VII. Историческая школа 1. Общие предпосылки церковных преобразований Вопрос о церковных преобразованиях в «эпоху великих реформ» был поставлен одним из первых. Положительные программы очень расходились и не были ясными. Но существовавшего порядка никто уже не защищал и не оправдывал. И в требовании коренных изменений сходились люди очень разных настроений и направлений, – достаточно сопоставить имена А. Н. Муравьева, М. П. Погодина и М. Н. Каткова... Общим было сознание «лжи церковной» и требование свободы и гласности… Очень резко высказывался на эту тему Катков в докладной записке, поданной министру народного просвещения в 1858-м году (напечатана она была только много позже). «Нельзя без грусти видеть; как в русской мысли постепенно усиливается равнодушие к интересам религии. Это следствие тех преград, которыми хотят насильственно отделять высшие интересы от живой мысли и живого слова образованного русского общества... Где возможно повторять только казенные и стереотипные фразы, там теряется доверие к религиозному чувству, там всякий поневоле совестится выражать его, и русский писатель никогда не посмеет говорить публике тоном такого религиозного убеждения, каким могут говорить писатели других стран... Эта насильственная недоступность, в которую поставлены у нас все интересы религии и Церкви, есть главная причина того бесплодия, которым поражена русская мысль и все наше образование..». Такой суровый отзыв были тогда готовы повторить очень многие, – славянофилы прежде других. И именно тема свободы, внешней и внутренней, становится основной во всей славянофильской публицистике 60-х годов. Еще в 1855-м году Конст. Аксаков писал в своей известной записке «о внутреннем состоянии России» о свободе. «Деятельность мысли, духовная свобода есть призвание человека... Если найдутся злонамеренные люди, которые захотят распространять вредные мысли, то найдутся люди благонамеренные, которые обличат их, уничтожат вред и тем доставят новое торжество и новую силу правде. Истина, действующая свободно, всегда довольно сильна, чтобы защитить себя и разбить в прах всякую ложь. А если истина не в силах сама защитить себя, то ее ничто защитить не может. Но не верить в победоносную силу истины – значило бы не верить в истину... Это безбожие своего рода: ибо Бог есть истина..».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Письмо карачаево-балкарких националистов-аксакалов инспирировано Фанаром? Ряд организаций Карачаево-Черкессии призвали Патриарха Кирилла сослать архиепископа Феофилакта в Магадан 05.06.2021 3907 Время на чтение 6 минут Ряд организаций Карачаево-Черкесской Республики просят Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «отозвать архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта, действия которого влекут разрушение храмов, являющихся древними памятниками культурного наследия федерального и мирового значения». «Мы, старейшины карачаево-балкарского народа и общественные организации Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, обращаемся в связи с обеспокоенностью из-за сложившейся напряжённой ситуации, создаваемой вокруг храма на горе Чууана (Шоанинского храма, окрестности г. Карачаевска) неблаговидными и опасными действиями архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта», – говорится в заявлении , опубликованном на сайте «Конгресса карачаевского народа». По их мнению, «архиепископ Феофилакт с умыслом систематически и целенаправленно нарушает представления Прокуратуры КЧР о безотлагательном устранении нарушения закона и категорическом запрете отправления религиозных обрядов, проводя православные богослужения в недействующих древних аланских храмах древнехристианского периода, для этих целей привлекая военнослужащих, юнармейцев, казаков, представителей части осетинской общины, чем идеологически облекает эти богослужения в межнациональные и межконфессиональные противопоставления. В итоге, всё это создает нездоровую психологическую обстановку в КЧР уже на протяжении многих лет». Владыка обвиняется аксакалами ни много ни мало как в превращении древнехристианского храма… в языческое капище: «В попытках придания облика современной практики верования, прихожанами была нарушена аутентичность древнего Чууанинского храма: дилетантскими (кустарными) методами поналепили постройки, которые буквально уродуют сам комплекс, внутри храма копоть от свечей и мусор, которые оставляют посетители. Ещё более непонятно то, что к храму монотеистической (единобожие) религии местными общинами добавлены языческие культы в виде " Уастырджи " (всадник на треногом коне), которому также поклоняются на территории данного древнехристианского храма, аргументируя это тем, что " Уастырджи " и св. Георгий Победоносец тождественны в православии. Создаётся стойкое впечатление, что людям с искаженным пониманием религии намерено позволено превращать древнехристианский храм в языческое капище. Всё это является почвой для инсинуаций и провокаций, способствующих, разжиганию межнациональной розни в одном из самых многонациональных и многоконфессиональных регионов страны, не только Карачаево-Черкесской Республики, но и на всей территории СКФО, так как потомками средневековых алан считаются, не только карачаево-балкарский народ, но и десятки других народов Кавказа».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/05/pi...

