Из Воскресенского собора Святейший Патриарх Кирилл направился в арзамасскую православную гимназию, где провел совещание Ассоциации православных гимназий ПФО . По завершении совещания Ассоциации православных гимназий Святейший Патриарх Кирилл вылетел из Арзамаса в Нижний Новгород. В областном центре Предстоятеля Русской Церкви приветствовал мэр города В.Е. Булавинов. В Вознесенском Печерском мужском монастыре Его Святейшество встречали наместник обители архимандрит Тихон (Затекин) с братией, прихожане и сотни детей, окормляемых насельниками монастыря. Патриарший визит в Нижегородскую епархию. День второй. Божественная литургия в Преображенском соборе Серафимо-Дивеевского монастыря. Патриарший визит в Нижегородскую епархию. День второй. Посещение Воскресенского собора Арзамаса. Патриарший визит в Нижегородскую епархию. День второй. Посещение православной гимназии Арзамаса. Совещание Ассоциации православных гимназий ПФО. Патриарший визит в Нижегородскую епархию. День второй. Прибытие в Нижний Новгород.   11 сентября В день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном Спасском Староярмарочном соборе Нижнего Новгорода. После Литургии Святейший Патриарх совершил заупокойную литию по приснопамятному митрополиту Николаю (Кутепову) (1924-2001). Затем Святейший Патриарх Кирилл проследовал к памятнику нижегородцам-ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС, который установлен недалеко от собора, где возглавил церемонию открытия памятника . Днем 11 сентября Святейший Патриарх Кирилл посетил нижегородский кремль . Предстоятель Русской Церкви возложил цветы к памятнику основателям Нижнего Новгорода святому благоверному князю Георгию Всеволодовичу и святому Симону Суздальскому. Затем Предстоятель посетил Архангельский собор нижегородского кремля, где возложил цветы и совершил литию у гробницы Косьмы Минина. В ходе Первосвятительского визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Нижегородскую епархию вечером 11 сентября во Дворце спорта профсоюзов в Нижнем Новгороде состоялась встреча Его Святейшества с молодежью Нижегородской области .

http://patriarchia.ru/db/text/740080.htm...

Делегация Русской Зарубежной Церкви посетила с трехдневным визитом Нижегородскую митрополию 20 мая 2012 г. 21:15 18 мая завершился трехдневный визит в Нижегородскую митрополию делегации Русской Православной Церкви Заграницей . В состав делегации вошли Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион , первый заместитель председателя Архиерейского Синода РПЦЗ архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк , архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил , другие священнослужители. Вместе с ними 16 и 17 мая Дивеево и Арзамас посетил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий . Гостей сопровождал архиепископ Виленский и Литовский Иннокентий . 17 мая, в день, когда исполнилось пять лет со времени подписания в Москве Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион совершил Божественную литургию в Троицком храме Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря. Визит в Нижний Новгород 18 мая начался с посещения Вознесенского Печерского мужского монастыря. В Успенском храме обители членов делегации приветствовали насельники монастыря во главе с его наместником архимандритом Тихоном (Затёкиным). Затем состоялся осмотр экспозиции музея истории Нижегородской митрополии. Архимандрит Тихон ознакомил гостей с наиболее значимыми экспонатами музея, в частности, с миниатюрным антиминсом, на котором тайно совершали Божественную литургию священнослужители, находившиеся в заключении в первые десятилетия советской власти. Далее делегация РПЦЗ посетила святыни Нижегородского кремля. Митрополиты Иларион и Георгий возложили цветы к памятнику основавшему Нижний Новгород святому благоверному князю Георгию Всеволодовичу и его духовнику епископу Суздальскому Симону. После этого Первоиерарх РПЦЗ в присутствии других членов делегации и духовенства Нижегородской митрополии совершил литию на могиле Кузьмы Минина в соборе в честь Архангела Михаила. По окончании литии гости возложили цветы к Вечному огню в кремле.

