В.И. Аскоченский Георгий, затворник Задонского Богородицкого монастыря, принадлежал к дворянскому роду Мишуриных, которые проживали в Вологде. Еще во чреве своей матери провозвещен был Георгий как состоящий под особенным покровительством Подвигоположника Христа. Благочестивая мать Георгия в первые месяцы своей беременности удостоилась небесного благословения. В самую глухую полночь спальня ее озарилась необычайным светом. Отворилась дверь, вошел священник, бывший ее духовник, уже три года почивавший во гробе: в руках у него была икона с тремя сияющими венцами. Тихо приблизившись к одру духовной своей дочери, он благословил ее и сказал: «Бог дает тебе сына Георгия. Се тебе и образ святого великомученика и Победоносца Георгия». В священном трепете и радости она приложилась к иконе и приняла ее на свои руки. Но это отрадное извещение скоро омрачено было ужасной скорбию: в один вечер, когда будущая мать ожидала своего мужа, послышался сильный удар в стену дома, у которой она сидела, и вслед за тем голос: «Возьмите убитого». Выбежали на улицу и увидели окровавленного и еле живого отца Георгия; злодеи, приняв его по ошибке за другого, избили невинного; с трудом исполнив долг христианский, он скончался, не порадованный рождением обетованного сына. Вся нежность матери с этой минуты обратилась на сироту, еще носимого под сердцем, еще не рожденного на свет, но уже требовавшего исключительных ее попечений. В 1789 году родился наконец младенец и при крещении наречен был Георгием. Нежная мать, оставив город, построила себе небольшой домик близ кладбища, где схоронен был муж ее. Тут-то начала преподавать она своему младенцу живые уроки о тленности всего мирского; тут-то укореняла она в него ту премудрость, которая под именем страха Божия соделалась потом водительницею Георгия на всю его жизнь. Сама возлюбив благолепие дома Божия, она приучила к тому же и сына своего; ребенок сызмала навык слушанию слова Божия и в детском лепете передавал матери своей все, что видел и слышал в храме Господнем. Это радовало сердце родительницы едва ли не более, чем быстрые успехи малютки в ученьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

В сборнике о чудесах Пресв. Богородицы архим. Иоанникий (Галятовский) описывает последовательно 2 чуда от Н. и., и оба касаются необыкновенного поведения иконы во время процессий: икона «кланяется низко до земли», опускаясь и поднимаясь, так что священники или архиереи не в силах удержать ее в руках (Чудо 42); икона, вырвавшись из рук, сама по воздуху перенеслась и встала над амвоном, а затем, пройдя через царские врата, обошла престол и остановилась за ним - на своем привычном месте (Чудо 43). Очевидно, основанием для включения рассказа об иконе в сочинение архим. Иоанникия (Галятовского) стало современное ему 2-е чудо, пришедшееся, как сообщает автор, на время правления молдав. господаря Георге Штефана (1653-1658). Впрочем, сам архим. Иоанникий (Галятовский) икону не видел (доказательство тому - допущенные иконографические неточности при описании оборотной стороны). Есть вероятность, что источником его информации был занимавший влиятельное положение при дворе Георге Штефана буд. рус. дипломат Н. Г. Спафарий (Милеску-Спэтарул; 1636 - между 1708 и 1714) - он бывал в Нямецком мон-ре, где изучал его архивы. Имя Спафария, как и дату чуда, происшедшего в период правления Георге Штефана - 17 февр. 1655 г., удостоверяет в своем сообщении митрополит Молдавский Георгий IV. Согласно ему, появление Н. и. в Молдавском княжестве пришлось на время правления господаря Александру I Доброго (1400-1432) и связано с визант. имп. Иоанном VIII Палеологом. После смерти отца, имп. Мануила II (21 июля 1425), Иоанн возвращался в К-поль из поездки по Зап. Европе, чтобы стать полноправным правителем Византии, и держал путь через Молдавское княжество. Там его встретил господарь Александру I Добрый и сопроводил до Килийской крепости на Дунае. В качестве благодарности стране, в которой буд. император увидел «людей мудрых и благочестивых», он по вступлении на престол оказал ее правителю Александру I Доброму, Церкви (в лице митр. Молдавского Иосифа) и народу особые милости. Так, среди даров императора упоминается в т. ч. икона Божией Матери, на обороте к-рой изображен вмч. Георгий Победоносец. Митр. Георгий IV свидетельствует о том, что сам видел в Нямецком мон-ре хранившиеся там императорские хартии о дарованиях. Т. о., согласно сообщению митрополита, икона могла прибыть в Молдавское княжество в период между 1425 и 1432 гг.

