Храм был кафедральным при архиепископе Серафиме (Остроумове) с июля 1927 года до закрытия в 1935 году. В 1943 году во время боев за освобождение Смоленска храм сильно пострадал. В 1962-1963 годах под руководством архитектора П.Д. Барановского Смоленские реставрационные мастерские выполнили работы, вернувшие храму Петра и Павла первоначальный облик. Богослужение возобновлено в 1991 году. Первоначальные работы по приспособлению храма для Богослужения проведены хозяйственным отделом Епархиального управления. В 1996 году состоялась юбилейная научная конференция, посвященная 850-летию храма. В 1997 году приходом приобретена икона Иверской Божией Матери Афонского письма. В 1992-2000 годах проведена реставрация храма. Храмовый комплекс церкви Петра и Павла и церкви Варвары расположен в заднепровской части города, недалеко от реки. Оба храма стоят почти рядом по одной оси. В середине 12 в. выстроена церковь Петра и Павла – храм княжеского двора. В 1-й половины 17 в. около нее находилась резиденция униатского епископа. В 1753-1757 гг. (по другим источникам – в 1737 г.) к этому храму с запада пристроили крупную церковь Варвары. Во 2-й половине 18 в. соорудили каменную ограду. В 1962-1963 г.г. реставрация под руководством П.Д. Барановского вернула храму Петра и Павла первоначальный облик, но при этом восточная часть Варваринской церкви была разобрана. За последние годы уровень земли вокруг церкви Петра и Павла понизили, хотя примерно на метр все же не достигли первоначальной поверхности 12 в. В 1970-е г.г. восстановили ворота ограды, разрушенной во время Великой Отечественной войны. Церковь Петра и Павла – один из самых важных памятников русского зодчества 12 в. Построена на средства князя Ростислава Мстиславича (правил в Смоленске в 1125-1160 г.г.) при княжеской резиденции и освящена епископом Мануилом Греком. После 1168 г. храм из княжеского стал приходским и на рубеже 12-13 в.в. приобрел наружные притворы-усыпальницы, а переход в княжескую молельню заложили. В 1611 г., в связи с польской оккупацией края, храм превратили в костел и украсили произведениями Рубенса, Тинторетто, Гвидо Рени в копиях и оригиналах. Во 2-й четверти 17 в. церковь Петра и Павла стала общеепархиальным униатским центром, но с 1654 г. снова действует как православный приходский храм.

http://sobory.ru/article/?object=00079

  Реклама: С.31.   [ Читаем Писание: ] Марина Андреевна Журинская (1941-2013). История гонений. Служение и притчи. Ил.: Христос с учениками. Репродукция Paintings/Alamy/Diomedia; Евангелист Марк. Гвидо Рени. 1621; Сеятель. Винсент Ван Гог. 1888; Христос во время шторма на море Галилейском. Рембрандт Харменс ван Рейн. 1633//Фома. - – мая 2018. – С.32-39. – (раздел « Вера »). На вставках к материалу: Евангелие от Марка. Глава 3 (С. 32,34,36); Глава 4 (С.36,38). публикаций (см. Фома колонок М. А. Журинской о Евангелии, печатавшихся ранее на сайте журнала «Фома». Новомученики: Архимандрит Дамаскин ( Орловский ), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Мученик Никифор (Зайцев) 23.03.1884–21.05.1942. Ил.: Фото из семейного архива Никифора Петровича Зайцева;  Выписка из протокола заседания судебной тройки. 1937 г.; Строительство Беломорско-Балтийского канала, где Н. Зайцев отбывал срок заключения. Докум. фото//Фома. - – май 2018. – С.40-43. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »).   Мученик Никифор родился 23 марта 1884 года в деревне Пупки Рузского уезда Московской губернии в крестьянской семье. Окончил сельскую школу. Верующий человек и постоянный прихожанин храма Воскресения Словущего в селе Ивойлово, он состоял членом церковной двадцатки, пел на клиросе и был неизменным участником крестных ходов и молебнов. Знавшие Никифора    Петровича свидетельствовали, что он был человеком глубоко церковным,      безупречной нравственности, противником пьянства и безотказным помощником. Во время массовой коллективизации он, хотя и не был согласен с тем, как она проводилась, все же вступил в колхоз. В своем хозяйстве он привык к размеренной работе, рассчитанной на длинный крестьянский рабочий день, и был не согласен с требованиями чрезвычайщины, когда многое делалось напоказ. В колхозе он никогда не начинал работать, не помолившись, и не скрывал этого, что, естественно, не нравилось партийному начальству. С началом массовых репрессий 1937 года этого оказалось   достаточно для ареста. 23 сентября 1937 года он был арестован и заключен в тюрьму в Волоколамске, а потом в Таганскую тюрьму в Москве. Были собраны свидетельства того, что он «является ярым церковником и критически высказывается о советской действительности». Сам Никифор Петрович подтвердил свою религиозность и отверг обвинения в антисоветской агитации. 11 ноября 1937 года его приговорили к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Отправлен на Беломорско-Балтийский канал на станцию Медвежьегорск. Когда работы там стали сворачиваться, был переведен в Каргопольлаг в Архангельской области, куда прибыл 28 июля 1941 года. Здесь Никифор Петрович Зайцев скончался 21 мая 1942 года и погребен в безвестной могиле.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-181-...

