Патриарший визит в Нижегородскую митрополию. Посещение Нижегородского кремля 22 октября 2022 года 22 октября 2022 года в ходе визита в  Нижегородскую митрополию  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Нижегородский кремль. Предстоятеля Русской Православной Церкви сопровождал  митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий . Встречали Святейшего Владыку полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе И.А. Комаров, губернатор Нижегородской области Г.С. Никитин, управляющий делами Московской Патриархии  митрополит Воскресенский Дионисий . По прибытии Святейший Патриарх Кирилл осмотрел памятник основателю Нижнего Новгорода благоверному князю Георгию Всеволодовичу и его наставнику святителю Симону Печерскому, епископу Владимирскому и Суздальскому. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил Архангельский собор. С приветственным словом к Его Святейшеству обратился митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, который отметил, что древнейший храм в Нижнем Новгороде посвящен Архангелу Михаилу — небесному покровителю города. Здесь, в храме, погребен национальный герой России Косьма Минин. В ответном слове Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Благодарю вас, Ваше Высокопреосвященство! Очень рад посетить это место, где прикасаешься к героическим страницам нашей истории и еще и еще раз осознаешь, как эти героические страницы вплетены в духовную жизнь людей. Если бы не сила духа, если бы не Церковь Православная, которая всегда была матерью народа нашего, то, наверное, не было бы и этого героизма. И когда мы осознаем эту взаимосвязь и взаимообусловленность духовного и материального, мы можем правильно выстраивать всю нашу жизнь. И дай Бог, чтобы для нас, людей XXI века, для всего нашего народа стали очевидны те вещи, которые были совершенно очевидны для наших благочестивых предков. По милости Божией мы как духовные руководители, как пастыри видим, насколько с каждым годом меняется к лучшему отношение людей к Церкви, к своей истории, к своим святыням.

http://foto.patriarchia.ru/news/patriars...

Нижний Новгород отмечает День памяти своего основателя Нижний Новгород, 17 февраля 2005 г. 17 февраля Православная Церковь отмечает День памяти святого благоверного князя Георгия Всеволодовича – основателя Нижнего Новгорода, сообщает пресс-служба Нижегородской епархии . В этот день епископ Георгий совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Благовещенского мужского монастыря Нижнего Новгорода. По окончании литургии состоялся молебен святому благоверному князю Георгию. На богослужении будут присутствовать руководители города, области, Приволжского федерального округа. В 14.00 в Нижегородском государственном художественном музее состоится научно-практическая конференция «Георгиевские чтения», посвященная Дню памяти святого благоверного князя Георгия Всеволодовича – основателя Нижнего Новгорода. В конференции примут участие: полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко, руководители Нижегородской области и Нижнего Новгорода, представители религиозных конфессий. В программе конференции: научные доклады; открытие выставки «От Юрия Всеволодовича до наших дней». В 17.00 в Нижегородской государственной консерватории состоится концерт хора Троице-Сергиевой Лавры и Московских духовных школ, посвященный памяти святого благоверного князя Георгия Всеволодовича. Справка: Святой благоверный князь Георгий (1189 - 1238) был вторым сыном великого князя Всеволода Большое Гнездо. В 1212 году, после смерти отца и старшего брата Константина, он унаследовал Владимирский великокняжеский престол. Благоверный князь Георгий отличался благочестием и воинской доблестью. В 1221 году по благословению святителя Симона Суздальского он основал Нижний Новгород при слиянии Оки и Волги. В 1237 году на Русскую землю двинулись монголо-татарские орды Батыя. Они разорили Рязань и сожгли Москву. Георгий Всеволодович оставил стольный град на попечение своих сыновей Мстислава и Всеволода (третий сын – Владимир – был в то время в плену у татар) и опытных воевод, а сам двинулся с войском и племянниками – сыновьями Константина – на север, чтобы соединиться с другими князьями. В начале марта он вышел на берега реки Сити. Там 4 марта 1238 года произошла кровавая битва с татарами. Еще перед битвой благоверный князь Георгий получил известие о том, что стольный град Русской земли – Владимир – пал, сыновья его убиты, а жена, снохи и внуки погибли в огне в Успенском соборе. Выслушав печальную весть, великий князь обратился с молитвой к Богу, в которой просил Всевышнего сподобить его мученической смерти за веру христианскую и народ православный. И молитва его была услышана: в битве на реке Сити великий князь погиб мученической смертью – ему была отсечена голова.

