Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКСИМ (Бранкович Георгий (Джордже); 1463 - 18.01.1516, монастырь Крушедол, Сербия), свт. (пам. 18 янв.), митр. Белградский и Сремский. Происходил из рода Бранковичей , сын деспота Стефана Слепого и Ангелины . Детство провел в замке Бельградо близ г. Удине (Сев.-Вост. Италия), где воспитывался правосл. монахами. В 1486 г. вместе с матерью и братом Иоанном по приглашению кор. Матьяша Хуньяди приехал в Венгрию в качестве буд. наследника серб. деспота Вука Бранковича (Вука Огненного Змея). Кор. Матьяш дал в управление Георгию населенные пункты Купиново, Сланкамен (ныне Стари-Сланкамен) и Беркасово (ныне все 3 в автономном крае Воеводина, Сербия), а впосл. и г. Сремска-Митровица. Деспот Георгий помогал правосл. храмам и монастырям, ежегодно выплачивал 500 золотых мон-рю св. Павла на горе Афон, в Купинове построил ц. св. Луки и перенес в нее мощи отца. В 1487 г. кор. Матьяш женил Георгия на родственнице своей жены, кор. Беатрисы Неаполитанской, Изабелле, но брак был недолгим. Георгий не имел склонности к мирским делам, и в 1493 г. титул деспота получил его брат Иоанн (Бранкович) . Между 1497 и 1500 гг. Георгий принял монашество с именем Максим в мон-ре при ц. ап. Луки в Купинове и был рукоположен во иерея. От имени брата в 1502 г. он вел переговоры с Венецианской республикой по поводу заключения антиосманского союза, но безуспешно, т. к. Венеция в том же году подписала мирный договор с Османской империей. После 1502 г. по приглашению воеводы Раду IV Великого М. уехал в Валахию и стал митрополитом Унгро-Влахийским: его хиротонию совершил, вероятно, ок. 1505 г. бывш. К-польский патриарх Нифонт II . М. приписывают открытие в Валахии типографии и приглашение для работы в ней черногорского иером. Макария . В 1508 г. М. был направлен с дипломатической миссией в Будим (Буду). Вскоре уехал в Срем и стал митрополитом Белградским и Сремским. Похоронен в основанном им монастыре Крушедол . В 1523 г., после обретения мощей М., его родителей и брата, началось их почитание, было составлено Житие М. При пожаре 1716 г. уцелела лишь левая рука М.; ныне она хранится в ризнице мон-ря. Лит.: А. Држава српских деспота. Београд, 1995. С. 92-95; Српски jepapcu. 1996. С. 299-300; М. Ucmopujcku преглед Српске православне мumponoлuje карловачке// Он же. Српска православна мumponoлuja карловачка по подацима од 1905. г. Загреб, 2012. С. 1-110. Н. В. Радосавлевич Рубрики: Ключевые слова: ИОСИФ НОВЫЙ (Фуско Иаков; ок. 1568 - 1656), свт. (пам. румын., серб. 15 сент.), митр. Темишварский (Влашкоземский) Печской Патриархии

