Не могу не поблагодарить здесь этих замечательных людей: Игоря Шутилова (уж сколько лет помогающего мне в работе над книгами), Вячеслава Игонина (руководителя компании «Навигатор», хорошего знакомого отца Лукиана, немало помогавшего в свое время по мере сил в восстановлении Свирского монастыря) и Александра Кузина. Отдельная благодарность протоиерею о. Константину Пархоменко, за консультации и поддержку. (Монахи Свирского монастыря (о. Георгий) проводят службу в часовне Николая Чудотворца на реке Свирь, близ озера Ровское, 2011 г.) И уж особая благодарность епископу Лукиану за его труды как в восстановлении удивительного монастыря, так и в дальнейших (нелегких) заботах… Мы живем в удивительное время, когда Россия, в очередной раз находится на перепутье. И какой дорогой она пойдет зависит не только от этих людей… но и от нас… от каждого… Какой мы видим свою страну и весь мир? Каким мы оставим его после себя? Какими мы сами хотим стать? О чем мечтаем? История дает нам множество примеров для подражания… Пора выбирать… И под конец истории (чтобы стало наиболее запоминающимся из всей повести), я оставил самого удивительного(и при этом самого малоизвестного для современных людей) святого — Иосифа Обручника. Человека, которому Творец доверил заботиться о Себе, когда пришел в этот мир в хрупком и беззащитном человеческом теле. Человека, в полной мере являющимся «Фактотумом» Самого Творца. Одинокий, небогатый, честный, он принял на свои руки Младенца, и растил Его, даже воспитывал и обучал. Дал Ему имя, защищал, унося от опасности в Египет, кормил, зарабатывая своим трудом… То, что Иосиф, если так можно выразится «усыновил» Иисуса, дало Христу все «гражданские права» жителя Галилеи и даже «родословную» … Иосиф отдал Ему все что имел. Все, без остатка… И как же мало мы знаем об этом человеке… Скудные обрывки о нем содержатся в апокрифах и гностических текстах. Какие-то предположения смогли высчитать богословы, но… Нам остались в назидание лишь его дела… Но насколько же удивительны эти дела! Гвидо Рени.

http://azbyka.ru/parkhomenko/faktotum-il...

Чарльз Диккенс Диккенс – один из немногих, кто коснулся в литературе темы верной мысли, которая способна всю жизнь человека повернуть в правильном направлении. Как и злая мысль способна всё разрушить. Тут можно вспомнить классическую икону Рождества, где Иосиф Обручник сидит рядом с неким злобным стариком — воплощённой плохой мыслью, – и эта мысль мучает и угнетает его, говоря, что его брак разрушен и он обманут. А Иосиф с трагическим доверием тянется к злобной мысли и словно бы говорит вместе со всеми, кого обманывают ложные мысли: «Надо же! А я и не знал, как всё плохо!» Воистину много сил прикладывает враг рода людского, чтобы всем нам казалось, что дальше нас может ожидать только боль. А Господь, напротив, каждой нотой Евангелия, историей каждого доброго человека и каждой минутой нашей жизни утверждает нас в мысли, что Он — Бог счастливых концов. Спустя всего несколько дней после прочтения «Колоколов» ко мне в гости пришла знакомая студентка, и я рассказал ей содержание повести Диккенса. Она очень внимательно слушала и сказала, что именно сейчас, когда ей так важно это доверие Богу и Его заботе о нас, она услышала то, что возвращает ей светлую уверенность в том, что Бог знает, как вести всех людей к добру. А я был счастлив глядеть, как рождественское настроение изнутри озаряет её лицо и она уходит счастливая и такая сильная, что сама теперь может делиться счастьем. Гвидо Рени. Иосиф Обручник Кто в этой истории был в большей степени волонтёром? Я? Или писатель Чарльз Диккенс? А, быть может, сам Иосиф Обручник, который весьма сострадает теперь всякому, кто, как и он когда-то, бывает на земле мучим скверными мыслями, ложно предвещающими нам многие беды? Или вспомнить Самого Господа, Который так мудро управил все наши сюжеты, что и моё прочтение «Колоколов», и печаль студентки, и даже то толкование иконы Рождества, которое дала одна известная в Донецке исследовательница литературы и культуролог, — всё это сошлось в одно время и так, чтобы все мы, пройдя труд и трудность, ещё немного дозрели на той чудесной дороге, которую Сам Господь каждый день подметает, чтобы мы смогли пройти ею к своему счастью.