http://pravenc.ru/text/2578017.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Космос Святого Георгия Память 6 мая 05.05.2023 1431 Время на чтение 7 минут Великомученик Георгий Победоносец, память которого ежегодно празднуется 23 апреля/6 мая, по праву может быть назван наиболее титулованным и наиболее загадочным из христианских святых. Избранный небесным покровителем множества европейских государств - России, Англии, Болгарии - отпечатленный на гербах и военных регалиях, давший имя целой стране Грузии, он в своем образе всадника-змееборца далеко перешагнул границы церковной известности, широко почитается на мусульманском Востоке, оставаясь при этом окутан покровом таинственности и самыми причудливыми легендами. Собственно житие св. Георгия является кратким и во многом перекликается с теми повествованиями, которыми изобилуют раннехристианские мартирологи. Местом рождения святого чаще всего называют нынешний город Бейрут (в древности - Белит), у подножия Ливанских гор. С небольшими расхождениями все житийные повествования передают обстоятельства его подвига: Никомидия, 303 год, объявление римским императором Диоклетианом гонений на христиан и решительное исповедание Георгием в совете высших военных чинов своей принадлежности к преследуемой религии. Император пытается уговорить молодого военного трибуна отказаться от своей веры, но безуспешно. Тогда Георгия помещают в темницу и подвергают многочисленным жесточайшим пыткам: бросают в ров с негашеной известью, бичуют воловьими жилами, надевают раскаленные, утыканные шипами железные сапоги, травят смертельным ядом, колесуют, но он остается жив. В промежутках между пытками Георгий совершает чудеса (исцеляет больных, воскрешает умершего и т.п.), под влиянием которых императрица, некоторые из приближенных императора и даже один из его палачей также принимают веру Христову. На восьмой день пыток Георгий объявляет, что согласен принести жертву языческим богам, но когда его торжественно приводят в храм, " он словом Божиим низвергает их в прах " , после чего по приказу императора ему отсекают голову. Земных лет жизни Георгия было тридцать.

http://ruskline.ru/analitika/2005/05/06/...

Сохранить память Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 3-10 мая. – Святой Георгий-Победоносец. – Образование и бренд. – Познакомится с Россией. – «Минимальная журналистская культурка». – Одесский детектив. – горькая свобода.  – Новый толерантный душок. – Американские глаза, уши и совесть. – Искажение памяти. – 9 мая. Молитвы о погибших. – Цена победы. На прошлой неделе, 6 мая Русская Православная Церковь отмечала праздник Великомученика и Победоносца Георгия . «Этот человек жил в конце II - начале III века в малоазиатской провинции Каппадокия Римской империи. Он родился и вырос в знатной семье, благодаря воинским умениям стал правителем Каппадокии. Приняв христианскую веру, доблестный воин навлек на себе ненависть и гнев императора Диоклетиана, по приказу которого был брошен в тюрьму. В застенке Георгия подвергли жестоким мучениям - били дубинками и кнутами, привязывали к колесу с острыми ножами, обували ему на ноги раскаленные железные сапоги и т.д. Выдержав все пытки, Св. Георгий не отрекся от своей веры. С тех пор он считается самым совершенным примером доблести и отваги», - пишет об одном из почитаемых православных святых сайт «Регионы России». Сайт «Седмица.Ru» сообщает, что в этот день Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил Божественную литургию и молебен в храме-памятнике на Поклонной горе.  Слово предстоятеля Русской Православной Церкви после молебна в день св. Георгия Победоносца публикует «Русская линия» . В частности, предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что «Святой Георгий - это не только Небесный покровитель нашего Первопрестольного града. Изображения Великомученика и Победоносца Георгия мы видим и на гербе Москвы, и на гербе государства Российского». Поэтому в этот день Патриарх Алексий сердечно поздравил «весь народ Отечества нашего с этим праздником». «Вести» в своей информации  «Православные отмечают День Георгия Победоносца» упоминают о народных приметах связанных с этим днем. О проблемах духовного образования и воспитания говорит с министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко корреспондент «Учительской газеты» Виктория Молодцова.  В интервью министр еще раз отмечает, что в школе будет преподаваться не Православие, а «история религий», но, отмечает он, «в России в преподавании истории религий Православие, конечно, будет играть особую роль в соответствии с тем вкладом, который оно внесло и в создание государства, и в создание культуры».