http://patriarchia.ru/db/text/2234289.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ II Свт. Кирилл II, епископ Ростовский. Фрагмент иконы «Собор Ростовских святых». Кон. XIX — нач. ХХ в. (ц. Толгской иконы Божией Матери, Ростов) Свт. Кирилл II, епископ Ростовский. Фрагмент иконы «Собор Ростовских святых». Кон. XIX — нач. ХХ в. (ц. Толгской иконы Божией Матери, Ростов) († 21.05.1262, Ростов), свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), еп. Ростовский. Сведения о святителе сохранились в летописных памятниках Сев.-Вост. Руси, прежде всего ростовских. Вероятно, К. принял постриг во владимирском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре . После того как 14 марта 1227 г. настоятель обители сщмч. Митрофан был хиротонисан во епископа Владимирского и Суздальского, К. стал игуменом мон-ря. При К. Рождественский мон-рь получил статус архимандритии , его настоятель стал главой черного духовенства Владимира-на-Клязьме. В качестве владимирского архимандрита К., по всей видимости, вместе с Владимирским еп. Митрофаном, Владимирским вел. кн. мч. Георгием (Юрием) Всеволодовичем , черным и белым духовенством и горожанами в 1230 г. участвовал в торжественной встрече во Владимире-на-Клязьме перенесенных из Волжской Булгарии мощей мч. Авраамия Болгарского . В сент. 1229 г. Ростовский еп. Кирилл I оставил кафедру. В нач. апр. 1230 г. ростовские князья святые Василий (Василько), Всеволод (Иоанн) и Владимир (Димитрий) Константиновичи обратились к Владимирскому вел. кн. Георгию, чтобы он «пустил на епископство Ростову» К., «игумена и архимандрита манастыря святыя Богородица Рождества» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 453). В Типографской летописи кон. XV в. события, предшествовавшие поставлению К., описываются иначе. 25 февр. 1230 г. в Ростове состоялся перенос мощей свт. Леонтия Ростовского из ц. св. Иоанна Предтечи в Успенский собор, в тот же день «причетник» К. в присутствии кн. Василька Константиновича и ростовских бояр освятил собор. Затем К. вернулся во Владимир-на-Клязьме, 14 апр. 1230 г. был отпущен вел. князем в Ростов, где его встретили княжеская семья, бояре, духовенство и горожане (Там же. Т. 24. С. 92). Летом 1230 г. во Владимир-на-Клязьме прибыли Киевский митр. Кирилл I(II) , Черниговский еп. Порфирий II, игум. киевского Спасо-Преображенского монастыря на Берестове Петр Акерович и «ин муж». К. не назван в летописи среди представителей черного духовенства, встречавших митрополита (Там же. Т. 1. Вып. 2. Стб. 455-456).

http://pravenc.ru/text/1840429.html

Великий же Князь Андрей со слезами припаде к чудотворному образу Богоматери, себе повинна творя погуби той; и егда разобраша камение, вси живы быша, и ни чим же вреждени обретошася милостию Пресвятыя Богородицы». 22 «И на всяка святыни и церквиразличне постави,и монастыри многи созда», – говорит летописец. Собр. Рус. Лет. 2,156. 24 В Ипатьевской летописи говорится: «убиен бысть великий Князь Андрей Суждальский… месяца июня в 28 день, канун святых Апостол, день был тогда суббота». (Собр. Рус. Лет 2,111). Равно и в Новгородской харатейной летописи сказано: « на канон святою Петру и Павлу, в нощь». (Собр. Рус. Лет. 3,16). 27 Догадываются, что это тот самый меч, который находится в Московской Оружейной Палате, в числе тамошних редкостей. Ист .Кар. m.III. прим.19. 32 Козмодамианская обитель находилась во Владимире при церкви, которая ныне известна более под именем Никитской. Когда эта обитель закрыта – неизвестно. 33 В летописи сказано: «святая Богородица». Это был Успенский монастырь, тоже в г.Владимире, обращенный потом в женскую обитель в 1655г во время моровой язвы. Обитель эта упразднена еще до учреждения штатов. 35 Сведения о жизни сего святого Князя почерпнуты из рукописи, находящейся во Владимирском Успенском Кафедральном соборе. 37 В рукописи говорится, что св. Кн. Глеб был очень красив, точно Ангел Божий и по внешней, и по внутренней своей доблести. 38 Допрашивая Патрикия о церковных сокровищах и видя, что он молчит и ничего не говорит, татары начали его жечь, забивать спицы под ногти, сдирать с него кожу. Наконец, варвары, прорезав ноги страдальцу и продев сквозь них веревку, привязали его к конскому хвосту и умертвили. «Божьей милостью и повелением благочестивого и христолюбивого Государя нашего Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Руси, по благословению и обещанию отца и богомольца, Великого Господина Святейшего Иосифа, Патриарха Московского и всея Руси, лета 7153 сделана сия рака серебряная и позлащенная его святительскою казною, в Великий град Владимир в соборную Апостольскую церковь Пресвятой Богородицы, честного и славного ее Успения, Благоверному Великому Князю Георгию Всеволодовичу, мученически венчавшемуся кровью за веру христианскую, Владимирскому Чудотворцу, убиенному от злочестивого и безбожного царя Батыя в лето 6745 февраля в четвертый день, за Волгою рекою на реке Сити.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

