2318 О знамен. мужах, гл. XXXVI: «по ошибочному – говорим – свидетельству“, если только он не имеет в виду ограничиться указанием на соправление Каракаллы Северу. Ср. Bonwetsch. у Hauck’a, IV. s. 150. 2320 Гарнак (Die Chronologie. II, s. 4, anm.) не видит ясного указания на то, чтобы Ориген был учеником Пантена – ни у Евсев. Цер. Ист. VI, 14, 8 – ни у него же – VI, 19, 13, и он считает такое предположение хронологически не приемлемым. 2322 Он называет его «всеблаженным духом“.– Stromata, I: «τ πνεμα κενο τ κεχαριτωμνον“.– Stählin. В. II, p. 10. 2332 Strom. VII, 16: «μ γρ μαθντες τ τς γνσεως τς κκλησιαστικς μυστρια“, ... " κατ τν κκλησιαστικν λγω γνσιν“... Die griechischen Christl. Schriftsteller. Clemens Alex. Drit. Band. Von O. Stählin. Leipzig. 1989, p. 69, 73. 2336 Мы имеем в виду подробные разсуждения по этому вопросу у Heinrici. Die Valentinianische Gnosis. s. 162... Разсуждения его сводятся к тому, что «вера есть центральное понятие, рядом с которым гносис занимает только периферическое положение“ (s. 163). Это положение повторяет и проф. Попов, следующий вообще Гейнрици ( Тертуллиан , его теория христиан. знания, стр. 25). При неправильной точке зрения, Гейнрици находит противоречия в употреблении πστις и γνσις у И. Христа с одной стороны и ап. Павла с другой; в послании к Евр. опять констатирует он несогласие с другими посланиями ап. Павла (s. 165, 166–167). Лучше разсуждает по данному вопросу Lipsius. Allgemeine Encyklopädie. Erst Section. s. 227.. Но и он, по нашему мнению, несправедливо приписывает Варнаве иное понимание гносиса, чем у ап. Павла (стр. 236). Относительно слова употребления γνσις. См. Mansel. Gnostic Heresies, р. 5–6; King. The Gnosties, p. 3... Cremer. Biblisches-theologisches Wörterbuch. s. 216, cp. πστις. s. 682. 2338 Учение о вере «спасающей“ содержится в Евангелии и на нее очень часто ссылается ап. Павел, в особенности в посл. к Рим. и к Галат. 2341 В первом отношении, т.е психологическом – вера способна сообщать облик, придавать образ вещам невидимым, а гносис, познание, разум – требует логических доказательств.– Во втором отношении – о спасающем разуме или гносисе с христианской ортодоксальной точки зрения речь не мыслима. Приводимое место из Лк. 1:77 такого значения не имеет.– В 4-м отношении гносис, как и вера может быть харисмой (См. 1Кор. 12:7–9 ). Однако апостол не говорит о связи этих харисм.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

182 К такому выводу в последнее время склоняются многие исследователи памятника. См., напр.: Elliott J. – 93. Р. 355. К тому же есть основания думать, что уже в древности распространялись списки этого апокрифа, в которых эпизоды располагались по-разному. Манускрипт Язык Датировка Гамбургский папирус греческий ок. 300 г. Папирус Бодмера X греческий III в. Берлинский 13893 греческий IV в. Мичиганский 1317 греческий IV в. Мичиганский 3788 греческий Папирус Крума коптский IV в. Оксиринхский греческий Оксиринхский 1602 греческий IV-V вв. Антинопольский пап. греческий Гейдельбергский пап. коптский V-VI вв. 183 Беглое упоминание о них встречается лишь в книге Ε.Η.Мещерской «Апокрифические деяния апостолов» М., 1997. С. 413. 184 К.Шмидт в своей реконструкции помещал фрагменты, связанные с Иерусалимом, значительно ниже – после истории Феклы и пребывания Павла в Мирах и Сидоне, считая, что они связаны с его участием в апостольском соборе 49/50 гг. 188 См.: От берегов Босфора до берегов Евфрата. М., 1987. С. 128–42; То же: М., 1994. С. 120–33; Многоценная жемчужина. М., 1994. С. 153–71. 191 ... и открылось чрево его ... и даже – реконструкция Дж.Эллиота (См.: Elliott J. – 93. Р. 375). 193 Насмехался над тем, кто никакого зла мне не сделал ... – реконструкция К.Шмидта. Дж. Эллиот от нее отказывается (Elliott J. – 93. Р. 375), В.