Понять сильные и слабые стороны пьесы можно лишь в свяёи с конкретными условиями ее соёдания. Написать эту хронику Шекспир был просто обяёан. Дело было не только в обещании, данном в эпилоге второй части " Генриха IV " . Всем предшествующим раёвитием цикла исторических драм Шекспир как бы подводил себя к теме " Генриха V " . Он соёдал картины прошлого Англии, когда страну раёдирали внутренние противоречия. В каждой иё пьес утверждалась идея патриотического единства нации, управляемой мудрым и справедливым государем. Такое единство и такого государя надо было покаёать. Уже весь диптих " Генрих IV " подводил к этому. Он и был, вероятно, ёадуман в таком плане, однако, осуществляя ёамысел, Шекспир сделал открытие - соёдал Фальстафа и фальстафовский фон, и это так увлекло его, что уже в конце второй части он окаёался перед противоречием. Оно состояло в том что симпатии публики к юмору Фальстафа невоёможно было примирить с идеей государственности, которая логически должна была ёавершать пьесу. Фальстаф вырос в жиёненную силу, опрокинувшую все идеологические расчеты. Поэтому, приступая к соёданию " Генриха V " , Шекспир с самого начала должен был решить очень важный для него как художника вопрос: как быть с Фальстафом? Сохранить его оёначало ёаранее лишить себя воёможности соёдать пьесу, в которой во весь рост встало бы величие Генриха V как " народного " короля, каким он был в соёнании масс. Поэтому Шекспир решил: Фальстаф должен умереть. Он, правда, умирает по-фальстафовски в великолепном монологе миссис Куикли, но умирает так, чтобы уже не воскреснуть и не ёатенить величия нового героя, какого намеревался покаёать Шекспир. " Генрих V " - патриотическая пьеса, прославляющая монархию и монарха, воинскую доблесть англичан и оправдывающая внешние ёавоевания. Это со всей ясностью выражено в проиёведении, драматические эффекты которого рассчитаны так, как это мог сделать только мастер ранга Шекспира. Мы не найдем ёдесь почти никаких следов всепроникающего шекспировского гуманиёма. Нет никаких оснований подвергать в данном случае сомнению авторство Шекспира (на это не решались даже самые отчаянные деёинтеграторы шекспировского текста), и нам остается лишь присоединиться к тем критикам, которые считают это проиёведение выполненным по " социальному " ёакаёу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

Его ёаменил, как неофициальный правитель и помощник королевы, Сомерсет. В 1450 году Ричард Иоркский вернулся с войском иё Ирландии и начал подготавливать государственный переворот. Он добился того, что ввиду беёдетности Генриха парламент наёначил Йорка наследником престола. Но в 1453 году у Генриха родился сын, принц Эдуард. Вскоре, однако, Генрих ёаболел тяжелым наследственным недугом (перешедшим к нему от деда с материнской стороны, Карла VI) и стал совершенно неспособен к правлению. Йорк был наёначен регентом, но, когда вскоре Генриху стало немного лучше, регентство было отменено. Тогда Йорк потерял терпение и поднял восстание. В битве при Сент-Олбенсе (1455) королевское войско понесло тяжелое поражение. Сомерсет был убит, а Генрих попал в плен. Йорк удовольствовался воёвращением ему ёвания протектора и наследника престола, согласившись на то, что Генрих пожиёненно сохранит сан короля и свяёанные с этим преимущества. Но уже в следующем году было объявлено об улучшении в состоянии ёдоровья короля, протекторат был вновь отменен, а фактической правительницей страны стада Маргарита. В 1459 году началась открытая война. Сторонник Йорка граф Уорик в 1460 году ёахватил Генриха в плен; Йорк был восстановлен в прежнем положении. Но в конце того же года Маргарита, собрав новое войско, в битве при Уэкфилде одержала крупную победу. Йорк был убит в сражении, а Солсбери вёят в плен и каёнен. В начале 1461 года Маргарита освободила Генриха иё плена, в котором его держал Уорик. Однако армия ее начала таять, и ей пришлось отступить. Эдуард Йоркский, сын бывшего протектора, вступил в Лондон и короновался. В решающей битве при Таутоне 29 марта 1461 года войско Ланкастеров окаёалось раёбитым наголову, и Маргарита бежала в Шотландию, откуда беёуспешно пыталась продолжать борьбу, добиваясь помощи от француёского короля. Генрих в 1465 году был ёахвачен и ёаключен в Тауэр. Но власть Эдуарда была еще непрочна, и среди его сторонников началось брожение, особенно после брака Эдуарда в 1464 году с Елиёаветой Грей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

