Афанасий, еп. македонский – IV. 12 Афинадор, еп. – II.28 Африкан – II.35 Афродита, миф. – I.17, 18 Ахав, библ. – II.28; III.8 Ахаав (Архан), еп. мемфисский – I.30 Ахаз, библ. – II.37 Ахилл, арианин – I.6 Ахилл, еп. александрийский – I.5, 6 Ахит, диакон – II.23 Аэций, ересиарх – II.35, 37, 45 Аэций, пресвитер – III.25; IV.7, 13; V.24 Барониан, сын имп. Иовиана – III.26; IV.1 Беотий, еп. константинопольский – IV.22 Берил, еп. филадельфийский – III.7 Бонифаций, еп. римский – VII.11 Бризон, евнух – IV.8, 16 Бризон, еп. г. Филиппы во Фракии – VI.18 Будда (Теревинф) – I.22 Вавдон, консул – V.12 Вавила, мученик – III. 18 Вакурий, военачальник – V.25 Вакурий, грузин, князь – I.20 Вакх, миф. – III.23 Валаам – V.17 Валент, еп. мурсийский – I.27, 31, 35; II. 12, 24, 29, 30, 37 Валент, император – III. 13; IV. 1–4, 6, 8–11, 14, 17–19, 21, 23, 25, 26, 32, 33, 35, 37, 38; V.1, 2, 5, 21; VII.25 Валентиниан I, император – III.13; IV.1,2, 10, 11, 29–31 Валентиниан II, император – IV.21, 35, 38; V.2, 11, 18, 25 Валентиниан III, император – VII.24–26, 30, 47 Валериан, император – IV.28 Вараран, сын перс. царя Исдигерда – VII.8, 18 Варв, арианин – VII.6, 30 Варламен, еп. пергамский – III.25 Варнава, библ. – V.22 Варфоломей, ап. – I.19 Василий, еп. анкирский – I.36; II.26, 29, 30, 39, 40, 42; III.25 Василий Великий , еп. кесарийский – IV.11, 23, 26; V.8, 9; V1.3 Василик, еп. – II.40 Васс, консул – VI.23; VII. 1, 34, 37 Ветранион, тиран – II.25, 28 Викентий, пресвитер – I.13 Виктор, военачальник – I.22 Витон, пресвитер – I.13 Вициан, военачальник – VII.18 Вреттаний, еп. македонский – IV. 12 Гай, еп. – II.28 Гаий, арианин – I.6; II.37 Гайна, военачальник – VI.5, 6 Галат, сын имп. Валента – IV.26 Галл, брат Юлиана Отступника – II. 28, 34; III.1 Галла, дочь Валентиниана I – IV.31 Гамарий, военачальник – IV.5 Гарпократион, еп. кинополисский – I.13 Гелоний, еп. македонский – IV. 12 Георгий, еп. александрийский – II. 29, 39, 40; III.l, 3, 4; IV.l Георгий, еп. сиро-лаодикийский – I.24; II.8, 9, 10, 14, 26, 28, 39, 45, 46

http://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholast...