Шнимельхер приводит с оговоркой (Schneemelcher W. Op. cit. Р. 366). 195 Так восстанавливают событийную канву Б.Пик (Pick В. The Apocryphal Acts. Р. 6) и В.Шнимельхер (Ор. cit. Р. 335). В реконструкции Дж.Эллиота этот эпизод отсутствует. 196 Согласно реконструкциям К. Шмидта и Б. Пика, Павел постился три дня, в течение которых он и его спутники оставались в заточении. 201 Из Тира в Иерусалим Павел направляется согласно реконструкциям К.Шмидта (РР. Р. 119) и Б.Пика (Pick В. The Apocryphal Acts. P. 6). 202 Kasser R. Acta Pauli 1959//RHPR 40, (1960). Р. 45–57. См. также: Hennecke Ed. New Testament Apocrypha, vol. II, Philadelphia, 1965. P. 387–390. 205 «...ибо истинный праздник она...» Уже в 40-е гг. I в. в христианской среде возникла проблема отношения к запретам, предписаниям и праздникам иудеев – какие из них следует соблюдать, а от каких необходимо отказаться (См.: Деян. 15:1–20, 28–29 ; Галат. 15:1–20, 28–29 ). «Большие» «Страсти Петра и Павла» (гл. 1) сохранили сетования римских иудеев по поводу того, что апостолы «дни праздников пустыми буднями сделали». В иудаизме Пятидесятница – второй из трех главных праздников, первоначально отмечалась как день жатвы, позднее – как память о даровании Закона. Христианами она была переосмыслена как праздник сошествия Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после Пасхи (см.: Деян. 2:1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/6/apokrifiches...

Второй важной частью ранней Византии были латиноязычные жители, то есть римляне или латинизированное романо-язычное население. Встретить латиноязычных жителей можно было на территории Далмации, где они составляли большинство, а также в Придунайских провинциях. В принципе, латинский язык в повседневной жизни был распространен гораздо меньше. Образованному жителю Византийской империи, в общем-то, даже не нужно было изучать латинский. Так, например, знаменитый софист IV века Либаний почти кичился тем, что не знает этого варварского наречия. Кроме того, на Балканах сохранялись остатки автохтонного населения – это прежде всего иллирийцы. О том, что иллирийский язык был широко распространен, нам говорит сохранение до настоящего времени албанского языка, который, судя по всему, является прямым наследником древнего иллирийского наречия. А также это были фракийцы, которых довольно много проживало в окрестностях столицы Константинополя. Но о них как о народе со своим языком и культурой редко вспоминают в источниках. Однако есть интересная запись одного галльского пилигрима, посетившего Синайские монастыри в VI веке, который упоминает, что в одном из монастырей разговаривают на греческом, латинском, коптском (то есть египетском) и на бесском. Бессы – это одно из крупнейших фракийских племен. Если монахи разговаривают на этом языке, то, вероятно, и фракийское население сохраняло свой родной язык. В Малой Азии помимо греков проживало довольно много армян. Помимо большого армянского населения здесь также сохранялись автохтоны: галаты, переселившиеся сюда в III столетии до новой эры кельты, также сохранявшие свой язык. Иероним Стридонский говорил на исходе IV века, что галат, кельт, живущий в Малой Азии, с легкостью может понять своего сородича – галла, живущего на территории современной Франции. И это исавры. Исаврия была гористым регионом, расположенным на юго-востоке Малой Азии, где сохранялся местный племенной строй, местные горцы жили кланами. Начиная с III века исавры по сути не подчинялись римскому правительству и представляли собой некий анклав, не подчиняющийся Константинополю, в самом центре – самом сердце византийских владений в Малой Азии. Исаврийские разбойники на протяжении столетий беспокоили окрестных мирных поселенцев, разоряли города, и война с ними была настоящей головной болью для византийского правительства.

http://academy.foma.ru/tag/istoriya-viza...

