император Иоанн VIII Палеолог приложил некоторые усилия к тому, чтобы обеспечить на нем максимально полное представительство Восточной Церкви, однако добился лишь относительного успеха. Самостоятельный Тырновский патриархат прекратил свое каноническое существование после падения в 1396 г. Второго Болгарского царства 20 . В Сербию посольство было отправлено, но деспот Георгий Бранкович отказался отправить представителя от Сербской Церкви на собор 21 , хотя ранее с ним уже вели переговоры представители Базельского собора 22 ; он заявил, что слишком хорошо знает обычаи и характер латинян, чтобы пытаться вести с ними такого рода переговоры 23 . Сообщение папского адвоката Андреа де Санта-Кроче, что «dispotus Servie» присутствовал на открытии собора 24 , является, очевидно, результатом ошибки – смешения «деспота Сербии» с братом императора Димитрием Палеологом, также носившим титул «деспота» 25 . Из Грузии прибыли два архиерея 26 и посланник от царского двора 27 . Однако основное внимание было сосредоточено на представительстве восточных патриархатов – Александрии, Антиохии и Иерусалима. Предстоятели этих Церквей (вероятно, по согласованию с императорским послом) назначили своими местоблюстителями для планируемого собора иерархов Константинопольского патриархата, поскольку восточных архиереев не желали допускать мусульманские власти. Конкретные представительства несколько раз менялись по ходу переписки императора с патриархами, но итоговый список местоблюстителей был следующий: для Александрии – Антоний Гераклейский и духовник архимандрит Григорий (Мамма), для Антиохии – свт. Марк Эфесский и Исидор Киевский, для Иерусалима – Дионисий Сардский (которого после его кончины заменил Досифей Монемвасийский) 28 . При этом восточные патриархи, очевидно, не хотели сделать свое участие в соборе формальным, и потому, хотя их должны были представлять архиереи иной Церкви, они составили для них верительные грамоты: «Восточные патриархи предписали местоблюстителям, как они должны быть настроены в отношении объединения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/predst...

правящего дома. Главным врагом турок на Балканах к тому времени стала Венгрия, на поддержку к-рой ориентировались правители Боснии, Сербии и Валахии. Отчаянное положение К-поля, давно окруженного владениями О. и. и выдержавшего неск. осад, побудило часть визант. элиты искать помощи в Зап. Европе. Однако элита О. и. успешно играла на общем для мусульман и православных чувстве враждебности к латинскому Западу, искусно стимулировала туркофильские настроения среди византийцев и тем самым усугубляла внутренние противоречия в Византии. Ферраро-Флорентийский Собор (1438-1445) активизировал планы крестового похода Европы против О. и. Во главе крестоносцев встал венг. полководец Янош Хуньяди, уже прославившийся рядом побед над турками. В 1443 г. войско крестоносцев вступило в пределы О. и. на Балканах. Это движение началось одновременно с очередным наступлением Карамана и восстанием против османской власти правителей горной Албании, объединившихся вокруг Скандербега . Хуньяди продвигался по землям Юж. Сербии, где к нему присоединился Георгий Бранкович, овладел Софией, но наступившая зима заставила крестоносцев отойти в Венгрию. Мурад II был атакован с разных направлений. Его янычарское войско было немногочисленно, казна истощена, а пограничные беи все громче требовали отречения султана в пользу его сына Мехмеда, который своей воинственностью больше импонировал сторонникам завоевательной политики. Не дожидаясь нового вторжения крестоносцев, Мурад II пошел на заключение тяжелого мирного договора: согласился на территориальные уступки, в т. ч. восстановление Сербии в границах 1427 г. под упр. Бранковича и переход Валахии под венг. сюзеренитет. Подписав мир, в авг. 1444 г. Мурад передал власть своему сыну и удалился в Манису в обитель дервишей. Однако молодой Мехмед II оказался не в состоянии противостоять вызовам, обрушившимся на государство. Многие лидеры крестоносцев отвергли примирение с О. и. и настояли на продолжении войны. Римский папа Феликс V объявил недействительными клятвы, данные неверным.