Закрыть Кто победит в России: шоу-бизнес или «Бессмертный полк»? Победа Зеленского на Украине — это триумф нового политического оружия в его новом, блестяще проявившем себя качестве 02.05.2019 1505 Время на чтение 4 минуты «Победа на президентских выборах Зеленского, этого яркого и смышлёного представителя шоу-бизнеса, заставляет иначе взглянуть на само явление шоу-бизнеса, перестать рассматривать его как средство развлечения, как дорогостоящую индустрию досуга. Взглянуть на него как на мощный инструмент сокрушения существующих авторитарных структур, перед которыми оказываются бессильными " оранжевые революции " . На смену " оранжевым революциям " с их сакральными жертвами приходит шоу-бизнес с его кумирами, которые используют накопившееся в обществе социальное раздражение, неприязненное отношение к набившим оскомину авторитарным лидерам, унылым политикам, полагающимся на выборные технологии, фальсификацию и контроль над избирательным процессом. Все это ломается шоу-бизнесом — этой ослепительной, песенной, музыкальной, танцевальной игрой, смеховой культурой, изощрённым или грубым эротизмом, которые овладевают сознанием обывателя, а также протестующего, раздражённого интеллигента, ведёт их к урнам в том направлении, куда указывают продюсеры шоу-бизнеса», - пишет в опубликованной на сайте газеты « Завтра » статье «Андрей Малахов или Георгий Жуков?» известный писатель, главный редактор газеты «Завтра» Александр Проханов. По его словам, «Голливуд, Бродвей, Лас-Вегас — вот три могучих центра шоу-бизнеса, откуда в мир изливаются артистические технологии, стили, вечно меняющийся дизайн». «Не ЦРУ, не транснациональные корпорации, не тайные агенты влияния, а продюсеры и кумиры шоу-бизнеса триумфально проходят все предвыборные препоны, занимают места в президентских креслах, в кабинетах мэров. Победа на Украине Зеленского — это триумф шоу-бизнеса в его новом, блестяще проявившем себя качестве. Шоу-бизнес — политическое оружие», - продолжил писатель. «В те дни, когда на Украине Зеленский победоносно шёл к власти, затыкая за пояс беспомощного, разъяренного Порошенко, в эти дни в России проходили две мощнейшие кампании, которые словно аранжировали эту украинскую победу. Целую неделю Россия по всем каналам праздновала семидесятилетие Аллы Пугачёвой. Два её бессменных ассистента — Галкин и Киркоров — водили Пугачёву с экрана на экран, с одного телешоу на другое, где рассказывалось о любовниках примадонны, о её нежных чувствах ко множеству именитых людей, о её верхней и нижней одежде, о её прическах, стилистах, о суррогатном материнстве, о её яйцеклетках, о способностях сперматозоида проникать в самые древние склепы когда-то плодоносивших руин. И российский народ неотрывно смотрел передачи, глотал, захлёбывался от этого разноцветного, приторно-сладкого, ядовито пьянящего напитка», - подчеркнул Проханов.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/05/02/kt...