http://blog.predanie.ru/article/o-koloko...

По стенам храма развешены священные картины, из эрмитажа, работы итальянских художников. Из них замечательны три тканые образа: Святое семейство, копия с Батони, Рождество Христово, копия с Чиголи и Св. Апостолы – копия с Гвидо-Рени. В 1880 г. с Высочайшего разрешения, Петербургский мещанин Тимофей Глушков устроил за клиросами киоты для помещения икон святых, празднуемых церковию 5 февраля, 2 и 11 Апреля, 25 Мая и 13 Ноября – дни чудесного спасения Государя от злодейских покушений. Все церковный принадлежности, со всею точностию и с надлежащими номерами, внесены в «Опись церковного имущества», которая выдана из придворной конторы и хранится при церкви. Из церковных принадлежностей замечательны: Чаша из чистого золота, искусно украшенная цветами и др. узорами, рукоятка ее – в виде связанного снопа пшеницы, с украшениями из виноградных лоз. На чаше финифтяные образа Спасителя, Божией матери, Распятия и Воскресения Христова; весу в чаше 6 фунт., 88 зол. Дискос с такими же украшениями; весом 1 ф., 56 зол.; звездица золотая с ликами трех Святителей Вселенских и Николая Чудотворца, весом 1 ф. 32 зол.; лжица в 13¼ зол. золота; другая лжица в 11½ зол. Стальное копие, с золотой ручкой, в 18½ зол. другое копие такое-же, весом со сталью 25 зол., две тарелочки, весом 2 ф., 4½ золотника. Ризница церкви Таврического дворца, почти вся, из бывшей в употреблении в церкви Зимнего дворца; есть один номер риз, устроенных из погребальных принадлежностей при погребении Вел. Княгини Марии Михайловны. Они из золотого глазета, обшиты серебряным гасом, с кантом из пунцового бархата, на атласной подкладке. Метрические книги хранятся с 1805 г. Причт, по Высочайшему указу от 5 Апреля 1793 г. составлен из священника, диакона и двух псаломщиков. Когда дворец был передан Л.-Гвардии Конному полку, то, по указу от 11 Янв. 1800, диакон Иван Феоктистов переведен к Большому двору, а при Таврическом служил священник Иоанн Филиппов. В 1802 г. Феоктистов переведен священником сюда. 3-го Ноября 1806 г. на место уволенного Феоктистова, переведен из Красного села священник Гавриил Филиппов Полянский, в 1835 г. переведенный из церкви Зимнего дворца. После Полянского служил Герасим Петрович Павский, магистр Богословия и бакалавр С.-Петербургской Духовной Академии по Еврейскому языку, известный своею высокою ученостью, полезными трудами по Еврейской филологии, переводчик свящ. книг Ветхого Завета, законоучитель университета и многих особ царствующего дома, отличавшийся простотою нрава и кротостью в обращении, имевший звание доктора Богословия. При Таврическом дворце он жил до смерти, последовавшей в 1863 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Музей Андрея Рублева представил редкие иконы Богоматери «Трех радостей» Экспозиция музея демонстрирует художественные особенности образа МОСКВА. Выставка «Три радости. Иконография Святого Семейства в русской иконописи» открылась 9 февраля в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева на территории Андроникова монастыря. «Радость» – одно из часто встречающихся слов в Христианстве. В Евангелии в сюжете Благовещения ангел обращается к Богородице: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою…». Это слово присутствует в богослужебных гимнах Господних, Богородичных или святым. Выставка в Музее Андрея Рублева напоминает о малоизвестном образе «Три радости». Хотя это и не древний русский образ – он восходит к средневековой европейской традиции, но признан Русской Православной Церковью по факту Божиего отклика на горячую молитву. Целых три радостных известия получила простая христианка в ответ на просьбу помочь в свалившихся на нее несчастьях. Редкий для русской иконы сюжет связан с тем, что рядом с Девой Марией и Богомладенцем присутствует Иоанн Креститель в образе младенца. Как известно из Священного Предания, хотя они и были троюродными братьями, но в жизни не встречались. Икона, как символ, запечатлевает Святой Семейство вместе. Часто здесь же изображают Иосифа Обручника и Елизавету – мать Иоанна Крестителя. Экспозиция музея демонстрирует художественные особенности образа. Искусствоведы показывают, что в основе русской иконы «Трех радостей» есть отголоски итальянцев Рафаэля Санти, Аннибале Караччи, Гвидо Рени, а также немецкого графика Ханса фон Аахена, французского художника Себастьяна Бурдона, нидерландского гравера Яна Саделера. «Повод для выставки – представить редкую иконографию. Хотя эта идея возникла у меня в 2020 году, когда весь мир праздновал 500-летний юбилей мастера Возрождения Рафаэля Санти, пандемия нарушила все планы. Мне хотелось представить широкой публике традиционные русские иконы, которые почерпнуты из произведений Рафаэля. В частности, сюжет с двумя младенцами есть на картине Рафаэля «Мадонна в креслах», – сказала в беседе с корреспондентом «Благовест-инфо» куратор выставки – заведующая отделом хранения, кандидат искусствоведения Надежда Герасименко. Однако иконография образа «Трех радостей» разнообразна. «Наряду с Божией Матерью и Христом здесь изображен младенец Иоанн. Самое редкое – изображение Елизаветы. Сюжет с фигурой Елизаветы восходит к композиции французского художника Себастьяна Бурдона. На нашей выставке экспонируется икона на основе композиции Бурдона, выполненная в XIX веке мастером Василием Великановым, – пояснила искусствовед. – А чудотворный образ, находящийся сейчас в храме Троицы на улице Покровка, восходит к Рафаэлю».

