Че­рез год он был переведен в Карловцы, поставлен придворным архидиаконом и законоучителем гимназии, и эту должность проходил до 1894 г. в 1895 г. был рукоположен в иеромонаха, а через год был воз­веден в сан архимандрита и настоятеля монастыря беочинского, и в том же году, после смерти епископа будимского Иеремии († 9 ноября 1896 г.), был поставлен администратором этой епархии. На будимскую епархию из­бран в заседании архиерейского синода 24 ноября 1897 г. При избрании епископа между патриархом и членами си­нода вышли разногласия. Патриарх Георгий Бранкович и некоторые епископы в заседании 2 июля подали голоса за архимандрита беочинского и администратора будимской епархии Лукиана Богдановича, большинство же членов си­нода подали свои голоса за Митрофана Шевича, архиман­дрита и начальника монашеской школы в монастыре Хо­пове. Когда патриарх, вопреки голосованию большинства, предложил на утверждение правительства своего кандидата, епископы подали протест, результатом которого явилось то, что 24 ноября архиерейский синод вновь собирался для избрания епископа на будимскую кафедру. Избран был Лукиан Богданович. После кончины темишварского епи­скопа Никанора Поповича († 22 июля 1901 г.) и доизбрания нового епископа Георгия Летича (27 ноября 1908 г.) будимский епископ Лукиан Богданович состоял администра­тором темишварской епархии. 15 июля 1908 г. открыт был народно-церковный конгресс для избрания патриарха на место почившего Георгия Бранковича. Сербский народно-церковный конгресс составляют 75 депутатов (25 духовных и 50 светских), которые, как в государственных парла­ментах, делятся на партии. Две главных партии: одна „радикальная”, другая „самостальная”, есть несколько депу­татов „либеральной” партии, и наконец некоторые депутаты стоят вне партий. 19 июля вершецкий епископ Гавриил Змеянович получил большинство голосов (40), епископ пакрацкий Миров Николич получил 30 голосов. Но вы­бор этот не получил высочайшей санкции и 16 августа назначены были новые выборы, с исключением епископа Гавриила Змеяновича.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Православный сербский народ, вполне сознавая, каким сокровищем для него всегда была православная вера, давшая ему возможность пережить тягчайшие годины исторической жизни и вновь достигнуть свободы, крепко держится своей матери-церкви и мужественно отражает все попытки инославной пропаганды. Однако влияние запада сказалось отчасти и на нём. Около восьмидесятых годов, под влиянием протестантской пропаганды, в Сербии начала распространяться так называемая, назаренская секта. Символических книг назарены не имеют, учение же их состоит в том, что они не признают св. таинств, отвергают национальность и военную службу, считая последнюю делом дьявольским, не признают авторитета государственных властей, отказываются от присяги, восстают против всякого образования, считая его излишним и продуктом книжничества и фарисейства. Отрицая священное предание, они чтут, как источник вероучения, одно священное писание и только знание его признают потребным для человека. Они не посещают церквей, а для своих молитвенных собраний сходятся в частных домах, где со своим старшиной поют песни религиозного содержания. Песни эти с мадьярского языка на сербский перевёл известный сербский поэт Змай Иованович. Ввиду значительного распространения в Сербии этой секты, нишская консистория в 1889 году издала духовенству распоряжение обратить особенное внимание на протестантов, продающих в Сербии книги Священного Писания и пользующихся этим случаем для распространения назаренства 135 . Но вообще секта не имеет большого успеха и с усилением духовно-просветительной деятельности духовенства потеряет всякую почву в глубоко преданном своей церкви народе. Сербская церковь не ограничивается одной Сербией. Ветви её раскинулись и на Австрию, и отчасти остались под властью Турции, как Старая Сербия и Македония. Минуя эти две последние области, как почти не имеющие никакого церковно-исторического движения, обратимся к краткому обзору сербских церквей в пределах Австро-Венгрии. Георгий Бранкович, архиепископ карловецкий, патриарх австрийских сербов

