Он подошел к образу, помолился со слезами и, когда приложился к нему, внезапно прозрел. «Точно таков был преподобный», – сказал он, рассмотрев с восторгом образ. В последующие времена совершилось много чудес при мощах преподобного. Раз преподобный сохранил свою обитель, когда, по неосторожности одного, она едва не истреблена была огнем. Преподобного Патапия В 1457 году турки овладели Сербией, и деспот Георгий Бранкович умер скитальцем в Белграде. Младший сын Лазарь, прогнав старшего и отравив мать, присвоил себе права деспота, но спустя месяц умер. Стефан был средний сын деспота Георгия. Он с юности отличался кротостью, почтителен был к родителям, любил братьев, образован был прекрасно, особенно же знал Священное Писание. Когда отец, для покоя Сербии, принужден был отдать дочь султану Мурату, то с сестрою отправился ко двору султана и Стефан. Тут сильно соблазняли Стефана и роскошною жизнью, и поблажками честолюбия и суетности; но Стефан оставался тверд. Затем придворная зависть успела возбудить политическое подозрение против сыновей деспота. Такие отважные люди, как сыновья деспота, – опасны для турецкой власти, говорили султану. И султан, давший клятву отцу не касаться ни жизни, ни здоровья детей деспота, велел ослепить их; Стефан отправлен в Каппадокию. По смерти брата, Стефан, услыхав, что турки фанатики сожгли прекрасный Милешевский монастырь и готовятся разорить вконец Сербию, решился возвратить себе наследство. Сербы, удалившиеся с ним в Срем и Банат под защиту Венгрии, провозгласили (1460 г.) Стефана деспотом. Он вступил в супружество с Ангелиною, дочерью Албанского князя Георгия и внучкою святого страдальца князя Лазаря. Ему родились два сына и дочь. В Купинове построен им красивый храм Евангелиста Луки. Он жил довольно покойно. Но туркам это очень не нравилось: они опасались силы деспота. Нанятые слуги сербы схватили его и в оковах отправили в Далматию. Освободясь от уз, он возвращался опять в Сербию; но со скорбью увидел, что стольный город предков его Смедерево в крепких руках магометанских, а соотчичи его пали духом, с фанатиками же турками невозможно вступать ни в какие договоры.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

А, как считает святой владыка Николай, сохраненным осталось не только тело князя Лазаря, но и тела всех остальных витязей Креста, хотя они и остались на поле битвы. Их святыми душами освящены их тела, а святыми телами их освящена и вся Косовская земля. Поэтому Косово стало святым полем. Поэтому сербы и сербки со всех концов - даже из Америки - прибывают сюда, чтобы взять горсть или мешочек святой земли, чтобы ее как святыню беречь, хранить в своих церквях и домах. Так, как от гробницы святого Димитрия в Солуни или от гробов других христианских мучеников. Косово - наибольшая гробница христианских мучеников, погибших в один день (Епископ Косово и Видовдан. С.70). Так на Косовом поле войско крестоносное спасло душу и сохранило тело. А предатели сначала на Косово потеряли душу, чтобы после Косова и тела их были утрачены. Не известна могила и Вука Бранковича, и позднейших предателей, появлявшихся на протяжении нашей мученической истории. И как Церковь Христова, как и отдельные сербы отмечают дни определенных святых и мучеников как их духовный день рождения (тогда они рождены для Царства Небесного), так и весь сербский народ прославляет и празднует Видов день. А кто прославляет святых мучеников (Георгия, Димитрия и иных), тот прославляет не побежденных, а победителей, прославляет не мертвых, а живых. Так и мы все, прославляя великую плеяду Косовских мучеников, прославляем не побежденных, а победителей, не мертвых, а живых. Ведь Бог отец наших, Бог Немани и Саввы, Бог Лазаря и Милоша, Бог диакона Аввакума и Вукашина из Клепца - Бог не мертвых, а Бог живых. Таким образом мы затронули самую тонкую нить нашей темы - темы мучеников-победителей. Как же понять Мученика, всякого, как победителя, а мучителя как побежденного, если непременно условие: мучеником становится тот, кто в мучениях лишен жизни? Определенно разрешить эту, скажем так, антиномию можно лишь при ясном видении целей, которые имели мученик и его мучитель. Мученик, каждый, имеет целью спасти не свою жизнь (телесную), а свою веру в Господа Христа; и мучитель имеет целью не жизни лишить мученика, а принудить его - уговорами или силой - отречься от Христа и поклониться идолам. Ни с одним мучеником мучители этой цели не достигли и лишали мучеников жизни, будучи пораженными крепостью их позиций, из злобы и зависти. А мученики, хотя и претерпевали ужасные мучения (вспомним хотя бы мучеников а в итоге лишены жизни, все же достигали своей цели и становились непобедимыми победителями, сохранив веру и в достойном исповедании переходили к своему Господу в Царство Небесное, чтобы там вечно жить и царствовать с Ним. А некоторые мученики - например, святой великомученик Георгий - даже и официально именовались Победоносцами. И все без исключения мученики могли бы с полным правом повторить слова святого апостола Павла: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил (11 Тим. 4:7).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

