Что ж касается до мирских людей, им всё то вовсе отречено. Учить им запретил Шестой Вселенский Собор правилом 64-м 618 . Почему и большой катехизис 619 , признает тех даже еретиками, кои не призываеми входят в чин учительства. Также, кроме священства, священная действовати во иосифовском требнике 620 сочтено за горшее самих бесов, во Ангела светла преобразующихся, но не сущих. Да и кто, кроме соборной Церкви, о себе собирается и, нерадя о Церкви, церковная хощет творити, не сущу с ним пресвитеру по воли епископа, тот, по 6-му правилу Гангрского Собора, оглашён проклятым же 621 . А Богоносный Игнатий 622 ещё глаголет: «Иже вне жертвенника есть и без епископа, и пресвитеров, и без диаконов что-либо творит, таковый неверного горший есть. Иже бо сих не слушает, безбожен всячески есть и злочестив» 623 . §19. Против поморян и других им подобных перекрещиванцев Понеже а).брак ещё в раи от Самого Бога уставлен и благословен ( Быт.1:27, 28; 2:18, 22–24 ); за сим и от Христа Спасителя подтверждён ( Мф.19:4, 5 ); б).брак именуется у апостола тайною великою ( Еф.5:32 ), честною женитвою и ложем нескверным ( Евр.13:4 ); в).рождающиеся от брака чада называются святы, то есть законны ( 1Кор.7:14 ), и чадородия ради оного жене возвещается спасение ( 1Тим.2:15 ); г).Притом Спаситель строго запрещает то, еже Бог сочета, человеку разлучати ( Мф.19:4–9 ); тако ж и Павел жене велит от мужа не разлучаться, ни мужу искать разрешения, да ещё за лучшее судит безбрачным женитися, нежели разжизатися ( 1Кор.7:9, 10, 27 ) и юным вдовицам посягати и чада раждати ( 1Тим.5:14 ); д).Напротив, блудником, глаголет, и прелюбодеем судит Бог ( Евр.13:4 ) и что они Царствия Божия не наследят ( 1Кор.6:9, 10 ). За силу сего и под правилом Василия Великого 26-м 626 в толковании пишется: «Брак в сем имать чистоту и честь, еже очищатися от блуда. И сего ради блуд не брак-де есть, ни браку начало, но грех и преступление закона Божия». Итак, что же иное есть, поносить супружеское законное сожитие ересью и блудом, а благословенное из того порождение какой-то (смеху достойная выдумка!) лапшой антихристовой? Что иное есть, как расторгать богоучреждённое и правильно совершаемое сочетание, но при всём том сквернитися любодеянием безстудно? Что как не крайнее безумие, как не ужасное на вышнего Законоположника злословие, как не зловредная николаитская ересь 627 . О сих-то поистине апостол 628 предрёк: яко в последняя времена отступят нецыи от веры, внемлюще духовом лестчим и учением бесовским, в лицемерии лжесловесник, возбраняющих женитися. О сих Игнатий Богоносны й 629 говорит: «Аще кто тлением и скверной нарицает законное супружество и деторождение, таковой жителя имать в себе дракона отступника». Да и правило 1-е Гангрского Собора 630 гремит на таковых проклятием, кто законный брак порокует и жену, смешающуюся с мужем своим, ненавидит или глаголет, яко сия не может внити в Царство небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/nastavle...

