Юрасовка. Церковь Георгия Победоносца. Георгиевская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В начале 18-го столетия на месте Малой (Верхней) Ольховатки, позже Юрасовки, появилась небольшая деревянная часовня, возле которой стали селиться казаки Острогожского полка. В «Хронологическом указателе церквей в Воронежской епархии (1586-1886 гг.)» в 1703 г. числится церковь Георгия Великомученика в слободе Юрасовке Острогожского уезда и упоминается, как бывшая уже в начале 18-го столетия в «Верхней Ольховатке». Далее следует: «Не была ли в Юрасовке первоначальная походная церковь у «казаков, войсковых жителей», т.к. под 1735 г. упоминается " часовня " , а не церковь?» Вероятно, речь идет именно о часовне, первоначально построенной в этих местах. В 1739 году в Юрасовке уже было до 50 дворов. Для своих крестьян Юрий (Георгий) Иванович Блюм просил у епископа Острогожского Иокима разрешения построить церковь. Хотя такое благословение было получено, Георгий Иванович смог построить только часовню (небольшой деревянный молитвенный дом), которая была освящена в честь великомученика Георгия Победоносца. Первым настоятелем нового молитвенного дома стал священник Елисей Дементьев, который прослужил до 1742 года. Вторым священником был Ермила Саввин. Он не понравился Блюму и по его доносу за неслужение всенощной 10 февраля (высокоторжественный день рождения наследника престола, князя Петра Федоровича) Ермила Саввин под караулом был доставлен в Воронежскую консисторию для допроса, но оправдался и священствовал до 1755 года. У Юраса Блюма была родная дочь Анастасия, которая вышла замуж за полкового обозного Голубина, находившегося в чине полкового судьи. После смерти Георгия Ивановича Блюма слобода перешла в его собственность. Став новым помещиком Юрасовки, Иван Николаевич Голубин возымел всеусердное желание построить в своей слободе новую церковь. По благословению епископа Воронежского и Елецкого Феофилакта (Губанова) и, вероятно, по личному знакомству с дивногорским архимандритом, И. Н. Голубин решился за сходную цену купить в Свято-Успенском Дивногорском монастыре старую церковь во имя святителя Николая Чудотворца, обречённую на сожжение.