Это знамение и в прежние, и в нынешние времена отверзало заключенные двери; оно отнимало силу у вредоносных веществ, делало недействительным яд; оно врачевало смертоносные угрызения зверей. Если оно отверзло врата адовы, отворило твердь небесную, вновь открыло вход в рай и сокрушило крепость дьявола, то что удивительного, если оно побеждает силу ядовитых веществ, зверей и всего тому подобного?       5. Итак, напечатлей крест в уме твоем и обними спасительное знамение душ наших. Этот самый крест спас и преобразовал вселенную, изгнал заблуждение, ввел истину, землю обратил в небо, людей соделал ангелами. Когда при нас крест, тогда демоны уже не страшны и не опасны; смерть уже не смерть, а сон. Крестом все враждебное нам низложено и попрано. Итак, если кто скажет тебе: ты покланяешься Распятому, отвечай ему радостным гласом и с веселым лицом: покланяюсь и не перестану покланяться. Если он засмеется, ты оплачь его безумие и благодари Господа, что Он оказал нам такие благодеяния, которых без откровения свыше и познать никто не может. Такой человек смеется, ведь, потому только, что душевен человек не приемлет, яже Духа Божия (1 Кор. II, 14). То же бывает и с детьми, когда они видят что-нибудь великое и удивительное; если ты станешь объяснять ребенку тайну, он засмеется. И язычники подобны таким детям, а лучше сказать и их безрассуднее, почему и более достойны сожаления, как поступающие по-детски не в детском, а в совершенном возрасте. Поэтому-то они не заслуживают никакого и извинения. Но мы громким, сильным и высоким голосом взываем и говорим, а когда предстанут все язычники, еще с большим дерзновением возопием, что крест есть наша похвала, начало всех благ, дерзновение и все наше украшение. О, если бы я мог сказать с Павлом: имже мне мир распяся, и аз миру (Галат. VI, 14)! Но не могу, будучи одержим различными страстями. Поэтому увещеваю вас, а прежде вас себя самого - распяться миру и не иметь ничего общего с землею, но возлюбить горнее отечество, славу и блага небесные.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

V.  Ибо, если бы мы делали изображение невидимого Бога, то действительно погрешали бы, потому что невозможно, чтобы было изображено бестелесное и невидимое, и неописуемое, и не имеющее формы. И опять: если бы мы делали изображения людей и их считали богами, и служили — как богам, то действительно поступали бы нечестиво. Но мы не делаем ничего из этого. Ибо после того, как Бог, по неизреченной Своей благости, воплотившись, явися на земли во плоти и с человеки поживе (Вар. III, 38), и воспринял природу и величину, и образ, и цвет плоти, мы, делая Его изображение, не погрешаем. Ибо сильно желаем увидеть Его образ; потому что как говорит божественный Апостол, видим ныне, якоже зерцалом в гадании (1 Кор. XIII, 12)  . Изображение же и есть зерцало и гадание, соразмерное с величиною нашего тела. Ибо ум, и после многих напряжений, не в состоянии выйти из пределов телесного. VI. O, прочь от тебя, завистливый диавол, ты завидуешь нам в том, чтобы мы видели изображение Господа нашего и чрез него освящались, чтобы также видели спасительные Его страдания и удивлялись Его снисхождению, и созерцали Его чудеса, и прославляли могущество Его Божества. Ты завидуешь святым из–за данной им от Бога чести. Не желаешь, чтобы мы видели начертанную их славу и делались подражателями их мужества и веры. Не повинуемся тебе, завистливый и человеконенавистный демон. Услышьте, народы, племена, языки, мужи, женщины и дети, старцы и юноши, и младенцы, святой народ христианский! Если кто благовествует вам вопреки тому, что вселенская Церковь приняла от святых Апостолов, Отцов, соборов и сохранила доныне, не послушайте его и не примите совета змия, как приняла Ева и пожала смерть (Галат. I, 8. 9. — Быт. III, 1). И если Ангел или царь будет благовествовать вам вопреки тому, что приняли вы, закройте уши. Ибо я, ожидая исправления, страшусь сказать, как говорил божественный Апостол: да будет анафема! (Галат. I, 8). VII.  