http://pravoslavie.ru/4895.html

Рождественские рассказы для детей Рождественские рассказы для детей Сборники Рождество Христово и святая Пасха — праздники, по преимуществу, детские, и в них как будто исполняется сила слов Христовых: “Аще не будете яко дети, не имате внити в царствие Божие”. Прочие праздники не столь доступны детскому разумению, и любезны для детей более по внешней обстановке, нежели по внутреннему значению... • Рождество Христово - Константин Победоносцев • Рождественский праздник - Клавдия Лукашевич • Рождество Христово - свящ. П. Воздвиженский • Святая ночь - Сельма Лагерлеф • Дары Артабана - Георгий Петров • Рождественский ангел - Саша Черный • Золотые туфельки - Джон Кэри • Девочка со спичками - Ханс Кристиан Андерсен • Берёзовая ёлка - Е. Санин • Рождественская елочка - Иоанн Рутенин • Сказка про колокольчик - Иоанн Рутенин • Пылинка и капелька - Иоанн Рутенин • Чудо-огонёк - Иоанн Рутенин • Рождество - Иван Шмелев • Рождество Христово. Детство золотое - монахиня Варвара • Ваня - Валентина Евстафиева • Рождественский фонарь - Софья Макарова • Малинка. Чудеса преподобного Серафима - митр. Вениамин (Федченков) • Игумен и медведь - Наталья Скоробогатова • Крещение - Василий Никифоров-Волгин • Учитель доброты - Рихард фон Фолькманн • Ангельские крылья • Богач и бедняк • Старая мельница • Заржавленный рыцарь • Зарянка - Перевёл с англ. и пересказал В. Григорян • Паучки и рождественская ёлка - Перевёл с англ. и пересказал В. Григорян • Неожиданный помощник • Стихотворения • Рождественское - Саша Черный • Божий дар - Федор Достоевский • Зима. Рождество - Иоанн Рутенин • Рождество - Иоанн Рутенин • Рождественское утро - Иоанн Рутенин • Зимняя ночь в деревне - Яков Полонский Рождество Христово - Константин Победоносцев Рождество Христово и святая Пасха — праздники, по преимуществу, детские, и в них как будто исполняется сила слов Христовых: “Аще не будете яко дети, не имате внити в царствие Божие”. Прочие праздники не столь доступны детскому разумению, и любезны для детей более по внешней обстановке, нежели по внутреннему значению...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4250...

Глава Русской Православной Церкви также возглавил архиерейскую хиротонию архимандрита Григория (Петрова). 16 марта 2014 года, в неделю 2-ю Великого поста, святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском г. Москвы (после обновления храма) и Божественную литургию святителя Василия Великого в новоосвященном храме. Патриарх Всея Руси Кирилл освятил храм Рождества Пресвятой Богородицы в Москве. О том, как это было, Вы узнаете, прочитав нашу статью! Патриарх Всея Руси Кирилл на освящении храма Рождества Пресвятой Богородицы За Литургией была совершена хиротония архимандрита Григория (Петрова) во епископа Троицкого и Южноуральского (Челябинская митрополия). Его Святейшеству сослужили: митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл; митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан; епископ Выборгский и Приозерский Игнатий, председатель Синодального отдела по делам молодежи; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Рыбинский и Угличский Вениамин; епископ Магнитогорский и Верхнеуральский Иннокентий; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Филарет (Булеков), заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; протоиерей Серафим Недосекин, благочинный Георгиевского округа, настоятель храма Георгия Победоносца на Поклонной горе г. Москвы; протоиерей Георгий Бреев, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском; протоиерей Георгий Студенов, благочинный Михайловского округа, настоятель храма Архистратига Михаила в Тропареве г. Москвы; иеромонах Мисаил (Сарафанов), ответственный секретарь Управления делами Московской Патриархии; клирики Челябинской митрополии и духовенство Москвы.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-osvyat...