IV, стр. 12, слово 41-е). XI. Евфимий Зигабен : В толк. 8 ст. 108 псалма: «Да будут дни его малы, и епископство (достоинство) его да приимет ин. Скоро, говорит, Иуда умрет, ибо, прожив, на предательстве своем не много, тотчас, по Феодориту, пошел и повесился. А апостольское его достоинство получит, говорит, другой, т. е. Матфей, избранный по жребию вместо Иуды, как повествует верховный Петр о сих словах Давида в Деяниях (1:20); так как апостолы блюстители (епископы) и хранители и пастыри верующих во Христа» (Толк. Псал. стр. 866). XII. Св. священномуч. Киприан: а) «Диаконы должны помнить, что апостолов, то есть, епископов и предстоятелей избрал Сам Господь, а диаконов, по вознесении Господа на небо, поставили апостолы, как служителей своего епископского звания в церкви» (т. I, стр. 81, письмо 4-е). б) См. выше 17-е письмо к падшим, т. I, стр. 64. XIII. Деяния Вселенских Соборов: а) «Если кто защищает Феодора Мопсуестского, говорившего, что иной есть Бог Слово, и иной Христос, и, сверх других бесчисленных богохульств своих, дерзнувшего сказать, что когда Господь по воскресении дунул на учеников и сказал примите Дух Свят ( Ин.20:22 ), то не дал им Духа Святого, а дунул только образно: итак тем, которые когда-либо мудрствовали тоже и, подобно им, до смерти остались в том же нечестии, анафема» (т. V, стр. 202; изд. 3-е, 1889 г.). б) См. тоже т. V, стр. 191. Апостол Иаков был рукоположен Христом во епископа церкви Иерусалимской: а) «Господь вручил Петру попечение о ней верующих..., Иаков получил престол в Иерусалиме» (Благовестник в рус. пер, толк. на Иоанна стр. 484, изд. 1870 г.). б) «Во Иерусалиме Иаков, брат Господень по плоти, от Самого Господа Иисуса Христа рукоположен (кн. о Вере, л. 11). в) Тоже см. л.л. 24 и 107 кн. о Вере. г) «Престол Иакова, который первый епископство над (иерусалимскою церковью получил от Самого Спасителя и апостолов, и которого божественное Писание ( Галат. 1:19 ) нарицает братом Христовым, – сохранился еще доселе» (Церк. ист. Евсевия, кн. 7-я, гл. 19, стр. 388–389). д) «Потом явися (Господь И. Христос) Иакову, – кажется, брату Своему; его, говорит, Он Сам рукоположил и поставит первым епископом в Иерусалиме» (пол. собр. тв. Златоуста, т. X, стр. 389).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

2Кор.12:7 . И за премногая откровения да не превозношуся, дадася ми пакостник плоти, аггел сатанин, да ми пакости деет, да не превозношуся. Слышишь ли? За премногая откровения, говорит. Премногая, разумеется или по числу, то есть, по множеству откровений, или по величеству, то есть, по высоте и величию открываемых вещей, или и по тому и по другому вместе. А из оных откровений известны суть следующие: Видение, которое видел Павел, идя в Дамаск ( Деян.9:3 ): видение в нощи, когда пришел в Троаду ( Деян.18:9 ): явление Господа в видении нощном, когда пребывал в Коринфе: « явление Святаго Духа » ( Деян.20:23 ), свидетельствовавшее то, что ожидают его узы и скорби: откровение, когда молился во храме, и был во исступлении ( Деян.22:17 ): явление Господа, который дерзать ему повелевал против изготовленных на него Иудеями смертоносных бедствий: видение Ангела, когда бедствовал в море ( Деян.27:23 ): и ныне чтенное восхождение его до третияго небесе, и слышание неизреченных глаголов. О пакостнике же плоти и аггеле сатанине некоторые говорят, что