Но те, которые не исследуют смысла Писания, говорят, что Бог сказал чрез законодателя Моисея: не сотвори всякаго подобия, елика на небеси и елика на земли (Исх. XX, 4). И чрез пророка Давида: да постыдятся вси кланяющиеся истуканным, хвалящиися о идолех своих (Псал. XCVI, 7), и другое многое таковое же. Ибо то, что представили они как из божественнаго Писания, так и из святых Отцов, следует понимать должным  образом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Исаия LXVI, 1. 366 Как, например, Исаию (по церковному преданию). Ср. Евр. XI, 37. 367 Как, например, Иеремию (см. его книгу: XXXVIII, 6 и пр.). 368 Быт. L, 13. 25… 369 4 Цар. XIII, 21. 370 .4 Цар. IV, 29. 371 Исх. VII, VII, XIV, XV, XVII. 372 Прем. Солом. XIV, 7. 373 4 Цар. VI, 6. 374 Быт. II, 9. 375 Быфт. XXII, 13 (Ср. прим. у Lequ.). 376 Числ. XXI, 9. 377 Числ. XVII. 378 3 Цар. VI. 379 Иезек. XL. 380 Исх. III; «куст — горевший и не сгаравший , как–бы облитый какой–то росою» (см. у. Lequ.). 381 Ср.лат.перев.в изд. Hopperi: «Indicatum a Deo» (т. е. Ephod). 382 Иерем. II, 27. 383 … (См. у. Lequ. лат.перев.; ср.примеч. Ср. греч.текст и лат.перевод в издании Hopperi). 384 Исх. XX, 4. 385 Иоан. III, 14–15. 386 «Подрбное, кажется, читается в жизнеописании тогоже Василия, которое носит имя Амфилохия, где, однако, об изображении не сделано никакого упоминания»… См. у. Lequ. (подстр.примеч.). 387 «Это разсказывают — Георгий Александрийский и анонимный (не знаю — какой) автор жизнеописания Златоуста.» См. у Lequ. (подстр.прим.). 388 … здесь значит :«reverantiam exhebere, inclinato corpore salutare». См. у Lequ. (подстр.прим.). 389 «Луг духовный написан Иоанном Мосхом и посвящен им своему ученику Софронию, который после был иерусалимским епископом» … Выдержка взята св. И.Дамаскиным из 45–й главы «Луга». Ср. Act. 4 e t 5 sept. Syn. — См. у Lequ. (подстр.прим. и сбоку текста).145. 390 Praes. Histor.146. 391 Ср. 73 прим. к 3–му слову. 392 Здесь, несколько выше, а равно и сейчас же далее, по требованию русскаго языка и согласно с особенностями греческаго синтаксиса, настоящия времена в двух–трех случаях переведены будущими. 393 См. изд. Hopperi и лат.перевод Lequ. 394 Отсюда начинается заключение перваго слова. 395 Исаии II, 3. 396 Был открыт 8 августа 449г. См. «Истор.христ.церкви» Робертсона; т.1, стр.433. 397 Мф. XVIII, 20. 398 Мф. XVIII, 18. 399 Галат. I, 8. 9. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Подобно тому, как здоровое неповрежденное «око» воспринимает беспрепятственно свет физический, так что весь человек является зрячим, способным правильно определять свое положение во внешнем мире и целесообразно действовать в нем (ср. Mamф. VI, 22 – 23 ), – так, имеющий «чистое сердце» – этот непосредственный орган Богообщения, воспринимает божественный свет, озаряющий всю его внутреннюю жизнь, дающий возможность и способность человеку устроить ее по началам Христовым, ходить в свете Христовом 32 . Бог «возсиявает» именно «в сердцах» христиан, дабы просветить их «познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» ( 2Kop. IV, 6 ). Так созидается в глубине личности человека, «внутри» его самого, «царствие Божие» ( Лyk. XVII, 20 – 21 ). Кто любит Господа Иисуса Христа, тот соблюдает слово Его и становится «чистым» ( καθαρς. Uoah. XV, 3 ); и Отец мой, – говорит о таковом Господь, – возлюбит его и к нему прииидема и обитель у него сотворима ( Uoah. XIV, 23 ). ψονται, как и вообще глагол ρω, имеет утонченный, духовный смысл не только в Евангелии Иоанна 33 ,но и у синоптиков. Кроме настоящего места, в Евангелии Матвея ψομαι имеет, своим объектом явление «Сына Человеческого» в Его прославленном состоянии в будущее пришествие ( Mamф. XXIV:30, XXVI:64 ), а также и явления Господа по воскресении ( Mamф. XXVIII:7, 10 ); в форме аориста страдательного φθη употребляется о видении обитателей загробного мира Моисея и Илии, явившихся при преображении Господа ( Mamф. XVII, 3 ). Достигши созерцания Бога, христианин созерцает в Нем – говоря словами святого Григория Богослова – «столько согласия и с Самим Собою и с сотворенными существами, что – на ряду с другими и предпочтительно пред другими именами, какими угодно называться Богу, – преимущественно (употребительны) в качестве Его наименований – «мир», «любовь» ( ερνη κα γπη). Этими и подобными именами человеку внушается стремиться к приобретению обозначаемых ими добродетелей« (Or. VI, с. XII. Migne, Patrolog. gr. Т. XXXV, col. 737BC). Но «Бог мира» ( θες τς ερνης , 2Kop. XIII, 11 ; Флn. IV, 9 ; 1Coл. V, 23 ; 2Coл. III, 16 ; Ebp. XIII, 20 ) приобщает этому благу и людей (ср., например, 1Кор. 1, 3 ; 2Кор. 1, 2 ; Галат. 