http://pravoslavie.ru/12702.html

Посему, желая узнать от вас самих, точно ли вы хотите иметь легата Римской Церкви, чтобы принять от него наставление в католической вере, без которой невозможно спастися, мы просим и убеждаем всех вас сообщить нам об этом предмете чрез письма и послов вашу искреннюю волю. А между тем живите в мире с христианами ливонскими и эстонскими и не препятствуйте им распространять веру христианскую...” Несправедливо папа обращается здесь ко всем русским князьям, утверждая, будто послы их приходили к Моденскому епископу: к нему приходили только послы из Пскова и, если верить ливонской хронике, еще из Новгорода (в 1224 г.) собственно для заключения мира с Ливонским орденом, а послы всех прочих русских князей и не имели побуждений идти тогда в Ригу к легату папскому и вовсе не приходили, следовательно, не могли и просить его от лица князей своих посетить Россию. С другой стороны, если бы действительно русские князья желали тогда подчиниться папе, то они поспешили бы отозваться на его голос, приняли бы от него проповедников и самую веру. Но о таком важном событии ни в наших русских, ни даже в западных летописях нет ни слова.    Подобное же послание в 1231 г. писал папа Григорий IX к великому князю русскому Георгию Всеволодовичу. Выразив сначала благожелание, чтобы наш князь старался неуклонно последовать Христу и свято исполнять Его неповрежденный закон, и сказав несколько слов о главенстве апостола Петра в Церкви, о необходимости покоряться его преемникам, папа продолжает: “Посему, когда мы получили известие от достопочтенного брата нашего, епископа Прусского, что ты, князь христианский, хотя содержишь вместе со всеми твоими подданными нравы и обряды греков, но по внушению благодати Божией восхотел покориться апостольскому престолу и нам, то, искренно желая тебе спасения души и всякого успеха и чести, молим и увещаваем твою светлость, чтобы ты смиренно принял и сохранил обряды и нравы христиан латинских, покорив из любви ко Христу себя и все свое царство сладостной власти Римской Церкви, матери всех верных, которая предлагает иметь тебя в Церкви Божией как великаго государя и любить как избранного сына...” Точно ли епископ Прусский сообщил папе известие, о котором говорит последний, и на чем основывалось это известие – не знаем, но то несомненно, что послание папы к нашему князю не достигло своей цели: Георгий скончался в православии и даже причтен православною Церковию к лику святых.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В Нижнем Новгороде отметят 500-летие Нижегородского кремля 22 февраля 2008 г. 15:39 26 февраля в Нижнем Новгороде пройдет ряд торжественных мероприятий, посвященных 500-летию Нижегородского кремля. Утром в Михаило-Архангельском соборе кремля архиепископ Нижегородский и Арзамасский Гергий совершит Божественную литургию. Затем около собора состоится торжественное открытие памятника основателям Нижнего Новгорода святому князю Георгию Всеволодовичу и святому Симону Суздальскому. Кроме этого в кремле пройдет крестный ход от Архангельского собора к храму Иоанна Предтечи. По пути шествия состоится закладка первого камня Зачатьевской башни Кремля. В фундамент башни будет помещена капсула с землей из 7 городов, где сохранились кремли. В настоящее время Нижегородский кремль является одним из номинантов на звание «Чудо света в Приволжском Федеральном округе». На сайте www.ruschudo.ru проводится голосование за «чудеса света», в котором может участвовать любой желающий. По состоянию на 22 февраля Нижегородский Кремль занимает 2-е место среди номинантов из ПФО. Помимо кремля в список «чудес света» ПФО вошли Кунгурская ледяная пещера, горы Шиханы в Башкирии, мечеть Кул Шариф в Казани, Раифский Богородицкий мужской монастырь и др. Голосование продлится до 1 мая. Строительство кремля в Нижнем Новгороде, продолжалось 1500-1515 гг.  Двухкилометровая стена подкреплялась 13 башнями (одна из них Зачатская у берега Волги, не сохранилась). Новая волжская крепость создавалась Московским государством как основной опорный пункт против Казанского ханства и за свою службу выдержала многократные осады и приступы. В честь народного ополчения 1612 года в Нижегородском кремле в 1631 году был возведен Михаило-Архангельский собор. Он поставлен на месте своего предшественника, построенного еще в XIII веке. Под сводами собора, где хранятся знамена нижегородских ополчений 1612 и 1812 годов, покоится прах великого патриота России Кузьмы Минина. Сейчас в Нижегородском кремле рядом с обелиском Минину и Пожарскому горит вечный огонь в память о солдатах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Сайт Нижегородской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/367906.htm...

Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия предлагает включить Георгиевский собор - объект культурного наследия федерального значения - в перечень объектов, полномочия по государственной охране которых осуществляет Минкультуры РФ. Это единственный памятник белокаменного зодчества, который до сих пор не включен в список особо ценных объектов культурного наследия (Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО). Госинспекция предлагает изменить статус Георгиевского собора и включить его в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Усилия инспекции поддерживает общественность. Не первый год за сохранение храма бьется директор Юрьев-Польского историко-архитектурного и художественного музея Надежда Егорова. Недавно с целью привлечь внимание к судьбе собора Совет народных депутатов Юрьев-Польского принял обращение к министру культуры Владимиру Мединскому. Свое обращение также подготовила общественность Юрьев-Польского и городская молодежь. Нельзя допустить чтобы уникальный собор оказался брошенным на произвол судьбы. Автор статьи: Евгений Гранкин, и.о. начальника Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия. Юрьев-Польской основал и назвал в свою честь в 1152 г. князь Юрий Долгорукий. Город был центром небольшого удела, с 1212 г. принадлежавшего князю Святославу Всеволодовичу, внуку Юрия Долгорукого. " Провинциальный " по меркам Владимиро-Суздальской Руси Юрьев не мог, конечно, сравниться по художественным богатствам с главными залесскими городами. Город обладает единственной жемчужиной древнерусского зодчества, до этот памятник оставляет далеко позади многие другие постройки. Речь идет о знаменитом Георгиевском соборе. Это, по словам Н.Н. Воронина, " странное и прекрасное, удивительное и наивное " сооружение является единственным в своем роде. В 1152 г. в своем новом городе Юрий Долгорукий выстроил небольшую белокаменную церковь, посвятив ее своему небесному покровителю - Георгию Победоносцу. В 1230 г. Святослав Всеволодовичем приказал разрушить дедовскую постройку, так как она " обветшала и поломалася " , и на её месте в 1230-1234 г.г. был построен Георгиевский собор, ставший вершиной владимиро-суздальского зодчества и его последней белокаменной постройкой перед татарским нашествием.

http://sobory.ru/article/?object=00203

В 1229 г. переяславский кн. св. Ярослав (Феодор) Всеволодович , «слушая некыих льсти», замыслил «противиться» своему старшему брату вел. кн. Георгию Всеволодовичу и вступил в союз с племянниками Васильком, Всеволодом и Владимиром Константиновичами. Угроза усобицы не осуществилась благодаря действиям вел. князя, устроившего в Суздале съезд, где князья «исправивше все нелюбье межю собою» и признали политическое первенство Георгия Всеволодовича. 7 сент. 1229 г. князья целовали крест, на следующий день участвовали в торжествах по случаю праздника Рождества Пресв. Богородицы у Владимирского еп. Митрофана. Поскольку владения большинства князей, выступивших против Георгия Всеволодовича, входили в состав Ростовской епархии, К. скорее всего должен был участвовать в разрешении конфликта. Однако источники об этом не сообщают. Более того, 7 сент. 1229 г., в день княжеского съезда, над Ростовским епископом состоялся суд. По решению переяславского кн. Ярослава Всеволодовича К. был лишен большей части своего имущества: «...все богатьство отъяся от него некакою тяжею» (по-видимому, на территории Переяславского княжества, входившего во Владимиро-Суздальскую епархию, находились владения Ростовского архиерея). В ходе суда выяснилось, что К. был не просто «богат зело кунами, и селы, и всем товаром, и книгами», но «так бе богат всем, как ни един [е]пископ быв в Суждальстеи области». К. оставил кафедру и вернулся в суздальский Димитриевский монастырь, желая «лечити свою немочь, яже бе ему внутрь» (у него «лице изменилося, акы почернело от недуга, устне отолстели и нос»). 16 сент. 1229 г. епископ принял схиму с именем Кириак, оставшееся у него имущество раздал «любимым и нищим» (Там же. Стб. 452). Возможно, уход К. с кафедры был обусловлен тем, что Ростовский епископ являлся одним из инициаторов выступления князей во главе с Ярославом Всеволодовичем против Владимирского вел. князя, и после разрешения конфликта архиерей лишился епархии. Очевидно, после ухода К. Ростовская епархия временно была подчинена Владимирскому еп. Митрофану, сыгравшему важную роль в примирении князей. К. умер в суздальском Димитриевском мон-ре и там же был похоронен. (В Тверской летописи 30-х гг. XVI в. сообщается, что К. управлял Ростовской епархией «40 лет без трехь» - ПСРЛ. Т. 15. Стб. 481; по-видимому, это утверждение вызвано ошибочным прочтением переписчиками кириллической цифири.)