Служба Г. В. опубликована в Трефологионе (М., 1637), в печатные Святцы (М., 1647) включены тропарь и кондак. Наиболее ранний список службы датируется временем ок. 1630 г. (РГБ. Ф. 304. 628), древнейшая нотированная служба содержится в рукописном Стихираре 50-х гг. XVII в. (РГБ. Ф. 379. 64). В «Уставе церковных обрядов московского Успенского собора» (ок. 1643) о праздновании памяти Г. В. говорится: «В 4 день (февр.- А. Г.) празднуют великомученику князю Георгию Всеволодовичу Владимерскому, благовест в лебедь, трезвон средний» (РИБ. Т. 3. Стб. 53). Под 4 февр. имя Г. В. включено в Месяцеслов Симона (Азарьина) (РГБ. МДА. 201. Л. 311, сер. 50-х гг. XVII в.), в Синодик московского Успенского собора (ок. 1684) (ДРВ. М., 17882. Ч. 6. С. 439), а также в «Описание о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). Утвердившееся с XVII в. празднование памяти Г. В. 4 февр. (вместо 4 марта) скорее всего восходит к Степенной книге. В 1889 г., когда отмечалось 700-летие рождения Г. В., Нижегородская епархия ходатайствовала перед Святейшим Синодом о перенесении празднования на 4 марта, однако это привело к тому, что обе даты стали отмечаться в Нижегородской епархии как дни памяти Г. В. В том же году Тверской архиеп. Савва (Тихомиров) благословил праздновать память Г. В. 4 марта в Покровской ц. в с. Боженка Кашинского у. Тверской губ. (по местным преданиям, именно там произошла битва на Сити), ранее в Покровской ц. был освящен придел во имя Г. В. 22 янв. 1645 г. в присутствии патриарха Иосифа и царя Михаила Феодоровича в Успенском соборе состоялось обретение нетленных мощей Г. В., к-рые были перенесены из каменной гробницы, стоявшей в алтаре Благовещенского придела, в серебряную позолоченную раку в центре собора у юж. столпа, изготовленную на средства патриарха. На крышке раки помещалась икона Г. В., изображающая князя в рост под образом Св. Троицы, с мечом в ножнах и с мученическим крестом (ныне в ГТГ). На раке находилась шитая пелена той же иконографии (ныне в ГВСМЗ). Рака XVII в. не сохранилась (переплавлена в окт. 1941). У гробницы Г. В. в XVII в., очевидно, были отмечены случаи исцелений, поскольку в надписи на раке 1645 г. (известна в публикациях XIX в.) и в описании захоронений Успенского собора 80-х гг. XVII в. Г. В. именуется Владимирским и всея России чудотворцем ( Сиренов. Путь к граду Китежу. С. 36, 39). В 1852 г. на средства, пожертвованные от всех сословий Владимира, была изготовлена новая серебряная рака, куда переложили св. мощи князя. В 1888 г. по распоряжению Владимирского архиеп. Феогноста (Лебедева) рака была поставлена между 2 колоннами в середине собора, справа от архиерейского места. При устройстве нового иконостаса в 1768-1774 гг., сопровождавшемся подъемом уровня пола в алтарях и на солее, первоначальный каменный гроб Г. В. оказался засыпанным землей.

http://pravenc.ru/text/Георгия (Юрия) ...