сими именами означает Апостол болезнь ушей, или болезнь головную, причиненную ему содействием бесовским. Но сии не имеют на то никакого доказательства (Тертул. о чест. и Иерон. в гл. 4-й посл. к Галат.). Некоторые говорят, что пакостник и аггел сатанин означают многие и тяжкие мучения тела: иные, немощи: а другие, искушения, поношения, нужды, нападения врагов (Кипр. о смертном. Феоф. в он. мест. Феодорит. в он. мест.). Но таковые толкуют вообще и множественно то, что сказано Павлом частно и единственно. Другие пакостника и аггела сатанина приемлют за плотскую похоть (Августин. слово 2-е на 58 Псал.). Но сии, во-первых, обличаются здравым рассудком. Поелику Павел говорит, что пакостник плоти и аггел сатанин дадеся ему, да не превозносится, то есть, да не гордится. Если убо пакостник плоти и аггел сатанин означают похоть плотскую, то отсюда явствует, что Бог исцелял страсть страстию, гордость плотскую похотию, то есть грех другим грехом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

л. 43 об. 1 Н поклонилися. 2 Н възявши. 3 Н толмачю. 4 Н также. 5 Н древяно да. л. 44. 1 Н нет. 2 Н нет. 3 Н городех. 4 Н Царемьградом. 5 Н опознаватися. 6 Н манастырь. 7 Н нет. л. 44 об. 1 Н Хощете. 2 Н поводи. 3 Н царицын. 4 Н гостии. 5 Н греченином. 6 Н Васильем. л. 45. 1 Н Этою. 2 Н тими. 3 Н заблудите. 4 Н туркам. 5 Н ди. 6 Н оне. 7 Н повелел. 8 Н доб. итти. 9 Испр. по Я; в Р Годай. 10 Н пошел. 11 Н пришед. 12 Н туръчанин. 13 Н сюда. 14 Н Василий. л. 45 об. 1 Н попас. 2–3 Н вартя ган. 4 Н нижную. 5 Н верхную. 6 Н видевше. 7 Н другово. 8 Н скребено. 9 Н претворили. л. 46. 1 Н удивляхуся. 2 Н человечю. 3 Н чтоб. 4 Н топерва. 5 Испр. по Н; в Р виддя. 6 Н невместно. 7 Н бусурманами. 8–9 Н дураками ровно. 10 Н наше. 11 Н грехи. 12 Н иныя. 13 Н замуравилися. 14 Н ето. 15 Н нет. л. 46 об. 1 Н турчане. 2 Н из. 3 Н кой. 4 Н из. 5 Н отшедши. 6 Н видели. 7 Н следу. 8 Н нет. 9 Н панъсыр. 10 Н лошади. л. 47. 1 Н бревешко. 2 Н нет. 3 Н врата. 4 Н хочете. л. 47 об. 1 Н бусарман. 2 Н попас. 3 Н свечю. 4 Н тут. 5 Н лисицы. 6 Н волченки. 7 Н слоновую. 8 Н коркодилову. 9 Н диковинки. л. 48. 1–2 Н кои. 3 Н видели. 4 Н собака. 5 Н великую. 6 Н Красную. 7 Н Тут. 8 Н каменные. 9 Н сажен. 10 Н 1 О. л. 48 об. 1 Н таково. 2 Н зеркало. 3 Н посътавлен. 4 Н столъп. 5 Н зезело. 6 Н погнется. 7–8 Испр.; в Р семи он ширикы; в Н земи он ширины. 9 Н сторона. 10 Н сажени. 11 Н полторы. 12 Н кругол. 13 Н шесть. 14 Испр. по Н; в Р иным. Н латинским. л. 49. 1 Н Царьград. 2 Н один. 3 Н стольп. 4 Н доброго. 5 Н нет. 6 Н столъп. 7 Н медно. 8 Н 3. 9 Н зъмиевы. л. 49 об. 1 Н христианскому. 2 Н нет. 3 Н развалинах. 4 Н Черного. 5 Н трехстенной. 6 Н около. л. 50. 1 Н доб. и ворот. 2 Н 1. 3 Н ворота. 4 Н доб. же. 5 Н Галат. 6 Н Чермнаго. 7 Н Грекопе. 8 Н Романовския. 9 Н Кукапейския. 10 Н Архисопе. 11 Н цареви. 12 Н двои. 13 Испр. по Н; в Р моря. 14 Н 7-м. 15 Н Костянтинополь. 16 Н Новый. 17 Н Седмохолмник. 18 Н Станбул. л. 50 об. 1 Н Великий. 2 Н преславный. 3 Н зовиден. 4 Н вселенней. 5 Н посмотришь. 6 Н будто. 7 Н Царъград. 8 Н делан. 9 Н вкруг. 10 Н ево. 11 Н каменем. 