134 Основания для сего на стр. 67 в примеч. 2, на стр. 24 в примеч. 2 и на стр. 25 в примеч. 1. Смотр, примечания сии и тексты, к которым они относятся. 137 Так отзывались о нем пред Львом III, епископом римским, послы ахенского собора. Прокопович. Истор. о начал. и продол. раздор. между грек. и римлян. о исхожд. Духа Свят. стр. 17. Москва, 1773 г. 140 Св. Амврос. медиоланск. Толков. на послан. к ефесеям: твор. ч. 2, л. 242, изд. 1516 г. Дидим. александр. О свят. Духе кн. 2: твор. бл. Иероним. т. 4, ч. 1, стр. 513. Париж, 1706 г. Св. Васил. велик. О свят. Духе гл. 18: твор. ч. 3, стр. 301. Москва, 1846 г. Бл. Иероним. Толков. на посл. к галат. кн. 2 и Разговор. прот. пелагиан. кн. 2: твор. т. 4, ч. 1, стр. 268 и ч. 2, стр. 522. Париж, 1706 г. Св. Кирилл. александр. Толков. на евангел. от Иоанна, кн. 4, гл. 3: твор. т. 4, стр. 378. Париж, 1638 г. 141 Св. Васил. велик. Опроверж. на речь злоч. Евномия кн. 5: твор. ч. 3, стр. 197–198. Москва, 1846 г. Св. Иоанн. дамаскин. Слов. на св. велик, субботу: христ. чтен. 1845 г. ч. 2, стр. 47. 144 Св. Григор. чудотвор. Изложен. Веры: православ. исповед. стр. 197. Спб 1840 г. Св. Василий велик. Опроверж. на речь злоч. Евномия, кн. 5: твор. ч. 3, стр. 197–198. Москва, 1846 г. Евлог. александр. Слов. 5: Фот. библиот. код. 230, стр. 866, изд. 1611 г. Св. Григор. нисск. Прот. Евномия кн. 1: твор. т. 2, стр. 342–343. Париж, 1638 г. «Верую и исповедую, что Бог и Отец есть безначален и безвиновен, что Он есть источник и начало (αιτια) Сына и Духа; ибо Сын от Него рожден, и Дух Святой от Него исходит. Сын ничего не привносит к исхождению Духа, подобно как и Дух к рождению Сына; но происхождение обоих есть совместное и содружное, как богоглаголивые отцы поучают. Потому и говорится, что Дух Святой исходит чрез Сына, т.е. вместе с Сыном, и как Сын, хотя и не образом рождения, как сей; о Сыне же не говорится, чтобы Он рождался чрез Духа; потому что название Сын не терпит сего, и дабы не почли Его Сыном Духа. Посему же Дух именуется Духом Сына, – по общению естества, и потому, что чрез Сына является и преподается людям, а Сын не есть и нигде не называется Сыном Духа, как справедливо замечает Григорий нисский .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

1. Аввакум прот. Из сочин. Бороздина. 2. Бл. Августин , еп. Иппон. Издан. 1879–1895 г. 3. О. Александров. Выписки и крит. разб. соч, Усова о мироп. священносл. Издан. 1907 и 1903 г. 4. Св. Амвросий медиол. Бог . Макар. 5. Св. Андрей кесар. Толк. апок., изд. 1882 г. 6. Апология Швецова. Изд. 1889 г. 7. Апостол толк. 8. Арменопул. 9. Арсения летопись. Издан. 1880 г. 10. Св. Афанасий вел. Издан. 1903 г. 11. Апокалипсис трехтолк. 12. Бароний, печат. в Москв. в 1719 г. 13. Бесед. апост. св. И. Злат. 14. Библия . Ветх. Зав.; Бытия.; Исход.; Левит; Числ.; I Цар.; II Парал.; Неемии; Исая.; Притч.; Премудр. Соломон.; I. Сирахов.; Исаии; Иерем.; Иезек.; Даниила; Осии; Аввак. – Новый Зав. Евангелие Матфия; Марка; Луки; Иоанна; Деяния св. апост. – Послания св. апост.; Иакова; 1 Петра.; 1 Иоанна; Римлянам; 1 Коринн.; 2 Коринфянам; Галат.; Ефес.; Филип.; Колос.; 2 Солун.; 1 Тим-фею; 2 Тимоф.; Титу; Евреям; Апокалипсис. 15. Благовестник, бл. Феофил. болт. 16. Богослужебные книги: Служебн.; Октоих; Мин. месячн.; Триодь цветн.; Каноны: причащен.; Пасхи; кресту. 17. Булгаков, настол. кн., изд. 1900 г. 18. Св. Василий вел., изд. ч. I и 2 1900 г., 3 ч.1891 г. 4, 1901 г., 5–7, 1892 г. 19. Василий, митр. Смирн. К истор. вопр. о прав. схизм. в прав. ц. 20. Ирен. Викентий Лирин. Изд. 1863 г. Огр. 21. Вулгарис, еписк. астрах. У Усова ц. врем. без еп., изд. 1901 г. 22. Кн. о Вере. 23. Св. Григорий богосл. 24. Св. Григорий двоесл. 25. Св. Григорий Нисск. Богосл. Мак. 26. Св. Дионисий ареоп. 