивши отрицательный ответ от него, идёт в следующую келью, где и находит дочь, спрятавшуюся за дверью. Вне себя от бешенства она со всего размаху даёт Затворнику пощёчину; последний молча поворачивает к ней другую щеку, и она наносит ему другой удар, называя его при этом всякими поносными именами. Она, конечно, всё это поняла по своему развращённому уму и сердцу, подобно всем злым людям, которые во всяком добродетельном поступке видят одну гнусность. Таковы бывают искушения от врага истинным рабам Божиим. Рассказывал мне о.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Принято считать совесть голосом Божиим – она или одобряет наше дело, или осуждает. Подобные мысли принадлежат и Задонскому Затворнику: «Возлюбленная сестра моя о Господе! Искреннейший друг души вашей есть благая совесть: – когда благо творите ради Господа, она веселит и утешает; она же томит и опечаливает за преступление заповеди Господней. Благо вам прилеплятися Господеви и пети имени Его в вышних – день и ночь» (3:490–491). 11. Пользоваться врачами «В какой помощи состоит моя надежда: в Божией ли или человеческой?» (3:417–418) У некоторых верующих бывает разное отношение к врачам: одни постоянно к ним обращаются, другие ведут себя сдержанно, а третьи – считают, что есть Един Врач – Господь, и случающиеся болезни принимают как крест, который надо нести и донести с терпением и мужеством. Каково же мнение по этому вопросу Задонского Затворника? – «На вопрос ваш: употреблять ли вам или нет лекарственных составов для поправления здоровья – скажу, что пользоваться пособиями врачей – нет греха; только нужно совершеннее распознать болезнь свою; к этому же нужно и здравое рассуждение о терпении и вере, потому что сила спасительная и целебная даруется вам верой; делайте, как вам лучше. Я, в случае болезни моей, припоминаю себе князя Николу Святошу: он иногда от чрезмерного воздержания и трудов разболится до смерти; искуснейший его лекарь предлагает ему принять лекарство и пойдет для составления – приносит и видит князя своего уже совершенно здоровым» (3:416, 418). 12. Сны «Как во сне грезится всякое – хорошо и худо, так наяву находящие мысли или помыслы бывают неспящему попущением Господним» (2:286–287). Отношение к снам, как и к врачам, бывает разное – подчас диаметрально противоположное. – Слушаем слово Задонского Затворника: «Кому что приснится! Сновидение есть невольное мечтание души: когда тело бездейственно и подобно мертвому спит, в мысленной силе представляются разнообразные картины, – так что иногда что-нибудь страшливое возмущает чувства, иногда что-нибудь приятное радует; но то и другое уничтожается, когда пробуждается человек, и ум его вступает в сношение с предметами действительно вне нас сущими. Есть, впрочем, особенно побудительные сновидения, которые иногда служат ко спасительному назиданию души. Но пристрастно верить снам и углубляться в то, что привиделось, значит грезить на яву. Истинное слово – Иисус Христос – да занимает всю нашу память и воображение сердца, неуклонно верующего во имя Его» (2:286, 287). 13. Смех

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Красоту Божию созерцать, вкушать и ею наслаждаться есть потребность духа, есть его жизнь и жизнь райская. Получив ведение о ней через сочетание с духом и душ увлекается вслед ей и, постигая ее своим душевным образом, то в радости бросается на то, что в ее круге представляется ей отражением ее (дилетанты), то сама придумывает и производит вещи, в которых часть отразит ее, как она представилась (художники и артисты). Вот откуда эти гости, сладостные, отрешенные от всего чувственного, возвышающие душу до духа и одухотворяющие ее! Замечу, что из произведений искусства я отношу к сему классу только те, содержанием которых служит красота незримых божественных вещей, а не те, которые хотя и красивы, но представляют тот же обычно душевно-телесный быт или те же полезные вещи, которые составляют всегдашнюю обстановку того быта. Не красивости только ищет душа, духом водимая, но выражения в прекрасных формах невидимого прекрасного мира, куда манит ее своим воздействием дух. Искушения . Рассказывал мне отец Феодосий, проживавший на покое в нашем скиту, что одному иноку, исполнявшему молитву Иисусову, являлся козел, который становился между ним и иконостасом прямо пред лицом молящегося инока и, вставши на задние ноги, покушался лизнуть его в лицо своим мерзким языком; однако сему Бог не попускал исполниться. Козел простаивал иногда больше часа, искушая инока. Думается мне, что этот инок не был ли сам отец Феодосий? Старец отец Амвросий сказал на это: " Хорошо еще, что козел не мог достать языком инока, а