http://pravenc.ru/text/2581625.html

Большой интерес представляет многофигурный ктиторский портрет, на к-ром изображены строители церкви господари Богдан III и Штефан IV Молодой и заказчик росписи Петру IV Рареш и члены его семьи. Роспись пострадала при установке кивория над ракой с мощами св. Иоанна Нового и от позднего поновления, корректирующего состав ктиторов. Напр., портрет супруги Петру IV Елены Бранкович занял портрет господаря Петру VI Хромого. Киворий св. Иоанна Нового был установлен господарем Иеремией Мовилэ, в связи с чем в церкви появился портрет господаря под названием «Подношение кивория» (1601). В общую композицию были включены и др. сцены, к-рые придали всему циклу династийный характер, что было необходимо, поскольку господари рода Мовилэ были связаны кровным родством с правящей прежде династией не по муж. линии, признаваемой легитимной при передаче власти, а по женской. Для акцентирования связи со старой династией сцена «Подношение кивория» была предварена композицией, изображающей перенесение мощей св. Иоанна Нового из Четатя-Албэ в Сучаву, где их встретили господарь Александру I Добрый и его супруга Анастасия; затем был помещен портрет св. Стефана III Великого (роль которого в истории мощей неизв.). В центре указанной композиции представлена рака с мощами, а над ней - брат господаря митр. Молдавский Георгий III (Мовилэ) , подносящий киворий Христу на престоле. За спиной митрополита написана семья господаря Иеремии Мовилэ (мать, супруга и дети). Показательно, что непосредственно за господарем изображена не супруга, а мать, являющаяся дочерью Петру IV Рареша,- связующее звено со старой династией. С др. стороны изображены 3-й из братьев Мовилэ, Симеон, его супруга Маргита (Мелания) и их дети. Иконографическая программа остальных внутренних росписей довольно традиционна для памятников данного времени. Это относится и к остаткам внешних росписей, где в отличие от Проботы сцена «Страшный Суд» вынесена на зап. фасад церкви. Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря Хумор. 1535 г. Церковь в честь Успения Пресв.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

В 1441 году турки взяли Стефана в качестве заложника вместе с его старшим братом и ослепили. По смерти Георгия Сербией два года правил их младший брат Лазарь, а затем деспотом стал сам Стефан. Произошло это незадолго до того, как под натиском турок пала сербская столица Смередево и прекратила существование Сербская деспотовина . Одной из причин поражения была разобщенность сербов, а некие диаволом наученные люди оклеветали Стефана. В результате навета он был изгнан из своего отечества и терпел на чужбине многие беды и скорби. Сначала Стефан отправился к своей сестре графине Цельской Катарине, затем искал пристанища в городе Дубровник в Далмации, а уже оттуда перебрался в Албанию. Князь Арианит с любовью принял Стефана. Пребывание в гостях затянулось настолько, что Стефан стал для всей семьи как родной, а Ангелина всем сердцем полюбила его и попросила у родителей благословения на брак. Родители благословили молодых, и Ангелина обвенчалась со Стефаном в 1461 году в Скадаре. Святой Стефан Слепой, Бранкович. Современная фреска. Монастырь Гргетег. Фото: иером. Игнатий (Шестаков)      Стоит отметить, что родственные связи сербских и албанских династий уходят в глубь веков и прослеживаются со времен первых правителей династии Неманичей. Так, одна из дочерей Стефана Первовенчанного была выдана замуж за албанского господаря Димитрия. Существуют и другие примеры, так что между ветвями сербских правителей и албанских вождей немало кровных связей, в первую очередь благодаря православной вере. В браке у супругов родились сыновья Георгий, Иоанн и дочь Мара, или Мария. Старший сын родился в Албании, но родители вскоре вынуждены были покинуть эти края: турки начали вторгаться в их земли, разоряя и опустошая все на своем пути. Поэтому Стефан и Ангелина перебрались в Италию, где поселились в старом замке в Фурландии на берегу реки Тальяменто. В большом, но уже запущенном замке был храм святителя Николая и несколько вспомогательных зданий. Семья жила здесь очень скромно, принимая помощь из Дубровника и Венеции.

