АНГЕЛ. Вот теперь ты постигла истину. Блаженны сии твои желания! Сие «не плоть и кровь открыли тебе» , но Дух Отца, «Сущий на небесах» (Матф. 16:17). Исполненный сим Духом и Апостол Павел говорит: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2:19, 20). Внимай: Божественная любовь приводит в исступление, изменяя душевное расположение любителей своих, и не оставляет их быть самовластными, но совершенно претворяет в то, что они любят (Дионис. Ареопагит. о имен. Бож. Гл. 4). Таковая любовь Христа Господа к вам соделала то, что Он ради вас Сам «Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Фил.2:7); а потом ради человека и распялся. Так и Св. Павел, возгоревшись Божественною любовью, в восторге соделавшись причастником ее, и как истинный любитель, быв восхищен умом, сказал; «уже не я живу, но живет во мне Христос». Смотри, какой высоты жизни он достиг, и удивляйся блаженной его душе. Всего себя предав кресту и Господу, и творя все по Его воле, не сказал: живу Христу, но что гораздо выше: «живет во мне Христос» (Иоанн Златоуст, на Посл. Галат. гл. 2). СТАВРОФИЛА. Удивляюсь, как он говорит: живу, и живу не я, но живет во мне Христос. Это как будто одно другому противоречит: жив и не живу? АНГЕЛ. Для тебя это непонятно. Подобие объяснит тебе сие. Ветвь, отрезанная от природного своего дерева и привитая к другому, для первобытного своего совершенно умирает, и живет только во втором, к которому привита, и от него получает жизнь и силу. Подобным образом, кто прививается к Господу и крестному древу, тот умирает для прежней мирской своей жизни, и от Него Единого принимая силу благодати и добродетели, живет в Нем новою жизнью. Такова была жизнь Св. Апостола Павла: он жил не в себе самом, но во Христе, и Христос жил в нем; ибо умершиий миру пребывает в любви; а «пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин.4:16). В святом Павле не жили уже ни естество, ни похоть, ни своя воля; в нем жил только Христос Господь, Который Своею благодатью укреплял, возбуждал и двигал его ко всякому благому делу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

Итак, рассмотрим текстологические материалы преп. Максима. Всего мы изучаем три суждения преподобного, и каждому посвящен свой раздел. Случай парономии: ekkлucia versus ekkлice В списках славяно-русского Апостола, сохранивших древнейшую редакцию, стих Гал.4:17 читается: завидитъ вамь не добр н цркви вамь хочетъ дареноуете 753 (цитируем по Карпинскому апостолу (Рассуждения 1896: 587); примерно так же в апостолах Степченском, Шишатовацком и в других). Максим не просто замечает ошибку, но и выявляет причины ее появления: же пословиц дв без мала подобн соущ межи себе: ова[% %]oy6w ekkлucia 754 , и внимай прилжн писменемъ имиже пиштс, толкоуетъ же с црковь, а друга ekkлike 755 ,[% %]еже есть вн цркве кого затворити 756 , исте же рещи лучити. писано же есть в послани стаго ап(с)ла павла еже к галат(м)» «ревноують вамъ недобра, но лучити васъ хоттъ». Преводници же мекноувшес пословицъ вмст еже «лучити васъ хоттъ» – «цркви васъ хотть» преведоша вамъ на оудачю, не раземотривше ни силу разума ап(с)льскаго ни писменъ»[%.%] (Здесь и далее курсив всегда мой. – Е.В.) Действительно, по-гречески строка, которую разбирает Максим Грек , прочитывается так: ζηλοσιν μς ο καλς λλ κκλεσαι μς θλουσιν. Мы подчеркнули слово, вызвавшее путаницу в сознании переводчика: глагол редкий 757 , и не удивительно, что он не был распознан, а принят за одну из форм значительно более частотной лексемы κκλησα. « церковь ». Согласно историческому контексту, галаты, принявшие христианство , впали в искушение от иудействующих, т.