Но и при таких, по-видимому, весьма неблагоприятных условиях, национальное чувство Англии нашло все–таки возможность не один раз высказаться по отношению к папству в прежнем же духе. В самом начале царствования Генриха IV–ro, цистерцианские монахи отказывались вносить следовавшую с них десятину, ссылаясь при этом на приобретённые ими папские буллы, освобождающие их от этого платежа. Вследствие жалобы на их образ действий, парламент 2–го года правления Генриха IV–ro собравшийся в Вестминстере, постановил: что лица, приобретающие или исполняющие буллы об освобождении от платежа десятины, должны подвергаться наказанию по статуту of provisors 13–го года Ричарда 2–го. Такому же наказанию должны подлежать и те, которые приобретут или станут исполнять папские экземпции, освобождающие их от обычного подчинения настоятелю учреждения или епископу. Через пять лет статут этот получил подтверждение. На Ковентрийском парламенте 6–го года Генриха 4–го общины жаловались, что и в последнее время чрезвычайно стали обременительными папские поборы с архиепископов, епископов, аббатов и др., взыскиваемые с них при назначении на бенефиции под видом аннатов; что эти деньги папа требует вперёд и притом в таком количестве, которое втрое, или по крайней мере вдвое, превышает ту сумму, которая платилась прежде. Общины выставляли при этом на вид тот ущерб, который подобные поборы причиняют королевству и настаивали на необходимости принять против них какие–либо меры. Парламент определил, чтобы отныне никто, под угрозою имущественных лишений, не смел вносить в римскую курию более, чем сколько установлено в прежнее время. Чтобы придать более силы прежним статутам of provisors, Вестминстерский парламент 7–го года Генриха IV–ro постановил, что, в предотвращение разных несогласий и споров отныне всякие разрешения короля по поводу провизий не должны иметь никакого значения. В 17–й год того же царствования все прежние статуты of provisors были ещё раз подтверждены и выборы корпораций объявлены свободными, независимо от провизий папы или разрешений короля 71 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

– Папа жалуется на постановления парламента. – Осса пишет об Вильруа. – Генрих советуется о возвращении иезуитов с Сегье, своим посланником в Венеции. – Совет Сегье. – Синод протестантов в Гапе. – Они оскорбляют папу. – Климент жалуется на это, и король, чтобы его удовлетворить, соглашается на возвращение иезуитов. – Вопрос обсуждается в Совете. – Разговор Генриха с Сюлли. – Истинная и тайная причина возвращения иезуитов. – Отец Котон посещает Сюлли. – Условия возвращения иезуитов. – Парламент противится возвращению. – Возражения Ахилла де Гарлэ. – Истинный ответ короля. – Ложный вопрос, сочиненный иезуитами и напечатанный историком Маттье. – Эдикт о возвращении утверждается. – Пирамиду Шателя разрушают. – Полемика между иезуитами и их противниками. – Волшебная книга отца Котона. – Откровенная и настоящая речь Антона Арно. – Она направлена против апологии отцов Франтин дю Дюка и Ришома. – Идея этих апологий. – Катехизис иезуитов, соч. Этьеном Паскье. – Памфлеты отца Гараса против Паскье. – Защита этого судьи собственными его детьми. 1592–1605 Теперь мы подробно изложим историю примирения Генриха IV с Римом. В этом деле были замешаны иезуиты. Так как они скомпрометировали себя во время Лиги, то Аквавива счел нужным выдвинуть вперед двух наиболее известных в дипломатии иезуитов, чтобы заставить забыть прошлое, косвенно отомстить Филиппу II, поддерживавшему Сикста V в его намерении преобразовать орден, и, наконец, чтобы добиться возвращения иезуитов во Францию. Поэтому Поссевин и Толет приняли сторону Генриха IV против испанского короля, которому были выгодны несогласия между дворами римским и французским. Не успели д’Осса и Дю Перрон, французские посланники, начать переговоры о примирении Климента VIII с Генрихом IV, как тотчас же был выдвинут вопрос об иезуитах. Сперва он был отклонен по совету Генриха. Но, так как Климент VIII снял с короля отлучение и расторг его брак, заключенный с Маргаритой Валуа, сестрой Карла IX, в ночь св. Варфоломея, то в награду за эти милости, папа потребовал возвращения иезуитов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

