«Если вы друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» ( Галат. 5, 15 ), – предупреждает нас Слово Божие. Как мало думает об этом современное человечество, в гордыне своей самонадеянно отвергнувшее веру в Бога и Святое Евангелие! И вот призрак гибели от вновь изобретенных страшных орудий разрушения повис над всею нашею планетою. Сами обезумевшие в злобе и ярости своей люди собственными руками своими уготовляют себе эту погибель. Далее, как мы видим, истинный пост есть «похотей отлучение» – освобождение своей души от порабощения  похотями.  Человек, хотя и состоит из души и тела, и по телу своему подобен животным, но он – все же  человек,  а не животное, и имеет разум и свободную волю, которыми и должен руководиться в своей жизни, а не  «безсловесными стремленьми»,  каковы суть похоти, унижающие человеческое достоинство, когда человек неразумно и всецело удовлетворению их предается, и доводящие иногда человека подлинно до скотского состояния по слову Писания:  «Человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им»   ( Псал. 48, 13 ). Похоти эти многовидны и многообразны, но более всего из них в настоящее время господствуют блуд, чревоугодие, пьянство и курение табаку, которым современный человек с особенным безстыдством и безстрастием предается, большей частью, уже не видя в них ничего предосудительного. И это делает современную жизнь особенно гнусной и отвратительной, ибо нет ничего более мерзкого, чем вид человека, созданного по образу Божию, который доходит до скотского состояния и готов на всякое преступление, лишь бы иметь возможность удовлетворения своим похотям. И что всего ужаснее и губительнее – для полного и окончательного усыпления совести даже мнимая наука привлекается на помощь. Эта мнимая наука не стыдится провозглашать эти похоти законными и чуть ли даже не необходимыми потребностями человеческого естества. Между тем, Слово Божие нам ясно говорит: «Не обманывайтесь, братие: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники Царства Божия не наследуют» ( 1Кор. 6, 9 ). О курении табаку здесь не говорится, так как этой особенно противоестественной и зловредной страсти в то время еще не существовало.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Если же тебе все еще кажется удивительным, как возможно иметь все тому, кто ничего не имеет, то я представлю в пример самого (апостола), который повелевал всей вселенной, и был господином не только их имения, но и самых очей. " Если бы возможно было , – писал он, – вы исторгли бы очи свои и отдали мне " (Аще бы было мощно, очеса ваша извертевше дали бысте ми) (Галат. 4: 15). Все же это говорит для того, чтобы научить нас не смущаться человеческими о нас суждениями, – хотя бы нас называли льстецами, хотя бы не хотели и знать о нас, хотя бы считали нас преступниками, осужденными на смерть, хотя бы скорбящими, бедными, ничего не имеющими, хотя бы (считали нас) находящимися в унынии и тогда, когда мы радуемся, – потому что и для слепых солнце не светит, и безумным неизвестны удовольствия мудрых. Одни только верные умеют справедливо ценить дела, и радуются и скорбят не о том, о чем другие. Если бы кто, не имея никакого понятия о состязаниях, увидел бойца, хотя украшенного венцом, но имеющего раны, то, не зная того удовольствия, которое приносит бойцу венец, конечно, стал бы думать только о том, что тот испытывает мучительную боль по причине ран. Так и те знают только то, что мы претерпеваем, а того не знают, за какую цену претерпеваем, и потому естественно думают, что мы только страдаем; они видят только борьбу и бедствия, а наград, венцов и основания подвигов не видят. Итак, что же это было, чем владел Павел, когда говорит: " мы ничего не имеем, но всем обладаем " ? Блага земные и духовные. В самом деле, кого как ангела принимали города, для кого готовы были исторгнуть и отдать свои очи, за кого готовы были положить свои головы, – как тот не был господином и всего им принадлежащего? Если же хочешь видеть его духовные блага, то увидишь, что он и ими был весьма богат. Кто так близок был к Царю всяческих, что Владыка ангелов сообщил ему сокровенные тайны, – тот как не превосходил всех и обилием (духовных благ), и как же не имел всего? Иначе ему так не повиновались бы демоны, и не стали бы убегать от него с такою поспешностью болезни и недуги.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

