Правила следующих десяти соборов приняты всею Церковью. Анкирский собор . После Максиминова гонения против христиан, когда установился мир, многие из христиан, которые или из страха, или по какой-либо другой причине отступили от Церкви, теперь снова настоятельно просили о принятии их в Церковь . Вопрос о том, нужно ли их принимать, и самый способ их принятия сообразно с обстоятельствами, при которых они отступили, вообще не были ясны епископам. И ради этого созван был собор, который должен был произнести свой суд об этом. Собор состоялся в 314 году в Анкире в Галатии, на нем было около восемнадцати епископов из Малой Азии и Сирии под председательством Виталия, епископа Антиохийского, и он издал двадцать пять правил, из коих первые девять и двенадцатое правило касаются главного вопроса, подавшего повод к созванию собора; остальные говорят об общей церковной дисциплине. – В Кормчей они составляют шестую главу. Неокесарийский собор состоялся после Анкирского, между 314 и 325 годами. Было на нем двадцать четыре епископа под председательством того же епископа Виталия Антиохийского, который председательствовал и на соборе Анкирском. Издано было пятнадцать правил, которые в Кормчей составляют седьмую главу. Гангрский собор. Собор этот состоялся в половине IV века, около 340 года, в Гангре, главном городе Пафлагонии, по поводу Евстафия, епископа Севастийского, полуарианина, и его последователей, которые проповедовали безрассудный аскетизм и вследствие того вызвали в церкви много беспорядков. Председательствовал на соборе Евсевий Никомидийский, а присутствовало тринадцать епископов. В канонических сборниках значится двадцать одно правило этого собора, а именно: двадцать правил против евстафиан, а двадцать первое составляет эпилог всех правил. В таком количестве и в том же порядке правила находятся в Книге правил и в Пидалионе. В Indreptarea и в восьмой главе Кормчей эти правила приведены иначе. В начале стоит заглавие послания собора епископам Армении, потом в первой двадцать, а во второй девятнадцать правил. Зависит это от того, что только двадцать правил в Синопсисе, основе того и другого сборника, а в Кормчей девятое правило соединено с десятым.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Шестой Вселенский Собор подобным же образом воспоминает о Великом посте, в 29 правиле так говоря о нем: " Некоторые из отцов в день Божественной Вечери приносили Бескровную Жертву после употребления пищи " . Шестой Вселенский Собор нашел неприемлемым и несообразным ни во Святую Четыредесятницу, ни в четверг последней седмицы оставлять пост и тем умалять великое значение Святой Четыре десятницы. Тот же Шестой Вселенский Собор в 52 правиле так рассуждает: " Во все дни поста Святой Четыредесятницы, кроме субботы и воскресения и святого дня Благовещения, святая Литургия да бывает не иная, как Преждеосвященных Даров " . И еще, тот же Собор в 56 правиле говорит: " Армяне в субботы и воскресные дни Святой Четыредесятницы едят сыр и яйца; Собор же сей повелевает от таковых снедей удаляться. Если же кто не будет сего соблюдать, то клирики да будут извержены, а миряне будут отлучены " . Первый Поместный Гангрский Собор в 19 правиле, говоря о посте, предостерегает: " Если кто из подвижников без нужды телесной возносится и разрешает посты, преданные к общему соблюдению и хранимые Церковью, пребывая притом в полном разуме, да будет под клятвою " . На этот же предмет есть ясные указания и в правилах Поместного Лаодикийского Собора (см.: правила 45, 49, 50 и 52). Все сии святые Соборы говорят о Великом посте как об уже известном и принятом установлении апостольском, которое необходимо твердо хранить и исполнять. б) Свидетельства Святых Отцов об установлении Святой Четыредесятницы Священномученик Игнатий Богоносец, почти современник апостолов, в послании своем к Филиппийцам так говорит о важности Великого поста: " Во всю Четыредесятницу должно поститься правоверующим, потому что она (Святая Четыредесятница) содержит чин и устав общества Господня " . Святитель Василий Великий в Слове 1-ом о посте рассуждает о том же: " Глава всех нас Господь наш, когда вооружил постом плоть, ради нас воспринятую, то победил самого диавола. Постился же Господь для того, чтобы научить и нас вооружаться постом во время подвига в искушениях " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2132...