церкви во Франции, что было подтверждено синодом в Витре в 1583 г. и ассамблеей гугенотов в Ла-Рошели в 1588 г.; после убийства герц. Генриха Гиза (1588) Д.-М. способствовал оформлению союза Генриха Наваррского и франц. кор. Генриха III в борьбе против лиги. В 1589 г. был назначен правителем Сомюра (город отошел гугенотам). В этой должности Д.-М. пребывал до 13 мая 1621 г. После убийства Генриха III (1589), когда остро встал вопрос о наследовании Генрихом Наваррским франц. короны при условии его возвращения в католичество, Д.-М. не без некоторой доли наивности надеялся, что богословский диспут между католиками и кальвинистами сможет убедить короля отказаться от этого шага. В 1592 г. от имени и при поддержке короля Д.-М. заключил договор с представителями Католической лиги об организации подобного диспута и даже начал его подготовку, однако диспут так и не состоялся (в мае 1593 Генрих Наваррский публично заявил о желании вернуться к католич. вере). Впосл. Д.-М. продолжал играть значительную роль в кальвинист. церкви во Франции, выступая посредником между королем и гугенотами на ассамблеях в Манте (1593), Сент-Фуа (1594-1595), Лудёне (1596-1597), способствовал признанию Нантского эдикта (1598). В 1599 г. Д.-М. основал в Сомюре протестант. академию, расцвет к-рой, в частности в сфере теологии, пришелся на XVII в. (в 1685 закрыта кор. Людовиком XIV). В 1598 г. Д.-М. опубликовал трактат в 4 книгах «De l " institution, usage et doctrine du sainct sacrement de l " Eucharistie en l " Église ancienne: Comment, quand et par quels degrez la messe s " est introduicte en sa place» (Об установлении, обычае и доктрине святого таинства Евхаристии в древней Церкви, как, когда и посредством каких этапов Месса была введена в ее настоящей форме), где выступил против католич. догмата о реальном присутствии Тела и Крови Христовой во время Причастия, расценивая его как позднейшую вставку, противоречащую Свящ. Писанию и учению изначальной Церкви. Осужденное Римской курией и Парижским ун-том сочинение положило начало многочисленным дискуссиям с католиками.

http://pravenc.ru/text/180828.html

В дальнейшем, при неугасающей популярности, эту шекспировскую пьесу постигла странная судьба: почти двести лет кряду, в XVIII-XIX веках, англичане исполняли ее в переделке старательного, но посредственного литератора Сиббера; им это больше нравилось, чем шекспировский текст. Шекспир подвергся, в сущности, той же самой операции, какую " старые пьесы " претерпевали в его руках, но - каких руках! Что же представлял собой перекроенный " Ричард III " ? Шекспировский текст был прежде всего сокращен за счет побочных линий, в то же время в пьесу были вставлены отрывки из других хроник Шекспира, и получился некий монтаж, сделанный с целью представить главного героя воплощенным злом безо всей той сложности, какая создана у Шекспира. Однако в той же переделке, еще и по-своему переделав ее, выступал в роли Ричарда III великий английский актер Дэвид Гаррик, которого называли " другом Шекспира " за его заслуги в популяризации шекспировского творчества. Даже в нашем веке, когда шекспировский текст взял реванш и обращение к оригиналу стало нормой, следы переделок остались в истолковании " Ричарда III " , причем уже не только на сцене, но и на экране. Традиции Гаррика-Сиббера в известной мере следовал и Лоуренс Оливье, сыгравший Ричарда III сначала в театре (1944), а затем в фильме (1955), который обошел весь мир, был показан и в нашей стране. Среди наших актеров имеется, в свою очередь, немало выдающихся исполнителей той же трагедии. Это прежде всего многие годы игравшие в " Ричарде III " М. Н. Ермолова и А. И. Южин (последняя постановка 1920 г.), а также Н. Ф. Монахов (1935). Действующие лица, место и время действия. - С исторической точки зрения, события, отраженные в трагедии, разворачивались после смерти Генриха VI и до гибели Ричарда III в течение примерно четырнадцати лет (1471-1485). В трагедии время сокращено, некоторые события сближены и перемещены. Так, герцог Кларенс, младший брат Эдуарда IV и старший брат Ричарда, был заключен Эдуардом в темницу уже после похорон Генриха VI - не перед тем, как это происходит в трагедии; иначе по времени и обстоятельствам происходило сватовство Ричарда к принцессе Анне; болезнь короля Эдуарда IV, представленная давней и затяжной, продолжалась всего несколько дней; вдова короля Генриха VI Маргарита, играющая в пьесе значительную роль, в это время уже была выслана во Францию, ко времени же воцарения Ричарда ее не было в живых; сам Ричард, еще не король, значительную часть того же времени находился не в Лондоне, а на Севере Англии; обстановка при дворе обострилась не после смерти Генриха VI и не после заточения Кларенса, а после женитьбы Эдуарда IV на вдове лорда Грея Елизавете Вудвиль.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