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Первая попытка ввести католицизм в Диоклейской или Зетской Церкви совершена была во второй половине XI века. Виновником дела был диоклейский жупан Михаил Бориславович. Этот правитель, сделавшись великим жупаном всей Сербии, пожелал получить королевский венец из рук римского первосвященника и для того вступил в сношения с папою Григорием VII. В 1078 году папа действительно дал Михаилу королевский венец, а Михаил, в свою очередь, поставил свое государство в вассальное отношение к Риму. Это событие имело-таки печальные последствия для Православной Зетской Церкви. С этого времени папы стали с гораздо большею энергией заявлять свои притязания на нее, и действительно, благодаря своекорыстным расчетам диоклейских жупанов, успели еще раз добиться своего, хотя и на время. Это произошло при первовенчанном короле Сербском Степане Неманиче. Младший брат его, Волкан, правивший в Диоклее в качестве удельного князя, решился объявить себя независимым; он вступил в сношения с папою Иннокентием III, рассчитывая при его содействии получить помощь от венгерского короля Эмериха. В 1198 году Волкан отправил к Иннокентию посольство с настоятельнейшею просьбою прислать ему папских легатов и принять его, Волкана, в лоно Римской Церкви. Для папы ничего не могло быть приятнее такой просьбы. В начале же 1199 года он прислал Волкану королевский венец и своих легатов, которым приказано было созвать собор в Диоклее. Легаты, прибыв в Диоклею, торжественно присоединили Волкана к Католической Церкви и собрали собор, на котором постановлено было несколько определений, направленных к уничтожению обычаев Восточной Церкви. Изменив Православию, Волкан действительно достиг чрез это своих политических целей. В 1202 году к нему явился на помощь венгерский король Эмерих, и Волкан с помощью его не только добился самостоятельности, но и заставил Степана уступить ему всю Сербию и свой великожупанский престол. Но и на этот раз латинство не могло прочно утвердиться в зетском народе». Зета объявила себя независимой после смерти сербского царя Душана (1355), и ее удельный князь Бальша провозгласил себя самодержавным правителем. После его смерти в 1362 году Зетой правили его сыновья – Страшимир, Георгий (Юрий) и Бальша II. Владения Бальшичей начали было расширяться, но роковая для судьбы всей Сербии битва на Косовом поле (1389) чуть не положила конец и Зетскому государству. Юрий II, наследник Бальши II, при помощи венецианцев какое-то время успешно сопротивлялся туркам, но потом католические союзники предали его, надеясь завладеть его страной, а его преемника, Бальшу III, враждебного Венеции, отравили (1421), после чего захватили Зету. Потом сербы отбили часть ее, и править ею стал сначала Юрий Бранкович, смещенный народом, а после него – Степан Черноевич. Он пытался отнять у венецианцев приморскую часть Зеты, но не смог. Там же, под игом католиков, в это время творилось следующее:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—361— Церковных общин 61 и 20 отделений, православных домов 23557, душ 135504. Епархиальный фонд: 23612 гульд. 2 кр. – В будимской епархии 1 монастырь Грабовац, 2 протопресвитерства, 63 церкви и 8 капелл, 46 приходов, 24 священника, а с помощниками 34. Церковных общин 45 и 65 отделений, православных домов 3082, душ 18584. Епархиальный фонд незначительный. В вершецкой епархии 3 монастыря: Месич, Златица и Войловица, 4 протопресвитерства, 74 церкви и 18 капелл, 97 приходов, 44 священника, а с помощниками 91. Церковных общин 75 и 3 отделения, православных домов 26431, душ 133375. Епархиальный фонд: 42 тыс. гульд. – В пакрачской епархии 3 монастыря: Лепавина, Ореховица и Пакра, 6 протопресвитерств, 132 церкви и приписных (филиальных) 52, капелл 9, приходов 103, священников 69, а с помощниками 94. Церковных общин 103 и 551 отделение. Православных домов 10768, душ 124564. Епархиальный фонд: 5620 гульд. 