Закрыть Урок на будущее Разве допустимо, чтобы купюра, символизирующая Москву, увенчивалась полунагим языческим божком? 18.04.2024 21 Фото: Из личного архива автора Банковский билет номиналом 1000 рублей 1997 года красив, что не скажешь о сторублёвой купюре. На её обратной стороне надпись «Москва», а на лицевой стороне виден через лупу полунагой божок Аполлон: туловище его прикрыто одеждой, а бёдра и детородная часть выставлены напоказ. Учитывая этот горький опыт, хорошо бы нам проявлять больше внимания к начавшемуся обновлению банковских билетов. Сторублёвка была бы красавицей, если б в 1997 году на лицевой стороне её поместили Московский Кремль, а на обратной – храм Христа Спасителя: ведь он поставлен в память об избавлении России от коллективного Запада в 1812 году. На новых купюрах на лицевой стороне появился государственный герб вместо безвластной двуглавой птицы. Это хорошо. Будет ещё лучше, если обратную сторону всех денежных знаков украсит Георгий Победоносец. Ведь нам очень нужна его помощь небесная в брани с врагом тайным и явным. Разве допустимо, чтобы купюра, символизирующая Москву, увенчивалась полунагим языческим божком? Неужели это лучшее сокровище нашей столицы и её знамя? Этот божок, восседая на плечах сторублевого билета, по-хозяйски уже четверть века входит во все дома, учреждения, предприятия, синагоги, мечети, храмы. Видимо, омрачённые тёмным духом либерализма, мы забыли о Крещении Руси, об отречении от сатаны, всех его дел и ложных богов. В ответ на справедливое возмущение депутата Государственной Думы по поводу бесстыдной наготы Аполлона глава Центробанка сумела оправдаться перед судом: мол, нагота не заметна для большинства граждан. Зато весьма заметна колесница с возвышающимся языческим богом. И надо знать духовную аксиому: неприметное для глаз бывает заметно для души, оставляя в ней светлый или тёмный отпечаток. К сожалению, ни суду, ни банкиру Набиуллиной не достало трезвого державного сознания, которое ответственно взвешивает решения, касающиеся всей России. Ведь совершенно очевидно (и даже ослу понятно), что такого рода купюра оскорбляет достоинство государства Российского и его столицы. Зато весьма радует иноагентов и их тёмного князя.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/18/ur...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Это, одно из самых неоднозначных произведений художника, было представлено миру в 1902 году. Основой сюжета, являются слова Христа: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы». ( Мф.11:28 ). Эта же фраза считается неофициальным вторым названием картины. Описание Нестеров изображает Святую Русь очень поэтично: где человек и природа объединены молитвенным созерцанием. Художник создает свой тип пейзажа, «нестеровский». Его пейзажи и природа на них — природа средней полосы России, неброская, с приглушенными красками. На картине мы видим застывшие в безмолвии березы, остроконечные, словно настороженно чего-то ожидающие ели, вдали за заснеженными холмами виднеется скованная льдом река… Здесь нет ничего яркого и вызывающего, типичный для художника пейзаж с приглушенными красками.  Происходящее действие похоже на видение: реальное и мистическое начало сливаются. Перед зрителем восстают давно ушедшие образы глубокой старины. К Христу пришли богомольцы. Каждая фигура символична: мы видим простых крестьян, детей и женщин, странников, лиц монашеского звания, представителей интеллигенции. Центральная фигура композиции — Иисус Христос. Позади Спасителя стоят святые, особо почитаемые в России — Николай Чудотворец, Сергий Радонежский и Георгий Победоносец. Они изображены на фоне монашеского скита, расположенного в глухой лесистой долине. Композиция картины распадается на две части. Правую, большую часть, занимают изображения пришедших к Христу богомольцев. Старик, упавший перед Господом на колени, олицетворяющий весь боголюбивый русский народ; удивленные и вдохновленные лица детей, увидевших чудо; девочка, глазам своим не веря, приложила от удивления руки в груди. Крестьян сопровождают монахи в типичных монашеских одеждах. Каждого из этих персонажей отличают глубокая индивидуальность, своеобразие психологического состояния. Одно время Нестеров полагал ввести в картину Максима Горького. Он сделал с него портретный этюд и даже наметил его лицо на полотне (по центру на заднем плане). Но после опубликования поэмы Горького «Человек» (1904), проникнутои ницшеанским духом, Нестеров заменил его изображением сестры милосердия Кобчевскои.