иначе последним овладела бы жестокая и лютая блудная страсть, ибо этот козел был бес блудный " . Он же рассказывал, что в то время, когда он жил в хибарке на нашей монастырской даче, бес сбросил его однажды за ногу с кровати, и он упал на пол, но не ушибся. Он рассказывал, что лично передавал ему отец Порфирий, бывший келейник у Затворника задонского Георгия , о великом искушении, которому подвергся Затворник. Дело было так. Приехала однажды в Задонск на богомолье госпожа Кологривова с дочерью-девушкой. Девушка, желая беседовать с Затворником, пошла к нему во время всенощной. Уступая ее усиленным и неотступным просьбам, Затворник принял ее в калии. Между тем мать ее хватилась и, узнав от монахов, что дочь ее отправилась к Затворнику, пошла к нему. Начала стучаться в дверь его калии, которую Затворник отворил нескоро.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

Искушения. Рассказывал мне о. Феодосий, проживавший на покое в нашем Скиту, что одному иноку, проходившему молитву Иисусову, являлся козел, который становился между ним и иконостасом прямо пред лицом молящегося инока и, вставши на задние ноги, покушался лизнуть его в лицо своим мерзким языком; но, однако, сему Бог не попускал исполниться. Козел простаивал иногда больше часа, искушая инока. Думается мне, что этот инок не был ли сам о. Феодосий? Старец о. Амвросий сказал на это: «Хорошо еще, что козел не мог достать языком лицо инока, а иначе последним овладела бы жестокая и лютая блудная страсть, ибо этот козел был бес блудный». Он же рассказывал, что в то время, когда он жил в хибарке на нашей монастырской даче, бес сбросил его однажды за ногу с кровати, и он упал на пол, но не ушибся. Он же рассказывал, что лично передавал ему о. Порфирий, бывший келейник у Затворника Задонского Георгия 423 , о великом искушении, которому подвергнулся Затворник. Дело было так. Приехала однажды в Задонск на богомолье госпожа Кологривова с дочерью-девушкой. Последняя, желая беседовать с Затворником, пошла к нему во время всенощной. Уступая ее усиленным и неотступным просьбам, Затворник принял ее в келлию. Между тем мать ее хватилась и, узнавши от монахов, что дочь ее отправилась к Затворнику, пошла к нему. Начала стучаться в дверь его келлии, которую Затворник отворил нескоро. Вся взволнованная, госпожа Кологривова, войдя в келлию, спрашивает Затворника, где ее дочь, и, получивши отрицательный ответ от него, идет в следующую келлию, где и находит дочь, спрятавшуюся за дверью. Вне себя от бешенства она со всего размаху дает Затворнику пощечину; последний молча поворачивает к ней другую щеку, и она наносит ему другой удар, называя его при этом всякими поносными именами. Она, конечно, все это поняла по своему развращенному уму и сердцу, подобно всем злым людям, которые во всяком добродетельном поступке видят одну гнусность. Таковы бывают искушения от врага истинным рабам Божиим. Рассказывал мне о.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Если Прологи – то тяжёленьки (а очень нужны), так Алфавит полегче; Христа ради слушайтесь их. 407 1851 года 19 Августа. Помолитесь, батюшка: чтобы избавиться от вечной гибели? Слушайся Прологов. Злость и рвение; не знаю, как собой управлять? В аду вразумят. С сестрой спорю? На спасение советуй. Она мне грубит? Усерднее молись. Очень скучаю хозяйством? Умри: так этой муки и не будет. Если долго не будет сестра, и на вас рассержусь, пожалуй? Ругай меня обидчика хорошенько! 408 1851 года 25 Августа. Батюшка! Сознаюсь, что я скверная смею на вас сердиться? Ругай меня чаще: я буду благодарить. Мысль говорит: и совсем вы не примете меня? К принятию, когда вам угодно, я готов. Слёзно прошу вас: если Господь приведёт дома жить; только бы под вашим руководством? Просите Господа: я согласен. Как бы смирению – то научиться? Слушайтесь Прологов. И себя бы не любить? О, как полезно! Прошу вашего совета: испытать себя, – молочного не есть? Кроме болезни: хорошо. 409 1851 года 4 Сентября. Батюшка! Благодарим за совет ваш: тятеньке на Югу приехать. Не медлите: если бы послушался предложения ехать в св. Обитель, советовать велено, а не принуждать. Он велел написать, что не поедет. Если это от грубости, так Бог накажет. У него, когда хмелён, необыкновенная злоба бывает? С венцом – то в ад торопится. Сокрушились: не знаем, что делать? Полюбите Псалтирь. Желаем отрады? О, как бы отдумать в ад – то! Оскорблюсь, что для души некогда послужить? Умри поскорее; а чтобы иметь себя душеспасительно: слушайтесь Прологов. Ослабеваю часто духом и телом, и скорблю от болезни? Через силу не понуждайся. Только со сливками чай пить? Если нужно: пей. 410 1851 года 4 Дек. Батюшка! Мысли