http://pravoslavie.ru/126609.html

Преподобный Антоний, будучи иеромонахом, в 1461 году при­был из Белозерской стороны в пустыню на левый берег реки Мологи и здесь, не вдали от Красного холма и в 30 верстах от Бежецка, поло­жил основать обитель. Тогда в здешнем краю еще не было обителей. Преподобный Антоний построил деревянный храм в честь святого Николая. К нему собрались братия, и он ревностно учил их путям спасения примером жизни своей и наставлениями. Набожный боярин Иван Нелединский, владелец тех мест, щедро доставлял средства для обители. На его иждивение преподобный Антоний построил камен­ный храм святителю и вскоре по освящении его, в 1481 году, мирно скончался. Мощи его почивают под спудом 95 . Память преподобного Антония Черноезерского В бывшем Богородичном монастыре, на берегу Черного озера, Че­реповецкого уезда, почивают под спудом мощи преподобного Антония Черноезерского, основателя пустыни. Подвиги его и их время неиз­вестны, но вероятно, они принадлежали XVI веку. Местная память его чтится 17 января 96 . День восемнадцатый. Память святых отцов Афанасия и Кирилла Александрийских Совместное празднование сим великим светильникам веры уста­новлено по особенной святости и заслугам их для Церкви. Отдельно память Афанасия 2 мая, Кирилла 9 июня. Память блаженного Максима, митрополита Угровлахийского В мире назывался Георгием; был внук предпоследнего Сербского государя (деспота) Юрия Бранковича, сын его сына Стефана, ски­тавшегося вне отечества, и Ангелины, супруги последнего. Стефан получил от Венгерских королей поместья в Среме, где и стало жить его семейство. Так как в этой стране, куда бежало от ига турецкого много сербов, не было ни церквей, ни священников, то Георгий на свой счет построил несколько церквей, пригласил из Софии митрополита Левия для поставления священников и в 1496 году основал мона­стырь Богородицы в Крушедоле, где и сам постригся. Радул, воевода Угровлахийский, в 1503 году пригласил его в свою землю и сделал митрополитом; при преемнике Радула, Михне (1508–1510), Максим воротился в свой монастырь, но в 1513 году снова вызван был воево­дою Нягоем Бессарабою. Впрочем, недолго там прожил и, возвратясь в Крушедол, скончался в 1516 году. Мощи его покоятся в обители его, которая с XVIII столетия сделалась местопребыванием сербских патриархов в Австрии. День девятнадцатый. Представление блаженного Феодора Юродивого

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

2 . Кития – Кирилл. 3 . Киринии – Кирилл и председатель (проедр) Солон. VII. Синайская церковь Преосвященнейший архиепископ Синая и Раифы Порфирий, всечестный. Список архиерейских кафедр и занимающих эти кафедры иерархов православных автокефальных церквей А) Сербской – в королевстве Сербии 1) Митрополия – архиепископия Белградская. Архиепископ Белградский и митрополит Сербии Иннокентий (Павлович). Кафедра: г. Белград. Титул: высокопреосвященный. Другие епархии: 2) Жичская. Епископ Савва (Дечанец, бывший архимандрит Дечанского монастыря). Кафедра: Кральево. 3) Нишская. Епископ Никанор (Ружич). Кафедра: г. Ниш. 4) Тимокская. Епископ Мелетий. Кафедра: г. Зайчар. 5) Шабацкая. Епископ Димитрий (Павлович). Кафедра: Шабац. Б) Сербской – в Австро-Угрии 1) Митрополия – архиепископия Сремско-Карловецкая. Архиепископ и митрополит Карловецкий, патриарх (личный титул отдельных предстоятелей этой церкви, – титул «патриарха» носит и нынешний предстоятель её) Георгий (Бранкович). Кафедра: Ср. Карловцы (нем. Karlowitz). Титул: его святость, высокопреосвященный. Другие епархии: 2) Будимская. Епископ Лукиан (Богданович). Кафедра: С.-Андрее (мад. S. Andree), близ Будапешта. 3) Вершецкая. Епископ Гавриил (Змеянович). Кафедра: г. Верщец (нем. Werscbetz). 4) Бачская. Епископ Митрофан (Шевич). Кафедра: г. Новый Сад (нем. Neutsatz). 5) Горне-Карловецкая. Епископ Михаил (Груич). Кафедра: Плашки (Plaski). 6) Покрацкая. Епископ Мирон (Николич). Кафедра: г. Пакрац (Pakrac). 7) Темешварская. Епископ (вакансия). Кафедра: г. Темешвар. В) Русско-румынской-сербской – в Буновине и Далмации с Бокой Которской (в Австро-Угрии) 1) Митрополия Буковинско-Далматинская и архиепископия Черновецкая. Архиепископ Черновецкий и митрополит Буковинско-Далматинский Аркадий (Чуперкович). Кафедра: г. Черновцы (нем. Czernowitz) в Буковине. Другие епархии (в Далмации и Боке Которской): викарий Буковинской митрополии Владимир де-Редта, еп. Радауцкий. 2) Далматинско-Истрийская. Епископ Далматинский и Истрийский Никодим (Милаш). Кафедра: г. Задр (в Далмации).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