Помимо этих древних памятников первичного христианства в том же Риме находим и славные памятники более поздней эпохи существования христианской церкви на западе. Таковым прежде всего и главнее всего для всего римско-католического христианского мира, конечно, является созданный на месте древней базилики св. Константина – прекрасный храм св. Петра (San Petro in Vaticano). 52 Храм этот поражает не только своею величиною (187 м. в длину), но и художественностью внешнего и внутреннего устройства, так как является настоящею художественною галереей скульптуры и живописи, как сосредоточивающий в себе труды всех наиболее видных представителей западного искусства XVI–XVII вв. – Рафаэля, Кановы, Микеланджело, Бернина, Гвидо-Рени, Торсвальдсена, Дольничино, Рускони, Антонио Поллайюло, Гуерчино, Альгарди, Монно и мн. других. Значение этого храма, конечно, еще более увеличивается благодаря тому, что здесь, по верованию римско-католиков, находится гробница великого князя апостолов – ап. Петра. Не менее важным памятником в религиозном отношении является в Риме и другой также очень обширный храм в честь другого славного апостола св. Павла (San Paulo fuori le Mura), возникший на месте построенного еще в 388–397 гг. по приказанию императоров Валентиана II, Феодосия и Аркадия храма в честь апостола Павла, потом в 1823 году сгоревшего. Храм этот 53 помимо того, что включает в себе изящные памятники древнего искусства, конечно, еще более важен в том отношении, что в нем находится гробница (работы известного художника Арнольфа) великого апостола языков. Не далеко от этого храма (½ часа ходьбы) находятся известные три фонтана св. ап. Павла (San Paulo alle Tre fontane), по преданию, твердо поддерживаемому представителями римско-католической церкви, возникшие на месте обезглавления св. ап. Павла, при чем якобы указанные три источника возникли чудесным образом соответственно трем ударам палачей св. апостола, сопровождаемым тремя излияниями св. крови его. Совсем не обитаемое в прежнее время вследствие господства малярии, это место с 1823 года было высушено траппистами и теперь здесь возник даже особый монастырь трех фонтанов (Abtei zu den Tre fontane).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Из развалин и конечного запустения Ватикан снова был призван к жизни в двенадцатом веке, причем его новыми основателями были папы Евгений III и Целестин III, и с этой поры уже начинается его настоящая, непрерывная история, с особенным блеском развернувшаяся с пятнадцатого и шестнадцатого века. Римские первосвященники эпохи возрождения, стяжавшие себе высокую славу своим щедрым покровительством науке и искусству, как будто соперничали друг пред другом, не жалея средств на все большее и большее расширение и украшение ватиканских чертогов. Имена пап: Николая V, Сикста IV, Александра VI, Юлия II, Льва X, Павла III, Григория XIII и Сикста V навсегда неразрывно связаны с постройками и художественными сокровищами Ватикана, а по их стопам шли и их позднейшие преемники, в особенности Климент XIV и Пий VI (18 в.) и папы девятнадцатого столетия, оканчивая Пием IX и Львом XIII. Каждый из этих первосвященников как будто считал священным долгом непременно оставить по себе какую-либо память в палатах Ватикана. То воздвигал он совсем новое здание, то к какому-нибудь из прежних делал пристройку, или прибавлял этаж; то перебрасывал галерею от одного здания к другому: то устроял капеллу: то разрисовывал стены зал роскошными фресками; то созидал мраморные или мозаические полы и лестницы; то устроял картинные галереи и музеи, наполняя их драгоценными египетскими или этрусскими древностями, или гениальными произведениями классической и современной скульптуры и живописи; то собирал богатую библиотеку и архивы; то разводил сады и парки; то строил в них павильоны и фонтаны. Исполнителями папских художественных предначертаний являлись всегда талантливейшие представители той страны, которая издавна славилась обилием талантов; а потому посетителю Ватикана на каждом шагу свидетельствуют о себе в своих произведениях такие выдающиеся, а часто и гениальные, художники, как: Браманте, Сан Галло, Микеланджело, Рафаэль, Фонтана, Пинтуриккио, Удине, Боттичелли, Росселли, Джулио Романо, Гвидо-Рени, Леонардо да Винчи, Гверчини, Фра-Анджелико, Бернини и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Наконец, нужно упомянуть группу русских монастырских икон, написанных под влиянием знаменитых западных образцов, таких как «Богородица на троне» или «Преображение» Рафаэля. Мы встречаем позднейшие копии известных произведений европейского искусства – «Моление в Гефсимании» Федора Бруни, «Христос в терновом венце» Гвидо