К Вселенским соборам примыкает также Трулльский собор (691–692 гг.), собранный императором Юстинианом II в башне (trullus) императорского дворца. На нем присутствовали 227 участников во главе с патриархами Константинопольским, Александрийским, Антиохийским, Иерусалимским и легатом папы Римского. Собор посвятил свои деяния церковно–дисциплинарным вопросам. 102 канона этого собора, именуемого Шестым, или Пято–Шестым, в Православной Церкви имеют авторитет правил Вселенского собора. Многие из правил Трулльского собора вошли в классический канонический сборник Католической церкви –Декрет Грациана 423 . Однако в новое время католические канонисты и патрологи стали отвергать вселенский авторитет этих правил. Трулльский собор суммирует церковное нормотворчество эпохи Вселенских соборов. Помимо указанных (и т.н. 8 Вселенского собора, созванного в Константинополе в 869 г.), Католическая церковь считает Вселенскими также соборы: 1, 2, 3 и 4 Латеранские (1123, 1139, 1179, 1215 гг.); 1 и 2 Лионские (1245 и 1274 гг.); Вьенский (1311–1312 гг.); Констанцский (1414–1418 гг.); Базельский (1431 г.), который большинство западных канонистов не признает Вселенским, и Ферраро–Флорентийский (1439 г.; для некоторых канонистов Запада этот собор – продоление Базельского; таким образом, создается Базельско–Флорентийский собор в 1431–1449 гг.); 5 Латеранский (1512–1517 гг.), не всеми католиками причисляемый к Вселенским; Тридентский (1545–1563 гг.); 1 и 2 Ватиканские (1869–1870 и 1962–1965 гг.); всего по римскому счету выходит 21 Вселенский собор. В католической традиции постановления Вселенских соборов рассматриваются как одна из особо торжественных форм папского законоговорения. В западных сборниках канонические акты соборов помещаются под именами тех пап, при которых соборы имели место 424 . б) Правила Поместных соборов. К числу Поместных соборов, правила которых включаются в восточные канонические собрания в качестве общеобязательных для Церкви, относятся соборы: Анкирский (314 г.; к правилам этого собора в древних и новых канонических сборниках присоединяются 6 канонов, именуемых правилами Анкирского собора, но принятых собором в Кесарии Каппадокийской в том же 314 г.); Неокесарийский (не позднее 319 г.); Гангрский (сер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ответ на царский вопрос о иноках в инокинях, скитающихся по миру и незнающих своих монастырей, Собор постановил: 1) скитающихся чернцов и черниц собрать, и переписав разослать по общим монастырям; чернцов, здравых телом, отдавать старцам под начало; 2) исправившихся под строгим началом посылать на монастырские службы, чтобы трудились на братию; 3) старых и немощных снабжать пищею и одеждою, и держать в больницах, но строго внушать им покаяние и молитву. 4) Те же правила соблюдать относительно монашествующих женского пола; 5) в пользу немощных и старых инонов и инокинь, немогущих своими трудами приобретать себе пропитание, «благочестивому царю и епископам достоит вклады дати из своей казны» (гл. 71). 6) Чтобы иноки не скитались по миру с иконами для сбора милостыни, на это царь сам заповедь учинит: пусть они просят милостыню именем Божиим; а если и после царской заповеди станут ходить с иконами по городам, то иконы у них отбирать, а их самих изгонять из городов (гл. 74). На замечание царя о том, что иноки живут вместе с инокинями, Собор (гл. 32) только повторил определение прежнего Собора Московского, 1503 года, которым повелевалось отделять мужеские монастыри от женских; «в котором монастыри будут жити чернцы, ту служити игумену, а в котором монастыри будут черницы, у них служити потом бельцам». На частный вопрос царя о том, можно ли монашествующим женского пола принимать Св. Тайны от мирских священников; Собор отвечал, что «всякому иноческому чину достоит от мирскаго священника приобщаться, кроме покаяния (исповеди)». На это Собор приводить след. церковное правило: «аще который священноинок или инокиня не приемлет причащения от мирскаго священника, имущаго жену, да будет проклят». – Если Собор здесь имел в виду правила Гангрского Собора о тех, которые не хотят принимать Св. Тайн от женатых священников, то можно заметить, что правило этого Собора (прав. 4) не говорит именно о монашествующих, а вообще: «аще кто не хощет прияти приобщения от пресвитера, имущи жену законную, и глаголет, яко служивщу тому не достоит от него причащения прияти, да будет анафема». Это правило поставлено против раскольников