1, 3 ; Еф. 1, 2 ; Флп. 1, 2 ; Колос. 1, 2; 2 Сол, 1, 2; 1Тим. 1, 2 ), ибо «мир» является одной из основных принадлежностей мессианского избавления. Призвав людей ко спасению, Бог тем самым призвал их «в мир», – в ту область духовной жизни, в коей царствует мир ( Koлoc. III, 15 ; 1Kop. VII, 15 ). К приобретению и поддержанию этого высочайшего блага, как обязательного условия и существенной принадлежности «царствия небесного», и должны стремиться истинные последователи Мессии Спасителя. Осуществляя в своей личности и деятельности эту наиболее характерную принадлежность Божественной жизни и чрез то особенно близко уподобляясь своему Отцу небесному, христиане не только носят в себе живые и яркие черты богосыновства, но в таком исключительном достоинстве являют себя и пред другими.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/z...

Что же делаем мы? На кого мы Его меняем? Куда мы бежим от Него в часы бдения и молитвы? И еще спрашиваем: какой в этом грех ? Здесь много грехов: грех легкомыслия, грех неблагодарности к Богу, грех забвения о том духовном царстве, которого мы состоим членами, т. е. Церкви, где замечают наше отсутствие; грех нравственного расслабления, по которому не можем провести несколько недель поста без изысканных удовольствий; наконец, грех отупения нравственного чувства, о которых свидетельствуют наш смех, рукоплескания и клики восторгов на зрелищах в часы церковных торжеств, или покаянной печали и слез. И вот что удивительно, – при этом мы заботимся о благе наших семейств, о благе отечества, с полною надеждою все необходимое для них иметь, как будто все роды благ могут быть нами получаемы откуда-нибудь, кроме Господа Бога, Которого мы неблаговременными публичными собраниями всенародно оскорбляем. Но история свидетельствует, что общественные бедствия и посылаются правдою Божией преимущественно за открытое, всенародное уничижение имени Божия. На все софизмы и извороты, которыми мы в этих случаях себя оправдываем, отвечает нам строгое слово святого Апостола Павла: „не обманывайтесь; Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет“. ( Галат. 6, 7 ). Заключим наше размышление последними наставлением Соломона, которым он оканчивает и свои сетования о суете жизни человеческой: „бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека“ (Эккл. 12,13). Но как это строгое наставление ветхозаветного учителя согласить с нашею естественною и не осуждаемою законом склонностью к земными утешениям и удовольствиям, и соединить в одном кратком правиле и благоговение к закону и дозволение удовольствий? В этом руководствуют нас проповедники Евангелия, обещающие нам еще в этой жизни предвкушение радостей Царствия Божия в духовных утешениях. Царствие Божие, говорить Апостол Павел, есть правда, и мир, и радость о Дусе Святе ( Рим.14, 17 ). А так как и природа есть Царство Божие, и христиане суть народ Божий, то вместе с дарами духовными и все, что есть лучшего, чистого, благородного в мире земном – свободою христианскою открыто нам для наслаждения, но под условием, чтобы наслаждения наши не нарушали нашей внутренней правоты пред Богом и пред совестью, и не делали нашего сердца недостойным и неспособным к утешениям благодати Божией. Аминь. 