12 Н тово. 13 Н кабраблях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Павла к римлянам все посвящено решению вопросов: „какое преимущество быть иудеем, или какая польза от обрезания?» (3, 1), с какою целью дан закон? „неужели от закона грех?» (7, 7), „неужели Бог отверг народ Свой?» (11, 1). — Отношение ветхого завета к новому для римских христиан вопрос животрепещущий не менее, чем для самих иудеев. Следовательно, римская церковь в первую генерацию состояла конечно не из одних иудеев, но главным образом из тех ο σεβ μενοι, οι θεοσεβε ς, из иудейских прозелитов, которых Е. Schurer , Die ältesten Christengemeinden im römischen Reiche, Kiel 1894, 8, метко называет „иудейством второго порядка». Римских христиан апостольского века римский vulgus знал ранее или как иудеев, или как тех „metuentes sabbata», которые „judaicam vivebant vitam». И почему всякого Кая и Сея должно было интересовать, что какой-нибудь „judaeus Apolla» или даже Кварт или Квинт, „unus multorum», „cui septima quaeque fuit lux Ignava», стал посещать не ту „proseucha», в которой видали его прежде? И если даже до слуха толпы долетало прозвание „Nazoraeus», допустим даже — „Christianus»; то ведь в Риме были иудеи не только Statuaevalerianenses, Vicucorvenses, Suburenses, но и γριππ σιοι и Α γουστ σιοι. Почему Christiani и Nazoraei не могли называться так по своим синагогам? почему vulgus должен предполагать в этих словах более глубокую разность, чем в Agrippenses и Augustenses? 17 2. Тим. 4:16: ν τ πρ τη μου πολογ α. 18 Деян. 24:5: υρ ντες γ ρ τ ν νδρα το τον λοιμ ν κα κινο ντα στ α σεις πασιν το ς ουδα οις το ς κατ την ο χουμ νην, πρωτοστ α την τε τ ς τ ν ναζωρα ων α ρ σεως. „Возмущения» иудеев против Павла в нескольких городах Азии и Европы — бесспорный факт; но еще вопрос, муниципальные власти не считали ли более виновными в этих στ α σεις самих иудеев, чем Павла. 19 В борьбе с апостолом иудеи не брезговали и средствами явно бесчестными. Деян. 17:7. Низость клеветы „βασιλ α τερον λ γοντες εναι ησο ν» не могла быть не понятна и самим „ревнителям», ее распускавшим. 20 Галат.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4054...

О толковании Свящ. Писания О сыновстве от Бога О свящ. изображениях О постах и праздниках Гал.4:9–10 . Галаты приняли проповедь о Христе от апостола Павла, оставили язычество и утверждались в христианской вере. Но среди Галат, в отсутствии апостола, появились Иудействующие лжеучители: Гал.1:7 , которые старались унизить ап. Павла и убеждали Галат принимать обрезание и соблюдать закон Моисеев, т. е. чтить праздники и посты не христианские, a иудейские, посему апостол и укоряет Галат за их соращение: Гал.1:6 . Нужно было достигнуть того, чтобы Галаты держались главы – Христа, не обольщаясь и не надмеваясь самовольным и бесполезным служением: Кол.2:18–19 . К праздникам и постам христианским эти слова апостола не могут относиться уже по одному тому, что сам апостол соблюдал посты: 2Кор.6:5; 11:27 , чтил богослужением «первый день недели» (Воскресение): Деян.20:7 , и повелевал не осуждать за праздник: Кол.2:16 . О почитании св. угодников Божиих О добрых делах О законе О духовности О свящ. изображениях О посте и свободе христианской Гал.5:1, 13 . Апостол говорит о свободе христиан от прообразовательного Моисеева закона, напр., от обрезания, кровавых жертв, новомесячий, суббот и прочего: ( Колос.2:11–12 ; Евр.10:4–9 ), но ни слова не говорит здесь об освобождении от постов, которые освятили своими примерами Христос: Мф.4:2; 6:16–18 , и апостолы: 2Кор.6:4–5 . Возвещая свободу, апостол разумеет свободу от закона Моисеева, и