IV века, Евстафиан, не допускавших супружества в звании священнослужителей, по гнушению браком, как делом нечистым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Каноны следующих десяти соборов приняты всею церковью: 1 . Анкирский собор 213 . Когда после гонения Максимина мир был восстановлен, многие христиане, отступившие было от церкви или из страха, или по другим причинам, теперь настаивали, чтобы их снова приняли в церковное общение. Вопрос о принятии их и о самом образе последнего с точки зрения обстоятельств, при которых они отступили, – все это епископам было неясно, почему и был созван собор для обсуждения этих вопросов. – Собор состоялся в 314 году в Анкире, в Галатии; на нем присутствовало до 18 епископов из Малой Азии и Сирии, под председательством Виталия, епископа Антиохийского. На этом соборе было издано 25 канонов, из которых первые десять и двенадцатый канон касаются, главного вопроса, послужившего поводом собору, остальные же говорят об общей церковной дисциплин. – В Кормчей они составляют 6 главу. 2 . Неокесарийский собор 214 состоялся после Анкирского, между 314 и 325 годами. На нем присутствовало 24 епископа под председательством упомянутого выше Виталия Антиохийского, который председательствовал и на Анкирском соборе. Издано было 15 канонов, составляющих в Кормчей 7 главу. 3 . Гангрский собор 215 . По поводу учения Евстафия, епископа Севастийского, полу-арианина и его последователей, проповедовавших бессмысленный аскетизм, вследствие чего в церкви происходило много беспорядков, был созван в половине IV века, около 340 года, собор в Гангре, главном городе Пафлагонии. Председательствовал на этом соборе Евсевий Никомидийский и присутствовало 13 епископов. В канонических сборниках насчитывается 21 канон этого собора, именно 20 канонов против евстафиан, а 21-й составляет эпилог всех канонов. Такое число канонов и в том же порядке помещено в Книге правил и в Пидалионе. В Indreptarea и в 8 главе Кормчей они приведены в ином порядке. В начале стоит послание собора к армянским епископам 216 , потом в первой главе – 20, а во второй – 19 канонов. Это от того зависит, что в Синопсисе, основе обоих сборников, только 20 канонов. В Кормчей же 9-й канон соединен с 10-м.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

     Шестой Вселенский Собор подобным же образом воспоминает о Великом посте, в 29 правиле так говоря о нем: " Некоторые из отцов в день Божественной Вечери приносили Бескровную Жертву после употребления пищи " . Шестой Вселенский Собор нашел неприемлемым и несообразным ни во Святую Четыредесятницу, ни в четверг последней седмицы оставлять пост и тем умалять великое значение Святой Четыре десятницы.      Тот же Шестой Вселенский Собор в 52 правиле так рассуждает: " Во все дни поста Святой Четыредесятницы, кроме субботы и воскресения и святого дня Благовещения, святая Литургия да бывает не иная, как Преждеосвященных Даров " .      И еще, тот же Собор в 56 правиле говорит: " Армяне в субботы и воскресные дни Святой Четыредесятницы едят сыр и яйца; Собор же сей повелевает от таковых снедей удаляться. Если же кто не будет сего соблюдать, то клирики да будут извержены, а миряне будут отлучены " .      Первый Поместный Гангрский Собор в 19 правиле, говоря о посте, предостерегает: " Если кто из подвижников без нужды телесной возносится и разрешает посты, преданные к общему соблюдению и хранимые Церковью, пребывая притом в полном разуме, да будет под клятвою " .      На этот же предмет есть ясные указания и в правилах Поместного Лаодикийского Собора (см.: правила 45, 49, 50 и 52).      Все сии святые Соборы говорят о Великом посте как об уже известном и принятом установлении апостольском, которое необходимо твердо хранить и исполнять.       б) Свидетельства Святых Отцов об установлении Святой Четыредесятницы      Священномученик Игнатий Богоносец, почти современник апостолов, в послании своем к Филиппийцам так говорит о важности Великого поста: " Во всю Четыредесятницу должно поститься правоверующим, потому что она (Святая Четыредесятница) содержит чин и устав общества Господня " .      Святитель Василий Великий в Слове 1-ом о посте рассуждает о том же: " Глава всех нас Господь наш, когда вооружил постом плоть, ради нас воспринятую, то победил самого диавола. Постился же Господь для того, чтобы научить и нас вооружаться постом во время подвига в искушениях " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2132...

