8 Павлищев Н. Исторический атлас России. Родословная таблица. Муромские князья: Давид Муромский умер 1228 г. – Юрий Давидович – Ярослав Юрьевич. – Юрий Ярославич около 1353 года лишен удела ханом; Средневековая Бархатная книга. 1687. Ч. I, с. 56. 9 В 1248 году Борис Василькович, внук Константина Всеволодовича, женился на дочери Муромского князя Ярослава. Полное собрание Русских летописей. Т. I, с. 226 и 201; Никоновская летопись. Т. III, с. 30. 10 Первое опустошение Мурома от татар было в 1239 году, когда сожгли они Муром. Полное собрание Русских летописей. Т. I, с. 201: «того же (6747) лета, на зиму, взяли Татары Мордовскую землю и Муром пожгли». После сего не раз производились опустошения его татарами. Но в 1281 году Андрей Александровичу сын Александра Невского, домогаясь Великокняжеского престола, привел полчища татар, которые, рассеявшись, опустошили Муром и другие места. Никоновская летопись. Т. III, с. 72 и 73; Арцыбашев Н.С. Повествование о России. Т. II, кн. III, с. 50. 11 При выдаче замуж дочери за Ростовского князя в 1248 году, Ярослав, Муромский князь, отец Георгия, не мог быть менее 30 лет. Приложивши 36, число лет, прошедших до 1284 или 85 года, в который, предполагается, не было в живых Ярослава, найдем, что тогда ему было уже 66 лет. В таких летах кончина князя Муромского была очень естественная. Положивши сыну его Георгию в это время, то есть в 1284 или 85 году, 26 лет, найдем, что в 1354 году, когда он лишен удела ( Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. III, с. 327), могло быть ему около 95 лет. Лета опять возможные. Таким образом, нет никакого противоречия согласиться, что сын Ярослава Георгий (Юрий), пришедший из Киева, по смерти отца, обновил Муром и восстановил в нем епископию. В Истории Российского Государства Карамзина Н.М. (т. V, с. 206 и прим. 370) упоминается о возобновлении Мурома тем же князем Юрием в 1351 году. Но это обновление могло быть вторичное, когда тот князь, по замечанию Карамзина, перенес город на старое место. В продолжение 60 лет от первого обновления, город мог быть не раз опустошаем и Татарами (Элортай в 1288 г., Дюдень в 1293 г.) и Мордвой. Притом, в первом случае говорится, что князь пришёл из Киева; тогда как при втором случае об этом не упоминается.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Гибель кн. Андрея Боголюбского 29 июня 1174 г. в результате боярского заговора привела почти к 3-летней борьбе за его наследие. Старшие племянники умершего князя - Мстислав и Ярополк Ростиславичи - соперничали с его младшими единокровными братьями - Михалком и Всеволодом Юрьевичами. В этой борьбе выявилась возросшая роль Владимира, сохранявшего значение княжеского стольного центра, 2-го по значению в Сев.-Вост. Руси в период осени 1174 - лета 1175 г. (1-м тогда стал Ростов) и 1-го в последующее время, после победы кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо над своими соперниками. При Всеволоде Большое Гнездо территория Владимирского княжества расширилась, появились такие города, как Устюг, Кострома, Нерехта, Соль Великая, Унжа, Зубцов, окончательно оформились владимирские части в граничивших с Новгородом землях Торжка и Волока Ламского. Расширение территории княжества, рост его людских и материальных ресурсов дали возможность кн. Всеволоду Большое Гнездо выделить владения всем своим сыновьям. Еще при жизни, в 1207 г., он передал старшему сыну Константину 6 городов: Ростов, Ярославль, Углич, Белоозеро, Мологу и Устюг - по существу все обширнейшие земли к северу от оз. Неро. Желание Всеволода видеть старшего сына на главном столе княжества - владимирском и стремление Константина вернуть своему удельному Ростову значение главного города всей Сев.-Вост. Руси привели к резкому конфликту между отцом и сыном-первенцем. За неск. месяцев до смерти Всеволод Большое Гнездо был вынужден созвать «всех бояр своих с городов и с волостеи, епископа Иоана, и игумены, и попы, и купце, и дворяны, и вси люди, и да сыну своему Володимерь по собе, и води всех к кресту, и целоваша вси людие на Юрьи; приказа же ему и братию свою». Т. о., Всеволод своему 2-му сыну - блгв. кн. Георгию (Юрию) Всеволодовичу - передал и главный стол Владимирского княжества, и его младшую «братью». Всеволод сделал Георгия старшим среди своих детей. Это решение 57-летнего князя подкреплялось крестным целованием в пользу Георгия различных групп населения, в т. ч. белого и черного духовенства, что должно было обеспечить ему широкую общественную поддержку.