http://azbyka.ru/art/svyataya-rus/

Скачать epub pdf Россия и свобода 1 Сейчас нет мучительнее вопроса, чем вопрос о свободе в России. Не в том, конечно, смысле, существует ли она в СССР, -об этом могут задумываться только иностранцы, и то слишком невежественные. Но в том, возможно ли ее возрождение там после победоносной войны, мы думаем все сейчас – и искренние демократы, и полуфашистские попутчики. Только прямые черносотенцы, воспитанные в разных «Союзах русского народа», чувствуют себя счастливыми в Москве Ивана Грозного. Большинство среди апологетов московской диктатуры – вчерашние социалисты и либералы – убаюкивают свою совесть уверенностью в неизбежном и скором освобождении России. Чаемая эволюция советской власти позволяет им принимать с легким сердцем, а то и с ликованием, порабощение все новых народов Европы. Можно потерпеть несколько лет угнетения, чтобы впоследствии жить полноправными участниками самого свободного и счастливого общества в мире. С другой стороны, прошлое России как будто не дает оснований для оптимизма. В течение многих веков Россия была самой деспотической монархией в Европе. Ее конституционный – и какой хилый! – режим длился всего одиннадцать лет; ее демократия – и то, скорее в смысле провозглашения принципов, чем их осуществления – каких-нибудь восемь месяцев. Едва освободившись от царя, народ, пусть недобровольно и не без борьбы, подчинился новой тирании, по сравнению с которой царская Россия кажется раем свободы. При таких условиях можно понять иностранцев или русских евразийцев, которые приходят к выводу, что Россия органически порождает деспотизм – или фашистскую «демотию» – из своего национального духа или своей геополитической судьбы; более того, в деспотизме всего легче осуществляет свое историческое призвание. Обязаны ли мы выбирать между этими крайними утверждениями: твердой верой или твердым неверием в русскую свободу? Мы принадлежим к тем людям, которые страстно жаждут свободного и мирного завершения русской революции. Но уже давно горький опыт жизни приучил нас не смешивать своих желаний с действительностью. Не разделяя доктрины исторического детерминизма, мы допускаем возможность выбора между разными вариантами исторического пути народов. Но с другой стороны, власть прошлого, тяжелый или благодетельный груз традиций, эту свободу выбора чрезвычайно ограничивает. Ныне, когда после революционного полета в неизвестность Россия возвращается на свои исторические колеи, ее прошлое, более чем это казалось вчера, чревато будущим. Не мечтая пророчествовать, можно пытаться разбирать неясные черты грядущего в тусклом зеркале истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Содержание 1. Рациональная организация хозяйства 2. Социальное обеспечение 3. Социальная демократия     Социальная проблема в XIX веке поставлена социализмом. Было время, когда социализм представлял понятие определенное. Предмет ужаса и отвращения для одних, религиозной преданности и веры для других, он сохранял устойчивое содержание. Его движущим мотивом было отрицание капиталистической эксплуатации во имя социального равенства. Его экономической формулой – для огромного большинства его течений – была национализация или обобществление: иначе, отмена частной собственности на средства производства. Но уже в конце XIX века это определение едва ли приложимо к реформистским течениям социализма. Можно сказать лишь, что оно сохранило и для них регулятивный, идеальный смысл. Для нашего времени это определение никуда не годится. В сущности, лишь коммунизм остается верным ему. Вот почему так трудно каждому ответить по совести на вопрос: социалист ли я? Оказывается возможным для иных социальных мыслителей говорить о совершившейся гибели социализма (в смысле указанного определения). Но эта гибель доктринального социализма есть творческая гибель. Если социализм умирает, то сама жизнь социализируется. Доктрина изменяется именно потому, что торжествует практика. Это торжество, впрочем, – нерадостное