Нравоучение христианское превосходно раскрыто и объяснено у отцов Церкви 114 ; сверх того, для искоренения худых нравов и обычаев, многие правила постановлены на Соборах. Так запрещены христианам обычаи язычников, их клятвы, суеверие и волшебство (Шестой Вселенский Собор), их празднества и зрелища (Карфагенский Собор). Предписано хранение постов, установленных Церковию (Гангрский Собор). Постановлено причащаться Святых Таин, не вкушая пищи (Анкирский Собор), в чистоте душевной и телесной (Карфагенский Собор). Положены строгие правила против человекоубийства, отравы младенца в утробе (Шестой Вселенский Собо); против святокупства (Четвертый Вселенский Собор), мздоимства духовных (Седьмой Вселенский Собор), против лихоимства ростовщиков (Сардикийский Собор) и других пороков. Запрещено вступать в брак в близком родстве – до 4-й степ. Включительно (Шестой Вселенский Собор), и проч. История ересей § 28. В области чистого учения апостольского в сем периоде весьма часто возрастали семена ересей – плод мудрований человеческих и страстей. Всего больше терпела Церковь от ариан, македониан, монофизитов, монофелитов и пелагиан. I. Арий, возбужденный завистию к сверстнику своему епископу Александрийскому, учил противно ему, отвергая вечность Сына Божия, и произвел самое опасное разделение в Церкви. Осужденный Соборами, он успел однако преклонить к себе благоволение Константина Великого и довел Святого Афанасия до заточения, † 336. После Константина, соборы тщетно старались восстановить мир Церкви. Константий гнал православных; Юлиан дал всем свободу; Валент был арианин. Наконец Феодосий повелел держаться одной Никейской веры, а последующие императоры изгнали ариан из империи. Тогда арианство распространилось у готфов, вандалов, бургундов, лонгобардов, и уже в 7-м веке истребилось. Ариане разделялись на ариан чистых, или аномеев (νμοιοι) 115 , и полуариан, которые сына Божия называли подобным по существу Отцу (μοιοσιος), а не единосущным (μοσιος). II. Македоний полуариан, за ересь выгнанный из Константинополя, в заточении распространял новую ересь отрицая Божество Святого Духа. Последователи его (духоборцы) при Валенте были гонимы самими арианами. Осуженные на 2-м Вселенском Соборе, они изгнаны из столицы и после более не упоминаются 116 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Гангрский Собор издал 21 правило, направленное против всех крайностей учения евстафиан. В частности, отцами Собора была подтверждена законность женатого статуса священников и диаконов (4) и были наложены прещения на священников, отделяющихся от своих правящих епископов без веской причины (6–8). Антиохийский Собор Этот Собор был созван в 341 году в Антиохи, главном городе Азиатской части империи, по случаю освящения храма, заложенного императором Константином Великим . На это торжество прибыл его сын Констанций и с ним 95 епископов. После окончания праздника епископы составили Собор, который издал 25 правил по церковному управлению. Несмотря на то что догматическая деятельность этого Собора возбуждала и продолжает возбуждать серьезные сомнения богословов, его решения по дисциплинарным вопросам были приняты всей полнотой Православной Церкви и вошли во все канонические сборники. Содержание правил этого Собора родит их с Апостольскими правилами, что долгое время подавало повод к неверному предположению об их заимствованном происхождении. Среди них – запрет на празднование Пасхи в одно время с иудеями (1), осуждение клириков, самовольно переходящих в другие епархии (3), определение наказания изверженным из сана клирикам, дерзающим совершать священнодействия (4). Затрагивается тема иерархического устройства Церкви: отношения между членами иерархии, подчинении нижестоящих клириков вышестоящим (5, 8–10), ограничение юрисдикции епископов (6, 7, 13, 21, 22) и обязанность епископа распоряжаться имуществом епархии (24, 25), авторитет епископского Собора (11, 12, 14–23), порядок поставления епископа (19), случаи непринятия епископом по тем или иным причинам своей кафедры (17, 18). Лаодикийский Собор Лаодикийский Собор состоялся в Лаодикии Ликийской, главном городе Фригии (Малая Азия). Точный год его проведения неизвестен (возможно, 343 год, иногда называют время незадолго до Второго Вселенского Собора). Лаодикийский Собор издал 60 правил. В них затрагиваются темы церковного брака (1, 31, 53), принятия в Церковь еретиков и раскольников и ограждение верных от общения с ними (6–10, 32–34, 37–39). Значительное место в правилах занимает тема церковного благочиния (6, 15, 21–23, 25, 26, 28, 29, 50, 58), в частности, среди правил этого Собора находится канон, запрещающий женщинам входить в алтарь (44), некоторые вопросы богослужебного устава, в том числе порядка служб в святую Четыредесятницу (16–19, 49, 51, 52, 59). Собор издал правила об образе жизни и обязанностях клириков, в том числе несколько важных правил, регулирующих жизнь диаконов и низших клириков (4, 20, 24, 30, 36, 41–43 54–56), о выборе кандидатов в священный сан (3, 12, 13). Отцы Лаодикийского Собора утвердили канон книг Ветхого и Нового Заветов, перечислив все входящие в него книги (60). Сардикийский Собор

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