К истории православного движения в закарпатском селе Иза Митрополит Георгий (Бранкович) В начале ХХ века в США православное движение среди эмигрантов из Закарпатья привело к конфликту между униатскими священниками и римско-католическими епископами. В то же время в Венгерской Руси напряженные отношения сложились между крестьянами и униатским духовенством. Можно выделить три главных центра православного движения в Северо-Восточной Венгрии в начале ХХ века: село Иза возле Хуста, село Великие Лучки возле Мукачева и село Бехерево в Восточной Словакии. Переход крестьян в Православие в этих селах имел свои особенности. Рассмотрим, как развивалось православное движение в селе Иза, так как здесь религиозный характер этого движения был особенно ярко выражен. Непосредственным поводом к выходу из униатства жителей Изы стало их неудовольствие местным священником, который существенно сократил число богослужений. Показательно, что переход в Православие крестьян Великих Лучек был в большей мере спровоцирован причинами социально-экономического характера: крестьяне попытались приобрести земельную собственность у графа Шенборна, но не преуспели в этом, что и вызвало возмущение значительной части населения, которое затем переросло в движение за возвращение в Православную Церковь . В селах Иза, Великие Лучки, Ракошино дьяк Андрей Иванчо призывал крестьян «покончить с унией», навсегда порвать с прошлым и начать новую жизнь вместе с российскими братьями, так как после смерти Франца-Иосифа Венгерская Русь, Галичина и Буковина будут присоединены к России . В 1882 году, по свидетельству доносов начальника Великоберезнянского округа, выходец из Галичины Константин Дверницкий собрал крестьян Турья-Реметы возле церкви и заявил, что «осенью этого года придут русские полки и освободят русинов из кабалы» . В 1901 году состоялся судебный процесс по делу перехода крестьян села Бехерева на Пряшевщине (Словакия) в Православие. Их обвинили в государственной измене Венгерскому государству и «сдвиге основ Греко-Католической Церкви» .