27. Деяния вс. собор., Изд. Казан. акад. 1878–93 г. 28. Евангелие толков., еп. Михаила, Иоан., изд. 1887 г. 29. Евангелие учительное. 30. Евсевий Панфил, церков. истор. изд. 1858 г. 31. Св. Епифаний кипр., изд. 1882. 32. Св. Ефрем Сирин , изд. 1895–1900 г. 33. Захария Копист., Полинодия. 34. Зигабен, на Мф. 35. Златоустник. 36. Зонар с Богом. 37. Ивановский Н. крит. разб. учен. безп. о ц. и таин., изд. 1892 г. 38. Св. Игнатий богон., изд. 1888 г. Киев. 39. Св. Ипполит, еп. римск. изд. 1898–9. 40. Ипполитово слово, Бол. Соборн.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

И говорит: « Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов » (Матф. 12:28). Не сказал: «Богом Словом изгоняю», но приписывает это Святому Духу, как бы святой муж, удостоенный Святого Духа. Известно, что когда Он вошел в храм, то взял книгу пророка Исаии и читал. Прочитал же написанное о Нем Самом. « И Он, раскрыв книгу , — передает Писание, –говорит: Дух Господень на Мне » (Лук. 4:17, 18). Разве это приличествует Богу — Слову? Ужели Бог говорит: « Дух Господень на Мне »? Не беспрекословно ли, что лицо человека говорит: « Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня » (Ис. 61:1)? «Духом, — говорит, — Святым Я помазан». Поэтому Петр говорит: « Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета » (Деян. 10:38). 6. Здесь, прошу, остановим свое внимание. Все вышесказанное служит к выяснению слов: « от Моего возьмет » ( от Моего приимет ) (Иоанн. 16:14). Мы не перескакиваем с одних предметов на другие, но, как я раньше сказал, заготовляем материалы, чтобы ты привел их в единое гармоническое целое. И. Христос был удостоен Духа Святого, крестился в Иордане; и говорит Иоанн: « Я видел разверзающиеся небеса и Духа Божия, сходящего… как голубя, и пребывающего на Нем » (Иоан. 1:32, Марк. 1:10). Ты видел, каким образом Господь в человеческом виде принимает Святого Духа? Никто не нечестив в такой степени, чтобы думать, что Божество приняло Духа. Иоанн Креститель говорит: « Стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете… Я не знал Его, но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот… есть Сын Божий) (Иоанн. 1:26, 31–34). Дух Святой сошел, чтобы исполнилось пророчество Исаии: « Дух Господень на Мне » (61:1). Плоть крестилась, крестившийся тотчас вышел из воды и « возведен был Духом в пустыню » (Матф. 4:1). Был возведен , и плоть имела Святого Духа, как бы воспитателя. Для чего Он был возведен ? Чтобы дать нам образ: «Как Моя плоть руководствуется не вожделениями, но Духом, так должны поступать и вы». Поэтому и Павел говорит: «Если же вы духом водитесь, то вы не во плоти»; и: «Все, водимые Духом Божиим, не находятся под законом» (Галат.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

1382 «Избежать нужд, необходимо связанных с жизнью во плоти, говорит св. И. Злат. – никто не может – и далее перечисляет эти нужды: «есть, пить, спать, расти, алкать, жаждать, рождаться, умирать и все другие, подобные им. Никто их миновать не может, ни грешник, ни праведник, ни царь, ни простолюдин, но все подлежим сей необходимости природы». Св. И. Злат. на посл. к Галат. Гл. I. М. 1844, стр. 20. Ср. Ефр. Сирин. ч. 1, стр. 88 по изд. 1881 М. Св. Макс. Исп. О любви Сотн. 3, гл. 4. Добр. т. 3. М. 1889, стр. 218. 1384 Пр. И. Кассиан О восьми страстях, соб. 5, гл. 11. М. 1892, стр. 247. Св. И. Леств. Лествица, сл. 14. Серг. п., М. 1892, стр. 124. 1385 Св. Исид. Пел. М. 1860, ч. 3, стр. 170 и 398. Сн. Кесарий, б. о четыредес. Воскр. чт. IX, 420 по словам Ефрема Сирина он выказывает свою храбрость в многоядии и многопитии. О невоздержании сл. 22, стр. 30, тв. св. Евр. Сир. М. 1881 г., ч. I. 1390 Св. Макс. Испов. О любви Сотница 2, гл. 17. Доброт., т. 3. М. 1889, стр. 196. Ср. бл. Иероним, т. III, стр. 27. Удовлетворенная похоть никогда не насыщается и, угасши, снова разжигается. От удовлетворения она усиливается, но не ослабевает. 