1. Анкирский собор После Максиминова гонения против христиан, когда установился мир, многие из христиан, которые или из страха, или по какой-либо другой причине отступили от церкви; теперь снова настоятельно просили о принятии их в церковь. Вопрос о том, нужно ли их принимать, и самый способ их принятия сообразно с обстоятельствами, при которых они отступили, вообще не были ясны епископам. И ради этого созван был собор, который должен был произнести свой суд об этом. Собор состоялся в 314 году в Анкире в Галатии, на нем было около 18 епископов из Малой Азии и Сирии под председательством Виталия, епископа антиохийского, и он издал 25 правил, из коих первые 9 и 12-е правило касаются главного вопроса, подавшего повод к сознанию собора; остальные говорят об общей церковной дисциплине. - В Кормчей они составляют 6 главу. 2. Неокесарийский собор состоялся после анкирского, между 314 и 325 годами. Было на нем 24 епископа под председательством того же епископа Виталия антиохийского, который председательствовал и на соборе анкирском. Издано было 15 правил, которые в Кормчей составляют 7 главу. 3. Гангрский собор Собор этот состоялся в половине IV века, около 340 года, в Гангре, главном городе Пафлагонии, по поводу Евстафия, епископа севастийского, полуарианина, и его последователей, которые проповедовали безрассудный аскетизм и вследствие того вызвали в церкви много беспорядков. Председательствовал на соборе Евсевий никомидийский, а присутствовало 13 епископов. В канонических сборниках значится 21 правило этого собора, а именно: 20 правил против евстафиан, а 21-е составляет эпилог всех правил. В таком количестве и в том же порядке правила находятся в Книге правил и в Пидалионе. В Indreptarea и в 8 главе Кормчей эти правила приведены иначе. В начале стоит заглавие послания собора епископам Армении потом в первой 20, а во второй 19 правил. Зависит это от того, что только 20 правил в Синопсисе, основе того и другого сборника, а в Кормчей 9-е правило соединено с 10-м. 4. Антиохийский собор По поводу освящения новой церкви в Антиохии в половине 341 года собралось около 100 епископов. После освящения церкви собравшиеся епископы составили собор для издания некоторых постановлений в интересах повсеместного единообразия церковного управления. Председательствовал на этом соборе Плакет, епископ антиохийский; издано 25 правил, которые все вошли в общецерковный канонический сборник и о которых с особым уважением отзывается как восток, так и запад. В Кормчей они составляют 9 главу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1310...

По своей важности среди канонических правил первое место занимают вероопределения и правила семи Вселенских соборов: Никейского 1-го (325 г.) — 20; Константинопольского 1-го (381 г.) — 7; Ефесского (431 г.) — 8; Халкидонского (451 г.) — 30; вероопределения Константинопольского 2-го (553 г.) и Константинопольского 3-го (680 г.) и 102 правила так называемого пятошестого Трулльского собора (692 г.) и Никейского 2-го (787 г.) — 22 правила. Затем следуют правила поместныхсоборов, которые были приняты девятьюсоборами (с 4 по 9 в. включительно). Это Анкирский в Галатии (314 г.), составивший 25 правил, которые, главным образом, разрешают сложный вопрос о принятии в Церковь падших во время гонений, особенно священнослужителей; Неокесарийский в Каппадокии (315 г.), на котором было составлено 15 правил касательно церковного благочиния и чистоты супружеской жизни клира и мирян; Гангрский в Пафлагонии (около 340 г.) состоялся по поводу заблуждений Евстафия Севастийского, отвергавшего супружескую жизнь, и утвердил против него и его последователей 21 правило в защиту супружеской жизни христиан вообще и священнослужителей в частности; Антиохийский собор (341 г.) составил 25 правил относительно церковного управления, в них большей частью повторены и подтверждены апостольские правила; Лаодикийский собор (около 364 г.) составил 60 правил, в которых подробно определяются порядок богослужения, нравственное поведение клира и мирян и вообще церковное благочиние; Сардикийский собор в Иллирии (347 г.) рассматривал дело св.Афанасия Александрийского и вообще примирение ариан с Церковью; порешив дело Афанасия, собор составил 20 правил по церковному управлению; из этих правил некоторые касаются порядка управления исключительно в западных церквах (например, 3-5); Карфагенский собор (419-426 гг.) собрал правила предыдущих африканских соборов и, пересмотрев их, одобрил к руководству; таким образом были составлены 147 правил, которые приняты Церковью в канон под одним наименованием правил Карфагенского собора; эти правила подразделяются на три разряда: одни — общеканонические; вторые — местные правительственные и третьи — догматические, направленные против ересей и расколов, особенно пелагиан и донатистов; Константинопольский 4-й собор (861 г.) и Константинопольский 5-й собор (879 г.) созывались по поводу первого и второго избрания Фотия на константинопольский патриарший престол; первый собор принял 17 правил, а второй — 3 правила; и те, и другие касаются вопросов церковного благочиния и управления, поставленных тогдашней жизнью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2187...