http://sobory.ru/article/?object=60295

I. Ныне прославляемый церковию святой великомученик Георгий победоносец жил в IV веке, в Каппадокии, был знатного рода, отличался воинскими доблестями и достиг высокого звания тысяченачальника. В его время царствовал Диоклитиан, который воздвиг страшнейшее из гонений на христиан. Так однажды, в ночь на праздник Рождества Христова, он сожег храм в Никомидии с 20000 христиан. Св. Георгий исповедывал веру Христову, и вот, один раз, когда Диоклитиан, с своими вельможами и сановниками производил безчеловечный и беззаконный суд над христианами, вошел в собрание Георгий и начал обличать царя в нечестии и жестокости. Все собрание было поражено поступком Георгия. Тогда Диоклитиан, скрыв свой гнев, начал ласково склонять его к отречению от Христа; но видя непреклонность мученика, приказал бросить его в темницу и потом жестоко мучить. «Скорее ты устанешь мучить меня, чем я терпеть мучения», говорил свят. мученик царю. Царь приказал мучить его нагого на особом колесе. Под колесо подложены были доски с гвоздями. К колесу привязали мученика и вращали его над этими досками. Гвозди, вонзаясь в тело страдальца, изрезали все его тело. Но Бог сохранил его жизнь. Ангел снял его с колеса. Увидя свят. мученика живым, император был изумлен, но не вразумился. Между тем, два претора: Анатолий и Протолеон, уверовали во Христа, за что тотчас же император приказал убить их мечом. Сама императрица, жена Диоклитиана, Александра, тоже уверовала во Христа. Свят. Георгия обули в разожженные железные сапоги с острыми внутри гвоздями, и ударами плетей и палок заставили бежать в темницу; но Господь исцелил свят. мученика. Тогда призван был волшебник Афанасий, чтобы он волшебством одолел мученика. Афанасий приготовил самое ядовитое питье, но и оно не подействовало на Георгия, так что Афанасий сам уверовал во Христа, и ему отсечена была голова. Наконец, император позвал Георгия в храм Аполлона, в надежде обратить его к идолопоклонству; но свят. мученик молитвою сокрушил идолов. Тогда приказано было отсечь ему голову. Так воин царя земного, св. Георгий, явил себя победоносным воином Царя небеснаго, отчего и получил название «Победоносца». Мощи его, согласно завещанию его самого, положены в Палестине, в Лидде, родине матери его.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf Игумен Гавриил Игумен Гавриил (в миру Георгий Гаврилов) родился 8 ноября 1848 года в деревне Белыничи Зарайского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье. Во святом крещении был наречен Георгием в честь святого великомученика Георгия Победоносца. Детство будущего игумена прошло в родительском доме. Отец Георгия – Гавриил Парфеньевич – зимой в своем доме обучал деревенских детей грамоте. Вместе с ними чтению и счету учился и Георгий. Его старшие братья занимались в Москве торговлей, и для дальнейшего обучения грамоте десятилетний мальчик был отправлен к ним. Три года он учился в школе города Серпухова, а по окончании нянчил детей брата и приучался к торговым делам. Работы в овощной лавке хватало, но эти хлопоты были Георгию по душе. Под строгим надзором старшего брата Павла прожил он в Москве около пяти лет, а затем по приглашению другого брата уехал в Петербург. В своем дневнике игумен Гавриил так повествует об этом периоде своей жизни: «Мне было 16 лет, жил я у Ивана, работавшего на винном складе, куда он устроил и меня. Несмотря на мой юный возраст, меня определили на должность старшего приказчика. Местоположение этого заведения не из лучших: оно располагалось в домах князя Вяземского. Жители Петербурга знают, что это за дома. Это сборище развратников, пьяниц и отбросов общества. Однако Господь оградил меня от многих искушений, лишив понятия о том, что вокруг меня происходит и чем я торгую: я ведь не знал даже вкус вина». Уже в пятнадцать лет Георгий стал задумывался над смыслом жизни, но со временем житейская суета отодвинула этот вопрос на второй план. Однажды ему в руки попал журнал «Странник». Юношу поразило жизнеописание одного старца-подвижника. Чудесным образом Георгий получил ответ на мучивший его ранее вопрос: достаточно ли для спасения только того, что ты крещен? Ответ гласил – недостаточно, к вере во Христа следует присовокупить добрые дела, только тогда христианин спасется. Георгий пытался поступать в Александро-Невскую Лавру и Троице-Сергиеву пустынь, но везде получил отказ. «Так я вновь оказался в винном магазине в приказчиках. Хотя внешне я служил в суете, но внутри горел духовный огонь. Тяжело мне было иметь дело с пьяными людьми, но что поделаешь: время мое еще не пришло. Я со слезами на глазах просил Господа освободить меня от служения мамоне, и со временем Промысл Божий расставил все по своим местам. Зимой мне один знакомый рассказал о Валаамском монастыре, его строгом уставе и известном своим подвижничеством игумене Дамаскине. Рассказ о Валааме запал мне в душу, и я начал с нетерпением ждать весны и первых рейсов парохода по Ладоге…».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святой великомученик Георгий издавна почитается русским православным народом. Его образ занимает значительное место не только в церковном искусстве, но и в светской культуре: его изображали такие разные художники, как В. Серов и В. Кандинский; к нему обращались анонимные авторы духовных стихов о Егории Храбром и поэты серебряного века… И невозможно представить себе страницы русской воинской славы без имени святого Победоносца, в честь которого были названы высшие военные награды Российской империи. О посвященных святому Георгию геральдических символах и воинских регалиях мы беседуем с известным военным историком, автором ряда научных монографий и многочисленных статей, заведующим Отделом военно-исторического наследия Дома русского зарубежья имени А. Солженицына Андреем Сергеевичем Кручининым.      — Андрей Сергеевич, образов святого великомученика Георгия Победоносца немало среди древнейших из сохранившихся на сей день русских икон. Это, видимо, позволяет говорить об особом почитании святого воина нашими предками? — Действительно, не нужно быть специалистом, чтобы сразу припомнить, насколько многочисленны изображения святого Георгия, оставленные нам древнерусской иконописью. Это и «портретные» иконы, и образа с многочисленными клеймами, иллюстрирующими житие и чудеса великомученика, изображения пешие и конные, иконы из деисусного чина иконостасов … Разумеется, святой Георгий был не единственным угодником Божиим, пользовавшимся на Руси особой любовью и почитанием (наряду со святителем Николаем, пророком Илией, Флором и Лавром…), и даже не единственным святым воином — вспомним Димитрия Солунского, Феодора Тирона, Андрея Стратилата… Но, думается, «место» римского военачальника, ставшего истинно русским святым, всё же по-своему исключительно — настолько «общим» оказывается он для различных слоев населения Руси. Древнерусская икона святого Георгия. Чудо Георгия о змие. XVI в. Собрание Государственного Русского музея (ранее – собрание Чириковых)      Святой Георгий. Около 1486 г.