1392 Преп. Нил Син. Слово подв. гл. 70. Твор., ч. 2. М. 1858, стр. 89. «Должно ли больше сего говорить о сей излишней расточительности, когда простирают её и на самые бесчестные потребности, и сосуды для извержений не почитая приличным делать из иного вещества, если на такое служение не будет употреблено серебро»? 1393 Св. Григорий Нисск. Слово об умерших. М. 1861 г., ч. I, стр. 522. Ср. И. Леств. М. 1851, с. 304. Вас. Вел, тв. св. от, т. 8, 175. 1395 Св. Вас. Вел. беседа на гневливость тв. св. от. VIII, 173. Ср. св. Григ. Нисск. тв., ч. 7 м. 1868, стр. 263 (О цели подвиж.). 1399 См. проф. Μ. А. Рейснера – Государство и верующая личность. Сборник статей, стр. 180–181. Спб. 1905 г. 1403 Нам не безызвестны частные заявления в этом смысле, исходившие от отдельных достойных служителей церкви; но относительно церковной власти мы знаем только то, что она наложила печать вынужденного молчания на уста этих ревностных пастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

17 Тит. гл. 1, ст. 5–10. Сего ради оставих тя в Крите, да недокончаная исправиши, и устроити по всем градом пресвитеры: яко же тебе аз повелех. Ст. 7. Подобает бо епископу без порока быти, яко же Божию строителю: не себе угождающу... держащемуся верного словесе по учению, да силен будет и утешати во здравем учении, и противящыяся обличати... 18 Галат. гл. 4, ст. 14. И искушения моего, еже во плоти моей, не уничижисте, ни оплевасте, но яко же ангела Божия приясте мя, яко Христа Иисуса. 19 Письмо 3 . Мат. гл. 18, ст. 20. Иде же бо еста два или трие собрани во имя мое, ту есмь посреде их. 20 1 Кор. гл. 11, ст. 18–23. Первое убо сходящимся вам в церковь , слышу в вас распри сущыя, и часть некую сих верую. Подобает бо и ересем в вас быти, да искуснии явлени бывают в вас. Сходящимся убо вам вкупе, несть Господскую вечерю ясти: кийждо бо свою вечерю предваряет в снедение, и ов убо алчет, ов же упивается. Еда бо домов не имате во еже ясти и пити? Или о церкви Божией не радите, и срамляете не имущые. 21 – Гл. 14, ст. 22–40. Аще убо снидется церковь вся вкупе, и вси языки глаголют, внидут же и не разумивии или невернии, не рекут ли, яко беснуется... Несть бо нестроения Бог, но мира яко во всех церквах святых. Жены ваша в церквах да молчат: не повелеся бо им глаголати, но повиноватися, якоже и закон глаголет. Аще ли чесому научитися хотят, в дому своих мужей да вопрошают: срамно бо есть жене в церкви глаголати... Вся же благообразно и по чину да бывают. 22 Деян. гл. 2, ст. 46. По вся же дни терпяще единодушно в церкви, и ломяще по домом хлеб, приимаху пищу в радости и в простоте сердца. 23 3 Цар. гл. 8, ст. 10. И бысть егда иереи изыдоша из святилища, и облак исполни храм Господень. И не можаху Иереи стати служити от лица облака, яко исполни слава Господня храм. Тогда рече Соломон: Господь рече еже обитати в мгле. Аз же создах дом имени твоему свят тебе и готов, и престолу твоему еже обитати тебе в нем вовеки, ст. 18. И рече Господь к Давиду отцу моему: Понеже взыде на сердце твое еже создати храм имени моему, добре сотворил еси, яко бысть на сердце твоем. Ст. 29. И ныне Господи Боже Израилев, да будут очи твои отверсты на храм сей день и нощь, на место, о нем же рекл еси: будет имя мое тамо на услышание молитвы, ею же молится раб твой на месте сем день и нощь. Ст. 30. И услышиши молитву раба твоего и людей твоих Израиля, о них же помолятся на месте сем: и ты услышиши на месте обиталища твоего на небеси: и сотвориши и помилуеши... и далее.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pisma-du...