http://pravenc.ru/text/154987.html

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл посетил Нижегородский кремль 22 октября 2022 г. 13:48 22 октября 2022 года в ходе визита в Нижегородскую митрополию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Нижегородский кремль. Предстоятеля Русской Православной Церкви сопровождал митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий . Встречали Святейшего Владыку полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе И.А. Комаров, губернатор Нижегородской области Г.С. Никитин, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий . По прибытии Святейший Патриарх Кирилл осмотрел памятник основателю Нижнего Новгорода благоверному князю Георгию Всеволодовичу и его наставнику святителю Симону Печерскому, епископу Владимирскому и Суздальскому. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил Архангельский собор. С приветственным словом к Его Святейшеству обратился митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, который отметил, что древнейший храм в Нижнем Новгороде посвящен Архангелу Михаилу — небесному покровителю города. Здесь, в храме, погребен национальный герой России Косьма Минин. В ответном слове Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Благодарю вас, Ваше Высокопреосвященство! Очень рад посетить это место, где прикасаешься к героическим страницам нашей истории и еще и еще раз осознаешь, как эти героические страницы вплетены в духовную жизнь людей. Если бы не сила духа, если бы не Церковь Православная, которая всегда была матерью народа нашего, то, наверное, не было бы и этого героизма. И когда мы осознаем эту взаимосвязь и взаимообусловленность духовного и материального, мы можем правильно выстраивать всю нашу жизнь. И дай Бог, чтобы для нас, людей XXI века, для всего нашего народа стали очевидны те вещи, которые были совершенно очевидны для наших благочестивых предков. По милости Божией мы как духовные руководители, как пастыри видим, насколько с каждым годом меняется к лучшему отношение людей к Церкви, к своей истории, к своим святыням. Хотел бы поблагодарить всех, кто хранит это святое место. Рад, что могу прикоснуться к нему и на примере великого мужа земли Русской Косьмы Минина представить себе образ русского человека, который не убоялся страшного смертельного врага, вступил с ним в единоборство и победил. И дай Бог, чтобы мы побеждали всё, что супротивно нашим надеждам, нашим мечтам, нашей традиции и нашей вере».

http://patriarchia.ru/db/text/5970251.ht...