http://sedmitza.ru/text/10221176.html

Фото: rublev-museum.ru «Наш русский образ прославился как чудотворный в церкви Троицы на Грязех на улице Покровка в Москве. Предание о чудотворном образе гласит, как некая знатная дама испытала три внезапно обрушившихся на неё несчастья: ее муж был несправедливо осуждён и сослан, имение конфисковано, а сын, который в то время служил в армии, взят в плен, – рассказала Надежда Викторовна. – Дама усиленно молилась Богородице, и как-то во сне услышала голос Божией Матери, призывающий найти ее икону с изображением Святого Семейства в церкви Троицы. Действительно, среди икон она увидела образ, который присутствовал во сне. Она снова усиленно молилась перед этим образом, и почти сразу исполнилась ее просьба – сын вернулся из плена, муж был оправдан, а имение возвращено. Именно поэтому возникло такое название – «Три радости». Но это название, по словам искусствоведа, не исчерпывается рассказанной выше историей, потому что есть образы XVIII века, которые подписаны так же. «Второе объяснение названия – по числу фигур. Это символический образ Святого Семейства. Именно после прославления этого образа стали в большом количестве создаваться списки с иконы и гравюры, которые распространяли среди паломников, – пояснила куратор. – Церковь Троицы перестраивалась дважды – в 1819 году, и в 1861-м. При последней перестройке, проведенной по проекту архитектора Быковского, центральный престол освятили в честь иконы Божией матери «Три радости». Упоминание об образе содержится в книге Софии Снессоревой «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон», изданной в 1898 году. Фото: Елена Дорофеева Считается, что в Россию сюжет Святого Семейства попал как вариант гравюры Саделера. Как сказано в материалах выставки, иконописцы села Холуй Владимирской губернии в XVIII веке творчески переработали картину – занавес заменили на поток света с небес, добавили парящих ангелов и строку из 84 псалма – «милость и истина сретостася, правда и мир облобызастася». Поэтому есть еще одно название этого образа в России – «Милость и истина». Другой вариант иконографии восходит к композиции художника болонской школы Гвидо Рени (1575–1642). На гравюрах Иоанн Предтеча целует ножку младенца Христа или держит в руке его стопу. В русском изводе – целует руку Богомладенцу.