http://pravenc.ru/text/2561550.html

Г. пользовался особым почитанием среди членов династии Неманичей. В Житии св. Симеона Сербского (в миру жупан Стефан Неманя), написанном его сыном, кор. Стефаном Первовенчанным, содержится рассказ о чуде Г., освободившего Неманю из заточения в пещере, куда его, закованного, бросили братья, боровшиеся за верховную власть ( Стефан Првовенчани. С. 24, 26, 28). В память об этом событии в 1167-1170 гг. (или в 1-й пол. 1171) Неманя построил мон-рь Джурджеви Ступови на Лиме (Там же. С. 143-144). В нач. XIV в. этот мон-рь обновил кор. Стефан Драгутин и впосл. был там погребен ( С. 83). Примерно в то же время, что и Джурджеви Ступови, племянником Немани Стефаном Первославом была построена церковь-задужбина во имя вмч. Георгия в Будимле на р. Лим, где находится гробница Стефана (Там же. С. 76; С. 20). У династии Неманичей имя Георгий не входило в королевский ономастикон, но его носил ряд серб. удельных правителей, напр. дуклянский кор. Георгий (1208-1216), сын Вукана, внук Стефана Немани. Свт. Савва Сербский построил во имя вмч. Георгия мон-рь Ораховица, возобновленный в нач. XIV в. кор. Стефаном Урошем II Милутином ( С. 67). По свидетельству летописей, кор. Драгутин построил мон-рь во имя вмч. Георгия в Ломнице (Там же. С. 85). Г. посвящена и возведенная в 1318 г. задужбина Милутина - мон-рь в Старо-Нагоричино близ Куманова (Там же. С. 90-91). На рубеже XIII-XIV вв. кор. Милутин, а в посл. трети XIV в. Вук Бранкович покровительствовали мон-рю Георгия Скорого близ Скопье (Грамоти. С. 124-176). Ко времени правления Милутина относится и первое упоминание мон-ря во имя вмч. Георгия в Уложиштах ( С. 97-98), а в правление его сына Стефана Уроша III (св. Стефан Дечанский ) (1321-1331) упоминается соименный мон-рь в г. Маглич на р. Ибар (Там же. С. 101). Между 1382 и 1385 гг. серб. иноки знатного происхождения Антоний (Багаш) и Герасим (Радоня Бранкович) возобновили на Афоне мон-рь св. Павла Ксиропотамского, посвященный вмч. Георгию ( С. 254). В Хиландаре находится чудотворная икона Г., упоминаемая в письменных источниках с XVI в.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Память 10/23 декабря Праведный Иоанн, сын святых деспота Стефана Бранковича и Ангелины , родился в Албании, где в то время жили его родители, а рос в Италии, куда позднее переселилась семья. Там в родительском доме он получил хорошее христианское воспитание и образование. В формировании его личности особую роль сыграли монахи, часто гостившие в доме родителей, так что Иоанн возрастал на прочном фундаменте православной веры и богоугодной жизни.      После смерти супруга праведная Ангелина вместе с сыновьями Георгием и Иоанном, с одобрения венгерского короля Матии Корвина, перенесла мощи своего мужа в Купиново. Оба брата приняли от венгерского двора достоинство сербских деспотов. Они прибыли в область Срем в феврале 1486 года, и старший брат Георгий получил в управление земли, которыми ранее владел его предок Вук Бранкович. Спустя чуть более десяти лет он оставил престол, принял монашеский постриг и впоследствии стал архиереем. После этого младший брат Иоанн остался единственным сербским правителем. «Благословенный и христолюбивый деспот», как называют его летописцы, женился на дочери известного сербского вельможи Елене Якшич. Как сербский деспот праведный Иоанн вел, с одной стороны, борьбу против иноверных турок, нападавших с юга, а с другой – противостоял попыткам римо-католиков склонить его народ в унию. Благоверным деспотом двигало желание освободить от иноверного порабощения все сербские края, но это превосходило его скромные силы. Уже в июле 1501 года деспот Иоанн и белградский бан Георгий вторглись в порабощенную турками Сербию и дошли до Смередева. В декабре того же года деспот Иоанн со своми всадниками взял в плен 300 турок. В начале 1502 года Ахмед-паша Херцегович просил у деспота, чтобы он ходатайствовал перед венегерским королем об установлении мира. Позднее Иоанн был представителем венгерской стороны в переговорах с великим везирем. В сентябре 1502 года он отправил своего брата Максима в Венецию для переговоров о совместной борьбе против турок. В конце октября того же года он вновь воевал с турками в Боснии.