Четвертый Вселенский Собор (451 г.) составил вероопределение о двух природах во Христе; Шестой (680 г.) – о двух волях и действиях во Христе; Седьмой (787 г.) – об иконопочитании. Пятый Вселенский Собор (553 г.) осудил сочинения трёх учителей сирийской церкви Феодора Мопсуэстийского, Феодорита Кирского и Ивы Эдесского за их несторианские и евтихианские заблуждения. Из них лично был осужден только не раскаявшийся Феодор Мопсуэстийский, двое же остальных были помилованы, так как отреклись от своих ложных мнений и скончались в мире с Церковью . Собор повторно осудил Нестория и Евтихия, а также анафематствовал ряд положений оригенизма (учение о переселении душ, апокатастасисе и проч.). Шестой Вселенский Собор своим вторым правилом утвердил догматические тексты и постановления, встречающиеся в правилах святых Апостолов, 12-ти святых Отцов и 9-ти древних Поместных Соборов: Анкирского (ок. 314 г.), Неокесарийского (между 314–319 гг.), Гангрского (между 361–370 гг.), Антиохийского (341 г.), Лаодикийского (ок. 363–370 гг.), Сардикийского (347 г.), Карфагенского (419 г.). Константинопольского (394 г.) и Карфагенского (ок. 256 г., при священномученике Киприане). Хотя соборные вероопределения обладают непререкаемым авторитетом, тем не менее, в прошлом имели место случаи их дополнения и разъяснения. Так, например, Второй Вселенский Собор дополнил и даже видоизменил текст Символа веры Первого Собора, а Пятый и Шестой Соборы дополнили христологические определения Третьего и Четвертого Соборов. Подобного рода непогрешительные дополнения и разъяснения, в случае необходимости, могут появляться и в будущем. 2. Вероопределения Поместных Соборов Из Поместных Соборов, проходивших в период Вселенских Соборов, в догматическом отношении наибольший интерес представляют два. Первый – это Карфагенский Поместный Собор 419 г., на котором были приняты правила, рассматривающие учение о каноне Священного Писания , первородном грехе, благодати и др. Второй – Пято-Шестой, или так называемый Трулльский Собор 691–692 гг. Результатом деятельности Трулльского Собора стали 102 канонических правила, которые составили основу Православного канонического права. На Соборе были утверждены догматические тексты, которые содержатся в правилах святых Апостолов, в правилах святых Отцов и в правилах 9-ти Поместных Соборов. Православная Церковь рассматривает Трулльский Собор как продолжение Шестого Вселенского Собора. Поэтому каноны Трулльского Собора часто называются Правилами Шестого Вселенского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

Это Анкирский в Галатии (314 г.), составивший 25 правил, которые главным образом разрешают сложный вопрос о принятии в Церковь падших во время гонений, особенно священнослужителей; Неокесарийский в Каппадокии (315 г.) – на этом соборе составлено 15 правил относительно церковного благочиния и чистоты супружеской жизни клира и мирян; Гангрский в Пафлагонии (между 362–370 гг.) – этот собор состоялся по поводу заблуждений Евстафия Севастийского, отвергшего брачную жизнь, и постановил против него и его последователей 21 правило в защиту брачной жизни христиан вообще и священнослужителей в частности; Антиохийский собор (341 г.), составивший 25 правил относительно церковного управления, в них большей частью повторены и подтверждены правила апостольские; Лаодикийский (около 364 г.) собор, составивший 60 правил, в которых тщательно определяются порядок богослужения, нравственное поведение клира и мирян и вообще церковное благочиние; Сардикийский собор в Иллирии (343 г.); он составлен был для исследования дела святого Афанасия Александрийского и вообще для примирения ариан с Церковью; порешив дело Афанасия, собор составил 20 правил по церковному управлению; из этих правил некоторые касаются порядка управления исключительно в западных Церквах (например, 3–5); Карфагенский собор (419–426 гг.) – он собрал правила прежних африканских соборов и, пересмотрев их, одобрил к руководству; таким образом составилось 147 правил, которые приняты Церковью в канон под одним наименованием правил Карфагенского собора; правила эти распадаются на три разряда: одни – общеканонические, другие – местные правительственные и третьи – догматические, против ересей и расколов, особенно пелагиан и донатистов; собор Константинопольский четвертый (861 г.) и собор Константинопольский пятый (879 г.) – эти два собора составлялись по поводу первого и второго избрания Фотия на константинопольский патриарший престол: первый собор постановил 17 правил, а второй – 3 правила; и те и другие касаются вопросов церковного благочиния и управления, возбужденных обстоятельствами времени