Рени, «Александр Невский» Василия Шебуева. Подводя итог, можно сказать, что собрание русских икон Ватопедской обители представляет исключительный интерес как с иконографической точки зрения – по разнообразию тем, так и с точки зрения художественной. Собрание это составлено из икон, которые были привезены из России или в XIX и начале XX в. созданы русскими иноками на Святой Горе. Последние либо были подарены в монастырь, либо написаны для украшения храмов и домовых церквей. Таким образом, наш обзор Ватопедского собрания позволяет понять, что в монастыре сбережены такие целостные группы, как минейные ряды, клиросные иконы, списки чудотворных богородичных икон, а также множество изображений русских святых. Мария Казимия (Греция, Афины). Святой Димитрий Солунский на аналойных иконах Святой Горы В Синодике Православия среди прочего провозглашается: «Так, проповедуем Христа истинного Бога и Его святых, ...в храмах и изображениях». Храмы и изображения святого Димитрия подтверждают истинность этих слов. Святогорские изображения его лика имеют длительную и богатую историю. Это разные иконографические типы, запечатлевшие разнообразные одеяния, цвета и жесты. Иконографическая традиция изображения святого непосредственно связана с его родным городом. Именно здесь встречается самый ранний его иконографический тип: он изображен в виде придворного офицера в долгополом хитоне, гиматии и тавлии. Иногда он изображается молящимся, иногда охраняющим город. На древнейшей святогорской аналойной иконе из монастыря Ксенофонт (конец XI – начало XII в.) он изображен в соответствии с древнехристианской традицией: в полный рост, на золотом фоне. Следующей по времени иконой святого является образ из Ватопедского монастыря (начало XIV в.), святой изображается в полном военном обмундировании, «в образе воина», то есть в том виде, в каком его изобразительный тип будет распространен в X в. и позднее. Прекрасное юношеское «ангеловидное лицо», «цвет кожи которого испускал блеск, словно солнечные лучи» (так его описывает архиепископ Иоанн в первой книге о чудотворениях святого), омрачено скорбным задумчивым взглядом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ещё один храм, находящийся на территории кремля - это Спасо-Преображенский собор. Он стоит на самом берегу Волги и является главным храмом Углича. По преданию, когда-то в конце Х века ростовский князь Борис Владимирович, построил в Угличе соборный деревянный храм Константина и Елены с приделом Похвалы Богородицы. В первой пол. XIII века рядом с этой церковью возвели Спасо-Преображенский собор, который и стал главным храмом города, а Константиноеленинская церковь долго ещё была приписана к нему. Спасо-Преображенский собор сначала был деревянным. В 1485-1487 гг его перестроили в камне. Он стал частью комплекса ранее выстроенного княжеского дворца. Храм располагался с запада от палат удельных князей. Собор был с одной главой и стоял на четырёх столпах и на подклете. С трёх сторон его окружала галерея. В Смутное время в соборе был похоронен царевич Димитрий, трагически погибший 15 мая 1591 года на территории кремля. После ухода поляков Преображенский храм был восстановлен в числе первых. В конце XVII века церковь снова обветшала, и в 1700 году было получено разрешение царя на строительство нового, более крупного храма. Уже в 1706 году новый собор был освящён. Он выдержан в стиле " нарышкинского барокко " . Внутри собор представляет собой просторный бесстолпный зал, который перекрыт сомкнутым сводом. Ширина его - 14 м, высота - 17 м, что являлось инженерным достижением того времени. В строительстве собора принимала участие артель Григория Фёдорова, крепостного князя Голицына, возможно здесь оставил свой след и Г. Устинов, будущий известный архитектор петровских времён. Изначально собор был украшен росписями, но то, что можно увидеть сегодня - это творение, выполненное в XIX веке артелью Тимофея Медведева. Росписи - в классической манере на темы Евангелия, скопированные с произведений итальянских художников Возрождения и эпохи барокко - Гверчино, Гвидо Рени, Доменикано. Основная композиция - на северной стене храма - " Преображение " - копия картины Рафаэля. По бокам она дополняется монументальными живописными колоннами и разорванным фронтоном. Остальные сюжеты рассказывают о земной жизни Христа и посвящены темам Евангелия. Они располагаются в три яруса и вписываются в проёмы пилястр, арки и рамы. На самой вершине свода - парящая фигура Господа Саваофа. Все эти детали придают интерьеру собора торжественность и возвышенность. Иконостас был установлен в 1853 году и выполнен в стиле " нарышкинского барокко " . Он украшен роскошной резьбой.