рус. князей, как правило представленных в плащах или шубах. Стремление подчеркнуть воинское достоинство св. князя, по-видимому, связано с его гибелью в битве, а также с уподоблением Г. В. его патрональному святому - вмч. Георгию Победоносцу (в надписи на раке XVII в. Г. В. именуется «добропобедным Христовым мучеником» - Путь к граду Китежу. С. 36). Др. необычной для рус. княжеской иконографии деталью является головной убор в виде закрытого венца с городчатым ободом, сближающий изображения Г. В. на крышке раки и мч. царевича Димитрия Иоанновича Угличского на покрове его раки 1628-1630 гг. в Архангельском соборе Московского Кремля. Возможно, это подчеркивало принадлежность Г. В. к династии владимирских вел. князей - предков московских государей. Этот типичный извод княжеской иконографии с нек-рыми вариациями встречается в храмовых росписях сер. - 2-й пол. XVII в.: в Успенском соборе владимирского Княгинина жен. мон-ря 1647-1648 гг. (Г. В. с благословляющей десницей), в Архангельском соборе Московского Кремля - одеяния святого, в т. ч. длинное платье, украшены орнаментами, на голове - шапка, волосы и борода - с проседью ( Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Моск. Кремля: Иконогр. программа XVI в. М., 2004. С. 140); в Успенском соборе ТСЛ 1684 г. (живопись поновлена мастерами артели Н. М. Сафонова в 1859, 1865-1866). В это же время создана серебряная позолоченная пластина 1656 г. с гравированным поясным образом Г. В.- сравнительно молодого, с очень короткой бородой, в шубе и шапке с меховой оторочкой,- помещенная над частицей его мощей в нижней части Кийского креста сер. XVII в. (храм прп. Сергия Радонежского в Крапивниках в Москве). К реликвиям имп. семьи принадлежит мощевик 2-й пол. XVII в. из Гатчинского дворца (ГЭ), включающий живописный образ Божией Матери «Одигитрия», гравированное изображение Г. В. на внутренней стороне крышки (в шубе, открытом городчатом венце, с мечом) и его же рельефную, покрытую многоцветной эмалью фигуру - редкий образец иконографии святого в виде воина (без шапки, в доспехах, с мечом и стягом) - на лицевой стороне.

http://pravenc.ru/text/Георгия (Юрия) ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АКРОСТИХ [греч. κροστιχς, κροστχιον, νακλμενον, κροτελετιον], формальный прием организации преимущественно поэтических текстов, используемый обычно в декламационной и песенной поэзии. Суть А. состоит в том, что начальные буквы строф или глав (построфный принцип) или отдельных стихов (постишный принцип) образуют алфавитный ряд (азбучный, или алфавитный, А.) либо слово или фразу (фразовый, или текстовой, А.); в последнем случае А. может составляться не из начальных букв, а из начальных слов или слогов, иногда возможен и смешанный (словесно-буквенный или буквенно-слоговой) принцип создания фразового А. Частными вариантами А. (как азбучного, так и фразового), получившими распространение в эпохи поздней античности, Возрождения и барокко, являются телестих и мезостих, образуемые соответственно конечными буквами и буквами внутри текста; в последнем случае образующие А. буквы выделяются знаками препинания либо размерами и цветом. Встречаются и А. с обратным порядком чтения (слав. вспятословие). Первоначально А. использовался для предотвращения сокращений, интерполяций и изменений текста. Его возникновение К. Крумбахер связывал с егип. текстами сакрального содержания. Позднее текстовой А., содержащий имя автора, приобрел значение своеобразной тайнописи, скрывающей либо дополнительно удостоверяющей авторство произведения. С течением времени А. приобрел также значение показателя формального поэтического мастерства. Однако, как свидетельствует опыт исследования греч. и слав. гимнографии, А. в часто копируемых текстах далеко не всегда может осуществлять свои защитные функции, особенно если его присутствие в тексте не удостоверено дополнительно в надписании произведения. При переписке может изменяться порядок слов, возникают ошибочные написания, приводящие к частичному или полному разрушению А. Реже известны случаи невольного перенесения А. из одного сочинения в др. Это происходит вследствие излишне букв. использования одного поэтического (чаще всего гимнографического) сочинения при создании другого (напр., общего канона святителям Климента Охридского - в каноне св. кн. Феодору Смоленскому и Ярославскому, канона мч. Иоанну Новому Григория Цамблака - в каноне кн. мч. Георгию Всеволодовичу Владимирскому) или при «переадресовке» гимнографического текста (при замене в XIII в. имени св. Евфимия Великого в каноне Климента Охридского на имя прп. Иоакима Осоговского).