http://pravenc.ru/text/1840427.html

С этим связана основная эмоциональная тональность произведения: появление в тексте плачей. Их 7: над телом Федора плакал Апоница; об убитом Федоре плакал «весь град на мног час»; «в горести души своея» над Рязанской землей, а потом и Рязанью плакал Евпатий Коловрат; над пепелищем и убитыми братьями плакал Ингварь Ингоревич; можно говорить и об авторском плаче в Повести. Публицистичность звучания, эмоциональность плачей, общность художественных приемов и, наконец, основная идея сближают Повесть с литературой 1270-х гт. Допущенные исторические неточности могут быть объяснены не эпической отдаленностъю, а художественными задачами автора (так, например, гибель Олега Красного – по Повести, – первого русского князя, погибшего за веру – окружает ореолом святости всех рязанских князей) или публицистическими целями (возможно, борьба за Муром и Коломну с Московским княжеством сделала необходимым для автора присутствие в братском войске князей Давыда Муромского и Глеба Коломенского). Повесть оказала влияние на многие памятники древнерусской литературы («Задонщину», «Сказание о Мамаевом побоище», «Повесть о взятии Царьграда турками» Нестора-Искандера, «Повесть о нашествии Тохтамыша» и др.). Тексты «Сказания о перенесении образа Николы Чудотворца из Корсуня в Рязань» и «Повести о разорении Рязани Батыем» печатаются по рукописи РГБ, Волоколамское собр., вт. треть XVI в., лл. 229–258 об. В 6745 (1237) году, через двенадцать лет по принесении из Корсуня чудотворного образа, пришел безбожный царь Батый на Русскую землю со множеством воинов татарских и стал станом на реке на Воронеже, близ Рязанской земли. И прислал в Рязань к великому князю Юрию Ингоревичу Рязанскому послов без пользы для дела, прося десятины во всем: в князьях, и в людях всех сословий, и во всем. И услышал великий князь Юрий Ингоревич Рязанский о приходе безбожного царя Батыя, и быстро послал в город Владимир к благоверному великому князю Георгию Всеволодовичу Владимирскому, прося у него либо помощи воинами против безбожного царя Батыя, либо чтобы он сам войска привел.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С того времени во Владимире учреждена особая Епархия. Скончался в 1216 году и погребен в Ростовской Соборной церкви. По летописцу, муж добродетельный, исполненный книжного учения 160 . 10 . Кирилл I, из черноризцев Суздальского Димитриева монастыря, посвящен в 1216. Мучимый тяжкою болезнию, по которой летописец сравнивает его с Иовом, и лишившись всего имения (по уверению Пушкинской летописи, он был так богат «яко ни един Епископ» в Суздальской области), удалился в Димитриев монастырь, принял там схиму в 1229, с именем Кириака, и скончался в 1230 161 . 11 . Кирилл II, из Архимандритов Рождественского монастыря, избран в Епископы блаженным Князем Васильком Ростовским, и посвящен в Киеве, 6 Апреля, 1231 года, при многочисленном собрании Епископов и Князей. Василько принял его в Ростове, с великою честию и со крестами 162 . Отдал последний долг павшему в битве с Татарами, В. К. Георгию Всеволодовичу, отыскав тело его на берегах Сити, и Князю-Мученику Св. Васильку 163 ; преставился 21 мая 1262 года, и погребен в Соборной церкви. Летописец, называя его «блаженным и учительным», говорит: «Се бысть истинный Пастырь, пася люди земли Ростовския с кротостию 164 ». По всей вероятности ему принадлежит известное в рукописях Поучение Попом 165 . 12 . Игнатий II, Святой, посвящен из Архимандритов Авраамиева Богоявленского монастыря, 19 Сентября, 1262 года; преставился по 26-летнем правлении 28 мая 1288 года 166 . 13 . Тарасий, посвящен в 1289 году из Игуменов Иоанно-Богословского монастыря; в 1295 году поссорился с Князем своим, Константином Борисовичем, и уехал в Устюг, а Константин поехал за ним и взял его под стражу со всеми людьми Епископскими 167 , оставил Епархию 1299 года, скончался в 1304 году. 14 . Симон, а по другим Симеон, переведен из Владимира в Ростов в 1299, когда Митрополит Максим из разоренного, опустелого Киева перенес престол Митрополии в новую столицу Великокняжескую Владимир; скончался в 1311 году. После Симона полагается Трифон I, который пишется на чудотворной иконе Толгской Богоматери, но нигде более не упоминается.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Затем митрополит Георгий вручил награды всем, кто внес значительный вклад в строительство и благоукрашение этого храма. Учрежденной в Нижегородской епархии медали святого благоверного князя Георгия Всеволодовича III степени были удостоены протоиерей Сергий Симагин, Наталья Еремина, Алексей Стрелков, Николай Шелков, Тамара Васильева, Николай Шулешов. Другие жертвователи и благоукрасители получили архиерейские грамоты и благодарственные письма. Протоиерею Сергию Симагину в знак внимания за труды, понесенные по возрождению храма, глава Нижегородской митрополии также вручил набор богослужебных предметов. По окончании богослужения благочинные округов, руководители отделов Нижегородской епархии и настоятельницы монастырей и архиерейских подворий митрополии, духовенство и миряне поздравили митрополита Георгию с днем ангела. Нижегородская митрополия /Патриархия.ru за темою Кирил звершив освячення Володимирського храму в в 2-гу Великого посту. Освячення Володимирського храму в м. Москви. (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського у 2-гу Великого посту у Володимирському в м. Москви : Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського секретар Синодального з козацтвом взяв участь у групи з формування структури козацьких товариств на нових Митрополит Ставропольський Кирил взяв участь у Великому козацтва Митрополита Ставропольського Кирила нагороджено Золотою медаллю дому Митрополит Ставропольський Кирил взяв участь у святковому присвяченому Дню захисника Голова нараду з питань збереження об " спадщини Митрополит Будапештський Ватикан поступився у одностатевих пар [Ihmepb " ю] рада з культури провела нараду та культури У продовжиться ансамблю Донського монастиря У Астани глави Казахстанського митрополичого округу з верховним Казахстан Синоду Казахстанського митрополичого округу У свято Господнього глава Казахстанського митрополичого округу звершив у Вознесенському кафедральному м. Алма-Ати Глава Казахстанського митрополичого округу звершив молебень про порятунок Алма-Ати та Казахстану з ключовими словами – синодальний з козацтвом – та –   новини У кафедральному Череповця прославлення в лику святих Синозерських Голова Синодального та заступник голови Держдуми провели перше з XIII Парламентських секретар Синодального з козацтвом взяв участь у групи з формування структури козацьких товариств на нових У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте У пройде виставка-форум Слова» У м.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5432855...