http://pravoslavie.ru/41601.html

деспот Иоанн Углеша. После гибели Углеши в 1371 г. в Марицкой битве с турками (вслед. к-рой отторгнутые у К-польского Патриархата епархии вернулись под его юрисдикцию) попытки возобновились позднее по инициативе св. кн. Лазаря и завершились в 1375 г. окончательным примирением Церквей и признанием визант. стороной титула Патриарха за главой Сербской Церкви. Последние 80 лет до падения В. и. отношения между нею и Сербией носят исключительно дружественный характер: между гос-вами нет поводов для соперничества, обоим в равной мере угрожает османское завоевание. В кон. XIV в. (до 1391) наследник визант. престола Мануил Палеолог женился на Елене, дочери серб. правителя вост. Македонии Константина Драгаша; детьми от этого брака были последние императоры - Иоанн VIII и Константин XI. В 1402 г. серб. кн. Стефан Лазаревич, спасаясь после разгрома тур. войска в Ангорской битве, в к-рой он принимал участие как вассал и шурин султана Баязида, нашел убежище в К-поле, где получил титул деспота и посредством брака с дочерью правителя о-ва Митилена генуэзского аристократа Гателузи (1404) связался узами свойства с имп. фамилией. Племянник и наследник Стефана деспот Георгий (Гюрг) Бранкович (1427-1456) был женат на Ирине Кантакузине; представители этой фамилии в его правление играли важную роль в жизни одного из крупнейших центров добычи серебра в Сербии, г. Ново-Брдо. В 1443-1444 гг. Бранкович, временно лишенный в тот момент турками своих владений, участвовал в крестовом походе, организованном венг. кор. Владиславом Варненчиком и Яношем Хуньяди. В 1448 г. на средства деспота Георгия была восстановлена часть городских стен и башен К-поля, разрушенных землетрясением. В 1453 г. вспомогательные серб. войска (преимущественно саперы из рудокопов), обманом призванные султаном якобы для похода на восток, приняли участие в последней осаде визант. столицы. Лит.: Флоринский Т. Д. Памятники законодательной деятельности Душана, царя сербов и греков. К., 1888; Пальмов И. Ист. взгляд на начало автокефалии Сербской церкви и учреждение патриаршества в древней Сербии.