—542— правильной деятельности народно-церковного конгресса, – за всё время управления его († 1888 г.) всего один раз созывался конгресс, но и тот не успел ещё приступить к делам, как был закрыт... На конгрессе 1890 г. избран нынешний митрополит-патриарх Георгий Бранкович и шли оживлённые рассуждения о том, чтобы все отдельные автономные установления и распоряжения свести в одно целое, в один органический статут. Того же желало и правительство, и для этой цели избрана была комиссия из 15-ти лиц, которая и выработала так называемый статут“. Большинство членов конгресса однако не согласилось принять этот статут, опасаясь, что правительство своим вмешательством и ограничениями может лишить сербскую церковь и тех немногих прав, которые ею уже приобретены. И когда на конгрессе 1897 г. правительство через своего комиссара категорически потребовало, чтобы прежде всего, не в очередь, был рассмотрен статут“, депутаты отказались исполнить это требование, последствием чего было преждевременное закрытие конгресса, который затем не созывался целых пять лет, до 1902 г. В таких-то обстоятельствах состоялся последний народно-церковный конгресс, и деятельность его нельзя не назвать плодотворной и успешной. По характеру своему деятельность эта была по преимуществу административная и контрольная или ревизионная. Конгресс 1902 г. основательно рассмотрел и оценил отчёт комитета конгресса за 12 лет, равно отчёт училищного совета, рассмотрел отчёт народно-церковных фондов за 11 лет, избрал новый митрополитский совет, училищный совет и референтов, новый комитет конгресса, пополнил многие праздные или освободившиеся вакансии, выработал полезные постановления, относительно епархиальных скупщин, по вопросу о лучшем управлении многочисленных монастырских имуществ и т. д. Немаловажное значение имеет резолюция конгресса о возвращении присвоенного румынами сербского монастыря Ходоша. Для этой цели избрана комиссия, которой поручено извлечь из пештских и венских архивов нужные данные и при помощи их искать возвращения этого чисто сербского монастыря. Немало ве-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но примирение не коснулось самого Печского патриархата. Главная проблема была решена лишь семью годами позже, после сокрушительного поражения сербов войсками султана Мурада I на реке Марице (1371). Посредническую роль взяли на себя монахи–славяне с Афона – в том числе настоятель русского монастыря Исайя и родственник сербского князя Лазаря Никодим. Немалое значение имело и то, что константинопольскую кафедру занимал Филофей – в прошлом тоже афонский монах. Приняв делегацию монахов в Константинополе, патриарх Филофей отправил в Сербию своих полномочных представителей – иноков Матфея и Моисея, которые торжественно провозгласили снятие анафем с Душана на его могиле в Призрене. Затем они совершилисовместное с сербским духовенством богослужение в Пече и объявили Савву IV признанным патриархом Сербским 573 . Сербские княжества одно за другим попадали под власть турок. Знаменитая битва на Косовом поле (1389), в ходе которой сербский воин убил султана Мурада, а князь Лазарь был взят в плен и вместе с другими представителями сербской знати казнен сыном и наследии; ком Мурада Баязидом I (1389–1427), была последней – трагически безуспешной – попыткой остановить продвижение турок. Впрочем, сербские государи Стефан Лазаревич (1389–1427) и Георгий Бранкович (1427–1456), даже будучи турецкими вассалами, покровительствовали развитию национальной культуры и искусства. Наконец в 1459 году султан Мехмед II уничтожил последние следы сербской независимости. Сербский Печский патриархат просуществовал при турках до 1766 года и был официально упразднен патриархом Самуилом I (1763–1768), как это произошло и с автокефальной архиепископией Охридской. На сербские кафедры стали назначать епископов–греков. 3. Церковь в румынских землях Еще до нашествий венгров и славян часть Балканского полуострова была населена даками и римскими колонистами, в чьей среде христианство распространилось очень рано. Святой Никита, епископ Ремезианы (в Средние века и Новое время – Ниш) – известный миссионер и поэт, писавший на латыни, – жил в начале V века.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