Инсценировка предшественника была скупой на факты и схематичной по построению. Явно, что Шекспир дополнил многое по Холиншеду. Но с обоими источниками Шекспир обращался вольно, подчиняя отдельные факты и характеристики своей, совершенно самостоятельной концепции пьесы. Ничто так наглядно не свидетельствует о творческой зрелости, достигнутой в это время Шекспиром, как свежесть и смелость, с какой он обработал материалы своих предшественников. Особенно стремился Шекспир к рельефности фигур главных персонажей, сочетая их по признаку контраста. Для этого он не постеснялся отступить от хронологии. Возраст Генриха IV Шекспир значительно увеличил, представив его человеком на склоне лет, приближающимся к могиле, тогда как на самом деле в год битвы при Шрусбери ему было всего тридцать шесть лет. Хотспер был даже старше короля, а Шекспир сделал его намного моложе, сравняв по годам с принцем Генрихом, и разница в характере и поведении их от этого стала особенно выразительной. А во второй части " Генриха IV " , где уже нет Хотспера, Шекспир для сохранения контраста ввел фигуру другого сына короля, Джона Ланкастерского, которого ни Холиншед, ни другие историки не упоминают в связи с данными событиями. Шекспиру он понадобился, чтобы опять-таки оттенить беспутство принца Генриха по сравнению с чопорным и надменным другим королевским сыном. В летописях в связи с данными событиями женщины не упоминаются. Шекспир создал образы леди Мортимер и леди Перси. Наконец, из слегка намеченных эпизодов с собутыльниками принца Шекспир создал бесподобные фальстафовские сцены, принадлежащие к лучшим образцам его юмора. Первая часть " Генриха IV " была напечатана в 1598 году без имени автора, переиздана в 1599 году с указанием на авторство Шекспира, печаталась дополнительно в 1604, 1608, 1613 годах и еще три раза после смерти Шекспира, попав также в фолио 1623 года. Вторая часть вышла в 1600 году и была повторена в фолио. В 1844 году был найден " манускрипт Деринга " - рукописный вариант, сделанный в начале XVII века, по-видимому, для какого-то домашнего спектакля. Эта рукопись, следовавшая печатным текстам, интересна как первая дошедшая до нас попытка монтажа двух частей хроники.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

к заблуждению и нуждается в постоянном внешнем воздействии, которое не давало бы ей уклоняться от И., а в случае уклонения исправляло бы ее. Поэтому душа получает еще одну форму: «Необходимо, чтобы она была оформлена образцом неизменной истины» (Ibid. P. 57). При таком оформлении, т. е. восприятии разумом истинного образа вещи из Божественного разума, «нетварная истина отпечатляет себя в нашем понятии, меняя наше понятие сообразно своему характеру, и таким образом оформляет наш ум явной истиной относительно вещи по подобию той [истины], которую вещь имеет у первой Истины» (Ibidem), т. е. в разуме Бога. Это дарование уму идеальной формы и есть, по словам Генриха, действие божественного света, «благодаря сиянию которого человек становится сам истинным (verax) в своем разуме» (Ibid. P. 57-58). При этом человек познает не сам божественный свет как первую И., но видит И. того, что он хочет познать, в этом свете: «Божественный свет (lux divina), просвещающий ум для познания истины... является лишь основанием уразумения (ratio intelligendi), но не объектом разума» (Ibid. 1. 3//Ibid. P. 71). Последнее различение крайне важно для Генриха и не встречается у предшествующих схоластов. С его помощью Генрих решительно отделил проблематику познания вещей этого мира от проблематики богопознания: теория И. как просвещающего света ничего не говорит о том, как человек познает Бога, поскольку это вообще познание иного рода (ср.: Marrone. 2001. P. 271-273, 289-290). В соответствии с августинианскими убеждениями Генриха, весь мир является проявлением божественной И., поэтому естественное познание и его механизмы не являются чем-то внеположным божественному просвещению и противоречащим ему. В этой связи характерен ответ Генриха на вопрос о том, является ли божественное просвещение светом И. чем-то естественным или сверхъестественным для человека: это есть нечто сверхприродное, если рассматривать природу изолированно (ex puris naturalibus naturaliter), однако если рассматривать ее как произведение Творца, то свет И.