е. сторонников соблюдения христианами наиболее важных иудейских законов – например обрезания ( Гал.5:2–3 758 ) и праздников ( Гал.4:10 759 ). Обличая лжеучителей, ап. Павел подозревал, что они желали оторвать галатов от полного общения с другими христианскими церквами из язычников (в которых ветхозаветные законы не соблюдались). Как бы то ни было, слав, версия, которую критикует преподобный, на самом деле совершенно бессмысленна. Возможность ее неоднократного тиражирования объясняется типичным для древней славянской книжности феноменом атомизма слова 760 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Общее содержание послания следующее: после начального приветствия (1, 1. 2) Апостол прежде всего прославляет явившееся во Христе спасение, которое испытывали еще Пророки и в которое желают проникнуть Ангелы, и которое возвышается над всеми страданиями этого времени (1, 3–12). Это спасение побуждает христиан, как искупленных кровью Христа, к полной сердечной преданности Богу и к освящению веры, как возрожденных – к очищению, к возрастанию, к общему утверждению во Христе, к добродетельной жизни между язычниками, к покорности начальству, господам, супругам, к любви к братьям и ко врагам (1, 13–3:17). Как Христос пострадал за всех, и жив теперь Для живых и мертвых, чтобы судить всех (3, 18–4:7): то все должны бодрствовать и терпеливо переносить страдания (4, 8–19). Апостол заключает послание особенным увещанием пастырей и учителей, юношей и всех к смирению, вере, бодрствованию (5, 1–11) и приветствием (5, 12–14). Особенно заметно это сходство 1-го посл. Петра с посланиями к Ефесеям и к Римлянам; ср. особенно 1Петр. 1, 3 . с Ефес. 1, 3; 14 . Ефес. 2, 3; 2, 18. Ефес. 6, 5; 3, 1 . Ефес. 5. 22; 5, 5 . Ефес. 5. 21. 1 . Петр 2, 5. Римл. 12, 1; 2, 6 . Римл. 9, 25. 32; 2, 13 Римл. 13, 1–4; 3, 9 . Римл. 12, 17; 4, 10 Римл. 12. 6. 5, 1 . Римл. 8, 18 ; потом 1Петр. 2, 1 . с Колос. 3, 8 ; 1Петр. 2, 10 . Галат. 5, 13 ; 1Петр. 4, 9 . Фил. 2, 14 ; 1Петр. 5, 8. 1 . Сол. 5, 6; 1. Петра 5, 14. 1Кор. 16, 20 . (ср. Римл. 16, 16; 1 Содун. 5, 26.) Если Weiss (Der Petrinische Lehrbegriff 1756) такое сходство посланий Петра и Павла совершенно отрицает, или в местах посланий к Римл. и Ефес. видит ссылки Павла на Петра, посланием которого Павел будто бы пользовался: то это есть игра богословская произвола в истории Петра и Павла. Но как ни естественно в этих указаниях Петра на Апостола Павла видеть указания намеренные, тем не менее однако же бесспорно, что и без намерения могло произойти сходство посланий. Иное в посланий, согласное с понятиями, находящимися в Павловых посланиях, составляет только обще христианские основные понятия, которые у Петра для нас тем менее неожиданны, чем ревностнее и решительнее действующие мы видим его на апостольском соборе в Иерусалиме согласно с мнениями Апостола Павла, и чем яснее мы видим Павла в послании к Галатам признающие свое согласие с Петром. Сходство усиливалось еще естественно одинаковым толкованием и применением Ветхого Завета, одинаковым положением христианских обществ, которое подавало повод к одинаковым увещаниям и предостережениям, однообразием новохристианского греческого диалекта и т.д., и верно то, что замечает Тирш Die Kirche im apostol Zeitalter s. 205: «так как Петр в самом познании божественных тайн иному научился от Павла, то и на его учительные послания могли иметь влияние письменные труды Апостола языков». Все это с другой стороны не исключает вероятности отчасти преднамеренного указания в посланиях Апостола Петра на послания Апостола Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