http://sedmitza.ru/text/10221176.html

Две комнаты, в которых император повелел устроить особую церковь для училища, были собственными покоями императора Павла I. Поручив устройство в названных комнатах церкви архитектору К. Л. Ухтомскому, надзор за всеми работами возложили на начальника штаба генерал-майора К. П. фон Кауфмана. Работы производились главным образом на суммы императора и супруги его великой княгини Александры Петровны. 20 декабря 1857 г. главный штаб уведомил начальника училища, что устраивающаяся для училища церковь окончена, и повелел освятить ее 26 декабря, освящение это исполнить протопресвитеру Бажанову. 12 января устроенный храм был освящен во имя св. первоверховных апостолов Петра и Павла в присутствии императора и почти всех членов царствующего дома протопресвитером Василием Борисовичем Бажановым. Церковь при освящении ее произвела до того доброе впечатление на императрицу, что она изъявила желание иметь рисунок внутреннего ее вида. Рисунок был исполнен профессором Горностаевым. И действительно, церковь изящно отделана: стены и иконостас ее дубовые, украшенные отличной резьбой, иконы итальянской живописи написаны лучшими в 50-х годах художниками и вставлены в превосходные резные, дубовые рамы; золота и серебра нет на них. Особенно хороши: местные иконы Спасителя и Божией Матери профессора Шамшина, запрестольный образ Тайной вечери Лаврова и утвержденные к клиросам иконы св. князя Александра Невского и святителя Николая мирликийского, в изящных дубовых, резных киотах, устроенных служащими при академии и училище ко дню юбилея этих заведений 24 ноября 1869 г. На стенах храма под иконами вделаны черные мраморные доски с именами воспитанников училища, с честью павших на поле сражения. В соседней с храмом комнате, заменяющей его притвор, замечательны: плафон «Взятие на небо Божией Матери», копия с картины Гвидо Рени, и изящный камин с большим над ним зеркалом. К алтарю прилегает соединенная с ним дверью небольшая комната, в которой помещается ризница, не роскошная, но приличная и достаточная, и церковная библиотека, главным образом состоящая из духовных журналов.