http://pravoslavie.ru/29381.html

После смерти отца сыновья святого Стефана, Георгий и Иоанн, не получили в наследство никаких владений, а только титулы сербских деспотов. Семья Бранковичей поселилась в Куликово, на реке Саве близ Срема (область в Славонии между Дунаем и Нижней Савой). Когда умер правящий деспот Вулк Бранкович, племянник праведной Ангелины, власть деспота по старшинству перешла к Георгию, но вскоре он отказался от нее в пользу младшего брата блаженного Иоанна (память 10 декабря) и принял монашество с именем Максим. Инок Максим с любовью предался монашеским подвигам. В то время в Среме не хватало священнослужителей, и святой Максим, заботясь о просвещении сербов, пригласил Софийского митрополита Левита, который рукоположил его и многих других в священнический сан. Турки часто разоряли сербские города и уводили их жителей в плен. Избегая опасности, святые Максим и Иоанн укрылись в местечке Беркасово. В 1503 году, после смерти блаженного Иоанна, святой Максим отплыл по Дунаю в Угровлахию (румынское княжество), где с любовью был принят румынским воеводой Радулом IV. Через некоторое время святой Максим был хиротонисан в архиепископа Влахозапланииского. Кроткий, смиренный и милосердный святитель Максим был для своей паствы благим примером слезного покаяния. Исполняя заповеди Божий о любви и миротворчестве, он склонил к братскому союзу враждовавших воевод – влахозапланинского Радула и молдовлахийского Богдана и тем предотвратил кровопролитие. После смерти Радула (1508 г.) воеводой стал Михна I, человек жестокий и более склонный угождать турецкому султану, чем защищать интересы своего народа. Святитель Максим вынужден был уехать в Срем. Вдали от своей паствы, в дни изгнаний, тяжесть которых он познал с детства, святой Максим никогда не роптал, но все терпел ради пользы душевной и всегда благодарил Господа за посылаемые ему испытания. Святитель Максим поселился в основанном им монастыре Крушедол. Когда Михна открыто принял ислам , народ сверг его с престола и святитель Максим вернулся к своей пастве. В благодарность за избавление от правителя-мусульманина он построил два монастыря. Много потрудился святитель, устрояя церкви и насаждая благочестие. Он помогал обездоленным, вразумлял заблудших, приводил к покаянию согрешивших, утверждал в вере малодушных и отступивших от Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Сербской Православной Церкви АНГЕЛИНА (Бранкович; не позднее 1447 - ок. 1520), деспотица, прп. (пам. 1 июля, 10 дек., серб. 30 июля, 10 дек.) АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) ВИССАРИОН САРАЙ (в миру Николай; ок. 1714 - после 1744), правосл. миссионер, мч. (пам. в Румынской и Сербской Церквах 21 окт.) ГАВРИИЛ I (Раич; † 1659), патриарх Печский (1648-1655), сщмч. (пам. серб. 13 дек., рус.- в соборе Сербских святителей 30 авг.) ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ (ок. 1497-1515) мч., Болгарский, Сербский, Софийский (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.), почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии ДАМИАН мч., Асийский, бессребреник (пам. 1 нояб.) - см. в ст. Косма и Дамиан, мученики, бессребреники Асийские ДАНИИЛ II (ок. 1274 - 1337), архиеп. Печский (1324-1337), свт. (пам. 20 дек., в Соборе Афонских святых и в Соборе Сербских святителей) ЕВГЕНИЯ (в миру Елена; ок. 1310 - после 1375), жена серб. царя Стефана Уроша IV Душана, кор. (с 1346 царица), местночтимая прп. ЕВСТАФИЙ I († 1286), архиеп. Сербский в 1279-1286 гг., свт. (пам. 4 янв., в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей)) ИОАННИКИЙ (Липовац Йован; 1890 - 1945) митр. Черногорско-Приморский Сербской Православной Церкви, сщмч. (пам. 4 июня), ИОСИФ НОВЫЙ (Фуско Иаков; ок. 1568 - 1656), свт. (пам. румын., серб. 15 сент.), митр. Темишварский (Влашкоземский) Печской Патриархии ИУСТИН (Новый, Челийский) (Попович Благое; 1894 - 1979), архим., серб. богослов и проповедник, прп. (пам. 1 июня) КИРИЛЛ I [серб. Кирил], свт. (пам. 30 авг., в Соборе Сербских святитителей), патриарх Печский Сербской Православной Церкви с 1407 или 1409 (?) по 1418 г. ЛАЗАРЬ (ок. 1329 - 15.06.1389), мч. (пам. серб. 15 июня), серб. кн., основатель серб. правящей династии, один из самых чтимых серб. святых МАРДАРИЙ (Ускокович Иван; 1889-1935), свт. (пам. 29 нояб.), еп. Американо-Канадский Сербской Православной Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/122350.html