Сия да блюдет пресвитер: 1) Исповеданного греха никому да не откроет, ниже да наметит в генеральных словах, или других каких приметах, но точию как вещь запечатленную держит у себе, вечному предав молчанию: в противном же случае подвергает себя пресвитер жестокому суду. 2) Да не гордится пресвитер над исповедавшим грехи, ведая то, что он не судия есть исповедающемуся, но только свидетель покаяния его, и слуга определенный нарочно служити спасению человеческому, 2Кор.4:5 , и что человек согрешающий единому Богу согрешает, Псал.50:5 , и кающийся от единого Бога прощение приемлет, Марка 2:7 . Пресвитер же един только просредственник, чрез которого Бог действует. 3) Да помышляет о власти своей, что она есть духовная, а не мирская, Ин.18:36 , в служении, а не в господствовании состоящая: Мф.20:25–27 ., а потому долженствует употреблять ее со всяким смиренномудрием и слезами, Деян. 20:19 ., со всякою тихостью, 2Тим.2:24–25 ., к созиданию, а не разорению, 2Кор.3:8. 4 ) Посему следует пресвитером не гордитися, но молитися Господеви о исповедавшихся, и болезновать сердцем день и нощь, Дóндеже вообразитися в них Христос, Галат.4:9 . И вселится верою в сердца их. Ефес.3:17 . 105 Чего для все силы свои и меры да употребляют, свидетельства им словом и делом покаяние к Богу, и веру во Христа Иисуса, чтоб они впредь не возвращалися на прежние грехи 106 : но были бы уже сосуды в честь освящены и благопотребны владыце, на всякое дело благое уготованы. 2Тим.2:21. 5 ) От такового рассуждения ясно может всдеть всяк, что очень худо поступают те прсвитеры, кои, сердясь на кого из прихожан, за что бы то ни было, лишают причастия Святых Тайн 107 , или не допущают лобызать честного Креста в церкви, когда прочии все невозбранно лобызают, или не дают антидору пришедшему взятии или другого какого обряда церковного, коего все прочии участни суть, некоторых лишают. Таковые пресвитеры весьма грешат, понеже всеми таковыми действиями безучастия имя Божие: вещи бо святые, преданные нам в знамение получаемые благодати Божия, в таких случаях ставятся орудием злобы скверного прибытка.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Чтобы еще теснее обозначить связь Церкви с ее Основателем Христом. Свящ. Писание называет также Церковь телом Христовым ( Кол.1:24 ), показывает, что отношение между Христом и Церковью такое тесное, как между телом человека и его душою. Такое близкое отношение Церкви к сердцу Спасителя, приобретшего ее Своею Кровью и направляющая ее к духовному союзу с Собою, дает ей право на наименование невесты Христовой (Апокалипс.21:9; Ефес.5:23 ). Обращая, далее, внимание на то, что Церковь заботится о спасении душ своих членов так, как любящая мать заботится о своих детях, святой апостол Павел называет Церковь матерью верующих ( Галат.4:26 ). В частности, по присутствию в Церкви благодати, которая подается верующим, Церковь называется царствием Божьим ( Мф.4:17 ), и притом благодатным. Как общество малое по своему началу, Церковь называется в притчах Спасителя, зерном горчичным и закваской ( Мф.13:31–33 ). Общее между этими двумя приточными образами то, что тот и другой указывают на малое и скудное начало, постепенное усиление и конечное чудесное распространение Церкви, но каждый из них имеет свою особенность. Первый образ представляет Церковь (царство Божье), которая приходит неприметным образом: последний же знаменует ту же самую Церковь (т. е. царство Божье), но уже явно распространенную и не могущую быть сокрытою. Первый образ объясняет тайну внутреннего, а последний внешнего распространения Церкви. Как царство Божье, привлекающее к себе людей различной нравственной состоятельности, Церковь называется в притче, же Спасителя, неводом ( Мф.13:47 ); этот, приточный образ указывает собственно на конечное завершение Церкви, когда в будущем Бог отделит добродетельных от порочных. Наконец, в смысле общества христиан, окруженного видимыми и невидимыми врагами и ведущая борьбу с ними при помощи Христа, Церковь по всей справедливости называется воинствующею, о чем замечено уже выше. Богоучрежденная иерархия; степени ее и их различие между собою Всякое общество, преследующее известные цели, для правильного течения жизни должно непременно иметь определенное внешнее устройство.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/osn...