Блаженный Василько, или Василий, был князем в Ростове. Отец его, великий князь Константин Всеволодович, сам был человеком очень благочестивым, в благочестии воспитал и сына. Василько был набожен, добродушен, кроток, сострадателен к бедным. Памятником его благочестия служит доселе построенный им собор в Ростове. В 1238 г. Василько помогал дяде своему, великому князю Георгию, в войне с татарами; Георгий был разбит, и Василько взят в плен. В плену предложено было ему вступить в службу к татарскому хану Батыю; князь смело отверг предложение. Тогда татары бросились на него с мечами и убили. Тело св. князя было брошено в лесу между городами Кашином и Калязином. Там нашел его один благочестивый человек и привез в Ростов, где в соборе оно и было погребено. Преподобный Герасим родился в Киеве, где и пострижен был в иноки. В 1147 г. из Киева удалился он и поселился на берегах реки Вологды, в дремучем лесу, и здесь основал обитель. Поселившись тут, св. Герасим много содействовал распространению и утверждению веры Христовой в этой дикой и глухой стране. Скончался в 1178 г. Мощи его почивают под спудом в основанном им Троицком храме, который, за упразднением обители в 1764 г., обращен в приходский. 5-е число Мученик Конон Исаврийский был сыном свв. Нестора и Нады, современников апостольских. Пострадал от епарха Исаврии. Мученик Конон градарь жил в панфилийском городе Мандоне и занимался возделыванием огородов, отчего и называется градарем. Правитель области, где жил Конон, Публий, узнав, что он исповедует веру Христову, потребовал от него отречения от Христа. Когда же Конон отказался исполнить волю правителя, то приказал подвергнуть его разным истязаниям, от которых св. мученик и скончался. Жил он в III веке. Мученица Ироида. Читать о ней под 23 сентября. Мученики Евлогий, Евлампий и Онисий были палестинскими жителями, усечены мечом за веру Христову. Св. Евлогий, получив богатое наследство от своих родителей, раздал его все бедным и сам, в виде нищего, ходил по Палестине и обращал ко Христу неверующих, за что и пострадал.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Аврамий родился в Камской Болгарии и воспитан в магометанской вере. Был он человек с большими средствами и занимался торговлей, но не пристращался к суетным удовольствиям мира, любил странноприимство, питал нищих, одевал наготующих, посещал больных и восполнял скудость неимущих. Призрел сердцеведец Бог на Аврамия, подобно как некогда призрел Он на добродетельного язычника Корнилия Сотника ( Деян. Х ), и по благодатному смотрению Божию Аврамий убедился в лживости Магометова учения и сделался христианином. Болезнуя же духом о слепоте своих единоземцев, не знавших Бога истинного, а потому и в жизни не устроенных, он пришёл в главный город страны, именуемый Болгары (ныне село Казанской губ.), и здесь во время ярмарки начал благовествовать своим единоплеменникам о Христе Богочеловеке и спасении людей во имя Его. В изумление пришли Болгаре, слыша христианскую проповедь от своего единоплеменника и бывшего единоверца; и когда ни ласками, ни угрозами не могли поколебать веры его, то, рассвирепев как звери, многими муками и темничным томлением принуждали отречься от Христа. Не изнемог доблестный страдалец, но, укрепляемый благодатью Божией, ещё более утвердился в любви к Искупителю мира. Тогда изуверы отсекли ему сперва руки, потом ноги и голову. Мученическая кончина св. Аврамия последовала 1 апреля 1229 года. Бывшие на ярмарке христиане, вероятно Муромские купцы, благоговейно похоронили тело его на христианском в Болгарах кладбище. Заметив же совершавшиеся над гробом его чудесные исцеления больных христиан, они донесли обо всём во Владимир великому князю Георгию Всеволодовичу. – В начале 1230 года заключён был, после шестилетней войны, мир с Камскими Болгарами и выговорено право перенести мощи святого из Болгар во Владимир. В том же году, 9-го марта, и принесены они во Владимир, с крестным ходом встречены за версту от города и положены в Благовещенской церкви женского монастыря, так называемого Княгинина-Успенского. В 1712 г. 10 мая они переложены в другую раку и перенесены в Успенскую церковь ; с того времени в монастыре празднуют святому 10-го мая и в четвёртую неделю по Пасхе, так как 10-е мая тогда приходилось на эту неделю (из Краткого жизнеописания при Службе св. Аврамию, изд. 1876, СПб.). Преподобного Прокопия Чешского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Митрополит Кирилл поблагодарил владыку Георгия и отметил, что с большой радостью приехал в Благовещенскую обитель. Он рассказал также о своем послушании, которое нес, будучи настоятелем Благовещенского монастыря. «Приезжая сюда, я радуюсь тому, что продолжается восстановление обители — до конца восстановлена Успенская церковь, красуются Алексеевский храм и трапезная церковь в честь Георгия Всеволодовича, воссоздан и освящен храм Андрея Первозванного, восстанавливается игуменский корпус», — сказал глава Ставропольской митрополии . Обращаясь к владыке Георгию, он поблагодарил его за приглашение на торжества и за труды по развитию Нижегородской митрополии. Все присутствующие в храме в память о праздновании 800-летия со дня основания Благовещенского монастыря получили в подарок небольшие иконы Благовещения Пресвятой Богородицы. Нижегородский Благовещенский мужской монастырь основан в 1221 году святым благоверным великим князем Георгием Всеволодовичем и святителем Симоном, епископом Владимирским, при закладке Нижнего Новгорода. В 1229 году в результате нападения мордовского князя Пургаса монастырь был полностью разорен и более чем на 100 лет прекратил свою деятельность. В 1357 году Нижний Новгород посетил митрополит Московский Алексий. Его заботами в 1370 году в обители была построена, а в 1371 году освящена белокаменная одноглавая Благовещенская церковь. В XVII веке храм был перестроен. Главной святыней монастыря почиталась Корсунская икона Пресвятой Богородицы. Образ византийской работы был подарен братии святителем Алексием. В годы советской власти он был реквизирован.  Возрожденный в XIV веке монастырь начал расти и процветать. Великие князья Суздальские и Нижегородские даровали ему земельные владения, снабжали насельников всем необходимым. Многие светские и духовные лица жертвовали денежные и имущественные вклады на устроение обители, становясь ее покровителями, защитниками и благотворителями. Со времени возобновления монастыря он стал принадлежать к Дому митрополитов Московских, а с учреждением Патриаршества в 1589 году — именоваться «домовым Патриаршего дома монастырем», то есть ставропигиальным. Первосвятители давали обители жалованные грамоты от себя и испрашивали для нее милости у монархов.

http://patriarchia.ru/db/text/5816939.ht...