Этот Собор впервые посвятил целый ряд правил монашествующим: о монахах, оставляющих свои обеты (7 и 16), о монастырях и монашеских общинах (4), о монастырском имуществе (24). Некоторые правила относятся к теме юрисдикции митрополитов и экзархов и взаимоотношениям между Поместными Церквами. Так, воспрещается образовывать новые церковные области во главе с митрополитами путем разделения одной области без санкции церковной власти (12); епископам запрещается присваивать себе приходы, принадлежащие другой епархии (17); в обязанности митрополитов вменяется созывать епископов на регулярные Соборы, а епископов – являться по приглашению митрополитов на такие Соборы (19). Церковному суду Собор посвятил несколько правил: о жалобах на епископа или на митрополита и о том, кто может подать такую жалобу, о тяжбах между клириками, о наказании клириков – снятии сана (9, 17, 21, 29). Кроме того, Четвертый Вселенский Собор утвердил постановления трех предшествовавших Вселенских Соборов и пяти Поместных: Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского и Лаодикийского, бывших в IV веке, придав им статус обязательных для всей Вселенской Церкви (1). ПятоШестой, или Трулльский, Собор Ни Пятый (состоявшийся в 553 году), ни Шестой (заседавший в 680–681 годах) Вселенские Соборы не вынесли никаких канонических определений, занимаясь исключительно догматическими вопросами. На этих Соборах было окончательно ниспровергнуто несторианство и осуждена ересь монофелитства, которая состояла в признании во Христе двух природ, Божественной и человеческой, но лишь одной воли – Божественной. Этот недостаток было решено восполнить, созвав дополнительный Собор для решения чисто дисциплинарных вопросов. Этот Собор был созван 1 сентября 691 года и окончился только 31 августа 692 года. На этих заседаниях присутствовало 224 епископа; статус продолжения Шестого Вселенского Собора признали за ними отцы следующего, Седьмого Вселенского Собора (см.: VII Всел., 1). Правила Трулльского Собора имеют в Православной Церкви такое же достоинство, как и правила пяти других Вселенских Соборов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

—79— предупреждает возможность разрыва естественной связи между родителями и детьми под предлогом, который в глазах некоторых мог заслуживать внимания. Если кто-либо, говорит Собор, оставляет своих детей, а не питает их и, насколько от него зависит, не приводит к подобающему благочестию, но под предлогом отшельничества народит о них, „да будет под клятвою». Подобному же отлучению должны подвергаться и дети, если они под предлогом благочестия покинут родителей, в особенности верующих, и не станут оказывать им должного почитания. «Впрочем, поясняет Собор, правоверие да будет ими соблюдаемо предпочтительно». Таким образом дети, по смыслу 16 правила Гангрского Собора, не могут под предлогом благочестия оставлять даже неверующих родителей, если конечно, это не угрожает их правоверию. Но в ведении Церкви, которая в древности охватывала гораздо больший круг разных жизненных отношений, часто оказывались дети, лишившиеся родителей или покинутые ими, а также взятые в плен на войне, выкупленные или возвращенные из плена. Относительно таких детей Трулльский Собор в 84 правиле определил, что всякий раз, как нет достоверных свидетелей, несомненно утверждающих о крещении этих детей, и сами они по малолетству не могут дать на это ответ, их нужно крестить без всякого недоумения, чтобы дети по недоразумению не были лишены очищения святостью крещения. Установляя это правило, Собор поясняет, что он следует в нем «каноническим постановлениям отцов», т. е. еще более древнему церковному порядку. При отсутствии родителей забота о христианском воспитании крещеных детей возлагалась на особых восприемников, обыкновенно в лице диаконов и диаконисс. Кто сознательно и добровольно присоединился к церкви, тот тем самым решился подчиняться нормам церковной жизни и ее порядкам. Церковь представляет из себя продолжающееся со времени явления Христа особого рода общение. Объем понятия о Церкви отнюдь не выражается в живущих в какое-либо время людях. Он гораздо шире их. Церковь проникает в глубь истекших веков,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(Ап. 35; VII Всел. 1; Карф. 1; Двукр. 