12 Между вторыми положить можно учение о представлении праведных и нечестивых: последних в погибель, первых в живот вечный. О оправдании ветхозаветных, и прочая. 14 Да будут словеса сия в сердце твоем, и накажещи ими сыны Твоя. Второзак.6:7. Да слышиши слово от уст моих, и воспретиши им от мене. Того же Иезек.3:17. Шестого вселен.собора правило 19 повелевает народ учить на благоверие от святого писания. Сюда надлежит Лаодик. собора правило 16. Святой Афанасий великий , в 39 послании праздничном при конце, по исчислении Ветхого и Нового Завета книг. Сии, сказывает книги суть источницы спасения: от сих, аще кто жаждет, да почерпает словеса Божия: в сих единых учение правоверия благовествуется: никто же к сим да приложит что, ниже да отиметь. От сих Господь саддукеев посрамил глаголя: прельщается не ведущее писания. Иудеев же научал: испытайте писания. 15 Чтоб мы слово наше подкрепляли словом Божиим, все места в Новом Завете приводимые из Ветхого во утверждение глаголемым, сему нас научают. Святой Василий великий в кратких правилах на первый вопрос: можно ли, или полезно ли есть делать что доброе, или говорить, или мыслить самому от себя без свидетельства богодухновенного писания; ответствует так: есть ли Господь наш Иисус Христос сказал о Духе Святом, что не о себе гаголати имать, но елика аще услышать, глаголати имать, о себе же самом так сказал: не может Сын творити о себе ничесоже. И паки: аз о себе не глаголах, но пославый мя Отец, той мне заповедь даде, что реку, и что возглаголю, и прочая. Из коих словес великий сей церковный учитель заключает, чтоб мы. И паче, которые всегда требуем Святого Духа, яко наставника и учителя на путь истины и разум наш и слова, и дела на словесах Божиих утверждали. Тот учитель, нравоучений своих в 26 правиле, в первой главе: надлежит, сказывает Он, учителю всякое слово, или вещь утверждать свидетельством богодухновенного писания, в совершенное утверждение истины, в посрамление же неправды. 16 Что надобно нас всякое учение относить до слова Божия, научает каждого следующее доказательство: вся искушайте, добрая держите, от всякие вещи злые отгребайтеся. 1Сол.5:21,22 . Не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть: яко мнози лжепророцы изыдоша в мир. 1Иоанн.4:1. Аще мы, или ангел с небесе благовестить вам паче, еже благовестихом анафема до будет. Галат.1:8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Два сына и две дочери пресвитеров Готф. из 26 мучч. 4в. 26 марта. Три сына Феодотии, мученицы Вифинской при Диоклетиане, пострад. с матерью. 29 июля и 22 дек. Три отрока Иоанна, царя Персидского, мучч. 9в., с Феодором еп. Едесским. 9 июля. Три протектора, мучч. при Диоклетиане, с Феотихом. 14 дек. Три девы мученицы. 20 ноября. Три жены мучч., постр. в Антиохии Писид. при Севере (193–211), с священномуч. Харалампием. 10 февр. Три св. жены, в горе пустынной обретенные. 10 сент. 5      мучч. в Дамаске, с Кесарием и Дасием. 1 ноября. 6      мучч. от Арриана, с Савином Егип. 16 марта. 7 братий Маккавей и иные многие, мучч. ветхозаветные при Антиохе Епифане. 1 авг. 7 отроков братий, мучч. Егип., с Иулианом и Василиссой. 8 янв. 7 воинов, мучч. Финик. при Диоклетиане, с Ананией пресв. 26 янв. 7 учителей христианских, мучч. Егип. при Максимиане, с Уаром. 19      окт. 7 жен, мучч. Севастийских в 303 г., с Иринархом. 28 ноября. 7 жен мучч. и 2 отрока, пострад. с священномуч. Власием, еп. Севаст. при Ликинии (316). 11 февр. 10      мучч., учеников еп. Афиногена, пострадавших с ним при Декии. 16 июля. 13      мучч. Александр. при Декии, с Фавстом пресв. 6 сент. 13 мучч. с Трофимом и Феофилом при Диоклет. 23 июля. 14 мучч. Итал. при Ликинии, с Алфием и др. 10 мая. 17 пустынников, пострадавших от Авенира, царя Инд. 27 ноября. 19      мучч. из домочадцев муч. Ипполита, с Конкордией. 13 авг. 20      мучч. Римских около 268 г., с еп. Ипполитом. 30 янв. 20 воинов, мучч. Егип., с Иулианом и Василиссой. 8 янв. 23 мучч. Никомид., с Адрианом и Наталией, при Максимиане. 26 авг. 30 мучч. воинов, пострадавших в Никее с Марком пастырем. 