говорят: прогневала Господа, и ваших советов не слушаюсь? Слушайся писем Георгия Затворника Задонского, оная книга состоит в 3 томах. Я на вас скверная роптала? Хоть Георгия – то Задонского постыдись. В сердцах сказала: не поеду никогда! Помилуй, сударыня, прости! Мне столь неприятно было, по отлучке сестры! Слушайся Бога: так Он и будет защищать тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Но мне все верится, что вам еще придется помаяться на земле. И на это благослови Господи! Вашему соболезнующему о. Митрофану да подаст Господь терпение благодушное и всякое утешение в духе. Я здрав. И все у меня в порядке. В Ельце умирает племянница – диаконица, остаются две девочки. Одна отучилась и уроки дает, другая учится еще. Однако ж, немножко беспокоюсь. Благослови вас, Господи! Ваш богомолец Еп. Феофан. Я посылал вам немного денег, получили ли? 4 июля 86 г. Письмо 996. Новое утешение болящей, подпавшей напраслине. Об иконе св. Феофана Сигрианского Милость Божия буди с вами! Много вам достается. И жалею и радуюсь. Жалею, что отягощают и без того тяжкое состояние ваше; радуюсь, что благодушно все переносите. Благодушие всякую напраслину превращает в задаток ублажения в будущем. – И держитесь в этом тоне до конца. Тут убыток только кажущийся, на деле же – все прибыток, и самый верный, и богатый, богаче, чем ожидать можно. В терпении вашем стяжевайте душу вашу – многострадальную. Посланное вами еще не получил. Письмо упреждает обычно посылку. Завтра придет объявление, а чрез неделю – полученье. Благодарствую. И мне приходилось на ум, что было бы хорошо, если б вы прислали иконку моего, Феофана Сигрианского. У меня была иконка – тройственна – Феофана, Георгия и Ангела Хранителя, в облаках маленький Спаситель благословляющий. Отдал кому, при перемене места. С тех пор все собирался нарисовать, – и не собрался. Очень утешительно, что сестра ваша оправилась, и при том – таким образом. Слава Богу! Фелицата сама виновата, что не пишу. Она перестала обращаться ко мне, как только попала в чины. Тоже самое сделала и Георгия. Но мне это лучше. Они обе довольны, – и не требуют сторонней помощи. Вашею немощью Господь прикрыл вас от чего-нибудь, что было бы гораздо тяжелее. Так мне подумалось. Благодушествуйте, пока Господу угодно продержать вас в сей пещи. Благослови вас, Господи! Ваш богомолец Еп. Феофан. 9 июля 86 г. Письмо 997. Наставление выздоровевшей. Об умершей племяннице и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Вот в таком-то «роскошном» жилище пребывая, зак­лючил Георгий дверь келии своей для входа человек, а двери сердца своего – для помыслов суетных, в твердом уповании на помощь Бога Всемогущего, Которому еди­ному посвятил он на служение тело и душу свою; он пре­бывал безмолвствуя в непрестанной молитве. Необыкновенный и для большей части невозможный этот образ жизни, естественно, сначала был поводом к раз­ным толкам и суждениям. Многие, подстрекаемые козня­ми и тайными внушениями врага рода человеческого, уп­рекали в лености мужа, являющего пример чудесного са­моотвержения. Поговаривали, будто бы он для того затворился, чтобы избежать строгости уставов монастырских и для своего спокойствия, – как будто он не властен был и совсем оставить свое начальное послушание. Другие рассуждали, что он избегая братского послушания; иные ожидали, что он скоро оставит свое предприятие, утомясь его трудностью; но Георгий пробыл 17 лет в затворе – и конечно не для удобства жизни или спокойствия, но для удобства пребывать в непрестан­ных трудах и молитве. Когда Георгий взошел в затвор, то, по распоряжению настоятеля, приставлены были к нему келейные, обязан­ные из послушания иметь внимание к подвижнику Хри­стову. Некоторые из них, по легкомыслию и неопытности в распознавании путей Божиих, тяготились такою обя­занностью, роптали, что сверх послушания монастырско­го должны еще обременяться послушанием затворнику, который, по их мнению, только покоится в праздности. От этого они по несколько дней не посещали Георгия, в чаянии, по тайным наветам врага душ наших, побудить его через то на гнев. Но Георгий, в уповании на благость Божию, был непоколебим; он не показывал, что чувствует небрежность келейных к себе; ни единым словом упрека или жалобы не запятнал он своего смирения. Ясно, что подобные случаи не иначе должно прини­мать, как испытания, посылавшиеся Георгию, который меж­ду тем безленостно и в терпении проходил начатое по­прище, от утра до вечера и большую часть ночи пребывая на молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Жизнь христианина должна проходить в постоянном бодрствовании, ибо можно легко опоздать, чтобы уклониться