диакон Георгий Малков Скачать epub pdf Духовно-просветительные статьи и заметки разных лет Рождество Христово (К празднику Рождества Христова 1944/45 г., США) Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение! Лк 2,14 Эту дивную песнь пели Ангелы при рождении Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего спасти мир. Рождество Христово принесло великую радость всему миру, всем людям. ...Се бо, благовествую вам радость велию, яже будет всем людем: яко родися вам днесь Спас, Иже есть Христос Господь ( Лк 2 , ю-11), – сказал Ангел пастырям. Небожители- Ангелы первыми радовались о Рождестве Христовом, воздавая славу и хвалу Богу о Его рождении этою ангельской песнью: «Слава в вышних Богу!», радовались тому, что пришел наконец Спаситель мира, Спаситель человечества, что воссиял наконец Свет миру, сидящему во тме и сени смертней, что пришло Искупление падшему человечеству и что явился Тот, Кто примирит его с Богом. За это дивное домостроительство Божие во спасение человека и воздавали хвалу Сыну Божию Ангелы, предвкушая на земле мир, который принес нам Родившийся в яслях. Может быть, в наше время некоторые маловерующие, слабые души будут недоумевать и смущаться этой ангельской песнью, которая, как им представляется, звучит ныне таким диссонансом в соотношении с существующим положением в современном мире. Они могут сказать: какой же это на земле мир, когда идет такая жестокая, кровопролитная война, когда в нем такие разрушения, стоны, миллионы гибнущих сынов и дщерей, когда даже и в самой Церкви нет вожделенного мира... Но думать так можно только при самом поверхностном взгляде на все эти скорби. На самом же деле мир, принесенный Христом человеку, и радость, которую благовествовали Ангелы вифлеемским пастырям, могут сохраняться во всяком положении и во всякое время – даже и в обстоятельствах переживаемой нами ныне жестокой, ужасной войны. И это потому, что мир, принесенный Христом человеку, совершенно иной, чем тот, который мы обычно разумеем. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не якоже мир дает, Аз даю вам ( Ин 14, 27 ), – сказал Господь апостолам перед Своими страданиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

диакон Георгий Малков Скачать epub pdf Духовный дневник (1934/35–1968) Из келейных записок владыки Феодора, епископа Аргентинского, старца Псково-Печерского Об издании «Духовного дневника» (келейных записок 1934/35–1968 годов) епископа Феодора Среди известной нам на сегодняшний день, по- видимому, основной части письменного наследия епископа Феодора в Архиве Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря хранятся, как уже говорилось выше, наряду с проповедями, и своего рода «келейные записки» владыки, со временем названные им «Духовным дневником». Две наиболее ранние записи в «Дневнике» относятся к Рождественским праздникам 1934/35 и 1936/37 годов, становясь затем весьма частыми, а в некоторые периоды и почти ежедневными, обнимающими собой последующие годы: с апреля – мая 1937 года по лето – осень 1955 года. В дальнейшем же, по возвращении владыки Феодора в Россию, эти келейные записки лишь изредка дополнялись им в период с 1956 по 1968 год. В «Дневнике» владыка порой прямо указывал и даты, и места, где велись записи; порой же эти данные достаточно точно определяются по косвенным признакам. Записи вносились в «Дневник» сначала во Франции, затем в США (где в 1943 году игумен Феодор становится уже епископом), далее – в Аргентине и Уругвае и, наконец, в России: в Одессе, затем в молдавском Гербовецком монастыре и в Свято-Успенской Псково-Печерской обители. В Печерском монастыре (уже в 1960-х годах) «Духовный дневник» был окончательно определен по составу и в известной мере отредактирован автором, предпославшим тогда же своим запискам небольшое предисловие. О «Духовном дневнике» владыки Феодора в свое время весьма одобрительно отзывался его старший содруг и наставник митрополит Вениамин (Федченков) . Основная часть «Дневника» и публикуется ниже – как ради более углубленной характеристики личности епископа Феодора и молитвенной памяти о нем, так и ради доброго духовного просвещения современных православных христиан. Отдельные записи «Дневника», посвященные, например, личному восприятию и традиционному толкованию самим владыкой Феодором тех или иных сторон богослужения (главным образом – Литургии), могут быть к тому же особенно интересны и назидательны для новообращенных христиан – не только в силу присутствующего в этих заметках живого благоговейного чувства, но также и в силу той ясности и мудрой монашеской простоты, с которой излагается и разъясняется в них основное духовное содержание православного храмового служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