В самом деле, когда он говорит о пороках, то сказал и о делах, а когда начал речь о добродетели, то не говорит уже о делах, но об оружии, показывая тем, что добродетель поставляет обладающего ею в совершенной безопасности и полном блеске. Даже и этим он не ограничился, но, простираясь выше, вместо одеяния, дает нам — что возбуждает великий трепет — Самого Владыку, Самого Царя. Кто в Него облечен, тот вполне вмещает в себе всякую добродетель. Когда же говорит: « облекитесь », то повелевает нам отовсюду окружать себя Им. Подобное тому он выражает и в других местах, именно: « а если Христос в вас » (Рим. 8:10), и еще: « во внутреннем человеке, верой вселиться Христу в сердца ваши » (Ефес. 3:16–17). Апостол желает, чтобы душа наша была домом Христовым, чтобы Христос облегал нас, как одежда, был для нас всем и внутри и извне. Христос есть наше исполнение, так как Он « полнота Наполняющего все во всем » (Ефес. 1:23). Он путь, Он супруг и жених: « я обручил вас Христу чистой девой » (2 Кор. 11:2). Он корень и питье, пища и жизнь: « уже не я живу », — говорит (Павел), — « но живет во мне Христос » (Галат. 2:20). Он апостол, архиерей и учитель, отец, брат и сонаследник, сообщник в гробе и в кресте: « мы погреблись с Ним », — сказано, — « соединены с Ним подобием смерти Его » (Рим. 6:4, 5). Он ходатай: « мы — посланники от имени Христова » (2 Кор. 5:20). Он защитник наш перед Отцом, потому что, как говорит (Павел), « ходатайствует о нас » (Рим. 8:34). Он дом и обитатель: « пребывает во Мне, и Я в нем » (Ин. 6:56). Он друг: « Вы друзья мои » (Ин. 15:14). Он основание и краеугольный камень, а мы Его члены и нива, Его здание, ветви и сотрудники. И чем только не желает Он сделаться для нас, чтобы всяким способом прилепить и присоединить к Себе? Все это свойственно безмерно любящему. Итак, покорись Ему и, восстав ото сна, облекись в Него, а, облекшись, держи в покорности перед Ним и плоть свою. Это и разумел (апостол), сказав: « попечения о плоти не превращайте в похоти ». Как выше он запретил не употребление вина, но пьянство, не брачную жизнь, но распутство, так и теперь запрещает не попечение о плоти, но попечение, простирающееся до похотей, то есть сверх нужды.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Достоверность преданий церкви доказывается рядом непрерывного епископского преемства. Таким же путем, т.е. свидетельством непрерывного церковного предания, доказывается подлинность трех прочих Евангелий и Апокалипсиса, равно как и Евангелия от Луки. Гл. 6. Доказательство и метод убеждения, что Христос, явившийся во времена Тиверия, не отличается от Того который в Ветхом Завете был назван Мессиею, что это был действительно настоящий Христос, а не тот Христос Бога истинного блага, о котором распространяется Маркион. Это вполне ясно также из некоторых мест Священного Писания, которые Маркион признает за настоящие или не считает подложными. Кн. V. Argumentum: Подобно тому как в предыдущей книге на основании Евангелия от Дуки, которым злоупотреблял Маркион, так в следующей пятой книге Тертуллиан на основании послания Апостола Павла доказывает, что Апостол проповедовал не иного какого-либо Бога, но Бога-Творца. Гл. 1. Сперва Тертуллиан выясняет, что сам Апостол Павел получает свой авторитет от Ветхого Завета Бога-Творца, и из Деяний апостольских, которые Маркион отвергает. Гл. 2. Аргументацией служит место из послания к Галат. в гл. Гл. 3. Из того же послания, в rл.II и III. Гл. 4. Из того же послания, в гл. IV, V, VI. Гл. 5. Из первого послания Апостола к Коринф. в гл. I. Гл. 6. Из того же послания в гл. II и III. Гл. 7. Из того же послании в гл. IV, V, VI, VII, VIII, IX и X. Гл. 8. Из того же послания в