" Если терпим " , говорит апостол, " с Ним и царствовать будем " (2 Тим. 2:12). Престолы не означают седалища (так как Он один есть сидящий и судящий), но ими означается неизреченная слава и честь. Итак, апостолам обещал Господь эту награду, а всем прочим — живот вечный и сторичную мзду здесь. Но если все прочие, то тем более апостолы должны получить возмездие и там, и в здешнем веке. Так и сбылось. Оставив уду и сети, они имели во власти своей имущества всех людей, их дома, поля и даже самые тела верующих; многие готовы были даже умереть за них, как свидетельствует о том Павел, говоря: " если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне " (Галат. 4:15). Далее, словами: " всякий, кто оставит жену " , Господь не внушает того, чтобы без причины были расторгаемы браки; но, как говоря о душе, что " потерявший душу свою ради Меня сбережет ее " (Матф. 10:39), говорил это не для того, чтобы мы убивали самих себя и тотчас разлучали душу с телом, но для того, чтобы предпочитали всему благочестие, — так и здесь того же требует Он, повелевая оставить жену и братьев. Мне кажется также, что Он говорит здесь еще и о гонениях. В то время многие отцы детей своих и жены мужей своих привлекали к нечестию. Итак, когда они от вас требуют этого, говорит Господь, оставьте и жену, и отца, о чем и Павел говорит: " если же неверующий хочет развестись, пусть разводится " (1 Кор. 7:15). Возвысив, таким образом, апостолов и утвердив их в надежде награды, определенной и им самим и всей вселенной, Господь присоединил: " многие же будут первые последними, и последние первыми " (Матф. 19:30). Слов этих нельзя ограничивать некоторыми только лицами. Они относятся ко многим и другим; впрочем, в них говорится и о верующих, и о непокорных фарисеях, как и прежде о них же говорил Господь, что " многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю " (Матф. 8:11-12). Потом Господь предлагает и притчу, чтобы побудить к большей ревности тех, которые обратились к Нему после других.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

Есть такие, которые говорят, будто все, что касается воплощения, есть только воображение, обман чувств, предположение; поэтому евангелист, желая совершенно уничтожить их хулу, и употребил выражение: " стало " , намереваясь этим показать не изменение существа, нет, а восприятие истинной плоти. Как в словах:  " Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою " (Галат.3:13). Писание не то говорит, будто существо Его, оставив собственную славу, превратилось в клятву (этого не подумали бы и демоны, и совершенно безумные и лишенные естественного смысла люди: так нечестива и вместе безумна эта мысль!), - как не это говорит Писание, а то, что Он, приняв на Себя изреченную против нас клятву, не оставил нас более быть под клятвой, - так и здесь сказано, что Слово плоть " стало " , - не изменив своего существа в плоть, но, только приняв ее, так что существо осталось неприкосновенным. Если же скажут, что Бог, как всемогущий, мог перемениться и в плоть, на это мы ответим, что Бог не иначе все может, как, пребывая Богом; а если бы Он допустил в Себе изменение; и притом изменение на худшее, то, как же был бы Он и Богом? Измениться совершенно несвойственно нетленному Существу. Потому и пророк сказал: " все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты - тот же, и лета Твои не кончатся " (Пс. 101:27,28). Существо это выше всякого изменения. Нет ничего превосходнее Его, чего бы оно могло достигать преуспеванием. Что я говорю: превосходнее? Нет ничего равного, или сколько-нибудь близкого. Следовательно, если бы Бог изменялся, то претерпевал бы изменение к худшему. Но тогда он не был бы и Богом. Но да обратится хула на голову говорящих ее. А что слово: " стало " сказано для того, чтобы ты не принял воплощения за вымысел, заметь это из последующего, как (евангелист) объясняет свое выражение и опровергает нечестивую мысль. Он присовокупляет: " и обитало с нами " , - как бы говоря: ничего несообразного не подозревай в слове: " стало " . Я говорю не об изменении этого неизменяемого Существа, а о вселении и обитании Его (среди нас).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Женский вопрос снова встал ребром, да простит мне читатель эту филологическую шалость. О дискриминации женщины в православии и Церкви говорят давно, но развернувшаяся на эту тему некоторое время назад дискуссия в соцсети facebook показала, что порой люди умудряются ощутить себя ущемленными в чем-то по самым неожиданным поводам. Не скрою, свою долю смущений в связи с отношением к женщине в церковной среде испытала и автор данной статьи, но, слава Богу, со временем удалось с ними разобраться.      