http://pravoslavie.ru/93135.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЛАДИМИРСКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в юж. части т. н. Нового города во Владимире. Основан при храме во имя вмч. Георгия Победоносца (XII в.), возведенном на дворе кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого. Монастрырь во имя вмч. Георгия. Фрагмент плана Владимира. 1715 г. (БАН. Картогр. 3092) Монастрырь во имя вмч. Георгия. Фрагмент плана Владимира. 1715 г. (БАН. Картогр. 3092) Большинство исследователей XIX в. (архим. Амвросий (Орнатский) ? В. В. Зверинский , Н. А. Артлебен ) относили постройку Георгиевской ц. к 1129-1130 гг., основываясь на ст. «А се князи русьстии» (XV в.) в Комиссионном списке НПЛ, сообщающей, что кн. Юрий Долгорукий во Владимире «постави... церковь каменну святого Георгиа за 30 лет до Богородичня ставлениа» (ПСРЛ. М., 2000. Т. 3. С. 467; М., 2000. Т. 16. Стб. 309). Иером. Иоасаф (Гапонов), К. Н. Тихонравов, а также большинство историков и археологов XX в. (Н. Н. Воронин , П. А. Раппопорт и др.) считали более достоверными известия др. летописей, в к-рых Георгиевская ц. упоминается или под 6660 (1152) г.- среди храмов, построенных на Суздальской земле кн. Юрием Долгоруким (ПСРЛ. М., 2000. Т. 4. Ч. 1. С. 153; М., 2001. Т. 7. С. 57; М., 1965. Т. 9. С. 196, 197; Спб., 1910. Т. 20. Ч. 1. С. 116; М.;Л., 1949. Т. 25. С. 56; М., 1978. Т. 34. С. 75; М., 1994. Т. 39. С. 60), или, как в Летописи Авраамки, под 6665 (1157) г.: «Поставлена бысть в Володимере церковь князем Георгием во имя святого мученика Георгия» (ПСРЛ. Т. 16. Стб. 44, 45). Сокращенные Московские летописные своды 1493 и 1495 гг. уточняет, что в 1157 г. «священа бысть церкви в Володимери святыи мученик Георгий а заложена бысть Георгием церкви камена» (ПСРЛ. М., 1962. Т. 27. С. 233, 319). Т. о., возможно, Георгиевская ц. была заложена в 1152 г., а освящена в 1157 г. Согласно данным археологических раскопок, проведенных Ворониным, и изображениям храма на плане Владимира 1715 г., древняя Георгиевская ц.