гл. XI, XII, XIII и XIV. Гл. 9. Из того же посл. из первой части XV главы. Гл. 10. Из второй части XV гл. того же послания. Гл. 11. Из слов Апостола Павла во II послания к Коринф. в гл. I, II, III. Гл. 12. Оттуда же в гл. V, VII, XI, XII и XIII. Гл. 13. Из слов Апостола в посл. к Римлянам в гл. I, II, III, IV, V, VI. Гл. 14. Из того же послания в гл. VIII, X, XI, XIII и XVI. Гл. 15. Из первого послания Ап. Павла к Фессалоникийцам. Гл. 16. Из второго послания к Фессалоникийцам. Гл. 17. Из слов Ап. Павла в послании к Ефесянам в гл. I и II. Гл. 18. Из того же послания в гл. III, IV, V и VI.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Дух Святый, как в триипостасном бытии Божества исходит от Бога Отца как жизнь, так и во все творения Сына вносит жизнь и чрез то довершает дело и Сына. Уже это одно соответствие внешней деятельности всех трех Лиц Божества с внутреннею жизнию их показывает, что в основании той и другой жизнедеятельности каждого Лица Святой Троицы лежит один и тот же принцип. Какой же этот принцип? Если не прямо, то по крайней мере чрез сопоставление деятельности Отца, Сына и Святого Духа при творении мира с деятельностью их при искуплении падшего человечества мы придем к заключению, что принцип творчества Отца, Сына и Святого Духа есть любовь. Искупление в своем роде есть тоже творение; оно есть новое творение, воссоздание падшего. Люди, искупленные Христом, прямо называются новым творением Кто во Христе, тот новая тварь ( 2Кор. 5:17 . Ср. Галат. 6:15 ; Колос. 2:13 ); а из связи речи видно, что жить во Христе или для Христа (ст. 15), значит жить не для себя; и эта новая жизнь приобретена смертию Христа за всех; а все, заключает Апостол, от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою. Между тем как в рассмотренном месте сущность искупления людей полагается взамен старой жизни, – по плоти и для себя, – жизнью новою, жизнью во Христе и для Христа и в мире с Богом, в послании к Ефесенам (2:4,5,6) говорится, что Бог оживотворил людей, бывших мертвыми по преступлениям, что Он даровал мертвым жизнь и воскресил их со Христом. Оба места сходны; потому что жить для себя, следовательно не для Бога, или жить по плоти – это то же, что делать преступление и жить в отдалении от Бога: та и другая жизнь одинаково приводит к смерти. И так освобождение людей от греха, примирение их с Богом дает людям новую жизнь, воскрешает их. При этом в указанном месте из послания к Коринфянам говорится о явлении жизни во Христе или новой твари в настоящем веке, как это видно из слов: отныне мы никого не знаем no плоти (ст. 16); а в послании к Ефесенам речь идет более о загробной жизни, так как говорится, что Бог воскресил нас Иисусом Христом и посадил на небесах во Христе Иисусе (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

После этого ответно-благодатного укрепления нас Богом мы отдаемся в послушание Богу, передаемся " пестуном " детоводителю Отцу (Галат. 4, 1–9), в каковом и остаемся уже всегда. И это послушание, — свободное и постоянное, — держит нас в руке Божией, в уповании на Бога, а не на себя, ни на какие человеческие соображения. Так сочетаются свобода Божия со свободою человеческой. Кому-нибудь это сочетание покажется странным и будто бы даже противоречивым, но на самом деле — это воистину так! " Где Дух Господень, там свобода " (2 Кор. 3, 17). " К свободе призваны вы… " (Гал. 5, 13). И, собственно, свободны не самовольники, а послушные. Свободны святые, а не грешники; у нас же идет непрерывная борьба за эту истинную свободу — чрез послушание Богу! И собственно здесь разрешается вечный спор: свободен ли человек или нет? Да, мы, грешные, не можем быть свободными, ибо страсти наши господствуют над нами. И