Во встрече принял участие заместитель председателя  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  протоиерей Николай Балашов . Афонский монастырь святого Павла Обитель святого Павла расположена в юго-западной части Афонского полуострова, у западного подножия горы Афон, в полутора километрах от побережья, на высоте около 150 метров над уровнем моря. Монастырь был основан преподобным Павлом Ксиропотамским в конце IX века и был посвящен Божией Матери. В XIV веке монастырь пришел в запустение. Возрождение, начавшееся в 1365 году, связано с именами сербских монахов Герасима (Радони) и Антония (Пагаси). Также правители Сербии Лазарь и Георгий Бранковичи оказывали монастырю значительную материальную помощь. Дочь Георгия Бранковича принцесса Мара много благодетельствовала и покровительствовала монастырю в тяжелые годы, последовавшие за падением Константинополя. Она передала обители Дары волхвов, принесенные в дар Богомладенцу Иисусу Христу: золото, ладан и смирну. Как повествует предание, принцесса Мара намеревалась сама внести эту святыню в обитель, но ей свыше было строго запрещено нарушать афонское правило. На месте передачи реликвии с тех пор стоит памятник в виде небольшой часовни, а у обретенной святыни впоследствии было совершено множество чудес и исцелений. К середине XVIII века монастырь населяют иноки греческого происхождения. В XIX и ХХ веках из монастыря св. Павла произошли известные иерархи  Элладской Православной Церкви , а также многие афонские подвижники благочестия. В течение пяти лет послушание духовника обители св. Павла нес архимандрит Софроний (Сахаров) (1896-1993) — известный во всем православном мире духоносный старец и автор книги о преподобном Силуане Афонском. Это уникальный в современной истории Афона случай, когда духовником греческого монастыря был русский монах. С 4 декабря 1974 года и по сей день настоятелем обители св. Павла является игумен Парфений (Мурелатос), пришедший в монастырь в 1954 году. Отец Парфений широко известен как опытный духовник многих монахов, клириков и мирян. Общее число братии обители вместе с насельниками скитов составляет 110 человек. Кроме иноков греческого происхождения, в монастыре живут и изучают афонскую монашескую традицию монахи и послушники, прибывшие из России, Ливана, Сирии, Румынии, Англии и Америки. Соборный храм обители освящен в честь праздника Сретения Господня и имеет два придела: великомученика Георгия Победоносца и преподобного Павла Ксиропотамского. Кроме честных Даров волхвов, освященных прикосновением Спасителя, в монастыре пребывают две большие частицы Животворящего Древа Креста Господня, а также древние чтимые иконы Пресвятой Богородицы «Мироточивая» и «Зерцало». В алтаре соборного храма Сретения Господня хранятся частицы мощей апостола Андрея Первозванного, великомученика и целителя Пантелеимона, святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова, преподобного Максима Исповедника и других святых.

http://patriarchia.ru/db/text/3838612.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННИКИЙ ДЕВИЧСКИЙ [серб. Joahukuje Девички] († 2.12.1430), прп. (пам. серб. 2 дек., 26 апр.; в РПЦ 26 апр.), пустынник, чудотворец. Основным источником сведений о жизни И. Д. является его краткое Житие. Он был родом из обл. Дукля (ныне Черногория), по др. данным, из обл. Хвосно (Косово и Метохия) ( Jycmuh (Попович). 1977); рано покинув отчий дом, он 70 лет прожил в пещере в ущелье р. Црна, притока р. Ибар. По преданию, здесь ранее подвизался прп. Петр Коришский (XIII в.). Вокруг И. Д. собралось большое число последователей, в пещере были устроены храм во имя арх. Михаила и монашеская обитель (см. Црна-Река , муж. мон-рь). Когда слава стала тяготить И. Д., он оставил мон-рь, ушел в глухие леса обл. Дреница и поселился в долине ручья в дупле бука. Здесь он тоже возвел храм, к-рый позже, ок. 1434 г., 2-й ктитор серб. деспот Георгий Бранкович (см. ст. Бранковичи ) заменил большим в благодарность за исцеление дочери-девицы; в память об этом возникший здесь мон-рь стал называться Девич . Житие И. Д. и служба ему, написанные, как предполагается, насельником мон-ря Девич в XV в., следуют традициям исихазма и почти не содержат биографических сведений. Согласно Житию, святой скончался в глубокой старости 2 дек. 1430 г. Недавно болг. исследователь Т. Моллов выдвинул предположение ( Моллов. 2004), что И. Д. жил в XIII - 1-й четв. XIV в. Основанием для этого он считает наличие памяти И. Д. под 26 апр. в месяцеслове серб. пергаменного Евангелия (1329), открытого В. И. Григоровичем в б-ке афонского мон-ря св. Павла и сгоревшего в нач. XX в., но известного исследователям XIX в., и мнение еп. Рашско-Призренского Павла (Стойчевича ; впосл. патриарх Сербский) об основании храма в мон-ре Црна-Река в XIII в. ( Павле 1989). Однако, если в месяцеслове упомянут «св. Иоанникий» без определения «Девичский» ( Григорович В. И. Очерк путешествия по Европ. Турции. М., 18772. С. 21; Донесения В. И. Григоровича о его путешествии по слав. землям. Каз., 1915. С. 63), то речь идет, по всей видимости, о Сербском архиеп. св. Иоанникии I , кончина к-рого, по др. источникам (напр., по записи в Никодимовом типике 1319 г.), приходится на 27 апр. (Типик архиеп. Никодима/Уред.: Л. Београд, 2004. 1. С. 105а). В свидетельстве Григоровича возможна погрешность при записи (примеров тому достаточно - см.: Г. nampujapx и охридски архиеп. Никодим//ЗРВИ. 1982. Бр. 21. С. 224-225). Версия Моллова не является новой, поскольку память в месяцеслове Евангелия 1329 г. предположительно отнесена к И. Д. еще в книге Л. Павловича ( 1965. С. 130), хотя и фигурирует в разделе об архиеп. Иоанникии (Там же. С. 78).