http://pravenc.ru/text/372678.html

В третий и последний раз попытка кальвинистов повторилась в 1651 году, при митрополите Стефане Симоновиче 56 ), и также безуспешно. Что эти приглашения сопровождались насилиями, понятно само собою. В августе 1645 года прибыл в Москву за милостынею митрополит Арадский Орест; он говорил, что, по истечения трех лет епископства, „великий поп королевский“ кальвинист Чулай Георгий оклеветал его пред королем, и он просидел девять месяцев в темнице со многими иереями и христианами „не за какую-либо вину, но за веру христианскую“, за то, что не хотел совратиться в ересь 57 ). Непоколебимым в православии оказался, после Стефана и преемника его Новаковича, и митрополит Савва Бранкович, с 1656 года занявший престол; он принял посвящение в Молдавии. Двадцать четыре года управлял он церковью при пяти правителях, которые и давали ему подтвердительные грамоты 58 ), управлял в самых затруднительных обстоятельствах. Два раза (в 1658 и 1666 гг.) турки и татары опустошали Белград и вместе митрополичий кафедральный монастырь; для возобновления монастыря Савва ходил за милостынею в Москву, в 1668 году. Через несколько времени он узнал, что кальвинисты затеяли подчинить его своему супер-интенданту, отнять у него некоторые приходы и возбранить ему рукоположение священников; предупреждая намерения врагов православия, он испросил у воеводы Михаила Апафи охранительную грамоту, которая и была дана 30-го декабря 1675 года в такой силе 59 ): „Михаил Апафий, Божией милостию князь Седмиградский и прилежащих стран Венгерского королевства государь и Сикелам жупан, всем и всякого сана людям повелеваем. Так как пречестный Савва Бранкович во всей земле и владении нашем сущих Влахов, Рацов и греков церквей достойный епископ, пребывающий в Гвула-Белградском 60 ) монастыре, с прочими ему подведомыми надзирателями, протопопами и попами вкупе нас смиреннейше просил, извещая, что некоторые, нарушая древние их привилегии, стараются разорить и нарушить обряды их исповедания и управления, а мы на то еще никому позволения не давали, чтоб они терпели напасти в противность привилегий, дарованных блаженной памяти князьями 61 ), – потому строго повелеваем всякого чина и звания верным нашим, чтобы помянутые церкви, протопопы и попы не были отторгаемы от нынешнего и по нем имеющих быть епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Георгий (Бранкович), Патриарх Сербский. Фотография. Нач. XX в. (Бранкович Джордже; 13.03.1830, с. Кулпин, близ Нови-Сада, Сербия - 17.07.1907, Сремски-Карловци, там же), архиеп. Карловацкий, митрополит и Патриарх Сербский в 1890-1907 гг. Род. в семье свящ. Тимофея Бранковича. Окончил гимназию в г. Врбас, семинарию в Сремски-Карловци. Перед рукоположением помогал отцу на приходе в г. Сента (обл. Бачка). Вскоре после женитьбы, 6 дек. 1855 г., рукоположен во диакона, а 25 дек. - во пресвитера еп. Бачским Платоном (Атанацковичем) . Продолжал служить при отце, позже стал администратором этого прихода. В 1859 г. избран окружным пресвитером г. Сомбор, 6 авг. 1859 г. возведен в чин протопресвитера. Благодаря его служению Сомбор стал единственным городом Карловацкой митрополии , в к-ром литургия служилась каждый день. С 1861 по 1872 г. управлял учительской семинарией в Сомборе, для к-рой в этот период было построено новое здание. По предложению Г. еп. Платон учредил «Платонию» - стипендию для бедных студентов. Как один из самых авторитетных священников Г. был депутатом всех Народно-церковных Соборов митрополии с 1861 по 1882 г. В 1866 г. Г. овдовел. 7 мая 1882 г. был избран епископом Темишварским. 11 мая пострижен в монашество, 6 июня возведен в сан архимандрита в мон-ре Ковиль . 1 июля 1882 г. хиротонисан во епископа. Для содержания епархиальной администрации и духовных школ создал в епархии специальный фонд. На свои средства приобрел необходимую утварь для епископского двора в Темешваре. 1 мая 1890 г. на Народно-церковном Соборе Карловацкой митрополии избран патриархом. В Патриаршество Г. состоялись 4 Народно-церковных Собора, большинство членов к-рых составили оппозицию Г., обвиняя его в пассивном отстаивании прав митрополии перед властями Австро-Венгерской империи. На Соборе 1892 г. было принято решение о создании специального фонда для выплат пенсий вдовам священнослужителей, церковным чиновникам и учителям.

http://pravenc.ru/text/164253.html

Святой Ангелине пришлось сполна испить чашу вдовства, изгнания и материнского болезнования о добром воспитании троих детей. Она обратилась с просьбой о помощи к Венгерскому королю Матии Корвину, который милостиво дал в удел ей и ее сыновьям город Купиново на реке Саве. Взяв с собой нетленные останки своего супруга, Ангелина добралась через Вену и Буду до Купиново и там в церкви святого апостола и евангелиста Луки положила 15 февраля 1486 года мощи своего супруга Стефана. Венгерский король даровал старшему сыну Ангелины Георгию титул деспота, но Георгий отказался от него в пользу младшего брата Иоанна. В 1495 г. Георгий постригся в монашество с именем Максим. В 1502 г. отошел ко Господу молодой деспот Иоанн, ставший последним деспотом Сербии. Св. Ангелина с монахом Максимом переселилась в земли Валашского воеводы Иоанна Радула, взяв с собой мощи супруга Стефана и сына Иоанна. Воевода Иоанн также отличался благочестием и боголюбием. Некоторое время он оказывал покровительство Афону. В Русском монастыре сохранились грамоты сего государя о пожаловании ежегодной милостыни Русику. Он был покровителем монастыря с 1492 г. Особенно щедрую помощь оказывал он с 1502 г., когда в пределы его владений прибыла св. Ангелина. Вероятно, именно она сподвигла воеводу увеличить милостыню Пантелеимоновой обители, совершенно лишившейся покровительства. В Валахии монах Максим, сын Ангелины, принял епископскую хиротонию. По возвращении свв. Ангелины и Максима в Сремскую область еп. Максим был поставлен митрополитом Белградским и Сремским. Вместе с матерью они воздвигли монастырь Крушедол во имя Благовещенья Пресвятой Богородицы. Сюда святитель Максим перенес из Белграда свою епископскую кафедру, обновив, таким образом, Сремскую архиепископию. Вскоре – 18 января 1516 года – он отошел ко Господу и был погребен в Крушедоле. Так праведной Ангелине суждено было пережить мужа и обоих сыновей, которых Господь прославил в лике святых. Свв. Савва I архиепископ, преподобная Ангелина деспотисса Сербская, её сыновья святой Иоанн (Бранкович) и свт. Максим (Бранкович) и супруг святой Стефан деспот. Икона. Сербия. XVI в. Ризница монастыря Керка в Далмации (Сербская Православная Церковь).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=261...