http://sobory.ru/article/?object=17094

О, Предивная Госпоже, Владычице Богородице! Приими нас, припадающих к Твоему образу; воззри недремлющим оком Твоим на душевные язвы наши греховные; умоли сердцем бдящего о нас Сына Твоего, Христа Бога нашего, да избавит нас с верой к Нему прибегающих от т[...] Описание: Икона Недремлющее Око была пожертвована дочерью известного в прошлом проповедника Родиона Путятина и находилась в монастырской часовне в городе Рыбинске. Чудотворный образ прославлен многочисленными исцелениями. Файл 13085.jpg:   Размер: 271x450, 0.12 MPix, 29 Kb. Дата: 2011-07-27, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (1050) , (91) . Описание: Прихожане храма Георгия Победоносца на р. Костроме в пос. Корега молятся перед образом Богоматери «Недремлющее око» и верят в чудесное возвращение чудотворной иконы в родные для нее места Среди икон находящихся в храме особым почитанием прихожан пользуется икона с образом Божьей Матери «Недремлющее око». Древний образ иконы был украден из храма в начале 90 – годов прошлого века. В настоящее время в храме находится копия древнего образа современного письма, не представляющая интереса для вор[...] Файл 31859.jpg:   Размер: 1012x1280, 1.3 MPix, 350 Kb. Дата: 2018-06-01, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (134) , (4) . Описание: Недремлющее Око. Современный список, " икона Божией Матери «Недремлющее Око», созданная в Спасо-Преображенском соборе г. Рыбинска, где находится чудотворный первообраз " . Файл 32018.jpg:   Размер: 720x960, 0.69 MPix, 146 Kb. Дата: 2018-06-07, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (143) , (4) . Описание: Мадонна со спящим Младенцем. Последователь Гвидо Рени. Италия. Madonna and Child (after Guido Reni), style of Carlo Maratta (Camerano 1625 – Rome 1713). 1600 – 1699. Oil on canvas. 710 х 530 mm. Place of origin: Italy. Collection: Nostell Priory, West Yorkshire (Accredited Museum). Файл 32019.jpg:   Размер: 676x900, 0.61 MPix, 70 Kb. Дата: 2018-06-07, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (147) , (3) . Описание: Образ Пресвятой Богородицы Недремлющее Око. Конец XIX века. Материал, техника: ткань, дерево, металл, краска. 11,5 х 9,2 х 1,1 см. Местонахождение: Филиал " Музей фресок Дионисия " федерального государственного бюджетного учреждения культуры " Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник " .

http://pravicon.com/icon-543

Как только Петр осознал свое падение, он сразу же начал плакать о нем. Но не отчаялся, нашел в себе силы вернуться к остальным ученикам Христовым. Казалось бы, какой смысл был возвращаться? Ведь Христа уже казнили! Но в том-то и дело, что, кроме любви ко Христу, у Петра не оставалось больше ничего. Когда-то он воскликнул с неподдельной искренностью: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни (Ин 6:68).И вот теперь из той же самой любви ко Христу он вернулся к тем, вместе с которыми был Ему спутником в течение трех лет. Верил ли Петр в Воскресение Христово, ждал ли его? Евангельский текст не дает твердых оснований для утвердительного ответа. Но, даже лишившись Христа, Петр жил Христом, в Котором для Петра воплотилась вся правда Божия, в Котором ему явился Сам Господь. Больше идти ему было некуда и не к кому. Кающийся Петр. Гвидо Рени Неудивительно, что, когда Христос после Воскресения явился апостолам, рыбачившим в лодке неподалеку от берега, Петр первый кинулся в воду, чтобы скорее встретиться с Ним. И получил прощение, даже не просив его. Иисус Сам трижды задал ему вопрос: Симон Ионин [первоначальное имя Петра. — Прим. ред. ] ! любишь ли ты Меня..? — и Петр в итоге сказал главное: Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя (Ин 21:15). Трижды отрекся — и трижды исповедал свою любовь ко Христу, и был восстановлен в апостольском звании. Как бы ни был велик грех Иуды, истинное покаяние было возможно и для него. Но Петр, раскаявшись, поспешил исправить свою жизнь и, прежде всего, вернулся к своим единомышленникам, родным по духу людям, и вместе с ними встретил воскресшего Христа. А Иуда, никому не доверяя и, видимо, впав в отчаяние, покончил с собой. Лишая себя последней надежды… Что же из всего этого следует? Грозные слова Иисуса Христа: лучше было бы этому человеку не родиться (Мф 26:23), к сожалению, исполнились на Иуде. Могли бы и не исполниться, как не исполнилось некогда пророчество Ионы о гибели города Ниневии. Жители Ниневии покаялись, то есть не просто осознали, что нарушали заповеди Божии, но и реально изменили свою жизнь, и Господь с радостью отменил суровое определение об их участи. А Иуда раскаялся, но покаяться не смог. Ему не хватило любви и веры. Любви ко Христу и веры Христу как Богу.

http://foma.ru/mog-li-iuda-poluchit-pros...