62 кр. – В горно-карловицкой епархии 1 монастырь Гомирье, 8 протопресвитерств, 143 церкви, кроме того филиальных 42, приходов 144, священников 99, с помощниками 136. Церковных общин 145 и 646 отделений, душ 333830. Епархиального фонда нет. – В темишварской епархии 3 монастыря: Бездин, Св. Георгий и Модош, 4 протопресвитерства, 80 церквей и 5 филиальных, 103 прихода, 47 священников, а с помощниками 100. Церковных общин 80 и 4 отделения, православных домов 26822, душ 144 тыс. Епархиальный фонд: 57657 гульд. 2 кр. – Общая сумма сербско-православных народно-церковных фондов к 1 января 1900 года: 785.882.370 флоринов. – „Шематизм“, к сожалению, не даёт почти никаких сведений о материальном, культурном и моральном состоянии православных сербов карловицкой митрополии, ограничиваясь одними статистическими данными. Не показано, напр. сколько сербских православных школ, как велико имущество монастырей, каково состояние церковных общин, сколько разведённых и смешанных браков, на сколько распространено назаренство и т. д. 13 марта 1900 года исполнилось семьдесят лет со дня рождения патриарха Георгия Бранковича, а 21 апреля того же года десять лет со дня избрания его на патриаршую ка-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1404 г., воспользовавшись междоусобицей, наступившей в Османском гос-ве после поражения султана Баязида I в сражении при Анкаре (Ангоре) от армии эмира Тимура (1402), в обл. Видина вторглись войска коалиции европ. гос-в во главе с венг. кор. Сигизмундом Люксембургом. В этом войске находился и сын последнего Видинского царя Иоанна Срацимира Константин; в 1408 г. он вместе с Фружином, сыном последнего тырновского царя Иоанна Шишмана, поднял восстание в Сев.-Вост. Б. Однако в нач. 20-х гг. XV в. туркам удалось восстановить свою власть над Б. Борьба болг. народа активизировалась всякий раз, когда соседние европ. гос-ва (Венгрия, Польша, а позднее - империя Габсбургов) начинали против нее военные действия. В 1443-1444 гг. болгары участвовали в антитур. крестовых походах, возглавляемых кор. Польши и Венгрии Владиславом III, союзниками к-рого были серб. деспот Георгий Бранкович и венг. воевода Янош Хуньяди. Поражение крестоносцев под Варной и гибель кор. Владислава решили исход борьбы за Балканский п-ов. На протяжении последующих веков на местах постоянно вспыхивали стихийные бунты; нередко крестьяне отказывались от уплаты налогов, расправлялись со сборщиками податей и др. представителями османской администрации. Со 2-й пол. XVI в. особый размах приобрело гайдуцкое движение: в лесных и горных районах формировались партизанские отряды (четы), к-рые наносили захватчикам удары на дорогах, в горных проходах, на перевалах, а иногда совершали нападения и на отдельные населенные пункты; нек-рые четы возглавляли болг. духовные лица. Иногда гайдуцкие отряды достигали больших размеров и нападали на крупные города. Так, в 1595 г. 2 тыс. гайдуков временно овладели Софией. Особенную угрозу гайдуцкие четы представляли для османских чиновников и торговых караванов, а также для небольших тур. отрядов. Население окрестных сел в большинстве случаев оказывало гайдукам поддержку, снабжая их информацией и укрывая раненых. Карательные экспедиции турок против четников завершались не только многочисленными казнями гайдуков, но также репрессиями и насильственным обращением в ислам местных жителей. Сильнее всего гайдуцкое движение развернулось в горных районах и в Сев.-Зап. Б., откуда четники могли в случае необходимости уходить за Дунай. Болгары видели в гайдуках борцов за свободу, мстителей османским завоевателям; их подвиги воспевались в народных песнях и легендах, персонажами к-рых становились реальные исторические личности - воеводы XVI-XVIII вв. Павел Бакич, Чавдар, Страхил.