эту свободу основывает на подчинении иному высшему закону – закону жизни во Христе и на соучастии в страданиях Его, чрез распятие плоти со страстями и похотями: ст.24. О крещении Об отлучении от церкви грешников О законе любви О поклонении Богу Об обрядах Гал.5:17 . Если прочитаем ст.19–21 этой же главы, то увидим, что под плотью здесь (апостол разумеет не тело человеческое, а греховную склонность человека, его грубую жизнь или, иначе сказать, грехи человеческие. Такое влечение ко греху, противоборствующее стремлению духа к добру, составляет вражду против Бога и препятствует человеку наследовать царствие Божие: Рим.7:23–24 , а потому долг каждого христианина поработить тело духу и вместе с духом представить его (т. е. тело) в жертву святую и благоугодную Господу: Рим.12:1 . Настаивающие на одном духовном поклонении Богу, без всяких видимых обрядов, сами себе противоречат, так как молитвы читают не духом, а плотским языком, преклоняют колена и воздевают руки телесные же, а потому такие люди по слову апостола не разумеют ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают: 1Тим.1:6–7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

1Сол. 1, 10 ; Иак. 5, 7; 8 ; 2Петр. 1, 16; 3, 4. 10; 12 ; 1Кор. 4. 5; 15, 23 ; 2Кор. 7, 7 ; 1Сол. 2, 19; 3, 13; 4, 15; 5, 2. 23 ; 2Сол. 2, 1. 8 ; Мф. 24, 44 ; Апок. 3, 11; 4, 8; 22, 12. 20 ), Его царствию не будет конца ( Лук. 1, 33 ); И в Духа Святаго ( Мф. 28, 19; 3, 16 ; Марк. 1, 10 ; Лук. 3, 21 ; Ин. 1, 32 ; Мф. 1, 18. 20; 12, 28. 32 ; Марк. 3, 28 . Лук. 12, 10 . Мф. 10, 20 . Лук. 12, 12 ; Ин. 14, 16. 17. 26; 15, 26; 16, 7–15; 20, 22 ; 1Петр. 1, 12; 4, 14 ; 2Петр. 1, 21 ; 1Ин. 3, 24, 4, 13; 5, 6. 7 ; Иуд. 1, 20 ; Апок. 2. 7, 12. 17. 29; 3, 6. 13. 22; 14. 13; ; Kop. 2, 10. 11. 12. 13. 14; 3, 16; 6, 11. 17. 19; 7, 40; 8, 6; 12, 3. 8. 9. 11. 13; 14, 2; 2 Kop. 5, 5; 6, 6; 13, 13; Галат. 3, 5; 4, 6 ; Ефес. 3, 5; 4, 4; 30 ; Филип. 1, 19. 27 ; 1Сол. 4, 8 ; 1Тим. 3, 16; 4, 1 ; Тит. 3, 5 ; Евр. 2, 4; 3, 7; 6, 4; 9, 14; 10, 15 ), Господа животворящаго (2 Kop. 3, 17; Деян. 5, 3. 4 ; Рим. 4, 17; 8, 11 ; 1Кор. 15, 45 ), Иже от Отца исходящаго ( Ин. 15 ), Иже со Отцем и Сыном спокланяема и славима ( Мф. 28, 19 ; 1Ин. 5, 7 ; Мф. 3, 16–17 ), глаголавшаго пророки ( 2Петр. 1, 21 ; 1Петр. 1, 10. 11 ). Во едину святую, соборную и апостольскую церковь ( Мф. 16, 18; 18, 17 ; 1Пет. 2, 4–8; 1 Кор, 3, 10–12; 12, 28; 14, 4. 12; Ефес. 1, 22; 5, 23. 25–27; 4, 10–13 ; 2Кор. 6, 16; 8, 1 .; Филип. 3, 6 ; Колос. 1. 18. 24 ; 2Сол. 2, 4 ; 1Тим. 3, 15 и др.)... Исповедуем едино крещение во оставление грехов ( Ин. 3, 3. 4 ; Мф. 28, 19 ; Марк 16, 16 ; Деян. 2, 38; 10, 47. 48 ; Ефес. 4, 5 ; 1Петр. 3, 21 ; Рим. 6, 3. 4 ; 1Кор. 12, 13 ; Галат. 3, 27 ; Колос. 2, 12 ). Чаем воскресения мертвых ( Мф. 22, 32 : Марк 12, 26 ; Лук. 20, 37 ; Ин. 5, 25; 28, 11, 25–26 .; 6, 40, 54; Рим. 6, 5 ; 1Кор. 15, 12. 13. 21. 42 ; Филип. 3, 11 ; Евр. 6, 2; 11, 19, 35 ) и жизни будущаго века ( Ин. 3, 16; 36; 4, 14 ; Ефес. 1, 21; 2, 7 ; Евр. 6, 5 ; Рим. 2, 7. 5, 21; 6, 2; 7, 10 ; Гал. 6, 8 ; 1Тим. 4, 8 ; Евр. 7, 16 ; 1Ин. 1, 2; 2, 25; 3, 14; 5, 11; 13, 20 и мн. др.). Проверив указанные нами цитаты, читатель, конечно, сам увидит, что Никейский символ веры не только вполне согласен с учением новозаветного Откровения, но даже изложен словами и изречениями новозаветных писаний; поэтому, когда Толстой утверждает, что нагорная проповедь несоединима с Никейским символом веры , то этим он утверждает уже и то, что нагорная проповедь Спасителя находится в непримиримом противоречии со всем новозаветным Откровением, с учением Иисуса Христа и апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