Образ и подобие [«Нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Галат. 3, 28)] Положение женщины в обществе действительно не всегда было завидным, чего уж тут отрицать. Однако это существовало еще до появления христианства, так что дело вовсе не в нем. Множество факторов влияло и до сих пор влияет на это, и, если не вдаваться в политические, социально-экономические, бытовые и психологические подробности, то можно сказать так: человек способен до неузнаваемости исказить и трансформировать под свои собственные интересы даже самую прекрасную идею. Поэтому книга «Домострой», например, — это вовсе не учебник по православному вероучению, а конкретное сочинение, созданное с конкретными целями и в конкретный исторический период. Тут надо, что называется, зреть в корень. Что же говорит о женщине Священное Писание? «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1, 27). «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2, 18). Так как оба они сотворены по образу и подобию Божию и оба они соответствуют друг другу, значит, перед Богом они равны. Но, как известно, ни одна система не может существовать без четко определенных сфер деятельности отдельных ее частей. Так изначально по замыслу Божию за мужчиной и женщиной были закреплены разные роли для того, чтобы, дополняя друг друга, они составили «плоть едину» (Быт. 2, 24). Так женщина являлась соответственной мужчине помощницей — о второсортности и уж тем более ущемлении в правах речи быть не может. Затем произошло грехопадение, в котором и Адам, и Ева были виноваты в равной степени, и Господь не приписывает никому из них вину большую. Оба наших прародителя оказались достойны изгнания из рая, и после этого, опять же в соответствии со своими личностными и физиологическими особенностями, получили разное предназначение в жизни уже вне Эдема.

http://pravoslavie.ru/92162.html

Жил, говорит церковное сказание, в монастыре, именуемом Галат, монах-грешник. Когда он стал умирать, монахи собрались к нему; и вот он трепеща начал кричать: «Увы мне, окаянному, братие! Ныне я предан лютому врагу, ибо жил нечисто! Вот за это я теперь нахожусь во власти у дьявола. Он в образе змия обвился вокруг меня, и со страшным мучением исторгает мою душу». – «И сим убо от него реченным, – прибавляет списатель повествования, – абие умре: и не попусти Бог пребыти ему, дабы покаянием от змия избавитися возмогл, егоже видяше» (Прол. окт. 16). Итак, значит, правда и то, что человеку, который весь стал плотью и кровью, подлинно час смертный страшен и ужасен есть. Но все это говорят лишь примеры, а простое размышление что скажет нам? Конечно то же, что и они. Умирает праведник, что ему представляется? Понятно, то же, что и апостолу Павлу, который говорит: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный» ( 2Тим.4:7–8 ). А при этом ясно, что тут нечего бояться, а паче радоваться умирающему должно. А грешнику что при смерти представляется? «То же, – говорит св. Златоуст, – что убийцам и разбойничьим вождям, которые, когда живут в темнице, то живут без страха; а когда должно будет привести их на судилище, тогда они рассуждают все учиненные ими беззакония, и для того плачут и трясутся (Бесед. 24 к евр.). Итак, кажется, и примерами, и рассуждениями слова вышеприведенные священномученика Садока как истину доказали мы вполне. Что же в заключение сказать? Скажем и про праведников, и про грешников уже словом Божиим. «Многие, – говорит пророк Даниил, – из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» ( Дан.12:2 ). Аминь. 21-й день 178. Не смотри на то, что соблазняет (Из жизни преподобного Тимофея, иже в Символех. Чет. Мин. февр. 21) Господь учит нас не смотреть на то, что соблазняет. Он говорит: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя» ( Мф.5:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Здесь под «знаменитыми» нужно разуметь старейших апостолов, которым апостол Павел предлагал благовествование, проповедуемое им среди язычников: Гал. 2:1–2 . Деян. 15:4 . Смысл приводимого места будет такой: как бы важен ни был авторитет старших, знаменитых апостолов в деле учения, для меня (ап. Павла) он не представляет ничего особенного, потому что я действую по откровению Божию, а Бог на лица не взирает; знаю только одно, что я ничему не научился от знаменитых апостолов (Феофилакт. толк. к Галат, стр. 134 – 160); следовательно, против покорности властям здесь ни слова не говорится, тогда как в других местах тот же ап. говорит, что противящийся власти – противится Божию установлению: Рим. 13:2 . Гал. 2:1 .