http://pravenc.ru/text/149669.html

В 1457 г. Турки овладели Сербией, и деспот Георгий Бранкович умер скитальцем в Белграде. Младший сын Лазарь, прогнав старшего и отравив мать, присвоил себе права деспота, но спустя месяц умер. Стефан был средний сын деспота Георгия. Он с юности отличался кротостью, почтителен был к родителям, любил братьев, образован был прекрасно, особенно же знал св. Писание. Когда отец, для покоя Сербии, принуждён был отдать дочь султану Мурату, то с сестрой отправился ко двору султана и Стефан. – Тут сильно соблазняли Стефана и роскошной жизнью, и поблажками честолюбия и суетности; но Стефан оставался твёрд. Затем придворная зависть успела возбудить политическое подозрение против сыновей деспота. Такие отважные люди, как сыновья деспота, – опасны для Турецкой власти, говорили султану. – И султан, давший клятву отцу не касаться ни жизни, ни здоровья детей деспота, велел ослепить их; Стефан отправлен в Каппадокию. По смерти брата, Стефан, услыхав, что Турки фанатики сожгли прекрасный Милешевский монастырь и готовятся разорить в конец Сербию, решился возвратить себе наследство. Сербы, удалившиеся с ним в Срем и Банат под защиту Венгрии, провозгласили (1460 г.) Стефана деспотом. Он вступил в супружество с Ангелиной, дочерью Албанского князя Георгия и внучкой св. страдальца князя Лазаря. Ему родились два сына и дочь. В Купинове построен им красивый храм Евангелиста Луки. Он жил довольно покойно. Но Туркам это очень не нравилось: они опасались силы деспота. Нанятые слуги Сербы схватили его и в оковах отправили в Далматию. Освободясь от уз, он возвращался опять в Сербию; но со скорбью увидел, что стольный город предков его Смедерево в крепких руках магометанских, а соотчичи его пали духом, с фанатиками же Турками невозможно вступать ни в какие договоры. Последний Боснийский бан сдался Туркам на слово клятвы не лишать его жизни; но фанатик шейх собственноручно умертвил его: – нет, говорил, никакой нужды соблюдать слово, данное христианину 156 . Потому Стефан удалился в Скендерию. Но Турки не давали ему покоя и в Албании: они и там искали его смерти, домогаясь истребить фамилию деспотов Бранновичей. Он вынужден был бежать с супругой и детьми в Италию 157 . Печальный скиталец, чувствуя близость кончины своей, октября 1-го 1476 г. писал к Рагузянам, с которыми в особенном союзе были предки его: «вижу, что близок конец мой. – Не скорблю о смерти моей, но болею о моей Ангелине и детях моих Георгии, Марии и Иоанне... Поручаю вам перед Богом, перед Пречистой и святыми мою Ангелину и детей моих: что вы для них сделаете, то Бог для вас сотворит. Не оставьте их, – окажите любовь к ним, какую имели вы к предкам нашим... Завещания не о чем писать мне, – не оставляю Ангелине и детям моим ни серебра, ни золота, ни населённых имений... Препоручаю их вашему господству» 158 . – Деспот скончался вдали от отчизны.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Афон (θως). Монастырь Ксиропотам. Μον Ξηροποτμου Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Дата постройки неизвестна. Адрес: Координаты: 40.228596, 24.221476 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Монастырь Ксиропотам, посвящённый Сорока Севастийским мученикам, едва ли не самый древний на Святой Горе. По данным археологов, основание монастыря относится к X веку. Но предание гласит, что Ксиропотам был основан в V веке греческой царевной Пульхерией. Позднее он был разорён пиратами и возобновлён в X веке стараниями прп. Павла, сына греческого императора Михаила Курополата. Организовав жизнь в обители, Павел Ксиропотамский в поисках большего уединения отправился к подножию вершины Афона и основал там келию, посвященную Великомученнику Георгию. Вскоре на месте келии появился монастырь Святого Павла. В XIII веке при нечестивом царе Михаиле Палеологе и патриархе-отступнике Иоанне (Векке) Ксиропотам вступил в унию с латинянами. Измена Православию была обличена знамением Божиим: во время богослужения, за которым поминалось имя папы Римского, сотряслись камни обители и монастырь распался до основания. Также с тех пор прекратилось чудо, ежегодно совершавшееся на престольный праздник обители: в этот день под Святым престолом вырастало сорок грибов. Возобновлён Ксиропотам был при благочестивом императоре Андронике II Палеологе (1282–1328). Помогал обители и сербский правитель Георгий Бранкович. На его пожертвования в 1445 году был построен соборный храм Ксиропотама. Большой пожар 1507 года нанёс обители колоссальный ущерб. Интересно, что помощь пришла оттуда, откуда её меньше всего ждали. Турецкий султан Селим после видения ему сорока мучеников Севастийских и их чудесного заступничества не только много благотворил Ксиропотаму, но и предоставил особые привилегии всем афонским монастырям. Изображение Султана можно видеть в литийном притворе ксиропотамского кафоликона, рядом с портретами византийских императоров. В 1761 году на средства известного греческого книжника Кесария Дапонте началось восстановление соборного храма и всей обители. Кафоликон был расписан братьями Константином и Афанасием из Северного Эпира в 1783 году. Выделяется изображение тридцати четырёх новомученников, написанное по указанию Кесария. Благодаря его помощи удалось достать материалы для строительства фиала и резной позолоченной двери для главного входа в соборный храм.