«Нас’а», взял, употребляется в применении и к материальным предметам, вещам ( 6; 28. 15; 10, 38; 16, 24), и к лицам ( ; Иоанн. 18, 3; 19, 27), и к духовным предметам (Иоанн. 20, 20; Деян. 1, 8; 2, 33; 10, 47 ; Иоанн. 16, 14. 15; 10, 17. 18; 2Петр. 1, 17 ; Галат. 1, 12 ). Правовой момент в этом «взял» колеблется между «отбирать» ( Матф. 25, 28 ), «взимать» ( Матф. 17, 24. 25 ), с одной стороны, и «получат» ( Матф. 7, 8, 19, 29 ; Галат. 1, 12 ; Деян. 2, 38; 10, 47; 22, 5 [ παρ’ ν καπιστολς  δεξμενος], 1, Петр. 1, 9 [ κομιζμενοι]; 4,10) с другой. – Поэтому в эфиопском неизбежно неясно, почему Кир λαβεν св. крест у Иоанна: поднес ли Иоанн этот крест в дар папе, или же Кир  κομσατο τν  γιον σταυρν, получил св. крест от Иоанна потому, что этому последнему его только затем и вручили, чтобы он передал его папе александрийскому? – В позднейшие века в Византии было почти обычно, что лица, имевшие основания опасаться, что их жизни угрожает опасность от византийской же власти, просили у государя, чтобы он прислал им крест в удостоверение их безопасности. В 840 г. Θεφιλος (император) Θεδωρον τνπσκοπον, τν λεγμενον Κρθινον,.... προσκαλεσμενος κα δος τ  διον φυλακτν,  πστειλεν ες Σικελαν δοναι λγον  παθεας τ A­ λες ( τ Μωσηλ, зятю императора Феофила) κα  γαγεν  ν τ πλει πρς ατν, – сверх того δος  νυπγραφον λγον A­ λεξι. – Γεωργου μοναχο χρονικν, ed. Ε. de Muralto, С.-Петербург 1859, стр. 704,  10 26 . Для выяснения смысла слова φυλακτν ср. Theophan. 380, 18 24. de Boor, 582. 583 Bonn.: овладев Константинополем (осенью 711 г.), Филиппик Вардан немедленно, εθως, послал убить Тиверия (сына низверженного императора Юстиниана II Риногмита), искавшего убежища во Влахернах. Κα μν Μαρος μα το ηθντος Στροθου  ν Βλαχρναις πορευτες ε ρε τν Τιβριον κρατοντα τ μι χειρ τ κιονκιον τς  γας τραπζης το θυσιαστηρου τς θεομτορος, κα τ  τρ τ τμια ξλα κα  ν τ τραχλ φυλακτ . . . εσελθ ν Στροθος νδον το βματος, β  φρπασεν ατν κα τ μν τμια ξλα  ξ  ατο ρας  πνω τς τραπζης  πθηκεν, τ δ φυλακτ ες τν διον προσρτησε τρχηλον.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Не оскверняется и храм иерусалимский тем, что там рядом с изображениями св. ангелов – херувимов, были выделаны и статуи различных тварей ( 3Цар. 7:25–29,36 ; Иезек. 41:17–20). Когда царь Ахаз очистил храм от некоторых из этих статуй, то тем самым он сделал неугодное Богу ( 4Цар. 16:2–27 ). Что касается почитания нарисованных на иконах тварей, то, разумеется, никто из православных не почитает их, помещают же их на иконах для наглядности и ради соблюдения исторической истины на иконах. Во время входа Господня в Иерусалим, люди, встречавшие Иисуса Христа, подстилали одежды свои и устилали древесными ветвями дорогу, по которой Спаситель ехал на осляти. И никто, даже сектант, не станет говорить, что такое почитание проявлялось населением Иерусалима тому осляти, на котором ехал Христос Господь; напротив, каждый понимает, что таким способом проявлялось уважение только ко Христу Спасителю ( Мф. 21:7–9 ). Если кто из православных, из-за своей неосведомленности проявляет почитание не к святому, а к твари, то это он делает вопреки учению Православной Церкви и требованиям пастырей церковных. Такие люди «слепые», а потому и греха на себе не имеют ( Иоан. 9:41 ; смотр. 