http://pravenc.ru/text/154979.html

Всадник, поражающий змия, стал гербом Москвы и эмблемой Русского государства 6 мая. ПРАВМИР. Церковь чтит память святого великомученика Георгия Победоносца. Святой великомученик Георгий Победоносец, родом из Каппадокии (область в Малой Азии), вырос в глубоко верующей христианской семье. Его отец принял мученическую кончину за Христа, когда Георгий был еще в детском возрасте. Мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину и воспитала его в строгом благочестии. Поступив на службу в римское войско, святой Георгий, красивый, мужественный и храбрый в сражениях, был замечен императором Диоклетианом (284-305) и принят в его стражу со званием комита — одного из старших военачальников. Император-язычник, много сделавший для возрождения римского могущества и ясно понимавший, какую опасность представляет для языческой цивилизации торжество Распятого Спасителя, в последние годы правления особенно усилил гонения на христиан. На совете сената в Никомидии Диоклетиан предоставил всем правителям полную свободу в расправе над христианами и обещал свою всемерную помощь. Святой Георгий, узнав о решении императора, раздал нищим свое наследство, отпустил на волю рабов и явился в Сенат. Мужественный воин Христов открыто выступил против императорского замысла, исповедал себя христианином и призвал всех признать истинную веру во Христа: «Я раб Христа, Бога моего, и, уповая на Него, предстал среди вас по своей воле, чтобы свидетельствовать об Истине». «Что есть Истина?» — повторил вопрос Пилата один из сановников. «Истина есть Сам Христос, гонимый вами», — отвечал святой. Ошеломленный дерзновенной речью доблестного воина, император, который любил и возвышал Георгия, попытался уговорить его не губить своей молодости, славы и чести, но принести по обычаю римлян, жертву богам. На это последовал решительный ответ исповедника: «Ничто в этой непостоянной жизни не ослабит моего желания служить Богу». Тогда по приказу разгневанного императора оруженосцы стали копьями выталкивать святого Георгия из зала собрания, чтобы увести в темницу. Но сама смертоносная сталь становилась мягкой и гнулась, как только копья касались тела святого, и не причиняла ему боли. В темнице мученику забили ноги в колодки и придавили грудь тяжелым камнем.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Жизнь Архиепископа Георгия Кониского Георгий Кониский, Архиепископ Белорусский и Член Святейшего Правительствующего Синода, родился 1717 года Ноября в 20-й день, в городе Нежине, от старинной дворянской фамилии 1 , и при св. крещении наречен Григорием. Отроческие лета провел он в доме родителей своих, и получив от них первоначальные познания в науках, на одиннадцатом году от рождения отправлен был ими в Киевскую Академию. Здесь в продолжении пятнадцатилетнего курса учения, юный Кониский, при отличных дарованиях, острой памяти и прилежании неутомимом, оказал превосходные успехи в науках Богословских и Философских, в Красноречии и Стихотворстве, также в Истории и Физике. Кроме Латинского и Польского языков, которые оба в то время считались в Академическом круге почти природными, он обучился основательно языкам Греческому, Еврейскому и Немецкому у известного Филолога Симеона Тодорского, образовавшегося в Иенском Университете, под руководством славного Профессора Михаэлиса 2 . Окончив учение с особенною похвалою, и снискав чрез то у Наставников своих общее к себе внимание, как по отличным познаниям, так я по качествам нравственным, Кониский, на двадцать седьмом году от рождения, решился вступить в иноческое звание, следуя в сем избрании назидательному примеру одного близкого родственника своего 3 ; и в 1744-м году Августа 11, пострижен в монахи, и наречен Георгием, по собственному выбору сего имени, в память того, что св. Победоносец Георгий почитаем был покровителем родины его 4 . В знак благодарности своей Академии за образование, Георгий, по вызову Начальства согласился посвятить дарования свои на пользу юных питомцев оной, и в следующем 1745 году определен учителем прямо в класс Поэзии. Наставляя учеников своих в правилах Стихотворства, и сам между тем, в часы досуга, упражнялся в сочинении стихов, как на Русско-Славянском языке, так на Латинском и Польском, и по тогдашнему Академическому обыкновению, для Майских прогулок (рекреаций) написал несколько Драм духовного содержания 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Закрыть itemscope itemtype="" > Кому выгоден раскол современной России: чему учит история? 08.05.2017 1523 Время на чтение 6 минут В день, торжественный для нашей страны, как и для всего православного мира - день воспоминания о святом Георгие Победоносце на ум пришла ещё одна история из нашего недавнего прошлого о связях делателей октябрьского переворота 1917 года с международной банковской системой и теми структурами, которые сегодня называют транснациональными корпорациями, деликатно обходя стороной сакральный смысл творимого ими беззакония, в том числе уже и совсем рядом с нами, в Украине . Трехлетие бойни в Одессе 2 мая снова напомнило нам и об этой стороне «медали». «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Уже историки не уверены, что это наш великий ученый Михаил Васильевич Ломоносов сказал, но точно, что соседнюю Украину ведут в мрак с ее десоветизацией, где та Гражданская война покажется боем с солдатиками в песочнице. Точно так же как и в России, так и во всем славянском мире секты помогают забыть историю. К чему это приводит, история рассказывала нам не раз. Нелишне вспомнить снова, на этот раз с конкретными фигурами и организациями, кто может и стоял за этим. Будьте уверены, стоит и сейчас... В развитие темы кто конструирует и запускает сектантские кооперативы на нашу землю, вносит раздор в политический уклад через всяческих «навальных» и «мальцевых»... и кому и зачем это надо. Вспомнилось второе сильнейшее расследование от телеканала «Россия» образца 2007 года в продолжение опубликованного ранее фильма «Лев Троцкий. Тайна Мировой революции» - фильм-проект той же серии расследований режиссера Елены Николаевны Чавчавадзе «Кто заплатил Ленину ? Тайна века». Почему день святого Георгия Победоносца 6 мая навеял снова мысли в этом направлении? Здесь имеет смысл вспомнить его жизнеописание. Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился Георгий в городе Бейруте (в древности - Белит), у подножия Ливанских гор. Поступив на военную службу, Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, святой Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю как один из самых жестоких гонителей христиан.