http://pravenc.ru/text/578010.html

Православие венгерских сербов избежало тех опасностей, которыми грозил католицизм, благодаря общей опасности для всех придунайских земель, возникшей вследствие быстрых успехов турецкого владычества на Балканском полуострове. После битвы на Коссовом поле (1389 г.), которая решила судьбу сербского царства, начались переселения сербов в земли Венгрии, продолжавшиеся с небольшим перерывом в течении XV, XVI и XVII столетий. Частые нападения и опустошения со стороны турок заставляли сербов целыми толпами искать убежища в землях венгерских, сравнительно более безопасных. В первой половине XV в. заселены были сербами два наибольших острова Дуная, близ которых находятся главные города Венгрии Пешт и Буда. Тогда же основан был монастырь в местечке «сербском Ковине», выстроен, между прочим, городок Св. Андрей, бывший в конце XVII в. резиденцией сербского патриарха. В половине XV в. деспот Георгий, потомок владетельного рода Бранковичей (в монашестве митрополит Максим) основал монастырь Крушедол, в Среме, и богато одарил его своими поземельными деспотскими владениями. К этому же времени, или даже несколько ранее, относится основание и большей части других монастырей Фрушкой горы, холмистого полуострова между Дунаем и Савой. Переселявшимся в Венгрию сербам давались венгерскими королями привилегии, уравнивавшие их с жителями других вольных городов королевства. В первой половине XVI в. по вызову и под предводительством сербских деспотов Вука и Павла Канизи, до пятидесяти тысяч сербов переселились из турецкой Сербии в венгерские земли и рассыпались по Банату, Бачке и Срему. Эти провинции образовали собою – с согласия венгерских королей – сербскую деспотовину. Сербские деспоты, носившие титул государственных баронов, водили сербские войска, участвовавшие в общих войнах Венгрии, строили православные монастыри и дарили им села; основали несколько епархий в своих областях, выхлопотали освобождение всего православного населения Венгрии от платежа десятины в пользу католической церкви. Но особенно важное значение имеет массовое переселение сербов в венгерские земли при патриархе сербском Арсении III Черноевиче в 1690 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