www.dalizovut.narod.ru Свято-Архангело-Михайловский храм (Ракитное, Н. Водолажский район). Первая Архангельская церковь в Ракитном существовала с 1712 года. Храм был открыт в 1805 году. Ныне действует. Ибрагимова А.Р., Дюкарев В.П. Твой Храм. - X.: Факт, 2005 Архангело-Михайловская церковь построена в 1805 г. на средства полковника Куликовского; каменная, однопрестольная. Земли пахотной и луговой 33 дес. Прихожан муж. пола 1238 душ, жен. пола 1155 душ. Капитал церкви 500 руб., капитал причта 500 руб. Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. Жалование священнику 294 руб., псаломщику 98 руб. Помещение у причта церковное. Имеются церковно-приходская и земская школы, попечительства нет. В приходе село Ракитное и хутор Карповка. Священник Дмитрий Данилевский, на настоящем месте с 1895 г., состоит заведующим и законоучителем местной церковно-приходской школы, законоучитель Карповского земского училища. Псаломщик Никита Раевский, на настоящем месте с 1892 г. Церковный староста крестьянин Игнатий Левченко с 1902 г. " Справочная книга Харьковской епархии " , составил Секретарь Харьковской Духовной Консистории Иван Самойлович. Литография И.М. Варшавчика, Николаевская ул. дом 1904 г. Первое письменное упоминание о Архангело-Михайловском храме датируется 1712 годом. Вероятней всего, это была деревянная церковь, потому что новое упоминание церкви указывает на ее постройку в 1762 году, которая тоже была деревянной. Вот как описывается церковь в клировых ведомостях за 1804 год «Церковь деревянная. Построена 1762 года. Не совсем крепкая. На месте оной созидается каменная. Престол один Архангела Михаила. Колокольня деревянная, крепкая, на ней колоколов пять: 1-й – 14 пудов и 15 фунтов, 2-й - 2 пуда и 2 фунта, 3-й – 1 пуд и 20 фунтов, 4-й и 5-й по полпуда». В 1805 году на средства полковника Михаила Матвеевича Куликовского была построена новая церковь, каменная, освящена 8 ноября (по старому стилю) преосвященным Христофором (Сулима) Епископом Слободско-Украинским и Харьковским. Новая постройка - настоящее чудо архитектуры. Внешне храм круглый с двумя выступающими со стороны паперти и алтаря портиками. Первый портик – с выступом, второй – плотнее примыкает своими колоннами к телу здания. Венчает его купол на барабане с прорезанными в нем окнами. Григорий Лукомский писал: «Церковь связана с домом в одно архитектурное целое. Композиция ее очень благородна и красива». Храм был очень богато убран. Интерьер украшали: решетка аналоя в стиле ампир, большое серебряное паникадило, маленькое паникадило в стиле Елизаветинского барокко, местные иконы в старинных резных рамах (очевидно местных школ), лик Спасителя, типа Гвидо Рени, в серебряном окладе. Иконостас был синий с золотыми полосами (позже весь позолочен). Вместо иконы «Тайная вечеря» была звезда, вместо «Голгофы» - «Господь Саваоф». Позднее эти иконы были замены другими. Надо отметить, что внутри церкви были захоронены ряд лиц из рода Куликовских и им были поставлены памятники-надгробия.

http://sobory.ru/article/?object=03842

Одним из идеологов русско-византийского стиля, образцом которого признавалась роспись храма Христа Спасителя в Москве 70 , стал известный искусствовед Николай Покровский , решительно выступивший против тенденций в церковной живописи, наметившихся еще в петровскую эпоху. « Церковь православная не салон и не музей, – подчеркивает Покровский, – икона не простая картина: и что вполне естественно и допустимо в произведении светском, то не всегда приложимо к искусству церковному». Однако даже картины религиозного характера, не предназначенные для церковного употребления, требуют определенного ограничения «личного произвола». В качестве образцовых в данном отношении Покровский называет итальянских художников Фра Анжелико, Рафаэля, Гвидо Рени, Карла Дольче, а также Мурильо и Гольбейна, в произведениях которых «идеальная сторона никогда не приносится в жертву натурализму» 71 . В противоположность им прямую профанацию религиозного искусства он видит в изображении назаретской хижины В. В. Верещагиным... Положительным явлением на фоне общего упадка церковной живописи представляется Покровскому «художественно-археологическое» направление. Сущность его – в приближении современного искусства к древним образцам. Особенно удачно это получается у В. М. Васнецова... Покровский видит необходимость в создании нового иконописного подлинника, опирающегося на лучшие образцы древней традиции, которые должны быть избраны из различных эпох. Покровский, тем не менее, обратил внимание на существенное единство всех выразительных сторон церковной жизни. «Если жизнь эта, – пишет он, – представляет собою органическое единство, цельность, то понятно, почему и внешние отдельные выражения ее связаны тесно между собою: богословие и церковная поэзия, литургический образ и искусство в порядке исторического развития обычно идут рука об руку» 72 . Ориентируясь на древнее церковное благообразие, мы утверждаемся в стремлении восстановить целостность религиозной жизни. Насколько нетвердой была эта ориентация у Н. В. Покровского , видно уже по тому, как он идеализирует итальянскую школу, творчество В. М. Васнецова, не усматривает разрыва с древнерусской традицией у Симона Ушакова...

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010