15, 22). е) Это ничуть не унижает св. икон, так же, как не унизило Христа Спасителя насмеяние Его врагов на суде и на Голгофе ( Мф. 27:41–50 ; сравн. Мф.12:23–28 ), как не унизили телесные страдания разных мучеников ( Евр. 11:36–38 ). Это наиглавнейшая мудрствования сектантов против почитания св. икон. Они, как следствие неосведомленности и непонимания, нисколько не подрывают взглядов Православной Церкви на почитание святых икон. Тексты Св. Писания, на которых сектанты пытаются обосновать свое лжеучение о почитании икон: Исх. 33:20–23 ; Втор. 4:12–15 ; Иоан. 4:12 ; 1Тим. 6:16 ; Евр. 9:5 ; Исх. 20:3–5 ; Лев. 19:4, 26:1 ; Втор. 4:12–28, 5:8, 7:25–26, 27:15 ; Псал. 113:12–16, 134:15–17 ; Прем. Сол. 13:1–15, 19; Исаии 2: 18–20, 17:8, 40:19–20, 44:9–20, 46:6–7; Иерем. 2:26–28, 10:2–5; Иезек. 8:5–12; Захар. 13:2 ; Деян. 17:29, 19:26 , 1Иоан. 5:21 ; Рим. 1:21– 23 ; 1Кор. 8:4–7 ; Галат. 4: 8 ; Откр. 9:20 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

(16). Кто были братья, обрадовавшие Апостола Иоанна засвидетельствованием верности Гайевой, – см. в примеч. к 7-му ст. – Засвидетельствовали о твоей верности – (μαρτυροντων σου τ ληϑεα – см. славянский текст (17) «об истине твоей»; следовательно здесь речь не об истине только внешней (обективной), или истине Евангельской и не о чистоте веры Гайя (18), но об истине внутренней (субективной), о жизни, возрожденной Божественною Истиною или жизни в Истине. (См. примеч. ко 2 ст. 2-го посл. Иоан.). – Свидетельство о проявлениях воспринятой Небесной Истины во всех делах и мыслях Гайя, свидетельство о христианском совершенстве всей жизни Гайя, (не щедрость только и странноприимство Гайя восхваляет здесь, как в 5 ст. – не liberalitas, как утверждают некоторые, напр. Lorinus). – Как ты ходишь в истине: (см. в примеч. к 4 ст. 2-го посл. Иоан.): т. е. вот именно о чем засвидетельствовали братья: – объяснение выражения: братьям свидетельствующим твою истину. См. 4 ст. (19). д. Больши с не имамъ радости, да слыш мо чада во истин ходща. ( 1Сол. 3, 9 . Филим. 10 . Галат. 4, 15 ). 4. Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине. 4 . Для меня нет большей радости (20): наибольшей сего не имею радости. «Выражение «наибольшей» (μειζοτραν) несогласно с изяществом греческого языка; ибо к приращению (μεζονα) прибавлено еще приращение (μειζοτραν)» (Феофилакт); но чрез это дается особенная сила изречению, этим указывается невыразимость чувства», наполняющего сердце Апостола Любви. Подобною формою выражения, в ущерб чистоты языка (Doppelkomparativ), пользовался иногда Ап. Павел: так глубочайшее смирение заставляло его говорить о себе: мне наименьшему из всех святых дана благодать (21) и проч. (Эфес. 3, 8). Такой образ выражения – принадлежность собственно языка классической поэзии (22); следовательно, образ выражения возвышенный и принадлежность речи возвышающейся над обыкновенными формами языка. – Как слышать (να κοω, да слышу слав. текст): – слова указывающие непременное желание Иоанна слышать о хождении в истине детей своих и особенную заботливость об этом (23).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010