диакон Георгий Малков Скачать epub pdf Жизнеописание преосвященного Феодора (Текучёва), епископа аргентинского, Подвижника Псково-Печерского Живите полной, настоящей христианской жизнью... Епископ Феодор Епископ Феодор (в миру Димитрий Васильевич Текучёв) родился 14 мая 1908 года в слободе Маньково-Калитвенской, в Области войска Донского (ныне Ростовской). При крещении он был наречен в честь Угличского и Московского Царевича Димитрия (память 15/28 мая). Отец, Василий Иванович, – донской казак Верхне- Курмоярской станицы 2-го Донского округа, состоявший на государственной службе в чине титулярного советника. Мать – Феодосия Павловна, урожденная Болховитина. Учиться Димитрий начал в 1915 году в городе Александро-Грушевске, но из-за переезда родителей продолжил начальное образование в 4-й церковно-приходской школе Новочеркасска, а затем в 1918 году поступил на учебу в Донской Императора Александра III кадетский корпус. Однако поскольку в связи с захватом власти в России большевиками корпус был 20 декабря 1919 года эвакуирован из Новочеркасска, то дальнейшее кадетское обучение Димитрия проходило уже за границей, в эмиграции (Египет, г. Измаилия). В 1922 году корпус расформировали, и юноша завершил учёбу уже в Турции, в 1925 году, – в Британской школе для русских мальчиков в Эренкей близ Константинополя, помещавшейся в здании дачи Русского посольства в пригороде Буюк-Дэрэ. Как указал впоследствии владыка в своем биографическом «Формуляре», он «в том же году подал прошение на имя Высокопреосвященнейшего Евлогия, митрополита Западно-Европейских Православных Русских Церквей, и был зачислен на подготовительные курсы [при Сергиевском Богословском институте в Париже], но прибыл... в институт... только в 1926 году, ибо отбывал рабочий контракт во Франции в течение одного года. Богословский институт окончил по первому разряду в 1930 году» (Архив Псково-Печерского монастыря). Кандидатское сочинение будущий епископ писал по патрологии, под руководством профессора, известного богослова и историка (в последующем и уважаемого протоиерея) Г.В.Флоровского, на тему «Догматическое обоснование иконопочитания по святым отцам и учителям Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

диакон Георгий Малков Скачать epub pdf Из поучений и проповедей епископа Феодора Об издании проповедей епископа Феодора Нужно говорить просто – как есть хлеб. Епископ Феодор Впервые публикуемая в этой книге основная часть письменного учительного наследия епископа Феодора была обнаружена составителями среди документов, находившихся некогда в личном архиве известного архимандрита Псково-Печерского монастыря отца Нафанаила (Поспелова). Этот преданнейший своей родной обители старец всегда интересовался ее историей и при случае старался сохранить любые документальные свидетельства (келейные записки, автобиографические заметки, фотографии и т. п.) о ее наиболее замечательных насельниках XX века. После кончины отца Нафанаила часть имевшихся у него исторических материалов поступила в монастырский Архив, а часть осталась ждать дальнейшей разборки, находясь в одной из крепостных башен обители. Отсюда – из башни «Верхних решеток» – составителями, по благословению отца наместника архимандрита Тихона (Секретарёва), и были взяты, а затем разобраны самые различные документы биографического характера, в свое время сохраненные отцом Нафанаилом (в том числе и машинопись «Духовного дневника» епископа Феодора, и значительное число рукописных листов с его проповедями и поучениями). Новонайденные тексты владыки Феодора, весьма ярко свидетельствующие о духовной одаренности и благом внутреннем устроении этого верного ученика и помощника митрополита Вениамина (Федченкова) , и предлагаются ныне вниманию православного читателя. Печатаемые проповеди представлены здесь как в виде совершенно отдельных поучений и «слов» (приуроченных к тем или иным церковным праздникам), так и в виде тематически единых сводных их вариантов. Само собой разумеется, что содержание проповедей на одну и ту же традиционную евангельскую тему, из года в год произносившихся владыкой в храмах (тексты проповедей обычно датированы), в основе своей должно было оставаться неизменным. Поэтому тексты ряда его «слов», пусть и разновременных, но входящих в одну и ту же тематическую группу, нередко – и неизбежно – в значительной своей основной части повторялись, лишь приобретая те или иные акценты, тем или иным образом варьируясь и дополняясь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010