На заседании 6 сентября большин­ством (40) голосов избран епископ бачский Митрофан Шевич, во он от избрания в патриарха отказался. Но­вые выборы назначены были на 9 сентября, и в этот день избран будимский епископ Лукиан Богданович боль­шинством 39 голосов (36 радикальных, 1 от либералов и 2 от депутатов внепартийных), а епископ пакрацкий Ми­рон Николич получил 25 „самостальных“ голосов; 4 радикальных депутата не подавали голосов, а 7 депутатов отсутствовали. Высочайшим указом от 24 сентября избрание Лукиана Богдановича утверждено. В этот день, накануне инсталляции, устроена была новоизбранному патриарху торже­ственная „баклада” (шествие с факелами) при участии учащихся в богословском училище и гимназии, военной и духовой музыки. 25 сентября совершена была по определенному це­ремониалу в церкви апостолов Петра и Павла инсталляция новоизбранного и высочайше-утвержденного патриарха. 26 сентября на заседании народно-церковного конгресса патриарх Лукиан Богданович в речи своей коснулся неотложных, стоящих на очереди, вопросов церковной и общественной жизни и отметил настоятельную необходи­мость улучшить содержание духовенства и обеспечить последнее на случай болезни и старости. На эти предметы патриарх обещал свою личную единовременную и ежегод­ную помощь, что и исполнил, основав в 1909 г. фонд для улучшения священнического содержания вкладом в банк 25,000 крон. Предшественник нынешнего патриарха патриарх Георгий Бранкович (избран в патриарха в апреле 1390 г., скончался 17 июля 1907 г.) известен как круп­ный жертвователь на пользу просвещения. Именно, он по­жертвовал 200,000 крон на постройку дома для богослов­ского общежития („семинара”), 80,000 к. на дом учитель­ской школы в Сомборе, где он много лет был про­тоиереем, 60.000 к. основной школе в Далье, 30.000 к. школе в Кулпине, 30.000 к. фонду св. Саввы, 24.000 к. общин в Сантове, 39,000 к. (дом), Сербскому Соколу в Карловцах, 20.000 к. на иллюстрированное издание книги „Сербская карловецкая митрополия», 20.000 к. за кар­тину „Сеоба (Переселение сербов в Австро-Венгрию), 16.000 к.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Профессор богословия в Пакраце, Мирон Николич пострижен в монашество в монастыре Ореховице 12 октября 1870 г., произведен в диакона 28 октября того же года, в пресвитера-синкелла 25 декабря 1874 г., в протосинкелла 13 апреля 1875 г. и в архимандрита 16 апреля 1878 г. в 1889 г. 10 октября архимандрит ореховицкого монастыря и адми­нистратор вакантной епархии пакрацкой Мирон Нико­лич избран в епископа означенной епархии и посвя­щен патриархом Георгием Бранковичем 3 мая 1890 г. в 1910 г. 28 октября торжественно праздновалось сорока­летие служения преосвященного Мирона в священном сане. В течение своей сорокалетней службы епископ Мирон особенное внимание посвящал возрастанию и умноже­нию фондов в небогатой своей епархии, и настояния его увенчались блестящим успехом. Незначительные раньше фонды „богословский» и „школьный» („препарандски») к концу 1909 г. умножились в 5 с половиной раз; из своих сбережений преосвященный Мирон основал фонд на содержание священника в Капелни (в конце 1909 г. 8,115 крон), фонд в пользу церкви св. Саввы в Крижевцах (в конце 1909 г. 2,581 кр.), фонд помощи духовен­ству епархии пакрацкой (в конце 1909 г. 27,712 кр. и недви­жимое имущество на 10,000 кр.), фонд интернатский при школе (в конце 1909 г. 14.575 кр.). Кроме того, он умел привлечь к значительным пожертвованиям в пользу ду­ховенства и монастыря ореховицкого некоторых состоятель­ных родолюбивых сербов 28 . 7. Епархия темишварская Имеет монастырей 3 (Бездин, Св. Георгий и Ходош), протопресвитериатов 4, церквей 80 и 5 филиальных на кладбищах, приходов 103, священников (по отчету епархиального управления за 1900–1908 г.) 59, приходских помощников 18, администрато­ров 23, протопресвитерских помощников 3, дьяконов 2, кроме того священников на пенсии 7, два настоятеля, 9 мо­настырских и 2 придворных иеромонаха, – всего 125 свя­щенных лиц. Церковных общин 80 и 4 отделения, – православных домов 20,822 в 1900 г. и 23.777 в 1908 г. – Епархиальный фонд 57,057 гульл. в 1900 г. и 135,135 крон в конце 1908 г 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010