http://pravenc.ru/text/63914.html

п. Были там, поэтому, хотя редкие примеры обращений мухаммедан к христианской религии. К новообращенным из булгар христианам принадлежал и Авраамий Булгарин. Милость или благодать Божия коснулась его сердца, и он познал истину святой веры Христовой. Тогда, оставив лжеучение Мухаммеда, Авраамий принял христианство . Будучи богатым купцом, он в 1229 году прибыл для торговых сношений в главный булгарский город, называемый Великим и здесь, сподвигнувшись апостольской ревностью, стал проповедовать своим единоплеменникам св. веру Христову. Но фанатики мухаммедане не только не изъявили сочувствия к проповеди св. мужа, не только не могли спокойно послушать его, но раздражились на проповедника, особенно когда увидели его непреклонность, после многократных с их стороны увещеваний и советов, оставить христианскую веру. Когда Булгары – мухаммедане увидели, что никакие мучительные истязания не могут заставить Авраамия изменить Христу, так как он решился претерпеть все страдания за христианскую истинную веру, они отсекли ему сперва руки, потом ноги и наконец честную главу его. Это было в 1-й день апреля 1229 года. Случившиеся тогда в великом городе христиане из русских (вероятно, также купцы) похоронили тело нового мученика, пострадавшего за Христа и за Евангелие, на общем, отведенном в сем городе для христиан, кладбище. Господь вскоре наказал жителей Великого города за кровь Своего угодника страшным пожаром. Над гробом же мученика стали совершаться многие чудотворения, о которых слух скоро распространился и в Православной Руси. В следующем 1230 году к благоверному великому князю Владимирскому Георгию Всеволодовичу явились послы от Волжских Булгар просить мира (после шестилетней войны с Русью). Святой благоверный великий князь Георгий согласился на их желание, и как только заключен был мир, послал нарочитое в Булгарию посольство, для принесения св. мощей нового мученика Христова Авраамия из Великого города в свою столицу, в город Владимир. В том же 1230 году 9 марта принесено было во Владимир желанное сокровище – нетленные мощи Булгарского чудотворца. По первому слуху о приближении к великокняжеской столице несших мощи св. Авраамия, послан был из города Владимира навстречу крестный ход, в котором присутствовало все столичное духовенство – белое и монашествующее, предводимое Архипастырем Владимирским блаженным Епископом Митрофаном, были все граждане и сам благоверный великий князь Георгий Всеволодович со своим семейством. За версту от города встречены были св. мощи и торжественно внесены в столицу великокняжескую, в монастырь, устроенный покойной родительницей великого князя – благоверной великой княгиней Марией, и положены в созданном ею Успенском храме. Множество чудотворений, совершившихся в это время, сделало это событие еще более радостным для города Владимира: потому что чудеса засвидетельствовали, что тот, чьи останки столь благоговейно были чествуемы великим князем и народом, подлинно есть Христов мученик.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