http://sobory.ru/article/?object=10650

Наша современная живая действительность в этом отношении представляет собою явление, можно сказать, беспримерное в истории: до такой степени расшатаны и перепутаны наши представления и понятия об идеальных чертах живописи в ее применении к целям церкви, что определить господствующее ее направление представляется прямо невозможным; и если нужно найти ту или другую формулу для показания этой живой действительности, то она должна иметь характер чисто отрицательный: отсутствие определенного направления в церковном искусстве; разнообразие непримиримых воззрений и практических опытов, – вот главные черты характеризующие наличное положение дела. Раскрытие этой формулы даст нам более ясное представление о предмете. В самом основном взгляде на церковное искусство нередко приходится в настоящее время встречать крупное недоразумение. В этом взгляде не проводится надлежащей границы, между искусством церковным и светским; то и другое трактуются с одной и той же точки зрения. И если в искусстве светском наклонность к реализму, натуральности движении, к портретности признается делом обыкновенным, то те же самые черты, нередко сполна, переносятся и на искусство церковное. Исходя из той же общей точки зрения, иногда находят применимым к церковному искусству даже модный декадентский стиль, забывая то, что дело церковное не только не может подчиняться прихотливым требованиям современной моды, но и вообще иметь свои особые задачи, которые ставят его в особое положение. Церковь православная не салон и не музей, икона не простая картина: и что вполне естественно и безусловно допустимо в произведении светском, то не всегда приложимо к искусству церковному, имеющему свое особое назначение. Можно сказать даже более: вообще темы и сюжеты религиозного характера требуют от художника особого внимания и ограничения личного произвола даже и в том случае, если картина, написанная на одну из таких тем, предназначается и не для церковного употребления. Не говорим уже о Беато Анджелико 2 , произведения которого сполна проникнуты духом особой набожности и благоговения, а назовем Рафаеля, Мурильо, Гвидо Рени, Карла Дольче, даже Гольбейна, в произведениях которых, писанных на темы религиозные, идеальная сторона никогда не приносится в жертву натурализму.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

В 452 году архимандриту монастыря Маркеллу святой Иоанн указал в видении место сокрытия своей главы, и она была вновь обретена. Святыню перенесли в Емессу, а затем в Константинополь. Праздник первого и второго чудесного обретения главы Иоанна Крестителя отмечается Церковью 8 марта (24 февраля ст. ст.). Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна было около 850 года. Когда в Константинополе возникли волнения, связанные со ссылкой святителя Иоанна Златоуста, глава святого Иоанна Крестителя была унесена в Емессу, а оттуда, во время набега сарацин (около 810-820 гг.), — в Команы, где была спрятана позже, во времена иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания Патриарху Игнатию (847-857) ночью на молитве было указано место, где хранилась честная глава. Святыня снова была обретена в указанном патриархом месте, около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь 25 мая положена в придворной церкви, часть святой главы находится на Афоне. Праздник третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи — 7 июня (25 мая ст. ст.). В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост, как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка. Иконы Усекновения главы Иоанна Крестителя   Картины с сюжетом Усекновения головы Иоанна Предтечи Иоанн Предтеча перед Иродом. Mattia Preti. 1665 Густав Моро. Саломея Василий Худяков. Усекновение головы Иоанна Предтечи. 1861 Якопо да Понте. Усекновение главы Иоанна Предтечи Джованни Батиста Тьеполо. Усекновение главы Иоанна Предтечи Пьер Сесиль Пюви де Шаванн. Усекновение главы Иоанна Предтечи. 1869 Месть Иродиады. Картина Хуана Фландеса Усекновение главы Иоанна Крестителя. Караваджо. 1608 Саломея. Лукас Кранах Старший. Ок. 1530 Гвидо Рени. Саломея с головой Иоанна Крестителя Молитвы праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи Песнопения праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи в исполнении хора храма свт. Николая в Кузнецкой слободе (г. Москва) Аудиоплеер

http://pravmir.ru/useknovenie-glavy-ioan...