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

поиск:   разделы   рассылка Александр Петров Георгий Победоносец покровительствует российским спортсменам Православные молятся за победу нашей олимпийской команды, говорит епископ Егорьевский Марк Источник:  НГ-Религии В Греции, которая, по Конституции, является православным государством, 13 августа стартовали очередные летние Олимпийские игры. Русская Православная Церковь проявила активное участие в поддержке российской сборной. Наш корреспондент встретился с заместителем председателя Отдела внешних церковных связей епископом Егорьевским Марком (Головковым). Он рассказал о том, как Церковь провожала российских олимпийцев в Афины. – Ваше Высокопреосвященство, расскажите об отношении РПЦ к Олимпийским играм, как известно, имеющим языческое происхождение. Есть ли у этого светского мероприятия христианский аспект? – Святейший Патриарх Алексий направил специальное послание президенту Олимпийского комитета России Леониду Тягачеву, призвал благословение на труды Олимпийского комитета, пожелал ему сил, мужества, терпения, новых побед и преуспеяния в дальнейших трудах во благо России. Он также благословил совершить торжественный молебен, посвященный отъезду российских спортсменов в Афины. Молебен состоялся 5 августа на Поклонной горе в храме святого великомученика Георгия Победоносца. Если говорить об Олимпийских играх, которые проводились еще во времена античной Греции, то действительно эта древняя традиция имеет языческое происхождение. Вспомним, что сама гора Олимп, по греческой мифологии, – это место, где живут бессмертные боги. Отмечу, что Русская Православная Церковь не придает этим Играм какого-то особого значения или смысла, который видят в них светские люди. Если же говорить о языческой символике, то я думаю, что большая часть людей, принимающих участие в Олимпиаде, давно уже забыла о ее происхождении. Как правило, когда говорят об Олимпийском движении, все-таки имеют в виду идеи мира, добра, любви. Всегда во время проведения Олимпийских игр люди прекращали воевать, забывали обиды и споры. То, что соперничество идет не на поле брани, а на спортивной арене, мы можем только приветствовать. В данном случае имеет место избирательный подход в отношении Русской Православной Церкви к Олимпийским играм. И здесь нет противоречия идеям христианства.

http://religare.ru/2_10142.html

6 мая 2011 года, в день памяти великомученика Георгия Победоносца, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Георгиевском храме-памятнике на Поклонной горе. По окончании Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Сердечно благодарю Вас, отец Серафим! Дорогие отцы, братия и сестры! Уважаемый Алексей Олегович! Радуюсь, что Господь привел меня в великий день празднования памяти святого великомученика и Победоносца Георгия сюда, на Поклонную гору, на святое место нашей столицы и всего Отечества. Неслучайно здесь воздвигнут храм в честь Георгия Победоносца, потому что именно в день его памяти закончилась Великая Отечественная война. Именно в день его памяти прозвучал последний выстрел, и более не было военных действий. Поэтому хронологически, исторически это и есть день Победы, и это неслучайно, потому что, несомненно, Георгий Победоносец был покровителем и воинства нашего, и народа нашего, вступившего в неравную, смертельную схватку с самым опасным врагом. Как Георгий победил змия, которого никто не мог победить, так и народ наш победил врага, которого никто не мог победить. Как, несомненно, Георгий был слабее змия, так и наша армия была слабее армии врага. Но победа, если Бог приклоняет милость Свою, не на той стороне, где сила, а на той, где правда, как замечательно сказал об этом святой благоверный великий князь Александр Невский: «Не в силе Бог, а в правде». Эти слова мы должны очень хорошо помнить и никогда не опираться на силу для злых дел. Какими бы мощными ни казались усилия людей, творящих злое, эти усилия всегда будут посрамлены, а человек, совершающий злое, будет наказан, потому что Бог присутствует в мире сем не только Своею любовью, поддерживая все творение, но и Своею справедливостью, творя Свой суд над людьми не только в день второго Его и славного пришествия, но и в каждый день человеческой истории. Вся человеческая история — это свидетельство о справедливом Божием суде. Именно такая точка зрения на историю и подобает верующему человеку, который должен быть способен видеть руку Божию в человеческой истории. Вот такой рукой Божией и был посрамлен страшный, во много крат превосходящий нас по силе противник, и подобно змию, поверженному копием святого Георгия, этот враг был распластан. Символом этого поражения был исторический парад Победы на Красной площади, когда знамена, под которыми топтали русскую землю иноземные захватчики, были повержены.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-den-pa...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010