1 Произнесено на литургии в день храмового праздника и годичного акта в Харьковском Университете, 17 Янв. 1884 года. Читать далее Источник: Полное собрание проповедей высокопреосвященнейшего архиепископа Амвросия, бывшего Харьковского : С прил. Т. 1-5. - Харьков : Совет Харьк. епарх. жен. уч-ща, 1902-1903./Т. 3. - 1902. - VI, 558 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Свв. мучч. Исакия, Аполлоса и Кодрата. Служители Диоклетиана; обращены к Иисусу Христу верою и мужеством Александры царицы и великомуч. Георгия; умерли от меча 303 г. в Никомидии. Пролог. Март. Р. (Кодрата именует Кротатом.) Мес. В. 22 Преп. Феодора, архимандрита Сикеотской обители, епископа Анастасиупольского. Св. Феодор родился и подвизался в Сикее (Галат.) Дар прозрения и чудотворений привлек к нему множество учеников и подражателей, из которых составилась обитель. Во епископа Анастасиуполя посвящен Павлом Анкирским, но спустя несколько времени, сложил с себя сан сей из любви к иноческим подвигам. Скончался в 613 году, в 3 год царствования Ираклия. В Чет. Минеи Житие из написанного учеником его Елевсием, из Метафраста и от Великой Чет. (Act SS. 22 apr. III. р. 32.) Мес. В. Март. Р. Перенесение мощей его 15 июня. В службе канон Иосифа. Свв. апп. Нафанаила, Луки и Климента. Месяц. всех свв. Вторично воспоминаются: Лука 18 окт. Климент 25 нояб. Преп. Виталия монаха. Из обители преп. Серида. Имея 60 лет от рождения, прибыл в Александрию, и посвятил себя обращению блудниц. Жил в патриаршество св. Иоанна Милостивого, в начале 7 века Чет. Минея. (Act SS. iann. II. р.702). Март. Р. 11 янв. Перенесение мощей благоверного князя Всеволода-Гавриила, Псковского чудотворца. В 1834 году, из правого придела Троицкого собора внутрь самого собора. Месяц. всех свв. Память его 11 февр. Обретение мощей 27 ноября. 23 Св. великомуч. победоносца Георгия. Каппадокианин, трибун, любимый Диоклетианом, пострадал в Никомидии в 303 году, в самом начале десятого гонения, обратив ко Христу Александру царицу, Анатолия и Протолеона преторианцев, и Афанасия волхва. Тело его погребено в Лидде. Чет. Минея от Метафраста и от Великой Чет. сокращенно. (Act SS. 23 apr. Morcelli Kalend. CPlit. II. р. 87. Assem. Kal. VI. 279). Мес. В. Март. Р. Обновление храма его в Лидде – 3, в Киеве – 20 ноября. В службе один канон Феофана, другой – кир Космы. Св. мученицы Александры царицы, жены Диоклетиана. Уверовала во Христа, видя твердость великомученика Георгия. Скончалась перед казнью в Никомидии (303).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

41 . Ибо и родом был галат – Прим. в An. Boll, связывает это замечание с оригенистской ересью и Евагрием Понтийским . Возможно, это действительно актуально и для VII в. Но надо сказать, что слово «галат» издавна стало в некотором роде нарицательным для обличения всякого рода нечестия. Галаты, первоначально представлявшие из себя кельтские, то есть галльские племена, поселились в центре Малой Азии в III в. до Р.Х. (по их названию стала называться страна, а затем римская провинция, куда вошла Галатия); эти племена восприняли греческую культуру, сохранив при этом национальные черты, в том числе и их «природный порок», о котором пишет блж. Иероним в «Толковании на Послание к галатам»: тогда как каждая страна, – пишет он, – имеет свои особенности, например, мавры тщеславны, критяне лживы и жестоки и т. д., особенность галатов состоит в том, что они «непослушны, и тупы, и нелегко усвояют мудрые наставления» (1.3; PL 26, 347А-В; рус. пер.: Иероним 1901. Ч. 17. С. 60–61), вследствие чего и обращается к ним апостол Павел: О несмысленнии Галате, кто вы прельстил есть не покорятися истине... ( Гал 3:1 ). Прп. Иоанн Дамаскин , упоминая о галатах в связи с разговором о тирании, пишет, что они весьма живо возбуждаются к ней, «будучи сильны телом и вместе легкомысленны» ( Иоанн Дамаскин 1853–1854. С. 439–502). Данное свойство галатов нашло отражение и в 95-м правиле VI Вселенского собора о принятии еретиков: «Евномиан, крестящих в одно погружение, монтанистов, которых здесь называют фригами, савеллиан, проповедующих сыноотечество и делающих нечто другое нетерпимое, и всех прочих еретиков (ибо много здесь таковых, наипаче выходящих из Галатийской страны) – всех, которые из них желают присоединены быти к православию, приемлем, якоже язычников». 42 . ...соберу семена каперсов – Κππαρις, Capparis spinosae, каперс колючий – поразительно засухоустойчивое растение, широко распространенное от Судана и Средиземноморья до Средней Азии, Пакистана и Индии. Мясистые плоды его используются в пищу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010