В период самостоятельности Нижегородского великокняжества (1350-92 гг.) Архангельский собор был придворным храмом, а с утратою этой самостоятельности он сделался усыпальницею некоторых потомков первого князя Константина Васильевича. Здесь погребены: правнук Константина князь Василий, сын Симеона Кирдяпы, скончавшийся в Нижнем Новгороде в 1404 г.; сын его князь Иван Васильевич Горбатый-Суздальский; князь Иван Васильевич, сын Василия Кирдяпы и правнук Константина Васильевича; князь Василий Юрьевич, племянник Ивана Васильевича Кирдяпы. Кроме того, здесь погребены князья, известные только по именам: Петр, Зиновий, Зосима, Иона (последние оба иноки) и княгиня Ирина. Из древних икон в соборе замечательны: явление Архангела Михаила Иисусу Навину близ Иерихона, икона относится по первоначальному письму к XIV в.; Киево-Печерская икона Божией Матери; преп. Марии Египетской; св. Николая Мирликийского и Воскресения Христова с изображением вокруг страданий Спасителя. Их древних св. вещей в соборе сохраняются: небольшая плащаница, шитая золотом и шелками по белому атласу; напрестольный крест с частицами мощей разных святых, приложенные боярином Головиным. М. Добровольский «Краткое описание Нижегородских церквей, монастырей и часовен», Нижний Новгород. Типография Губернского Правления 1895 г. В 1221 году владимирский князь Юрий Всеволодович, вынужденный оборонять границы своего княжества от мокшан, волжских булгар и марийцев, основал при слиянии Оки и Волги крепость - Новгород Низовской. Одновременно он поставил на территории крепости деревянный храм с очень характерным " мужественным " посвящением - Михаилу Архангелу (интересно, кстати, что не Георгию Победоносцу; возможно, в этом сказалась скромность князя, имевшего своим небесным покровителем как раз вмч. Георгия). Спустя несколько лет, в 1227 году, вместо деревянного храма выстроили каменный с тем же посвящением Архангелу Михаилу. В прошлом многие исследователи не спешили принимать этой даты на веру, поскольку нигде, кроме как в Нижегородском летописце, надёжность которого вызывала сомнения, её не содержалось.

http://sobory.ru/article/?object=00894

После оставления своей кафедры 16 сент. 1229 г. Ростовским еп. Кириллом I М. занял Ростовскую кафедру. 9 марта 1230 г. вместе с членами великокняжеской семьи и «со всем клиросом, и со игумены, и княгыни з детьми, и вси людье» М. торжественно встречал со «свещами» за одну версту от Владимира мощи мч. Авраамия Болгарского , которые были погребены во владимирском Княгинине в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре . Вскоре князья братья Константиновичи обратились к Владимирскому вел. кн. Георгию Всеволодовичу и к епископу, чтобы те разрешили поставить на Ростовскую кафедру преемника М. во владимирском Рождественском монастыре «Кирила, игумена и архимандрита», который в 1230 г. стал епископом Ростовским (Там же. Стб. 453-454; Строев. Списки иерархов. Стб. 653, 661-662). 14 апр. 1230 г. во Владимире М. обвенчал св. блгв. кн. Всеволода Георгиевича со св. блгв. кнг. Марией Владимировной , дочерью Киевского вел. кн. Владимира (Димитрия) Рюриковича. Летом 1230 г. должен был принимать участие во встрече и в переговорах во Владимире с Киевским митр. Кириллом I (II), Черниговским еп. Порфирием и настоятелем киевского Спасского на Берестове монастыря игум. Петром Акеровичем, стремившимися заключить мир между князьями Сев.-Вост. и Юж. Руси (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 454-455). В 1230 г. при участии М. «написана бысть церквы святая Богородица в Суждали», а затем «измощена» привозным красным мрамором. Несомненно, М. благословил св. блгв. кн. Святослава Всеволодовича на возведение в Юрьеве-Польском нового каменного собора во имя вмч. Георгия Победоносца, освященного в том же году. В 1237 г. последними большими строительными акциями М. стали постановка кивота во владимирском Успенском соборе «над трапезою», к-рый был украшен «златом и сребром», а также роспись притвора в этом соборе (Там же. Стб. 459-460). 2-7 февр. 1238 г. М. принимал участие в организации обороны Владимира от нападения войск монгольского царевича Батыя. 7 февр. 1238 г., после захвата отрядом монголов города, М. с членами великокняжеской семьи, их родственниками и боярами заперся в стенах Успенского собора, где молился, всех духовно укреплял и причащал. Во время пожара, устроенного монголами, задохнулся от дыма (Там же. Стб. 463, 464). Почитание

http://pravenc.ru/text/2563408.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010