Почти их, отрекись от человека – Христа. А не захочешь – смерть тебя ужасная ждет. Василий, полон радости, такой ответ дает: – Иди, скажи царю-злодею: если даже Все царство даст он мне с избытком, А заберет воскресшего Христа, То больше потеряю, чем возьму я. Злодей, Христа Спасителя он предал, Ужель и от меня того же ждет он? Тебя я, вестник смерти, не боюсь, Я раб Христов, Ему теперь молюсь! 2. Преп. Иоанникий Девиченский . Серб из Зеты [совр. Черногория. – Ред.]. Еще юношей, будучи объят Христовой любовью, оставил дом и своих присных и удалился в пределы Ибара [река и ущелье на юге Сербии. – Ред.], в ущелье Черной Реки, [где заключился] в тесной пещере, в которой, согласно преданию, до него подвизался преподобный Петр Коришский. Но когда слава о нем начала распространяться среди людей, он убежал в Дреницу и укрылся в густом Девиченском лесу. [Многие] годы провел святой Иоанникий там в уединении, неся подвиг безмолвия и молитвы. Согласно преданию, сербский князь Джюрадьж Бранкович [деспот Георгий Бранкович. – Ред.] привел к нему свою лишившуюся рассудка дочь, которую святой исцелил. В знак благодарности Джюрадьж построил на этом месте монастырь, и поныне известный под названием Девич. Здесь и почивают святые и чудотворные мощи преподобного Иоанникия. Не так давно в этой обители подвизалась знаменитая и богоугодная постница, монахиня Евфимия, более известная в косовском крае под именем Блаженная Стойна, почившая в Гоподе в 1895 году. 3. Св. Стефан, епископ Великопермский . По происхождению русский; с малых лет предавал себя молитве и богомыслию. Юношей ушел в Ростов, где принял иночество в монастыре святого Григория Богослова . Узнав о Пермской земле, всецело заросшей тернием язычества, святой Стефан восхотел быть в ней миссионером. Тотчас взялся он за изучение пермского [зырянского. – Пер.] языка и, овладев им, составил азбуку и перевел на этот язык церковные книги. По благословению митрополита Московского, он, принявши сан пресвитера, отправился на свое апостольское дело и с апостольской же ревностью начал проповедь Евангелия в густом мраке пермского язычества. Крестив несколько душ, он потрудился выстроить в той земле храм в честь святого Благовещения. Когда Божия Церковь в Перми умножилась, святой Стефан был рукоположен во епископа. Претерпевая всякие труды, скорби, оскорбления и унижения, он сумел рассеять тьму нечестия среди пермских язычников и просветить их светом Христовым. На закате дней своих он в очередной раз посетил Москву, где и скончал свою земную жизнь и в 1396 году переселился ко Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Важнейшей задачей Г. считал улучшение духовного образования. Первым его актом после избрания стало освящение нового здания гимназии в Сремски-Карловци. В 1893 г. открыл монашескую школу при мон-ре Хопово , в 1899 г. преобразованную в уч-ще. Особое внимание уделял Карловацкой семинарии: приглашал на пост ее ректора образованнейшего монаха того времени архим. Никодима (Милаша ; впосл. еп. Далматинский). Личными указами Г. назначались все преподаватели семинарии. В 1897 г. семинария получила ранг духовного уч-ща. С 1 сент. 1906 г. по новому уставу учебное заведение стало ин-том: преподаватели должны были иметь академическое образование, для продвижения по службе от них требовалось создание научных трудов, в т. ч. учебников. По инициативе Г. началось издание газет «Српски Сион» (Сербский Сион; 1891-1908), редактором к-рой одно время был прот. Димитрий Руварац, «Бранково коло» (Бранково общество с 1895), «Богословски гласник» (Богословский вестник с 1902). В 1893 г. была куплена типография, в 1895 г. она выпустила первые издания и действовала до 1941 г. Нек-рое время при ней работал архим. Иларион (Руварац) . По приглашению Г. в Сремски-Карловци работали живописец Пайе Йованович, обновивший росписи кафедрального собора свт. Николая, и архит. Владимир Николич, по проектам к-рого были построены Патриаршая резиденция с часовней св. Димитрия (1894), здание Церковно-народного фонда, здания для семинарии (1901) и для Богословского семинара (1901) и т. н. Стефанеум, общежитие для семинаристов (1903). Попечением Г. были также построены здания начальных школ в Бело-Брдо, Дале, Кулпине и др. населенных пунктах. При избрании Г. монахи Фрушка-Горы опасались, что патриарх из белого духовенства не будет помогать мон-рям - за период своего Патриаршества Г. отремонтировал все фрушкогорские обители. Для финансирования духовного образования, строительства и благотворительности Г. использовал средства Церковно-школьного, св. Саввы (основан Г. в 1894 с первоначальным личным взносом 20 тыс. крон) и др. фондов.