Перевод: Сегодня Ангелы с людьми радуются вместе общей радостью, Небо и земля громко поют в память твою, святой. И мы, грешные, настойчиво к тебе взываем: помолись Владыке о нас об избавлении от нападения видимых и невидимых врагов, так как мы почитаем пресветлую память твою. Георгию (Юрию) Всеволодовичу Владимирскому, блгв. вел. кн., глас 8 На высоте великаго княжения седя,/явился еси, благочестием и верою сияя отечеству своему, яко солнце;/по Святей Троице ревностию разжегся/и за веру крепко пострадав, кровь твою пролиял еси./Тем и отсеченая твоя за Христа глава свидетельствует яве о тебе,/прилепшая по смерти к телеси твоему,/с неюже и до днесь нетленны пребывают мощи твоя,/от нихже источаеши исцеления душам и телесем нашим./Но яко дерзновение имея ко Христу, страстотерпче Георгие,/непрестанно моли державу твою и сродник твоих//безвредну сохранити молитвами твоими. Перевод: На высоте великого княжения восседая, явился ты, благочестием и верой сияя, как солнце для отечества твоего, о Святой Троице ревностью воспламенившись и за веру сильно пострадав, кровь свою пролил ты. Потому и отсеченная за Христа голова твоя свидетельствует явно о тебе, присоединившись после смерти к телу твоему, с ней же и по сей день нетленными пребывают мощи твои, от них же источаешь исцеления душам и телам нашим. Но, как имеющий дерзновение ко Христу, мученик Георгий, непрестанно моли государство твое и соотечественников невредимыми сохранить по молитвам твоим. Глебу, во св. крещении Давиду, блгв. кн., глас 4 Мучениче Господень,/прославляемь веры твоея ради,/княже Глебе,/труждающимся быстрый помощник/и немощным надежда еси,/ты бо недуги врачуеши притекающим к тебе с верою./Темже и мы верою молимся:/от бед избави нас,//чтущих любовию память твою. Перевод: Мученик Господа, прославляемый из-за твоей веры, князь Глеб, скорый помощник тяжело трудящимся и надежда для больных, ибо ты излечиваешь болезни приходящих к тебе с верой. Потому и мы с верой молимся: избавь от бед нас, почитающих с любовью память твою.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-svy...

В Нижнем Новгороде прошли торжества по случаю дня памяти основателя города — святого благоверного князя Георгия Всеволодовича 18 февраля 2023 г. 20:04 17 февраля 2023 года в Нижнем Новгороде почтили память основателя города — святого благоверного великого князя Георгия Всеволодовича. В соответствии с уставом города, 17 февраля объявлено днем особого почитания этого святого князя. Дата приурочена ко дню его канонизации Русской Православной Церковью. Утром в храме, который расположен на Южном бульваре Автозаводского района Нижнего Новгорода и освящен в честь святого благоверного великого князя Георгия Всеволодовича и святителя Симона, епископа Владимирского и Суздальского, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий возглавил служение Божественной литургии.  Его Высокопреосвященству сослужили архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан , викарии Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия , настоятель Георгиевского храма епископ Дальнеконстантиновский Филарет , епископ Сормовский Иннокентий , секретарь Нижегородского епархиального управления протоиерей Сергий Матвеев, благочинные округов и клирики епархии. На Литургии вместе с прихожанами молились учащиеся и педагоги Гнилицкой православной гимназии имени святителя Николая Чудотворца. По сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси. По окончании Литургии епископ Филарет поблагодарил главу Нижегородской митрополии и других архипастырей за визит и совершенное богослужение и преподнес митрополиту Георгию в подарок подсаккосник. «Сегодня, в день престольного праздника нашего храма, мы мысленным взором обращаемся в XIII век, когда великий подвижник благочестия святой князь Георгий Всеволодович основал наш город. Мощи князя почивают во Владимире, но в Нижнем Новгороде, который в 2021 году отметил 800-летие, сугубо чтут его память. И во многом это заслуга митрополита Георгия: как видимый символ этого почитания по благословению нашего архипастыря был воздвигнут величественный собор, где мы сегодня возносили молитвы», — сказал епископ Филарет.

http://patriarchia.ru/db/text/6004843.ht...