только по мере освобождения нас от них — растет и свобода наша. Послушные несравненно свободнее самовольных. А святые — уж совсем свободны, сколь возможно человеку. А вполне свободен только один Бог. Короче и проще сказать: смирение дает свободу. Это — очевидный факт опыта! Гордый же — раб себя самого, хотя воображает, что он-то и есть свободный. И смирение — угодно Господу. И нас оно делает свободным. Потому и вера есть смирение, — говорит св. Варсануфий Великий. Неверие же — рабство. Люди думают совсем наоборот. И так необходимо. Как мы уже многократно видели это, наша воля, наши страсти, наши греховные влечения делают нас рабами: рабами и в жизни, рабами и в сознании. Евреи воображали себя свободными потому, что они — потомки Авраама. А Господь говорил им: " Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха " (Ин. 8, 34). " Неужели вы не знаете, — пишет ап. Павел, — что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы… " (Рим. 6, 16). И люди, стремящиеся к ложной свободе, " произнося надутое пустословие " , " обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб " (2 Петр. 2, 18, 19). И тот же ап. Павел говорит еще, что иногда мы словами говорим, будто " свободные " , но на самом деле " употребляли свободу для прикрытия зла " , а не " как рабы Божии " (1 Петр. 2, 16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

2Цар. 12 ). Эту подать платили все, кроме собиравших ее священников и левитов. Когда сборщики чрез ап. Петра предложили Спасителю уплатят дань, то Он, как всеведущий, предупреждает его вопросом: как тебе кажется, Симон? Цари земные с кого берут пошлины или подати? С сынов ли своих, т. е. членов царского семейства, или с посторонних, т. е. всех не принадлежащих в царскому семейству? Итак сыны свободны от уплаты податей. Смысл такой: следовательно Я свободен от уплаты дидрахмы, ибо Я – Сын Божий; а дидрахмы берутся для Отца Моего Бога, Который обитает в храме том. Далее «если цари земные не берут подати с сынов своих, а с чужих, тем более Я должен быт свободен от оной, Царь я Сын Царя не земного, но небесного». (Златоуст и Феофилакт). (См. Толк. еванг. еп. Михаила, т. И, стр. 319). Т. обр. ссылка штундистов на этот текст показывает только жалкое их невежество. 3) Толкуя по-своему галат. 2, 6, штундисты под «знаменитыми» разумеют чиновников, представителей власти и по отношению к ним прилагают смысл указанного места. Но под знаменитыми нужно разуметь старейших апостолов, которым ап. Павел предлагал благовествование, проповедуемое им среди язычников ( Галат. 2, 2 ср. Деян. 16 ). Смысл приводимого места будет такой: «как-бы важен ни был авторитет старших, знаменитых апостолов в деле учения, для меня он не представляет ничего особенного, потому что я действую по откровению Божию, а Бог на лица не взирает; знаю только одно, что я пичему не научился от знаменитых апостолов». (Феофилакт. Толк. в галат. стр. 134 – 140; Иванов, стр. 283). 4) «Рожденными по плоти», «плотяпыми» штундисты называют православных, высокомерно величая себя «рожденными по духу», «духовными»; отсюда выходит, согласно галат. 4, 28 – 31, что православные гонят сектантов. Но что говорит Писание? Будет время, (как умствуют штундисты) когда штундисты взгонят православных. Таково толкование и упование сектантов. – Для правильного понимания означенного места, нужно иметь в виду, что апостол убеждает галатов утверждаться в принятом ими благовестии Христовом (5, 1) и не соблазняться распространяемых лжеучителями учением о законе Моисеевом: Сарра с Исааком, по сравнению апостола, означает закон благодати, верующих, Агарь же с Исманлом – закон Моисея, подзаконников.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010