Потом, чрез четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита. 2 . Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь, или подвизался. Деян. 15:4 . По прибытии же в Иерусалим, они были приняты церковью, Апостолами и пресвитерами, и возвестили все, что Бог сотворил с ними, и как отверз дверь веры язычникам. Гал. 4:29 . Но как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне. 30 .Что же говорит Писание? изгони рабу и сына ее: ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной. ( Быт. 21:10 ). 31 .Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной. Примеч . Покоряющихся богоустановленным властям людей сектанты считают «рожденными по плоти» «рабами», а себя «рожденными по духу» и «свободными» от покорности властям. Для правильного понимания этого места нужно иметь в виду, что апостол убеждает галатов утверждаться в принятом ими благовестии Христовом: 5:1, и не соблазняться распространяемым лжеучителями учением о законе Моисеевом. Сарра с Исааком, по сравнению апостола, означает закон благодати, верующих, Агарь же с Измаилом – закон Моисея, иодзаконников. Агарь с сыном, по наставлению Сарры, была удалена, так и закон Моисеев должен уступить место закону благодати, а потому разбираемое место никоим образом не оправдывает сектантского лжетолкования о том, что православные, будто «рожденные по плоти», гонят сектантов, «якобы рожденных по духу». Напротив, православные желают для всех единства веры: Еф. 4:3, 13:14 и умоляют заблуждающихся быть для Господа покорными всякому человеческому начальству: 1Пет. 2:13–14 , а сектанты не только не выполняют этой апостольской заповеди сами, но еще соблазняют и других простодушных людей, как ; бы забывая строгий приговор соблазнителям ( Мф. 18:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

И все эти грозные прозрения, как мы видели, исполнились. Как печально после этого, что и за границей, в скорбном изгнании, за малыми исключениями, не видно должного просветления после перенесенных за отступничество от св. Православия тяжких испытаний! Сколько отходят от св. Православия, не зная и не понимая его! А сколько и теперь таких же «гордых и лукавых сынов и дщерей» нашего несчастного заблудившегося русского народа, которые продолжают «попирать» наше св. Православие и нашу св. Церковь из-за самого грубого непонимания или из-за того, что неразумно смешивают нашу святую веру с тем, кто только числятся «православными», или с пастырями и иерархами, увлеченными антиправославным модернизмом и не право правящим слово Христовой Истины! Еще хуже те, которые в гордыне своей, ничего не смысля в св. Православии, и по духу и по жизни своей, весьма далекие от истинного Православия, надменно мнят себя «столпами Православия», «борцами за чистоту нашей веры» и дерзко претендуют на то, чтобы играть руководящую роль в церковной жизни... Подлинно православный лишь тот, кто и умом и сердцем принимает все то, чему учит св. Православная Церковь , и смиренно склоняется перед ее авторитетом. А кто отметает авторитет святой Православной Церкви, ни во что вменяя ее Божественное учение, ее священные правила и установления, вдохновленные Духом Святым, – тот противится Духу Святому и подпадает под страшное прещение, изреченное Самим Божественным Основателем Церкви Господом нашим Иисусом Христом: «А если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф. 18:17 ). «Как прежде мы сказали», – учит нас св. Апостол, – «так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема!» ( Галат. 1:9 ). Знамение времени «Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времени не можете» ( Мф. 16:3 ). Каждое время, каждая эпоха в жизни человечества имеет свою отличительную черту, которая типична для нее в особенности, преимущественно перед всеми другими эпохами.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