торжество. В кровавом борении, в мучительных судорогах человечество рождается к новой жизни. Муки родов так похожи на агонию смерти. И смерть, действительно, стоит у дверей, чтобы войти, если творческие силы жизни ослабеют в борьбе с началами разложения. Наше поколение не знает, и до конца не узнает, живем ли мы в начале социалистической эры или в конце цивилизации – второй европейской, первой мировой цивилизации. Социализм в XIX веке пережил три стадии: утопическую, революционную, реформистскую. Из них, как это ни странно, наиболее тяжкое поражение претерпел недавно победоносный реформизм. Революционный социализм, разбитый теоретически, торжествует в России. – Большевизм это реакция марксизма 40-х годов.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

составитель О.А. Платонов Д Давыд земляничник см.: тихвинская ягодница. Дажьбог В древнерусской языческой мифологии бог солнца, олицетворение света и добра; сын верховного бога и повелителя Вселенной Сварога. Дажьбог считался родоначальником и покровителем русского народа, видел в нем свое наследие и богатство. В «Слове о полку Игореве» дважды говорится о попавших в тяжелое положение русских как о внуках Дажьбога: «Погибашеть жизнь Дажь-Божа внука» и «Въстала обида въ силахъ Дажь-Божа внука». Согласно «Повести временных лет» за 980, идол Дажьбога стоял на холме в Киеве. Здесь ему совершались поклонения и приносились жертвы. По древним преданиям, Дажьбог покровительствовал свадьбам, встречал жениха на рассвете и в день бракосочетания. Весеннее празднование Дажьбога (конец апреля) открывало лето и начало сельскохозяйственных работ, осеннее празднование (конец ноября) закрывало лето и завершало летний трудовой цикл. После принятия христианства многие атрибуты и свойства, приписываемые Дажьбогу, перешли на св. Георгия Победоносца, а празднование осеннего и летнего Юрьевых дней (26 нояб./9 дек., 23 апр./6 мая) практически полностью вытеснило древний языческий культ. Как и древний Дажьбог, св. Георгий Победоносец стал покровителем, но уже не просто русского народа, а Русского государства. О.Платонов Даль Владимир Иванович (10.11.1801–22.09.1872), русский писатель, лексикограф, этнограф. Родился в Луганске в семье обрусевшего датчанина. В 1814 поступил в Морской кадетский корпус. В 1819 выпущен мичманом. В 1825 Даль, оставив морскую службу навсегда, отправился в Дерпт, где с 1826 по1829состоял студентом медицинского факультета. 29 марта 1829, еще будучи студентом, он был зачислен во 2-ю Действующую армию ординатором при военном госпитале. Еще в детстве заметил разлад в речи образованных людей и простолюдинов. Определенная мысль составить словарь явилась у него в 1819, и с этих пор он стал заносить в записную книжку все слышанные им чистонародные слова и выражения и старался находить их корни и происхождение. Большой материал дала ему Турецкая война, а затем польская кампания. В 1831 Даль поступил ординатором в военный сухопутный госпиталь, где приобрел известность окулиста-хирурга. К этому времени относится его дружба с писателем Погорельским (А. А. Перовским) и сближение со знакомым ему еще по департаменту В. А. Жуковским, а через последнего с А. С. Пушкиным, И. М. Языковым, А. А. Дельвигом, И. А. Крыловым, Н. В. Гоголем, В. Ф. Одоевским и др. литераторами. Знакомство это послужило решительным толчком к литературной деятельности, которой он, наконец, посвятил себя исключительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хитрость разума Впервые: Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение Евразийцев. София: Балкан, 1921. Кн. 1. С. 9–13. Печатается по: Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. М., 1998. С. 7–27. Не тому радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь, что имена ваши написаны на небесах. Лк.10:20 О «кризисе европейской культуры», мысли и жизни говорилось много и давно, на Западе и у нас, дома. И еще ранние славянофилы, заодно с западноевропейскими романтиками, проникли в его тайну и нарекли первородному