В 20-х гг. XV в. Османская империя, оправившись от поражения в битве при Анкаре (1402), нанесенного войсками Тамерлана , вновь стала угрожать Венгрии и Византии. В 1421 г. тур. войска вторглись в Трансильванию, а в мае 1428 г. имп. Сигизмунд I Люксембург потерпел поражение у замка Галамбоц (ныне Голубац, Сербия). В 30-х гг. XV в. войска султана Мурада II (1421-1444, 1446-1451) неск. раз вторгались в Сербию. В 1439 г. после 3-месячной осады они взяли серб. столицу Смедерево, а в 1440 г. осадили Белград. В это время в Венгрии обострились династические конфликты: после смерти кор. Альбрехта Габсбурга (1439) началась борьба за трон, в которой участвовали вдова короля Елизавета Люксембургская, дочь Сигизмунда I, и польский кор. Владислав III (1434-1444), избранный представителями венг. сословий. В 1440 г. он был коронован под именем Ласло (Уласло) I. В 1441-1442 гг. венг. военачальник Янош Хуньяди одержал в Сербии неск. побед, которые дали надежду на освобождение Балкан. Кроме того, визант. имп. Иоанн VIII Палеолог (1425-1448), находившийся в Италии после заключения Флорентийской унии , вел переговоры с европ. государями о союзе против турок. За активную борьбу с Османской империей выступала Венеция. Интерес к вост. политике проявлял и Филипп III Добрый, герц. Бургундии (1419-1467), еще в 1438 г. принесший обет отправиться в поход против турок. 1 янв. 1443 г. папа Римский Евгений IV (1431-1447) издал буллу с призывом к походу против турок. Венгерский военачальник Янош Хуняди. Гравюра. 1499 г. Венгерский военачальник Янош Хуняди. Гравюра. 1499 г. Весной 1443 г. против Мурада II восстал Ибрагим, бейлербей эмирата Караман, подстрекаемый визант. имп. Иоанном VIII Палеологом. 9 июля кор. Владислав III, папский легат кард. Джулиано Чезарини и серб. деспот Георгий (Гюрг) Бранкович приняли решение о начале военной кампании. Успех похода зависел от согласованности действий войск Владислава III и Ибрагима и флота Папского гос-ва и Венеции, к-рый должен был воспрепятствовать переправе тур.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

1. Софроний (Подгоричанин) 1710 -1711 2. Викентий (Попович) 1711 -1725 3. Моисей (Петрович) 1725 -1730 4. Викентий (Иоаннович) 1731 -1737 5. Патриарх Печский Арсений (Шакабенда)1739 -1748 6. Исайя (Иоаннович), 1749 7. Павел (Ненадович) 1749 -1768 8. Иоанн (Георгиевич) 1769 -1774 9. Викентий (Иоаннович-Видак) 1774-1780 10. Моисей (Путник) 1781 -1790 11. Стефан (Стратимирович) 1790-1837 12. Стефан (Станкович) 1837 -1842 13. Иосиф (Райячич) 1842 -1848 Карловацкие Патриархи 1. Иосиф (Райячич) 1848 -1861 2. Самуил (Маширевич) 1864 -1870 3. Прокопий (Ивачкович) 1874 -1879 4. Герман (Ангелич) . 1881 -1888 5. Георгий (Бранкович) 1890 -1908 6. Лукиан (Богданович) 1908 -1913 III. Черногорская Митрополия Митрополиты 1. Даниил 1697 -1735 2. Савва 1735 -1766 -1781 3. Св. Петр I 1781 -1830 4. Петр II 1833-1851 5. Никанор 1852(1858) -1860 6. Иларион 1863 -1882 7. Виссарион 1882 -1884 8. Митрофан 1884(1888) -1920 После восстановления Патриаршества 1. (39) Димитрий 1920 -1930 2. (40) Варнава 1930 -1937 3. (41) Гавриил 1937 -1950 4. (42) Викентай 1950 -1958 6. (43) Герман 1958 -1990 7. (44) Павел со 2 декабря 1991 г. (интронизация) IV. Предстоятели Македонской Правосланой Церкви Архиепископы 1. Досифей 1958 -1981 2. Ангеларий 1981 Библиография к главе II «Сербская Православная Церковь» На русском языке Александров А. И. (еп. Анастасий). Политическая и церковная жизнь славянства в XIX веке. Казань, 1911. Арсений, шум. Архиепископы и патриархи Сербские с начала XIII до второй половины XVIII столетия//«Правосл. Обоэрен.». М., 1868. 8, т. 26. Архимандрит Симеон, новый сербский подвижник//ЖМП. 1974. 10. Березкин Л. Краткий очерк истории Сербской Православной Церкви в Хорватии, Славонии и Далмации//«Хр. Чт.». 1873. Т. II. БудиловичА. С., проф. Очерки из Сербской истории//«Славянский сбор-ник». 1877. Т. II. Буткевич Т. И. Высшее управление в православных автокефальных Церквах. Харьков, 1913. Варнава Китросский, митроп. Основные положения об управлении Православных Патриархатов с историческими обозрениями. — Афины, 1972. (Машинопись, перевод с греческого).

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010