http://pravenc.ru/text/164253.html

В 1486 году преподобная Ангелина перевезла из Италии на родину, в Купиново, тело супруга (святые мощи праведного Стефана были обретены в Фурланском Белграде после знамения в храме, когда над гробницей святого воссиял свет). По возвращении семьи на родину в 1486 году сын святых Стефана и Ангелины – блаженный Георгий вступил на престол деспота Сербского в Среме (область на северо-востоке современной Югославии). Спустя 9 лет, оставив мирские заботы на попечение младшего брата Иоанна, он принял монашеский постриг с именем Максим. Впоследствии святой Максим стал архиепископом Влашским. Его трудами в Среме воздвигнуты монастыри Хопово и Крушедол. С просьбой о помощи в строительстве Крушедольского монастыря преподобная Ангелина обращалась к русскому князю Василию. В мрачное время турецкого владычества эти монастыри были хранителями православной веры. Праведный Иоанн был последним Сербским деспотом в Среме (с 1493 г.). Беды и житейские заботы не ослабили в нем любви ко Христу. Преданный своему отечеству, с горячей молитвой шел он на неверных. Праведный Иоанн отошел ко Господу около 1502 года. Нетленные мощи его были обретены в 1505 или 1506 году. Сербский народ чтит святого как своего заступника и скорого помощника православных воинов. Вскоре после смерти праведного Иоанна, преподобная Ангелина раздала имущество нищим и удалилась в Крушедольский монастырь, где подвизался ее сын, блаженный Максим. Неподалеку от монастыря она основала женскую обитель (ныне приходская церковь в честь Сретения Господня). С 1513 года до своей кончины – 18 января 1516 года – блаженный Максим был митрополитом Белградским и Сремским. Его нетленное и благоухающее тело было обретено в церкви святого Луки в Купиново около 1522 года. Преподобная Ангелина проводила дни в подвигах поста, непрестанной молитвы и труда. Скончалась она около 1520 года. Имена святых – «последних Бранковичей» – в национальном сознании сербов связаны с защитой отечества от иноверных. В годы турецкого владычества сербский народ обращался к ним с молитвами об избавлении от завоевателей. Нетленные мощи святых хранились в семейной гробнице в храме святого Луки в Купиново, и прославились многочисленными чудесами. Даже неверные получали исцеление от них и удивлялись величию христианской веры. В 1716 году турки предали огню мощи святых Бранковичей, от которых сохранились лишь частицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010