http://sobory.ru/article/?object=28094

35 У Кумы (т. 7) постоянно говорится: χατερημσας λην τν Σερβαν, λεηλτησεν λην τν χραν (6, 384); τς πολες (в Пелопонезе) σντριψε, κατκαυσεν, ρμωσε (–380). В Сербии совершенно сожжен прекрасный монастырь Милешев (Раичь кн. 9, гл.9, стр. 265). 36 В 1454 г. в Сербии взято в плен 50000 жителей; в 1459 г. около 200000, по свидетельству историка Энея Сильвия; в следующем году из Пелопонеза переселено в Константинополь 10000 христиан. Κομας, τ. 7, 373, 375, 379. 38 Κομας, τ. 7, 372–379. Жители соседних славянских областей: Славонии, Стирии и Кроации целых 10 лет страдали от вторжений турок (там же, стр. 394). 39 Стефан Крестичь, зять Лазаря 2 Бранковича, деспота сербского, по одним, привязанный к столбу, расстрелян, (Раичь, кн. 9, гл. 9, стр. 263), по другим – лишен головы (Кума 7, 384). 43 Κομας, τ. 7, 6, 379. На о. Лесбос богатые граждане переселены на жительство в окрестности Константинополя, среднего сословия обращены в рабство, а остаться на острове дозволено только бедным и слабым (–383). 47 Кардинал Исидор во время взятия Константинополя турками был пленен, но успел убежать из плена. Послание его, внесенное в летописи Римской церкви, начинается так: Audime наес, audime omnes genmes; auribus percipime, qui habitatis orbem...universi quoque reges ет principes Chrismocolae ac universus Domini populus cum religiosis cunctis audime. Он умер в Риме с именем константинопольского патриарха. Ист. Карам кн. 2. т. 5, изд. 1842 г. стр. 211; примеч. 382; 52 Κομας, τ. 7, 384–395, 398. 26 января 1479 года заключен был между турками и венецианской республикой мир, по которому возвращены были с обеих сторон завоёванные места. 54 Напр., с 5000 албанцев он противостоял 150-ти тысячному войску турецкому; с 11000 своего войска совершенно поразил 40000 турок в сражении на поле Алесийском, так что 30000 падших устлали поле битвы. 55 Георгий Кастриот оставался спокойным владетелем Албании до смерти своей, последовавшей в 1466 году; он умер 63 лет от роду (род. 1404 г.). Участвуя лично в 22 сражениях, он, говорят, собственными руками убил до 2000 турок, и между тем не испытал даже малейшего удара или раны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1276 году Костамонит был разрушен униатами – сторонниками латиномудрствующего императора Михаила Палеолога. Возрождению обители способствовали императоры из династии Палеологов Иоанн V и Мануил II, сербский игемон Георгий Бранкович и воевода Радич. Последний принял в Костамоните монашеский постриг под именем Роман. В период турецкого владычества Костамонит переживал не лучшие времена, возрождение монастыря началось лишь в XIX веке. Важными событиями стали: придание обители общежительного статуса (в 1818 году) и приход в неё новых насельников из Ксенофонтского скита – иеромонаха Симеона Стагирита и его старца Иосифа. С помощью архимандрита Мелетия они организовали сбор средств в России и на собранные пожертвования погасили долги монастыря, восстановили обветшавшие постройки и воздвигли новый собор. За большой вклад в возрождение обители они почитаются как новые ктиторы. В монастырском соборе (построенном в период с 1867 по 1869 год) хранятся два чудотворных образа Божией Матери («Одигитрия» (XII) и «Предвозвестительница»). В 1020 году на престольный праздник в Костамоните закончилось масло. Не было даже возможности зажечь лампады и отслужить Всенощную. Тогда через Свою икону «Предвозвестительница» Богородица возвестила экклезиарху Агафону о том, что Она не оставит обитель своим заступничеством. В тот же миг пустой сосуд чудесным образом наполнился. В Костамоните паломники также могут помолится перед чудотворным образом (VIII) первомученика Стефана, в память которого освящён соборный храм этой обители. В годы иконоборчества эта икона чудесным образом прибыла в монастырь из Палестины. Среди святынь Костамонита находятся: часть Животворящего Креста Господня, Христовой багряницы, десница первомч. архидиак. Стефана, мощи апп. Андрея Первозванного и ев. Луки, равноап. Константина Великого, вмчч. Прокопия, Артемия и Пантелеимона, мчч. Трифона, Христофора, Аглаиа, Кира и Иоанна, свв. бессрр. Космы и Дамиана, свтт. Модеста, Иакова Персянина и Иоанна Златоуста, свщмч. Харалампия, прпп. Фалалея, Парфения и других святых. Кафоликон Костамонита – самый современный на Афоне. Это четвёртый по счёту храм, возведённый на том же самом месте. Росписи в нём отсутствуют. Особое внимание стоит обратить на мраморный иконостас собора. Он поражает как своей высотой, так и искусством, с которым выполнен.

http://sobory.ru/article/?object=42119

Дравою, куда перевел его, вместе с сербскими поселенцами, король Владислав; здесь Стефан и умер в октябре 1515 года 37 ). После того еще шесть лет Елена управляла сербами; когда же она удалилась в Хорватию, то сербы сремские подпали под непосредственное управление венгров в 1521 г. В ее время случилось значительное приращение православного населения в 1502 году; именно, венгры, опустошив турецкие земли близь Виддина и Кладовы, вывели оттуда множество жителей греческой веры, которых и расселили в пустынных, но плодоносных землях между Белградом и Темешваром 38 ). Что касается состояния церкви у переселенцев, то оно было самое печальное. В продолжение второй половины XV века области по рр. Тисе и Марошу и между Савой и Дравою, были позорищем непрерывной, почти истребительной войны между христианами и турками; сербы и волохи жили именно в странах, куда прежде всего турки направляли свои удары, и хотя не платили никаких податей в венгерскую казну, однако постоянно должны были быть готовы к войне, а предводители народные не имели ни времени, ни средств заботиться о духовных нуждах народа. К концу XV века у сербов сремских и темешварских не только не было своего архиерея, но настала скудость и в священниках, и в диаконах. Честь восстановления благоустройства церкви, по крайней мере в Сремской области, принадлежит потомку владетельного рода Бранковичей, старшему брату последнего деспота Георгию, в монашестве Максиму. Сын Стефана Юрьевича и Ангелины, дочери албанского князя, Георгий с титулом деспота владел сремским городом Купинником; в 1495 г. уступил свои права брату Иовану, постригся в монашество и пригласил в Купинник митрополита Софийского Левита, который рукоположил его во иерея, а равно и других многих посвятил во иереи и диаконы. В следующем году 39 ), по воле Волошского воеводы Радула (1493–1508 гг.), Максим был сделан митрополитом Тырговыштянским, но в то же время он не забывал и родной стороны, именно, в 1496 г. основал он в Крушедольской долине Благовещенский монастырь, „и нарече Срему митрополия быти стоятельну во веки“, говорится в подтвердительной грамоте деспота Иована, „и положи в ней светые мощи отьца нашего благочестивого Стефана, бывша кур деспота“.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010