греху «Европы» его подлинное имя, заговорив о «рационализме». Мертвяще-холодная «безжизненность» науки, знания, – эта тема трагедии Фауста, – давно уже стала избитым местом. «И, кто всех больше знает, тем горше должен плакать, убедившись, что древо знания – не древо жизни», – так еще устами Манфреда 70 было произнесено смертное осуждение «европейской» цивилизации, всецело опирающейся на культ «разума», на культ «отвлеченных начал». И через весь девятнадцатый век можно проследить огневые вспышки где-то в глубинах совершающегося трагически-болезненного процесса «саморазрушения Разума», – der Selbstzersetzung und Verzweiflung der Vernunft, как выразился Шеллинг. Романтики, Гете, Карлайль, Шопенгауэр, Ницше, Гартман, Ренан, Ибсен, Метерлинк 71 ... Сперва осторожные, потом все более и более яростные, нарастают волны «иррационализма». Всюду и во всем, вплоть до религиозного мироощущения и до эстетического восприятия жизни. Начиная от «литературных» фраз о «банкротстве» науки и до увлечения сатаническими безднами черной магии, и до возрождения оргаистического культа Диониса и Цереры 72 , от поверхностного атеистического отрицания христианской догматики до вдохновенного оправдания «многообразия религиозного опыта», от призыва вернуться к природе до футуризма, – всюду явные обнаружения глубокого неверия в рассудочное знание, в «мудрость систем». «Интуиция» победоносно вытесняет «логику», и самый идеал научного познания «истины» меркнет то в неясном свете биологического приспособления к условиям существования, то в ярком пламени мистического чувства и пантеистического восторга. Начинает ощущаться динамическая природа космоса. Оживает горделивая мечта Фейербаха – о «создании» Бога, воскресает старинная идея о «становящемся Абсолюте», о незаконченности мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

  разделы   рассылка  распечатать Владимир Жириновский: " Попросят, чтобы Георгий Победоносец сидел на верблюде – это, мол, ближе к Востоку, ближе к мусульманам. А вместо короны – чалма " Вице-спикер Госдумы от фракции ЛДПР Владимир Жириновский считает абсурдными предложениями некоторых руководителей мусульманских организаций России изъять из герба православную символику. " Это абсурд. Считаю даже неприличным ставить этот вопрос " , – заявил В.Жириновский журналистам в среду, высказав предположение, что здесь явно просматривается " вражеская пропаганда " . В.Жириновский уверен: никаких оснований вообще поднимать этот вопрос нет, поскольку герб символизирует страну, и никакого значения не имеет религиозная принадлежность тех или иных жителей страны. " У нас большинство людей атеисты, как и среди мусульман также большинство атеистов " , – заметил он. По словам лидера ЛДПР, " сколько бы ни было в стране мусульман или католиков, буддистов или кришнаитов, это не повод для того, чтобы обозначать каким бы то ни было образом их присутствие в гербе государства " . " Не нравится герб – не смотри. Я вот не смотрю, и близко мне не нужен никакой ни герб, ни символика. Будь гражданином! " – призвал В.Жириновский. По его словам, все разговоры вокруг православных примет в гербе – не что иное, как политические амбиции, использование выгодной сейчас религиозной темы в своих интересах. " Я вообще предлагал герб России сделать таким: тайга, и вырывается космический корабль, ведь мы – первая космическая держава " , – сказал В.Жириновский. " А то попросят, чтобы Георгий Победоносец сидел на верблюде – это, мол, ближе к Востоку, ближе к мусульманам. А вместо короны – чалма. Можно ведь до абсурда довести " , – добавил он. Об этом сообщает " Интерфакс-Религия " По материалам:  СМ.ТАКЖЕ сюжеты: Споры вокруг российского герба персоналии: Владимир Жириновский ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM НОВОСТИ 14.04.2024 Щипков. " Незавершённый нацизм. Часть 6 /Комплекс превосходства " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " ,

http://religare.ru/2_23641.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010