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В двух последних заседаниях Собор изложил 30 канонов относительно церковной иерархии и дисциплины. Сверх того, Собор утвердил постановления не только трех предшествовавших Вселенских Соборов, но и поместных: Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского и Лаодикийского, бывших в IV веке. Пятый Вселенский Собор, Константинопольский II , был в Константинополе, при императоре Юстиниане I, в 553 г., для решения о правоверии трех давно умерших епископов: Феодора Монсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Эдесского, которые еще во времена Третьего Вселенского Собора в своих писаниях выражали несторианские мнения. Так как Собор Халкидонский, осудивший монофизитов и обвиняемый ими в несторианстве, не осудил указанных трех епископов (равно как и Третий Вселенский), то, чтобы отнять у евтихиан повод к обвинению православных в сочувствии несторианству и расположить еретичествующую партию к единению с последователями Халкидонского Собора, Юстиниан (в 554 г.) издал указ, в котором в трех отдельных «главах» осуждались три упомянутых епископа. Но так как этот указ не был признан всеми представителями Церкви (особенно на Западе и в частности в Африке), то и возник спор о «Трех Главах». Для решения этого спора и был созван пятый Вселенский Собор. На этом Соборе присутствовало 165 епископов. Папа Вигилий, бывший в Константинополе, отрекся присутствовать на Соборе, хотя был три раза приглашаем официальной депутацией от имени собравшихся епископов и самого императора. Собор открылся под председательством Евтихия, патриарха Константинопольского, который, с патриархами Александрийским и Антиохийским, сам предводительствовал депутациями, отправлявшимися к Вигилию. Согласно императорскому эдикту, дело о «Трех Главах» было тщательно рассмотрено в продолжение восьми заседаний, с 4 мая 553 г. до 2 июня того же года. И после всего проклятие было произнесено на лицо и на учение Феодора Монсуетского безусловно; но относительно Феодорита и Ивы осуждение ограничилось только некоторыми сочинениями, лица же их, как очищенные Халкидонским Собором, без сомнения, вследствие раскаяния, пощажены от анафемы. Необходимость этой меры основалась на том, что несториане, на основании осужденных сочинений, имели повод толковать в свою пользу Халкидонский Собор, что ожесточило монофизитов против этого Собора касательно главного пункта о «Трех Главах». Но, несмотря на это, император повелел обнародовать соборное постановление во вселенскую известность, а Вигилия, как единомышленника еретиков, наказать отлучением от Церкви. Впоследствии папа, узнав правильность суда, согласился с общим мнением отцов и подписал своеручно анафему на «Три Главы». Но епископы Истрии и вся область Аквилийского митрополита более века оставалась в расколе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Епископ Далматинско-Истрийский Никодим (Милаш , 1845–1915 гг.) – выдающийся сербский богослов – крупнейший специалист своего времени в области канонического права и церковной истории. Он автор нескольких сот публикаций, ряда монографий. В 1870 г. Епископ Никодим принялся за труд, продлившийся более двадцати лет – за перевод с греческого на сербский язык и их комментирование. Русский перевод «Правил Православной Церкви с толкованиями» Епископа Никодима увидел свет в 1911–1912 гг. в Санкт-Петербурге. Епископ Никодим в своих толкованиях использует ряд сокращений, для облегчения восприятия текста приводим разъяснения наиболее часто встречающихся сокращений: анк. – Анкирский собор 314 г.; антиох. – Антиохский собор 341 г.; ап. – Апостольские правила; Ап. Пост. – Апостольские постановления; вел. – великий; всел. – Вселенский собор; гангр.