10). Из всех правил православной церкви это правило по своему значению - важнейшее, а для науки канонического права оно самое важное из всех других, изданных до 692 г. И это потому, что правилом этим утверждено каноническое, вселенское значение за сотнями правил, имевших по своему происхождению значение и обязательную силу лишь для отдельных областных церквей, теперь же все эти сотни правил получают вселенское значение и общеобязательную силу для всей церкви. Мы разумеем здесь все те правила, которые изданы разными поместными соборами и св. отцами, начиная с III века и далее, не исключая и Апостольских правил. Правило это упоминает и о правилах вселенских соборов, бывших в IV и V веках. Правила этих соборов имели уже сами по себе вселенское значение, и раз собор этот упоминает и о них, то он это не делает с тою целью, с какою упоминает об остальных правилах, а хочет этим показать, как и спустя несколько веков правило какого-либо вселенского собора должно, однако, всегда иметь значение и силу строгого закона для церкви. Провозглашая общеобязательными для всех и каждого данные правила, собор этот заодно определяет и то, как должно смотреть на некоторые источники права, которые до этого времени имели силу в церковной практике, так что и в этом отношении провозглашает важную и общую норму, как для самой жизни церкви, так и для церковного права. Из правил, которые впредь должны иметь силу закона для всей церкви, собор провозглашает прежде всего правила св. Апостолов (85), затем правила вселенских соборов - первого (20), второго (7), третьего (9) и четвертого (30), даже правила поместных соборов - Анкирского (25), Неокесарийского (15), Гангрского (21), Антиохийского (25), Лаодикийского (60), Сердикского (21), Карфагенского 419 г. (133) и Константинопольского 394 г. (1), и, наконец, правила св. отцов: Дионисия Александрийского (4), Петра Александрийского (15), Григория Неокесарийского (11), Афанасия Александрийского (3), Василия Великого (92), Григория Нисского (8), Григория Богослова (1), Амфилохия Иконийского (1), Тимофея Александрийского (18), Феофила Александрийского (14), Кирилла Александрийского (5) и Геннадия Константинопольского (1), всего 625 правил Обо всех этих правилах собор замечает, что никто не имеет права изменять их или отменять, или вместо предложенных принимать другие с подложными надписаниями, составленными людьми, корчемствующими истиною (ε ε ο ο ε , εε, εου ο οεου ε , ευε υε, ε εε ε).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1316...

Отсюда отправляется длинный ряд положительных дисциплинарных мер, идущих с IV века и направленных к ограничению домашних собраний для богослужения. Так Гангрский собор, слова которого о домах Божиих мы только что привели, подвергает отлучению тех, которые составляют особые собрания, «не имея с собой пресвитера по воле епископа» (прав. 6); Лаодикийский собор не дозволяет совершать евхаристию в домах (прав. 58); Трулльский собор запрещает крестить в молитвеннице, внутри дома обретающейся (прав. 59 сн., пр. 31), а второй Карфагенский собор постановил на этот счет еще более строгие правила. Имея в виду схизматиков своего времени, св. Василий Великий говорил также: «послушайте вы оставляющие церковь (τν κκλησαν) и собирающиеся в общих домах, где приносите жалкие обломки (мнимо) честного тела: возносить молитвы должно среди Иерусалима, то есть церкви Божией» 6 . Трудно с точностью определить, с какого времени христиане начали строить особые здания для своих богослужебных собраний, когда появились у них первые открытые храмы, на которые указывает сектантам в вышеприведенных словах кесарийский архипастырь. И эта трудность возрастает еще больше от того, что черта, отделяющая домашнюю молельню от храма в собственном смысле, почти неуловима и переход от первой к последнему мог совершиться, благодаря самым незначительным приспособлениям. Молитвенное здание могло быть более или менее выдающимся и открытым, судя по тому, каково было положение христиан в той или другой местности и зависело в сильной степени от материальных средств общины. Как понимать слова: οκος, κκλησα и другие синонимические выражения писателей первых веков, когда дело касается внешнего вида церковных зданий, – вопрос этот останется неразрешимым до тех пор, пока мы не будем иметь более конкретных признаков, объясняющих эти выражения применительно к форме первохристианских молитвенных зданий. Впрочем, к концу второго и в начале третьего века уже проскользают известия о существовании открытых храмов у христиан, и я приведу из них более типичные и достоверные.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010