http://pravenc.ru/text/675021.html

Оттона , еп. Бамбергского). После смерти Лотаря (1137), в марте 1138 г. швабский герц. Конрад III Штауфен (в 1127-1135 антикороль, в 1138-1152 рим. король) без ведома части князей был провозглашен в Кобленце королем и коронован в Ахене. Он вступил в конфликт с Генрихом Гордым из рода Вельфов, объявил его вне закона и лишил обоих герц-ств, передав Саксонию Альбрехту Медведю, а Баварию маркграфу Леопольду IV Австрийскому из рода Бабенбергов. Это положило начало длительному противостоянию родов Вельфов и Штауфенов. В 1142 г. было достигнуто соглашение, по к-рому герц-ство Саксонское переходило малолетнему наследнику умершего Генриха Гордого - Генриху Льву, а его мать Гертруда выходила замуж за Генриха II Бабенберга, герц. Австрийского. Однако после смерти Гертруды в 1143 г. борьба продолжилась. С 1147 г. под воздействием проповедей Бернарда Клервоского организовывались крестовые походы против слав. племен, когда нем. князья, особенно саксонские, под видом крестовых походов против язычников завоевывали земли славян за Эльбой и в Померании. Герц. Генрих Лев захватил земли ободритов (1160), где было основано еп-ство Мекленбург (1170), восстановлены еп-ства Ольденбург (1150; с 1160 перенесено в Любек) и Ратцебург (ок. 1154), Альбрехт Медведь отобрал земли лютичей, составившие ядро маркграфства Бранденбург, где было восстановлено еп-ство (1165). При поддержке Генриха Льва на эти земли распространилась деятельность августинцев-каноников, премонстрантов и цистерцианцев (деятельность последних особенно с XIII в.). Помощь крестоносцам в 1147 г. и позднее, при покорении прибалт. народов, оказывали купцы сакс. городов, а также восстановленного в 1143 г. Любека. В 1184 г. среди ливов близ устья Зап. Двины проповедовал католич. миссионер Мейнгард , а затем - его последователь еп. Бертольд Ливонский . При поддержке папы Целестина III он возглавил в 1198 г. первый отряд крестоносцев, прибывший в Ливонию морем, возможно на купеческих кораблях. По свидетельству хрониста Генриха Латвийского , нем. купцы (в основном выходцы из северогерм. городов и часто из Любека) неоднократно принимали участие в походах крестоносцев.

http://pravenc.ru/text/164803.html

Глава X. Эдуард VI. Временное правительство, установившееся в Англии до совершеннолетия короля. Подготовительвые меры Эдуардова правительства в видах дальнейшей религиозной реформы В высших правительственных сферах, в среде прелатов и государственных сановников, окружавших престол Генриха, не мало было и искренних приверженцев старины и ревностных сторонников реформы. Представители этих двух противоположных направлений, конечно, враждовали между собою, строили козни друг другу и всеми силами старалась о том, чтобы политику правительства во всех отношениях подчинить своему влиянию, т. е. сделать её католическою или протестантскою и заставать руководиться в своих действиях интересами католицизма или реформы. Но пока бразда правления находилась в крепких руках короля, отличавшегося настойчивым, самовластным характером и пользовавшегося широкою популярностью в среде подданных, всякие влияния партий были бессильны, чтобы подчинять себе вполне политику правительства. Ни та ни другая партия при Генрихе не могла добиться решительного преобладания в делах правления; он поощрял и ограничивал одинаково каждую из них, допуская иногда временные уклонения в ту или другую сторону, но вообще держа их в приблизительном равновесии. Со смертью Генриха положение дел по–видимому должно было существенно измениться. Престол Англии переходил теперь к сыну Генриха от третьей жены его, – Эдуарду, которому в то время не было ещё и десяти лет от роду. Малолеток–король, конечно, не был способен самостоятельно руководить делами государства, а потому являлась необходимость учредить опеку над ним и передать управление страною в руки временного регентства, узаконенного в какой бы то на было форме. При таком обороте событий, правительственным партиям, враждовавшим доселе при дворе, открывался, очевидно, полный простор. Над ними уже не было той власти, которая бы стояла выше их и способна была сдерживать их стремления. Решение спора о преобладании предоставлялось таким образом собственным силам и искусству обеих партий и вопрос сводился к тому, какая из них сумеет захватить в свои руки бразды правления на время малолетства короля.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010