И говорит: « Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов » (Матф. 12:28). Не сказал: «Богом Словом изгоняю», но приписывает это Святому Духу, как бы святой муж, удостоенный Святого Духа. Известно, что когда Он вошел в храм, то взял книгу пророка Исаии и читал. Прочитал же написанное о Нем Самом. « И Он, раскрыв книгу , — передает Писание, –говорит: Дух Господень на Мне » (Лук. 4:17, 18). Разве это приличествует Богу — Слову? Ужели Бог говорит: « Дух Господень на Мне »? Не беспрекословно ли, что лицо человека говорит: « Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня » (Ис. 61:1)? «Духом, — говорит, — Святым Я помазан». Поэтому Петр говорит: « Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета » (Деян. 10:38). 6. Здесь, прошу, остановим свое внимание. Все вышесказанное служит к выяснению слов: « от Моего возьмет » ( от Моего приимет ) (Иоанн. 16:14). Мы не перескакиваем с одних предметов на другие, но, как я раньше сказал, заготовляем материалы, чтобы ты привел их в единое гармоническое целое. И. Христос был удостоен Духа Святого, крестился в Иордане; и говорит Иоанн: « Я видел разверзающиеся небеса и Духа Божия, сходящего… как голубя, и пребывающего на Нем » (Иоан. 1:32, Марк. 1:10). Ты видел, каким образом Господь в человеческом виде принимает Святого Духа? Никто не нечестив в такой степени, чтобы думать, что Божество приняло Духа. Иоанн Креститель говорит: « Стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете… Я не знал Его, но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот… есть Сын Божий) (Иоанн. 1:26, 31–34). Дух Святой сошел, чтобы исполнилось пророчество Исаии: « Дух Господень на Мне » (61:1). Плоть крестилась, крестившийся тотчас вышел из воды и « возведен был Духом в пустыню » (Матф. 4:1). Был возведен , и плоть имела Святого Духа, как бы воспитателя. Для чего Он был возведен ? Чтобы дать нам образ: «Как Моя плоть руководствуется не вожделениями, но Духом, так должны поступать и вы». Поэтому и Павел говорит: «Если же вы духом водитесь, то вы не во плоти»; и: «Все, водимые Духом Божиим, не находятся под законом» (Галат.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Итак, все обстоятельства способствовали тому, чтобы вражда к нему, Павлу, со стороны галат началась с самаго первого их знакомства. Между тем тогда, когда еее следовало ожидать, тогда-то ее и не было. «Неужели же с тех пор, как я стал говорить вам горькую истину о вашем отступлении, я стал врагом вашим?» – спрашивает апостол читателей. Когда это апостол стал говорить галатам истину, за которую они сочли его своим врагом? Во время третьего великого путешествия апостол отправился из Антиохии в Ефес, при чем по дороге посетил церкви Галатии и Фригии. Это было второе пребывание ап. Павла в Галатии. Данный им вопрос: неужели я сделался врагом вашим (γγονα – сделался и продолжаю быть таким), говоря вам истину? – а также и другие места послания (1:9; 5:3,21) по справедливости считаются подтверждением того, что во время этого второго посещения апостол заметил в Галатии следы зарождающегося юдаизма. He мог же он оставить их без внимания! Он убеждал их тогда не увлекаться бреднями иудействующих, предостерегал, обличал, угрожал гневом Божиим. Но, ведь, все это были слова истины! Зачем же они охладели к нему? За что считают своим врагом? Апостол положительно недоумевает. С одной стороны, эта враждебная настроенность к нему, возникшая без достаточного повода; с другой – чрезмерная любовь, с которой он был принят в первый раз, несмотря на то, что тогда были поводы отнестись к нему враждебно….       «Стало-быть (στε), я сделался врагом вашим, говоря вам истину?.. – недоумевает апостол. Продолжая просить галат не уклоняться от истины, апостол своим чистым намерениям в деле проповеди галатам противополагает намерения и поведение юдаистов. По известным целям, которых человек домогается, заключают о самом человеке, о его нравственном достоинстве. Чтобы читатели имели настоящее представление об иудействующих и не заблуждались касательно истинного смысла их намерений, апостол указывает, чего собственно домогаются юдаисты, пропагандируя свое лжеучение. В возбужденном состоянии апостол забывает даже назвать по имени своих исконных врагов, но несомненно, что он разумеет их. Юдаисты, по словам апостола, стараются только о том, чтобы приобрести галат для себя (ζηλοσιν μς) и не тем честным и благородным образом, который клонился бы к их истинной пользе (ο καλς). Истинные побуждения их – желание отвлечь галат от других учителей ( " λλ κκλεσαι μς θλουσιν»), не сочувствующих иудейскому образу мыслей исключить в число таких же, как они сами, ревнителей закона. Другими словами, юдаисты стараются, чтобы галаты подражали их ревности к закону и вследствие этого сделались их учениками и последователями (να ατος ζηλοτε) (17 стих).

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010