Архиепископ Нижегородский Георгий принял участие в праздничных мероприятиях, посвященных Дню города 15 сентября 2008 г. 13:01 14 сентября после Божественной литургии в соборе святого Александра Невского архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий принял участие в торжественных мероприятиях в Нижегородском кремле. Вместе с губернатором Валерием Шанцевым, мэром Вадимом Булавиновым и председателем ОЗС Виктором Луниным владыка возложил цветы к памятнику основателю Нижнего Новгорода великому князю Георгию Всеволодовичу и его духовнику епископу Симону, а также к вечному огню. Представители светской и духовной власти также посетили собор Архангела Михаила, где почтили память великого патриота Русской земли Кузьмы Минина, к гробнице которого также возложили цветы. Венчавшейся в это время в храме молодой супружеской паре владыка Георгий подарил небольшую икону с изображением Собора Нижегородских святых, церковное празднование которым по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II впервые проходило в Нижнем Новгороде в этот день. Отвечая на вопросы журналистов об установлении нового церковного праздника, архиепископ Георгий заметил, что в Церкви существует древняя традиция иметь Собор святых, которые подвизались на той или иной земле: «У нас есть соборы владимирских, костромских, ярославских, московских святых, но так сложилось, что на Нижегородской земле такого праздника до сих пор не было установлено, хотя у нас имеется огромный сонм святых 72 человека». «Святейший Патриарх благословил нам учредить этот праздник во второе воскресенье сентября. Он совпадает с днем рождения нашего города, который мы теперь по праву сможем начинать с молитвы, и тогда Божие благоволение будет всегда с нами», рассказал владыка. Праздничные мероприятия, посвященные Дню города, продолжились на площади Минина. Архиепископ Георгий поздравил собравшихся на площади с Днем города. От лица Нижегородской епархии владыка преподнес святой образ Собора Нижегородских святых мэру Нижнего Новгорода Вадиму Булавинову. Сайт Нижегородской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/459841.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010