от зла и сотворить благо. «О, как я долго спал! – восклицает Затворник и завершает: – Мысль моя говорит мне: пора уже готовиться тебе в свое Отечество, еже на Небесех. Попекись же ныне о душе своей, пока не опоздал; не смотри на то, что сей мир делает. Уклонись от зла и сотвори благо. Пока время есть, пока душа в теле, пока еще в твоей воле состоит; молись Господу и не люби никого паче Господа. Припомни слово Великого Арсения: всех люби и от всех беги. Между человеками многая молва, всякая ложь и неправда, которые много удаляют от Бога. Беги от человек, да спасешися. Но куда же мне бежать? Не знаю. Или погрузиться в бездну сердца моего и там безмолвствовать. Се время благоприятно, се день спасения! Пребывайте в чтении спасительных книг и молитве; потерпите здесь временно, чтобы там не страдать вечно. Поистине, жизнь наша здесь труд и оскорбление; – зато там будет покой и утешение без конца, – без конца!!» (2:313–314). 20. «Спасайтесь. Каждый в своем звании» (1:256) К спасению призываются все: и мудрецы и простецы, и писатели и читатели, и богатые и нищие, и стоящие на верху горы и у ее подошвы – люди разной квалификации, разного служебного положения, разной деятельности, разных заслуг. Естественно, что и Задонский Затворник утверждает сие, подчеркивая, что все надо делать во славу Божию, хотя мы и остаемся совершенно свободны. «Спасайтесь о Господе, каждый в своем звании, – учит Подвижник, – да будет вам покровительница Матерь Божия...» (1:256). «Вот что я слышал, – вспоминает он, – от близкого мне и искреннего друга, который был нищелюбив и тайно подавал милостыню, убегая тщеславия. Вдруг среди собрания окружающих его явился убогий человек, просящий милостыни: все смотрят на него, и никто не хочет подать. Друг мой сознавался, что в нем подействовала мысль: лучше презреть мнение о тщеславии и прославить имя Христово подаянием милостыни нищему. Он так и сделал: и был оправдан истинным веселием сердца. Из этого разуметь можно, что где нельзя укрыться от людей, там нужно предпочесть своим опасениям славу Божию» (1:353–354). «Вы можете разуметь о Господе, что приятнее для вас: чтение ли псалмов Давидовых или компания, погружающаяся в разговор, состоящий из парительных слов? Все предоставлено на избрание самовластию нашему и воле. Господь сказал: в чем застану, в том и сужу. Простите. Матерь Божия да сохранит вас под кровом Своим» (1:247). 21. «И о птичке печется Господь» (3:426)

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Так и человек» (2:356). «Нужно христианину непрестанное тщание, воздыхание и молитва, чтобы не совратиться с пути истинного, но до конца верным пребыть. К тому пользует всегдашняя память о смерти, что она нечаянна и различным образом восхищает людей. Память о Страшном Суде христианском, о муке вечной, о Царствии Небесном – память о сих и верное рассуждение не попустит совратиться с пути. Поминай о сих часто и рассуждай: благополучие и неблагополучие временное минется, но то, что после смерти будет, не минется. С чем отойдем, с тем и на Суде Христовом явимся. Поминай сие, и будешь себя очищать покаянием, слезами и воздыханием, да не явишися пред Господом Богом твоим со грехами» (3:385). «Вот вам, – завершает Старец, – гостинец от трудов Преосвященного Тихона: примите сердечно, да споспешествуют и его молитвы о спасении нашем» (3:385). Итак, совет от Старца: «Можете прочитать с душевной приятностью житие святой великомученицы Варвары, святой великомученицы Екатерины, святой мученицы Иустины; и усмотрите сами внутренним оком души вашей, с какой верой и любовью они страдали и претерпевали всякое лютое мучение победили сопротивную силу и прешли в вечный покой, вступили в чертог Небесный и увенчались вечно сияющими нетленными венцами! Временное проходит, а вечное пребывает. Разумеющие да разумеют истину (1:398–399). 24. Страх Божий «Корень благих есть на сердце Божий страх» (3:151) Читая письма Задонского Затворника, исполненные живой верой и чувством близости Бога, снова и снова убеждаешься в том, что в русской церковной среде никогда не прекращалось сознание того, что Господь рядом с нами, что Он все видит и знает. – В ней постоянно жил страх Божий, а где страх Божий, там «вся благая». «Что же касается до страха Божия, – размышляет Старец, – то нам должно верить, что без него человек спастись не может! – Человек, имеющий в себе страх Божий, всегда ищет творить угодное пред Богом. Страх Божий удерживает его от всякого греха и убеждает к соблюдению заповедей Божиих. Страхом Божиим покрытый человек вразумляется, умудряется и просвещается в вере, надежде и любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010