43 . (Стр. 311–312). Здесь оказываются два крупных недосмотра относительно западной иконографии несения креста: а) Семь падений или остановок Иисуса Христа, изнемогающего под тяжестью креста. Этот сюжет разделялся на семь отдельных изображений, помещаемых в скульптурных барельефах на столбах, которые отделялись один от другого значительными промежутками настолько, чтобы можно было утомиться несущему непосильную тяжесть. В барельефах изображались разные моменты утомления, начиная от падения на колена и от согбения и до падения навзничь. Эти, так называемые, станцы или станции, т. е. остановки, оканчивались изображением трех распятий громадного размера: Иисус Христос посредине и по сторонам два разбойника. Такие изображения можно видеть, например, при часовне в Zelle-am-See, в Тироле, по дороге от Зальцбурга к Инспруку, в Бамберге, на подъеме долины между соборной площадью и горой с Бенедиктинским монастырем, но особенно в Нюренберге, по пути к загородному кладбищу, знаменитое произведение Адама Крафта XV века (?). Такую же остановку изобразил Рафаэль в Spasimodi Cristo. б) Вероника, в смысле изображения Иисуса Христа, упоминается Дантом в Божественной комедии: Рай, песня 31, стих 104, и объясняется у комментаторов, как слияние двух слов в одно, vera и icon, т. е. истинное изображение. Отсюда развилась целая легенда о некоторой девице Веронике. Эта сострадательная личность непосредственно входит в состав сказания и семи остановках голгофского восхождения. Таинственное обаяние, которым древнехристианские мастера в катакомбах облекали скорбное чувство, внушаемое этим событием, западная иконография заменила сентиментальным трагизмом, который должен возбуждать плач и рыдание. В связи с таким развитием сентиментальности стоит и окровавленный лик Иисуса Христа на убрусе Вероники, как явление изнеженного направления умов, в отличие от светлого, торжествующего и чудодейственного образа, который исцелил эдесского царя Авгаря от неминуемой смерти. Та же сентиментальность позднейшей эпохи создала и тип Скорбящей Богородицы над мертвым телом Иисуса Христа в западной композиции, известной под именем Pieta2, о которой упомянуто в статье о литургии (стр. 295). Богородица стоит над мертвым телом Иисуса Христа, как, например, в картине Гвидо-Рени в Болонской пинакотеке, или сидя держит его перекинутым навзничь на своих коленях, как в знаменитом изваянии Микель-Анджело в римской базилике св. Петра. Сюда же принадлежит и окровавленный тип Иисуса Христа, стоящего во гробе, с особенной энергией воспроизводимый западными мастерами и преимущественно доминиканским монахом Беато Анджеликом фьезолийским, как, например, в монастыре св. Марка во Флоренции.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

На стене над входом в капеллу изображена сцена, которая является прямым заимствованием из Жития преподобной Марии Египетской, – «Мария Магдалина получает одеяние отшельника Зосимы». Тонированная под бронзу деревянная скульптура Донателло (1445) выразительно изображает изнуренную подвигом пустынницу. Тело ее прикрывает обветшавшее рубище. Этот шедевр мало связан с реально-историческим образом святой Марии Магдалины. Вновь видим смешение образов двух святых. Постепенно создается обширная галерея картин на тему «Кающаяся Мария Магдалина». Достаточно вспомнить таких художников, как Вечеллио Тициан (1477–1576), Эль Греко (1541–1614), Микеланджело да Караваджо (1573–1610), Гвидо Рени (1575–1642), Орацио Джентилески (1563–1639), Симон Вуэ (1590–1649), Хосе де Рибера (1591–1652), Жорж Дюмениль де Латур (1593–1652), Франческо Хайес (1791–1882); скульпторов Педро де Мена (1628–1688), Антонио Канова (1757–1822) и других. Православная Церковь в повествовании о жизни святой равноапостольной Марии Магдалины строго придерживается евангельских свидетельств и достоверного церковного предания. Святая проповедовала Евангелие в Риме. Некоторые исследователи полагают, что апостол Павел в Послании к римлянам имеет в виду именно святую Марию Магдалину: «Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас» ( Рим. 16:6 . В последние годы святая помогала в Эфесе апостолу Иоанну Богослову проповедовать Евангелие. Там же она скончалась. При Льве Мудром в 886 году ее святые мощи были перенесены из Эфеса в Константинополь. Память ее празднуется 22 июля/4 августа и в неделю жен-мироносиц. Каковы исторические корни традиции послушания крестным родителям? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Эта традиция восходит к апостольскому веку. В Священном Писании дан образ отношений духовного родителя к рожденному в вере чаду. Св. апостол Павел обращенных им и крещенных людей называл чадами: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010