В 1239 году, спустя год после роковой для князя Георгия битвы, новый великий князь Владимирский Ярослав Всеволодович повелел перенести гроб с телом своего почившего брата из Ростова во Владимир. Честные останки державного страдальца за веру и Отечество при приближении их ко Владимиру встретили епископ Кирилл со всем духовенством и монашеством, великий князь и его брат Святослав, их дети, все бояре и все жители Владимира от мала до велика. При виде гроба раздался всеобщий плач и рыдание, «и не бе слышати пения в плаче и вопле велице», свидетельствуют хроники. С надгробным пением поставили гроб с мощами страстотерпца в храме Успения Пресвятой Богородицы, где уже покоились родители и другие державные предки князя. Господь явил в благоверном Георгии Своего угодника. Все, бывшие свидетелями перенесения его мощей во Владимир, увидели «чудо преславное и удивления достойное». Святая глава князя, отсеченная некогда мечом варвара, приросла во гробе к честному телу его, так что не видно было на шее и следа отсечения; но все суставы были целы и неразлучны. С тех самых пор от святого тела, по сказанию древнего жизнеописателя, «начали производиться многие и различные исцеления всем болящим и с верою приходящим». Но мощи его после этого оставались под спудом еще долгое время. Спустя 407 лет после кончины князя Георгия Всеволодовича, 5 января 1645 года, в царствование Михаила Феодоровича и при Патриархе Всероссийском Иосифе, обретенные нетленными святые мощи великого князя Георгия из каменного гроба были переложены в богатую серебряную с позолотой раку, устроенную по обету Патриарха его собственной казной. В это же время было решено причислить Георгия Всеволодовича и святителя Суздальского Симона к лику святых. Мощи князя и по сей день пребывают в Успенском соборе Владимира, источая «исцеления душам и телесем с верою покланяющимся им» . 31 июля 2021 года, в год 800-летия Нижнего Новгорода, в городе был освящен первый храм в честь его основателей — святого благоверного князя Георгия Всеволодовича и святителя Симона, епископа Владимирского и Суздальского. Великое освящение совершил управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий . В новоосвященном храме митрополит Дионисий возглавил Божественную литургию, по окончании которой вручил митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому Георгию Патриарший знак храмостроителя.

http://patriarchia.ru/db/text/6004843.ht...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл встретился с губернатором Нижегородской области Г.С. Никитиным и митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием 22 апреля 2021 г. 14:24 22 апреля 2021 года в Тронном зале Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с губернатором Нижегородской области Глебом Сергеевичем Никитиным и митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием , главой Нижегородской митрополии . Во встрече участвовал управляющий делами Московской Патриархии   митрополит Воскресенский Дионисий .  «Всегда, когда заходит речь о нижегородской тематике, чувствую внутреннюю глубинную связь через своих предков с этой замечательной землей. Очень рад этой возможности поговорить и обсудить планы», — сказал Святейший Патриарх Кирилл, приветствуя гостей.  Губернатор Нижегородской области поблагодарил Предстоятеля Русской Православной Церкви за встречу. «Мы постоянно чувствуем Вашу поддержку, Ваши молитвы. С этой поддержкой, собственно, и беремся за те дела и за те проекты, которые у нас в области реализуются», — отметил Г.С. Никитин.  Глава региона рассказал Его Святейшеству о ходе выполнения проектов, которые обсуждались , в частности, во время визита Предстоятеля Русской Православной Церкви в Нижний Новгород 1 августа 2019 года.  Г.С. Никитин напомнил о важнейших памятных датах, которые отмечаются в 2021 году на Нижегородской земле. Это 800-летие Нижнего Новгорода и 30-летие обретения и перенесения мощей преподобного Серафима Саровского в Дивеево.  «У нас большой юбилей, Ваше Святейшество. Вы помните, что наш город основал в 1221 году святой благоверный князь Георгий Всеволодович. Не было ни у нас в стране, ни в мире ни одного храма, посвященного Георгию Всеволодовичу», — отметил глава региона и представил Его Святейшеству проект первой церкви в честь основателя города, которая возводится на Нижегородской земле. Губернатор пригласил Святейшего Владыку посетить Нижегородскую область в период проведения юбилейных торжеств. 

http://patriarchia.ru/db/text/5801294.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010