28 сент. 36      иноков зовийских, мучч. от Сарацин (780–790), с Михаилом игум. 1 окт. 37      мучч. в Филиппополе Фракийском при Иулиане, с Севиром и Мемноном. 20 авг. 37 мучениц, инокинь дев, пострадавших в Армении от Тиридата (Рипсиния и др.). 30 сент. 40 мучч. Африк. при Декии, с Терентием. 10 апр. 40 мучч. Галат. прп Диоклетиане, с Иулианом. 12 сент. 40 мучч., с Силваном, еп. Газским в 311. 4 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Он говорит что Евангелие, которое он проповедует, принято им не от людей, и не сам он придумал его, а научен ему самим Господом (1:11–16). Что от других Апостолов, или вообще верующих, научиться этому Евангелию он не мог, как видно и из обстоятельств его жизни, и все-таки Евангелие его принято и Апостолами и Церковью, следовательно, оно – истинное (1:17–24). Что учит он нисколько не разно с прочими Апостолами, они сами дали ему и Варнаве согласие на это учение (2:1–10), что он нисколько не применялся к другим, напротив, прямо пошел против самого Петра, когда увидел, что тот действует не согласно с Евангелием (2:11–21). Все это он делает с той целью, чтобы восстановить в сердцах галат убеждение, что Евангелие, им проповеданное, есть Богом откровенное ему, и потому непреложно истинное, и изменяемо быть не может (Златоуст). I . О непосредственном откровении Евангели я святому Апостолу Павлу Самим Господом (1:11– 16) Что святой Павел непосредственно от Самого Господа принял откровение Евангелия, это он доказывает своими личностью, совестью, честью (1:11–12) и подтверждает свидетельством других, которые могут подтвердить внезапность его перемены из гонителя в защитника Христова Евангелия (1:13–16). А). Первое доказательство о принятии Апостолом Евангелия от Самого Бога (1:11–12) 1:11–12. Святой Павел своим апостольским авторитетом – возвещаю (в слав. сказую) (ср. 1Кор. 15:1 ; 2Кор. 13:3 ), удостоверяет Галатийскую братию, что то Евангелие, которое он благовествовал им, не есть человеческое, не под силу человеку, и ожидать нельзя, чтобы человек умом своим мог придумать его. Но оно не только не человеческое измышление, но и будучи Божественным, дошло до него не чрез какого-либо человека, а он, как и прочие Апостолы, самовидцы, прямо получил его, и научился ему от Самого Господа Иисуса Христа через откровение. Когда были эти откровения Евангелия святому Павлу, он здесь не говорит, но в других посланиях он говорит, что восхищен был до третьего неба и слышал там глаголы (см. 2Кор. 12:4 ). О втором пришествии Христовом он говорит словом Господним ( 1Фес. 4:15 ). О тайной вечери говорит так, как принял сам от Господа (см. 1Кор. 11:23 ). Судя по этому и там, где он пред изложением существа Евангелия говорит что и сам принял ( 1Кор. 15:3 ), надо разуметь, что это он принял от Господа. Все такие указания обязывают нас признать, что все Евангелие во всем своем составе было открыто святому Павлу непосредственно Самим Господом, и что следовательно, он есть полный непосредственный ученик Господа, как и все первейшие Апостолы – самовидцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Они не могут избежать " мнения " , как это объясняет упомянутый старец Василий в предисловии к книге святого Григория Синаита, ссылаясь преимущественно на писания преподобных, этого Григория и Симеона, Нового Богослова. Признак вкравшегося " мнения " вынаруживается в подвижниках тем, когда они думают о себе, что проводят внимательную жизнь, часто от гордости презирают других, говорят худо о них, поставляют себя достойными, по мнению своему, быть пастырями овец и руководителями их, уподобляясь слепцу, берущемуся указывать путь другим слепцам [ 27 ]. Устное и гласное моление тогда плодоносно, когда оно сопряжено со вниманием, что встречается очень редко, потому что вниманию научаемся преимущественно при упражнении молитвою Иисусовою [ 28 ]. 2 Кор. I, 8, 9. 1 Кор. IV, 7. Матф. V, 3. 2 Кор. X, 4. 5. Фантазии. Подражание Фомы Кемпииского, книга 2, гл. 8. Подражание Фомы Кемпийского книга 3, гл. 1. Подражание, книга 3. гл. 3. 