Гангрский поместный собор, предположзительно между 340 и 370 г.; нис. – Нисский; двукр. – Двукратный собор 861 г.; карф. – Карфагенский собор 256 г.; лаод. – Лаодикийский собор, конец 4 века; сердик. – Сардикийский поместный собор 344 г.; синт. – Синтагма. Близкие мнения и толкования, использования одних и тех же цитат, – все это показывает единомыслие авторов представленных комментариев о епитимий, толкованиях, написанных независимо в сменявшие друг друга исторические эпохи и в разных странах. В то же время в своих комментариях каждый из авторов открывает в теме что-то новое, под своим углом зрения рассматривает многоликую проблему епитимий, что в целом делает представленный сборник практически полезным. Для более глубокого осмысления роли епитимий в покаянии можно рекомендовать ознакомление со следующими изданиями: Примечание: 1 Святой Феодор Студит упоминает конкретного воина, которому была назначена епитимья — следовательно, 13е правило св. Василия применялось в Византии на практике: «Что касается покаявшегося и просившего для себя епитимьи, то она назначена ему правильно. Я согласен с твоим ответом ему: если он не хочет подвергнуться епитимьи за умерщвление врагов, то пусть продолжает воевать, и мы до окончания войны не будем судить. Если же он желает подчиниться правилам Церкви, то ему надо избрать одно из двух: или, воюя, пользоваться земными почестями, или получить и исполнить епитимью. Впрочем, ради последнего не стоит отвергать первого, ибо сражающиеся с врагами достойны похвал, как говорит божественный отец. Но им надо и нести епитимью. Так было и в древности. Руководствуясь этим, или скорее, по вдохновению Божию, Василий Великий назначает таким епитимью на три года и учит, как может назначающий сократить ее. Ибо назначение епитимьи таким людям, конечно, касается убийства случайного, а не злонамеренного» ( Преподобный Феодор Студит, Послание 51 ). Рекомендуемые статьи

http://azbyka.ru/cerkovnye-kanony-o-epit...

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к тем материалам из «Документов из ссылки» 180 , которые свидетельствуют о понимании Максимом значения Латеранского собора после ареста во время пребывания под судом или в ссылке. В документе, называемом Диспут в Визии 181 и составленном, по мнению Нейл 182 , либо самим Максимом вместе с его ближайшим соратником Анастасием-учеником, либо кем-то из других ближайших сподвижников Максима в 656–657 гг., мы находим следующий эпизод. Когда епископ Феодосий, собеседник Максима, посланный склонить его к вступлению в общение с Константинопольской Церковью , заявил, что он не решается говорить о двух действиях во Христе, так как отцы такого не говорили, «авва Максим тотчас взял книгу Деяний на святом апостольском Соборе в Риме, [и] показал отцов, ясно говорящих о двух волях и действиях Спасителя нашего и Бога Иисуса Христа» (DsB 4) 183 . Так, следовательно, именовался Собор в кругу ближайших сподвижников Максима. Это именование: «святой апостольский Собор», встречающееся в Диспуте с Визии, в точности совпадает с тем, как Латеранский собор именуется в его собственных Деяниях 184 , в подготовке которых, как мы помним, участвовал Максим. Точно так же, «святым» и «апостольским» этот Собор именуется и в письме из ссылки ученика Максима Анастасия-апокрисиария к Феодору Гангрскому, где он просит прислать ему кодекс канонических постановлений этого Собора 185 . Основание для именования Собора «апостольским» организаторы Латерана, скорее всего, видели в апостольском происхождении созвавшей этот Собор кафедры Петра, т.е. Рима, где Собор и проходил; мотивом же для такого именования, очевидно, было желание придать Собору особый, возможно даже уникальный, статус 186 . Такое самоназвание Латеранского собора соответствует тому, что в глазах его организаторов (включая, не в последнюю очередь, Максима и его учеников), он имел вселенский авторитет, хотя многие из условий, необходимых, как Максим утверждал в диспуте с Пирром, для того, чтобы собор был Вселенским 187 , на Латеранском соборе соблюдены не были. К ним относится и еще одно хоть и неписаное, но фактически ставшее фактом церковной традиции в Византии правило: все Вселенские соборы собирались императорами 188 . Латеранский же собор не только не был собран императором, но и анафематствовал изданный им Tunoc!

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010