2 Тим. III, 8. На всеобщее обозрение. – Прим. сост. Лук. XVIII, 7. Житие Феофила, Пимена болезненного, Иоанна Многострадального. Патерик Печерский. Святой Исаак Сирский. Слово 55. Матф. IX, 17. Лук. XVIII, 11. Стран. XXXVII. " Подражание " при первоначальном появлении своем, было осуждено даже своей Латинской Церковью, и преследовалось Инквизицией. Преследование прекращено впоследствии, и обратилось в покровительство, когда усмотрено, что книга служит хорошим орудием для пропаганды в среде людей, утративших истинное понимание христианства и сохранивших к нему поверхностное отношение. Под именем папской пропаганды разумеется распространение того понятия о Папе, которое Папа желает внушить о себе человечеству, то есть, понятие о верховной, самодержавной, неограниченной власти Папы над миром. Пропаганда, имея это целью, мало обращает внимания на качество учения, преподаваемого ею, для нее на руку все, что содействует цели ее – даже вера во Христа без оставления веры в идолов. Галат. V, 24. Восторженное изречение произнесено на французском языке, столько способном для сцены: " Elle aimait Dieu avec passion; elle ne pemsait qu " a Dieu; elle ne voyait que Dieu; elle ne lisait que l " Evangile et l " Imitation qui est un second Evangile " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1453...

Правом отлучать вредных и опасных членов, предоставленным церковной власти Главою Церкви – Спасителем ( Мф.18:15–17 ), эта власть не только не злоупотребляла, но и не пользовалась им в той мере и силе, в какой могла бы. В первоначальной апостольской церкви отмечается случай отлучения от церкви, допущенный св. апостолом Павлом по отношению к одному упорному грешнику жителю г. Коринфа; отлучение было временное; когда он исправился в нравственном отношении, то снова был принят в общение с христианами. Коринфского грешника ап. Павел подверг отлучению за безнравственную жизнь 4 . По такому же отлучению апостол подверг двух христиан-еретиков за превратное учение (2Коринф.11, 5, 16; 1Тим.1:20 ). Из дальнейшей истории последних отлученных неизвестно, были ли снова они в обществе христиан, или остались навсегда отлученными, т.е. нераскаянными отступниками. По примеру ап. Павла и других апостолов, совершалось отлучение и в первенствующей церкви. По отношению к отлученным употреблялось слово «анафема»; оно выражало собою решительное и явное извержение недостойного члена церкви из состава последней, в отличие от отлучения малого и временного, имевшего целью исправление падшего, но не упорного грешника. Чтобы указать надлежащее значение слова анафема, достаточно припомнить два места из посланий св. Павла, в которых он говорить об отлучении в значении полного разрыва нераскаянного грешника с обществом христиан правоверных. В первом ( Галат. 1, 8–9 ; 1Крф. 12:3) отлучение с именем анафема употребил апостол по отношению к тем, кто не так учил о Иисусе Христе, как учили апостолы; в втором он употребил означенное слово по отношению к тем, кто не любит Господа Иисуса Христа (1Коринф, 16:22). По мнению м. Филарета и друг. отлучение и анафема не всегда тождественны; есть случаи, в которых определяется отлучение, но не произносится анафема. По примеру же апостолов, св. церковь , как первенствующая, так и последующая, допускала и произносила анафематствование неохотно и весьма редко, т. е., тогда, когда употребленные ею все возможные средства к уврачеванию и исправлению великого грешника оказывались напрасными и недействительными. Во избежание случаев превышения и злоупотребления церковною властью в деле отлучения, могшего соединяться с лишениями гражданской чести и правоспособности, греческое правительство в VIII веке запретило епископам и священникам отлучать кого бы то ни было без объяснения и объявления причины, по которой тот должен быть отлучен, согласно церковным правилам. Подобные требования и запрещения со стороны гражданской власти были приняты и в русской церкви 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010